Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕЗИДЕРИЙ [лат. Desiderius] († нач. VII в.), св. (пам. зап. 23 мая, перенесение мощей - 11 февр.), архиеп. г. Вьенна (совр. Вьен, деп. Изер, Франция). Сведения о Д. встречаются в 5 посланиях папы Римского Григория I Великого с 596 по 601 г., 3 из к-рых адресованы Д. О святом говорится в 1-й ч. «Хроники Фредегара» (сер. VII в.) и в Житии св. Колумбана, составленном Ионой из Боббио ок. 643 г. Также до наст. времени сохранилось 5 редакций Жития Д., 2 из к-рых, возможно, были созданы ранее Жития св. Колумбана. 1-я редакция (Vita I) составлена вестгот. кор. Сисебутом (612-620). 2-я редакция Жития принадлежит анонимному вьеннскому клирику, к-рый довел рассказ до перенесения мощей Д. во Вьенну; в работе над Житием он, вероятно, использовал рассказы современников Д., лично знавших святого. Ок. 870 г. свт. Адон , архиеп. Вьеннский, создал 3-е Житие Д., значительно сократив и переработав 2-ю редакцию Жития. 4-я редакция, опубликованная в 1685 г. болландистом Г. Хенскенсом (ActaSS. Maii. T. 5. P. 251-255),- компиляция, также составленная на основе 2-го Жития. Краткое Житие Д., в основе которого также лежит 2-я редакция, дополненная легендарными сведениями, было написано в сер. XV в. итал. гуманистом Б. Момбрицио ( Mombritius B. Sanctuarium. P., 1910. T. 1. P. 220-221). Согласно житийной традиции, Д. род. в г. Августодун (совр. Отён) в знатной семье, принадлежавшей к потомкам галло-рим. аристократии. С юных лет Д. жил во Вьенне, у его родителей были земельные владения в окрестностях города. При Вьеннском архиеп. Намации († 559) и его преемниках занимал низшие церковные должности. Архиеп. Вер († после 586) возвел Д. в сан архидиакона. Согласно Сисебуту, Д. неоднократно предлагали различные епископские кафедры, но он уклонялся от этой чести. После смерти Вера клир и народ избрали Д. на архиепископскую кафедру. Д. заботился о Церкви, стремился поднять нравственный уровень духовенства и мирян.

http://pravenc.ru/text/171577.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОМН I еп. Антиохийский (кон. 60-х - нач. 70-х гг. III в.), преемник Павла I Самосатского . В «Церковной истории» Евсевий Кесарийский, сообщая об осуждении Павла на одном из Антиохийских Соборов , приводит послание его участников, в заключение к-рого говорится об избрании новым епископом «Домна, сына блаженного Димитриана, славно до него [Павла] управлявшего той же епархией» ( Euseb. Hist. eccl. VII 30. 17). Поскольку одним из адресатов послания является свт. Дионисий , еп. Римский, скончавшийся 26 дек. 268 г., Собор можно отнести к 268 г. Из соборного послания также следует, что Д. приходился сыном еп. Димитриану Антиохийскому (253 - до 261). Согласно позднейшей араб. «Хронике Сеерта» (не ранее IX в.), Д. был его племянником по линии брата. Павел Самосатский не признал решения Собора, и епископство Д. стало для Антиохии первым прецедентом разделения кафедры и общины между 2 предстоятелями - православным и еретиком. Опираясь на поддержку пальмирской царицы Зиновии, захватившей контроль над Сирией, Павел продолжал занимать епископскую резиденцию до сер. 272 г., когда рим. имп. Аврелиан одержал победу над Зиновией. По сообщению Евсевия (Ibid. VII 30. 19), христиане сами обратились к императору за разрешением церковного конфликта и он распорядился отдать церковный дом тому, кто состоит в переписке с италийскими епископами (в первую очередь Римским). В результате Павел был изгнан, однако Евсевий не пишет, продолжал ли к этому времени Д. стоять во главе правосл. партии. Степень достоверности всего рассказа Евсевия неясна. По сведениям визант. хрониста Георгия Синкелла († после 811 г.), Д. занимал кафедру 3 года ( Georg. Sync. Chron. P. 470), согласно свт. Никифору I , патриарху К-польскому ( 828),- 2 года ( Niceph. Chronogr. P. 130). Его преемником был избран Тимей , о чем блж. Иероним сообщает в хронике под 271/2 г. Т. о., точная продолжительность и обстоятельства пребывания Д. на Антиохийском престоле ввиду крайней скудости источников остаются неясными.

