Секты мистические. и) Хлыстовство. Книги и брошюры. 1 . И. Добротворский. „Люди Божии”. Казань. 1869 г. 2 . Н. Барсов . „Духовные стихи «людей божиих»”. СПб. 1870 г. 3 . А. Рождественский . „Хлыстовщина и скопчество в России”. М. 1882 г. 4 . К. Кутепов. „Секта хлыстов и скопцов”. Ставрополь. 1900 г. 5 . С. Маргаритов. „Секта хлыстов”. Кишинёв. 1889 г. 6 . В. Барбарин. „Хлыстовщина или секта духовных христиан”. Разбор 12 заповедей основателя этой секты. Говорит ли Дух Святой чрез пророков-хлыстов? М. 1890 г. 7 . Проф. Буткевич. „Секта хлыстов”. (По отзывам, главным образом, иностранных учёных). СПб. 1901 г. 8 . М. Кальнев . „На радении у хлыстов”. Одесса. 1902 г. 9 . Его же. „Как опознать хлыстов, отрицающих свою принадлежность к секте”. Рязань. 1908 г. 10 . Его же. „История молитвенных песнопений, и разбор их содержания”. СПб. 1905 г. 11 . М. Матюшинский. „Церковные беседы в обличение лжемудрования хлыстовства и в ограждение от него православных чад Церкви”. СПб. 1899 г. 12 . И. Дмитриевский . „Хлысты и скопцы”. Курск. 1902 г. 13 . Н. Остроумов . „Кто – за хлыстом, тот – не со Христом, а кто – не со Христом, тот – против Христа”. Рязань. 1910 г. 14 . Н. Реутский. „Люди Божьи и скопцы”. М. 1872 г. 15 . Н. Кутепов. „Разбор хлыстовского учения о пророках и пророчицах”. Новочеркасск. 1909 г. 16 . А. Перевозовский. „О браке” (против хлыстов). Ст. Кавк. 1897 г. 17 . „Чары и фокусы” хлыстовства. СПб. 1911 г. 18 . В. В. Розанов . „Апокалипсическая секта”. СПб. 1914 г. Статьи. 19 . И. Добротворский. „О людях Божьих”. Православный Собеседник. 1870 г. 1. 20 . Максимов. „Народные преступления и несчастья”. Отечественные Записки. 1869 г. 4. 21 . Преображенцев. „Исповедь обратившегося раскольника из секты «людей Божьих»”. Тульские Епархиальные Ведомости. 1867 г. и 1869 г. 22 . „Основатель секты «Людей Божьи»”. Православное Обозрение. 1862 г., стр. 324. 23 . „Хлысты в Тамбовской губернии, называющиеся богомолами или постниками”. Тамбовские Епархиальные Ведомости. 1862 г. 5. 24 . „Хлысты”. Воронежские Епархиальные Ведомости. 1871 г. и 1872 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Скачать epub pdf 351. Святая вода Богоявленская Замечательную особенность праздника Богоявления Господня в церковном Богослужении составляют два великих водоосвящения, называемые так, в отличие от малых, которые совершаются при обыкновенных молебствиях во всякое время по благочестивому усердию желающих. Одно из великих водоосвящений совершается накануне праздника, или в сочельник, по окончании Богослужения. Это первое великое водоосвящение совершается в церкви, – в воспоминание того древнего обычая, по которому в это время крестили оглашенных, или новообращенных, из иудеев и язычников. А другое водоосвящение совершается торжественно с крестным ходом в самый день Богоявления после литургии, на реках или других источниках, и даже на прудах и при колодцах, – в воспоминание Крещения Спасителя от Иоанна на Иордане. Отчего и самый крестный ход на воду в этот день называется «ходом на Иордан»; и самое то место, где погружается в воду животворящий Крест, изображающий Самого Христа, – называется «Иорданом». Та и другая вода, освященная в это время троекратным погружением в нее святаго Животворящаго Креста после великих, трогательных и знаменательных молитв и песнопений, имеет одинаковую святость и называется «святой богоявленской водой», которая, по свидетельству святителя Златоуста, «никогда не портится в домах верующих и берегущих ее как святыню, с уважением». Этого не может быть с обыкновенной, простой, неосвященной водой, что могут подтвердить на опыте и ныне все благочестивые христиане. Вода богоявленская так важна и так необходима для всех христиан, что они непременно должны иметь ее в своих домах для освящения ей себя и своих грешных жилищ, и для употребления