Коллектив авторов Скачать epub pdf Глава 6 – Праздники и Посты Православные праздники Православные праздники имеют несколько степеней торжественности. Пасха – праздник праздников. Главные праздники года (их двенадцать, и называются они поэтому двунадесятые): Рождество Христово, Крещение Господне, или Богоявление, Сретение, Благовещение, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Праздник Святой Троицы, Преображение Господне, Успение Богородицы, Рождество Богородицы, Воздвижение Креста Господня, Введение во храм Богородицы. Другая степень – великие праздники. К ним относятся: Обрезание Господне, собор апостолов Петра и Павла, Покров Богородицы, собор Архангела Михаила, память святителя Николая и другие. Множество праздников связаны с именами святых. Из них одни более торжественны, другие менее. Это зависит от национальных и исторических причин. Также много праздников в Русской Православной Церкви в честь Богородицы, ради Ее чудотворных икон. Для каждого праздника написаны свои песнопения. Среди них главные – тропарь и кондак . Они передают в сжатом виде смысл празднуемого события. Эти тропари помещены в конце описания каждого праздника. Рождество Христово Празднуется всегда 7 января (25 декабря по старому стилю), через 9 месяцев после Благовещения Пресвятой Богородицы Праздник Рождества Христова – самый радостный и торжественный праздник в году, уступающий в торжестве только Пасхе. Рождеству предшествует пост, рождественский, или филипповский, в 40 дней. Канун Рождества, день строгого поста, именуется Сочельником. Это наименование связано с сочивом – едой, состоящей из вареного зерна и ягод. Традиционно сочиво – единственная еда, позволительная в сочельник. Обычно до первой звезды не едят, то есть постятся. Под первой звездой понимают первую появившуюся на небе звезду вечерними сумерками. Однако в церковном обиходе под звездой иногда понимают момент наступления праздника Рождества Христова, когда в сочельник после литургии впервые поют рождественский тропарь “ Рождество Твое, Христе Боже наш... ”. В этот момент все духовенство выходит на середину храма, к иконе Рождества. Перед ними несут большую свечу, которая символизирует Вифлеемскую звезду, указавшую волхвам Богомладенца. Вот до этой “звезды” и не едят.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Рождественская оратория Премьера нового музыкального произведения — «Рождественской оратории» епископа Венского и Австрийского Илариона состоялась в Вашингтоне, Москве, Нью-Йорке и Бостоне. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий направил участникам и слушателям российской премьеры оратории приветственное послание. В декабре епископ Иларион подробно рассказал читателям ЦВ о своем новом произведении (см. ЦВ 23, 2007).  Мировая премьера оратории состоялась 17 декабря в Вашингтоне в рамках культурной программы Издательского Совета Русской Православной Церкви.   В Вашингтоне и Бостоне перед началом концерта к слушателям обратился министр культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации А.С. Соколов. Он отметил, что исполнение «Рождественской оратории» имеет исключительное значение: «Впервые в новейшей истории музыкальное произведение епископа Русской Православной Церкви исполняется в самом большом католическом храме Америки». Затем Александр Соколов представил епископа Илариона и рассказал о его творческом пути. В исполнении «Рождественской оратории» приняли участие 180 музыкантов из России, представляющих разные музыкальные коллективы, в том числе Центральный симфонический оркестр Министерства обороны, хор Государственной Третьяковской галереи, хор музыкального колледжа при Московской Консерватории. Среди исполнителей — протодиакон Храма Христа Спасителя Александр Агейкин, протодиакон Свято-Никольского собора в Вене Виктор Шиловский, а также группа солистов Московской хоровой капеллы мальчиков. Дирижировал премьерой главный военный дирижер России генерал-майор Валерий Халилов. В финале оратории к российским музыкантам присоединился Вашингтонский хор мальчиков, разучивший песнопение «Слава в вышних Богу» на славянском языке. По окончании концерта благодарная публика стоя приветствовала автора и музыкантов. Аплодисменты и овации не смолкали в течение нескольких минут. На концерте в Национальной базилике в Вашингтоне присутствовали более трех тысяч слушателей, в том числе Предстоятель Православной Церкви в Америке Митрополит Американский и Канадский Герман, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр, управляющий Патриаршими приходами в США епископ Зарайский Меркурий, иерархи и клирики Поместных Православных Церквей и Римско-Католической Церкви.

http://e-vestnik.ru/culture/rozhdestvens...

