Приближается долгожданный и такой любимый праздник — Рождество Христово. После дня святого Николая-Чудотворца, как правило, начинается период активной подготовки к колядкам, которые являются неотъемлемой составляющей рождественских праздников. Поэтому находясь в периоде поста не будем терять зря времени, а используем его для славословия Новорожденного Богомладенца. Ведь изучение колядок дело не только познавательнае, но и полезное для души. На тему рождественских песнопений православного Закарпатья мы решили пообщаться с протодиаконом Феодором Копинцем — регентом хора Ужгородского кафедрального Свято-Крестовоздвиженского православного собора, доктором искусствоведения, заслуженным артистом Украины. — Отец Феодор, наш край славится своими древними обычаями по празднованию периода рождественско-новогодних праздников. Среди прочего это и массовые колядования, выступления вифлеемов и представление различных праздничных сценок … — В Украине в целом, и на Закарпатье в частности рождественские колядки и связанные с этим традиции стали наиболее распространенными после христинизации Киевской Руси. Те колядки, сохранившиеся в Закарпатье имеют очень давнюю историю, потому что передавались из поколения в поколение дедами, отцами, поэтому пришли к нам в первоначальном виде. Тяжелый советский период не смог повлтять на соблюдение благочестивых канонов нашими людьми. Особенно в сельской местности, реже в городах, существовала, и существует даже до сих, такая традиция, что за Святую вечерю 6 января не садятся, пока в дом не приходит первый колядник. Принято еще и то, чтобы это был мальчик младшего возраста, взрослые юноши и девушки ходили в последующие дни. Не обходится, конечно, и без колядований во время встреч родных, близких, целыми семьями ходят друг к другу. Ну и, конечно, закарпатцы как набожные люди обязательно идут на Всенощное бдение и Литургию в храмы, где колядуя прославляют Спасителя Христа. Колядуют же в каждом районе и селе по-своему, учитывая традиции. Также характерными для Закарпатья вифлеемы, которые выступают в селах по сценариям с различными действующими лицами.

http://pravoslavie.ru/89421.html

прот. Пётр Перекрестов Часть II. Слова и проповеди Святителя Иоанна Православное богословие Святителя Иоанна, Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца Несколько лет назад одна игуменья Русской Зарубежной Церкви, женщина праведной жизни, говорила поучение в храме обители в день престольного праздника, на Успение Пресвятой Богородицы. Она слезно умоляла сестер и паломников, собравшихся на праздник, всецело и безоговорочно принимать то учение, которое Святая Церковь нам передает, которое она с таким тщанием блюла в течение всех веков, и не выбирать для себя, что в нем «важно», а что «второстепенно»,– ведь считая себя мудрее Священного Предания, можно и совсем его утерять. Итак, когда Церковь повествует нам в своих песнопениях и через святые иконы, что святые апостолы чудесным образом собрались со всех концов вселенной, чтобы присутствовать при успении и погребении Пресвятой Богородицы, мы, будучи православными христианами, не свободны отрицать или перетолковывать это, но должны верить церковному Преданию просто и чистосердечно. Молодой американец, принявший Православие и выучивший русский язык, присутствовал при этом поучении. Глядя на иконы, написанные в традиционном иконописном стиле, на которых апостолы изображены на тучах, несущих их к успению Божией Матери, он как раз сам задумывался над этим вопросом. Спрашивается, действительно ли мы должны понимать это как чудесное событие, или это просто «поэтическое» объяснение того, как собрались все апостолы к этому событию, или, может, даже некое оригинальное «идеализированное» изображение вообще не состоявшегося события? (Таковы на самом деле вопросы, занимающие некоторых современных «православных богословов».) Слова праведной игуменьи глубоко поразили молодого американца-неофита, и ему стало ясно, что есть нечто более глубокое в восприятии и понимании Православия, чем то, что открывают нам наш ум и наши чувства. В то мгновение православное Предание предстало ему не книгами, а живым сосудом, наполненным этим учением и преданием, и необходимо было воспринимать его не умом только или чувствами, но прежде всего сердцем, которое таким образом и начало глубже проникаться Православием.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Разделы портала «Азбука веры» ( 24  голоса:  4.3 из  5) Святое дитя (Очерк-быль) Дни праздника Рождества Христова миновали, не слышится более в церквах торжествующих и умиленных песнопений в честь Младенца Христа, но отголоски их еще долго будут звучать в сердцах людей и будить в них добрые благоговейные чувства… В те дни, когда христианская церковь вспоминает радостное благовестие небожителей — и в самом воздухе точно чувствуется веяние их крыльев, и очень может быть, что и действительно в эти святые дни они невидимо приближаются к земле и в особенности ко всем тем чистым любящим душам, которые можно уподобить яслям, готовым принять в себя дивного Младенца… Между этими витающими обликами в рождественские дни перед моими духовными очами часто является одно ангельское личико, а за ним сонмы ангелов, которые простирают над ним свои крылышки. Это личико одной прелестной девочки, которая еще так недавно жила между нами на земле, а теперь, наверное, порхает около Божьего престола и ангельским гласом славословит Сидящего на нем. Маруся Ж. была единственная дочь богатых и благочестивых родителей. О ее жизни я скажу только несколько слов: мне хочется, главным образом, указать на удивительные события, которые сопровождали ее переход в ту жизнь и которые могут служить доказательством того, что небесные ангелы сообщаются иногда с земными ангелами и помогают им, так сказать, выпорхнуть из своей земной оболочки и вознестись к Божьему престолу. Маруся умерла одиннадцати лет и всю свою недолгую жизнь постоянно хворала: в ней гнездился какой-то недуг, не поддававшийся никакому лечению, и часто подолгу приковывал ее к постели. Постоянно страждущая, она была всегда весела, ясна и — удивительное дело! — не выносила бездеятельности: ее слабые ручки всегда что-нибудь работали. Доктора, лечившие ее, говорили, что ее страдания часто были невыносимы, но из любви к родителям она редко выказывала нетерпение. — Подымите меня, посадите в подушки, чтобы папа не подумал, что мне худо, — говорила она иногда, когда отец ее, возвращаясь из должности, спешил к своей любимице.