оной прежде вкушения обыкновенной пищи и пития, для сохранения себя в здравии и для избавления себя от различных недугов и болезней. Даже были многократные примеры и того, что некоторые несчастные, подверженные сильному пьянству или запою, а также одержимые припадками и беснованием, после долговременного (например шестинедельного) употребления этой богоявленской воды натощак, по силе веры в чудодейственную ее силу, исцелялись навсегда от своих страшных недугов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Скачать epub pdf 451. Праздник Крещения Господня в Церковных песнопениях Листок первый Предтеча Христов на Иордане. – Явление Спасителя. – Беседа Его с Предтечей. – Крещение Господне. «От Вифлееме на Иордан прейдем, – зовет нас Святая Церковь в своих песнопениях, – тамо бо Свет сущим во тме озаряти уже начинает (3 января). Ведый Господне пришествие, из пустыни приходит Божественный Предтеча, вопия светло: приближися, явися избавление: покайтеся и водою очиститеся (2). Яко ластовица пречестная (как чистая ласточка), провозвещающая весну мысленную (духовную), предста Креститель, сущим в зиме прегрешений (2). Глас Словесе, светильник Света, денница Солнца (Христа) Предтеча в пустыни всем вопиет людем: покайтеся и предочиститеся: се бо предстоит Христос, от тли (тления) мир избавляли (6). Велиим гласом в пустыни вопиет Предтеча: Христу уготовайте пути, и стези Богу нашему правы соделайте (6). Явися Христос, срести Сего потщимся, чистыми помышлении просвещаеми (2). Сшедшимся без числа людем от Иоанна креститися, Сам посреде их ста, провозгласи же предстоящим: кто показа вам, непокоривии, уклонитися (бежати от) гнева хотящаго быти? Плоды достойны Христу сотворите, Предстояй бо (явившийся) ныне мир дарует (6). Се Агнец, вземляй прегрешения человечества, прииде к рабу, прося Крещения, – раболепно предстоит, ищай (желая) свободити порабощенныя ны (нас) от льстивого и доброту первую (красоту первобытную) погубившие (3). – Егда к себе грядуща Господа Славы Предтеча узре, вопияше: Сей прииде избавляяй мир от истления; Сей избавляет нас от скорби; Сей согрешений оставление дарует яко Бог и вместо рабов сыни Божия соделовает, вместо же тмы просвещает человечество водою Божественного Крещения Его. Прочее (итак) приидите, согласно Того да славословим, со Отцем и со Святым Духом! (5). Видев Тя Иоанн к себе Благодетеля грядуща и просяща от него смирением Крещения, удивлься, ужасеся, никакоже рукою прикоснутися смея Того, Иже коснется горам – и воздымятся! (2)». Так церковные песнопения изображают благоговение Крестителя пред крещаемым Господом; трогательно изображают они далее смирение Самого Господа и Его Предтечи в виде такой беседы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Скачать epub pdf 8. Неделя по Рождеству Христову. Бегство святого семейства в Египет (Мф. 2:3–3) «От Египта воззвах Сына Моего» ( Ос. 11:1 ; Мф. 2:15 ). Прошла седмица, братия и сестры, по Рождеству Христову. За эту седмицу святая Церковь предложила нашему благочестивому вниманию и назиданию все основные события, связанные с рождением Богомладенца – Господа нашего Иисуса Христа, а такие ближайшие события пред Рождеством и после Рождества Христова. Уже в день навечерия Рождества Христова мы слышали радостную евангельскую весть о рождении Богомладенца в вифлеемской пещере. Узнали также, что первыми из людей, приветствовавших родившегося Спасителя, были вифлеемские пастухи, которым ангельское небесное воинство пропело дивную, вечную живую и неумолкаемую песнь: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение. О, как близка и вожделенна нашему сердцу, как дорога и доселе насущна для всех нас и всей вселенной эта ангельская песнь! При торжественном богослужении в самый день праздника мы умилялись сердцем, радостно внимая церковным рождественским песнопениям