Коллектив авторов Скачать epub pdf Глава 6 – Праздники и Посты Православные праздники Православные праздники имеют несколько степеней торжественности. Пасха – праздник праздников. Главные праздники года (их двенадцать, и называются они поэтому двунадесятые): Рождество Христово, Крещение Господне, или Богоявление, Сретение, Благовещение, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Праздник Святой Троицы, Преображение Господне, Успение Богородицы, Рождество Богородицы, Воздвижение Креста Господня, Введение во храм Богородицы. Другая степень – великие праздники. К ним относятся: Обрезание Господне, собор апостолов Петра и Павла, Покров Богородицы, собор Архангела Михаила, память святителя Николая и другие. Множество праздников связаны с именами святых. Из них одни более торжественны, другие менее. Это зависит от национальных и исторических причин. Также много праздников в Русской Православной Церкви в честь Богородицы, ради Ее чудотворных икон. Для каждого праздника написаны свои песнопения. Среди них главные – тропарь и кондак . Они передают в сжатом виде смысл празднуемого события. Эти тропари помещены в конце описания каждого праздника. Рождество Христово Празднуется всегда 7 января (25 декабря по старому стилю), через 9 месяцев после Благовещения Пресвятой Богородицы Праздник Рождества Христова – самый радостный и торжественный праздник в году, уступающий в торжестве только Пасхе. Рождеству предшествует пост, рождественский, или филипповский, в 40 дней. Канун Рождества, день строгого поста, именуется Сочельником. Это наименование связано с сочивом – едой, состоящей из вареного зерна и ягод. Традиционно сочиво – единственная еда, позволительная в сочельник. Обычно до первой звезды не едят, то есть постятся. Под первой звездой понимают первую появившуюся на небе звезду вечерними сумерками. Однако в церковном обиходе под звездой иногда понимают момент наступления праздника Рождества Христова, когда в сочельник после литургии впервые поют рождественский тропарь “ Рождество Твое, Христе Боже наш... ”. В этот момент все духовенство выходит на середину храма, к иконе Рождества. Перед ними несут большую свечу, которая символизирует Вифлеемскую звезду, указавшую волхвам Богомладенца. Вот до этой “звезды” и не едят.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» Наталья Ярасова Адвент-календарь (рождественский календарь) – подарок со смыслом " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" > ( 2  голоса:  5.0 из  5) По мнению многих людей, адвент-календарь – прекрасный новогодний подарок. Примерно за месяц до Нового года родители дарят своим детям наборы с шоколадом, игрушками, увлекательными заданиями, распределенными по ячейкам, которые нужно открывать по одной каждый день в течение месяца или пары недель. Формы подобных календарей многообразны. Это может быть одна большая коробка с окошками, поезд с вагончиками, набор домиков, кубиков, просто конверты. Предвкушение сюрприза каждый день приносит немало приятных волнений обладателю такого подарка. В наше время такие календари фактически утратили свое изначальное религиозное предназначение, теперь это всего лишь игрушка или же, если говорить о подарочных наборах для взрослых, – выгодное и интересное приобретение. Но даже само название этих календарей говорит о том, что у такого подарка гораздо более глубокий смысл, чем думают многие люди. История адвент-календаря Как нетрудно догадаться по названию, мода на адвент-календари пришла к нам из-за рубежа. Слово «адвент» происходит от латинского adventus — «пришествие». У католиков и лютеран так называют предрождественский период, то есть время ожидания пришествия Христа. Этот период является западным аналогом Рождественского поста, только вот богослужебное наполнение и отчасти правила подготовки к Рождеству Христову у него другие. Например, в наше время в предрождественском периоде латинского обряда пост не является обязательным, за исключением отдельных регионов. Продолжительность адвента около четырех недель, что включает, как правило, четыре воскресенья, т. е. три полные недели с добавлением от 1 до 6 дней в зависимости от того, на какой день недели приходится Рождество Христово. Поэтому западные образцы адвент-календарей — а это большинство продаваемых у нас в стране видов этих товаров — рассчитаны на открытие в течение декабря вплоть до дня празднования Рождества Христова по западной традиции (25 декабря), и обычно в них 24 ячейки.

http://azbyka.ru/deti/advent-kalendar-ro...

