Рождественская выставка вертепных театров открылась на Малой Ордынке Москва, 25 декабря 2003 г. Рождественская выставка вертепных театров открылась в Театральной галерее на Малой Ордынке, 9. Ее организовали совместно Союз театральных деятелей России и Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, сообщает «Благовест-инфо». В экспозиции «Рождество на Малой Ордынке» представлены новые вертепы, сделанные преимущественно молодыми мастерами по старинным образцам, а также куклы, фигурки животных, игрушки, детали оформления рождественских спектаклей, гравюры, картины с изображением праздничных гуляний и бытовых сцен. Экспозиция призвана напомнить о народном кукольном театре - так называемом вертепе. Пережившее подъем в 18 веке искусство вертепного театра было широко распространено в России, Белоруссии, на Украине. Сегодня оно возрождается трудами профессиональных художников и мастеров театра - об этом и свидетельствует открывающаяся выставка. Выставка «Рождество на Малой Ордынке» - своеобразный пролог к фестивалю вертепных театров, который начинается в этой галерее 9 января. Свои постановки покажут мастера из Москвы, Владимира, Коломны, Сызрани, Ярославля, других городов. Организаторы фестиваля убеждены, что это старинное народное искусство доставит много удовольствия как детям, так и взрослым. 25 декабря 2003 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/8538.html

Рождественская елка в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя 7 января 2023 года 7 января 2023 года, в праздник Рождества Христова, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Рождественскую елку в Зале церковных соборов кафедрального соборного  Храма Христа Спасителя  в Москве.  На елку были приглашены дети военнослужащих, побывавших и находящихся в зоне специальной военной операции, дети-воспитанники школ-интернатов и учащиеся воскресных школ.  Пролог праздничного представления был посвящен 140-летию со дня освящения Храма Христа Спасителя. В ходе этой части представления выступили добровольческий молодежный хор «Гефсимания» Юго-Восточного викариатства  Московской епархии  под управлением Марии Герего, а также учащиеся воскресной школы храма святителя Николая Мирликийского в Покровском г. Москвы.  Затем со сцены Зала церковных соборов к собравшимся  обратился  Предстоятель Русской Православной Церкви.  Дети преподнесли Его Святейшеству аппликацию-коллаж «Рождественская елка добрых пожеланий», изготовленную своими руками. На поделке в виде игрушек свисают рукавички, на которых дети написали свои добрые пожелания Патриарху. Затем состоялся рождественский спектакль «Чудо горячего сердца». По завершении спектакля детям были вручены подарки. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Наверх

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

Нет, слушатели, от нас главным образом зависит жить в Мире со всеми; от нас зависит мирно жить даже и с теми, которые не хотят мирно жить и мириться. Выслушайте следующее происшествие, и вы убедитесь в истине слов моих (См. Пролог на 17 сентября). Один инок, оскорбленный братом, пришел к нему, чтобы помириться с ним, но тот не принял его, и дверей ему не отворил. Отвергнутый инок пошел после того к одному опытному старцу и сказал ему об этом. «Знаешь ли, – сказал ему старец, – отчего обидевший тебя брат не захотел с тобою примириться? Ты, идя к нему мириться, себя самого в душе оправдывал, а его мысленно обвинял. Советую тебе так поступить: хотя и брат твой согрешил против тебя, но ты утверди в душе твоей ту мысль, что ты согрешил против него, а не он против тебя; себя обвини, а его оправдай». Инок сделал по совету старца, пошел к своему брату, и что же? Не успел толкнуть в двери, как тот отворил их тотчас, и встретил его с распростертыми объятиями. Итак, слушатель благочестивый, если ты хочешь мирно жить или помириться с кем-нибудь, а тот не хочет, то ты в душе твоей старайся оправдывать его, хотя бы он был действительно виноват перед тобою, а себя самого обвиняй, хотя бы ты был перед ним по всему прав. Души наши как-то понимают друг друга, и сердечные наши расположения сильно действуют на сердце другого. В ту минуту, как ты будешь оправдывать и извинять другого, тот со своей стороны будет тебя оправдывать и извинять; таким образом между вами всегда будет мир и согласие. На горе преобразившийся Христе Боже наш! Соедини любовию наши сердца так, чтобы мы всегда жили мирно и никогда не имели нужды мириться. Аминь. (Два поучения протоиерея Р. Путятина на Преображение Господне) 434. Живые плоды живой веры Светлое и радостное зрелище вижу я ныне, слушатели мои! Я вижу множество людей, сошедшихся в благолепный храм сей; вижу здесь священный чин служителей Бога Вышняго, вижу воинов – Церкви и отечества защитников, вижу множество людей, всякого звания и чина, обоего пола и всякого возраста.