XVII. Узкий путь Человек, испытавший невзгоды и лишения на своем жизненном пути, начинает проникаться уважением к другим людям, которые идут в жизни каждый своей дорогой. И когда человек беспредельно устанет от изнурительного восхождения по ухабам дорожным к вершине желанной Истины, тогда он научается экономно расходовать свои силы, чтобы не сделать и одного лишнего шага, уводящего его в сторону от кратчайшей дороги к намеченной цели. И пристальный взгляд, обращенный к горе лучезарной Истины, помогает человеку в Ее свете разглядеть кратчайший путь восхождения к Ней, и это будет путь узкий. «Я должен, – пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский , – непременно, с каждым днем, с каждым годом, становится нравственно выше и выше, лучше и лучше, совершеннее и совершеннее – должен продвигаться вперед на пути к Царству Небесному, или к Отцу Небесному, силою Господа Иисуса Христа и Духа Его, во мне живущего и действующего... Царствие Божие после вольного нашего грехопадения уже не иначе берется, как силою, и только «употребляющие усилие восхищают его» ( Мф.11:12 ). Отчего узкий путь и тесные врата ведут к жизни? Кто суживает путь избранных? Кто делает тесными врата? – Мир теснит избранных, диавол теснит, плоть теснит, – она суживает путь наш к Царству Небесному. И чем теснее этот путь, тем убедительнее, вернее, что мы стоим на истинном пути; чем шире – тем несомненнее, что мы близки к погибели» 107 . Блудный сын евангельской притчи оставил дом родительский и ушел «на страну далече», потому что захотел иметь себе как можно больше свободы, простора в жизни. И грешник всякий все ищет себе простора, свободы; он дорожит этой свободой и желает жить единственно по своей воле. Но разве Евангелие лишает человека свободы, дарованной ему Творцом? Разве свободно подчинить себя чему бы то ни было, значит лишиться свободы? Не лишился бы свободы и грешник, если бы добровольно, по глубокому убеждению сердца, положил себе жить и действовать в духе Евангелия. «Где Дух Господень, там свобода» ( 2Кор.3:17 ). «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти» ( Гал.5:13 ). Грешник же ищет свободы себе вне Евангелия, и, вместо желанной свободы, он попадает в рабство и рабство самое жестокое. Не пожелав прежде служить Богу, он теперь с покорностью слуги начинает работать греху, плоти, миру и диаволу. И его греховные привычки, страсти, его одержавшие, – что это, как не цепи и цепи самые тяжелые? Его беспрекословное повиновение правилам и обычаям мира, – что это, как не плен, плен самый невыносимый? Что это именно так, посмотрите на подражающих моде.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

     «Не каждому открывается дорога к Богу, но путь к Пушкинской гениальной простоте никому не заказан». Песни на его стихи исполняли Людмила Зыкина, Иосиф Кобзон и многие другие знаменитости. Сегодня у нас в гостях Константин Васильевич Скворцов — русский писатель, поэт, сопредседатель Правления Союза писателей России. – Константин Васильевич, можете ли Вы приоткрыть антологию Вашей духовной лирики? – Всё начинается с детства и детством заканчивается. Старики впадают в него, наверное, потому, что в детстве жизнь кажется безмятежной и бесконечной. Но это к слову... Моё детство и юность прошли на Урале в городе Златоусте. Эмоциональнее и гедонистическое приращение к названию города столь велико, что только одна звукопись этого слова уже способна сделать восприимчивого к языку человека Творцом. Мне было два с половиной года, когда семью эвакуировали на Южный Урал из прифронтовой Тулы. Эвакуация была по-военному спешной. Ни икон, ни вещей... Мама говорила: - «Котелок, в котором варилась (если повезёт) картошка – всё наше богатство». Думаю, что икон в нашей тульской квартире не было. Это могло стоить отцу карьеры. Если бы икона была, то мама взяла бы в дорогу икону, а не котелок. Но, как было, так было. Мы жили в наскоро сколоченных бараках, которые возникали нереально быстро. Церкви не было. Рано утром по сигналу - протяжному гудку, от которого почему-то холодело сердце, родители шли на завод и возвращались вечером по тому же гудку, звучащему, как отбой воздушной тревоги. В «старом» Златоусте, в отличие от «нового» была действующая церковь, но мы, дети, обходили её стороной. В школе нас так напугали «опиумом для народа», что посещение церкви считалось не только запретным, но и опасным... Златоуст, Златоуст... Ни о каком Вселенском Учителе мы не слышали. Ни дома, ни в школе. «Золотые уста» воспринимались, как «Золотое устье» – вековая, покрытая седым мхом плотина, превратившая чудотворную речку Ай в живописный пруд. Манил казавшийся чуть ли ни античным Демидовских времён завод, мерцающий таинственными огнями между отрогами Уреньги и Косатура. Здесь два века назад учёный-металлург Павел Аносов открыл затерянную в тысячелетиях тайну булата. Художник Иван Бушуев и его сотоварищи украшали белое клинковое оружие для всей русской армии. Была отлита первая в России стальная пушка. Неподалёку, в Миасской долине, был найден самый крупный самородок золота! Я уж не говорю о покрытых осенней позолотой девственных лесах и горах...

