14 . САМУИЛ Миславский, Епископ, в 1768 году, Декабря 28, хиротонисан из Архимандритов Киево-Николаевских. Через 2,5 года правления, в 1711 году, Сентября 24, переведён на Крутицкую Епархию. 15 . АГГЕЙ Колосовский, Епископ, хиротонисан в 1774 году, Февраля 9, из Архимандритов Печерского Нижегородского монастыря. В 1786 году, Ноября 28, уволен с пенсией в Переяславский монастырь и там, в 1792 году, Октября 24, скончался. В) Курские и Белогородские 16 . ФЕОКТИСТ Мочульский в 1787 году, Февраля 9, переведён из Севских Епископов с именованием Белгородским и Курским, а в 1799 году переименован Курским и Белгородским. В 1801 году, Сентября 15, пожалован Архиепископом и находится доныне. Глава V. Епархия Владимирская и Суздальская Епархий Владимирских в летописях наших упоминается две: 1) Во Владимире Литовском на Волыни, которая учреждена ещё в конце X века Великим Князем Bлaдuмupoм I Святославичем. О чём смотри ниже в Отделении V о Епархиях упразднённых; 2) Во Владимире Российском за Клязьме в 1215 году Великим Князем Юрием Всеволодовичем под именем Суздальской и Владимирской, которая подвержена была разным переменам. О чём смотри выше, с начала, во всеобщем обозрении иерархии. А) Епископы Суздальские и Владимирские и прочие 1 . СИМОН, Святой, Епископ Суздальский, Владимирский, Юрьевский и Тарусский хиротонисан в 1215 году из Игуменов Владимирского Рождественского монастыря. В 1226, а по другим – в 1276 году, Мая 10, скончался посхимившись. Мощи его почивают в Киевских пещерах. 2 . МИТРОФАН, Епископ Суздальский, Владимирский и Переславля Залесского хиротонисан в 1226 году из Игуменов Владимирского Рождественского монастыря. В 1237 убит от Татар во Владимире. 3 . КИРИЛЛ упоминается в 1240 году в житии св. Александра Невского. Смотри Пролог, Ноябрь 23. 4 . ЕФРЕМ хиротонисан в 1240 году. Б) Владимирские, Суздальские и Нижегородские 5 . СЕРАПИОН хиротонисан в 1274 году из Архимандритов Киево-Печерского монастыря. В 1275 году скончался. 6 . ФЕОДОР хиротонисан в 1276 году из Игуменов Царе-Константиновского монастыря. В 1287 году скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Carol of the Bells звучит во множестве фильмов. Например, «Один дома». Песня настолько укоренилась в музыкальной культуре Америки, что информация о ее восточноевропейском происхождении для многих становится сюрпризом. Спустя более сотни лет после первого исполнения «Щедрика» в Америке у нас есть удивительная возможность услышать то самое выступление Украинского народного хора на Манхэттене. 3. «ИХТИС» — Добро дошо, Христе Святитель Николай (Велимирович) — любимый святой многих сербов. Живший в XX веке святитель очень близок к современным людям, как и его наследие — проповеди, книги и стихи. Эта сербская рождественская песня написана священником Драганом Зорицей на слова из книги «Охридский пролог» святителя Николая Сербского. Небо удивляется, земля дрожит; Добро пожаловать, Христе! Радуйтесь, люди! Ансамбль «ИХТИС» включил «Добро дошо, Христе» на языке оригинала в свой дебютный студийный альбом «Рождество», записанный в 2014 году. 4. Анна Герман — Колыбельная Божией Матери Неизвестно, кто и когда написал рождественскую песню Gdy liczna Panna — одно из самых нежных и трогательных произведений этого жанра. В польских рукописях «Колыбельная Божией Матери» впервые встречается с начала XVIII века. На протяжении столетий песня была очень популярна в женских монастырях, а сегодня ее можно услышать в исполнении множества польских артистов. Особенно выразительно она в свое время удалась Анне Герман. В переводе А. Зорина первый куплет песни Gdy liczna Panna звучит так: Божья Мать Младенца на руках качала, Радовалась Сыну, тихо напевала: Ли-ли-ли-лай, Дитятко-цветочек, Ли-ли-ли-лай, Мой родной сыночек… 5. Пелагея — Рождественская Эта колядка одна из самых известных рождественских песен восточных славян. Она существует в разных вариантах и на разных языках с припевом «Радуйся, земля! Сын Божий народися». Очевидно, корни этой песни лежат в традициях колядования, именно с ней сельчане обходили на Рождество всю деревню. Сегодня эту колядку поют все — от монастырские хоров до популярных исполнителей. 6. Ilo & Friends — A u sviece nam

http://blog.predanie.ru/article/slavyans...