http://azbyka.ru/fiction/rajskie-cvety-s...

Разделы портала «Азбука веры» «Исполняйтеся духом, глаголюще себе во псалмех и пениих, и песнех духовных, воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви». ( Еф.5:18-19 ). Самый естественный, самый древний, а вместе с тем и самый благородный способ выражения молитвенных чувств есть, без сомнения, слово человеческое. Слово дано человеку в первую очередь для того, чтобы он славил Бога. Мы приходим в церковь , которая названа Самим Спасителем «домом молитвы» ( Лк.19:46 ). Здесь, в доме молитвы, требуется от человека сосредоточенность, самоуглубление и возношение духа к Богу. Что же более всего к этому располагает молящегося? «В самом деле, — говорит святитель Иоанн Златоуст , — ничто, ничто так не возвышает и не окрыляет душу, не отрешает ее от земли, не избавляет от уз тела, не располагает любомудрствовать и презирать все житейское, как согласное пение и стройно составленная божественная песнь» (из Беседы на 41и псалом ). С религиозной точки зрения способность к пению составляет отличительное свойство только разумных существ — ангелов и людей. Пение, как и речь, служит у тех и у других выражению высоких чувств богопочтения. Еще в ветхозаветные времена верили, что ангелы и люди поют одни и те же песни. Люди знали о сходстве своих хоров с небесными хорами ангелов. Особенно выдающееся пение издревле определялось как «ангельское». В Священном Писании, в явлениях святым и праведным людям, ангелы представляются сонмом, разделенным на лики или хоры, поющим хвалу Триединому Богу. Пророк Исайя видел Серафимов, окруживших Престол Божий и взывающих друг ко другу: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф» ( Ис.6:3 ). Пение ангелов слышал пророк Иезекииль. Новозаветный тайновидец Иоанн в разных местах своего Апокалипсиса неоднократно упоминает о пении блаженных небожителей. И первое христианское песнопение было принесено на землю ангелами в рождественскую ночь. Вера в музыкальное единство земного и небесного определила и взгляд на пение в земной церкви: оно есть отзвук пения ангельского, язык восторженного состояния человека, благодатное средство к возбуждению и выражению молитвенных чувств.

http://azbyka.ru/proisxozhdenie-i-istori...

