Христос родился, когда «Август единоначальствовал на земле»: так до сих пор поется в нашем рождественском песнопении. Церковь не забыла, что ее начало совпало по времени с решительным моментом мировой истории: с завершением универсальной по духу и по замыслу Римской Империи. Греко-римский мир, то есть римская государственность, соединенная с эллинистической культурой - вот вторая после иудейства историческая «родина» христианства. Пускай расширение нашего исторического кругозора, проникновение нашей памяти в другие древние миры и культуры поколебало легенду об единственности, об универсализме греко-римской античности, пускай мы знаем теперь, что эта «вселенная» - «икумени» - как сама себя определила Римская Империя, была всего лишь одной главой, одним отрывком на длинном пути человечества. Все же и сейчас еще эта легенда не только легенда. И даже если многие отрицают теперь всечеловеческое значение и смысл этой главы, безболезненно выключают себя из греко-римской традиции, то для христиан это вряд ли возможно. В христианском сознании история не может быть механическим сцеплением причин и следствий, а рождение Церкви именно в том мире, в тот момент - безразличной случайностью. «Когда пришла полнота времени, - пишет Ап. Павел, - Бог послал Сына Своего»... Не относятся ли эти слова хотя бы в некоторой мере и к тому миру, которому первому довелось стать «исторической плотью» Церкви? Мы знаем, что он встретил христианство враждой и гонениями. Но все-таки, чтобы эту вражду христианство могло в конце концов преодолеть, он должен был быть способным услышать христианскую проповедь, до какой-то степени - соответствовать ей. Не случайно, конечно, священные слова Евангелия были записаны на греческом языке, и в греческих категориях мысли, в эллинской одежде воплощено было богословие Церкви, человеческий ответ на Божественное Откровение. И если Евангелие нельзя понять до конца вне его еврейских, ветхозаветных истоков, то неотделимо оно и от того мира, в котором Благой Вести было суждено прозвучать впервые.

http://sedmitza.ru/lib/text/436717/

Чтим ли мы, как должно, святыню храма Божия? «Храм Мой храм молитвы наречется; вы же сотвористе и вертеп разбойником». ( Матф. 21, 13 ). Так сказал Господь торгующим, которых Он властно, как истинный Сын Божий, изгнал из Иерусалимского храма, бывшего в то время единственным в мире храмом истинного Бога. Подумаем хорошенько над тем, не относится ли этот грозный упрек Господа и к нам, христианам, когда мы недолжным образом ведем себя в нашем современном христианском храме? В день великого праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы – 21 ноября по нашему православному календарю – мы с великим умилением вспоминаем, как Пресвятая Дева Мария, трехлетним ребенком приведенная, по обету, родителями во Иерусалимский храм и воспитавшаяся там во Святая Святых, Сама сделалась «одушевленным Храмом Небеснаго Царя». Она удостоилась, благодаря такому воспитанию в благодатной атмосфере храма Божия, стать Матерью Самого воплотившегося Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. И вот почему этот праздник почитается у нас как бы преддверием великого праздника Рождества Христова. И с этого дня мы слышим в наших храмах ликующее рождественское песнопение, которое подготовляет нас к празднованию Рождества Христова:  «Христос раждается, славите! Христос с небес, срящите!..» Итак, вот какое величайшее значение имеет для нас храм Божий, если есть у нас достодолжное к нему благоговейное отношение! Он делает нас способными ко вселению в нас Самого Бога, что и является целью нашей христианской жизни. Ведь не напрасно же Церковь учит нас все наши молитвы и все наши дела начинать молитвенным обращением к Богу Духу Святому:  «прииди и вселися в ны!» Вот для чего создаются наши храмы и вот для чего мы ходим в них и молимся в них! Вещественные храмы Божии помогают нам самим стать невещественными храмами Божиими, в чем и состоит наше предназначение. Но все ли современные христиане отдают себе ясный отчет в том, для чего строятся наши храмы, и ради какой цели мы ходим в них? Многие ли в наше время искренно стремятся получить для себя благодатное освящение в храме через искренно сердечную молитву и принятие таинств церковных, в которых подается нам всеосвящающая благодать Божия? И все ли достаточно ясно сознают, сколь велика для нас святыня храма Божия, и с какою  «верою, благоговением и страхом Божиим»  должны мы входить в храм и вести себя в нем, о чем Церковь постоянно за нас молится? И молясь, тем самым за каждым богослужением напоминает нам об этом.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Что такое наше Рождество в глазах Бога? Рождество мы должны встречать дарами. Тот кто умен — дарами ума, как три волхва. Тот, кто имеет большое сердце — дарами любви, как пастухи Вифлеема. 6 января, 2014 Рождество мы должны встречать дарами. Тот кто умен — дарами ума, как три волхва. Тот, кто имеет большое сердце — дарами любви, как пастухи Вифлеема. Существуют три точки зрения на праздник: небесная, совместная со Христом и земная. Точка зрения Христа — это результат предвечного Совета Троицы. Совместная — это точка зрения сотрудников, причастных к Рождеству, соединяемых постом, молитвой и Христовыми трудами. Праздничная трапеза, елочные приходские спектакли, разговение и походы в гости, это взгляд на Рождество с точки зрения благочестивого потребителя. Существуют три точки зрения на праздник: небесная, совместная со Христом и земная. Точка зрения  Христа — это результат предвечного Совета Троицы. Совместная — это точка зрения сотрудников,  причастных к Рождеству, соединяемых постом, молитвой и Христовыми трудами. Праздничная трапеза, елочные приходские спектакли, разговение и походы в гости, это взгляд на Рождество с точки зрения благочестивого потребителя. В привычной системе координат Рождество всегда одно и тоже, разве только мы потихоньку стареем, а  дети вырастают. Одни и те же дни поста, одни и те же песнопения и толкования. Один и то же сценарий  детской рождественской интермедии Нарисованные усы, полосатые костюмы, незатейливые стихи перепуганных маленьких артистов и  благожелательные взрослые зрители. Одни маленькие артисты сменяют других и только мы, зрители,  остаемся теми же и там же. Это хорошо, что маленькие актеры напоминают нам всем о том, что Рождество мы должны встречать  дарами. Тот кто умен — дарами ума, как три волхва. Им ум принес ладан, золото и смирну Тот, кто имеет  большое сердце — дарами любви, как пастухи Вифлеема. Они принесли то, что имели — заработную плату  натурой Но вот, что интересно, в этой интермедии мы сами с годами остаемся во времени на месте. Вифлеем,  Вифлеем и еще раз Вифлеем. Почти ни кто из нас не переходит временную грань Рождества. Мы остаемся  по эту сторону баррикад или по эту строну иконостаса, даже не думая встать на место тех, кто серьезно  называется именем Христа .