(Из книги «Пролог в поучениях», священника В. Гурьева ) 515. Младенцы – мученики за Христа Мы удивляемся терпению святых мучеников и мучениц, мы прославляем их подвиги, их страдания за Христа. Не мужи только, но и юноши, и девы, и благочестивые жены с радостью шли на смерть за имя Христово, за святую веру в Него, и умирали, ликуя духом и славословя Господа, в Троице славимого и покланяемого. Но, что особенно достойно удивления, в светлом лике страдальцев за Христа мы видим и младенцев, небоязненно исповедавших пред мучителями свою святую веру в Господа Иисуса и положивших свои невинные души за Него: воистину, «из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу» имени Твоему, Господи! Предлагаем несколько трогательных рассказов (из Четии Минеи) о дивном терпении сих малых возрастом, но великих духом мучеников Христовых. Взирая на их младенческое мужество, да устыдимся своей лености и малодушия в наших малых скорбях, видя их пламенную любовь ко Господу, да научимся и сами любить Господа всем сердцем и всей душой: удивляясь их великой вере, – будем и сами просить у Господа хотя малую искру сей живой веры для нашего хладного в вере сердца, ибо Сам Господь сказал: «аще не будете яко дети, не внидете в Царствие Небесное...» 1 . Во Иконии граде бе вдова юна, благородна, именем Иулитта, верою христианыня. В то время Диоклетиан, нечестивый царь, воздвиже гонение велие на христианы. Вземши убо сына своего, Кирика, трилетное отроча, сущее, изыде нощию из Иконии града и странствования, помняши реченное в Писании: «егда гонят вы во граде сем, бегайте в другий», – и пойде в Тарс, град Киликийский, и живаше в том между убогими. Но во времени Александр игемон и в Тарс христиан мучити прииде, и бысть познана о неких святая Иулитта, и приведена бысть пред игемона, имущая на руках трилетное отроча Кирика святаго. Вопрошаема же бывши от игемона, с дерзновением исповеда Господа нашего Иисуса Христа. Разгневался убо игемон, повел от ней отроча, и совлекше оную и растягше, бити без пощадения суровыми жилами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

47 Блаженный Гермоген, упоминая об избрании Гурия в кандидата на Казанскую епархию, говорит: «и любим бывает Самодержцу Царю преподобный Гурий». См. рукописное житие. 49 Так говорят: блаженный Гермоген в рукописном житии, и все виденные списки сего жития, Пролог, Минея-Четья, История вкратце о Татарском царствии, писанная в семнадцатом веке и другие древние акты. – Хотя Русский летописец от пришествия Рюрика до кончины Иоанна Васильевича (ч. V, стр. 68).Летопись по Никонову списку (ч. VII, стр. 231), Синодик Казанского Благовещенского Собораи некоторые другие древние акты сказывают, что рукоположение святителя Гурия было 3-го дня февраля; однакож это число ими принято ошибочно. В 3-е число Февраля, вероятно, было не рукоположение, а только наречение Святителя Гурия. 51 Русский летописец говорит: «При рукоположении св. Гурия с митрополитом действовали священные архиепископы и епископы: архиепископ Пимен Нова-города и Пскова, архиепископ Никандр Ростовский, владыка Афанасий Суздальский, владыка Гурий Смоленский, владыка Гурий Рязанский, владыка Иоаникий (Акакий) Тверской, владыка Феодосий Коломенский, владыка Крутицкий Нифонт, владыка Киприан Вологодский, архимандрит из Володимира Рождественский Закхей, архимандрит Спасский Никифор, архимандрит из Нова-города Юрьевский Геннадий, архимандрит Чудовский Левкий, игумен Троицкий Сергиева монастыря Иларион, архимандрит Симановский Алексий, архимандрит Андрониковский Иосиф, игумен Маркель Хутынский из Нова-города, игумен Симеон Кирилловский, игумен