Именно воспринятое от Цицерона единство утилитарного и эстетического начал в живых существах и прежде всего в человеке служит у Лактанция свидетельством продуманности мира, изначальной заботы о нем Высшего Творца. Собственно, с целью доказать всеведение Бога при сотворении всего сущего Лактанций дает последовательное описание человеческого тела. Однако еще до своих естественно-научных рассуждений Лактанций пытается определить достоинство человека, выделить его из всех творений Господа. При этом латинский апологет формулирует весьма важное для всей раннехристианской антропологии положение, которое впоследствии будет воспринято и развито европейской гуманистической мыслью. Согласно Лактанцию , Бог единственно человека создал разумным существом, и уже этим была продемонстрирована неразрывная связь между Творцом и человеком. «Бог, – пишет Лактанций, – наш Создатель и Родитель, дал человеку чувство и разум, чтобы из этого стало очевидным, что мы рождены Им, ибо Он Сам – познавательная сила, Сам – чувство и разум» ( Т 2:1). Разум – тот дар Божий, которого лишены прочие животные и который компенсирует все физические недостатки человека. «Человек с помощью разума, – продолжает апологет, – может восполнить для себя все то, в чем ему отказано его природой. В самом деле, он остался голым и беззащитным, потому что благодаря своей сообразительности может защитить себя и одеть с помощью разума» ( Т 2:6). «Разум, – как бы подводит итог дискуссии Лактанций , – дает человеку больше, чем природа бессловесным животным» ( Т 3:17). Более того, физическая крепость и разум оказываются настолько противопоставлены у Лактанция , что наличие одного неизбежно отрицает другое. Зачем бы наделенному разумом человеку природа стала давать то, что он сам может обрести с помощью рассудка? – спрашивает Лактанций (Т 3:13). Наконец, защищая человека, Лактанций ставит античного философа перед воображаемым выбором: остаться физически слабым человеком или превратиться в сильное и крепкое животное – и сам же предвосхищает итог этого воображаемого выбора: «Если бы Бог превратил их (т. е. философов-эпикурейцев. – В. Т.) в тех животных, участь которых они предпочли бы своей, они наверняка стали бы стремиться к прежнему состоянию, со слезами прося об этом. В самом деле, нет такой мощи и крепости тела, чтобы ради нее отказываться от языка, не стоит свободный птичий полет того, чтобы лишать себя рук. Ибо руки дают больше, чем легкость крыльев и возможность летать, а язык дает больше, чем крепость всего тела» (Т 3:20).

http://azbyka.ru/otechnik/Laktantsij/o-t...

