Уже в ассир. документах А. (Amedi, Amidi) упоминается как один из важнейших городов Ассирии; позднее входила в состав Ахеменидского и Селевкидского царств, затем принадлежала Риму (сохранилась цитадель IV в. до Р. Х. и часть стен, датируемых I в. до Р. Х.). Область А. с III в. по Р. Х. оспаривалась у Римской империи Сасанидским Ираном. В нач. IV в. город, ставший центром рим. пров. Месопотамия в составе Вост. префектуры , был укреплен, в нем находился военный гарнизон. В 359 г. шаханшах Шапур II осадил А. и через 2 месяца взял ее штурмом; жители были переселены в Хузестан (Юго-Зап. Иран). Позднее А. вновь отошла к Вост. Римской империи (Византии). Вторично иранцы овладели городом в 502 г. при шаханшахе Каваде, но имп. Анастасий выкупил его за тысячу фунтов золота. В 640 г. город сдался арабам. В ср. века А. была центром обл. Дияр Бакр (дословно - местопребывание [рода] Бакр, араб. племени, расселившегося там в VII в.), к-рая охватывала земли по обоим берегам Тигра от истока до поворота русла на юго-восток, с городами Майафарикин, Хисн-Кайфа, Арзан. В эпоху араб. владычества А. с округом входила в пров. Джезира, иногда выделяясь в особую адм. единицу, полунезависимую от аббасидских халифов. С сер. Х в. город входил в состав эмирата Хамданидов, с кон. Х в. попал под власть курдской династии Мерванидов. Оказавшись на византийско-мусульм. границе и подвергаясь сильной угрозе с запада, правитель А. ок. 1000 г. пошел на признание вассальной зависимости от имп. Василия II , получив от него титул магистра и дуки Востока. Во 2-й пол. XI в. княжество Дияр Бакр попало в орбиту влияния Сельджукидов, началось проникновение на эту территорию туркмен. племен. В последующие столетия А. находилась под властью Артукидов (XII в.), Иконийского султаната (с 1241), монголов, была столицей тюрк. племенного союза Кара-Коюнлу (XV в.), входила в состав Сефевидского Ирана (с 1507). В 1515 г. А. была захвачена турками-османами; от них город получил имя Кара-Амид - Чёрная Амида (за цвет базальтовых стен), а также Диярбакыр (Диарбекир). Церковная история

http://pravenc.ru/text/114460.html

Заселение Венецианской лагуны, начавшись, возможно, в V в., интенсивно развивалось после 568 г., когда жители рим. пров. Аквилея , спасаясь от нашествия лангобардов, бежали на острова под защиту визант. администрации, имевшей резиденцию поблизости, в г. Цивитас Нова (Гераклиана). С кон. VII в. во главе управления стояли дожи (от греч. δοξ - дука). Первоначально это был титул провинциального наместника Византийской империи; с XIII в.- титул главы города и гос-ва В., к-рый потерял юридическую связь с Византией. Третий из дожей, ипат Орсо (726-737), выступил против иконоборчества , временно победившего в Византии, и был убит. В 737-742 гг. власть над островами была передана в руки магистра - военного командующего, непосредственно подчинявшегося визант. экзарху в Равенне. С восстановлением власти дожей в 742 г. адм. центр был перенесен в Маломокко, на юго-зап. побережье о-ва Лидо, после падения Равеннского Экзархата в 751 г. В. обрела автономию под суверенитетом Византии. Основными занятиями населения были морская торговля, рыболовство, добыча и производство соли. Постепенно все большее развитие получали кораблестроение, металлообработка, производство стекла и тканей. Отразив нападения франков в 803 и 810 гг., В. оставалась в составе Византии, играя роль моста между Западом и Востоком. С перенесением на Риальто в 828 г. мощей св. ап. Марка, вывезенных купцами из Александрии, и постройкой базилики св. Марка В. становится религ. центром Запада, часто резиденцией Патриарха Градо. Крылатый лев, символ св. Марка, является эмблемой В. Находясь под суверенитетом Византии, В. укрепила власть дожей, эффективно (вместе с византийцами) боролась с набегами арабов и пиратами Адриатики. В 992 г. В. был выдан хрисовул от визант. имп. Василия II Болгаробойцы , оформивший военно-морской союз с империей и давший городу привилегии в торговле с Византией. В 999 г. В. получила от герм. имп. Оттона III особые права в коммерции на континенте и в контроле над Далмацией. Превратившись в фактически самостоятельную морскую республику, В. вместе с Византией боролась с норманнами, и имп. Алексей I Комнин передал городу права беспошлинной торговли в визант. портах (1082). Быстрое укрепление венецианских купцов на визант. рынках, особенно в К-поле, их беспрецедентные права, а также поведение порождали конфликты. В 1118 г. произошел первый открытый разрыв, когда венецианцы выступили против византийцев в Сирии и Св. земле. В 1171 г. по приказу имп. Мануила I венецианские купцы на всей территории Византии были арестованы, а их товары конфискованы. Столкновение привело к войне, и лишь в 1187 г. имп. Исаак II Ангел подтвердил венецианские привилегии и вновь заключил оборонительный союз с В. На 2-м этапе борьбы Римско-Германской империи и папства В. выступала противником имп. Фридриха I Барбароссы . Именно в В. был заключен мир между папой Александром III и герм. императором, когда последний признал папский примат и коммунальные свободы североитал. городов.