Разделы портала «Азбука веры» Сочельник ( навечерие ) – день накануне праздника Рождества Христова ( Рождественский сочельник ) или Богоявления ( Крещенский сочельник ). Происходит от слова « сочиво » – размоченные в воде зерна пшеницы, ржи, овса, по традиции блюдо, вкушаемое в этот день). Это день строгого поста . В сочельник служатся царские часы  и совершается Литургия св.  Василия Великого . Если сочельник придется в субботу или воскресение, то царские часы совершаются в пятницу, а в сочельник бывает Литургия св.  Иоанна Златоуста . Литургия св. Василия Великого служится в сам день праздника. Сколько у нас навечерий/сочельников и когда они празднуются? Хотя в буквальном смысле слово «навечерие» означает канун или вчерашний день по отношению к празднику, в церковной традиции этот термин применяется только к двум праздникам: Рождеству Христову и Богоявлению. Кануны остальных праздников называются просто предпразднствами. Это различие обусловлено двумя причинами: Таким образом, в Православной Церкви два навечерия: 6 января (24 декабря по старому стилю) – навечерие Рождества Христова и 18 января (старый стиль – 5 января) – навечерие Богоявления. Оба навечерия еще называются «сочельниками» по причине употребления «сочива» на вечерней трапезе. Правда, указание о вкушении сочива в Типиконе дается только для навечерия Рождества Христова и только для того более редкого варианта, когда навечерие случается в субботу или неделю. Однако это частное указание стало причиной того, что в обиходе оба дня (6 и 18 января) называются «сочельниками». Еще раз следует отметить: уставное название обоих дней – «навечерия», «сочельниками» же они называются в быту и в литературе. Древность поста в навечерия Рождества Христова и Богоявления. В Древней Церкви в III веке праздновали совмещенный праздник Богоявления 6 января – соединение воспоминаний Рождества Христова и Крещения Господня. В связи с этим возник и крещенский сочельник 5 января как постный день, в который литургия совершалась после полудня и соответственно трапеза была только вечером. Таким образом, крещенский сочельник – древнейший однодневный пост.

http://azbyka.ru/sochelnik

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 7 самых запоминающихся песнопений Рождества 14 мин., 11.12.2020 Рождество еще не завтра, но уже и не за горами – в храмах зазвучали рождественские мотивы. И чем дальше, тем чаще мы будем их слышать – стихиры, тропари, ирмосы... А о чем они, собственно говоря? «Фома» выбрал семь самых известных и характерных песнопений Рождества, с которыми стоит познакомиться в преддверии праздника «Христос раждается – славите!» «Учимся петь». Проект портала miloserdie.ru Текст: Христос раждается – славите!/Христос с Небес – срящите!/Христос на земли – возноситеся!/Пойте Господеви, вся земля,/и веселием воспойте, людие,/яко прославися. Русский перевод: Христос рождается – славьте! Христос сходит с Небес – встречайте! Христос на земле – возноситесь! Пойте Господу, все живущие на земле, и в веселии воспойте, люди, ибо Он прославился. Что это за песнопение Знаменитый ирмóс Ирмóс – так называется строфа, открывающая собой очередную песнь канона – гимнографического произведения, звучащего во второй половине утрени и воспевающего тот праздник или того святого, которому посвящен богослужебный день. Каждая песнь (чаще всего их восемь) состоит из нескольких тропарей, которые, как правило, читает пономарь. А открывается (и иногда завершается) ирмосом, который поет хор. первой песни рождественского канона. Петь рождественские ирмосы на богослужении начинают еще за месяц до Рождества: впервые – на Всенощном бдении праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы . Эти песнопения исполняются по праздничным дням (в том числе накануне воскресенья, или когда празднуется память какого-то известного святого) в качестве катавасий – особых ирмосов, завершающих собой каждую из восьми песней канона. Чем этот ирмос интересен Уже хотя бы тем, что задолго до самого Рождества Христова мы начинаем проникаться его настроением и радостью. Вообще, все главные – так называемые двунадесятые – праздники Православной Церкви имеют по несколько дней предпразднства , то есть подготовки к самому дню торжества. В эти дни богослужение уже несет в себе праздничные элементы. Предпразднство Рождества начинается 2 января, за пять дней до самого праздника, но пение радостного рождественского ирмоса «Христос раждается – славите!» превращает почти весь Рождественский пост (с 28 ноября по 6 января) в период подготовки к празднику.

http://foma.ru/7-samyh-zapominajushhihsj...

