Т. 14. С. 464515, 730739. 118 ...ученик его Корнилий... – В «Цветнике священноинока Дорофея» ученик, как и старец, был безымянным. 120 Анастасий мних – речь идёт либо об Анастасии Персидском (см.: Пролог, 22 января), либо об Анастасии Синайском (см.: Пролог, 20 апреля), однако описанных подробностей подвига святого в Прологе нет. 123 ...Максима, и Василия, Исидора, паче же и древняго великаго Андрея, и Прокопия, Иоанна уродивых. – Имеются в виду юродивые святые Максим Московский (Пролог, 13 августа), Василий Блаженный (Пролог, 2 августа), Исидор Ростовский (Пролог, 14 мая), Андрей Юродивый (Пролог, 3 октября, 12 октября), Прокопий Устюжский (Пролог, 8 июля), Иоанн Устюжский (Пролог, 29 мая). Все они русские святые, кроме Андрея Юродивого, имя которого в общем ряду особо выделено. В соответствующем фрагменте статьи «Цветника священноинока Дорофея» называются лишь первые три имени. Упоминания Андрея Юродивого, Прокопия и Иоанна Усюжских появились в более поздней редакции текста, дошедшей до нас в «Кринах сельных» и в «Старчестве» Матфея Никифорова. 124 ...великомучеников Георгия и Димитрия, Иякова Персянина, и Феодора Тирона, и Феодора Стратилата, и 40 мученик, и пятечисленую пятерицу – Евстратия и Евгения, Мардария и Ореста, и Авксентия. – Имеются в виду великомученики Георгий Победоносец (Пролог, 23, 24 апреля), Димитрий Солунский (Пролог, 26 октября), Иаков Персянин (Пролог, 27 ноября), Феодор Тирон (Пролог, 17 февраля), Феодор Стратилат (Пролог, 8 июня, 8 февраля). 40 мучеников севастийских – см. в Прологе под 9 марта, а «пятечисленую пятерицу» севастийских мучеников – Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста – под 13 декабря. В «Цветнике священноинока Дорофея» этот фрагмент имеет несколько иной вид: Федор Тирон упоминается в другой части статьи, Федор Стратилат не упоминается вовсе, а вместо «пятечисленой пятерицы» названы мученицы Ирина и Екатерина. См.: Творогов О. В. Переводные жития в русской книжности XIXV веков: Каталог. СПб., 2008. С. 3739, 4446, 52, 6061, 116, 117.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К той же работе о свв. 70 апостолах имеют отношение и некоторые заметки, сделанные рукою Святителя на листах его Пролога. Напр., 10-го сентября, память свв. апостолов Апеллия, Луки и Климента. Пролог пишет: «Климент, его же к Колоссаем апостол поведует», – Святитель отмечает: «Несть его там». Пролог – «сей первее всех от языков веровав Христосови», Святитель: «а Корнилий сотник не первый ли?» (Пролог, ч. I, л. 39). 18-го сентября, память Симеона, епископа Иерусалимского. Пролог: «той бяше сын Иосифа обручника», – Святитель: «не сын, но синовец, снесть братний син Клеопии, а Клеопа был брат Иосифу родний меньший, и понял у Иосифа дочку себе в жену именем Марию и родил с ней сего Симеона, так о том пишет историк греческий Георгий, прозываемый Кедрин, лист 187 et Eusevius lib. 3, cap. 10, а брат Господень син же Иосифов был не Симеон, но Симон, гл. 13-я» (Пролог, ч. I, л. 62-й). 15-го февраля, память св. апостола Онисима. Пролог: «сей слуга быв Филимона мужа римлянина», – Святитель: «Филимон муж не римлянин, но колоссянин, ut patet in vita s. Onisimi, а зде помилився Пролог и изобличается помылкатая в Актах свв., т. И, февр. 16, л. 858». И еще: «в мученикословии Римстем сегож месяца, 15 числа, инако о кончине его написано. В предисловии на послание к Филимону пишется, яко мечем посечен бысть». (Пролог, ч. II, л. 703-й). 8 апреля, память св. апостола Иродиона. Пролог пишет, что он служил свв. апостолам и поставлен от них епископом Неопатрским. Святитель замечает: «Метафраст в житии св. апостола Петра пишет же Иродион в Риме вкупе з Олимбом посечены при Петре святом» (Пролог, ч. II, л. 199). 