http://pravenc.ru/text/150247.html

Киликия в IV-VII вв. [греч. Κιλικα; лат. Cilicia; арм. ], историческая область на границе Юго-Вост. М. Азии и Сев. Сирии (ныне Турция), один из древнейших регионов развития христ. культуры. География. К. расположена у сев.-вост. берега Средиземного м., в треугольнике, образованном линией моря и хребтами гор Тавр, Антитавр и Нур (Аманус, Чёрные горы). На западе граничила с древними областями Памфилия и Писидия, на севере - с Каппадокией и Ликаонией, на востоке и юге - с Катаонией, Коммагеной, Евфратисией и Сирией. На запад от Кахранмараша (древняя Германикия, позднее Мараш) расположен хребет Центр. (Киликийских) Тавр. Высота горного массива местами превышает 3 тыс. м, защищая от непогоды вост. берега Средиземного м. с севера. Недалеко от Кахранмараша и на юг от Тавра расположен хребет Нур, к-рый спускается к юго-вост. берегу зал. Искендерун (Исского), достигая местами в высоту более 2 тыс. м. Эти горные массивы получили название Горной (Суровой) К. В рим. эпоху зап. часть Горной К. называлась также Исаврией. Треугольная долина, образованная горными хребтами и морем, издревле считалась одним из плодороднейших сельскохозяйственных регионов Ближ. Востока. В разные эпохи авторы называли эту долину Равнинной или Низменной К., долиной городов Аданы либо Тарса. В К. протекают реки Каликадн (Селевк, Салеф, ныне Гёксу), Кидн (ныне Тарсус), Сар (ныне Сейхан) и Пирам (ныне Джейхан). Все они берут начало в горах Тавр и Антитавр. Реки часто меняют русло, а также выносят ил на морское побережье и тем самым постепенно отодвигают береговую линию на юг и юго-запад. Сохранились многочисленные следы древних и средневек. мостов, близ населенных мест встречаются древние плотины, с помощью к-рых регулировался водный поток. В средние века реки в нижнем течении еще были судоходны, порты принимали торговые и военные суда. По суше в К. можно было попасть только через неск. ущелий, хорошо защищенных крепостями. В горах Тавр стратегически наиболее важным было ущелье Киликийские Ворота. Отсюда начиналась сухопутная дорога на запад М. Азии до К-поля. Дороги, проходящие по ущелью у г. Кокисон (ныне Гёксун) на севере К., вели в Армению и Каппадокию. Дорога из К. на юго-восток через ущелье Сирийские Ворота, или Ворота Антиохии, в Аманусских горах связывала страну с Сирией, Палестиной и Месопотамией, открывая путь на Верою (ныне Халеб, Сирия), Антиохию и Иерусалим. В древности через К. проходили также главные сухопутные дороги из средиземноморских портов во все регионы Ближ. Востока.