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Поэтому за каждое подаяние, за каждый кусок хлеба, тобою полученный, клади пред образом Христовым по три земных поклона, а получишь больше – больше и помолись. И если болен будешь и в церковь пойти не сможешь, то не лежи в своей хижине во время службы Божией, но трудись за подавших тебе милостыню, а к обедне, хотя бы и трудно тебе было, всячески постарайся добрести в церковь . И если стоять не сможешь, то хотя сидя молись Богу за питающих тебя. Не радуйся, сын мой, когда получишь милостыню, – тогда радуйся, когда потрудишься за нее, чтобы тебе на том свете скорбь за нее не получить. Каждый день прежде всего молись за царя и царицу и чад их, чтобы Господь жизнь их продолжил и царство их миром оградил, а потом за подающих тебе милостыню и за всех православных христиан. Если же когда не сможешь дойти до церкви, то не лежи на постели, не моги ты пропустить время Святой литургии, чтобы Богу не помолиться за всех. Если от немощи и крестного знамения рукой положить будешь не в силах, и тогда не оставляй молитвы: возведи очи телесные горе, а мысленно к Богу Самому и от всего сердца взывай к Господу, чтобы помиловал Он царя и царицу со всем их наследием, чтобы продлил Он их век и благословил их всяким счастием, а также и питающих тебя помиловал. Молись, сын мой, молись за своих благодетелей, кроме молитвы, тебе нечем отплатить им. Молись за них, это твоя святая обязанность, твой христианский долг. В душеполезной книге Пролог есть вот какой рассказ. Жил в одном монастыре святой жизни затворник и молился о спасении души своей и о всем мире православном. Ничего в его келлии-затворе не было: все необходимое он получал из рук келаря, а что Бог посылал в монастырь братии от христолюбцев, из того старец ничего не брал. Раз пришел в монастырь начальник города раздать братии милостыню и оделил всех по сребреннику. Приходит он и к затворнику и просит старца принять от него златицу. Посовестился старец отказать ему и взял. Окончив свое правило в тот вечер, он прилег на рогожу немного отдохнуть, и вот, представилось ему обширное поле, усеянное сплошь колючим тернием, и грозный видом юноша – Ангел, заставляет всех монахов той обители жать это терние.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Так положил Иисус начало (archên) чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его : ( Ин 2:11 ). По всей видимости, та идея, с которой здесь согласны друг с другом Лука и Иоанн, не ограничивалась лишь этими двумя авторами, а была широко распространена в раннехристианском движении. По-видимому, здесь особое значение придавалось свидетельствам учеников, которые были очевидцами служения Иисуса с самого начала, с крещения Иоанна, и до явлений Иисуса по воскресении. Это считалось необходимым для Двенадцати; однако были и другие ученики, отвечавшие этому условию, чье свидетельство поэтому обладало особой ценностью. Попробуем найти в самих Евангелиях указания на то, что в них содержатся свидетельства учеников, удовлетворявших этому максимальному условию. Легче всего (по крайней мере, отчасти) найти такие свидетельства в Евангелии от Луки. Пролог Евангелия от Луки Евангелие от Луки – единственное из всех Евангелий – имеет пролог, где автор обращается к человеку, которому посвящает свою работу: : Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова (kathôs paredosan hêmin hoi ар» arches autoptai kai hupêretai genomenoi tou logou), то рассудилось и мне, по тщательном исследовании (parëkolouthêkoti) всего сначала (anôthen) 310 , по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен : ( Лк 1:1–4 ). Этот пролог уже многие годы является объектом пристального внимания и обширных дискуссий среди ученых-новозаветников. Мы здесь ограничимся вопросами, важными для нашего исследования – об очевидцах, чьи свидетельства служили источниками преданий Луки, и о нашем отношении к этим очевидцам. Стоит отметить, что греческое слово, используемое в 1в значении «очевидцы» (autoptai), не имеет судебно-криминалистического значения, характерного для этого слова в английском языке; поэтому не стоит воспринимать его как метафору суда. Autoptai – это просто люди, непосредственно наблюдавшие то или иное событие, знающие о нем из первых рук. (Лавдей Александер предлагает перевод: «те, кто имеет личный опыт в этой области; те, кто знает обсуждаемый предмет из первых рук» 311 .) Однако в словах «бывшие с самого начала очевидцами» ясно выражена та же мысль, что в Деян 1:21–22 и в Ин 15:27 ; даже выражение arches у Луки и Иоанна общее. Более того: появление этого выражения в прологе Луки позволяет нам разглядеть исторический бэкграунд его труда, который мы обсудим далее.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

Все это может быть отнесено и к Господу Иисусу Христу. Таким образом, Екклесиаст, наставляющий читателя правильно относиться к земной жизни, может считаться прообразом Христа. Помимо синодального перевода книги Екклесиаст существуют переводы: И. М. Дьяконова (в кн. «Поэзия и проза Древнего Востока». – М., 1973), Э. Г. Юнца «Вопросы философии». – 1991. – 8), и А. Э. Графова (в сб. «Притчи. Книга Екклезиаста. Книга Иова». – Российское Библейское общество, 2001). 5. Песнь Песней Соломона 5.1. Обзор содержания Книга Песнь Песней Соломона невелика по объему – всего лишь восемь глав (сто семнадцать стихов). Однако она резко выделяется из числа остальных библейских книг своим необычным содержанием. Песнь Песней – любовная поэма, отражающая состояние двух влюбленных при различных обстоятельствах. Влюбленные 71 – это царь Соломон и его возлюбленная Суламифь. Книга содержит выражения взаимной любви, заверения в верности, описание красоты и очарования каждого из влюбленных. Некоторые места текста представляют соблазнительные порой образы плотской любви. Для Песни Песней характерны внезапные переходы от третьего лица ко второму. Книгу Песнь Песней можно разделить на пролог, семь поэм и эпилог. 1 . Пролог. Пролог содержит выражение сильнейшей любви, которой проникнута вся книга. «Да лобзает он меня лобзанием уст своих! Ибо ласки твои лучше вина. От благовония мастей твоих – имя твое как разлитое миро 72 ; поэтому девицы любят тебя. Влеки меня, мы побежим за тобою – царь ввел меня в чертоги свои, – будем восхищаться и радоваться тобою, превозносить ласки твои больше, нежели вино; достойно любят тебя!» (1, 2 – 4). 2 . Первая поэма (1, 5 – 2, 7). Возлюбленная выражает сильное желание видеть своего Возлюбленного. Жители Иерусалима советуют ей идти к шатрам пастухов. Затем идет диалог между Возлюбленной и Возлюбленным, в котором они превозносят красоту друг друга. 3 . Вторая поэма (2, 8 – 3, 11). Вторая поэма начинается с монолога Возлюбленной. Она грезит о своем Возлюбленном и от преизбытка любви встает ночью с ложа и идет искать его.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: «кто из вас без греха, первый брось в нее камень». И опять, наклонившись низко, писал на земли. Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: «женщина! Где твои обвинители? Никто не осудил тебя?» Она отвечала: «никто, Господи!» Иисус сказал ей: «и Я не осуждаю тебя. Иди, и впредь не греши» ( Иоан. 8, 3–11 ). Итак, вот вам, желающие обращать грешников от заблуждения пути их, первый урок от Господа. И этот урок что же вам показывает? Показывает прежде всего то, что, если желаете, чтобы дело ваше стало полезным, необходимо обращаться вам с грешниками кротко, милосердо и ласково; не растравлять их раны греховные, а возливать на оные бальзам милосердия; не быть суровыми обличителями их греховных поступков, а смотреть на них, как на больных духовно, и стать поэтому, по отношению к ним, врачами сострадательными. Возьмем теперь урок и у Святых. Они про самих же себя говорят вот что: «Поистине никто не ненавидит греха, как Святые. Однако же при этом не ненавидят