и евангельским повествованиям о рождении Богомладенца в вифлеемской пещере, о поклонении Ему восточных волхвов-мудрецов, приведённых звездой из стран далёкого востока. Глубокий смысл праздника вскрывался для нас также и содержанием стихир праздника, ирмосов канона («Христос рождается, славьте»), тропаря («Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума»), кондака («Дева днесь Пресущественного рождает и земля вертеп Неприступному приносит». Торжественная, молитвенно-благодатная атмосфера в храме помогла нам, братия и сестры, почувствовать праздничное торжество неба и земли, единую радость Церкви земной и небесной и пережить рождение Спасителя в своём собственном сердце. Помогла быть духовными участниками праздника: воспевать с ангелами славословие Всевышнему, вместе с волхвами приносить Богомладенцу дары своего сердца: веру, любовь, и надежду. Веру в Него как Сына Божия, любовь как к Спасителю мира, надежду как давшему обетование быть с нами до скончания века ( Мф. 28:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Скачать epub pdf – К Рождеству, как и к Пасхе, Церковь готовит нас загодя. А как, какими словами, песнопениями? – Прежде всего, нас подготавливает к Рождеству «малая четыредесятница» – Рождественский пост, который длится сорок дней. Начиная с 4 декабря, с праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, на утрене во все воскресные и праздничные дни поется катавасия «Хрис­тос раждается, славите…» – это ирмос первого канона Рождества. В протяжении поста есть три дня, в которые поются стихиры предпразднства: 13 декабря, в день памяти апостола Андрея Первозванного, 19 декабря – святителя Николая и 30 декабря – пророка Даниила и трех отроков в пещи огненной. Эти стихиры светлы и трогательны, они говорят о великой, непостижимой разуму тайне Боговоплощения, о благоговейном трепете Марии: «Како Тя Сына Моего нареку, Раба Твоя ныне сущи? (как я назову Тебя Сыном, будучи Твоей рабой?) Пою, благословлю Тя, подающаго миру велию милость…» . Мария обращается к пришедшим волхвам, которые «странен исход и шествие сотвористе и к странствовавшему свыше и странно в Мя Всельшемуся, яко весть (как знает Он Сам), со тщанием приидосте Тому поклонитися, дарующему миру велию милость» . Затем Она обращается к Сыну и сообщает Ему: «Дары Тебе приносяще, Сыне, царие приидоша восточнии, Царя Тя уведевше родитися (узнав, что родился Ты – Царь) ливан, и смирну, и злато, и се стоят пред дверьми. Сим повели видети Тя, Младенца, на руку Моею (на руках Моих) держима, древняго Адама старейша» . Это первоначальный период нашего приготовления к празднику. Следующая ступень – это два воскресных дня перед праздником, неделя святых праотец и неделя святых отец. Обе эти недели посвящены праведникам Ветхого Завета, тем людям, которые были предками Спасителя по Его Человечеству, и тем, которые возвестили, прообразовали собой пришествие Христово. Мы вспоминаем «Адама праотца, Еноха, Ноя, Мелхиседека, Авраама, Исаака, Иакова, по законе Моисея, Аарона, Иисуса (Навина), Самуила и Давида…» . Перечень праведников и пророков Ветхого Завета кончается именем Предтечи Христа – Иоанна Крестителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Слава в вышних Богу и на земли мир ( Лук. 2, 14 ). И послав Ирод, изби вся дети, сущия в Вифлееме и во всех пределах его ( Мф.2,16 ). Небесным миром и благодатною радостью наполняется сердце наше в светлый праздник Рождества Христова у священных яслей Младенца – Превечнаго Бога. В песнопениях Церкви громко звучит торжествующая песнь небожителей: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!» Всему миру, всему человечеству возвещается радость велия: «днесь родися вам Спас, Иже есть Христос Господь во граде Давидове» ( Лук. 2, 11 ). Но когда мысль наша, отвлекается от яслей Христовых шумом бурного моря