Разделы портала «Азбука веры» Оглавление По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Aлekcuя II Как был установлен Успенский пост Успенский пост наступает через месяц после Петрова поста. Этот пост установлен перед великими праздниками Преображения Господня и Успения Божией Матери и продолжается две недели от 14 по 27 августа (включительно). Успенский пост дошел до нас с древних времен христианства. В беседе Льва Великого , произнесенной им около 450 года, мы находим ясное указание на Успенский пост: «Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так для весны весенний пост – в Четыредесятницу, для лета летний – в Пятидесятницу (Петров пост – ред .), для осени осенний – в восьмом месяце (Успенский – ред. ), для зимы – зимний (Рождественский – ред .)». Св. Симеон Солунский пишет, что «Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей, и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания этих двух праздников, одного – как подающего нам освящение, а другого – умилостивление и ходатайство за нас». Окончательное установление Успенского поста произошло на Константинопольском Соборе 1166 года, проходившем под председательством патриарха Луки. Здесь было подтверждено, что все православные христиане согласно с древними уставами должны соблюдать Богородичный пост с 1 по 15 августа. Вальсамон об этом Соборе пишет: «Тогда сомневались некоторые о количестве дней поста Успенского и Рождественского. Поэтому сам святейший патриарх подтвердил, что хотя дни этих постов письменно нигде не обозначены, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и должны поститься от первого дня августа и от четырнадцатого дня ноября». Как прошли последние годы земной жизни Божией Матери

http://azbyka.ru/kak-provesti-uspenskij-...

Закрыть itemscope itemtype="" > Спасительная мера поста 18.02.2010 368 Время на чтение 7 минут «Колена моя изнемогоста от поста, и плоть моя изменися елея ради» — поётся в 108 псалме. Великий пост — не время уныния, но время радости, ибо можем мы хоть в малой мере приобщиться к страданиям Христа. Чем же отличается Великий пост от прочих? Как понимать выражения «пост истинный» и «спасительная мера поста»? Как правильно поститься духовно? Размышляет настоятель храма иконы Божией Матери «Взыскание Погибших» в пос.Невская Дубровка и церкви Св.прмц.Евгении в горбольнице 46 Св.прмц. Евгении о.Валериан ЖИРЯКОВ. Великий пост отличается от прочих, конечно, не только своей строгостью и продолжительностью — 49 дней. Ведь и Рождественский пост длится ни много ни мало 40 дней. Но хотя в Рождественский пост разрешена рыба, а в Великий — лишь единожды, на Благовещение Пресвятой Богородицы, думаю, мы на грибах, овощах и кашах тоже не помрём. А духовно Великий пост превосходит все посты. Вдумайтесь, сколь душеполезно он развивается: каждый день в каждой неделе посвящён какому-либо событию, разбору смертных грехов и добродетелей. Например, на второй неделе Великого поста в понедельник мы говорим о страстях и матери их — чревоугодии, во вторник — о блуде, наслаждениях и удовольствиях, в среду — о сребролюбии и гневе, в четверг — о печали и унынии, в пятницу — о тщеславии и гордыне, в субботу — о чистоте душевной и телесной и так далее. А первая великопостная неделя, а Страстная! Так хорошо и разумно духовно всё устроено, чтобы мы возрастали душой и готовились к главному празднику — Светлому Христову Воскресению. Недаром в самом слове «Воскресение» слышится слово «крест». И только в русском языке слова «Воскресение», «крест», «Христос» очень созвучны. Поэтому Великий пост, Святая Пасха и Воскресение Христово — пик нашего духовного (не календарного!) года. Ожидание Пасхальной радости скрашивает тяжёлый пост, приходящийся на конец зимы, когда силы человеческие на исходе. — Не потому ли дают о себе знать всякие, даже старые, болезни?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Когда пост — не пуст? Когда человек испытывает уныние во время поста, значит, он немного не понимает того, что происходит. Пост — чаяние Христа, ожидание Его Рождества. Мы ждем того, чтобы Господь вошел в наше сердце, чтобы наше сердце могло принять Его. Если человек это понимает, если начинает бороться со своими страстями — с одной или со всеми сразу, — то какое там уныние! 1 декабря, 2014 Когда человек испытывает уныние во время поста, значит, он немного не понимает того, что происходит. Пост — чаяние Христа, ожидание Его Рождества. Мы ждем того, чтобы Господь вошел в наше сердце, чтобы наше сердце могло принять Его. Если человек это понимает, если начинает бороться со своими страстями — с одной или со всеми сразу, — то какое там уныние! Совсем скоро начнется Рождественский пост, во время которого православные христиане готовятся к достойной встрече величайшего события — Рождения на свет Спасителя. Конечно, кто-то из нас постится уже не впервые и многое знает об этом периоде. Однако любой пост всегда вызывает затруднения даже у опытных людей. На некоторые вопросы мы попросили ответить протоиерея Геннадия Фаста, настоятеля храма во имя святых равноапостольных Константина и Елены города Абакана, автора многих книг о христианстве. —Отец Геннадий, зачем православным четыре многодневных поста? Не достаточно ли одного Великого, а также среды и пятницы — дней недели, когда мы вспоминаем о том, как Христос был предан и распят? Зачем нам еще Рождественский пост? —В апостольские времена пост был установлен в те дни, когда вспоминались события, отнявшие у христиан Христа. Вот слова Евангелия: Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься (Мф. 9, 14–15). И ученики Спасителя, когда Церковь была создана в Духе Святом, постились именно в среду, в пятницу и в Святую Четыредесятницу — в предпасхальный пост, который мы сегодня называем Великим.