25-го августа, св. апостола Тита, епископа Гортинского. В Прологе: «причтася и той 12 веровавшим Господеви»; Святитель: «како можаше причтатися еллин сый необрезанный, с ним же ни ясти иудеи хотяху, ибо не абие отверзеся языком дверь веры, но по крещении Корнилия сотника. Деяний гл. 10, и роптаху о том иудеи на Петра, Деян. гл. 11-я яко к мужем необрезанным ввел и ял с ними» (Пролог, ч. IV, л. 734, ср. Четии-Минеи, ч. IV, л. 748 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

21 . Пр. САВВА Вишерский, Новгородский, преставился в 1461 году, Октября 1, в который Церковь и память его совершает. Св. мощи его под спудом в церкви Вознесения Господня в обители его. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Октября 1. 22 . Св. ИОНА, Архиепископ Новгородский, преставился в 1471 году, Ноября 5, в который Церковь и память его совершает. Св. мощи его под спудом в Новгородском Отенском монастыре. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Ноября 5. 23 . Св. ИСИДОР Юродивый, Ростовский, прозванием Твердислов, преставился в 1474 году, Мая 14, в который Церковь и память его совершает. Св. мощи его в Ростове под спудом. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Мая 14. 24 . Пр. ЗОСИМА, Игумен Соловецкий, преставился в 1478 году, Апреля 17, в который Церковь и память его совершает. Св. мощи его почивают в Соловецком монастыре в построенной во имя его и Преподобного Савватия храме. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Апреля 17. 25 . Пр. ПАФНУТИЙ, Игумен Боровский, преставился в 1479 году, Мая 1, в который Церковь и память, его совершает. Св. мощи его почивают в обители его. Смотри, Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Мая 1. 26 . Пр. ЕВФРОСИН Псковский, преставился в 1481 году, Мая 15. Смотри Пролог и Четь Минею, Мая 15. 27 . Пр. МАКАРИЙ, Игумен Колязинский, преставился в 1483 году, Марта 17, в который Церковь и память его совершает. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Марта 17. 28 . Пр. ТИХОН Луховский, преставился в 1492 году, Июня 16. Св. мощи его почивают в созданной им обители, в области Луховской на реке Лухе, на Капышове. Смотри Пролог и Четь Минею, Июня 16. 29 . Св. ИОАНН Юродивый Устюжский, преставился в 1494 году, Мая 29, в который день Церковь и память его совершает. Св. мощи его почивают в Устюжской соборной церкви. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Мая 29. 30 . Пр. САВВА Крыпецкий, Псковский, преставился в 1495 году, Августа 28. Св. мощи его, в 1555 году обретённые, почивают в Крыпецком монастыре. Смотри Пролог и Четь Минею, Августа 28.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В заключение всего сделаем общий очерк истории прологов. Первый древнейший дошедший до нас пролог или синаксарь есть так называемый месяцеслов императора Василия с равномерными сказаниями. Долго он и редакции его боролись с неравномерными, по всей вероятности, по началу раньшими его прологами. В XI в. месяцеслов Василия принят был в неизменном виде в криптоферратском монастыре в Италии. где и доселе употребляется для чтения при утреннем богослужении. Без сомнения, редакция его, принадлежащая студиту Илии, принята была каппадокийскою церковию в Малой Азии, где даже восполнена Константином, митрополитом мокисийским. Но неравномерный пролог в XI-XII веке, обогащенный новыми обширными сказаниями, многими памятями святых, украшенный стихами Христофора Митиленского, стал брать перевес над редакциями месяцеслова Василия и над другими прологами. В какой мере продолжалась