житейского, обращается к тому, что творится в мире в наши скорбные дни, то и сердце наше начинает смущаться, начинает вопрошать: где же возвещенный Ангелами мир, где – в человецех благоволение? Восстали царства на царства, народы на народы; миллионные войска не прерывают ужасных битв; на пространстве нескольких тысяч верст льются обильные потоки крови, не говорю уже о слезах, коими столь же обильно орошается вся земля. Где же столь вожделенный мир и благоволение? «Да не смущается сердце ваше», глаголет Богомладенец от яслей Своих: «зрите, не ужасайтеся: подобает бо всем сим быти». Да, подобает быти: так было и тогда, когда явился на земле Сам Он, великий Примиритель неба и земли; и тогда, едва успели Ангелы воспеть дивную песнь мира, как на земле началась неслыханная война: с одной стороны царь Ирод и весь Иерусалим, с другой – Отроча Иисус и Его телохранители – младенцы Вифлеемские. И полилась тогда кровь неповинная сих младенцев-мучеников, и церковное предание говорит, что воинами безчеловечнаго Ирода умерщвлено в Вифлееме и его окрестностях до 14.000 малюток... Видно у Господа Бога таков уж закон для земнородных: никакая радость, никакой мир не стяжавается без скорбей и страданий. И этому закону благоволил подчиниться Сам Законодатель, ради нашего спасения претерпевший все скорби человеческие. В первые же дни Своей земной жизни Он претерпел и законное обрезание, и гонение от Ирода, и благоволил восприять в соучастники Своих страданий, яко начаток от искупляемого им рода человеческого, целые сонмы невинных младенцев-мучеников, увенчав их венцами нетленной славы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

У день пам " Карагандинського глава Казахстанського митрополичого округу освятив храм споруджуваного кафедрального собору Караганди 22 жовтня 2018 р. 18:43 22 октября 2018 года, в день памяти святого апостола Иакова Алфеева, празднование в честь обретения мощей преподобноисповедника схиархимандрита Севастиана Карагандинского — последнего Оптинского старца и небесного покровителя Казахстана, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил великое освящение нижнего храма строящегося Свято-Троицкого кафедрального собора во имя преподобноисповедника Севастиана города Караганды. За богослужением великого освящения и Божественной литургией Предстоятелю Православной Церкви Казахстана сослужили: епископ Талдыкорганский Нектарий , епископ Карагандинский и Шахтинский Севастиан , епископ Кокшетауский и Акмолинский Серапион , епископ Петропавловский и Булаевский Владимир , духовник Богородице-Рождественского монастыря архимандрит Петр (Горошко), настоятель Введенского кафедрального собора архимандрит Анатолий (Киселев), секретарь епархиального управления протоиерей Владимир Фрейганг, благочинный Карагандинского церковного округа протоиерей Александр Угольков, руководитель отдела Казахстанского митрополичьего округа по связям с общественностью, ключарь Вознесенского кафедрального собора Алма-Аты протоиерей Александр Суворов, руководитель отдела по связям с общественностью Карагандинской епархии протоиерей Михаил Патрикеев, ключарь Успенского кафедрального собора Астаны протоиерей Димитрий Байдек, ключарь Петропавловского храма Алма-Аты протоиерей Кирилл Шкляр, руководитель личного секретариата митрополита иеромонах Прохор (Ендовицкий), помощник главы Митрополичьего округа иерей Георгий Сидоров, протодиакон Николай Гринкевич, руководитель службы протокола митрополита протодиакон Роман Головин, духовенство Карагандинской епархии. На богослужении в храме для молитвенного поклонения и духовного укрепления верующих пребывал ковчег с честной десницей преподобного Севастиана Карагандинского. Песнопения исполнил хор Карагандинской епархии под управлением В. Тесленко.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5288603...