http://pravenc.ru/text/1684614.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛАНСКАЯ ЕПАРХИЯ [греч. παρχα Αλανας] К-польского Патриархата , одна из древнейших на территории РПЦ. Существовала с нач. X до кон. XVI в. на северо-востоке периферии Византийской империи в пределах «страны алан» (Алании) на Сев.-Зап. Кавказе. Алания Алания Этноним «аланы» (греч. Αλανο, лат. Alani) в античных и средневек. источниках обозначал группу ираноязычных племен, родственных сарматам . Согласно общепринятой гипотезе В. И. Абаева, это имя восходит к древнеиран. aryana - древнему самоназванию индоиран. народов (ариев). Впервые оно встречается во II-I вв. до Р. Х. в названии сарматского племени роксоланы (Plin. Hist. nat. IV 80; возможный перевод - «светлые аланы»). К сер. I в. по Р. Х. аланы появляются в местах расселения сарматских племен (в частности, сираков и аорсов, обитавших на Сев. Кавказе и в Предкавказских степях). На тесную преемственную связь аланов с сарматами указывают составные термины - «аланорсы» («алано-аорсы») у Птолемея (II в.), «алано-сарматы» у Маркиана Ираклийского (IV в.), а также археологические материалы. На страницах хроник народ алан появляется в I в. по Р. Х. (Иосиф Фл. Иуд. древн. VII 244), когда близ сев.-вост. границ Римской империи, на равнинах Сев. Причерноморья, где ранее кочевали скифские и сарматские племена, возникло новое мощное военно-политическое объединение. Кочевники-аланы многократно потрясали своими набегами соседние страны, одновременно сталкиваясь и общаясь с десятками др. древних народов и племен в добрососедстве и союзничестве или на полях сражений в Европе, Азии и даже в Африке. История алан тесно переплелась с историей многих народов, в первую очередь Юго-Вост. Европы, включая и народы, жившие в ср. века на юге России. В 70-х гг. IV в. аланский племенной союз, занимавший огромную территорию от Сев. Прикаспия до Причерноморья, был разгромлен гуннами . Значительная часть алан ушла в Зап. Европу. Опустошив в союзе с герм. племенами рим. провинции Галлию (406) и Испанию (411), в топонимике к-рых сохранились многочисленные следы пребывания алан (Алансон во Франции, Гото-Алания - Каталония в Испании), они были вытеснены оттуда вестготами (429) в Сев. Африку, где приняли участие в формировании гос-ва вандалов . Массовая миграция алан от нашествия гуннов шла и в направлении высокогорных областей Кавказа, результатом чего явилось смешение их с автохтонным населением, принадлежавшим к иберо-кавк. семье. Это определило в дальнейшем неоднородность аланской этнической среды, а равно и материальной культуры северокавк. алан. Данные археологии показали, что уже с V в. наблюдается различие в материальной культуре Зап. (бассейн р. Кубани) и Вост. (бассейн р. Терека) Алании и наличие в ней 2 родственных племен (Коваленская). Позднее выявилась еще одна, промежуточная ветвь в центральной части Сев. Кавказа (Приэльбрусье).