http://pravoslavie.ru/107314.html

Десять чудес в жизни киевского батюшки Самые обыкновенные чудеса, свидетелем которых стал обыкновенный киевский священник 17 сентября, 2014 Самые обыкновенные чудеса, свидетелем которых стал обыкновенный киевский священник Если чудеса невозможны с научной точки зрения, говорил один протестантский теолог, нет смысла в них верить. Протоиерей Николай Могильный, настоятель киевского храма в честь святой Анастасии Узорешительницы, не может с ним согласиться. Чудо – явление, сопровождаемое нарушением законов естества. Для большинства наших современников самое желанное чудо – «преумножение хлебов». Несомненно, это чудо. Но мне ближе чудеса, укрепляющие в вере, открывающие тайну Отеческой любви и заботы Господа Бога, к беспечно дремлющему в своем неверии человеку. 1. Ошибка педагогики Я родился и вырос в Киеве. На Байковом кладбище, старейшем в городе, лежит не одно поколение рода Могильных. Даже безбожие не смогло вытравить из советского человека уважение к усопшим. Похоже, бесчинные вопли «на гробках», временами переходящие в драки «скорбящих» родичей, смягчали сердца партийных чиновников. В один из таких поминальных дней мы с родителями оказались на кладбище. Прибрав и украсив могилки, с чувством исполненного долга мы возвращались домой. Покидая кладбищенскую ограду, мой родитель, парторг завода, вдруг перекрестился и сказал: «Земелька им пухом!». Мне, новоиспеченному пионеру, эти слова резанули слух. «Земелька им камнем», – бездумно выпалил я. Мама, сидящая рядом, тут же наотмашь врезала мне по губам, зацепив курносый в веснушках пионерский носик, из которого побежала кровь. В ту минуту я понял – есть Бог! Обиды не было, было лишь радостное чувство встречи с Творцом, с Тем, кто выше всего, кто владеет вселенной, жизнью и смертью! С тех пор я искал Его. Ни до, ни после родители меня не били. 2. Плач гонителя В нашем подъезде на девятом этаже жила верующая старушка. Каждый день она ездила во Флоровский монастырь на службы. После случая на кладбище я желал расспросить ее о Боге, для чего и караулил неоднократно, но девяностолетняя женщина почему-то разговоров избегала. Вскоре я присоединился к толпе мальчишек и вместе с ними дразнил Прасковью Романовну, так звали молитвенницу, обзывая ее «богомолкой». Особенным рвением гонителя отличался мой старший брат.

http://pravmir.ru/desyat-chudes-v-zhizni...

