Что значит поститься до первой звезды?Как поститься в этот день болящим? Обязательно ли посетить ночную Литургию на Рождество и быть на службе в вечер Праздника? Праздновать ли Рождество в семейном кругу? Может ли за праздничным застольем сохранить молитвенный настрой? 6 января — Навечерие Рождества Христова, или Рождественский сочельник , — последний день Рождественского поста , канун Рождества Христова. В Сочельник день православные христиане особенно готовятся к наступающему празднику, весь день наполнен особым праздничным настроением. Утром в Сочельник по окончании Литургии и следующей за ней вечерней в центр храма выносится свеча и священники поют перед ней тропарь Рождеству Христову. Службы и пост Сочельника имеют ряд особенностей, поэтому именно в эти дни на наш сайт приходит множество вопросов о том, как правильно провести Сочельник. Ответить на эти вопросы мы попросили иерея Александра Ильяшенко. – Отец Александр, самый часто задаваемый нашими читателями вопрос – как правильно поститься в Сочельник, до какого времени нужно воздерживаться от вкушения пищи? Что значит «пост до первой звезды»? Одинакова ли мера воздержания для работающих и неработающих в этот день? Сколько длится пост до причастия? В этом году Сочельник приходится на субботу, поэтому Царские часы совершаются в пятницу. В сам же день Сочельника пост уже не такой строгий, как в предшествующие дни самой строгой недели Рождественского поста . Сочельник Само название происходит, как полагают, от слова «сочиво» (то же, что «коливо» — вареные зерна риса или пшеницы). Вкушать «сочиво», или «коливо», положено в канун праздника только после литургии, которая соединяется с вечерней. Таким образом, часть Сочельника 24 декабря проходит в полном неядении. Традиция не вкушать пиши до первой вечерней звезды, связана с воспоминанием явлении звезды на Востоке (Мф.2:2), возвестившей о рождении Христа, однако уставом эта традиция не предписана. Действительно, Типикон предписывает пост до конца вечерни. Однако служба вечерни соединяется с Литургией, служится утром, поэтому и постимся мы до того момента, когда в центр храма выносится свеча и перед свечой поется тропарь Рождеству Христову.

http://pravmir.ru/kak-pravilno-provesti-...

Разделы портала «Азбука веры» Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчились объядением и пьянством… Лк.21:34 В Русской Православной Церкви установлены четыре многодневных поста, три однодневных и, кроме того, пост в среду и пятницу в течение всего года. Многодневные посты Великий пост продолжается 7 недель от Прощеного воскресенья до Пасхи; Петров пост может длиться от 1 до 5 недель в зависимости от дня Святой Пасхи. Он начинается через неделю после дня Святой Троицы и продолжается до 12 июля – дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла; Успенский пост – с 14 по 27 августа (двухнедельный) перед праздником Успения Божией Матери; Рождественский пост – с 28 ноября по 6 января (40-дневный) перед Рождеством Христовым. В дни поста (дни говения) Церковным Уставом запрещается скоромная пища, то есть пища животного происхождения (мясные и молочные продукты, яйца). Разрешается вкушать лишь продукты растительного происхождения (овощи, фрукты, ягоды, грибы, мед, крупы), а в определенное время – рыбу и растительное масло 1 . В дни строгого поста не позволяется не только рыба, но и пища, приготовленная на растительном масле. Разрешено лишь сухоядение. Для людей слабых и больных эти требования, по благословению духовника, могут быть ослаблены. Сегодня в православных домах можно встретить такие “постовые деликатесы”, как брюссельская капуста, осьминоги, кальмары, устрицы… Все, действительно, постное. Однако отцы Церкви строго обличали тех, кто употреблял во время поста пищу хотя и постную, но изысканную. “Есть такие хранители Четыредесятницы, – пишет блаженный Августин , – которые более прихотливо, нежели благочестиво проводят ее. Они более изыскивают новые удовольствия, нежели обуздывают ветхую плоть. Богатым и дорогим подбором разных плодов они хотят превзойти разнообразие самого вкусного стола. Сосудов, в которых варилось мясо, они страшатся, а не страшатся похоти чрева и гортани своей.” Святитель Иоанн Златоуст наставляет: “Ты подсчитай, сколько денег стоит твой скоромный обед, когда ты ешь мясо. Затем подсчитай, сколько будет стоить твой обед, если ты будешь есть без мяса, а разницу отдай нищим.” То есть, чем самому изысканно питаться и тем окрадывать пост, деньги лучше потратить на дела милосердия. Однодневные посты