Рождественские праздники прошли в благочиниях января 2020 Рождественский фестиваль Петродворцового благочиния состоялся 26 января в Доме культуры Ломоносова. В нем участвовали приходские и светские коллективы.  " Как в вертепе воссиял миру свет Христова Рождества, так и в наших сердцах должна засиять вера " , - сказал в приветствии благочинный протоиерей Михаил Терюшов .   Открыл программу ансамбль школы 413 с композицией " Ночь на Рождество " . Студии вокала " LiBERCANTO " , народных традиций " Берегиня " , " Крещендо " , хореографический ансамбль " Золушка " , вокальный ансамбль " Гармония " выходили на сцену и удивляли зрителей талантами, все создавали в зале праздничное настроение.  Воспитанники воскресной школы собора святых апостолов Петра и Павла Петергофа показали кукольное представление под пение колядки " В ночном саду " . Роман Родионов исполнил песнопение " Жертва вечерняя " , воспитанницы прихода Святой Троицы Ломоносова Елизавета Румянцева и Дарья Гончарова исполнили первая - " Колыбельную " на флейте, вторая - народную песню " Пошла млада за водой " . Чтец Матвей Петров передал смысл и настроение стихотворения " В день зимней Пасхи. Пришло Христово Рождество " . Радостью поделились со зрителями учащаяся школы 413 Алина Ануфриева, Егор Великанов из вокальной студии " Созвездие " . Прихожанин Михайловского собора Ломоносова е Сергей Карпов исполнил оригинальную песню на финском языке " На берегах Иматры " . Анастасия Милюкова из ансамбля " Гармония " исполнила песню " Озера синие " с такой теплотой, искренностью, что заслужила овации. Завершил концертную часть фестиваля коллектив приходов святителя Игнатия Брянчанинова и преподобного Серафима Саровского исполнением песни " Тихая ночь " под аккомпанемент настоятеля  протоиерея Антония Логинова .  Протоиерей Михаил Терюшов и директор ЦДКиО протоиерей Георгий Лаврушин вручили дипломы лауреатам фестиваля, а также победителям детского творческого конкурса " Рождество Христово " . Благочинный поблагодарил всех участников и гостей и пожелал сохранять чувство праздника и мира в душе. 

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Рождественское приношение современному Нью-Йорку Беседа с сестрой милосердия минского Елисаветинского монастыря Юлией Гатальской В самом центре Нью-Йорка на фоне небоскреба Bank of America и рядом со знаменитым кварталом бродвейских театров проходит предрождественская выставка-ярмарка. Здесь не пластик и не мишура, как в соседних многоэтажных магазинах. Вещи настоящие – пахнут древом, рука чувствует камень, и глаз узнает минералы. Вот художник перевел свои картины на предметы одежды, рядом – расшитые кашемировые пальто, жакеты и шали, эксклюзивные украшения из камней и металла, теплые зимние шапки, сапожки, варежки – все в единичном экземпляре. В этом году в первый раз в одном из павильонов разместились необычные обитатели – сестры милосердия из минского женского Елисаветинского монастыря. Звучат духовная музыка и православные песнопения. В солнечные дни посетителей не счесть. И даже проливной дождь, что который год приходится в Нью-Йорке на «зимнего» Николу, не стал помехой для покупателей и просто желающих посмотреть, послушать, пообщаться. «Хозяйка» православного павильона – сестра милосердия из Минска Юлия Гатальская . С ней мы и разговорились.   – Юлия, это ведь первая ваша американская ярмарка? – Такая светская предрождественская выставка-ярмарка, действительно, первая, но с православными приходами в США наш монастырь работает уже несколько лет. У нас в обители много мастерских, они известны и за рубежом. И сестры привозят изготовленные на заказ облачения, иконы, церковную утварь. А в этой ярмарке нам помог принять участие священник Вадим Арефьев, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в Бруклине. Поначалу не верили, что нам это удастся, но, слава Богу, все устроилось. – У вас в обители более двадцати мастерских. Это ваши изделия представлены в павильоне? – Да, в основном наши. Мы привезли много керамики, подсвечники, кадильницы, колокольчики, написанные и вышитые иконы, а также изготовленные из натурального камня по специальной уральской технологии резные кресты и много других предметов, которые нужны в православном доме и будут хорошим подарком к празднику.

