Разделы портала «Азбука веры» ( 3  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 68. Пост по Типикону Типы уставных трапез Собор всех святых. Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Сегодня как и обещал мы ознакомимся с рекомендациями Типикона относительно трапез Общие положения Типикона о трапезе Устав предполагает не более 2х трапез в день. Первая трапеза обыкновенно совершается после Божественной Литургии, т.е. около 12:00, а вторая – после вечерни. Если же положена только одна трапеза, то она обычно предлагается в 9й час (около 15:00) или после Вечерни (около 18:00 часов). В отношении качества пищи можно выделить следующие типы трапезы: Естественно, что менее строгое установление разрешает все, что возможно при более строгом посте. То есть например, если по уставу положена рыба, то конечно можно вкушать и растительное масло, а если разрешаются молочные продукты, то можно вкушать и рыбу. Вино в византийской традиции употреблялось повсеместно, преимущественно разведенное горячей водой, и считалось естественной составляющей обычной трапезы. Этим объясняется довольно частое разрешение на употребление вина в уставе о трапезе. Естественно, речь идет только о натуральном виноградном вине без добавления спирта или сахара. При этом обязательно и весьма четко оговаривается мера вина: от 1 до 3 красовуль (чаш вместимостью около 200 гр.). Также устав отмечает, что «похвала монаху, еже не пити вина» (глава 35), т.е. что воздержание от вина даже в те дни, когда оно уставом разрешается, весьма похвально. Порядок трапезы, особенно в Рождественский и Петров посты, тесно связан с разрядом, т.е. степенью праздников, что опять же доказывает ее богослужебное значение. С точки зрения правил поста имеют значение следующие три разряда церковных праздников: I – великие, II – средние, III – малые. Общий порядок трапезы описан в 35главе Типикона. Дополнения же и уточнения по поводу трапезы в праздничные дни и в посты приводятся в главах: 32,33,34,36, а также в самом месяцеслове (глава 48), где делаются указания относительно Рождественского Поста и приводится порядок трапезы в конкретные праздники. Также указания о трапезе есть в главах 49 и 50 – «О Четыредесятнице» и «О Пятидесятнице» и 51 «Начало Поста святых славных и всехвальных Апостол».

http://azbyka.ru/video/68-post-po-tipiko...

Разделы портала «Азбука веры» Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь Крестителя и Предтечи Иоанна, глас 2 Память праведнаго с похвалами,/тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече:/показал бо ся еси воистину и пророков честнейший,/яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго./Темже за истину пострадав радуяся,/благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию,/вземлющаго грех мира//и подающаго нам велию милость. Кондак Крестителю и Предтече Иоанну, глас 2 Пророче Божий и Предтече благодати,/главу твою яко шипок священнейший от земли обретше,/исцеления всегда приемлем,//ибо паки, якоже прежде в мире проповедуеши покаяние. Ссылки Сейчас в разделе 433  чел. Всего просмотров 16 млн. ©2024 Молимся по часам к содержанию О традициях поста Можно ли себе представить, что, увидь святой Ипполит Римский (II в.) практику пощения, которую мы сейчас знаем, он назвал бы её странной и парадоксальной? Можно! Ведь именно так он и его современники, включая Амвросия Медиоланского , эту практику и характеризовали. А дело в том, что со II века, под влиянием ереси монтанистов, воздержанием от скоромной пищи стали подменять понятие поста, под которым изначально понималось кратковременное воздержание от любой еды (даже «постной»). Возврат к истокам традиции позволяет снять такие недоразумения, как возможность послабления больным, путешествующим и прочим «льготным» категориям людей, а также решает проблему празднования Нового года без нарушения Рождественского поста, не переходя при этом на григорианский календарь. Неожиданные, но традиционные рекомендации пощения предлагает священник Вадим Коржевский в интервью 2020 года. Обоснования актуальности утраченной практики постов, исторические примеры различных форм пощения, рекомендации и практические советы в отношении пищевого режима содержатся в видеороликах. Ответы на вопросы 1. Что такое пост? Обычно для наших современников из православной или околоправославной среды пост ассоциируется с постными продуктами, в наборе которых нет (или почти нет) пищи животного происхождения. Для древних же существен­ным в посте считался не род пищи , а час её вкушения и, соответственно, продолжительность полного воздержания от неё .

http://azbyka.ru/chaso-slov/o-tradicziya...