http://pravmir.ru/chto-takoe-nashe-rozhd...

" Явился еси днесь вселенней… " января 2021 Наши дни летят быстро. И вот уже завершаются Святки - дни особого празднования Рождества Христова. В православных храмах отзвучали слова рождественских песнопений, но все еще нет обычных для христианина однодневных постов по средам и пятницам. Впервые после Рождества православные будут поститься лишь в крещенский сочельник - день, предшествующий, идущему вслед за Рождеством двунадесятому празднику Крещения Господня. Как повествует Святое Евангелие, достигнув совершеннолетия, воплотившийся от Девы Спаситель пришел к водам Иордана, чтобы принять крещение от последнего пророка Ветхого Завета - Иоанна Крестителя или Предтечи. Собственно, последнее его прозвание и говорит о том, что завершающий своим служением ветхозаветную историю пророк Иоанн и должен был предварить начало общественного служения Богочеловека Иисуса Христа. Крестителем же он был назван потому, что первым стал совершать крещение, точнее омовение водою, открывающее для христианина путь в новую жизнь. Смысл этого действа - ставшего сегодня одним из семи таинств Православной Церкви - станет до конца ясным после Страстей, Крестной смерти и Воскресения Спасителя. Пока же Христос - вовсе не нуждавшийся в этом омовении - приходит к Иоанну, чтобы " исполнить всякую правду " , уподобившись человеку  во всем, кроме греха. Интересно, что это - одно из важнейших событий для христиан - стали праздновать практически сразу, еще в апостольские времена. Но, окончательно, в том виде, к какому мы привыкли сейчас, праздник оформился не сразу и не везде. Главным и, наверное, самым древним отличительным признаком праздника стало освящение воды - великое водосвятие, по гречески - агиасма (святыня). Как верят православные - и не только - христиане, в этот день в память Крещения Спасителя Бог особым образом посылает Свою благодать на воды, преображая их физические свойства. Надо знать христианскую веру, чтобы понять - речь здесь вовсе не о какой-либо магии, а лишь о том, что Единый в Троице Творец бесконечно близок к каждому из Своих творений и подает Свою помощь через физически осязаемые предметы.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Рождественский пост Рождественские проекты Рождественские проекты 2023-2024 Мы запланировали на рождественский пост 2023-2024 гг. пять интереснейших проектов; следите на обновлениями в блоге  — первые выпуски уже там: Цикл видеолекций «Неожиданные смыслы древнерусской святости» Протоиерей Константин Костромин о святых привычных и непривычных Все ли мы знаем о древнерусских святых? Почему-то монахи иногда были яркими общественными деятелями, князья чуть ли не массово канонизировались, страстотерпцы Борис и Глеб стали наиболее почитаемыми, а в лике мучеников, напротив, не был прославлен почти никто. О загадках и ребусах древнерусской святости рассказывает церковный историк протоиерей Константин Костромин — кандидат богословия, кандидат исторических наук, проректор по научно-богословской работе Санкт-Петербургской духовной академии. Цикл видеороликов «С еврейской Библией к Рождеству Христову» Священник Александр Зиновкин о скрытых смыслах Ветхого Завета Что зашифровано в Библии? Как протекает время в событиях Ветхого Завета? Почему все-таки Адам съел запретный плод? О чем говорит смех Сарры? Посещает ли Бог наш мир и каким образом? О скрытых смыслах Ветхого Завета рассказывает священник Александр Зиновкин, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой древних языков Санкт-Петербургской духовной академии. Цикл текстов с аудиоподборками «Рождество во всем мире. Плейлисты рождественской музыки — от древности до наших дней» От древности до наших дней. Церковные песнопения и альтернативная музыка. Вдумчивые баллады и танцевальные мелодии от Сибири до Австралии. У каждой песни — своя неповторимая история. Весь спектр рождественской музыки в нашей праздничной подборке. «Как Гарри Поттер заколдовал мир» Скрытые смыслы произведений Джоан Роулинг История о Гарри Поттере — одна из самых популярных среди когда-либо написанных. В чем секрет такого ошеломляющего успеха? Известный «поттеровед» Джон Грейнджер, перевод чьей книги вышел в издательстве «Никея», приглашает к увлекательному путешествию по книгам поттерианы. Разбираем основные сюжетные ходы и образы, расшифровываем их символическое значение и показываем, какую вечно актуальную историю рассказывает Джоан Роулинг.  Гилберт Кит Честертон. «Что не так с этим миром»