http://pravoslavie.ru/33389.html

Рождество Христово отметили в благочиниях января 2023 Концерт, завершающий IX районный детский фестиваль " Рождественские встречи " , прошел 28 января в школе 367 Фрунзенского района. Организаторы - районный ИМЦ, школа 367 и ЦДКиО Фрунзенского благочиния . Благочинный Фрунзенского округа протоиерей Алексий Исаев приветствовал собравшихся и в сослужении директора ЦДКиО диакона Олега Куковского отслужил благодарственный молебен. На концерте выступили финалисты фестиваля. Открыла концерт вокальная группа школы 492 " Капелинка " . Молодежный ансамбль " Светилен " и детская группа клиросного хора храма Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой исполнили рождественские песнопения. Детский театр танца " Легенда " - победитель в номинации " Творческий номер " - показал спектакль " Сон под Рождество " . Зажигательный казачий танец исполнил хореографический коллектив " Гравитация " , приглашенный на концерт в качестве гостя. Победителем в номинации " Театральная постановка " стал спектакль " Чудесный доктор " , поставленный учащимися школы 367. Завершился  концерт исполнением всеми участниками фестиваля песни " Дорогою добра " . В фойе была представлена выставка работ - победителей в номинациях " Рисунок " и " Поделка " . Диакон Олег Куковский вручил грамоты победителям. Детская воскресная группа Николаевского морского собора Кронштадта выступила 22 января с рождественским концертом в Кронштадтском доме престарелых. Дети поздравили пожилых людей и инвалидов с прошедшими праздниками Рождества Христова и Крещения Господня, спели колядки. Был показан кукольный спектакль по сказке Александра Пушкина " Золотая рыбка " , затем дети раздали пожилым людям подарки. Рождественский концерт, подготовленный детской воскресной группой, прошел 15 января в Николаевском морском соборе Кронштадта . Его посетили настоятель собора архимандрит Алексий (Ганьжин) , духовенство, представители администрации Кронштадтского района, педагоги, родители и прихожане. К 185-летию со дня кончины Александра Пушкина прозвучали произведения великого поэта. Дети пели колядки, читали стихи. Кульминацией праздника стала кукольная постановка сказки " Золотая рыбка " . Настоятель отметил труды исполнителей и благодетелей детской воскресной группы грамотами и подарками.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 7 самых запоминающихся песнопений Рождества 14 мин., 11.12.2020 Рождество еще не завтра, но уже и не за горами – в храмах зазвучали рождественские мотивы. И чем дальше, тем чаще мы будем их слышать – стихиры, тропари, ирмосы... А о чем они, собственно говоря? «Фома» выбрал семь самых известных и характерных песнопений Рождества, с которыми стоит познакомиться в преддверии праздника «Христос раждается – славите!» «Учимся петь». Проект портала miloserdie.ru Текст: Христос раждается – славите!/Христос с Небес – срящите!/Христос на земли – возноситеся!/Пойте Господеви, вся земля,/и веселием воспойте, людие,/яко прославися. Русский перевод: Христос рождается – славьте! Христос сходит с Небес – встречайте! Христос на земле – возноситесь! Пойте Господу, все живущие на земле, и в веселии воспойте, люди, ибо Он прославился. Что это за песнопение Знаменитый ирмóс Ирмóс – так называется строфа, открывающая собой очередную песнь канона – гимнографического произведения, звучащего во второй половине утрени и воспевающего тот праздник или того святого, которому посвящен богослужебный день. Каждая песнь (чаще всего их восемь) состоит из нескольких тропарей, которые, как правило, читает пономарь. А открывается (и иногда завершается) ирмосом, который поет хор. первой песни рождественского канона. Петь рождественские ирмосы на богослужении начинают еще за месяц до Рождества: впервые – на Всенощном бдении праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы . Эти песнопения исполняются по праздничным дням (в том числе накануне воскресенья, или когда празднуется память какого-то известного святого) в качестве катавасий – особых ирмосов, завершающих собой каждую из восьми песней канона. Чем этот ирмос интересен Уже хотя бы тем, что задолго до самого Рождества Христова мы начинаем проникаться его настроением и радостью. Вообще, все главные – так называемые двунадесятые – праздники Православной Церкви имеют по несколько дней предпразднства , то есть подготовки к самому дню торжества. В эти дни богослужение уже несет в себе праздничные элементы. Предпразднство Рождества начинается 2 января, за пять дней до самого праздника, но пение радостного рождественского ирмоса «Христос раждается – славите!» превращает почти весь Рождественский пост (с 28 ноября по 6 января) в период подготовки к празднику.

http://foma.ru/7-samyh-zapominajushhihsj...