http://pravenc.ru/text/178862.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЛОГЕР [Калокер; лат. Calocerus; итал. Calogero] (III в.?), св. (пам. зап. 11, 18 февр.), еп. г. Равенна (Италия). Сведения о К. немногочисленны. В Мученичестве св. Аполлинария (BHL, N 623), составленном в VI-VII вв., сообщается, что 1-й еп. Равеннский Аполлинарий рукоположил К. во пресвитера, а во время миссионерского путешествия епископа в обл. Эмилия К. управлял христ. общиной Равенны. Однако в «Книге Равеннских понтификов» Агнелла Равеннского (жизнеописания ранних епископов написаны между 831 и 836) об этом не упоминается. Согласно Агнеллу Равеннскому, К. был возведен на кафедру уже в преклонном возрасте. Он усердно проповедовал христианство, заботился о пастве и совершил множество чудес. По нек-рым данным (sicut aiunt quidam), К. был похоронен 11 февр. в базилике Проба. Недостаток сведений о святом Агнелл Равеннский восполнил похвалами, к-рые носят общий характер, и рассуждениями о значении имени К. ( Agnellus. Liber pontificalis ecclesiae Ravennatis. 6). В др. месте Агнелл сообщает, что все ранние епископы Равенны «были сирийцами», т. е. происходили с Востока (Ibid. 24). По преданию, св. Аполлинарий был учеником ап. Петра и погиб при рим. имп. Веспасиане (69-79). В жизнеописаниях епископов Агнелла Равеннского сообщается, что К. был 4-м епископом Равенны после св. Аполлинария. Действительную хронологию Равеннских епископов до еп. Севера, присутствовавшего на Соборе в Сардике (343), установить сложно, тем более что в VI-VII вв. перечень епископов скорее всего подвергался переработкам. По мнению большинства исследователей, деятельность Аполлинария, возглавлявшего христианскую общину в Классе, портовом пригороде Равенны, следует относить к кон. II или к 1-й пол. III в. (см.: Mauskopf Deliyannis D. Introduction// Agnelli Ravennatis Liber pontificalis ecclesiae Ravennatis. 2006. P. 94-97; Eadem. 2010. P. 38-39). Базилика Проба, названная в честь епископа, занимавшего Равеннскую кафедру во 2-й пол. IV в., находилась в некрополе близ Классе. Остатки храма, предположительно построенного в V в., были частично раскопаны близ базилики Сант-Аполлинаре-ин-Классе ( Eadem. 2010. P. 258-259). По свидетельству Агнелла, в базилике Проба находились гробницы мн. ранних епископов Равенны. По указанию еп. Максимиана (546-557) фасад базилики был украшен мозаичной композицией с изображениями епископов Проба, Элевкадия и К. Тогда же тела почивавших в храме епископов были умащены благовониями и помещены в подобающие гробницы ( Agnellus. Liber pontificalis ecclesiae Ravennatis. 77). После того как порт Классе пришел в упадок, большинство находившихся там церквей было заброшено, мощи святых перенесены в городские храмы. В X в. по указанию архиеп. Петра в базилику Урса (кафедральный собор) были перенесены мощи епископов, почивавшие в базилике Проба (ActaSS. Febr. T. 2. P. 509).