http://pravmir.ru/kogda-post-ne-pust/

При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православие и современность. Электронная библиотека " ( www.wco.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ). От издателей Как провести Успенский пост. Книга об Успенском посте с советами о правильном приготовлении блюд древней русской постной кухни в современных условиях и из современных продуктов. М.: Сретенский Монастырь; " Новая книга " , 1998. 48 с. Как был установлен Успенский пост Успенский пост наступает через месяц после Петрова поста. Этот пост установлен перед великими праздниками Преображения Господня и Успения Божией Матери и продолжается две недели от 1 до 15 августа (все даты приводятся по старому стилю). Успенский пост дошел до нас с древних времен христианства. В беседе Льва Великого, произнесенной им около 450 года, мы находим ясное указание на Успенский пост: " Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так для весны весенний пост - в Четыредесятницу, для лета летний - в Пятидесятницу (Петров пост - ред.), для осени осенний - в седьмом месяце (Успенский - ред.), для зимы - зимний (Рождественский - ред.) " . Св. Симеон Солунский пишет, что " Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей, и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания этих двух праздников, одного - как подающего нам освящение, а другого - умилостивление и ходатайство за нас " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2119...

Пост, война и путешествие в трюме Протоиерей Константин Островский о Рождественском посте, когда вокруг война и страх 30 ноября, 2015 Протоиерей Константин Островский о Рождественском посте, когда вокруг война и страх Что такое сегодня Рождественский пост? Нужно ли как-то поститься особенным образом, учитывая сложность и нестабильную обстановку в мире? Как верующим провести Новый год и как праздник народный, и как праздник церковный? Верующие «со стажем» часто пренебрежительно относятся к ограничениям в пост в еде, говорят, что главное «людей не есть» – почему так происходит, как тут поступать правильно? На эти и многие другие вопросы отвечает протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма в Красногорске. – Что такое сегодня Рождественский пост и Рождество, когда вокруг война и страх? Может быть, пост должен стать более осознанным или нужно каждый раз поститься, как в последний раз? – Пост – это дар Божий, ослабление пут страстей, которыми мы связаны. Мы все страдаем чревоугодием и боремся с ним, должны бороться. И вот в помощь в этой борьбе Бог установил в Церкви пост. Каждому по силам – одни могут большой дар принять, другие – малый. Как если бы дали голодным людям пшеницы, кто сколько может взять – один может понести 20 килограммов, другой только 5, третий совсем ничего не может. А кто-то даже не хочет – избирает смерть. Конечно, когда мы получаем помощь в борьбе со страстями, мы должны радоваться. Не той радостью, что вот скоро придет праздник Рождества, можно будет объесться курицы или еще хуже – обпиться вина, такая радость греховна. А духовной радостью – о том, что бремя наших страстей облегчается. А что касается страха смерти, то, во-первых, люди и так постоянно умирают от несчастных случаев и болезней. А во-вторых, мы празднуем пришествие Христа Спасителя. Причем здесь война? Если объявят, что 7-го числа, на Рождество нас всех расстреляют – тем более, надо отпраздновать, собраться вместе, причаститься, а потом с миром в душе отправиться в Царство Небесное. Радость о Господе должна быть и надо стремиться ее обрести.