http://azbyka.ru/o-postax-i-trapezax

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Календарь питания Рождественского поста 2023 4 мин., 28.11.2021 Содержание Календарь питания Рождественского поста 2023 Рождественский пост в 2023 году начинается как всегда за 40 дней до Рождества — 28 ноября. Его также еще называют Филиппов пост, так как он начинается сразу после дня памяти апостола Филиппа. Во время Рождественского поста по монастырскому богослужебному уставу (Типикону) следует воздерживаться от продуктов животного происхождения (мясо, яйца, молоко). До дня памяти святителя Николая (19 декабря) во вторник можно есть горячую пищу без масла, в среду и пятницу — строгий пост (сухоядение — овощи, фрукты, хлеб; воду пить можно). Во вторник, четверг, субботу и воскресенье — рыба, грибы, крупы с растительным маслом и т. п. Когда на среду или пятницу приходится праздничный день, разрешается пища с растительным маслом. Типикон в данном случае считает праздничными те дни, когда совершается полиелейный или бденный праздник (т. е. накануне него служится всенощное бдение). Если праздник  Введения во храм Пресвятой Богородицы  (отмечается 4 декабря) попадает на среду или пятницу, то разрешается рыба. После дня памяти святителя Николая (19 декабря) и до предпразднства Рождества (2–6 января) рыба разрешается только в субботу и воскресенье, становится строже пост и в другие дни. В предпразднство — строгий пост: нельзя есть рыбу во все дни, а пища с маслом употребляется только в субботу и воскресенье. В сочельник — самый строгий пост, сухоядение. Существует традиция в этот день вообще ничего не есть до появления первой звезды, а после подавать на стол сочиво — вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом и другими сухофруктами (смотрите  рецепты здесь ). При этом все, готовящиеся причаститься на ночной рождественской литургии, не должны ничего есть и пить за несколько часов до богослужения. Правила, описанные выше, — это строгий устав по Типикону, предназначенный в первую очередь для монахов. Миряне (не монахи), как правило, постятся мягче. Например, миряне редко практикуют сухоядение (или придерживаются его только в дни строгого поста с 2-го по 6-е января), исключают рыбу из рациона только в среду и пятницу и со 2-го по 6-е января и т. д. 

http://foma.ru/kalendar-rozhdestvenskogo...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей протоиерей Олег Стеняев Проповедь в Рождественский пост " loading="" decoding="" title=""/> Проповедь в Рождественский пост Евангелие от Луки 91 зач., 18 гл. Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня за Божественной литургией мы слышали Евангельское чтение, в котором мы видели, созерцали очами веры, как юноша подошел к Иисусу Христу и спрашивал его: “что мне сделать, чтобы наследовать жизнь вечную?” Сама постановка вопроса очень интересная. А что человек может сделать чтобы наследовать жизнь вечную? Если человек совершает какие-то грехи, он не может эти грехи перекрыть добрыми делами. Например человек ехал на машине и сбил ребенка насмерть, а потом он построит детский дом и будет бесплатно кормить детей всю жизнь. Может ли человек таким добрым деянием перекрыть злой поступок? Конечно не может. И когда юноша спрашивает: Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он как бы спрашивает: да, я понимаю, что жизнь вечная — это что Бог дает или не дает, но что я при всем этом должен делать? Вот такой характер его вопроса. Это был умный юноша. И Христос ему говорит: исполняй заповеди, и указывает на вторую скрижаль: почитай отца и мать, не убивай, не прелюбодействуй, не кради; то есть, когда мы хотим идти стезею исправления, то мы избираем стремление исполнять Божий закон. Но это не значит, что этим самым мы снимаем ответственность за прежде содеянные грехи. Человек, даже если он исправился всецело и изжил какие-то свои недостатки, что у некоторых людей происходит с годами, например, или когда они проходят через тяжелые обстоятельства, потрясения какие-то, но это все равно не решает проблему греха как такового. Потому что человек нуждается в чем-то большем, Божественном вмешательстве, когда Бог, который одинаково владеет и нашем будущем, и нашим прошлым, как и нашим настоящим, Он принимает волевое решение помиловать нас. Вот тогда человек оказывается спасенным. Апостол Павел так и пишет: спасение зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего.