Разделы портала «Азбука веры» Священник Николай Генсицкий " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" ( 2  голоса:  4.0 из  5) — Отец Николай, приближается день Семьи — очень важный для православных христиан день. Возвращаясь мысленно в детство, мы часто вспоминаем семейные праздники, традиции… Расскажите, пожалуйста, как проходило Ваше детство — детство в священнической семье. — Наша семья традиционная, можно сказать патриархальная, поэтому церковные праздники у нас проходили всегда торжественно, с большой теплотой. Когда мы с сестрой были совсем маленькие, то нас не брали на ночные, пасхальную и рождественскую, службы, но когда родители возвращались домой, то обязательно будили нас и мы вместе пели тропарь праздника — отец и мама считали, что дети должны чувствовать праздник не только за столом. Потом они уходили поздравлять соседей, а мы ждали их возвращения, смотрели на праздничный стол, на все эти аппетитные блюда, которые мама всегда очень искусно готовила, и не смели до возвращения родителей прикоснуться к ним… Самые любимые праздники — это, конечно, Рождество — такой светлый, нежный, по-детски трогательный день, Пасха — яркая, солнечная, требующая от тебя много потерпеть, потрудиться. Особый праздник для меня — это Преображение Господне. Я всегда выделял это событие, его особую духовную составляющую, особенную торжественность — белые стихари, песнопения. А позже, милостию Божией, этот день стал для меня днем призвания — моя священническая хиротония состоялась именно на Преображение. К слову сказать, в детстве мы ощущали церковные праздники как некие маячки, которые придают течению жизни семьи, каждого её члена форму, наполняют смыслом. Мы с сестрой постились, в пост телевизор в нашем доме закрывали занавеской, мы посещали службы, стояли на коленях, это было нелегко, многое не всегда понятно — но мы знали, что все это необходимо как самое главное в жизни христианина. А понимание приходило позже, и я благодарен родителям, что они приучили нас терпеть, подчиняться. Помню: вот еще вчера мы смотрели по телевизору «Утиные истории», а сегодня уже нельзя этого делать, а нужно ехать в храм на канон Андрея Критского … Не хочется, не очень понятно, но надо — значит надо…

http://azbyka.ru/semya/semja-nachinaetsj...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 13 (26) февраля Священномученик Зосима (Трубачев)   С вященномученик Зосима родился 24 декабря 1893 года в селе Пучуга Сольвычегодского уезда Вологодской губернии в семье диакона Василия Трубачева и его супруги Веры Петровны. Первоначальное образование Зосима получил в Никольском духовном училище. В 1914 году он окончил Вологодскую духовную семинарию, в 1918 году – Московскую духовную академию.  Имея прекрасный слух и певческие дарования, он в семинарии с успехом заменял регента. В академии Зосима управлял академическим хором и хором при домовой церкви во имя равноапостольной Марии Магдалины в Сергиево-Посадском убежище сестер милосердия Красного Креста. Он часто посещал старцев Зосимовой пустыни, получая от них ответы на насущные вопросы духовной жизни. За год до окончания академии он обвенчался с Клавдией Георгиевной Санковой, дочерью железнодорожного мастера, большого почитателя иеромонаха Варнавы (Меркулова), к которому он нередко обращался за советами.  Душевные качества Зосимы, любовь к храму и богослужению предопределили его священнический путь. В марте 1918 года он был рукоположен во диакона, а 25 апреля в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры патриарх Тихон рукоположил его во священника.  Первым местом служения отца Зосимы стал Богородице-Рождественский храм в большом селе Подосиновец в Вологодской епархии, где за несколько месяцев до его приезда претерпел мученическую кончину настоятель храма протоиерей Николай Подьяков. Уроженец Вологодской губернии, отец Зосима хорошо знал жизнь местных крестьян, занимавшихся хлебопашеством и возделыванием льна, из которого они ткали полотно и шили одежду. В Подосиновце он целиком посвятил себя пастырской деятельности. Совершение богослужений, проповедь слова Божия, отеческая забота о вверенных ему прихожанах, христианское воспитание детей стало смыслом и содержанием его жизни. Он посещал больных, устраивал воскресные беседы, обличал сектантов, просто и доступно изъяснял истины православной веры, приходил на помощь нуждающимся. Из милосердия он взял на воспитание тринадцатилетнюю сироту, дочь утонувшего помора. На Рождество в доме священника устраивалась ёлка для приходских детей, пелись рождественские песнопения и детские игровые песни. На праздник Богоявления водосвятие совершалось на реке Юг. 