http://pravmir.ru/post-voina-trum/

Искушения в пост – это замена подвига Только сели, уже пора выходит. Досифей спрашивает: – А есть-то будем? – Так ведь уже поели. – Как поели?! Это же только закуска была! – Я же тебе говорил, не сможешь. Ну ладно, ешь, но не объедайся. Раздели свою привычную порцию на восемь частей, семь съедай, а восьмую оставляй. 15 февраля, 2010 Только сели, уже пора выходит. Досифей спрашивает: – А есть-то будем? – Так ведь уже поели. – Как поели?! Это же только закуска была! – Я же тебе говорил, не сможешь. Ну ладно, ешь, но не объедайся. Раздели свою привычную порцию на восемь частей, семь съедай, а восьмую оставляй. Читайте также: Протоиерей Николай Балашов: Попытки неподготовленных мирян поститься со всей монашеской строгостью могут закончиться плачевно О том, как правильно провести пост, порталу « Правмир » протоиерей Валериан Кречетов, настоятель храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Акулове. Отец Валериан, чем определяется степень строгости поста? Существует три общеизвестных степени поста . Самый легкий постный день – когда не разрешаются мясные и молочные продукты животного происхождения, а допускается рыба, морепродукты, растительная пища и растительное масло. Вторая ступень, более строгая – когда рыба не разрешается, но можно есть растительную пищу с растительным маслом. Еще более строгая,  третья ступень – растительная пища без растительного масла. Кроме того, есть, особенно Великим постом, дни, когда пища вообще не вкушается. Посты в календаре расположены по строгости крест накрест. Великий пост и Успенский постРождественский пост и Петров пост . Строгие посты – Великий, предпасхальный пост и Успенский – перед Успением Пресвятой Богородицы . Великий пост венчает Страстная седмица, когда мы вспоминаем Крестные страдания Спасителя. Конечно, потом мы торжествуем Воскресение Христово, Пасху, но все-таки ее предваряют эти скорбные дни. Успение – тоже печальное расставание с Матерью Божией. Хоть и говорится «во успении мира не оставила еси, Борогорице», но все-таки видимым образом Матерь Божия от нас ушла на небо. Поэтому печальные события, естественно, предваряются более строгим постом. В Великую Пятницу на Страстной седмице не полагается даже вкушать пищу.

http://pravmir.ru/iskusheniya-v-post-eto...