Богоявленский Варлаам, игумен Панфнутьевский Вениамин, игумен Иосифовский Галактион, протопоп из Владимира Пречистенский Евсигней, протопоп Пречистенский Иоанн, протопоп из Нова-города Софийский Димитрий, протопоп Архангельский Тимофей, протопоп Спасский из дворца Ермолай, протопоп Вознесенский Димитрий, протопоп Рождества Пречистой Тихон, протопоп Никольский Амос, протопоп Рождества Христова, да игумены и священники соборные, и всех служащих было с митрополитом в Пречистой и с архиепископом Казанским, архиепископов и епископов, архимандритов и игуменов, протопопов и попов, архидьяконов, протодьяконов и дьяконов 76, опричь подьяков». Часть V, стр.69.Никон.летоп. Часть VII, стр 231 и 232.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Журнал ФОМА - Журнал - Январь 2021 1 (213) Библиография. «Фома» – январь 2021 1-я страница обложки: В ночном заснеженном лесу стоит погруженный в поиски маленький мальчик с небольшим стеклянным светильником в руке (фото Елены Шумиловой). Картинку поясняют раздумья героя: ОН ЗДЕСЬ. ОСТАЛОСЬ ЕГО НАЙТИ. Внизу страницы — поздравление: С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ! Пролог: Иван Бунин. При свече («Голубое основанье,/Золотое острие…»).Стихотворение. 1912//Фома. — – январь 2021…. 01.02.2021 Даша ищет новую семью Улыбчивой Даше восемь лет. Она творческий человек, рисует, шьет красивые вещи, постоянно что-то напевает. Даша внимательна к другим: никогда не уйдет из столовой, не сказав «спасибо» поварам. Мои достижения: Даша гордо демонстрирует диплом за 1-е место в конкурсе «В стране живописи». У нее действительно красивые, необычные работы. Обо мне: Юлия Вячеславновна, воспитатель детского дома: «У… 28.01.2021 Необычная икона пророка Исаии, предсказавшего рождение Христа Датировка: около 1560 года. Происхождение: Образ Исаии из пророческого ряда иконостаса собора Рождества Пресвятой Богородицы Антониева монастыря в Новгороде. Пророческий — четвертый снизу ряд высокого иконостаса, появился в XV веке. В этом ряду изображены ветхозаветные пророки с развернутыми свитками пророчеств, а сам ряд изображает всю ветхозаветную Церковь. В рубрике Суть вещей «Фома» кратко рассказывает о христианской символике… 12.01.2021 Пастухи, которые увидели Рождество На поросших лесом горах Иудеи лежала ночная тьма. Небо в эту ночь было ясным, тысячи звезд сияли на его черном бархате, словно алмазная россыпь. Горы на их фоне были похожи на огромных, сладко спящих медведей. 06.01.2021 04.01.2021 Владимир Легойда: Год с детьми-2020 По традиции в рождественском номере главный редактор «Фомы» вспоминает самые яркие за прошедший год диалоги со своими детьми — Аней, Лизой, Ромой. 29.12.2020 «Мне очень нравилось находить романтику в деревенских буднях», — фотографии Елены Шумиловой В фотопроекте 5 любимых фотографий известные фотографы рассказывают о своих собственных снимках. -1- Это постановочное фото сделано на мастер-классе в Суздале в январе 2018-го. Такое время суток фотографы называют «голубым часом» — мгновения на границе света и темноты, когда краски окружающего мира становятся необыкновенными. Мы нашли замечательную тихую улочку, поставили детей под фонарем. Чтобы создать историю, мы… 29.12.2020 «Это же абсурд! Как можно влюбиться в инопланетянина!» — необычная история любви священника и его супруги В Питере я сразу рассказала обо всем папе. У него всегда была аэрофобия, поэтому он подумал: «Австрия… Не так далеко. Если вдруг что, я и на машине доеду». Когда ошибка вскрылась, у папы началась паника. 06.08.2020 © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/journal/13-213-january-20...