259–260 О честолюбии и властолюбии Доброе слово некоторым инокам и пастырям Церкви Кто хочет поглубже заглянуть в свое сердце, в свою душу, кто не хочет быть только по имени христианином, для того нет лучшего времени в году, как Великий пост . Для лечения телесных недугов люди отправляются в больницы, или, по совету врачей – куда-нибудь на лечебные воды и там, в известное время года, проходят курс лечения под руководством опытных врачей. Наша духовная лечебница – наша святая Церковь , наш лечебный сезон – преимущественно Великий пост, и если сим святым временем спешит воспользоваться каждый православный христианин, то тем паче должен это сделать служитель Церкви, пастырь Церкви, а равно и тот, кто ушел от мира в святую обитель, принял там звание инока, обязывающее его и жить иначе, чем мирянин, не только в посты, но и во всю свою жизнь. Мы живем в тревожное, можно сказать – грозное время: не напрасно некоторые вдумчивые и внимательные к себе люди вопрошают, не настали ли уже последние времена, не близок ли последний суд?.. Но времена и лета положил Господь в Своей власти и никто не знает – даже Ангелы Божии – последнего дня и часа суда Божия, а вот готовиться к сему суду необходимо, если кто не хочет пойти в муку вечную с диаволом и ангелами его. Вот почему мне хотелось бы сказать доброе слово наипаче своим собратьям по монашеству и сослужителям во Христе – пастырям Христовой Церкви, – сказать то, что наболело на душе при виде наших духовных немощей, иногда уж слишком ярко выступающих и показывающих, что некоторые из нас забыли обеты свои и пошли путем мира сего лукавого – пусть сами в совести своей решат: куда ведет и заведет их этот путь!.. Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов указывает три ветви, исходящие из основного корня греха: похоть плоти, похоть очес и гордость житейскую. Все наши грехи суть разветвления и плоды этих главных ветвей греха; враг зорко следит: к чему более склонна душа человека, на какой, так сказать, ветви греха чаще останавливается ее мысленный взор, и соответственно сему искушает человека. Для того чтобы птица попала в руки ловца, довольно, чтоб она хотя одним коготком запуталась в его сетях: так и для погибели души довольно одной какой-либо страсти овладеть душою всецело. И мы замечаем, что у каждого грешника есть свой излюбленный им идол, которому он служит, своя страсть, которая господствует в его сердце. Само собою разумеется, что это не исключает служения и другим страстям, но сии страсти обычно уступают первенство господствующей страсти и нередко прикрывают ее от духовного взора даже самого пленника сей страсти. Так постыдная страсть плотская иногда прикрывается страстью якобы благородной гордости, страсть скупости – лицемерным человеколюбием и тщеславием.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

     На вопрос о том, как правильно поститься, отвечает Сам Господь наш Иисус Христос: «Также, кода поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимися не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:16–18). Во-первых, мы видим, что поститься не надо для людей. Единственная и главная цель поста – приближение к Богу, очищение себя до той глубины, где ты сможешь Его узреть: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). С этой целью Церковью словно бы отделяются некие отрезки времени в году, когда человек усугубляет свой молитвенный и аскетический подвиг для спасения души. Если можно так выразиться, то это делается еще и драматургически, т. е. человеку предлагается пережить сердечно, внутренне некие основополагающие евангельские (библейские) события. Яркий тому пример – Великий пост. Он начинается с Адамова изгнания, с плача святых наших прародителей под вратами рая. В покаянном странствовании первых людей по земле, в трепетном ожидании Мессии – все эти глубочайшие чувства нам Церковь предлагает пережить. А заканчивается пост Страстями Христовыми, Голгофой и Воскресением. Примерно то же происходит и при Рождественском посте. Мы словно бы входим в эту ночь Ветхого Завета, где тысячи праведников всматривались в небо с единственной надеждой – увидеть Вифлеемскую звезду. Мы входим в маленькую сырую темную вертеп-пещерку, где на соломе в яслях для скота рождается Повелитель мира и Спаситель человечества. Для того чтобы совершить достойно это странствование поста, Господь обращается к нам: «Помажь голову твою и умой лице твое». Святые отцы толкуют это место Священного Писания следующим образом. Умыть лицо обозначает поститься телесно, чтобы из тела, которое зачастую человек превращает в источник различных греховных удовольствий, соделать сотрудника для души в деле спасения, так сказать, в меру сил истончить тело и через это ослабить или вовсе искоренить греховные привязанности.