http://azbyka.ru/propovedi/propoved-v-ro...

Пост Великий длится столько же сколько и Рождественский, т.е. 40 дней. И тогда почему этот пост называется Великий? Понятно, если бы он был 47 дней вместе со Страстной неделей. А так возникает вопрос. 29.04.2016 07:07:51 Протоиерей Андрей Ткачев Слушать: http://radonezh.ru/radio/2016/04/22/21-00.html - Дорогие братья и сестры, добрый вечер. Мы с вами будем говорить о Лазаревой субботе, о воскрешении Лазаря. Начнем с того, что Христос воскрешал до Лазаря ещё и других людей. Дочку начальника синагоги Иаира и единственного сына вдовицы в городе Наин. Там умершие были только что умершими. Лазарь был четверодневен, т.е. там уже запах гниения исходил из гроба, и умерший, очевидно, растлевался смертью. О чём Христос, собственно, и плакал, что смерть безобразна, она не входит изначально в планы Божии. Но завистью дьявола смерть пошла в мир. И так Христос воскрешал до этого дочку Иаира, о которой Он говорил, что не умерла, но спит. А окружающие смеялись над ним, потому что ясно было, что умерла. Что значит  спит? Мертвая она. Он взял за руку и сказал: «Девочка, тебе говорю, встань»  - она встала. Так же и наинский мертвец.  Город Наин расположен недалеко от Галилеи. Там Господь встретил погребение, т.е. его несли хоронить. Остановил процессию, прикоснулся к гробу и обратился к юноше как к живому: «Тебе говорю, встань» -  он встал. И отдал его матери его, и все удивлялись, на всех был страх и радость одновременно. Заметьте себе, что страх и радость -  они вообще не враги. В жизни мирской, кого боишься -  того не любишь. И если есть страх, то радости нет. Т.е. страх и радость противоположны друг другу в вещах мирских, там, где есть грех. А где греха нет, там страх и радость -  они вместе. Т.е. ты Бога боишься и радуешься о Нём одновременно. И одно другому не мешает. Это стоит запомнить, потому что очень важная вещь, на мой взгляд. И вот Христос воскрешал дочь Иаира, сына вдовицы в Наине, а теперь Лазаря. Лазаря воскресил уже не так, как тех, потому что тех воскресил в первые часы после смерти.