Разделы портала «Азбука веры» Эта брошюра поможет нам достойно провести очистительные дни Великого Поста. Она составлена на основе широко известного труда Николая Евграфовича Пестова «Современная практика православного благочестия».  Подай нам, Господи, Поста благоприятного! Сущность и значение поста Сей же род изгоняется только молитвою и постом. ( Мф.17:21 ) Когда вы постились… Для Меня ли постились? ( Зах.7:5 ) Указания христианину о посте могут сильно разниться в зависимости от состояния здоровья тела христианина. Оно может быть в полном здоровье у молодого человека, не совсем здорово у пожилого или при серьезной болезни. Отсюда и указания церкви о соблюдении постов (по средам и пятницам) или в периоды многодневных постов (Рождественского, Великого, Петрова и Успенского) могут сильно разниться в зависимости от возраста и физического состояния здоровья человека. Все указания в полной мере относятся лишь к физически здоровому человеку. При физических болезнях или для престарелых к указаниям следует отнестись внимательно и рассудительно. Как часто и у тех, кто считает себя христианами, можно встретить пренебрежение к посту, непонимание его значения и сущности. Пост рассматривается ими как дело, обязательное только для монахов, опасное или вредное для здоровья, как пережиток из старой обрядности – мертвая буква устава, с которым пора покончить, или, во всяком случае, как нечто неприятное и обременительное. Следует заметить всем думающим так, что они не понимают ни цели поста, ни цели христианской жизни. Может быть, напрасно они именуют себя христианами, так как живут своим сердцем вместе с безбожным миром, имеющим культом свое тело и самоугодие. Христианин же в первую очередь должен думать не о теле, а о своей душе и беспокоиться о ее здоровье. И если бы он действительно стал думать о ней, то он радовался бы посту, в котором вся обстановка направлена на исцеление души, как в санатории – на исцеление тела. Время поста – это время особенно важное для духовной жизни, это «время благоприятное, это день спасения» ( 2Кор.6:2 ).

http://azbyka.ru/chto-takoe-post-i-kak-p...

«С детства усвоил ощущение Рождества». Предстоятель Зарубежной Церкви – о дне рождения в Сочельник и родной стране С юных лет он мечтал служить Церкви на любом поприще 25 декабря, 2019 С юных лет он мечтал служить Церкви на любом поприще Предстоятель Русской Зарубежной Церкви митрополит Иларион (Капрал) родился в Сочельник, 6 января, но с детства привык праздновать в первую очередь День рождения Христа, а уж потом свой собственный. В интервью «Правмиру» он рассказал о детских ощущениях праздника, о жизни в монастыре и своих наставниках, о родственниках на Украине и о том, боялся ли, что первоиерархом выберут именно его. Слушаю воспоминания митрополита Илариона о дне рождения и как будто окунаюсь в ощущение рождественского праздника. Календарная близость собственного дня рождения с появлением на свет Христа, по словам митрополита, наложила отпечаток на его жизнь и является своего рода путеводителем. Возможно, именно это и было одним из тех факторов, которые помогли ему выбрать путь служения Церкви. – Мы всегда праздновали именно Рождество Христово, а не мой день рождения. Поэтому сознание, что мы встречаем Спасителя, было у меня с детских лет, и я усвоил это чувство и такую веру, – говорит он. В семье Капралов, жившей тогда в Канаде, как и в других православных домах, в сочельник держали строгий пост, так что вкусно поесть и повеселиться «новорожденный» мог только на следующий день. Однако никаких проблем у него с этим не возникало. – Мне казалось, что Святая Русь – это что-то замечательное. И когда мы праздновали Рождество, это было очень торжественное событие. И все было очень вкусно. Так что для меня пост в сочельник не был чем-то трудным. Наоборот, – рассказывает он. Владыка с теплотой вспоминает, как вся семья собиралась дома на специальную вечерю в сочельник. И, как мне кажется, с легкой грустинкой добавляет, что теперь это не получается, поскольку нынче у него понятие «семья» выходит далеко за пределы домашних стен и праздник он встречает вместе со своей паствой в храме.

http://pravmir.ru/s-detstva-usvoil-oshhu...