эта борьба на востоке, нам неизвестно. Известно только, что еще в 1249 году переписан монахом Ионою не стишной, а Петров пролог 401 , что в греч. румянцев. минее XIII в. есть особый пролог и даже в XV веке был писан или переписан пролог весьма отличный по тексту от настоящего стишного 402 . Окончательно же стишной пролог утвердился на востоке со времени напечатания его в греческих минеях в XVI веке. Затем перевод его на общеупотребительный язык Максимом Маргунием, изданный в 1601 году и в последующие времена повторенный изданиями, наконец исправление, восполнение и новый перевод его Никодимом святогорцем (изд. 1819) на новогреческий язык распространили влияние его на востоке. В России до конца XIV века употребляемы были единственно две редакции месяцеслова Василия, причем кратчайшая редакция преобладала над пространнейшею; с конца XIV века или начала XV стал входить в употребление стишной пролог, но вторая редакция месяцеслова Василия преобладала над ним и первою кратчайшею редакциею, доколе печатный пролог в 1641–1643 годах не соединил в себе и стишной пролог и редакции месяцеслова Василия. Тогда как в России более двухсот лет существует один пролог, в греческой церкви нет такого единства: доселе печатаются в минеях стишные синаксари, довольно разнящиеся между собою и много отличающиеся от синаксариста Никодима.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

2 . Пр. СТЕФАН, Игумен Махрищский, преставился в 1406 году, Июля 14. Св. мощи его почивают в обители его под спудом. Смотри Пролог, Июля 14. 3 . Св. КИПРИАН, Митрополит Киевский и всея России, преставился в 1406 году Сентября 16. Св. мощи его, в 1472 году, Мая 27, обретённые, почивают в Московском Успенском соборе. Смотри Пролог, Сентября 16 день, и Четь Минею того же дня, и Месяцеслов Киевский, Мая 27. 4 . Пр. ЕВФРОСИНИЯ, Великая Княгиня Московская, преставилась в 1407 году Июля 7. Св. мощи её почивают в Вознесенском Девичьем Московском, созданном ею монастыре. Смотри Пролог, Июля 7. 5 . Пр. САВВА Сторожевский Звенигородский, преставился в 1407 году, Декабря 3, в который Церковь и память его совершает. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Декабря 3. Св. мощи его почивают в Савине-Сторожевском монастыре. 6 . Св. АРСЕНИЙ, Епископ Тверской, преставился в 1409 году, Марта 2, в который Церковь и память его совершает. Св. мощи его почивают в Желтикове, созданном им монастыре, в соборной церкви. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Марта 2. 7 . Пр. МАКАРИЙ Унженский, Желтоводский, преставился в 1404 году, Июля 25, в который Церковь и память его совершает. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Июля 25. 8 . Пр. ДИОНИСИЙ, Игумен Глушицкий, преставился в 1412 году, Июня 1, в который Церковь и память его совершает. Св. мощи его почивают в Глушицком Предтечеве монастыре. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Июня 1. 9 . Пр. СЕРГИЙ Обнорский, Вологодский, преставился в 1413 году, Октября 7. Смотри Пролог и Четь Минею, Октября 7. 10 . Пр. ФЕРАПОНТ Белоезерский, преставился в 1426 году, Мая 27. Св. мощи его почивают в созданной от него обители, ныне в приходскую церковь превращённой, под спудом. Смотри Пролог и Четь Минею, Мая 37. 11 . Пр. НИКОН, Игумен Троицы-Сергиева монастыря, преставился в 1437 году, Ноября 17, в который Церковь и память его совершает. Св. мощи его почивают под спудом в Троицкой Сергиевой Лавре в церкви, во имя его построенной. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Ноября 17.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