Сперва он был частью праздника Богоявления, и лишь с середины четвертого века стал отделяться от него (впервые – в Римской Церкви). Впрочем, и сейчас некоторые богослужебные тексты позволяют заключить, что Рождество – своего рода предпразднство Богоявления. Вот что мы слышим на 9-м часе в рождественский сочельник: «Днесь раждается от Девы рукою всю содержай тварь, пеленами, якоже земен, повивается, Иже существом неприкосновенен Бог. В яслех возлежит утвердивый Небеса словом в началех, от сосцев млеком питается, Иже в пустыни манну одождивый людем, волхвы призывает Жених церковный, дары сих приемлет Сын Девы. Покланяемся Рождеству Твоему, Христе; покланяемся Рождеству Твоему, Христе; покланяемся Рождеству Твоему, Христе: покажи нам и Божественная Твоя Богоявления». Те православные христиане, которые приходят в храм не только на Пасху, но стараются бывать и на службах Страстной седмицы, конечно, узнали образец, в соответствии с которым написано это песнопение: это – стихира Великой пятницы «Днесь висит на древе…» Как страдания Спасителя есть необходимое условие его воскресения и победы над смертью, так и Его рождение мыслится как пролог к Его открытому явлению всему миру. Но и Рождество, и Крещение, и вся земная жизнь Богочеловека имела целью спасение не одного лишь избранного народа, но всех людей – в том числе и язычников. И тот отрывок из Евангелия, который мы читаем на рождественской литургии, – он не столько о самом событии праздника, сколько о его последствиях. В третьем зачале Евангелия от Матфея главные действующие лица – волхвы. Что мы знаем о них? Из Евангелия – почти ничего. Но читая Священное Писание, мы можем (и даже должны) руководствоваться Священным Преданием (частью которого, собственно, и является Библия). Поэтому мы можем вновь обратиться к рождественской службе. Из текста службы мы узнаём, во-первых, что наименование вохвов царями – не только лишь западноевропейская традиция. Персидскими, восточными царями их именует и наше богослужение: « Волсви, персидстии царие , познавше яве на земли рождшагося Царя Небеснаго, от светлыя звезды водими, достигоша в Вифлеем, дары носяще избранныя, злато, и ливан, и смирну, и, падше, поклонишася: видеша бо в вертепе Младенца лежаща безлетнаго» (стихиры на литии, слава); «Приидите, видим, вернии, где родися Христос, последуем прочее, аможе идет звезда с волхвы, восточными цари ; Егоже Ангели поют непрестанно тамо, пастырие свиряют песнь достойную, слава в Вышних, глаголюще, днесь в вертепе Рождшемуся от Девы и Богородицы в Вифлееме Иудейстем» (седален по полиелее).

http://pravmir.ru/nachatok-yazychnikov-r...