http://predanie.ru/tema/rozhdestvenskij-...

поиск:   разделы   рассылка Ксения Лученко Православные выставки: торговля или общение? У православных выставок-ярмарок есть перспективы Источник:  Нескучный сад 4 ноября в Москве в десятый раз открывается выставка-форум " Православная Русь " . В отличие от многих предыдущих, на нынешней выставке не будет ярмарки, это чисто просветительский проект. Между тем сама идея православных ярмарок за последние годы прочно прижилась в народе. И хотя кто-то их критикует, кто-то высмеивает – а посетителей и покупателей становится все больше. Что здесь ищут люди? И насколько проходящие по всей стране ярмарки соответствуют ожиданиям? Барахолки для верующих В московском метро круглый год слышны рекламные объявления о православных ярмарках. " По завету князя Даниила " , " Вербное воскресенье " , " Святыни России " , " Рождественский дар " – фактически это одна и та же постоянно действующая ярмарка на ВВЦ. Здесь всегда шумно, тесно и страшновато. Мед, варенье, икру накладывают покупателям из открытых ведер, над которыми очередь машет рукавами. Юбки, сарафаны и прочие атрибуты " православного " гардероба примеряют за занавесками прямо на стенде, а то и напяливают поверх той одежды, в которой пришли. Стоя босиком на картонке в фольклорном платье, натянутом поверх джинсов, смотрятся в склеенное скотчем зеркало в руках у продавщицы – все как на диких вещевых рынках вроде " Лужников " или " Черкизовского " . На многих стендах вывешен прейскурант на поминовения: сорокоуст, проскомидия, " 40 псалтирей " . Торгуют здесь, среди прочего, брошюрами о телегонии, " житиями стариц " и " пророчествами старцев " , народными акафистами, святой водой, маслом, свечами, ладаном. Бойко идет торговля " именными кирпичиками " , популярны молитвы " об убиенных младенцах " , на ценниках значится " 1 младенец – 200 р. " . У стоящих в проходах раскладных аналоев странные священники совершают исповедь " не отходя от кассы " . Шмыгают нищенки-побирушки. Над всем этим разносятся из динамиков песнопения и заунывные песни православных бардов. И все равно сюда идут посетители, и не только те, на которых рассчитана вся эта обрядоверческая мишура. Здесь можно купить книги православных издательств без накруток, найти симпатичные подарки к праздникам, откопать уникальные винтажные платья – из дореволюционных крестьянских и мещанских сундуков. Это специфическая барахолка, блошиный рынок, где, покопавшись, одурев от духоты, шума и созерцания абсурда, можно наткнуться на удивительные вещи.