31 . Пр. КАССИАН, Грек, Угличский, преставился в XV веке, Мая 21. Смотри Пролог и Четь Минею, Мая 21. Век XVI 1 . Пр. ИОСИФ, Игумен Волоколамский, преставился в 1516 году, Сентября 9, в который Церковь и память его совершает. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Сентября 9. 2 . Св. СЕРАПИОН, Архиепископ Новгородский, преставился в 1516 году, Марта 16. Св. мощи его, в 1516 году, Апреля 7, обретённые почивают в Троицкой Сергиевой Лавре близ церкви Св. Троицы на южной стороне. Смотри Пролог и Четь Минею, Марта 16. 3 . Св. ИОАНН, Князь Угличский, в монашестве Игнатий, преставился в 1522 году ,Мая 19. Св. мощи его почивают в Вологодском Спасо-Прилуцком монастыре под алтарём с Пр. Димитрием Прилуцким. Смотри Пролог и Четь Минею, Мая 19. 4 . Пр. АРТЕМИЙ Веркольский, преставился в 1538 году, Июня 23. Св. мощи его, в 1577 году обретённые, почивают в храме, во имя его созданном. Смотри Пролог и Четь Минею, Октября 20. 5 . Пр. АЛЕКСАНДР Свирский, преставился в 1533 году, Августа 30, в который Церковь и память его совершает. Св. мощи его почивают в обители его под спудом. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Августа 30. 6 . Пр. КОРНИЛИЙ Комельский, преставился в 1537 году, Мая 19, в который Церковь и память его совершает. Св. мощи его почивают в обители его. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Мая 19. 7 . Св. КИРИЛЛ, Игумен Новоезерский, преставился в 1537 (а по Следованной Псалтири – в 1533) году, Февраля 4, в который Церковь и память его совершает. Св. мощи его почивают в обители его открыто. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Февраля 4. 8 . Св. ИАКОВ Юродивый Боровицкий преставился в 1540 году (а по Следованной Псалтири около 1552 года), Октября 23, в который Церковь и память его совершает. Св. мощи его почивают в Новгородском Иверском монастыре. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Октября 23. 9 . Пр. ДАНИИЛ, Архимандрит Переславского Горицкого монастыря, преставился в 1540 году, Апреля 7. Св. мощи его почивают в созданной им обители в соборной церкви. Смотри Пролог и Четь Минею, Апреля 7.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

12 . Пр. КИРИЛЛ, Игумен Белоезерский, преставился в 1428 году, Июня 9, в который Церковь и память его совершает. Св. мощи его почивают под спудом в созданной им обители, называемой Большой Белоезерский монастырь, в церкви, во имя его построенной. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Июня 9. 13 . Пр. ПАВЕЛ Комельский преставился в 1429 году, Января 10, в который Церковь и память его совершает. Св. мощи его почивают в обители его, Павлов Обнорский монастырь именуемой, под спудом. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Января 10. 14 . Св. МАКСИМ Юродивый Московский, преставился в 1434 году, Ноября 11, в который Церковь и память его совершает. Св. мощи его, Августа 13 обретённые, почивают в Москве в церкви, во имя его созданной, на Варварской улице. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Ноября 11. 15 . Пр. АЛЕКСАНДР, Игумен Куштский, преставился в 1439 году, Июня 9. Смотри Пролог и Четь Минею, Июня 9. 16 . Пр. ГРИГОРИЙ Пелшмский Вологодский, преставился в 1449 (а по Следованной Псалтири – 1400) году, Сентября 30. Св. мощи его почивают в созданной им обители. Церковь память его совершает Сентября 30. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Сентября 30. 17 . Пр. МИХАИЛ Клопский, Юродивый Новгородский, преставился в 1452 году, Января 11, в который Церковь и память его совершает, в обители же его кроме того и Июня 23. Св. мощи его под спудом. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Января 11. 