«Бог в сердцах владык царствует над нами… Какая же должна быть покорность наша?.. – Истинная покорность» При этом спокойствие духа, покорность оставались неизменным украшением души святого. Он сам не осуждал никого и не позволял в своем присутствии отзываться плохо о своих обидчиках. «Заслуги недостойно награждены, дарования не отмечены; лишают имения, дома, детей исторгают из объятия, часто несправедливо для отечества, – это есть власть Божия; Бог посредством людей Сам карает нас. Бог в сердцах владык царствует над нами… Бог в сердцах предержащих присутствует! Какая же должна быть покорность наша?.. Истинная покорность должна быть, по словам апостола, “не только из страха наказания, но и по совести” (Рим. 13: 5), не из боязни наказания, но из собственного расположения, такая же, как сыновей к родителям», – так говорил святитель об отношении к властям, говорил искренне, с силой и опытом. Мы же сталкиваемся здесь с вопросом, всегда актуальным для каждого христианина: как относиться к происходящему с нами, к стечению обстоятельств, как реагировать на события, влияющие на нашу жизнь? В этом и заключается призвание христианина – узнать Бога в реалиях жизни Святитель отвечал на этот вопрос с удивительной простотой и христианской искренностью: «Надобно повиноваться необходимости, – писал он в одном письме по поводу конкретного вопроса. – Господь так устрояет, велит Вам искать среди других, менее надежных, дабы Вы более надеялись на Господа». Из этого ответа ясно: святой мог с невозмутимым спокойствием и смирением воспринимать все обстоятельства благодаря тому, что он видел за жизненной необходимостью не роковую случайность, не гнетущий закон мироздания и даже не проделки темных сил. Он во всех обстоятельствах узнавал благую руку Бога Вседержителя. Собственно, в этом и заключается призвание христианина – узнать Бога в реалиях жизни. Мы призваны этот мир для себя и своих ближних сделать действительно Божиим миром. Ответом на все требования, недовольства, возмущения людей, не знающих Творца, должны стать наше терпение, радость, благожелательность и внутренний мир. Мы должны показать, что, невзирая на все трудности и часто трагические обстоятельства, Хозяином, Распорядителем этого мира остается наш Бог и в Его власти изменить всё в любой момент. Всякое же недовольство, возмущение, страх перед внешними обстоятельствами свидетельствуют о том, что мы перестали верить во Всемогущество нашего Бога, мы отказали Ему в праве быть Творцом и Промыслителем мироздания. Это равнозначно относится как к личной жизни христианина, так и к обстоятельствам глобального масштаба. Вот почему апостол Павел увещал: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Фил. 4: 4). Мы должны вернуть этот мир Богу, должны признать Его Вершителем всех судеб на земле и непрестанно вдохновляться этим исповеданием, воспринимая все обстоятельства как допущенные Человеколюбивым Создателем.

http://pravoslavie.ru/74527.html

Радуйся, Мати Бога и Слова. Радуйся, Святая Святых большая. Радуйся, Воспитательнице Сына Божия. Радуйся, Кормилице Господа сил. Радуйся, яко раждаеши Спасителя мира. Радуйся, яко растиши Избавителя плененным. Радуйся, яко носиши Наставника заблудшим. Радуйся, яко Сын Твой — Господь. Радуйся, Благая Успокоительнице, мир и покой в сердца наша низпосылающая. Кондак 4 Бурю видяще соблазнов многоразличных, умножившихся яко песия мухи и скнипы в пределех наших, к Тебе, Благодатная, взываем о чадех своих, да избегнут сих и вопиют Богу: Аллилуиа. Икос 4 Слышаще глас Твой, глаголющий Сыну Твоему: «Приими всякаго молящагося Тебе и призывающа имя Мое на помощь», простираем руце наша на молитве к Твоему милосердию, да возмеши чад наших под покров Свой и исполниши прошения наша таковая: Радуйся, от уныния злаго чад наших избавляющая. Радуйся, от безумнаго веселия их ограждающая. Радуйся, в несении креста их укрепляющая. Радуйся, в подвизех благочестия их утверждающая. Радуйся, под покровом Твоим милостиво их сохраняющая. Радуйся, здравие душ и телес им подающая. Радуйся, усердная Наставнице целомудрия. Радуйся, милостивая Взыскательнице заблудших. Радуйся, Благая Успокоительнице, мир и покой в сердца наша низпосылающая. Кондак 5 Боготечная звезда утренняя, Сын Твой, Пресвятая Дево, да возсияет светом невечерним в сердцах чад наших во еже воззвати им Богу: Аллилуиа. Икос 5 Видящи наше прилежное моление, не отврати лица Твоего от чад наших, аще и отвратятся Тебе, и услыши глаголы уст наших, вопиющих таковая: Радуйся, яко научаеши чад наших имети разум на доброе. Радуйся, на пути греха их запинающая. Радуйся, правошествовати их наставляющая. Радуйся, от лукавства злых человек их ограждающая. Радуйся, в злострадании их укрепляющая. Радуйся, благодарити Бога за все научающая. Радуйся, благая Ходатаице присно о чадех наших к Сыну Своему. Радуйся, Споручнице их пред Творцом и Богом. Радуйся, Благая Успокоительнице, мир и покой в сердца наша низпосылающая. Кондак 6 Проповедует весь мир христианский Твое всегдашнее заступление о молящихся Тебе, сице и ныне услыши многоболезненное сие родительское моление о чадех наших, во еже звати им Богу: Аллилуиа. Икос 6