Скачать epub pdf Интервью с духовником священства г. Москвы О том, что такое духовничество и послушание, как правильно начинать духовную жизнь и исповедоваться, нуждаются ли сами священники в исповеди и почему, нашему корреспонденту рассказал протоиерей Георгий Бреев , один из самых уважаемых и многоопытных священников Москвы. – Отец Георгий, Вы являетесь духовником священства Москвы. Что это за “должность”, почему все священство города исповедуется у одного человека? И исповедуется ли у Вас Патриарх? – Традиция духовного руководства – духовничества – существует в Церкви извечно. Духовники либо выбирались специально, как это случилось со мною, либо сама христианская жизнь выдвигала их на особое служение в силу того, что к ним тянулись за советом, духовной помощью, как к некоторым монахам в наших монастырях. Священнослужитель, как никто другой, нуждается в частом исповедании: оно помогает должному настрою и мыслей, и чувств, поверке совести Заповедям Господним. Ведь священник, подобно компасу, должен точно определять людям, застигнутым бурею житейских страстей, путь к Вечности, к Богу. Я получил назначение быть духовником для собратьев-священнослужителей, но не для епископата, тем более, не для Святейшего Патриарха. Его духовником является всем известный и почитаемый архимандрит Кирилл (Павлов) из Троице-Сергиевой Лавры. – Значит, все священники Москвы исповедуются именно у Вас? – В силу того, что исповедание грехов является существенным запросом нашей совести и может заявить о себе в любое время, священники чаще всего исповедуются друг у друга. Но так называемые “генеральные исповеди” в Великий Пост, Рождественский Пост, а также “ставленнические” исповеди перед принятием сана проходят у меня. На ставленнической исповеди духовник должен испытать совесть кандидата на принятие сана – не было ли в его жизни так называемых смертных грехов: убийства или пролития человеческой крови, судимости, наркозависимости, практики оккультизма, принадлежности к иной конфессии, многоженства и других канонических отступлений, препятствующих принятию сана.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Breev/...

Смолино. Храмовый комплекс. Церкви Вознесения Господня и Михаила Архангела. Храмовый комплекс. Не действует.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: 601974, Владимирская область, Ковровский район, с. Смолино Координаты: 56.0743, 41.4123 Проезд: Из райцентра Ковров южный выезд 14км до пересечения с федеральной трассой М7 в д. Сенинские Дворики. Пересекаем трассу перпендикулярно, огибая пост ГАИ в Сенинских Двориках с востока и продолжаем двигаться на юг от трассы М7 через Нерехту, Марьино, до пос. Красный Октябрь 16км. Проезжаем насквозь по ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из райцентра Ковров южный выезд 14км до пересечения с федеральной трассой М7 в д. Сенинские Дворики. Пересекаем трассу перпендикулярно, огибая пост ГАИ в Сенинских Двориках с востока и продолжаем двигаться на юг от трассы М7 через Нерехту, Марьино, до пос. Красный Октябрь 16км. Проезжаем насквозь по главной пос. Красный Октябрь, на восточном выезде от него через 0,5км вновь южный поворот, далее 4км до Смолино Изменить описание объекта Храмы комплекса: Карта и ближайшие объекты Среди названий многих сёл и деревень не только Владимирской области, но и всей России встречается бесчисленное множество «говорящих» о своей истории. Всевозможные Георгиевские и Рождественские назывались по своим храмам, самые разные Долы и Горки отражали особенности местного ландшафта, а Васильевки, Никифоровки и Спиридоновки доносят до нас имена первых жителей и основателей тех селений. Среди этого разнообразия встречаются названия, говорящие о местных промыслах. Одним из таких сёл является Смолино на юге Ковровского района. Издавна здешние жители, окружённые сплошными сосновыми лесами (произрастающими здесь до сих пор) занимались смолокуренным промыслом. Смолу вытапливали в печах, а чаще всего в крытых ямах, поставляя её заказчикам многих сёл и городов, включая Москву. Вполне вероятно, что Смолино существовало уже в XVI веке. Деревня это была или село – утверждать наверняка нельзя, так как никаких документов найдено не было. А первое упоминание о Смолино датировано 1628 годом. В книгах патриаршего казённого приказа отмечена деревянная церковь с престолом во имя святителя и чудотворца Николая в поместье Моисея Плещеева. Сколько времени простоял Никольский храм, и по какой причине он был упразднён – неизвестно. В XVIII столетии упоминается уже другая деревянная церковь с главным престолом во имя святителя Василия Великого и приделом во имя Архистратига Михаила.