Г.С. Битбунов Рождество Христово Для западной традиции принципиально, что верующие поминают событие Рождества, но все же празднуется то, что из этого происходит, то есть величается Рожденный тогда из перспективы нынешнего времени. По этой причине праздник сначала и не назывался «natale Domini» – праздник Рождения Господа. И тексты древней римской рождественской мессы лишь в малой степени отражают внешние события в Вифлееме, зато всячески подчеркивают, что превечное Слово Бога Отца облеклось в плоть. Согласно проповедям папы Льва I в Риме V века содержанием праздника Рождества является вочеловечение Христово, которое охватывало события Благовещения и Рождества. Римский генезис, как полагают исследователи, имеют также три рождественских мессы, которые «служатся ночью (in nocte), на утренней заре (in aurora) и на протяжении дня (in die)» 109 . Древнейшей из них является – первоначально единственная – папская месса, служившаяся днем, а позднейшей – та, которая совершается на заре. Ее остановка – station, которая, как известно, была связана с так называемыми стационными храмами, откуда торжественная процессия переходила в другой храм, – производилась на Палатинском холме, где располагалась резиденция Августа. Там была церковь в честь св. Анастасии, память которой совершается 25 декабря. Вышеназванные мессы впоследствии вошли в сакраментарии и через литургическую практику Рима распространились по всему Западу. Поначалу, однако, три различные остановки не были предписаны как обязательные. Тройка служб была воспринята и Миссалом 1970 года, который удержал и октаву, наличествующую в латинской практике, как известно, только у Пасхи и Рождества Христова. Основной тон ночной мессе задает Евангелие о Рождестве Господа ( Лк.2:1–14 ). За утренней мессой чтение этого евангельского текста продолжается ( Лк.2:15–20 ). За третьей мессой положен пролог Евангелия от Иоанна ( Ин. 1: 1–18 ). К рождественской Литургии причисляется также «Missa vigilia» – вечерняя месса 24 декабря, за которой из Евангелия вычитывается родословие Иисуса ( Мф. 1: 1–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Братия назвала его сыном послушания, а сам он чрез послушание восшел на верх подвижнической жизни (Афонский Пат. ч. I, стр. 79-80). Так вот для чего преподобный Павел Фивейский принес плод от посаженного им дерева братии и назвал его плодом послушания! Это для того, чтобы показать, что послушание есть величайшая добродетель иноческая, приносит монаху великие спасительные плоды, и он по ней, как по лестнице, восходит от силы в силу и что, следовательно, она ему необходима. Так оно и на самом деле есть. Может ли младенец ходить без руководителя? Очевидно, нет. А молодой инок тот же младенец. По его неопытности, ему всегда может показаться и белое черным, и стремнистый путь гладким. И сколько таких иноков без руководителей, при духовной гордости, погибало и погибло? Поистине, несть числа. Скажем, хотя про настоящую жизнь. Посмотрите на наши обители летом. Сколько около их врат всегда встретите оборванных, голодных, выгнанных из монастырей, монахов. За что они выгнаны? За нетрезвость? за воровство? Пожалуй, да. Но большее число за непослушание. Мы слышали однажды разговор нескольких таковых выгнанных монахов. О чем они говорили? Единственно о своих бывших настоятелях и всячески их хулили. Так вот, что значит жизнь без послушания! Бегайте же, иноки, сей последней и послушанию прилежите. Как молодое деревцо лучше всего начинает расти и скорее других, равных ему по возрасту, деревьев начинает приносить плоды, когда привязано к колышку и находится под присмотром опытного садовника; так и вы несравненно легче пойдете по пути к совершенству, когда найдете опытного руководителя и явите полное послушание ему. Аминь. О необходимости и пользе поста (Слово святого Иоанна Златоустаго о алчбе. Прол. 23 дек.) Святая Церковь, следуя примеру Господа и Его Апостолов, установила для нас в определенные дни посты. Так, по ее уставу, мы соблюдаем посты: Великий, Рождественский, Успенский и Петровский; постимся в среды и пятницы, в день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня и в день усекновения Главы Честного и славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/121/...