http://pravenc.ru/text/1320135.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДУКА Дука [дукс; греч. δοξ, δοκας; от лат. dux - вождь, военачальник], один из высших военных чинов в поздней Римской и Византийской империи. Термин появился в ходе реформ имп. Диоклетиана , разделившего военную и гражданскую власть наместников провинций (впервые чин зафиксирован в 289 и 303). В IV-VI вв. Д. командовали провинциальными пограничными войсками. Территории военных округов (дукатов) обычно соответствовали территориям провинций (в вост. части империи известно 13 Д., в т. ч. Месопотамии, Евфратисии, Палестины, Армении, Египта, придунайских провинций). Они подчинялись непосредственно императору, но стояли рангом ниже, чем командующие мобильными армиями - комиты и военные магистры. Лишь в качестве исключения (напр., в беспокойной Исаврии или Аравии) наместники могли совмещать военные и гражданско-адм. полномочия (dux et praeses). Во время военных кампаний войска дукатов принимали участие в боевых действиях вместе с мобильными армиями. Наряду с охраной провинции от нападений врагов Д. отвечали за поддержание гражданского спокойствия и порядка (напр., CTh. 16. 2. 31); они неоднократно упоминаются в связи с подавлением волнений на религ. почве. Так, Д. Палестины Олимпий по приказу имп. Анастасия I низложил и сослал Иерусалимского патриарха Илию , а его преемник Анастасий попытался сделать то же со следующим патриархом Иоанном III , но был вынужден уступить ввиду многочисленности поддержавших его монахов во главе с прп. Саввой Освященным (516). В VI-VII вв. в Италии и Африке существовали военно-гражданские дукаты в составе Равеннского и Карфагенского Экзархатов (Сардиния, Кампания и др.). В VIII-X вв. титул Д. носят правители областей Италии, сохранивших зависимость от Византийской империи (Калабрия, Рим, Амальфи, Неаполь, Гаэта, Венеция; отсюда происходит титул главы Венецианской республики - дож, итал. doge). В Византии в результате реформ военно-адм. системы VII-VIII вв.

http://pravenc.ru/text/180553.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАДИ-МУРАББААТ часть большого вади (сухие долины, заполняющиеся водой после сильных дождей; русла пересыхающих рек), начинающегося в Иудейской пустыне и достигающего Мёртвого м. Группа из 5 пещер в склонах В.-М. (ок. 18 км от Кумрана , 25 км юго-восточнее Иерусалима) является памятником библейской археологии, к-рый исследовали в 1952 и 1955 гг. Р. де Во , Л. Хардинг и Ж. Д. Бартелеми . Археологи обнаружили ценные материалы, датируемые IV тыс. до Р. Х. (средний энеолит), когда длительное время пещеры были заселены; до VIII в. по Р. Х. они использовались только как временные убежища. Наибольшее значение имеют находки, относящиеся к эпохе рим. господства. В сер. I в. в пещерах скрывались местные жители, возможно, во время 1-го иудейского восстания (66-70 гг. по Р. Х.; дата подтверждена монетами 42-59 гг. и керамикой, аналогичной слоям Кумрана II) (см. ст. Иудейская война ). О том, что во время 2-го иудейского восстания (132-135 гг.) в пещерах укрывались семьи евр. вождей, свидетельствуют найденные 9 монет этого периода, 2 письма предводителя восставших Симона Бар-Кохбы к обитателям пещер, 2 офиц. документа восставших (131 и 133 гг.), предметы домашнего хозяйства и остатки дорогой одежды. По-видимому, укрытие было захвачено римлянами - найдены наконечники стрел и рим. копий, личная печать с лат. надписью и др. Патрули римлян посещали пещеры вплоть до кон. II в. Особое значение имеют эпиграфические находки. Во всех пещерах были обнаружены рукописи на евр., греч., арам. и араб. языках (всего ок. 100). Среди них: один из важнейших текстов библейского периода, первый папирус на древнеевр. языке, т. н. палимпсест Мураббаата (Mur. 17; VIII-VII вв. до Р. Х.); обрывки пергамена с текстом Пятикнижия; отдельные тексты на филактериях; рукопись текста Двенадцати малых пророков, в к-рой текст расположен в последовательности, позднее принятой в масоретской Библии , книги пророков Осии и Малахии отсутствуют, а Книга пророка Захарии сохранилась лишь во фрагментах. Сопоставление библейских текстов В.-М. с текстами Масады и Нахал-Хевера привело де Во и мн. др. исследователей к выводу, что в эпоху 2-го восстания текст ВЗ уже получил общепринятую редакцию, близкую масоретской, в отличие от кумранских текстов нач. I в. до Р. Х., когда их варианты существенно разнились. Хотя тексты В.-М. и содержат ряд отличий от масоретской редакции, все же их связь несомненна.