http://pravoslavie.ru/108685.html

  Об исповеди   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Мы вступили в новый церковный год. И это наше стояние перед светом Рождества Христова, Пасхи Господней, Фаворским светом и перед всеми праздниками церковными говорит нам о том, что мы должны позаботиться об исповеди в течение года, о том, что исповедь неотделима от молитвы и возможна только перед Светом, все проникающим, перед Светом, любящим нас. Исповедь возможна, когда Сама Божия Матерь и все святые, которым мы будем молиться, молятся о том, чтобы была побеждена в нас всякая тьма. Исповедь - это то, что всегда является существенно важным в жизни христианина. И к пониманию этого мы должны снова и снова возвращаться. Но особенно значительным это делается тогда, когда наступит Рождественский, Великий, Петров или Успенский пост. Исповедь важна, потому что в ней мы перед лицом Церкви, перед лицом священника, представляющего Церковь, исповедуем свое отвержение зла, царствующего в мире. Мы исповедуем свое несогласие с грехом, свое отвержение дел сатаны, которые присутствуют в грехах. Всю мерзость и растление греха в мире, который хочет нас тоже растлить. " Не хочу, не желаю, не принимаю. Отойди от меня, сатана " . Эта молитва святого Димитрия Ростовского и святого Тихона Задонского по отношению к хульным и скверным помыслам, собственно, и составляет сущность покаяния и исповеди. Мы уже отверглись сатаны и всех дел его в таинстве Крещения. Исповедь, покаяние - это второе крещение. И каждый день мы должны отвергаться этих темных дел. Есть даже обычай у некоторых православных христиан, что всякий день перед тем, как покинуть свой дом, осенять себя крестным знамением и произносить ту самую молитву, которую человек произносит в таинстве Крещения: " Отвергаюсь тебя, сатана, гордыни твоей, служения твоего и всех дел твоих " . Это отвержение должно быть постоянным. Но исповедь есть венец всего. Две опасности угрожают исповеди. Первая опасность заключается в том, что многие из нас, забывая о том, что открывают нам наши праздники, существующие ради нашего преображения, не видя, что Моисей повержен перед светом Христовым, продолжают приносить свою исповедь только по заповедям Моисеевым, которые составляют нравственный фундамент жизни Ветхого Завета. Он не упраздняется, разумеется, и в Новом Завете, но не может быть достаточным для христианина.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-2_10...