Часть II. БОГОСЛУЖЕБНОЕ ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ И ЧТЕНИЕ Глава 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОСМОГЛАСИЯ Согласно евангельскому повествованию, первое христианское песнопение было принесено на землю ангелами в рождественскую ночь ( Лк. 2, 13–14 ); обычай употреблять песнопения на богослужениях был освящен Господом Иисусом Христом на Тайной вечери ( Мф. 26, 30 ; Мк. 14, 26 ) и, как молитвенная жертва уст ( Ос. 14, 3 ), с евангельских времен песнопения в богослужении обрели простор вечности, ибо Божественные гимны неумолчно раздаются и будут вечно раздаваться на небесах ( Откр. 4, 8–11; 15, 2–4; 19, 5–7 ). В истории христианского песнотворчества первые два века овеяны духом импровизации. Плодом ее стала вдохновенная богослужебная поэзия гимнов и псалмов, песен хвалы и благодарений. Поэзия эта рождалась одновременно с музыкой как песнопение в его точном значении. В раннем периоде христианского песнотворчества догматический элемент доминирует над лирическим, так как христианское богослужение есть прежде всего исповедание, свидетельство веры, а не только излияние чувств, что и предопределило в песнотворчестве музыкальный стиль – его мелодическое выражение и форму. С III века музыкально-мелодический стиль христианского песнотворчества начал испытывать влияние греко-языческой светской музыки, привнесенной в юную Церковь потоком прозелитов. На это влияние первым из учителей Церкви обратил внимание пресвитер Климент Александрийский († 217). Сопоставляя нравственную сущность христианства с характером греко-языческой светской музыки, пресвитер Климент пришел к выводу, что она несовместима с духом христианства, и решительно отрицал ее в церковно-богослужебном обиходе. Отвергнув музыку светскую, Климент Александрийский создал основу теории церковной музыки: «К музыке должно прибегать для украшения и образования нравов. Должна быть отвергнута музыка чрезмерная, надламливающая душу, вдающаяся в разнообразие, то плачущая, то неудержимая и страстная, то неистовая и безумная...» ( Климент Александрийский . Строматы, VI, 11; цит. по: М. Скабалланович . Толковый типикон. Т. I. Киев, 1910, с. 113). «Мелодии мы должны выбирать проникнутые бесстрастностью и целомудрием; мелодии же, разнеживающие и расслабляющие душу, не могут гармонировать с нашим мужественным и великодушным образом мыслей и расположений... Нужно предоставить хроматические гармонии беззастенчивым попойкам и музыке гетер с букетами...» ( Климент Александрийский . Педагог, II, 4). Мысли пресвитера Климента разделяли святые Киприан, епископ Карфагенский (III в.), Иоанн Златоуст , архиепископ Константинопольский († 407), и блаженный Иероним Стридонский († 420).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

108. Час уже нам от сна востати! Во всем году нет такого благоприятного времени для покаяния и исправления нашей жизни, как святой и Великий Пост. Душа человека – по природе христианка: она тоскует о небесном Отечестве даже тогда, когда о нем и не думает. Грех противен ее природе, как яд, принятый внутрь: душа чувствует потребность извергнуть его вон. Отсюда неутолимая тоска, тяжесть на сердце, томление духа, никакими так называемыми развлечениями не облегчаемое. И если это можно сказать о всякой душе человеческой, о душе во Христа верующей, бессознательно ко Христу влекомой самою природою духа, то тем паче должно сказать о душе православной, душе русской. Русская душа неспособна входить в какие- либо сделки с совестью, как это, к сожалению, бывает в других исповеданиях, коих учение построено на началах юридических: в католичестве – на учении об оправдании добрыми делами, а в лютеранстве и других, ему сродных ересях – на оправдании верою без дел, – православная душа не позволяет себе и думать о каких-либо своих заслугах, вера ли то, или добрые дела: она просто кается пред Богом, беспощадно себя осуждая, все добро, ею сделанное, Божией помощи и благодати усвояя, и самую веру свою стремлением к доброделанию оживляя. Она знает, что чем беспощаднее будет себя осуждать пред судом Божиим, тем скорее будет оправдана Божиим милосердием. И вот, настает Великий Пост; редкий, печальный звон колоколов, продолжительные службы, умилительные песнопения, земные поклоны с молитвою преподобного Ефрема Сирина и – строгое воздержание в пище – все это так посоветовано Церковью, что невольно душа приходит в себя, размягчается, согре­вается благодатью Божией и, так сказать, растопляет вокруг себя ледяную кору нечувствия, духовного омертвения, и оживает духом. Знают верующие эту благодатную силу Святого поста и ждать – не дождутся, когда он наступит. Казалось бы, не все ли равно, в какое бы ни было время человеку каяться, говеть, исправлять свою жизнь? Но ведь и в видимой природе растения оживают не во всякое время и не при всяких условиях: нужны свет и теплота весеннего солнца, чтоб они ожили.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