18 . Пр. САВВАТИЙ, Игумен Соловецкий, преставился в 1463 году, Сентября 27, в который Церковь и память его совершает. Св. мощи его почивают в Соловецком монастыре, в церкви, во имя его и Преподобного Зосимы построенной, открыто. Смотри Месяцесловы и Пролог, Сентября 27, и Четь Минею, Сентября 27 и Апреля 17. 19 . Св. ЕВФИМИЙ, Архиепископ Новгородский, преставился в 1453 году, Марта 11, в который Церковь и память его совершает. Мощи его почивают в Новгородском Вяжицком монастыре под спудом. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Марта 11. 20 . Св. ИОНА, Митрополит Московский, преставился в 1461 году, Марта 31. Св. мощи его, в 1472 году, Мая 27, обретённые, почивают в Московском Успенском соборе. Церковь память его совершает Июня 15 и Октября 5 вместе со Святителями Петром и Алексием. Смотри Месяцесловы, Июня 15 и Октября 5, Пролог, Июня 15, и Четь Минею, Марта 31.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Василиана, Пролог: «сей преподобный в царство Маркиана... вниде в Константинград», – Святитель: «Скончася, а вниде прежде за Феодосия великого давней пред Феодосием. А в царство Феодосия великого святая Матрона в монастырь Вассианов вниде, изменивши одежди женские. Зри Ноября 9-го» (Пролог, ч. I, л. 155). 28-го октября – священномуч. Кириака. Пролог: «сей св. Кириак... бысть епископ Иерусалимский по Макарии», Святитель: «Negat hoc chronologia Patriarcharum Hierosolimiarum in Actis ss., may III t. XVIII f. (Листы не указаны – прим. изд.). Разве между изгнанием и возвращением Кирилловым, иже марта 18-го. Vide Acta ss. may 1 t. die 4, f. 439» (ibid., f. 221). 15-го декабря – св. Стефана Сурожского. Пролог: «патриарх Герман, призвав святого, благослови»; Святитель: «Неправда, еще на той час не было патриарха Германа, але хто инший, а Герман потом настал»; и ниже, где снова повторяется Герман, «от тут правда, уже був тут св. Герман, а там вышей не Герман був» (л. 461, ч. II). 21-го января – преп. мученика Максима исповедника . Пролог: «сей бяше во времена Константина брадатого»; Святитель: «Противен себе Пролог, тут кажет, же св. Максим бяше в царство Константина брадатого, правнука Ираклиева, а августа 13-го тогож св. Максима поведует быти в царство Консты внука Ираклиева и так... (слово не разобрано – А. Д.) сие. Бо той Конста был еретик и мучил св. Максима, а Константин брадатый был православный, з него и собор вселенский шестой был. Ираклий родил Константина, Константин – Консту, а Конста родил брадатого Константина, царя православного». (Пролог, ч. II, л. 597). 23-го января – память шестого вселенского Собора. Пролог пишет, что 170 отцев собрались на Феодора Фаранского и Онория, епископа Римского и Кирилла Александрийского , – Святитель возмущается: «Трясца тобе Киевская и огнева, – не на Кирилла, а на Кира, – Кирилл святой бе, а Кир еретик» (ibid., ч. II, л. 604-й). 5-го марта – преп. Марка постника. Пролог приписывает ему чудо исцеления детеныша гиены; Святитель: «Сие чудо не Марково, но Макариево, зри ианнуария 19-го в житии св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

1-го Сентября. Память св. Симеона Столпника. На утрени после первой кафизмы – чтение. «От днесь начинаем чести Метафраст Логофета Симеона, и Маргарит Златоустов, и толкование посланий св. Апостола Павла. По 6-й песни канона – пролог. Если случится 1-е Сентября в неделю, то в конце вечерни – чтение в посланиях апостольских. На утрени – чтение в толкованиях Евангельских, еже на ряду. После третьей песни канона – чтение жития св. Симеона Столпника. После шестой песни канона – пролог». 