http://religare.ru/2_90115.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 6  голосов:  4.8 из  5) Чарльз Диккенс как зеркало английского Рождества В Англии имя Диккенса стало синонимом Рождества. Великий писатель оказал огромное влияние на восприятие этого праздника у себя на родине, наделив его новым смыслом, создав чисто английскую “рождественскую философию”. Вплоть до 40х годов XIX века Рождество в Англии не праздновалось. Только в царствование королевы Виктории англичане начали украшать к Рождеству елку и присоединились к странам континентальной Европы. При Виктории возник и обычай публичного исполнения рождественских духовных песнопений, которые можно услышать в рождественские дни на улицах, в торговых центрах и даже в вестибюлях станций метро. Первая рождественская открытка в Англии также появилась в викторианские времена – в 40е годы XIX века. Однако именно “Рождественские повести” Диккенса, которые он писал с 1843 по 1848 год, придали английскому Рождеству духовный и нравственный смысл главного и самого любимого праздника. “Рождественские повести”, каждую из которых Диккенс публиковал в канун Рождества, были им задуманы как своего рода святочные притчи, как проповеди нравственного очищения. Особое влияние оказала на английскую рождественскую атмосферу первая повесть этого цикла – Christmas Carol (“Рождественская песнь”). Поводом для ее написания стала необходимость срочно выплатить денежный долг. Диккенс задолжал своему поверенному в делах 270 фунтов – изрядные деньги по тем временам, если учесть, что тогда джентльмен мог безбедно жить на сто фунтов в год. Отец Диккенса был посажен в долговую тюрьму в 20е годы XIX века, что привело к тому, что ребенком писатель оказался на тяжелейших работах на красильной фабрике. Диккенс всю жизнь испытывал финансовые трудности и панически боялся повторить судьбу отца. Длинные романы, которые он обычно публиковал в печати с ежемесячными продолжениями, для этого не годились. Он остановил свой выбор на короткой повести. Начал он ее писать в октябре 1843 года с прицелом на публикацию накануне Рождества. Чтобы выиграть время, Диккенс решил развить образ Гэбриеля Грабба – второстепенного персонажа своих “Посмертных записок Пиквикского клуба”. Так родился Эбинизер Скрудж, имя которого стало нарицательным в Англии.

http://azbyka.ru/fiction/charlz-dikkens-...

Св. Роман Сладкопевец – талантливейший христианский песнописец первой половины VI века. С его именем связано появление песнопений – кондаков. В современном значении кондак – это краткое песнопение в честь праздника или святого, по величине и литературному построению не отличающееся от тропаря, седальна, стихиры. Мы узнаем его по надписанию «кондак» и по месту его употребления во время богослужения. Но не такими были кондаки св. Романа. Это были многострофные про­изведения. В начале такого произведения полагался так называемый кукулион, или проимион ( προομιο),– своего рода предисловие, вводящее слушателей в содержание данного произведения. Заканчивался кукулион рефреном – краткой фразой, которая в дальнейшем служила окончанием для всех строф. В некоторых кондаках имеется не один, а два и даже три кукулиона. Количество строф в кондаке могло быть различно – в среднем от 18 до 24. В отдельных случаях встречается количество строф более 24. Начальные буквы строф составляли акростих, в котором указывалось имя автора – Роман, например, του ταπεινο Ρωμανο – «смиренного Романа». Метр стихосложения кондаков св. Романа сложный и своеобразный. Как известно, в античной греческой поэзии употреблялись количественные размеры: ямб, хорей, дактиль и др., в основу которых полагалось различное звучание долгих и кратких гласных. Ко времени св. Романа в греческом языке разница между теми и другими исчезла: омега стала звучать как омикрон, ита, эпсилон с йотой и омикрон с йотой звучали как короткая йота, альфа с йотой – как эпсилон. Новая система стихосложения, которой пользовался не один св. Роман, но и другие песнописцы, заключалась в том, что все строфы произведения во всех строках стихосложения должны были иметь одинаковое количество слогов и акцентация сильных слогов должна была быть во всех строфах на том же месте. Исполнялся кондак таким образом, что кукулион и все строфы пел солист – сам св. Роман, а рефрен после кукулиона и каждой строфы – все слушатели. Современный рождественский кондак «Дева днесь Пресущественнаго раждает» представляет собой кукулион кондака св. Романа на этот праздник, а икос «Едем Вифлеем отверзе» – это первая строфа кондака. Следующие за ней 23 строфы давно исчезли из богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Скачать epub pdf Что принесём мы в дар? В православном песнопении, исполняемом в Рождественский сочельник, Пресвятая Дева Мария предстаёт как наивысший, превосходнейший дар, который человечество может принести Творцу: Что принесём тебе в дар, Христе, За то, что Ты ради нас явился на землю как человек? Ибо каждое из творений, тобою созданных, благодарность тебе приносит: Ангелы – песнь, Небеса – звезду, Волхвы – дары, Пастухи – удивление, Земля – пещеру, Пустыня – ясли, Мы же – Матерь-Деву 1 . Будучи величайшим приношением Богу, Богородица является образцом – вторым после самого Христа и по благодати Божьей – того, что значит быть человеком. Она – зеркало, в котором мы видим отражение нашего истинного человеческого лица. И, как пример личности, как одна из нас, главное, что она выражает – это человеческая свобода. «Разве я не свободен?», вопрошает апостол. И Мария – особенно ярко это видно в сцене Благовещения – показывает нам, что стоит за этой свободой. Свобода, способность осознанно принимать нравственные решения с пониманием своей безусловной ответственности перед Богом – это то, что отличает человеческое существо от прочих животных. Как писал Сёрен Кьеркегор в своих «Дневниках», «Самый поразительный дар Бога людям – это выбор, свобода». Без свободного выбора нет подлинной человеческой индивидуальности. Обращаясь к Израилю со словами: «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери…» ( Втор. 30:19 ). Бог предлагает дар – дар, которым нам трудно распорядиться достойно, дар подчас горький, мучительный, даже трагический – но без которого нам никогда не быть людьми в полном смысле этого слова. Именно свобода выбора более чем что-либо ещё являет образ Божий в нас. Как Бог свободен, так свободен и человек в образе Божьем. Мы, как утверждает св. Афанасий Великий («О постановлениях Никейского собора», XI, 1–2), творцы по образу и подобию Бога-Творца – «суб-творцы», если воспользоваться выражением Толкиена, – и отвергая эту творческую свободу, мы отказываемся от своей человечности. Апостол Павел указывает ( 1Кор. 3:9 ), что мы – synergoi, «соработники у Бога», «Божьи сотрудники»; в чём состоит это «сотрудничество с Богом» – яснее всего выразила Пресвятая Дева в Назарете.