http://pravenc.ru/text/153829.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАПИЙ И МАВР [Лат. Papias et Maurus] († нач. IV в.), мученики Римские (пам. 7 июня; пам. зап. 29 янв.). Сведения о П. и М. содержатся в «Страстях святого папы Марцелла и святых Сатурнина, Сисинния и Кириака диаконов» (BHL, N 5234; см. в ст. Маркелл I , св., епископ (папа) Римский). Согласно этому источнику, август Максимиан Геркулий (286-305), вернувшись из Африки в Рим и желая угодить своему соправителю имп. Диоклетиану (284-305), решил построить в его честь термы. Для этих работ Максимиан привлек арестованных воинов-христиан. Тогда были схвачены диаконы Сисинний и Кириак, к-рые вместе с благочестивыми Смарагдом и Ларгом снабжали заключенных единоверцев пропитанием и одеждой. Через нек-рое время Сисинния вместе со старцем Сатурнином, который тоже находился в темнице, привели на допрос к префекту Лаодикию. Они смело исповедовали Христа. Префект пытался заставить Сисинния и Сатурнина воскурить фимиам языческим богам, но по молитве святых медные треножники в языческом храме расплавились. Присутствовавшие при этом чуде воины П. и М. уверовали во Христа и исповедовали Его Истинным Богом. Лаодикий приказал пытать Сисинния и Сатурнина. Видя, как они мужественно переносят страдания, П. и М. вторично объявили себя христианами. Желая, чтобы воины умолкли, префект приказал бить их по устам камнями и заключить в темницу, где папа Маркелл I крестил П. и М. Через 12 дней они были доставлены на допрос. За отказ вернуться к поклонению языческим богам префект повелел жестоко избить П. и М. Претерпевая мучения, святые неустанно призывали помощь Божию и скончались. Пресв. Иоанн ночью 29 янв. похоронил тела П. и М. на Номентанской дороге, в месте, называемом ad Nymphas beati Petri (вероятно, это был баптистерий времени ап. Петра). В рим. итинерариях VII в. упоминается гробница П. на Номентанской дороге под базиликой св. Эмеренцианы, находившейся на Большом кладбище (Coemeterium Maius) (Codice topografico della città di Roma/Ed. R. Valentini, G. Zucchetti. R., 1942. Vol. 2. P. 115, 145). Дж. Б. Де Росси предположил, что П. и М. упоминаются в вотивной надписи IV-V вв. (как «господа святые Папр и Мавролеон» - ICUR. T. 8. N 21591), однако И. Делеэ критически отнесся к данной т. зр. ( Delehaye. Origines. P. 277-278). В 50-х гг. XX в. при раскопках на Большом кладбище были обнаружены фрагменты мраморной трансенны с вотивной надписью мученикам, среди которых назван П. и, возможно, М. (ICUR. N. S. T. 8. N 21592); в т. н. аркосолии Зосима сохранилась фреска IV в. с изображением 2 воинов (предположительно П. и М.), к-рых 2 др. воина ведут, вероятно, на казнь (см.: Fasola U. M. Le recenti scoperte agiografiche nel Coemeterium Majus//Rendiconti. 1954-1956. Vol. 28. P. 75-89).

http://pravenc.ru/text/2578931.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУГО (1064/65, Верден, Лотарингия - после 1115), аббат Флавиньи, хронист. Внук имп. Конрада II по линии отца и правнук имп. Оттона III со стороны матери. В отроческом возрасте был передан в качестве облата в мон-рь Сен-Ван в Вердене, где получил образование под рук. аббата Родульфа. Приняв монашество, стал одним из приближенных Родульфа, примкнув к сторонникам григорианской реформы , в числе к-рых был Ярентон, аббат мон-ря Сен-Бенинь (Дижон, Бургундия). Позиция защитника реформы стала причиной конфликта Г. с еп. Верденским Теодорихом, сторонником имп. Генриха IV . После того как в 1084 г. папа Григорий VII был вынужден бежать из захваченного Генрихом Рима, Теодорих Верденский признал антипапу Климента III . Аббат Родульф был лишен сана и изгнан, вместе с ним Верден покинул и Г. Он нашел убежище у аббата Ярентона в Дижоне, где остался и после возвращения аббата Родульфа в Верден (1092). Г. посетил наставника в последние дни его жизни и присутствовал