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

С детства я рос в хорошей семье, которая старалась дать мне знания, необходимые в жизни, основывались эти знания исключительно на нормах этического императива. Для многих детей советского времени этого казалось вполне достаточно. В нас вкладывали урезанные основы добра и зла, нас учили, по сути, тем же нравственным приоритетам, которые Творец дал Моисею, а позже о них возвестил и сам Спаситель Христос, но всё это было подогнано под определённые стандарты и самое главное: в этом не было основного — Бога! На место Творца ставился сам человек. Заботясь обо мне, мои родители давали мне пищу для тела, но, к сожалению, я был полностью лишён пищи духовной, которая (как я узнал впоследствии) является во многом более значимой, чем пища для тела. Подобное воспитание было в большинстве семей Советского Союза. Царил дух атеизма, со слепой верой в светлое будущее, в то время как целая страна всё более и более повергала себя в духовную тьму. Из нас были вырваны все духовные основы, скрепляющие нас незримой связью с нашим Абсолютным Творцом. А взамен них нам пытались дать ржавые цепи, которые приковывали бы нас к мёртвому, абстрактному, идолообразному строю, во главе которого стоял обычный человек, считающий себя хозяином Вселенной. Без улыбки (хоть и горькой) говорить об этом нельзя, т.к. сам этот «властитель», при всей своей глупости, был ещё более глуп, в силу того, что считал себя не только повелителем Вселенной, но и прямым потомком обезьяны. Это было страшное время, но ещё более страшное время настало тогда, когда коммунистический режим рухнул, и наступило время всецелой анархии и вседозволенности. Именно это время, по сути, на стыке двух эпох, несло в себе необратимые губительные последствия для сотен тысяч душ человеческих. Это был такой же мгновенный переход, как во времена Адама — от святости к греховности, но только с той разницей, что этот переход был из одной крайности в другую, ещё более пагубную. Курс на автаркию был отменён, железный занавес был открыт, и в страну под видом свобод хлынул поток всецелого безумия. Американская свобода несла нам «животный» секс на видеокассетах, наркотики, фильмы, в которых убийцы выглядели привлекательно и т.д. и т.п. Прежние коммунистические принципы морали и нравственности были разрушены и забыты. В страну пришёл новый идол — деньги и всё, что на них можно купить. Целомудрие было объявлено комплексами, а людей скромных, порядочных, стали считать лузерами.

http://pravmir.ru/svidetelstvo-pozhiznen...

Значительное неравенство проявляется между родителями и детьми. А как же иначе? — Ведь первые несут за них ответственность как в отношении их жизни и здоровья, так и в отношении нравственного воспитания . В общественных отношениях неравенство между людьми проявляется в материальном положении, в социальном статусе людей. Одни обладают богатством, другие влачат нищенское существование, одни являются властителями, другие — подчиненными. Можно ли утверждать, что богатство одних при бедности других, власть одних над другими априори противоречит справедливости? Конечно же, нет. Материальное благополучие одного может быть следствием его трудолюбия, а бедность другого — лености и празднолюбия; один может быть призван на царствование Богом, а другой — нет. Несправедливость, стало быть, следует видеть не в факте неравенства людей, как таковом, а в формах неравенства, в том, как та или иная форма неравенства используется тем или иным человеком: в соответствии с Божественным нравственным законом или же вопреки. Современное общество навязывает нам идею того, что если мужчины и женщины равно достойны и равноправны, то для этого нужно, чтобы они были одинаковы, эквивалентны. Наиболее искажённым пониманием эквивалентности мужчин и женщин является женское священство и гомосексуальные союзы. Может быть, при всем декларируемом желании, мы просто не умеем быть разными и смешиваем понятия равенства и одинаковости? Цитаты о равенстве «Дела благочестия и милосердия необходимы в этом времени, пока еще господствует неравенство между людьми; совершение их и здесь было бы не нужно, если бы не было столько бедных, нуждающихся и немощных. Это произошло от несправедливости людей, именно тех, которые завладевают тем, что общим Творцом даровано всем, только для своей потребности, однако держат без употребления. Следовательно, пока в этом мире будет продолжаться такое неравенство, действие это необходимо и полезно для упражняющегося, предоставляя доброму расположению и благочестивой воле награду вечного наследия; а в будущем веке после воцарения равенства оно прекратится».