http://radonezh.ru/text/post-veliky-dlit...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – ноябрь 2021 30 мин., 23.11.2021  Библиография. «Фома» – ноябрь 2021 Содержание номера - " Фома " . Православный журнал для сомневающихся. - – 2021. FOMA.RU Обложка: Святейший Патриарх Кирилл на лесной тропе, возможно, на Валааме, с посохом и двумя крепкими свежими грибами в руках (фото Сергея Власова/пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси). Внизу надпись: ЖИТЬ ПО ЗАКОНУ ЛЮБВИ. К 75-ЛЕТИЮ ПАТРИАРХА КИРИЛЛА (см. статью: Патриарх Кирилл: «Главный закон человеческого счастья — закон любви», С.6-13). Пролог : Виталий Каплан. «Это несложно — представить себе/Ночью родившийся снег...». Стихотворение//Фома. - – ноябрь 2021. – С.2. – (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Даты месяца : Даты месяца: ноябрь //Фома. - – ноябрь 2021. – С.4-5. - (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 18 ноября. День памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. [В этот день Церковь вспоминает избрание на Патриарший престол святителя Тихона (Белавина). Его святительское служение пришлось на тяжелейшую эпоху истории русского государства и русской Церкви — первые годы после большевистской революции. Новая власть устроила беспрецедентные гонения на Церковь. Священников, монахов, активных прихожан арестовывали и убивали просто за то, что они — христиане, решившие жить по Евангелию. Сам Патриарх в это время месяцами находился под арестом, но и в таких условиях он смог противостоять обновленческому расколу и боролся за сохранение Церкви]. Ил.: Патриарх Тихон (Белавин). Колоризация Ольги Ширниной.- С.4; 11 ноября. 200 лет назад родился Федор Достоевский. [«Самые серьезные проблемы современного человека происходят оттого, что он утратил чувство осмысленного сотрудничества с Богом в Его намерении относительно человечества». Федор Достоевский ]. Ил.: Ф. М. Достоевский. Офорт Л. Е. Дмитриева-Кавказского, 1880. - С.4; 28 ноября. Начало Рождественского поста. [Рождественский (Филиппов) пост начинается на следующий день после дня памяти апостола Филиппа, одного из 12 ближайших учеников Господа Иисуса Христа, и заканчивается 6 января, в канун великого праздника Рождества Христова. Эти два дня как бы обрамляют собой 40-дневный период поста, отсюда и его двойное название. По времени возникновения Рождественский пост — один из самых древних. По мысли святителя Симеона Солунского, «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое Слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти»]. - С.4;

http://foma.ru/bibliografija-foma-11-223...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Формула поста: как её вывести? 5 мин., 29.11.2021 Перед началом Рождественского поста у многих возникают вопросы, что можно, а что нельзя. Но в своей книге архимандрит Савва (Мажуко) напоминает нам, что пост — это не запреты и строгие правила, а радостное время ожидания Спасителя. Как же не превратить дни воздержания в мучение и хандру? Формула поста: как её вывести? Некоторые средневековые трактаты часто заканчиваются фразой «об этом довольно», то есть: «хватит уже об этом, достаточно», и мне бы тоже хотелось однажды написать такой текст про постное время, который бы заканчивался этими ободряющими словами. Не получается. Потому что с началом поста я слышу привычные вопросы: по каким дням разрешается рыба? а можно ли сегодня с маслом? благословите, отче, кушать с молоком — у меня язва? И прочая, и прочая, и прочая. Но я снова и снова отвечаю на эти недоумения, и не перестану, потому что мне жалко людей, потому что тема поста погружает многих если не в болото лицемерия, то в вечное чувство вины и виноватости. Ведь ты не можешь соблюдать, как положено, даже если приложишь все возможные усилия, значит — грешник, несовершенный и сластолюбец! И живет церковный человек годами в глухой православной депрессии, разъедаемый ненасытным чувством вины. А все-таки, как положено? Кем положено? Кому положено? Как поститься, чтобы не согрешить, чтобы Бога не обидеть и святых Его? Предрождественский пост в древности длился один день — это был канун Богоявления. Дело в том, что когда-то два наших чудесных праздника — Рождество и Крещение — приходились на один день, и однодневный пост был обращен именно на событие Богоявления как особая жертва духовной сосредоточенности, время, отделенное специально для осмысления этого величайшего события. Вот из этого зерна, из однодневного усилия позже и вырос наш сорокадневный пост. Однако его продолжительность и устав трапезы никогда не имел значения всеобщего или абсолютного правила для всех. Общего устава для мирян никогда не существовало, а монастыри руководствовались каждый собственным уставом и волей игумена, так что один из византийских богословов XV века Георгий Протосингел, описывая традицию Рождественского поста, принятую в его время, писал, что в столице постятся сорок дней, в других регионах начинают говеть с 1 декабря, в третьих — с 6-го, а где-то и с 20-го — и все это совершенно нормально уживалось внутри одной традиции, никому и в голову не приходило обвинять другого в ереси или модернистских тенденциях.

http://foma.ru/glava-knigi-arhim-savvy-m...