при его погребении (2 апр. 1099). По приглашению Гуго, архиеп. Лиона, Г. переехал в Лион, где стал одним из его близких советников и начал составление «Верденской хроники» (Chronicon Virdunense seu Flaviniense). В 1095 г. Г. сопровождал аббата Ярентона в Англию, где как легат папы Урбана II должен был уладить конфликт между кор. Вильгельмом II и герц. Нормандии Робертом. На обратном пути в Байё Г. тяжело заболел. После выздоровления он присоединился к свите герц. Роберта, направлявшегося в 1-й крестовый поход. В сент. 1096 г. вместе с Ярентоном Г. вернулся в Дижон, однако вскоре по протекции архиеп. Гуго еп. Отёнский Хаганон назначил его аббатом Флавиньи (22 нояб. 1096). За 3 года управления аббатством он много сделал для украшения церквей и пополнения монастырской б-ки, истратив более 2 тыс. солидов из личных средств. В 1098 г., после смерти еп. Хаганона, у Г. возник конфликт с его преемником Норгадом (Норгаудом). В сент. 1099 г. из-за недовольства братии мон-ря, спровоцированного епископом, Г. был вынужден покинуть аббатство. Заступничество архиеп. Гуго Лионского не имело успеха. Г. обратился с апелляцией в Рим и через год (сент. 1100) был восстановлен в должности аббата Флавиньи. Однако в 1101 г. он вновь был вынужден бежать из мон-ря, спасая свою жизнь, т. к. монахи заподозрили аббата в том, что он якобы хотел подчинить мон-рь Флавиньи аббатству Сен-Бенинь в Дижоне. Новая апелляция в Рим осталась без ответа.

http://pravenc.ru/text/168249.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗИНА [греч. Ζηνς, Ζνων; лат. Zenas, Zeno], ап. от 70 (пам. 27 сент., 4 янв.- в Соборе 70-ти апостолов), еп. Диоспольский (Лиддский), ученик ап. Павла. Имя Зина является сокращенным вариантом греч. имени Ζηνδωρος - дар Зевса. З. упоминается в Послании ап. Павла к Титу: «Зину законника и Аполлоса позаботься отправить так, чтобы у них ни в чем не было недостатка» (Тит 3. 13). В святоотеческой экзегезе этот стих рассматривается в качестве наглядного примера братской любви и заботы в ранней Церкви ( Ioan. Chrysost. De laudibus sancti Pauli apostoli. III 8). Вероятно, З. и Аполлос , будучи учениками ап. Павла, находились при нем на о-ве Крит во время написания Послания к Титу и могли принимать участие в передаче Послания адресату. Согласно свт. Иоанну Златоусту ( Idem. In Tit. 6. 1), г. Никополь, куда Павел просил отправить З. и Аполлоса, находился во Фракии (по мнению болландистов , имелся в виду Никополь в Эпире - ActaSS. P. 390). З. в Свящ. Писании назван законником (νομικς). Возможно, это свидетельствует о том, что З. был евр. законоучителем ( Ioan. Chrysost. In Tit. 6. 1). Однако ряд совр. комментаторов, основываясь на античном употреблении этого термина (см., напр.: Plut. Vitae. Sulla. 36. 3), придерживаются иной т. зр. Они считают, что З. был сведущим в рим. праве гражданином (ср., напр., др. ап. от 70 - Ераст (Рим 16. 23), к-рый обладал юридическими знаниями и помогал ап. Павлу в его служении (см., напр.: Gillman J. Zenas//ABD. Vol. 6. P. 1074)). В апокрифических «Деяниях ап. Павла и Феклы» (кон. II в.) (гл. 3, ст. 2) З. назван сыном Онисифора, христианина из Эфеса (2 Тим 1. 16-18). В апостольских списках Псевдо-Епифания (VI-VII вв.) и Псевдо-Дорофея (VIII-IX вв.) З. именуется епископом Диосполя (пров. Палестина Первая), в Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) в Соборе апостолов под 30 июня - епископом Библа (пров. Финикия Первая) (SynCP. Col. 787). В сказании об ап. Тите из этого Синаксаря (25 авг.) сообщается, что З. записал его житие (SynCP. Col. 921). В греч. стишных синаксарях (напр., Paris. gr. 1582, XIV в.; ГИМ. Син. греч. 369(353). Л. 88 - Владимир (Филантропов). Описание. С. 519) и печатной Минее (Венеция, 1592) имя З. передается как Зинон (Ζνων), его память отмечена 27 сент. и 27 апр. вместе с памятями апостолов Марка и Аристарха.