http://azbyka.ru/ravenstvo

Ведь дети — творцы, детское творческое сознание во многом богаче взрослого, и та же игра является для них гармоничным продолжением реальности, которую ребенок раскрашивает своими красками. О том, насколько живо дети воспринимают игрушки, насколько яркая у них возникает связь, которую иначе как любовью и не назовешь — повесть великого немецкого романтика Э. Т. А. Гофмана о Щелкунчике, широко известная ныне в усеченной форме балета и мультика. А ведь она о том, как девочка любит несчастную, преследуемую колдовством куклу и защищает ее от темных сил подземного мира, жертвуя любимыми лакомствами, ленточками... Для героини сказки (и для ее маленьких читателей) куклы — более живые, более «настоящие», чем злые мыши. В русской сказке куколка выступает как волшебный помощник девушке-сиротке, причем для того, чтобы она заговорила, выслушала и помогла, нужно предложить ей немножко каши или хлеба и сказать: «Куколка, покушай, про мое горе послушай». Очень знакомая по детским играм картина. А трагическое видение творчества как жертвенности диктует Марине Цветаевой образ Гения поэзии, который вначале спасает куклу из горящего дома, а потом требует, чтобы девочка — будущий поэт — добровольно от него отказалась (поэма «На красном коне»). Да, действительно, игрушка — это несколько больше, чем предмет, что в некотором смысле уже и вовсе не предмет. Другая ошибка при оценке роли игрушек в жизни ребенка базируется на атеистическом сознании и сводится к тому, что ребенок — это даже не «чистая доска», как утверждали педагоги давних времен, а пустой мешок, который мы должны загрузить тем, что считаем нужным, — с заранее известным нам результатом. Между тем ребенок — это личность, задуманная Творцом всего сущего со своими уникальными характеристиками, а педагоги и родители должны руководствоваться в своих попытках сформировать зрелую личность тем же принципом, который обязателен для медиков: «не навреди». — Мир ребенка обладает множеством тонкостей, которые необходимо принимать в расчет, — говорит специалист по детской игрушке доктор психологических наук Вера Абраменкова. — К примеру, дискретность: из детства люди, как правило, запоминают только отдельные эпизоды, зато помнят их очень четко. Резкий испуг или, напротив, радость остаются в памяти человека, навсегда и серьезно влияют на всю его дальнейшую жизнь — исследования показали, что до восьмидесяти процентов воспоминаний пожилого человека составляют воспоминания детства. Это, кстати, доказывает, что эмоции, связанные с детской игрушкой, могут пройти с человеком через всю его жизнь. И, разумеется, нельзя забывать о том, что дети крайне серьезны в своей игре. Взрослым часто кажется, что к играм ребенок так же, как и они, относится несерьезно. Но это отнюдь не так…

http://foma.ru/instrument-bez-instrukczi...