«Великие дела творит любовь, великие дела творит и гордость», – говорит блаженный Августин . Насыщает алчущего любовь, насыщает и гордость. Одевает нагого любовь, одевает и гордость. Постится любовь, постится и гордость. Любовь все это делает для прославления Бога, а гордость все – для самовосхваления. Вот почему ни одно доброе дело не может быть угодно Богу, если оно не совершается в духе христианоподражательного смирения. Вот почему Господь, после того как научил: что нужно для угождения Богу, далее поучает: как должно делать добро. И прежде всего Он в корне истребляет ту язву, которая неприметным образом заражает самое благочестие. Эта язва есть дух тщеславия, который незаметно похищает у добродетельного его душевное сокровище – самую цену всякой добродетели. Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Тщеславлюсь, когда пощусь, но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым. Побеждаюсь тщеславием, когда одеваюсь в хорошие одежды; но и в худые одевшись, также тщеславлюсь. Стану говорить – побеждаюсь тщеславием; замолчу – и опять им же победился. Как ни брось сей троерожник – все один рог станет вверх. Тщеславный человек есть идолопоклонник: он думает, что почитает Бога, но в самом деле угождает не Богу, а людям». Из всех добродетелей тщеславие особенно обкрадывает пост, молитву и милостыню. «Постом, – говорит святитель Златоуст, – возгордился фарисей, когда говорил: «пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю». И в самой молитве искал он суетной славы, когда молился, чтобы только показать себя. Когда уже не было никого другого, то старался выказать себя перед мытарем». Так пагубно тщеславие для самой добродетели. Вот почему Спаситель, когда начинает речь о нем, то как будто «хочет говорить о каком-нибудь звере, весьма хитром и страшном, который может внезапно схватить не совсем осторожного».  СМОТРИТЕ , – говорит Он, – берегитесь, будьте внимательны и осторожны,  НЕ ТВОРИТЕ  (не подавайте)  МИЛОСТЫНИ ВАШЕЙ ПРЕД ЛЮДЬМИ . «Зверь оный, тщеславие, подходит тайно, и все доброе, что есть в нас, тихо развевает и нечувствительно уносит». Сказав, «не творите пред людьми», Господь присовокупил:  С ТЕМ, ЧТОБЫ ОНИ ВИДЕЛИ ВАС , не делайте добра напоказ людям. И перед людьми можно делать добро, но не для того, чтобы люди смотрели на твое добро; если же делаешь добро из-за людской похвалы, то хотя бы ты делал его и в клети своей – все равно: ты делаешь его не для Бога, а для своего тщеславия, а Бог смотрит на сердце твое и карает или награждает – не самое дело, а твое намерение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Закрыть itemscope itemtype="" > Запах ладана и хвои 29.12.2005 358 До Рождества еще целых десять дней. Но поскольку " НВ " выходит в этом году последний раз, не лишним будет напомнить, как встречают этот праздник. Печальное несоответствие между церковным и светским календарем вновь создает проблемы для тех, кто намерен прийти к светлому празднику достойно. В старой России Новый год завершал праздничную череду, в новой - начинает. Увы, для многих пост нарушается, прерывается благоговейное ожидание рождественской радости. Однако, как ни удивительно, год от года на литургии утром 1 января число причастников все возрастает. Если вспомнить, что подходить к Святым Дарам следует после нескольких дней строгого поста, факт этот говорит о том, что многие люди предпочитают выполнение христианского долга пьяному застолью. Впрочем, в этом году получилось некоторое послабление - 1 января приходится на воскресенье. Это значит, что пост, весьма строгий в предрождественские дни, в этот день несколько смягчается. Во всяком случае, разрешается употребление рыбы. А это значит, что, не нарушая церковных уставов, можно сесть в Новый год за праздничный стол, выпить шампанского, закусить икрой, балыком, съесть постный рыбный пирог. Только к литургии в таком случае 1 января лучше не ходить. Тем более что для этого еще будет время - вплоть до сочельника, 6 января (н. с.). В сочельник служится более долгая и торжественная литургия Василия Великого, а вечером, обычно в шесть часов, начинается праздничное всенощное бдение. По традиции в сочельник следует поститься " до первой звезды " , то есть до темноты. На деле православные садятся за стол, вернувшись с вечерней службы. При этом не надо набивать желудок скоромным - разговение происходит на следующий день, после праздничной литургии. Традиционная пища сочельника - сочиво, пшеничная каша с изюмом, медом и орехами. Но можно и просто перекусить чем-нибудь постным. Самая главная служба Рождества - литургия 7 января. Все духовенство в белых облачениях, запах ладана упоительно смешивается с запахом хвои от стоящих там нарядных елок.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Мы должны проявить гражданский долг, прийти и проголосовать, и не назло кому-то, а с расположением сердечного мира " 03.12.2004 522 Время на чтение 4 минуты С началом Рождественского или Филиппова поста светская жизнь должна вроде бы быть приглушенней и проще, но вот у нас выпал на это время второй тур выборов Главы администрации Псковской области, который состоится 5 декабря. В интервью телекомпании " Тивиком " Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий сказал свое слово на религиозное и мирские события не только, как пастырь православной церкви, но и как гражданин России, как житель Псковской области: О посте и выборах: Вот сейчас у нас наступил Рождественский пост, который готовит нас к Великому празднику Рождества Христова. Пост - это, прежде всего молитва и воздержание. Праздник Рождества - это праздник мира и радости, и хотелось бы, чтобы все служило к благу, к миру, к согласию и благополучию. И поскольку у нас предстоят выборы, на должность губернатора Псковской области, то по слову нашего святейшего Патриарха Алексия, мы должны проявить гражданский долг, прийти и проголосовать, и не назло кому-то, а с расположением сердечного мира, обращая свое сердце к Богу: Господи, вот я голосую за того, о ком я думаю, что он хороший, но да будет Твоя воля, то есть на Волю Божью положиться, и с чистым намерением души и с чистым состоянием пойти и проголосовать. Это есть проявление гражданского долга человека нашей страны. Об Украине: Ну вот то, что происходит на Украине, мы считаем и переживаем, очень больно. Потому что Украина и Россия - это один народ. Мы крестились в одной купели Днепра, и нас объединяет и вера, и жизнь. Наших русских людей очень много на Украине, и украинцев у нас в России. Мы жили веками одними интересами, одной заботой, одними переживаниями, и теперь, когда раздирают эту страну, страну нашего соседа, то мы, конечно, очень переживаем и очень огорчены, потому что, кстати, здесь тоже есть увязка некоторых олигархов, которые, видимо, имели и имеют очень большие средства, чтобы настраивать народ на эти лозунги и на эти крики. Видимо, умеют как-то влиять эти вот люди на народ, а не на жизнь, они на жизнь не смотрят. Потому что за этим может последовать очень неприятная история, и жизнь в этом государстве. Но сегодня они сами не знают, что может быть у них впереди, когда они делятся и выкрикивают, не зная что. Мы очень огорчены и очень переживаем, и ожидаем стабильности и порядка на Украине.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/1...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010