Наука говорит, что листья – органы дыхания для всего дерева? Но эта аналогия здесь не совсем точна и удобоприложима. Мы дышим собственной грудью. Приносите ль вы нам какую-либо пользу? Да, юное поколение составляет радость очей, надежду сердец старшего поколения, родник рождающихся и не увядающих идеалов и порывов человеческого общества к усовершенствованию. Так. Оторвать детей от человечества невозможно. В общем, вы составляете всегдашнее возрождение и поновление общечеловеческой жизни. Допустим. Но оглянитесь назад и будьте справедливы: все, что вы имеете, начиная с жизни, вы получили от нас, все дали вам мы... А вы помогите мне уразуметь, что дали нам вы? Не хвалися же на ветви, легкий листик, в порывах фантастического самодумства, что ты будешь лучше нас, или ты уже теперь лучше нас. Проживи с наше, и тогда кинь в нас камень осуждения. И помни, что твои дети кинут таким же, или еще более тяжелым камнем в тебя. Аще ли же хвалишися, помни, что не ты корень носиши, но корень тебя; пусть он там копошится в земле, в темени, в перегное; а ты, поддуваемый зефирами молодой фантазии и пока еще не разочаровавшихся надежд, рвешься к солнцу... Далеко не улетишь. Если предназначен к жизни целого дерева, то пойдешь в образование ветви или даже ствола, подобно нам. Если же оторвешься от корня, то сгниешь и только... Не высокомудрствуй же, но бойся. Теперь современным суемудрием действительно поставлен вопрос об обязательности даже пятой заповеди, об обязательности признательного почтения к родителям. Читали или слышали конечно. Я не стану разъяснять вам здесь это величайшее из кощунств... Но отвратите очи ваши от этого оскотения разумного человечества прямо к скотам. Там отношения детей к родителям проникнуты чистым эгоизмом. До назначенного Творцом природы момента, там мать любит детей до самозабвения, пока это нужно; но через день по-прошествие этого момента, отгоняет их и уже не узнает. Долго было бы анализировать инстинкты животных отцов. В большинстве они не знают своих детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Радуйся, Споручнице их пред Творцом и Богом. Радуйся, Благая Успокоительнице, мир и покой в сердца наша низпосылающая. Кондак 6 Проповедует весь мир христианский Твое всегдашнее заступление о молящихся Тебе, сице и ныне услыши многоболезненное сие родительское моление о чадех наших, во еже звати им Богу: Аллилуиа. Икос 6 Да возсияет луча благодати в душах чад наших, и, просвещеннии Тобою, узрят путь, ведущий в живот вечный, и последуют по нем, сохраняеми под Твоим всемогущим покровом. Сего ради услыши ны, зовущих Ти таковая: Радуйся, родителей на любовь благу к чадом своим подвигающая. Радуйся, сердца чад, во еже родителей своих чтити, умиляющая. Радуйся, просящим подающая разум. Радуйся, верных озаряющая смыслы. Радуйся, всех скорбящих Радосте. Радуйся, умягчение злых сердец. Радуйся, Отрадо и Утешение. Радуйся, прибавление ума. Радуйся, Благая Успокоительнице, мир и покой в сердца наша низпосылающая. Кондак 7 Хотяще чадом нашим вечнаго спасения, со слезами предстоим пред честною Твоею иконою, Владычице, да не презриши моления нашего, зовущаго Сыну Твоему: Аллилуиа. Икос 7 Новую покажи милость на чадех наших, Владычице, и неизследимыми судьбами Сына Твоего привлецы их под Свой благодатный покров, да усердно зовем Ти: Радуйся, воспитание чад наших, во еже огражденными им быти муки вечныя. Радуйся, воспитание чад наших во еже наследовати им блаженство непрестающее. Радуйся, пробуждение совести чад наших на покаяние. Радуйся, питающая их плодами добротолюбия. Радуйся, премилосердая Утешительнице всех скорбящих и обремененных. Радуйся, неусыпающая Наставнице всех заблудших и ослепленных. Радуйся, Судии праведнаго умоление. Радуйся, многих согрешений прощение. Радуйся, Благая Успокоительнице, мир и покой в сердца наша низпосылающая. Кондак 8 Странствующе в юдоли сей многоскорбней по морю многомятежному страстей, чада наша где обрящут твердое пристанище, аще не в Тебе, Пречистая. Спутешествуй же им и настави их на путь истинный, да зовут Богу: Аллилуиа. Икос 8 Всем еси Мати милующая, Пречистая Дево, якоже Христос Спаситель рече Тебе, у Креста Его предстоящей: " Се, сын Твой " , - указуя на избраннаго от человек. Сего ради вручаем чада наша в руце Твои и во смирении зовем Ти:

http://pravicon.com/info-1225

– Но затем младшие переходят в группы более старшего возраста, и многое меняется, не так ли? – Конечно, идёт процесс взросления. Но и в более старших группах мы смотрим мультфильмы, им это интересно. Есть, к примеру, замечательный цикл мультфильмов по Ветхому и Новому Завету – можно прослеживать ключевые моменты во взаимоотношениях людей с их Творцом… Вообще, в воскресной школе нет регулярной посещаемости (дети приходят, а потом могут неделями отсутствовать), но нет и таких строгих рамок, как в общеобразовательной школе. К примеру, когда мы в средней группе изучали церковнославянский язык, я не ставила такой цели, чтобы дети знали его досконально. Главное, что они начинают нормально слышать богослужения. А вообще, это немного неблагодарная вещь – преподавать. Пока дети маленькие, они ещё держатся в каких-то рамках познавания – им всё интересно, но потом, как наступает переходный возраст, каждый (в разной степени) отдаляется от духовной жизни, окружение, мир предлагает другие мировоззрения и ценности; на первом месте – сверстники и всё, что с этим связано, внешнее замещает внутреннее… Иногда даже из храма уходят. Но ты понимаешь, что всё было не зря, когда они снова возвращаются в храм, уже повзрослевшие. – На ваш взгляд, что же нужно делать родителям, чтобы их дети, с самого малого возраста воспитываемые в христианской вере, в период подросткового протеста не уходили из Церкви? Помимо слов, разговоров, учёбы, важен пример родителей, которые должны жить по вере – К сожалению, многие дети (в том числе и те, которых водили в храм регулярно) с взрослением всё равно уходят. Соблазн окружающего мира очень велик. Думаю, помимо слов, разговоров, учёбы, важен пример родителей, которые должны жить по вере. А то ведь у нас как бывает: родители привели ребёнка в воскресную школу, а сами даже на службу не остаются – уходят, говорят, что у них какие-то дела. Какой же это пример для ребёнка? Есть, конечно, и другие случаи. Вот, у нас не так давно один мальчик, 15 лет, пошёл в алтарь помогать сам. У него семья церковная, родители стараются молиться, и когда едут в машине, то включают что-нибудь полезное – например, короткие толкования Евангелия... Но даже у этого мальчика, года 3 назад, был непростой период, когда он и учиться не хотел, и в храме не желал появляться.

http://pravoslavie.ru/151081.html

Но вернуться, как сын, он не может, боясь, что отец не примет его как отец, и решает прийти наемником в его дом, потому что даже в наемниках ему будет житься лучше, чем сейчас. Он возвращается и встречает растроганного отца, который бросается к нему на шею со слезами и со словами «мой сын был мертв и ожил!» Отец радуется, принимает его и закатывает пир, где празднует второе рождение своего сына. Эта притча наталкивает на мысль, что часто и мы, получив от Бога таланты, жизненные возможности, уходим в жизни очень далеко, забывая, что все, что у нас есть, появилось не само собой. Мы забываем и близких людей, и родителей, которым обязаны многим в этой жизни. Но потом с человеком происходит переворот, как с Закхеем, и приходит время вернуть с благодарностью все, что взял, и вернуться с благодарностью к тому, кто что-то нам дал и по отношению к кому мы поступаем несправедливо. Следующая подготовительная неделя связана с Евангелием о Страшном суде, где говорится, что в конце истории этого мира Бог будет судить нас по тому, насколько мы были милосердны к людям, которые были рядом с нами. Последняя предпостная неделя напоминает нам об адамовом изгнании. Мы должны вспомнить, что когда-то человек жил совершенно иначе, в особом состоянии соединения со своим Творцом, как живут дети с родителями, когда все между ними хорошо, есть глубочайшее доверие, полнейшая открытость и искренняя любовь. Потом это состояние было прервано человеком, пожелавшим стать самостоятельным. Такой сюжет все мы, без исключения, проживаем в своей земной жизни, когда хотим утвердить себя как абсолютно независящих от своих родителей. С момента изгнания из рая началась история человечества, полная радостей, драматизма, творчества… В этот день мы вспоминаем уход человека от Бога, когда вся дальнейшая история человечества стала трудным и тернистым путем возвращения к Тому, Кого мы сами покинули. Во все предпостные недели на богослужениях поется 135 Псалом, который называется «На реках вавилонских». Его сложили евреи, находясь в вавилонском плену.

http://pravmir.ru/post-eto-vozvrashhenie...