http://pravenc.ru/text/64006.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛАВДИЙ [копт. klaudios ], мч. Антиохийский (пам. копт. 11 паоне (эфиоп. сане; 5 июня)). Агиографическое «досье» К. включает тексты на копт., араб. и эфиоп. языках. Мученичество К. и 3 энкомия в его честь сохранились полностью в единственном кодексе (М 587, б-ка Пирпонта Моргана, ок. IX в.) на саидском диалекте копт. языка. В 1970 г. Ж. Годрон опубликовал эти тексты с учетом изданных ранее, а также неизданных фрагментов из 6 др. кодексов и перевел их на франц. язык (впосл. он издал еще неск. новонайденных фрагментов - Godron. 1976). Два энкомия принадлежат Константину , еп. Асьютскому (2-я пол. VI - 1-я четв. VII в.), 3-й приписывается Севиру , патриарху Антиохийскому (нач. VI в.; вероятно, псевдоэпиграф). Известны также средневек. переводы Мученичества и энкомиев на араб. язык и с арабского на эфиопский. Краткое сказание о К. содержится в копто-арабском Синаксаре (XIII-XIV вв.) и его эфиоп. версии, где вместе с К. прославляются еще 2167 мучеников (это упоминание не находит подтверждения в других источниках). Литургические тексты в честь К. представлены рядом песнопений в копт. Антифонарии (Дифнаре) и эфиоп. величаний- саламов . Мученичество К. имеет обширную вводную часть, в к-рой излагается один из вариантов (возможно, наиболее ранний) копт. легенды о рим. имп. Диоклетиане (284-305). Согласно копт. традиции, Диоклетиан был пастухом из Египта; он стал императором благодаря случаю и первоначально исповедовал христианство. В Мученичестве К. рассказывается, как произошло его отречение от веры. Во время войны с персами император взял в плен персид. царевича Никомеда и отдал его на попечение Антиохийскому епископу (в позднейших текстах приводится легендарное имя епископа - Гаий). Тот был подкуплен персами и тайно вернул им пленника, объявив императору о смерти царевича. Когда Никомед был повторно схвачен, предательство епископа обнаружилось. Диоклетиан его казнил, перешел в язычество, издал эдикт против христиан и начал гонения. К. был военачальником и ритором, с к-рым император часто советовался. За отказ принести жертву богам Диоклетиан отправил его в Египет к правителю Антинои (столицы Фиваиды) Ариану, к-рый повсюду искал христиан и казнил их. Ожидая, что К. одумается, правитель возил его с собой в качестве заключенного. Следя за их путешествием, читатель узнаёт о мн. мучениках (солдаты, школьный учитель и его ученики со своими матерями, дочь чиновника и др.). Наконец в сел. Похе близ Асьюта (предположительно отождествлялось с совр. Ком-Буха-эль-Абид - Drescher. 1942. P. 80; однако данная идентификация сомнительна - Meinardus. 1972. P. 321) К. по приказу Ариана был распят и пронзен копьем; его останки похоронили у стен языческого храма (согласно синаксарной версии, К. пострадал в Антиное). Автором Мученичества назван Анастасий, слуга К., к-рый сопровождал его в Египте.

http://pravenc.ru/text/1841199.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «GLORIA IN EXCELSIS DEO» [лат. «Слава в вышних Богу»], лат. версия великого славословия ; иначе называется Hymnus angelicus (Ангельский гимн) или Laus angelorum (Хваление ангелов). Лат. перевод с греч. языка появился в IV в. Одним из вероятных переводчиков еще в средние века считался Иларий Пиктавийский ( Alcuin. De div. offic.//PL. 101. Col. 1248), к-рый в 360 г. был в ссылке на Востоке ( Beleth. Rationale div. offic. 36). Древнейшая лат. редакция сохранилась в Антифонарии из Бангорского мон-ря (Ambros. C 5 inf. Fol. 134, VII в.). К греч. версии Александрийского кодекса близок текст G. в Псалтири Вольфкоза из аббатства Санкт-Галлен (Sang. 20, IX в.), а к редакции «Апостольских постановлений» - текст G. из амвросианского Антифонария (Lond. Brit. Lib. Add. 34209, XII в.). Основное отличие от версии Александрийского кодекса (кроме того, что лат. версия короче) - в наличии слов Tu solus altissimus (ср.: Пс 82. 19). В конце лат. версии имеется упоминание о Св. Духе, как в арм. версии (Cum sancto Spiritu). В Псалтири Вольфкоза после слов Glorificamus te добавлены слова hymnum dicimus tibi, написанные почерком, относящимся к более позднему времени (ср.: Const. Ap. 7. 47-48 и эти же слова в испано-мосарабском из Леона (XI в.) и в амвросианском Антифонариях). Различные формы эмболизма G. содержатся в амвросианском Антифонарии, в кельт. книге гимнов XI в. (Liber Hymnorum) и в галликанском Миссале из Боббио (VIII в.). В XI-XVI вв. текст G. был интерполирован тропами (из 56 известных средневек. мелодий G. 23 с тропами). Нек-рые средневек. рукописи содержат текст G. на лат. и греч. языках (известна практика попеременного пения на 2 языках). В древних амвросианском и галликанском обрядах G., подобно великому славословию на Востоке, пелось на службе Laudes ( Caes. Arel. Reg. ad monach. 21). В Антифонарии из Бангорского мон-ря имеется подзаголовок к G.- Ad vesperum et ad matutinum. Вероятно, такая же практика существовала в древней испано-мосарабской традиции (13-й канон Толедского IV Собора (633) не связывает G. с евхаристическим богослужением). Однако в Антифонарии из Леона имеется подзаголовок к G. - Item ad missam. В рим. обряде (а под его влиянием в амвросианском и в испано-мосарабском) G. поется в начале мессы после Kyrie (в амвросианском - перед Kyrie; в испано-мосарабском - после praelegendum).