http://fond.ru/kalendar/227/zosima/

Рождественское послание Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Украинской Православной Церкви РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_71747.html 12 января 2010 Рождественское послание Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Украинской Православной Церкви Источник:  http://www.patriarchia.ru/db/text/988431.html Официальный сайт РПЦ МП Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир направил Рождественское послание архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Украинской Православной Церкви. Христос раждается – славите! Христос с небес – срящите! (Ирмос 1-й песни Рождественского канона) Возлюбленные о Господе архипастыри, досточтимые пастыри, честное во Христе монашество, боголюбивые миряне, братья и сестры! Стремительно течение жизни – и вот мы вновь стоим на пороге наступившего года благости Божией, вновь встречаем великий праздник Рождества Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Народные песнопения, прославляющие рождение Богомладенца, радостной вестью озаряют нашу жизнь, оттесняя проблемы и будничные заботы на второй план. В этих духовных гимнах с детской искренностью и чистотой отражается душа нашего боголюбивого народа, его вера, его вековые надежды и чаяния, радость встречи с Тем, Кто явил миру путь, истину и жизнь (Ин. 14:6). С какими чувствами мы должны мысленно приступить к Вифлеемским яслям? Какими словами можем выразить наше благоговение перед Таинством вочеловечения Бога, созерцая " Небо – вертеп, престол Херувимский – Деву, ясли – вместилище, в нихже возлеже невместимый Христос Бог " ? Тайна воплощения Сына Божия никогда не будет доступна холодному разуму, дерзкому в своих исканиях, не знающему границ и преград. Великое таинство любви Бога к человеку – тайну Боговоплощения – мы постигаем прежде всего своим сердцем, принимая в него новорожденного Богомладенца, так как наш разум недоумевает и смиряется перед Тайной веры.

http://religare.ru/2_71747_1_21.html

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Патриарха Московского и всея Руси Алексия II архипастырям, пастырям, монашествующим и всем чадам Русской Православной Церкви Ликуют Ангели вси на Небеси, и радуются человецы днесь: играет же вся тварь Рождшагося ради в Вифлееме Спаса Господа: яко всякая лесть идольская преста, и царствует Христос во веки. (Стихира на литии в канун праздника) Возлюбленные о Господе Преосвященные собратья архипастыри, досточтимые пастыри и весь клир церковный, честные иноки и инокини, боголюбивые миряне - чада нашей Святой Матери Русской Православной Церкви! Ко всем вам, дорогие мои, пребывающим на Земле Российской, в странах ближнего и дальнего зарубежья, во многих государствах мира на всех континентах, я обращаю слово поздравления с великим и спасительным праздником Рождества Христова! Этот день словно переносит нас на две тысячи лет назад, к священному и всерадостному событию - Пришествию в мир Господа нашего Иисуса Христа, незримо поставляя нас к Вифлеемской пещере. Мы становимся свидетелями чудесного явления Ангела Божия вифлеемским пастырям и мысленно вместе с ними внимаем пению многочисленного Небесного воинства: " Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение " (Лк. 2, 14); внутренним взором мы видим древних восточных мудрецов, ведомых необычной звездой, склоняющихся перед Божественным Младенцем и простирающих к Нему руки с драгоценными дарами - золотом, ладаном и благовонной смирной (Мф. 2, 1-2, 10-11). И благоговейно сохраняя этот образ в своей душе, мы " единеми усты и единем сердцем " воспеваем Рождшегося в Вифлееме Спаса Господа и Пречистую Богородицу, Преблагословенную Деву Марию, послужившую великому Таинству Боговоплощения. Дивными звуками возвышенных, проникновенных песнопений наполняются наши храмы в праздник Рождества Христова, и неизреченная радость переполняет в этот день сердца всех православных христиан! Спаситель наш воспринял человеческую плоть и кровь (Евр. 2, 14). Он не стыдился называть нас Своими братьями (Евр. 2, 11), и посему наш священный долг - быть достойными благодатного Божественного родства.

http://pravoslavie.ru/put/propovedi/pa2_...