Разбирая, в частности, отношение Сына Божия к Богу Отцу, Кирилл рассуждает следующим образом. Как то, что существенно в человеке и относится к сущности его природы, не может быть мыслимо отдельно от него, так и Бога Отца нельзя представлять без собственного Ему Сына, равно как и Сына без Отца 219 . Бытие Бога Отца и Творца необходимо предполагает совечное бытие Сына Божия. Если Бог Отец вечно пребывает Отцом (так как ничто случайное не может приразиться Ему), то вместе с Ним вечно должен существовать и Сын, без которого Он не есть Отец. И если вечно Бог Отец пребывает Творцом мира, то вместе с Ним, вечно, прежде всякого времени, есть, также, и Тот, чрез кого Он все творит, т. е. Создатель всех веков и времен, Сияние славы и Образ Ипостаси Его ( Евр.1:3 ) 220 . Сын Божий рожден от Бога Отца. Рождение это есть вечное, ибо не было времени, когда бы Сын Божий был нерожденным; есть, вместе с тем, полное и всецелое, так как чрез него Рожденному вполне переданы свойства Родителя. Как твари, одаренные силой рождения, рождают подобных себе существ, а не существа другой природы, так и Сын Божий, родившийся от Отца, не иной природы с Ним и есть Его Слово, и Мудрость, и Сила. Свойства Отца вполне просиявают ( διαφινεται) в Сыне. Он выражает в собственной природе Родителя Своего, существует же Сам во Отце; различаясь от Отца тем, что есть Его Сын, Он есть одно с Отцом по единству природы; Он есть Сущий от Сущего, и это есть самое приличное Ему имя 221 . Сын Божий имеет близкое отношение и к миру человеческому, как искупитель. Будучи истинным Богом, Он есть и истинный человек. Когда, вследствие грехопадения, люди уклонились от истинного боговедения и богопочитания и подверглись смерти; когда нечестие распространилось по земле повсюду, так что не было ни одного, как поет Давид ( Пс.13:3 ), кто бы делал доброе, и не было между людьми никого, кто освободил бы их от ига смерти и изгладил другие следствия греха, тогда Сын Божий, ради нашего спасения сошел с небес и принял на себя плоть человеческую.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Cvetkov/o...

Детей зовут Змей, Блоха и Пчела Мы уже отмечали непостижимость для человека движения змеи по скале. С другой стороны, со змеёй обычно связывают ядовитые зубы, хотя далеко не все змеи опасны для человека. В Быт 3 у змея мифические свойства — он умнее всех зверей и демонстрирует здесь опыт искушения. Ядовитому укусу змеи уподобляются в Пс 139:4 ранящие речи нечестивцев, и в Пс 57:5 их глухота к добру сравнивается с глухотой аспидов. В Исх 7:8–13 превращение жезлов в змей и наоборот и поглощение одних змей другими имеет некоторое сходство с трюками заклинателей змей, которые могут на весу удерживать за шею кобру в состоянии временной неподвижности, а также со способностью кобры поглощать других змей. Но пророк Исаия рисует нам счастливую картину своего видения мессианских времён, когда младенец будет играть над норой кобры и гнездом гадюки, когда все — друзья и вражда века разобщённости (Быт 3:15) побеждена. Не верится, что родители могут назвать своё дитя Змей (Наас), но это имя встречается в 1 Цар 11:1–2 и 2 Цар 17:25,27. Другие родители дают имя Бло­ха (Парош) или Пес (Халев), или Пчела (Девора). В важной истории 4 Цар 22 встречаются имена Кролик (Шафан), Мышь или Крыса (Ахбор), пророчица Ласка или Крот (Ол­дама); встречается и более привычное женское имя Овца (Рахиль) и мужское Голубь (пророк Иона). Во времена Ветхого Завета часто выбор имени, даваемого матерью при рождении младенца, был результатом тщательного обдумывания и отражал надежду на то, что имя будет защитой от злых сил, что так названный ребёнок будет жалить, как пчела, кусать, как змея или собака и т. д. Арабы говорят: “мы называем своих верблюдов для себя, а своих детей для врагов”. Два таинственных зверя: бегемот и левиафан Бегемот можно перевести как ‘большое животное’, а левиафан, вероятнее всего, — как ‘извивающееся животное’. Это два могучих, сильных создания, описанные во всём их великолепии и мощи в конце перечня природных чудес (Иов 40:10–41:26). Для их идентификации предлагались многие животные — слоны, бизоны, дельфины, киты, — но предпочтение отдано гиппопотаму для бегемота и крокодилу для левиафана. Они в самом деле наиболее близки к описанию в книге Иова, но едва ли соответствуют ему полностью. Скорее поэт имел в виду чудовищ, традиционно символизирующих хаос. Создание Творцом вселенной часто описывается как победа над такими гигантами. Покоряя их — таков смысл истории — Бог из хаоса рождает мир порядка, жизни и красоты.

http://pravmir.ru/referat-dzh-iton-krug-...