Иные к тому же постоянно смотрят новости, где большей частью показывают, как у нас в стране все плохо. И вот, чтобы отойти от злой реальности бытия, многие запивают. Иногда пьют потому, что неудобно отказаться от выпивки, нет желания выглядеть белой вороной в веселой компании, юноши хотят почувствовать себя взрослыми. Последняя причина втягивает в неумеренное винопитие многих подростков. - А какова может быть альтернатива такому поведению? Каков выход из подобных ситуаций? - Как для того, чтобы настроиться на настоящую молитву, нужно увидеть свое бедственное положение, так и для налаживания отношений с другими людьми следует осознать свое несовершенство. - Разве это возможно? Обычно мы склонны считать себя самыми лучшими. Тем более когда у нас за плечами высшее образование, а материально мы хорошо обеспечены. - Не всегда так было. Все мы Творцом устроены так, чтобы могли видеть свою слабость и постоянно стремиться к совершенству. Например, дети хотят быстрее вырасти и стать взрослыми. Каждый человек пытается стать лучшим специалистом в своей области знаний. Подчиненные желают быстрее занять должность начальника. Этот рост доставляет человеку радость. Но при стремлении к звездам большинство людей делает ошибку. - Какую? - Когда у них немножко что-то начинает получаться, тогда сразу вместо того, чтобы совершенствоваться, они переключаются на других. Ладно, у родителей и педагогов воспитание - это их прямая обязанность. А зачем, например, жене воспитывать своего мужа или невестке - свекровь, соседке - соседку? Взрослые люди (и об этом говорят психологи) не поддаются перевоспитанию. Разве что для них устроить маленький концентрационный лагерь, где за шаг вправо или за шаг влево - расстрел (это, конечно, не смешно). Или человек может кардинально измениться, когда его сердца коснется сугубая благодать Божия. Так произошло, например, со святым апостолом Павлом, Блаженным Августином или со святым князем Владимиром. В иных условиях перевоспитание невозможно. Когда делается попытка «подогнать под себя» взрослого человека, тогда и возникает кризис в отношениях.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/i...

Разрешается давать в долг под проценты иноземцу. Сказано: «Иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всем, что делается руками твоими, на земле» ( Втор. 23: 20 ). Вся банковская система в Европе и создавалась не европейцами, а теми, которым Закон Божий не запрещает давать деньги чужим под проценты. Но эти законы распространяются и на нас, мы можем дать «чужому» под проценты деньги, но не своему брату по вере. Так работает вся огромная система мусульманских и иудейских банков, деньги даются своим без процентов, а банк, давший деньги, имеет долевое участие в вашем вложении, куда вы направите полученные деньги. Следовательно, такой банк всегда заинтересован в вашем успехе. И напротив, банк, давший под проценты, прямо заинтересован в вашем разорении или просрочке выплат. В действительности современная банковская система, не основанная на религиозных принципах, – это узаконенное мошенничество.      Особенно осуждается в Законе Божием спекуляция на продуктах питания в тяжелые времена Особенно осуждается в Законе Божием спекуляция на продуктах питания в тяжелые, неурожайные времена, когда обычно и повышают цены на продукты питания. Сказано: «…не отдавай ему (то есть брату по вере. – прот. О.С. ) в рост и хлеба твоего не отдавай ему для получения прибыли» ( Лев. 25: 37 ). «Хлеб» в Писании – это обобщающее слово, обозначающее все виды пищи первой необходимости. Климент Александрийский , христианский богослов II–III века, писал: «Закон запрещает брату давать деньги под проценты брату, братом называя не только родившегося от одних и тех же родителей, но и принадлежащего к одному и тому же роду, имеющего одни и те же традиции, причастника Одного и Того же Слова. Закон не считает правильным брать проценты сверх, но давать щедрой рукой и с благими мыслями нуждающимся. Ибо Бог является Творцом этого доброго намерения. Щедрый же человек уже получает значительные проценты, особо ценимые людьми: хорошее отношение, почтительность, уважение, доброе имя и славу» .