согрешающих, не отгоняют их от себя; но оказывают сострадание к ним и учат их и утешают. И как мудрый врач, чтобы удобнее исцелить болезнь, всячески старается прежде успокоить больного и как рыболов, чтобы не упустить зацепившуюся за его уду рыбу, притягивает ее к себе с величайшею осторожностью и Святые долготерпением и любовью стараются исправить согрешающего и, чтобы достигнуть его исправления, не отходят от него, не упрекают его, не гнушаются им, оказывают ему всевозможное заступление и покровительство. И для того, чтобы скорее привести его к любви Христовой, стараются, чтобы и от других скрыть его проступки и другим запрещают обличать его» (Пролог Сент. 9). Ну вот вам урок и от Святых, и, как видите, и этот делает вам те же указания, как и вышеприведенный урок Господа. Итак, повторяем, если хотите, чтобы дело обращения грешников на путь истины было и для них полезным, и для вас спасительным, то прежде всего сами постарайтесь изучить это дело. Изучение же, как из приведенных примеров вы могли убедиться, должно состоять в том, чтобы вы приучили себя обращаться к грешникам не с словом обличения сурового, а в духе кротости Евангельской; чтобы предварительно вооружились терпением; чтобы возгорели в душе своей дух любви и сострадания к заблудшим; чтобы помнили, что вы не судьи их, а врачи при них, и что, наконец, кротость, любовь, милосердие и терпение суть самые лучшие и едва ли даже и не единственные средства, могущие служить ко спасению грешников погибающих. Аминь. Читать далее Источник: Пролог в поучениях : на каждый день года/Сост. прот. Виктор Гурьев. - Почаев : Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2007. – 688 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Соответствие Пролога и Эпилога подтверждается элементами нумерической композиции (вообще очень характерной для этого Евангелия 941 ). Пролог состоит из 496 слогов: возможно, это связано с тем, что 496 – число треугольника 942 , совершенное 943 , а кроме того, представляет собой числовое значение греческого слова monogenes («единородный» – слово, используемое в 1:17, 18) 944 . Нам эти соображения могут показаться странными; однако в новозаветные времена люди придавали огромное значение некоторым видам чисел, в особенности треугольным и совершенным числам 945 , а также привыкли к мысли, что любое слово имеет собственное числовое значение – легко вычисляемое, ибо все буквы греческого алфавита служили также и цифрами. Однако для наших нынешних целей число 496 важно тем, что оно связывает воедино Пролог и Эпилог Евангелия. В Прологе 496 слогов – в Эпилоге (намного более пространном) 496 слов. Такое соотношение слогов Пролога и слов Эпилога вполне оправданно: Пролог – поэтическая композиция, в которой естественно обращать внимание на количество слогов, Эпилог – прозаическое повествование. Дальнейшее подтверждение гипотезы о нумерической композиции можно найти в том, что обе части заключения (20:30–31 и 21:24–25), обрамляющие Эпилог, состоят из 43 слов 946 . Это указывает на то, что их следует рассматривать вместе, параллельно друг другу. Теперь проведем подробное сравнение этих двух частей заключения. Вот их тексты: Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его : (20:30–31). Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его. Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг : (21:24–25). Две части заключения параллельны, но не повторяют друг друга. В каждом случае, где они параллельны, вторая часть продвигается на шаг дальше первой.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

16. Ибо из полноты Его мы все приняли: и благодать на благодать; Этот стих содержит одно из самых важных положений Евангелия от Иоанна: то, что раньше принадлежало лишь Сыну Божию, теперь может перейти к людям. И самый главный дар – это жизнь, которую Сын принёс в избытке: «Я пришел, чтобы жизнь имели и в избытке имели» (10:10). Поэтому пролог говорит о благодати, которая переполняет тех, кто её получил («благодать на благодать»). 