Да и это – не взирать на красоту Создавшего, а обратить лицо к гнусности греха – можно ли признать каким–либо вторым из зол? – спрашивает св. Григорий. И какой род наказаний заслуживающим признать должно презрение Божественных благ. Предпочтение же приманок лукавого? Заглаживание образа. Повреждение Божественных черт, отпечатленных в нас при начале творения. Потеря драхмы 480 , удаление от отчей трапезы 481 , освоение с зловонной жизнью свиней 482 , расточение драгоценного богатства. И все подобные прегрешения, какие можно видеть при помощи Писания и рассудка, исчислит ли какое слово?» 483 . Так тяжко виновные перед Богом, наши прародители лишены были тех благ, какими они наслаждались в раю. И изгнаны из рая. По изгнании из рая, между Адамом и Евой, по свидетельству Бытописателя ( Быт. 4:1 ), начались брачные отношения 484 , предустановленные Творцом в организме человеческом именно в виду имеющего последовать падения человека и сближения его через то со свойствами естества «бессловесных», и таким образом «положено было начало чадородию» 485 , а с тем вместе – и размножению рода человеческого. С размножением же рода человеческого стало все более и более увеличиваться и нравственное падение человечества. Нам нет нужды входить здесь в подробный анализ мнений св. Григория Нисского о происхождении рода человеческого от прародителей Адама и Евы. Достаточно указать, что в его учении о данном предмете господствует идея единства и одновременности происхождения всего существа человеческого в момент зачатия его в материнской утробе. Св. Григорий отвергает мнение платоников и Оригена о существовании душ прежде тела; не принимает он также и того, что души творились Богом после образования тела; несправедливо, наконец, по его мнению, думать, будто души детей рождаются только от душ родителей. Он полагает, что душа и тело образуются, в момент зачатия человека, вместе, в одно время, непостижимым совокупным действием родителей и Божественной творческой силы, и после создания мира продолжающей проявляться в поддержании и охранении всех тварей, особенно же человека 486 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Tihomi...

Вместе с тем, подобно свт. Григорию Богослову (см.: Greg. Nazianz. Or. 38. 7), М. И. проводит различие между простой и непознаваемой сущностью Бога и тем, что «окрест», или «около» (περ), Его сущности: «Из сущностных свойств, то есть из самой сущности, никогда не познается то, что есть Бог. Ибо понятие о том, что Он есть, непостижимо и совершенно недоступно никакой твари, равно как видимой, так и невидимой. Но созерцающим Бог приоткрывает Себя из того, что около [Его] сущности, только в отношении того, что Он существует, и только тогда, когда это созерцается правильно и благочестиво» ( Maximus Conf. Ambig. ad Ioan. 34. 2; ср.: De carit. I 96, 100; IV 7; и др.). Однако в отличие от свт. Григория Богослова М. И. соотносит понятие «того, что около сущности» не столько с положительными (катафатическими), сколько с отрицательными (апофатическими) свойствами Бога: «Все, что около сущности, обнаруживает не то, что Он есть, а то, что Он не есть, как, например, нерожденность, безначальность, беспредельность, бестелесность; и все подобное находится около сущности и представляет то, что она не есть, а не то, что она есть» (Ambig. ad Ioan. 34. 2; cp.: Ibid. 16. 2). Для характеристики катафатических и апофатических свойств Бога М. И. использует необычное выражение «дела Божии» (ργα Θεο), к-рые, по его мнению, существуют «около Бога» и не имеют начала во времени, а Бога он называет их вечным «Родителем» (γενντωρ), в то время как в отношении «дел Божиих, которые начали существовать во времени», т. е. в собственном смысле творений, Бог является Творцом (δημιουργς): «Благость и все то, что входит в это понятие, а также просто всякая жизнь, бессмертие, простота, неизменность, беспредельность и то, что сущностным образом созерцается около Бога,- суть дела Божии, которые не начинали существовать во времени. Ведь никогда добродетели или чему-либо из вышеназванного не предшествовало небытие, хотя и причастные им [сущие] сами по себе начинали существовать во времени. Ибо всякая добродетель безначальна, и время не предшествует ей, поскольку она имеет Бога от вечности единственнейшим Родителем [своего] бытия» (Cap.

http://pravenc.ru/text/Максим ...