Нелюбимый Петров пост Петров пост – настоящая Золушка среди православных постов: мы признаем, что это наша сестра, но предпочли бы, чтобы ее не было. 27 июня, 2016 Петров пост – настоящая Золушка среди православных постов: мы признаем, что это наша сестра, но предпочли бы, чтобы ее не было. Почему Петров пост нелюбим некоторыми верующими христианами? В данной статье «Правмир» попытается разобраться в причинах этого явления. Ну вот, у нас появилась еще одна возможность попоститься в течение недолгого времени! 27 июня, в понедельник, начался Апостольский или  Петров пост , подготавливающий нас ко дню Святых Петра и Павла , который празднуется 12 июля. Что же это для нас: «радость поутру» или «плач и скрежет зубов»? Я заметил, что православные христиане очень редко противятся (даже если им очень хочется) Великому или Рождественскому посту, но не молчат, когда дело доходит до летних постов: Петрова и Успенского. Для двух этих постов, особенно для Петрова поста, всегда находятся благовидные причины не поститься. Мы говорим: «Я обычно не пощусь в этот пост». Действительно, Петров пост – настоящая Золушка среди православных постов: мы признаем, что это наша сестра, но предпочли бы, чтобы ее не было. Забавно, как мы любим сплошные седмицы, полагая, что именно так и должно быть, и совершенно обделяем вниманием эти «малые посты», как их называют в некоторых книгах. Если же мы все-таки заострим на них свое внимание, то они начинают казаться нам чем-то, что к нам не относится. «Это же монашеский устав», – говорим мы. Или: «Вот те раз! Ты знал, что когда праздник Петра и Павла выпадает на пятницу, это все равно постный день?». А затем мы приходим к ложному выводу как к чему-то само собой разумеющемуся: если праздник не перекрывает собой постный день, то значит и пост, готовящий нас к нему, не настолько важен. «К чему утруждаться? Да и время такое отпускное». Из своего священнического опыта могу сказать, что никакие возражения и воззвания не в силах остановить это цунами оправданий. Кто-то из нас уже решил для себя, что достаточно поститься только во время Великого и Рождественского поста.

http://pravmir.ru/nelyubimyj-petrov-post...

Разделы портала «Азбука веры» Продолжается Рождественский пост, и мы благодарим Бога, что снова готовимся принять участие в тайне пришествия в мир нашего Спасителя. Как говорит святой Феофан Затворник , в течение этого поста мы должны причаститься Тела и Крови Господней так, чтобы ощутить всем своим существом, что Слово стало плотью, и Господь приобщился нашей плоти и крови, став одним из нас. Сегодня, когда Церковь напоминает нам о необходимости поста и молитвы, хотелось бы сказать о том, что, хотя Рождественский пост и не такой строгий в смысле внешних требований, однако он требует рассудительного отношения. Прежде всего, мы должны его соблюдать, но, как говорит святой Исаак Сирин , существует мера поста. Надо понимать, что все церковные установления должны соответствовать мере конкретного человека в зависимости от его телесной крепости, возраста, здоровья и других особенностей. Преподобный Исаак говорит, что чрезмерный пост более вреден, чем несоблюдение поста вообще. Это относится, в первую очередь, к тем любителям поститься, которые хотят сразу очень высоко взойти, имея большое воздержание, не уравновешенное их внутренним состоянием. Почему чрезмерный пост вредней, чем несоблюдение поста? Потому, говорит Преподобный, что человек еще может из несоблюдения поста, из незнания того, как можно правильно духовно жить, прийти к правильному устроению, а вследствие искажений, которые возникают от неумеренного поста, может произойти такое духовное расстройство, которое выправить уже гораздо труднее. Пост как духовное явление всегда обнажает наше восприятие и добра, и зла, поэтому каждый из нас должен помнить о том, что в течение поста естественно возникают особенные искушения, и мы можем приближаться к Богу, а можем и особенно удаляться от Него вследствие того, что восприятие добра и зла обостряется. Потому преподобная Синклитикия говорит, что пост внешний, который не соответствует мере нашего духовного делания, более вреден, чем полезен, поскольку прежде всего возбуждает в нас тщеславие, в котором все грехи, вместе взятые, и превозношение над другими людьми. То есть одно только внешнее соблюдение поста не приближает нас к Богу и к другому человеку, но, наоборот, удаляет от них. И все другие страсти — раздражение, злоба и всё, что свойственно нам, может особенно ярко вспыхнуть во время поста.

http://azbyka.ru/post-pred-prazdnikom-ro...