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/ik...

Таков «Христос в гостях у мужика». Этот святочный рассказ был написан к Рождеству 1880 года и опубликован в первом январском номере детского журнала «Игрушечка» за 1881 год с посвящением «христианским детям». Переиздан «Христос в гостях у мужика» был только в 1992 году. Как и в других святочных произведениях, здесь реализуются главные мотивы рождественского повествования - чудо, спасение, дар. При весьма прозрачных намёках на возможность рационального, логического объяснения многих чудес, здесь всё же присутствует дух мистической сверхчувственности, Божественного Промысла. В творчестве Лескова встречаются многочисленные признания, подобные сделанному в повести «Владычный суд»: «Я тогда был не совсем чужд некоторого мистицизма, в котором, впрочем, не всё склонен отвергать и поныне, ибо, - да простят мне учёные богословы, - я не знаю веры, совершенно свободной от своего рода мистицизма» . Произведения Лескова, по замечанию самого писателя в авторском предисловии к сборнику «Святочные рассказы», «имеют элемент чудесного - в смысле сверхчувственного и таинственного» (7; 116). «Вещи и явления, которых мы не можем постигать нашим рассудком, вовсе не невозможны от этого... - размышлял Лесков в романе «На ножах». - Я признаю священные тайны Завета и не подвергаю их бесплодной критике. К чему, когда инструмент наш плох и не берет этого?» (5; 96) В рассказе «Христос в гостях у мужика» пересекаются сферы земная и небесная. В метаморфозе очищения героя от греха долголетней обиды и гнева рассказчик усматривает «перст Божий» и предполагает, что скоро «и всю руку увидим» . Действительно, в финале, когда Тимофей и его гости с трепетом надеются на приход Христа - давно ожидаемого главного Гостя, - в ночь под Рождество совершается рационально не объяснимое чудо: «...из сеней, где темно было, неописанный розовый свет светит и... выходит белая, как из снега, рука, и в ней длинная глиняная плошка с огнём... Ветер с вьюгой с надворья ревёт, а огня не колышет» (10). Источник «неописанного розового света» - в Божественной природе Иисуса Христа. На всенощных богослужениях звучит песнопение Господу «Свете тихий», в котором «тихий» Божественный свет сливается с «розовым» светом вечерней зари: «Свете тихий святыя славы, Бессмертнаго Отца Небеснаго, Святаго, Блаженнаго Иисусе Христе: пришедши на запад солнца, видевши свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога».

http://ruskline.ru/analitika/2014/01/13/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010