Отложим дела тьмы и облечемся во оружия света Размышления о посте 2 декабря, 2014 Размышления о посте Не так давно Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь Москвы посетил митрополит Лимассольский Афанасий. Владыка беседовал с насельницами обители о духовной жизни, в том числе и о посте. «Как-то в одном из монастырей, где я являюсь духовником, – рассказывал владыка Афанасий, – незадолго до начала поста мне сказали: “На какое делание нам следует обратить внимание, что нужно делать больше всего, когда начнется пост? Может быть, увеличить правило, больше поститься, сделать службы продолжительнее?” Я ответил: “Ничего из этого. Я предпочитаю, чтобы вы ели каждый день хорошо и спали хорошо, но самое главное, чего я хочу, чтобы вы сказали сами себе: “Мое правило на весь период поста – чтобы я не разгневалась, чтобы у меня не было ни одного пререкания и преслушания»”. Поборитесь так». Это наставление Его Высокопреосвященства перекликается с мыслями духовника Богородице-Рождественской обители протоиерея Бориса, который перед каждым постом напутствовал сестер словами стихиры из Постной Триоди: «Истинный пост есть злых отчуждение, воздержания языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение пост истинный есть и благоприятный». Он давал на пост советы, в которых, на первый взгляд, не было ничего особенного: меньше говорить, стараться никого не осуждать даже в мыслях, не принимать греховных помыслов, не обижать ближних, приносить деятельное покаяние, то есть действовать противоположно своим страстям. Но в этих советах заключалась глубина духовного опыта. Батюшка пытался донести до нас мысль, что не только пост, но и вся жизнь христианина должна проходить в молитве, трезвении и аскетическом труде. Тем более это относится к монашествующим, выразившим во время пострига желание жития постнического. Отец Борис не давал на время поста каких-то особых правил воздержания от пищи сверх Устава Церкви. Он всегда призывал к воздержанию в широком смысле слова. Напоминая слова апостола «всяк подвизаяйся от всех воздержится» (1 Кор. 9, 25), отец Борис так говорил о значении аскезы в жизни православного христианина: «Борьба с грехом необходима, без нее нет преуспеяния. Вступая на путь духовной жизни, помилованный грешник не сразу становится человеком духовным, не сразу достигает ангелоподобного состояния: для него противостояние царству тьмы, борьба плоти и духа только начинаются. Волны житейского моря еще долго будут бросать его в разные стороны. Цель духовной жизни заключается в том, чтобы подчинить духу душу и плоть. По словам апостола Павла, “плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся” (Гал. 5, 17). В этом противостоянии духа силам тьмы, действующим через плоть, и заключается духовное делание. Предначатие же вечной жизни состоит не в одном только противостоянии силам тьмы, но и в предвкушении духовных благ теперь, в земной жизни».

http://pravmir.ru/otlozhim-dela-tmyi-i-o...