http://sobory.ru/article/?object=06158

У нас, в Православной Церкви много постов, так что почти целая половина года посвящена посту, напр., в 1880 году было около 200 постных дней. Каждое из четырех времен года: весна, лето, осень и зима имеет у нас по посту. У нас есть посты в честь Господа и Пресв. Богородицы, как Великий, Рождественский и Успенский, и в честь святых Божиих, как Петров, и др. Из сих постов некоторые продолжаются по нескольку недель, напр., до 7-ми, другие однодневные. Кроме того, и не в постное время, от каждой недели отделяется у нас посту по два дня – среда и пяток. Для чего в православной церкви так много времени отделено посту, тогда как в других христианских обществах или меньше, как у католиков, или и совсем нет постов, как у лютеран? Многочисленность постов вполне прилична нашей православной церкви, потому что они в высшей степени душеполезны. Отступив от истины в вероучении Православной Церкви, сии общества отступили от правил и постановлений ее для жизни, напр., и о постах. Лютеране, пожалуй, отвергают и монашество, след. и подвижничество ради царствия Божия. Многочисленные и строгие посты соответствуют духовному характеру нашей Православной Церкви в том отношении, что служат наилучшим пособием в деле угождения Богу и спасения души. Каким же образом пост, т. е. воздержание от излишней и известной мясной, лакомой пищи – и от излишних и известных – горячащих – питий помогает нам в угождении Богу и спасению души? 1 .  Воздерживаясь от излишней пищи и пития, мы удобнее и больше можем заниматься добрыми делами. Кто больше способен к молитве, к размышлению о Боге и о божественном и о грехах, и к другим духовным занятиям и добрым делам, – кто, как не тот, который удерживается от излишней пищи и пития? Обременившему себя пищею и питием обыкновенно бывает не до бодрствования, не до молитвы, у него забота об одном телесном покое. «Кто постится, тот с добрым духом молится» (Св. Злат. 57 бес. Матф.). «В насыщенном чреве нет разума таин Божиих», говорят св. подвижники, собственным опытом изведавшие пользу поста в отношении благочестия (Св. Исаак Сир. сл. 56). «Пост предшественник всех добрых дел» говорят они же. «Животные многопищные и тучные не могут бегать так скоро, как малопищный олень: подобно сему чревоугодник не может быть так деятелен и благопоспешен в подвигах, как воздержный» (Из бес. Фил. м. М.). И вообще когда хотим мы заняться чем-либо важным и требующим размышления, то избираем для сего часы утренние, когда тело не отягчено пищею; а после стола говорим, что теперь не способны к умственной работе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/o...

108. Час уже нам от сна востати! Во всем году нет такого благоприятного времени для покаяния и исправления нашей жизни, как святой и Великий Пост. Душа человека – по природе христианка: она тоскует о небесном Отечестве даже тогда, когда о нем и не думает. Грех противен ее природе, как яд, принятый внутрь: душа чувствует потребность извергнуть его вон. Отсюда неутолимая тоска, тяжесть на сердце, томление духа, никакими так называемыми развлечениями не облегчаемое. И если это можно сказать о всякой душе человеческой, о душе во Христа верующей, бессознательно ко Христу влекомой самою природою духа, то тем паче должно сказать о душе православной, душе русской. Русская душа неспособна входить в какие- либо сделки с совестью, как это, к сожалению, бывает в других исповеданиях, коих учение построено на началах юридических: в католичестве – на учении об оправдании добрыми делами, а в лютеранстве и других, ему сродных ересях – на оправдании верою без дел, – православная душа не позволяет себе и думать о каких-либо своих заслугах, вера ли то, или добрые дела: она просто кается пред Богом, беспощадно себя осуждая, все добро, ею сделанное, Божией помощи и благодати усвояя, и самую веру свою стремлением к доброделанию оживляя. Она знает, что чем беспощаднее будет себя осуждать пред судом Божиим, тем скорее будет оправдана Божиим милосердием. И вот, настает Великий Пост; редкий, печальный звон колоколов, продолжительные службы, умилительные песнопения, земные поклоны с молитвою преподобного Ефрема Сирина и – строгое воздержание в пище – все это так посоветовано Церковью, что невольно душа приходит в себя, размягчается, согре­вается благодатью Божией и, так сказать, растопляет вокруг себя ледяную кору нечувствия, духовного омертвения, и оживает духом. Знают верующие эту благодатную силу Святого поста и ждать – не дождутся, когда он наступит. Казалось бы, не все ли равно, в какое бы ни было время человеку каяться, говеть, исправлять свою жизнь? Но ведь и в видимой природе растения оживают не во всякое время и не при всяких условиях: нужны свет и теплота весеннего солнца, чтоб они ожили.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