Разделы портала «Азбука веры» За некоторое время до начала Великого поста многие начинают задаваться вопросом, как его проводить и насколько серьезно стоит соблюдать постный устав. Понятие поста присуще большинству религиозных систем. Те или иные посты в различной трактовке, те или иные аскетические упражнения были свойственны и языческим системам. В настоящий момент и мусульмане имеют пост. Но, конечно, христианство придало посту более глубокое, более осмысленное значение, не только ритуальное, как в более ранних или в более простых системах, каковой, например, при всем великолепии философии является ислам. Потому что для христианина любая аскетическая практика, подразумевая не монашество, не отшельничество, а самую простую аскетическую практику, которая рекомендована любому христианину, не самоценна — «Суббота для человека, а не человек для субботы». А потому пост представляет собой определенную помощь в сосредоточении, в переживании тех или иных событий Священной Истории, в молитвенной практике. В связи с этим пост может быть связан как с копиями событий Евангельского повествования, так и с некоторым приношением празднику, приношением христианину события. Прежде всего, Великий пост связан с последующими переживаниями страданий Господних. И особая строгость, особая печаль Великого поста связана, несомненно, с распятием, а не с воскрешением. В противовес ему, Рождественский пост представляет собой некоторое сосредоточение в подготовке к абсолютно светлому событию, к рождению будущего Спасителя, поэтому и сам по себе не содержит скорби. Таким же «проскинезисом» (почитанием, уважением), сказали бы греки, в честь Богородицы является Успенский пост, а проскинезисом в честь апостолов является Петров пост. Особые однодневные посты — тоже разные. Понятно, что день строгого поста на Усекновение главы Иоанна Предтечи есть скорбный день, что, соответственно, и подчеркивается строгим постом. Однако такой же строгий пост положен и в праздник Крестовоздвижения, но там ничего скорбного нет. Наоборот, он победительный, утверждающий.

http://azbyka.ru/postnyj-ustav-sushhestv...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Приближение многодневных постов, особенно Великого, нередко становится поводом для множества вопросов о том, что можно и что нельзя во время поста. Вопросами задаются как люди воцерковленные, так и те, кто далек от Церкви. Рассмотрим основные и наиболее часто задаваемые. Что нельзя есть во время поста? Самый распространенный «постный» вопрос – что можно и что нельзя вкушать во время поста? Это неудивительно, поскольку многие люди понимают пост исключительно как время гастрономических запретов и разрешений. Однако, пост – это не только гастрономия. Воздержание в пище – это одна из составляющих поста. Воздержание от праздных или, что хуже дурных мыслей, слов, дел не менее важно, чем воздержание в еде. «Телесный пост есть, когда чрево постится от пищи и пития; душевный пост есть, когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов… Полезен нам пост телесный, но пост душевный неотменно нужен, так что и телесный без него – ничто», – писал святитель Тихон Задонский . Пост – это время сугубого покаяния, трезвения и усердной молитвы. Цели поста: подчинение тела духу, т.е. восстановление правильной иерархии духа и тела, умножение любви, усиление внимания к своей духовной жизни, воспитание воли, концентрация сил в духовной борьбе. Во время поста особое внимание уделяется борьбе с чревоугодием, поскольку эта страсть часто лежит в основе ряда других страстей – блуда, сребролюбия, гнева, печали, уныния. Пост – это средство для выявления страстей и стяжания добродетелей, в том числе, воздержания. Но вернемся к еде. Православная традиция условно разделяет пищу на постную и скоромную. Различить их довольно просто, постная – это пища растительного происхождения, а скоромная – пища животного происхождения. Овощи, фрукты, зелень, крупы и т.д., а также их производные – это постная пища. Мясо, молоко, яйца и т.д., а также их производные – это скоромная пища. В определенные дни постов разрешается вкушение морепродуктов и рыбы, им иногда уделяют особое срединное место между постной и скоромной пищей. Сами же посты подразделяются на однодневные (среда и пятница) и многодневные (Великий, Успенский, Рождественский и Апостольский). Различают несколько степеней строгости пищевых ограничений во время постов (в нашей схеме – шесть):

http://azbyka.ru/chto-mozhno-i-chego-nel...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010