Храм – училище благочестия. " В храме стояще славы Твоея, на небеси стояти мним»... Праздник Входа во храм Пресвятой Богородицы, совершаемый Церковью 21 ноября по нашему православному календарю, живо и ярко учит нас, какое громадное значение имеет для нас храм Божий. В этот день вспоминается исполнение обета над Пречистой Отроковицей-Девой Марией, который дали Ее благочестивые родители Иоаким и Анна еще до Ее рождения. Будучи бесплодными и скорбя об этом, они просили Бога даровать им дитя, обещая посвятить его на служение Ему. Молитва их была услышана: Господь даровал им дитя, нареченное Мариею, и вот, едва исполнилось Ей три года, как они уже спешат исполнить свой обет и приводят Ее в храм Господень во Иерусалим, дабы посвятить Ее на служение Господу. В богослужении этого дня вспоминается, как сам первосвященник захария встретил Пречистую Отроковицу и, по особому откровению Божию, ввел Ее во святая-святых, куда обычным смертным доступа не было и куда он сам мог входить лишь однажды в год. Сами Ангелы поразились необычайности этого события, как поется об этом в торжественном песнопении этого праздника: «Ангели вхождение Пречистыя зряще удивишася, како Дева вниде во святая святых». Зачем все это было нужно? Затем, чтобы Пречистая Отроковица Мария, получив воспитание в храме, овеянная благодатью Божиею, могла стать достойнейшим сосудом воплощения от Нее Сына Божия. Она приводится в храм Господень, как поется в песнопениях этого праздника,  «Тому уготоватися в Божественное жилище».  Вот почему праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы является как бы преддверием великого праздника Рождества Христова – приготовляет нас к нему, отчего с этого дня начинает воспеваться в храмах рождественское ликующее песнопение:  «Христос раждается, славите, Христос с небес, срящите!»  Вот почему и в тропаре этого праздника так выразительно поется:  «Днесь благоволения Божия предображение:... в храме Божии ясно Дева является, и Христа всем предвозвещает»... Великое событие рождения в мире Сына Божия стало возможным только потому, что избранная орудием для этого чудесного события Отроковица была введена в храм Божий и получила в нем свое воспитание.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Христос Воскресе! «Светися, светися, новый Иерусалиме!».. Ликует сегодня святая Церковь ; забывают верующие: на земле ли они, или уже на небесах: так много, безконечно много самой чистой, светлой радости, так все полно торжества победы над злом, над смертью , что, действительно, переживаешь что-то неземное, чуждое земле, будто уже началась обетованная вечность и нескончаемое блаженство... Таков наш воистину светлый и пресветлый праздник, наше торжество торжеств!.. Да так и приглашает нас матерь наша Христова невеста Церковь : «приидите... царствия Христова приобщимся, поюще Его яко Бога во веки!» Приидите, опытом сердца изведайте, в мере, доступной вам во дни нашего земного странствования, изведайте сладость и радость райскаго блаженства, ожидающаго вас в отечестве небесном: вот где будет пасха вечная! И в восторге радости верующие взывают к Самому Виновнику той пасхи: «О, Пасха велия и священнейшая, Христе! О, Мудросте, и Слове Божий, и Сило! Подавай нам истее», совершеннее, полнее «Тебе причащатися в невечернем дни царствия Твоего!» И вот, в дивных песнопениях пред нами раскрывается всемирная картина будущаго всеобщаго торжества при открытии сего царства славы; оно представляется как бы уже совершившимся: «ныне вся исполнишася света, небо же и земля и