17. Потому что Закон дан был чрез Моисея, благодать и истина явились чрез Иисуса Христа. Здесь мы встречаем ещё одну антитезу, которая проходит через всё евангельское повествование: Моисей, который получил закон (7:19), противопоставлен Иисусу Христу и истине, которую Он принёс. Если упоминание благодати содержится лишь в прологе, то истина – это Одна из ключевых тем четвёртого Евангелия. Иисус – Сама истина, Он полностью отожествляет себя с ней: «...Я – путь и истина и жизнь» (14:6), она известна лишь Ему одному (8:45). Мы вправе говорить о конфликте: закон вступает в противостояние с истиной и становится основанием для её отторжения. Иисус объясняет Пилату, что Его приход в мир связан с откровением и распространением истины: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине» (18:37), а первосвященники, добиваясь от Пилата согласия на распятие Иисуса, объявят, что их требование продиктовано законом: «Ответили ему иудеи: у нас есть закон, и по закону Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим» (19:7). Для них всё то, что он говорил о Себе, – явная ложь. Таким образом, борьба закона с истиной в конечном итоге послужила причиной осуждения Иисуса Христа на смерть. Содержание Евангелия от Иоанна отражено в словах, сказанных в заключение Прощальной беседы с учениками: «Я от Бога исшел. Исшел от Отца и пришел в мир и снова оставляю мир и иду к Отцу» (16:27). Итак, главная цель Евангелия – поведать о: • приходе Слова в мир 15 , • Его пребывании в мире 16 • и возвращении к Отцу 17 . Слово приносит в мир жизнь 18 . «Жизнь», или «жизнь вечная», – это жизнь Самого Бога, которая в полноте принадлежит Сыну 19 . В материальном мире жизнь человека зависит от света, воды и пищи, и это представление переносится на духовную реальность. Иисус говорит, что Он даст воду, пьющий которую не возжаждет (4:14), и хлеб, ядущий который не умрёт (6:58). Он свет, разгоняющий тьму (1:5), Пастырь, охраняющий овец (10:11), виноградная лоза, на которой ветви приносят свои плоды (15:1). Все эти самоопределения, которые Мы встретим в евангельских беседах, призваны подчеркнуть единую реальность: Сын Божий приносит жизнь людям 20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

2. Свидетельства Нового Завета Троичность Лиц в Боге ясно проповедуется после Пришествия Сына Божия и составляет одну из основных истин Евангельского Благовестия: Отец послал в мир возлюбленного Сына, чтобы мир не погиб, но имел Источник Жизни в Духе Святом. Прежде всего тайна троичности была приоткрыта во время Крещения Господня ( Мф. 3, 16–17 ), отсюда и само Крещение называется Богоявлением, то есть явлением Бога – Троицы. Воплотившийся Сын Божий был крещаем в Иордане, Отец свидетельствовал о возлюбленном Сыне, а Дух Святой почил на Нем в виде голубя, подтверждая истинность гласа Отца (так говорится в тропаре Крещения). С тех пор Таинство Святого Крещения является для уверовавших дверью, открывающей путь соединения с Божественной Троицей, имя Которой знаменуется на нас в день Крещения по заповеди Спасителя: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф. 28, 19 ). Это еще одно прямое указание на Триединство Божества. Комментируя данный текст, святой Амвросий замечает: «Сказал Господь: во имя, а не во имена, потому что один Бог; не многие имена: потому что не два Бога, не три Бога» 306 . Свидетельство о Святой Троице содержится в апостольском приветствии: «Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа и любовь Бога (Отца) и общение Святого Духа со всеми вами» ( 2Кор. 13, 13 ). Апостол Иоанн также пишет: «Три свидетельствуют на Небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино» ( 1Ин. 5, 7 ) 307 . Последние тексты, говоря о Трех равнобожественных Лицах, подчеркивают личностность Сына и Духа, Которые наравне с Отцом подают дарования и свидетельствуют об Истине. Многочисленные важные в догматическом отношении новозаветные тексты возвещают об одном или двух Лицах Святой Троицы. В. Лосский , например, полагает, что «зерном», из которого произросло все тройческое богословие, является пролог Евангелия от Иоанна: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог... ( Ин. 1, 1 ) Отец здесь именуется Богом, Сын – Словом (Логосом), Который вечно был со Отцом и был Богом. Таким образом, пролог одновременно указывает и единство и различие Отца и Сына 308 . 8. Свидетельства Откровения о равенстве божественных Лиц

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010