Более того, мы не можем представить человека без его родителей. Человек в какой-то степени - наследник душ своих родителей. Существует непрерывная нить, тянущаяся от человека к человеку, переходящая из одного рода в другой, из поколения в поколение, связывающая конкретного человека с его предками и окружением. При этом личность человека - это всегда единственность, единичность, уникальность. Личность при всей сложности ее связей не сводится к социуму или роду, не привязана к историческому моменту. Она результат главным образом деятельности и внутреннего содержания человека, образа Божия, который в эту личность вложен Творцом, вложен при творении. Поэтому личность человека - безусловная, абсолютная величина, не зависящая от исторического контекста. Нет вопроса, быть или не быть личности. Она осуществит себя при любой эпохе. А вот форма, в какой эта личность сформируется, содержание личности зависят от конкретно-исторической, семейной ситуации. Примечания   1. Это название полунощной телепрограммы выбрано ее авторами, вероятно, по чисто фонетическим соображениям, ибо по содержанию что-то иное усмотреть трудно.   2. Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология. С.7.   3. Новейший философский словарь/Сост. А.А. Грицанов. С.39.   4. " Еще Макс Шелер определил философскую антропологию как " фундаментальную науку о сущности и сущностной структуре человека " . Вальверде К. Философская антропология. С.18.   5. " В континентальной Европе под антропологией в первую очередь понимается физическая антропология; культурными и социальными аспектами занимается другая дисциплина - этнология. В Англии, напротив, антропологией называют социальную антропологию; физические аспекты составляют предмет палеонтологии и генетики, а культурные - археологии и истории. В Соединенных Штатах под антропологией понимают прежде всего культурную антропологию, которая включает в себя некоторые темы палеонтологии и генетики человека " . Вальверде К. С.15.   6. Вл. Лосский пишет об этой проблеме следующее: " Научная антропология...

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=725...

Дорогие папы, не забывайте об этом! По своей ветрености, по легкомыслию вы можете так легко оставить женщину с будущим младенцем, которому вы - отец. И, не видя его, Вы думаете, что не несете ответственности. Нет. Рано или поздно за все наши промахи, за все наши неблагие деяния нам приходится отвечать. И во многом неблагополучие наших детей обусловлено тем, что родители так часто легкомысленно, небрежно, неуважительно относятся к тем, за чью судьбу они отвечают перед Творцом. Ибо Он вручает им эту жизнь, Он дарует им человеческое существо на попечение, на воспитание, на кормление. И мне бы хотелось, чтобы вы это помнили. И если будет памятование об этом, наверное, не так у нас будут разрушаться семьи. Не так будут одиноки дети. К сожалению, с этим детским одиночеством нам, врачам, приходится часто сталкиваться. И в садах, и в яслях, и в школах. Многие проблемы, которые возникают сейчас, корнями уходят в периоды закрытые, внутриутробные, периоды первых месяцев жизни, когда закладывались, становились, когда были размолвки, когда была неуверенность матери и отца. Все это потом сказывается на детях. Хотя об этом не всегда говорят врачи. Почему? Они об этом порой и не знают и не предполагают. А ведь масса тех заболеваний, которые имеют дети, не только психологических, но и физических, связана не только с экологически плохим питанием (как часто сейчас говорят). Нет, нет. Не только с этим, но и с атмосферой в семье, с миром в семье. Это очень важно. Поэтому, дорогие мои, мне бы всем хотелось пожелать, чтобы в ваших домах, в ваших душах, особенно если вы ждете появления ребенка на свет, был мир, взаимопонимание, мудрость, радость, любовь. Ваш малыш вдруг заболел... Продолжая наш разговор о детях, хочу затронуть тему детских болезней. Роды произошли, ребенок уже дома. Остались позади все хлопоты, связанные с приобретением пеленок и распашонок, игрушек и бутылочек. Малыш радует своих близких первым " агу-у-у " . И вдруг... Происходит то, чего всегда опасаются родители. Младенчик не улыбается, становится беспокойным или, наоборот, молчит, или же плачет и взывает о помощи: " Мне больно! Помогите! "

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2005...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010