священник Николай Антонов 5. Великопостное Богослужение 101. Понятие о постах Постами называются особые сроки, установленные Церковью для побуждения верующих усиленно позаботиться в это время о спасении души, очиститься от греховных привычек и укрепить свою волю в борьбе с соблазнами. С внешней стороны пост состоит иногда в совершенном неедении (в продолжение одного или нескольких дней), иногда в едении только рыбной (не мясной пищи). С внутренней стороны пост состоит в усугублении дел христианской любви и милосердия. Изображая характер истинного поста, Св. Церковь говорит в своих песнопениях: «истинный пост есть: злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления»… «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне: разрешим всякий союз неправды; всякое списание неправедное раздерем; дадим алчущим хлеб, и нищие безкровныя введем в домы; да приимем от Христа Бога велию милость». 102. Разделение постов Ведя начало от первых времен христианства ( Деян. 13:2–3 ), посты разделяются на однодневные и многодневные. К первым относятся посты: в среду – в воспоминание предательства Спасителя Иудою; в пятницу – в воспоминание о Страданиях и Смерти Иисуса Христа; в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (14 сентября); в день усекновения главы Иоанна Крестителя (29 августа); в сочельник или канун Крещения Господня (5 Января). Многодневных постов четыре: Рождественский или Филиппов пост, – установленный для достойного приготовления верующих к празднику Рождества Христова и продолжающийся 6 недель, – с 14 Ноября по 24 Декабря включительно; Великий пост, продолжающийся 7 недель перед Пасхой и состоящий из двух постов: Св. Четыредесятницы или сорокадневного поста (в воспоминание сорокадневного поста Спасителя) и Страстной седмицы; Петров пост или Апостольский, в честь Св. Первоверховных Апостолов Петра и Павла, начинающийся через неделю после Троицына дня и продолжающийся до 29 июня, дня памяти Апостолов; Успенский пост, продолжающийся две недели с 1 по 15 августа перед праздником Успения Божией Матери, и установленный для достойного приготовления верующих к праздникам Преображения Господня (6 августа) и Успения Богородицы. Отсюда этот пост называется и Богородичным, и Спасовым. 103. Приготовительные «недели» к Великому посту

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Сегодня Бог пришел нас помиловать Протоиерей Алексий Потокин, клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне, рассказал Правмиру о значении праздника Рождества Христова. Наиболее емко значение Рождества Господа нашего Иисуса Христа выражается в церковных песнопениях. Например, «С нами Бог». Простые слова, но удивительные! Если бы люди их поняли, я думаю, они бы изменились, перестали печалиться и унывать. Кто говорит «С нами Бог»? Страшные грешники! Как может с грешниками быть Бог? Если грешник приблизится к свету, к огню, он сгорит, пропадет. Если бы грешники глубже задумались над этими словами, они бы испугались встречи со Светом лицом к лицу. В суете, среди земных забот и безобразий, я чувствую себя как рыба в воде, а подведи меня к святыне – сразу устаю, изнемогаю. Мне тяжело быть честным, добрым, верным, поэтому если со мной Бог – я не выживу, не выдержу Его прямого взгляда. Так почему же мы радуемся? Потому что Бог пришел нас помиловать, спасти от нашей нежити. В этот день совершается Его снисхождение. Все люди думают, что для встречи с Богом надо стать хорошими — стараются вырасти, усовершенствоваться, а Бог Сам к нам спускается, в наш ад. Его снисхождение к нам заключается не в Его жалости или сожалении о том, что мы не можем жить. Снисхождение Бога – это Его соединение с нами, земными, разделение с нами нашего существования и нашей смерти. Рождество – день, когда Бог оказался доступен всем людям, даже самым страшным, самым мрачным. О главном знамении этого праздника говорит Евангелие, читаемое на Рождественской службе. Оно в том, что Бог повит, Он в пеленах. Всемогущий Бог оказывается уязвим – Он младенец в пеленах, Которого каждому легко не сохранить, убить. Таким Он и остается навсегда. Это знамение — свидетельство о Его кротости и смирении перед нами, падшими, свидетельство о том, что Он никогда не уклоняется от человека, даже если человек Ему враг, служит человеку, умывая ноги. В чем тайна дружбы? В чем тайна прощения? Если мы с вами поругаемся, поссоримся, я невольно буду от вас защищаться, беречься, буду с вами осторожен. Если я вас простил, это означает, что я опять перед вами беззащитен, и вы можете меня предать, ударить, потому что я вам доверился, у меня всё открыто для вас.

http://pravmir.ru/rozhdestvo-xrista-ego-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010