Закрыть itemscope itemtype="" > Протоиерей Вячеслав Харинов: Поминовение усопших и суеверия 25.03.2016 616 Время на чтение 6 минут Сначала поговорим о поминовении усопших в Великий пост - во вторую, третью и четвертую его седмицы. На поминальных службах, которые проходят в эти недели по субботам, всегда присутствует много народа. Эти субботы даже ошибочно именуют Вселенскими, но это неправильно. Цель Вселенской субботы - помянуть всех прежде ушедших отец, и братий, и наших сродников. Поминальные субботы Великого поста носят название родительских. Мы поминаем прежде всего своих сродников, а заодно всех усопших православных христиан. Интерес к таким службам у паствы не случаен. При всей внешней карикатурной картине Церкви (сплошная печаль, покойнички и прочее) мы знаем, что поминовение усопших совершается не так часто. В праздники, от великих двунадесятых до праздников с бдением, Устав приписывает усопших не поминать. На воскресных службах в Пасхальный период мы их также не поминаем. Во время Великого поста мы дистанцируемся от этого, так как сконцентрированы на обычных, будничных чувствах, воспоминаниях, мыслях. Поэтому компенсируем недостаток молитв об усопших во вторую, третью и четвертую его субботы. Вопрос телезрительницы: «Многие святые в своих книгах просят молиться о них. Но они уже спаслись и являются нашими ходатаями пред Господом». - Такая просьба - показатель святости человека, правильного видения себя самого, своей ничтожности перед Творцом, а для нас - индикатор величия таких людей. Хрестоматийны примеры святых, которые уходили из жизни, не начиная дела спасения (вспоминаем одного из египетских подвижников). По-настоящему верующий человек способен осознать всю свою малость, низость и искренне просить молитв о себе. Мне попадались ранние иконы еще не прославленной Ксении Блаженной, на которых она изображена в своем традиционном красно-зеленом облачении, а подписаны такие иконы были просто: «Ксения Петербургская». Без нимба, без каких-либо упоминаний о святости. Всегда существует этап, когда святого поминают как обычного усопшего. Этот период показывает всенародную любовь, наличие памяти о подвижнике. Также происходит фиксация чудес.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАХАРИЯ БАНЕЛИ [груз. ] ( после 1034), еп. Банский Грузинской Православной Церкви, позже - Валашкертский, в нек-рых источниках упоминается как еп. Банский и Валашкертский (епархии смежные, расположены на юго-востоке обл. Тао-Кларджети), синкелл. Сведения о З. Б. сохранились в 6 манускриптах 1028-1034 гг., переписанных и иллюминированных по его благословению (НЦРГ. A 1, A 92, A 648, Q 34, S 143; Кут. 176), в «Истории» арм. историка XI в. Аристакеса Ластивертци ( Аристакес Ластивертци. 1974. С. 51, 164; Цагареишвили. 1973. С. 182), в произведениях визант. историка Иоанна Скилицы ( Аристакес Ластивертци. 1968. С. 60) и др. Родители З. Б., Бакур и Текла, принадлежали к груз. аристократии Тао-Кларджети и входили в круг приближенных царя Давида III Куропалата. З. Б. с малолетства готовили к духовной карьере, до 1001 или 1002 г. мальчик воспитывался свт. Арсением Ниноцминдским ( Метревели. 1996. С. 107-145). В колофоне Малого Синаксаря, переписанного по заказу З. Б., епископ называет царя своим «воспитателем и творцом... чья душа сверкает в Царствие Небесном», упоминает имена своего духовника, «Арсения отценачальника (свт. Арсений Ниноцминдский.- В. С.)... патриарха Асата, Давида и Дапанчули» (НЦРГ. A 648. Л. 72.- Метревели. 1996. С. 171-172). На основании последнего имени Е. Метревели считает, что З. Б. принадлежал к феодальному роду Дапанчули (Там же. С. 167). В 1022 г. визант. имп. Василий II Болгаробойца во время 2-го Закавказского похода (1021-1022) вторгся на территорию Грузии с требованием к царю Георгию I (1014-1027) возвратить земли, переданные империей в пожизненное пользование Давиду III в благодарность за подавление восстания Варды Склира (Очерки. 2002. С. 96-97). З. Б., будучи в чине синкелла и как лицо, пользующееся доверием императора, участвовал в переговорах со стороны Византии, но тайно пытался помочь Грузии. Неблагоприятная обстановка в империи (восстание Никифора II Фоки) и, вероятно, связь груз. и арм. феодалов с заговорщиками позволили груз. стороне затянуть переговоры, в результате чего Георгий I отказался от почти достигнутого, но невыгодного для него соглашения. Василий II, подавив восстание, жестоко расправился с арм. и груз. феодалами ( Копалиани. 1969. С. 108-109; Успенский. 2002. С. 669-670). В возобновившихся переговорах вновь участвовал З. Б. Поняв, что синкелл пытается затянуть разрешение территориального вопроса, Василий II выслал его в К-поль, приказав сопровождавшим епископа вырвать ему язык (в источниках не указано, был ли выполнен приказ) ( Аристакес Ластивертци. 1974. С. 51).