Примечания: 1 Апологетика Рождественского. С. 7–106. 2 Иамирий — маг египетский, противодействовавший Моисею. 2Тим.3:8 . 3 Четьи-Минеи. Октября 2.14 4 Опытное доказательство этого можно видеть в житии Преподобного Пахомия Великого , Четьи-Минеи, Мая 15. 5 Четьи-Минеи. Января 17. 6 Творения Иоанна Златоуста . Т. 2. С. 551. 18 7 Памятники древней христианской письменности. Т. 4. Приложение к Православному Обозрению. С. 143. 8 Св. Иринея «Против ересей». Кн. 4. 9 Тертуллиана творения. Т. 4. Гл. 1. 27. 10 См. Славянское Добротолюбие. 11 Приложение к Православному Обозрению. С. 92–93. 12 Сочинения Иоанна Кронштадтского . Т. 2. 13 См. Иоанн Дамаскин . Изложение православной веры. Кн. 2, гл. 3. 14 Преподобный Иоанн Кассиан предполагает, что сатана до падения принадлежал к лику Херувимов. См. «Слово о смерти» епископа Игнатия Брянчанинова . С. 73. 15 Приложение к Православному Обозрению, 1868. С. 571. 16 Наставления св. Макария Великого . С. 161. 17 Оглас. поуч. 18. 18 Точное изложение Православной веры. Кн. 2, гл.4. С. 57–58. 19 Св. Гриорий Богослов. Ч. 3. С. 169. 20 Св. Василий Великий . Ч. 4. С. 146. 21 Точное изложение Православной веры. С. 134. 22 Приложение к Православному Обозрению, 1863. С. 150. 23 Св. Григорий Богослов . Ч. 3. С. 170. 24 Ириней Лионский . Т. 14, кн. 28. 25 «О граде Божием» Блаженного Августина , 14,27. 26 «Разговор с Трифоном» С. 141. 27 Догматическое Богословие архимандрита Иустина. С. 172. 28 Догматическое Богословие Преосвященного Антония. С. 95. 29 Четьи-Минеи. Мая 15. 30 Четьи-Минеи. Октября 21. 31 Слово о смерти епископа Игнатия (Брянчанинова) . С. 186. 32 Пролог. Октября 6. 33 Творения св. Иоанна Златоуста . Часть 3. С. 338. 34 Творения Иоанна Дамаскина . Кн. 2. С. 58. 35 Слово о смерти. С. 214. 36 Златоуст. Т.1. С. 722. 37 Творения Святых Отцов. Ч. 4. С. 265. 38 Творения Святых Отцов. Ч. 3. С. 231. 39 Толкование на послание к Ефесянам. С. 413. 40 Слово о смерти. С. 179. 41 Св. Григорий Богослов . Ч. 3. С. 25. 42 Четьи-Минеи. Апреля 23. 43 Oratio de incarnatione Verbi. I. Р. 180.

http://azbyka.ru/zlye-duxi-i-ix-vliyanie...

Ее остановка – station, которая, как известно, была связана с так называемыми стационными храмами, откуда торжественная процессия переходила в другой храм, производилась на Палатинском холме, где располагалась резиденция Августа. Там была церковь во имя святой Анастасии, память которой совершается 25 декабря. Вышеназванные мессы впоследствии вошли в сакраментарии и через литургическую практику Рима распространились по всему Западу. Поначалу, однако, три различные остановкине были предписаны как обязательные. Тройка служб была воспринята и Миссалом 1970 года, который удержал и октаву, наличествующую в латинской практике, как известно, только у Пасхи и Рождества Христова. Основной тон ночной мессе задает Евангелие о Рождестве Господа (Лк. 2: 1–14). За утренней мессой чтение этого евангельского текста продолжается (Лк. 2: 15–20). За третьей мессой положен пролог Евангелия от Иоанна (1: 1–18). К рождественской литургии причисляется также «Missa vigilia» – вечерняя месса 24 декабря, за которой из Евангелия вычитывается родословие Иисуса (Мф. 1: 1–25). В католических костелах с XIII века устраивались небольшие ниши, в которых изображались сцены о рождении Христа с помощью фигурок из дерева, фарфора, раскрашенной глины. Со временем ясли стали ставить не только в храме, но и в домах перед Рождеством. Они стоят несколько недель – до праздника свечей 2 февраля. Популярны домашние сантоны – макеты в застекленных ящиках, изображающие грот, в яслях лежит младенец Иисус, рядом Богоматерь, Иосиф, ангел, пришедшие на поклонение пастухи и животные – бык и осел. Ранее евангельские сцены в католических странах разыгрывались прихожанами; эти народные представления позже переместились на площади. Рождественские праздники ознаменованы сочетанием церковных и народных обычаев. В католических странах хорошо известен обычай хождения по домам детей и молодежи в масках и шкурах животных с песнями и добрыми пожеланиями, аналогичный колядованию. В ответ молодежь получает подарки: колбасу, жареные каштаны, фрукты, яйца, пирожки, сладости.

http://pravoslavie.ru/33424.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010