http://pravoslavie.ru/98878.html

К таким неоспоримым, осязательным заключениям приводят меня опыты моей жизни и все совершившееся и совершающееся над всем человечеством. Закон размножения человеческого рода, установленный Творцом вслед за сотворением, не отменен, но он начал действовать под влиянием падения, он изменился, развратился. Родители подверглись враждебным отношениям между собой, несмотря на плотской союз свой, они подверглись болезням рождения и трудам воспитания (см. Быт. 3, 16–19 ), чада, зачинаясь в недре растления и в грехе, вступают в бытие жертвами смерти. Пребывание на поверхности земной, среди разнообразных и многочисленных томлений, дано каждому человеку срочное. По миновании срока, определяемого непостижимым Богом, каждый человек должен нисходить в вечную темницу, в ад, образуемый обширной внутренностью земной планеты. Что такое человечество, исполненное гордого мечтания о себе, обезумленное этой суетной и ложной мечтой? Человечество – сор, непотребный для неба, выметенный с неба, повергнутый сперва к устью пропасти, потом повергаемый постепенно, по мере своего размножения, в саму пропасть. Пропасть именуется бездной: такова она в отношении к человекам... Божественное Откровение научает человека, что он создание Божие и раб Божий, раб преступный, создание отверженное, пресмыкающееся и гибнущее в падении своем. Отравленный общением с начальником и родителем зла, с исступленным и упорным врагом Бога, с ангелом падшим, лишенный естественной свободы подчинением этому всезлобному духу, человек извратил свое естественное отношение к Богу, сделался, подобно ангелу падшему, врагом Божиим (см. Рим. 5, 10 ). Одни из человеков удовлетворялись этим состоянием, не понимая и не предполагая состояния иного, находя наслаждение в служении греху; другие, наставляемые Богом и остатком своего благого произволения, вступили в усиленную борьбу с грехом, но не могли очистить естество от противоестественной примеси, от зла, не могли расторгнуть оков рабства и свергнуть иго греха и смерти. Восстановить естество мог только Творец естества.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Вот ваша вера, христоносцы, и вера отцов ваших, смиреннейших и разумнейших. Пусть станет она и верой детей наших из рода в род до конца времен. Это вера непостыдная, православная, спасительная. Ею спасались отцы ваши. Они не постыдились этой веры, и вера их не постыдилась. Воистину, это вера образованных людей, то есть тех, кто носит в себе образ Божий. И на Страшном Суде не постыдятся они ни ангелов, ни праведников, но примут славу и будут названы благословенными.     …Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым… Со страхом и трепетом заглянем за приоткрытую завесу вечности. Завеса эта приоткрыта не слабой рукой человеческой. Ее приоткрыл Он, Единый, Живой, Истинный. Кто, кроме Него, мог бы это сделать? Вся мудрость людская со всеми силами поднебесными не смогли бы ту завесу сдвинуть ни на йоту. Он смиловался над людьми и приоткрыл завесу. Тогда три луча света озарили людей, носящих в себе образ Божий. И образованные увидели, и вострепетали от небесной радости, ибо Он явил себя Несравненным, равным только Самому Себе. Единый, Живой, Истинный явил Себя как Отец, Вседержитель, Творец. Ваша беспокойная мысль спешит с вопросом: чей Отец? И с каких пор Отец? — Отец Господа Иисуса Христа, Отец превечный. Он был Отцом прежде сотворения мира. Прежде времен и временного бытия, прежде ангелов и небесного воинства, прежде Солнца и Луны, прежде зари и лунного света Отец родил Сына Своего Единородного. Говоря о вечности, смеем ли мы произнести слово «когда?» С каких пор Бог — это Бог, с таких Бог — Отец. Нет, в Нем нет «когда», ибо Он не подвержен колесу времени. Всевышний являет Себя сначала Отцом, а потом уж Вседержителем и Творцом. Родительство Его относится к со-вечному Сыну, а Вседержительство и Творчество — к миру тварному, видимому и невидимому. Сначала, следовательно, Отец, а уж потом Вседержитель и Создатель. В вечности никто не мог назвать Бога Отцом, кроме Сына Его Единородного. А во времени? И во времени, на протяжении столетий, — никто. Выслушайте древнюю историю рода людского и примите ее близко к сердцу. Она просветлит разум ваш и обрадует душу вашу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010