http://pravenc.ru/text/182705.html

Молчание Богородицы По вознесении Господа нашего Иисуса Христа на небо во главе христианства стала Его Преблагословенная Матерь, Пресвятая Дева Мария. Она была на земле первообразом христианской женщины. Святая Церковь , основанная апостолами, хранила Ее как святыню и после дивного Успения Богоматери признала Ее, Препрославленную, превыше ангелов, своею всесильною Заступницей, Молитвенницей и Предстательницей пред Сыном Божиим, Спасителем мира. Только по Ее Успении открылась людям духовная сила и всемирная слава Богородицы. Но вот вопрос: почему же в Святом Евангелии, составленном значительно позже сошествия Святого Духа на апостолов, ничего не повествуется о жизни и деяниях Матери Божией? Отчего у четырех евангелистов нигде ни одним словом не упоминается о чудесном рождении Пресвятой Девы от престарелых родителей Иоакима и Анны, о Ее воспитании, посвящении Богу, о страданиях и подвигах? Имя Божией Матери весьма редко встречается в Евангелии и всегда при таких обстоятельствах и событиях, которые касаются более Самого Господа Иисуса Христа. Все, что известно нам о Пресвятой Богородице, записано было учениками апостольскими и святыми отцами по дошедшему до них церковному преданию. Причина безмолвия Священного Писания Нового Завета о жизни и подвигах Пресвятой Девы Марии – в Самой Богоматери, в Ее душевном настроении, в Ее высочайших, чистейших и совершеннейших добродетелях, в Ее смирении и самоотречении, с одной стороны, и строгости христианского духа – с другой, а также в Ее правилах жизни, той жизни, которую Она сложила в Своем сердце, жизни в тихости, безмолвии духа! Величие и слава Богоматери на земле остались внутри Ее Самой и сделались неприкосновенными не только для всех людей, но и для Ее Божественного Сына. Воспитанная под сенью Храма, вскормленная и просвещенная во Святом Святых, Она была одарена высшею, отрешенною любовью к одному Богу и сделалась образом нравственной чистоты. Как носительница величайшей тайны Божией, не доступной никакому человеческому разуму, Она трепетно хранила в Себе собственное сознание о величии, дарованном Ей Всемогущим Творцом, и, как преисполненная кротости, смирения и тихости духа, со страхом вмещала все глаголы, сказания и предсказания о Христе и Спасителе и события, относящиеся к Ее земной жизни, «слагая их в сердце Своем» ( Лк.2:19 ). По выражению одного из святителей, сердце Преблагословенной Марии сделалось первою книгою, в которой было вписано Евангелие.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

«Не можете служить двум господам». Один у нас Господин – Вседержитель и Творец, а другой – лживый, сладострастный, нечестивый маммон. Этот господин – пагубный маммон, или, вернее сказать, наши страсти. Он вселяется в наши общества и заставляет проводить время в празднословии, так что и некогда бывает заняться молитвой. Он вселяется в наши семьи, производит раздоры, непокорность детей к родителям, между мужем и женой производит смуты. Вот как-то пришлось мне разговаривать с некоторыми людьми, по-видимому считающими себя правильно исполняющими закон Христов. Они говорили, что нельзя постоянно служить Богу, так как это дело монахов, священников, дьяконов, а мы, мол, народ неученый, темный, мы не можем все молиться. Но напрасно вы так оправдываетесь, это вы не Богу служите, а маммоне; в деле служения Богу не нужна ученость, начитанность, так как закон Христов написан в сердце каждого человека. «Отдай Мне, сын, твое сердце», – говорит Спаситель. Сколько примеров у нас святых угодников Божиих, которые были людьми необразованными и сами спаслись и других утешали. Кто лучше апостолов понимал учение Христово, а ведь они были рыбари, простые ремесленники. Иосиф, обручник Пресвятой Девы Марии, был простой плотник, а пастухи, которым первым было возвещено о рождении Спасителя, не были ли они простым, неученым народом? А наш русский Василий Блаженный был тоже неученый, а от его слов трепетали царь и бояре. Потому не говори, что ты неучен, следовательно, не можешь спастись, ученье тут ни при чем. Вот еще говорят, что с состоянием тоже трудно спастись. Опять неправда. Многие богатые очень горды, они не хотят преклониться перед Богом, перед своим Творцом, от Которого зависит их земное и небесное счастье, а между тем эти богачи изгибаются перед людьми, ниже их стоящими, от которых они надеются получить выгоды для себя. Однако же с каким состоянием были Авраам, Исаак и Иаков, но они угодили Богу, так как из своего добра они часть уделяли бедным; их богатство – это как бы море, которое никогда не высыхало, но которое постоянно пополнялось вливающимися в него реками. Но видно, тяжело расстаться со своим богатством. Сам Спаситель указал нам в доказательство этого на евангельского юношу, который сохранил все заповеди, но не мог раздать бедным своего богатства.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