1840 г. Предполагая отправиться на Рождественские праздники на родину и желая показать там перед родными и Горицкими прихожанами свое ораторское искусство, я заблаговременно приготовил проповедь на новый (1840 г.) год и представил на рассмотрение о. Дионисию. Тот одобрил ее к произнесению. При сем имел я ввиду пример своего двоюродного брата Ивана Петровича, который, быв в богословском классе, пришел раз домой также с проповедью на день Казанской Божией Матери (8 июля). Но между тем, как его проповедь еще в доме, как я помню, выслушана была с умилением его родителями, а в церкви она привела в восторг его нежную матушку, моя проповедь не имела такого успеха и даже мне не очень охотно дозволили произнести ее. Такова сила пристрастия и зависти!.. Так начался для меня новый, последний год моего школьного образования и воспитания. По возвращении с родины, я продолжал заниматься науками обычным порядком. Но, исполняя свои школьные обязанности, я не отказывался облегчать труды и других. В таких отношениях я был к сыну Муромского игумена Варлаама (ум. 1844 года), ученику среднего отделения Илье Вигилянскому, немощному телом и некрепкому духом. В свою очередь, и он не оставался передо мной в долгу: за духовную помощь он воздал мне вещественной мздой. Страстную и светлую недели провел я во Владимире. Затем незаметно прошла для нас последняя, правду сказать, не легкая треть; нужно было к окончательным испытаниям повторить все, что было пройдено в течение двух лет. Наконец настал день торжественного акта. На нем присутствовали и преосвященный архиепископ Парфений, и почтенный губернатор Кугута – грек и прочая Владимирская знать. С целью доставить удовольствие губернатору-греку начальство распорядилось прочитать на акте что-либо по-гречески. Преподаватель греческого языка в нашем 2-м отделении, Аф.Ник. Яковлевский 68 избрал из лирических песнопений Св. Григория Богослова гимн Богу и перевел его на русский язык мерной стихотворной речью, а мне поручено было выучить наизусть как греческий текст, так и русский перевод, и произнести с кафедры. Этот сюрприз доставил И.Эм. Кугуте великое у довольствие. Вот как читается этот гимн:

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

213. Голос Божий в нашей совести у Гроба Христова Поучение над плащаницею Сия глаголет Господь иудеом: людие Мои, что сотворих – вам? Или чим вам стужих? Слепцы ваши просветих, прокаженныя очистих; мужа, суща на одре, возставих... Людие Мои, что сотворих вам? И что Ми воздасте? Глубоко трогательно это печальное церковное песнопение, трогательно и поучительно, возлюбленный чада Церкви Христовой, ныне умом и сердцем предстоящие кресту и гробу Господа Иисуса! Безмолвствовал устами, ни слова не говорил Своим мучителям страждущий Господь наш, претерпевая оплевания, заушения, биения, всякие поношения, умирая позорною смертью на кресте; но святая Церковь , яко таинница дел Божиих (Прем. Сол. 8:4), от лица Господа, словами пророка Михея (6:3) обличает их заснувшую совесть, в которой должен бы звучать голос Божий: людие Мои, народ Мой избранный! Что сотворих вам? Чем Я отягощал вас? Ужели тем, что слепцам вашим подавал зрение, прокаженных исцелял, расслабленных с постели поднимал? Кто из вас обличит Меня в неправде? ( Ин. 8:46 ). Кто найдет какое-либо зло, Мною вам причиненное? Напротив: Я делал вам одно только добро и добро, и чем же вы платите Мне за это добро? За манну, какою питал Я вас некогда в пустыни, за эту пищу ангельскую, вы подаете Мне желчь; за сладкую воду, чудесно источенную для вас в той же пустыни, – оцет; вместо того, чтобы платить Мне любовью, вы пригвоздили Меня к ужасному кресту!.. Но настанет для вас грозный час: не может оставаться безнаказанною нераскаянность ваша, и истощится Мое долготерпение, и отвращу лице Мое от вас, и призову другие народы, и уже не вы, а они прославят Меня со Отцом и Духом Святым. И сбылось, братие мои, сбылось все это на несчастном народе еврейском во всей точности! Где ныне государство их, где чистая вера богооткровенная, где самый язык их? Рассеяны они между всеми народами земли; подменили они свою веру талмудическими измышлениями; говорят на языке совершенно чужом и притом искаженном донельзя; стали они поношением у всех народов, самое имя их, историческое имя, стало бранным словом, которым сами они гнушаются и, когда их называют сим именем, – обижаются. Какое ужасное отвержение! Какой позор! Сбылось слово, ими же самими на себя, в минуту опьянения злобою противу Господа, произнесенное: кровь Его на нас и на детях наших!..

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010