преисподняя... Пасха, Господня пасха!» Не еврейская пасха, не переход Израиля чрез Чермное море, а переход всего верующаго человечества от смерти к жизни, от земли к небеси: вот куда ведет нас Христос Бог наш, и мы поем Ему победную песнь воскресения! «Очистим» же «чувствия и узрим» – не телесными очами, а очами веры – «Христа», сияющаго неприступным светом воскресения, и ясно услышим в своих сердцах Его Божественный привет: «радуйтеся!» Вот Он идет, Солнце правды, всем жизнь подающий, идет, а за ним радостными стопами спешат только что освобожденные Им из узилищ адовых праотцы и все ветхозаветные праведники, прославляя вечную пасху. Приступим и мы, вслед за ними, приступим с свещами горящими в руках в знак светлой радости нашей, чтобы вместе с чинами ангельскими, радостно празднующими, праздновать пасху Божию спасительную. Господь страдал как смертный, но Своим страданием смертное Он облек в красоту безсмертия, и вот мы празднуем смерти умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало и, ликуя, воспеваем Виновника сих благ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

«Христос пришел для того, чтобы каждый убрал за собой игрушки!» Продолжат умирать и страдать старики и дети — где же здесь Рождество?! 8 января, 2019 Продолжат умирать и страдать старики и дети — где же здесь Рождество?! С Пасхой все более-менее ясно: Воскресению предшествует предательство, крест, позорная смерть. С Рождеством иначе. Здесь нет Страстной, пост не так строг, как Великий, а в песнопениях Церковь почти сразу настраивает нас на лад ликования. Но как ликовать, если в мире так много неправды, а мы почти не можем ей противостоять, – накануне праздника рассуждает Светлана Устименко. Праздник Хозяина Пару лет назад в мои обязанности корреспондента на приходе входила расшифровка проповедей настоятеля. Страшный пример, приведенный священником в одной из них, до сих пор не дает покоя — и накануне Рождества тоже. Говоря об апофеозе царящего в мире равнодушия, наш отец Димитрий сказал о стариках. Одинокие и забытые всеми, они безвестно умирают в своих квартирах. И порой только запах тления заставляет соседей осознать, что рядом произошло непоправимое. И в наше время все еще страдают от холода, добавлю от себя! Где-нибудь в заброшенной Васильевке, если пенсии не хватает на покупку угля. И зная, что где-то, пусть и не перед моими глазами, происходит нечто такое, я ничтоже сумняшеся иду на Рождественскую службу, как всегда, спокойно складываю руки перед Причастием?! Но как же вписывается сюда Рождество?! А дети? Все мы прекрасно понимаем, что и в ночь Рождества не случится чуда, продолжатся страдания не обезболенных детей. Что и после Святок не опустеют детские хосписы, и места улетевших на небо ангелов займут другие ангелы. Но как же вписывается сюда Рождество? А молодые семьи, где пять-восемь лет жили мечтой о первенце? Вот она, беременность, которая обоим кажется счастливым сном, но…преждевременные роды и ребенок с весом 700 грамм. Первые спокойные выдохи супругов после установившейся положительной динамики, и…звонок из отделения: «Все резко ухудшилось, вашего ребенка нет!» Но как же вписывается сюда Рождество?! Я не случайно сказала о Причастии. Участие в Евхаристии нам часто представляется привилегией. Реже – духовным лекарством. Но мы не помним о том, что это – заповедь и долг. Это свидетельство нашей убежденности в том, что у каждой жизненной ситуации есть Хозяин.

http://pravmir.ru/hristos-prishel-dlya-t...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010