Как произошло рождение Спасителя? Как был установлен Рождественский пост? Когда начали праздновать Рождество Христово? Как питаться в Рождественский сочельник? Как празднуется Рождество Христово? Как проводить святки? Изгоняя наших прародителей из рая, Сам Бог обещал им Спасителя (Быт. 3, 15), и неоднократно повторял это обещание (Быт. 22, 18; 2 Цар. 7, 12-13), чтобы приготовить людей к Его принятию. Все преобразования и пророчества, относившиеся к воплощению Сына Божия, исполнились. В церковном каноне на Рождество Христово говорится, что «мудрый Создатель опять возстановляет человека, который, быв сотворен по образу Божию, растлел от преступления, весь подвергся повреждению и лишился высшей Божественной жизни». Можно сказать, что вся Вселенная ожидала небесного Искупителя. Перед рождением Спасителя римский император Август, который правил тогда и покоренной Иудеей, повелел произвести во всей обширной империи всенародную перепись. Все подданные Римской империи отправились для переписи в свои родные города. Дева Мария и Иосиф жили в Назарете, городе Галилейском, но так как оба они происходили из рода и дома Давидова, обитавшего в земле Иудовой, в Вифлееме, городе Давидовом, то они и направились в этот город. В этом городе и исполнилось предсказание пророков о рождении Спасителя: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис. 7, 14); И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных (Мих. 5, 2). Господь наш Иисус Христос родился от Пречистой Девы Марии непостижимо и неизреченно в правление римского кесаря Августа в лето от сотворения мира 5508: «повелением кесаревым была перепись, мы же во имя Тебя, вочеловечшагося Бога нашего, вписались с число верных». «Повинуясь кесареви повелению, Христе, ты вписался в число рабов, и нас, рабов врага и греха, сделал свободными» — поет Церковь в Каноне на Рождество Христово . Родившийся в вертепе, Младенец, повитый пеленами, был положен в ясли, что знаменует глубокое уничижение, до которого опустился грешный человек, нуждающийся в небесной помощи Богочеловека. «Во яслех восклонись Господь, да безсловество человечества исправит. В безсловесных яслях Тя полагает Дева, Божие Слово безначальное, мое бо разрешити безсловесие грядеши, еже подъях завистию змииною: пеленами же повитися, яко да расторгнеши пленицы прегрешений моих».

http://pravmir.ru/kak-provesti-rozhdestv...

Тема приближающегося Рождества в богослужениях сорокадневного подготовительного периода появляется постепенно. В начале поста — 15 ноября — ни в одном из песнопений еще не упоминается о Рождестве, затем, пять дней спустя, накануне празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы, в девяти ирмосах рождественского канона мы слышим первое извещение о приближающемся событии: «Христос раждается, славите!» Рождественский цикл Празднование Рождества Христова (25 декабря по старому и 7 января по новому стилю) начинается с подготовительного периода. За сорок дней до празднования события рождения нашего Господа мы начинаем Рождественский пост , очищая душу и тело для того, чтобы должным образом войти в праздник и участвовать в великой духовной реальности Христова пришествия. Время поста не представляет собой особого литургического периода, подобно Великому посту; Рождественский пост имеет скорее «аскетическую», чем «литургическую» природу. Однако, период Рождественского поста отражается в церковной жизни рядом литургических особенностей, которые указывают на грядущий праздник. Тема приближающегося Рождества в богослужениях сорокадневного подготовительного периода появляется постепенно. В начале поста — 15 ноября — ни в одном из песнопений еще не упоминается о Рождестве, затем, пять дней спустя, накануне празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы, в девяти ирмосах рождественского канона мы слышим первое извещение о приближающемся событии: «Христос раждается, славите!» С этими словами что-то изменяется в нашей жизни, в самом воздухе, которым мы дышим, во всем строе церковной жизни. Мы как будто чувствуем где-то вдали первый свет самой великой радости из всех возможных — пришествия Бога в Свой мир! Церковь возвещает таким образом приход Христа, воплощение Бога, Его вхождение в мир для спасения мира. Далее, в два воскресенья перед Рождеством, Церковь вспоминает Праотцев и Отцев: пророков и святых Ветхого Завета, которые подготовили пришествие Христа, претворив историю в ожидание спасения и восстановления человечества Богом. Наконец, 20 декабря Церковь начинает предпразднство Рождества, литургическая структура которого подобна Страстной седмице перед Пасхой — потому что с рождения Сына Божия в виде Младенца началось Его спасительное служение ради нашего спасения, которое далее приведет к завершающей крестной жертве. Навечерие

http://pravmir.ru/rozhdestvenskoe-bogosl...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010