О задушбинах Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? ( Мк.8:36 ) Народ задушбин! Так можно было назвать наш сербский народ. С тех пор как начал он осенять себя крестным знамением, с тех пор он начал трудиться о спасении своей души. Те, кто выделялся из народа в добре, выделялись и в труде о спасении души, в труде над задушбинами. Это были наши правители – жупаны, военачальники, князья, короли, цари, их супруги – княгини, царицы, королевы, их сыновья и дочери и другие из их рода. Они возводили святыни за спасение своей души, души своих родителей или своих детей. Это наши «монастыри белые». Это их задушбины. Когда-то прозорливый пророк воскликнул: «Как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль!» ( Чис. 24:5 ). Так же мог бы воскликнуть каждый восхищенный и удивленный странник, глядя на задушбины наших сербских правителей: «Как прекрасны шатры твои, народ сербский!» И воистину, разве наши многие славные задушбины не были шатрами, под которыми укрывалась душа серба от страшных бурь его тяжкой истории? И разве эти шатры не служили местом встречи души народа с Творцом, со святыми и с душами героических и богоносных предков, великих и славных созидателей задушбин? Были ли вы в святой Студенице? Белая церковь из мрамора белого, Белая церковь на горе зеленой... Видели ли вы румяную Жичу и пятиглавую Грачаницу? И строгие Дечаны? И многоцветный Каленич? И затаенные Морачу и Крку? И нежную царицыну Любостыню? Или величественный царицын же Матеич? 35 Но трудно перечислить все. В каком порядке начнем считать? Обычно мы все начинаем от Немани. Но задушбины строили сербские благочестивые правители задолго до Немани. За триста лет до Немани сербские жупаны начали украшать Герцеговину и Зету своими задушбинами. По некоторым из них пахарь идет с плугом, не догадываясь, что под плугом его основания жупанских задушбин. Разве могли не оставить задушбин Чеслав и Бодин? Михаил и Воислав? Иоанн Владимир 36 построил чудную задушбину близ Элбасана, главное духовное святилище Албании, которая стоит и по сей день. Он восстановил монастырь святого Наума Охридского 37 , который больше тысячи лет стоит там, где встречаются горы зеленые с лазурью Охридского озера, и восстановление этого монастыря произошло больше чем за сто лет до рождения великого Немани. Таким образом, мы находим задушбины или руины задушбин задолго до Немани и его династии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