8-го Сентября. Рождество Пресвятых Богородицы. На вечерне – чтение в посланиях или праздника. На утрени по обычных кафизмах – чтение в Евангелии толковом. После шестой песни канона читается пролог. 14-го Сентября. Воздвижение Креста Господня. На вечерне – чтение слово о честном древе. На утрени по кафизмах – чтение праздника. По шестой песни канона – пролог. 1-го Октября. Покров Пресвятой Богородицы. На вечерне – чтение; на утрени по кафизма – чтение. 21-го Ноября. Введение во храм Пресвятой Богородицы. На утрени чтение в Евангелии толковом; по 6-й песни читаем пролог. 6-го Декабря. Святителя Николая Архиепископа, Мирликийского Чудотворца. На вечерне – чтение от жития святого: на утрени по кафизмах – чтение; по 6-й песни читаем пролог. 25-го Декабря. Рождество Господа нашего Иисуса, Христа. На вечерне – чтение в толковании, еже от Матфея, слово 4-е. На утрени по первой кафизме – чтение в толковом Евангелии Златоуста, еже от Матфея, о празднике; по второй кафизме – чтение в толковании Златоуста: по 6-й песни – пролог. 1-го Января. Обрезание Господне. На утрене по кафизмах читаем в Евангелии толковом; по 6-й песни – пролог. 6 " го Января. Крещенье Господне. На вечерне – чтение праздника. На утрени после первой кафизмы – чтение в Евангелии толковом, еже от Матфея; по второй кафизме – чтение в Евангелии толковом, еже от Матвея; после третьей песни – чтение... 2-го Февраля. Сретение Господне. На вечерне – чтение праздника. На утрени по кафизмах – чтение во Евангелии; по 6-й песни – пролог. 25-го Марта. Благовещение, Пресв. Девы Марии. На

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

«Возлюби прекраснейший пост – дело досточестное и богоугодное. Пост – колесница, возносящая на небо; пост рождает пророков, умудряет законодателей; пост – доброе предохранение для души, надежный сожитель телу; пост – оружие доблестным, училище подвижников; пост отражает искушение, умащает на подвиг благочестия; он сожитель трезвенности, виновник целомудрия; пост – доблесть во бранях; пост угашает силу огненную, пост заграждает уста львов; пост возводит молитву на небо; пост – матерь здравия; пост наставник юности, украшение старцев, добрый спутник путешественникам; у постящихся тело честно и душа драгоценна; пост успокоил Лазаря в недрах Авраамовых. Посему возлюбим его и мы, чтобы и нас прияло Авраамово лоно. Будем убегать роскоши и сопровождаемого шумным смехом пиянства, этой матери блуда. Пиянство не приемлет Господа. Пиянство удаляет от нас Духа Святого. Пост – благоустройство города, благочиние торжища; пост – мир в домах; пост – попечитель и предохранитель девства; пост – путь к покаянию; пост – виновник слез; пост не любит мира, ни того, что в мире. Посему не будем унывать постясь, потому что Ангелы в каждой церкви записывают постящихся. Пост не допускает злопамятства. А собирающие в памяти своей огорчения и сделанное им зло, хотя, по-видимому, молятся и постятся, подобны людям, которые черпают воду и вливают ее в разбитую бочку: не принимает Господь молитвы от того, кто помнит зло на брата» (из твор. св. Ефрема Сирина ). 17. Пример тайного поста Макарий Египетский был великий постник, но, когда случалось ему быть в гостях, он никогда не отказывался от трапезы, даже пил умеренно виноградное вино. Зато дома за каждую чашу вина Макарий целые сутки не позволял себе пить воды, и за угощения изнурял себя долговременным постом («Ч.-М.» 19 января). 18. Небесная награда трудящимся в низшем звании Пример небесной награды, заслуженной при прохождении обязанности низшего звания, представляется нам в житии пр. Евфросина, жившего в 9 веке в странах амморейских близ Палестины.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010