218–219. Церковная дисциплина и свобода печати Когда истина столь очевидна, что ложь не может ее затмить, несмотря ни на какие усилия, тогда ложь начинает притворяться, будто она давно победила истину, давно доказала, что ее нет, что если и есть что-то, то ведь это только легенда, вымысел, с коим умным, образованным людям и считаться-то стыдно. А толпа невежд, коим хочется казаться “интеллигентами», идущими в ногу с людьми “передовыми», охотно вторит глашатаям лжи, шумными криками стараясь заглушить скромный голос святой истины. Таким образом, в наше время создается так называемое “общественное мнение», так насаждаются лживые теории, строятся и укореняются лженаучные гипотезы. И чем больше льстит страстям человеческим какая-нибудь теория или гипотеза, тем она больше имеет вероятия на распространение. Увы! Все меньше становится число самоотверженных, беспристрастных, а главное – смиренных служителей истинной науки. Все больше сгущается туман лжи вокруг истины, и его яд впитывается в массы – чем незаметнее, тем глубже отравляя миросозерцание православного человека. Откуда это? Не приходится долго задумываться над этим вопросом: прочтите “Протоколы сионских мудрецов» в книге С. А. Нилуса и увидите, что все это делается очень планомерно, обдуманно, теми, кому нужно превратить все человечество в свой рабочий скот. А факты, поразительнейшие факты налицо. Прислушайтесь к тому, как относится наша печать, наши газеты, – да, газеты: увы, ведь мы теперь книг почти не читаем, а все только газеты: поневоле приходится к ним прислушиваться, – так вот и прислушайтесь, как они относятся к Церкви, к Евангелию, к самому христианству. Ведь если еще не отрицают прямо, то в общем знать их не хотят! Церковь учит святой истине, газеты – проповедуют служение плоти и похотям ее; Церковь объявляет пост, газеты преподносят читателям, как нарочито, веселые фельетоны и новости по части увеселений. Настает великий праздник Пасхи или Рождества Христова; в газетах появляются рассказы и статейки на темы как будто религиозные, но увы – лучше бы их не появлялось! При этом-то случае и снимают с себя маску лицемерного христианства разные авторы: они дают разные вымыслы, подкладкою коих служат якобы научные открытия, разные сказания, предания, легенды, и все это сводится, в сущности, к подрыву веры в сердцах православных читателей, все – сознательно или бессознательно – служит целям все тех же врагов христианства, врагов Бога и людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

257. Подвигом поста и покаяния поможем на брани подвизающимся! Господь милует нашу Русь Православную, милуя наказует и наказуя зовет к покаянию и духовному обновлению. В последние полгода мы пережили столько чудес милости Божией, сколько не видели в полсотни лет. Не видели, потому только, что в нерадении своем глаза закрывали, а они, чудеса эти, не прекращались у нас никогда. Гром небесный пробудил нашу дремлющую совесть, и очи наши открылись. Бог положил на сердце Своему избраннику, Царю нашему, великое, воистину спасительное дело – положить конец народному развращению пьянством, и народ, как освобождаемый пленник, когда с него снимают оковы, свободно вздохнул, благословляя Помазанника Божия за это святое дело. А трезвость, видимо, привлекла к народу нашему и Божие благословение. Но великое Божие испытание далеко еще не кончилось. Наш враг собирает все новые и новые силы: объявляя войну, он надеялся, что поможет ему наша внутренняя смута, наш исторический порок – пьянство; милостью Божией этого не случилось. Смута исчезла, пьянства как не бывало, Русь встала за свои святыни как один человек. Но и в духовной жизни бывает то же, что в жизни телесной: болезнь иногда возвращается с удвоенной силой. Есть опасность, после благополучного окончания войны, возвращения и наших недугов духовных; эту опасность надо иметь в виду, надо принимать меры к ее предупреждению. А для этого – не должно успокаиваться на мысли, будто мы стали лучше, будто мы заслуживаем милости Божией, будто мы уже застрахованы от тех искушений, которыми, – скажем откровенно, – позорилась доселе Русская земля. И вот – новая к нам милость Божия: чтобы закрепить в нас благое произволение, Бог так расположил в нынешнем году события современной жизни и дни церковных воспоминаний, что Великий пост , это время духовного обновления по преимуществу, приблизился к началу года на самое краткое расстояние: тотчас же после праздника Крещения Господня, в первое же воскресенье, Церковь уже запела: Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010