– Помните первые впечатления от встречи с церковным искусством? – Пожалуй, нет. Как-то вместе с художественной школой, в которой я тогда учился, мы отправились в поездку по Золотому кольцу. Мама, провожая меня, сказала: «Будешь в Ярославле, зайди в храм, обязательно поставь свечку». Я, как послушный человек, пошел в храм, поставил свечку. Сейчас не помню вообще, какой это был храм, что я там увидел, какие у меня были впечатления, эмоции… – Получается, семья ваших родителей была верующая? – Родители-художники приходили к вере как раз во время моего отрочества. Появился знакомый местный священник, отец Димитрий Садовский, наш, Рыбинский, который беседовал с ними. Сам я крестился лет в 13–14, мама брала меня с собой на службы, я причащался. А в 15 лет (это был, кажется, 1994 год) я уехал из дома, поступил в Ярославское художественное училище. И от Церкви отошел совсем, буквально пустился во все тяжкие, как это говорится. Сознательно уже в Церковь пришел в нулевые, в Москве, когда учился в Российской академии живописи, ваяния и зодчества. Хотя до сих пор считаю себя неофитом. – К крещению, получается, вас привели родители, а в Москве уже была личная встреча с Богом, именно сознательный приход в Церковь. Что подтолкнуло к этому? – Просто однажды я понял, что буквально схожу с ума и надо что-то с этим делать. И – отправился в ближайший от общежития храм. Прихожу, толком не понимаю, что происходит, поскольку отроческие посещения церкви после крещения действительно были не особенно сознательные. На проповеди священник говорит: «Приходите все обязательно на перенесение мощей праведного Алексия Мечева». Опять, ничего не понимая, я пошел туда – интересно же. Приехал, народу много, крестным ходом дошел со всеми до храма святителя Николая Чудотворца в Кленниках… Затем – снова пауза в церковной жизни: дела, учеба. Но потребность идти в храм была, и я вспомнил про эту церковь на Маросейке. Благо, пешком рукой подать. Раз сходил, второй, третий и, что называется, прижился там. Еще интересный момент. Когда раньше в других храма узнавали, что я художник, реакция была одинаковая: «Невероятно, здорово!» Думал, тут тоже начнут восторгаться. Но вместо этого спокойно-равнодушное: «Ну, художник…» Прямо обидно стало. Дело в том, что в тот момент там все были художники, даже охранники. Потом понял, как это хорошо, – все понимают твои юношеские художественные проблемы. Потому и жену там встретил – студентку иконописного отделения Свято-Тихоновского института.

http://ruskline.ru/opp/2023/10/26/hudozh...

Скачать epub pdf Май Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 1: гл. 5–7 (Ин.1:3–4)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1899. Т. 2. 5. С. 65–80 (1-я пагин.). (Продолжение) —65— Поскольку же нам следует иметь в виду и превратные толкования еретиков, то почитаю должным немного сказать опять и против находящихся под их влиянием. Все, говорить, чрез Него быть, и без Него бысть ни что же. 1036 И сие свойственное божеству достоинство усвояет Сыну, показывая Его во всех отношениях единосущным Родителю Богу и говоря, что все присущее Тому (Отцу) по природе есть и в Сыне, дабы Он (Сын) мыслился Богом из Бога по истине, а не имея, как мы, приобретенное прозвание и даруемое нам по одной только благодати, согласно сказанному: Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго еси ( Пс.81:6 ). Ведь если все чрез Него бысть, то Сам должен быть другим отличных от всего, ибо в слове «все» нет ничего, что не содержится во всем, как без сомнения и блаженный Павел понимал слово «все» . Так в одном из посланий говоря о Спасителе нашем и сказав, что все подчинено под ноги Его, весьма хорошо присоединяет: ибо, сказав 1037 «все», ничего не оставил Ему неподчиненным ( Евр.2:8 ). Итак, поскольку веруем, что все произошло чрез Сына, то мы не должны думать, что Сам Он есть один из всего, но будем считать Его лежащим вне всего и, выделяя его из природы и однородности тварных бытий, должны исповедать, что Он есть наконец не другое что, как Бог из Бога по природе. В самом деле, какой можно бы допустить промежуток между Богом и тварью, – разумею не по отношению сущности, ибо в этом отно- —66— шении промежуток громадный, но по одному только мысленному представлению чего-либо другого из существующего? 1038 Или какое другое место будет иметь Сын, превышающей природу тварей, даже более – Сам будучи Творцом? Ведь все произошло чрез Него, как чрез силу, как чрез премудрость Бога и Отца, не в природе Родившего скрывающуюся, как скрывается, например, в человеке присущая ему премудрость и сила, но существующую особо и саму по себе (ипостасно), и притом однако же происходящую из Отца по несказанному образу рождения, дабы сила и премудрость Отца понимались как истинно существующий Сын.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010