http://pravenc.ru/text/199805.html

б) относительность самого времени. Бог выше времени в) Бог не медлит, но долготерпит 3. Величественная картина Второго Пришествия (3:10 – 13) V. Свидетельство о посланиях апостола Павла во 2 Петр. 1. Указание на тех, кто искажал учение ап. Павла освободе (ср. Гал. 5:13 – 15 : Рим. 3:8 ) 2. Свидетельство об авторитетности Посланий апостола Павла ( «Как и прочие ПисаНия») и об их хождении в виде сборника 3. Косвенный признак сравнительно позднего написания 2 Петр. VII. Использование апокрифических памятников в Иуд. 1. «Успение Моисея» и «Книга Еноха» – образцы иудейской апокалиптической литературы. 2. Возможные причины использования в Иуд. иудейских неканонических текстов а) желание использовать общедостутный язык и систему образов б) широкое хождение подобной литературы до 90 г. От Р. Х. Стихи для узнавания 2 Петр. и Иуд. 1:16 – 18 Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе. 3:8 – 10 Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. Не медлит Господь (исполнением) обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. 1:9 – 15 Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «Да запретит тебе Господь». A сии злословят то, чего не знают, что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя. Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АМАСТРИДА [греч. ρδβλθυοτεΑμαστρις, ρδβλθυοτεΑμαστρος, Αμστρα, Σμαστρος] (совр. Амасра, Турция), город на юж. берегу Чёрного м., визант. митрополия. А. расположена в устье одноименной реки (совр. Амасра-Дереси), на полуострове шириной ок. 200 м, между 2 бухтами, а также на соседнем предгорье и 2 скалистых островах (совр. Бозтепе и Тавшан-Адасы). История А. образовалась ок. 300 г. до Р. Х. в результате слияния милетских колоний Сесама, Китора, Кромны и Тиоса и названа в честь вдовы гераклейского тирана. С 279 г. до Р. Х. находилась в составе Понтийского царства, в 70 г. была добровольно сдана римлянам. В 63 г. до Р. Х. получила статус свободного города. В ходе реформ имп. Диоклетиана А. вошла в состав пров. Пафлагония . Со II в. здесь располагалась база рим. флота; в позднеримско-ранневизант. эпоху А. была обнесена стеной и стала одним из важнейших городов Пафлагонии. С кон. VII - нач. VIII в. в городе размещалась база флота фемы Пафлагония; параллельно происходила перестройка укреплений и расширение гаваней. С кон. VIII в. А. подвергалась араб. набегам. В описании посмертного чуда свт. Георгия Амастридского упоминается о нападении на А. рус. флота (дата ранее считалась спорной; И. Шевченко подтвердил датировку В. Г. Васильевского - до 842 г. ( Š ev enko I. Hagiography of the Iconoclast Period//Iconoclasm. Birmingham, 1977. P. 313-331)); грабя город, нападавшие пытались вскрыть могилу святителя и были поражены «расслаблением членов», после этого многие из них приняли христианство (Васильевский В. Г Русско-византийские исследования. СПб., 1893. Ч. 2). В IX-XI вв. резиденция наместника Пафлагонии (катепана; с XII в.- дуки). В нач. X в. Никита Давид Пафлагон в похвальном слове мч. Иакинфу называет А. «общим торговым центром всего Понта» (PG. 105. Col. 421). В кон. XII в. все окрестности А. были заняты турками. После 1204 г. она оказалась в составе Трапезундской империи , затем ее дважды (в 1211 и 1214) захватывал Феодор I Ласкарь . С 60-х гг. XIII в. связь А. с Византией поддерживалась только по морю; в 1261 г. в А. основана генуэзская колония. Последнее упоминание о политической принадлежности А. Византии относится к 1340 г. Возможно, ок. 1360 г. А. была покорена турками, однако вскоре оказалась во владении генуэзцев. Ок. 1363 г. в А. была перестроена городская цитадель. В 1389 г. город посетил Игнатий Смольнянин , сопровождавший низложенного Киевского митр. Пимена в его поездке в К-поль. А. помогала К-полю зерном и оружием во время его блокады султаном Баязидом I . Ок. сер. XV в. здесь появилась флорентийская фактория. В 1460 г. А. была окончательно взята войсками Мехмета II, 2/3 жителей были переселены в К-поль. Церковная история

http://pravenc.ru/text/114302.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010