http://pravenc.ru/text/165155.html

Основными и наиболее ранними источниками сведений о жизни и деятельности Н. являются письма его современников - сщмч. Киприана , еп. Карфагенского (см.: Cypr. Carth. Ep. 8, 27-28, 37, 41, 44-60, 52, 55, 59-60, 68-69, 72-73; здесь и далее нумерация писем по крит. изд. в сериях CSEL и CCSL), св. Дионисия Великого , еп. Александрийского, и св. Корнелия , еп. Римского (сохр. только в составе «Церковной истории» Евсевия , еп. Кесарии Палестинской: Euseb. Hist. eccl. VI 43, 45; VII 8). В число др. важных источников входят (подробнее см.: Hirschmann. 2015. S. 24-74): 1) анонимный трактат «К Новациану» (Ad Novatianum; CPL, N 76; текст см.: PL. 3. Col. 1205-1218; крит. изд.: S. Thasci Caecili Cypriani Opera omnia/Ed. G. Hartel. W., 1871. Pt. 3. P. 52-69. (CSEL; 3/3)), который датируется сер. III в. (см.: Saxer. 2006. P. 3550); трактат приписывался разным авторам - сщмч. Киприану Карфагенскому, Римским епископам Корнелию и Сиксту II и др. (см.: Diercks. 1971. P. 121-130); 2) трактат «Против Новациана» (Contra Novatianum; текст см.: PL. 35. Col. 2303-2312; крит. изд.: Pseudo-Augustini Quaestiones Veteris et Novi Testamenti/Ed. A. Souter. 1908. P. 199-224. (CSEL; 50)), который сохранился в составе корпуса «Вопросы по Ветхому и Новому Завету» (Quaestiones Veteris et Novi Testamenti; CPL, N 185; вопрос 102); этот корпус был создан между 370 и 380 гг. и, вероятнее всего, принадлежит рим. пресвитеру, обозначаемому условным именем Амвросиаст (см. Амброзиастер ), однако неизвестно, входил ли трактат «Против Новациана» в корпус изначально или был создан неким др. автором и присоединен к корпусу позднее (см.: Gregory. 1899); 3) письма Пациана , еп. Барселонского (Epistulae III ad Sympronianum; CPL, N 561); в последнем критическом издании 3-е письмо выделено как соч. «Против трактата новациан» (Contra tractatus Novatianorum; см.: Pacianus Barcinonensis. Opera quae extant/Ed. A. Anglada-Anfruns. Turnhout, 2012. (CCSL; 69B)); 4) ряд мест в трактате «О покаянии» (De paenitentia; CPL, N 156) свт. Амвросия , еп. Медиоланского (см., напр.: Ambros. Mediol. De poenit. I 3. 10-14); 5) посвященная Н. 70-я гл. соч. «О знаменитых мужах» блж. Иеронима Стридонского (см.: Hieron. De vir. illustr. 70); 6) сообщения в трудах греч. церковных историков V в.- Сократа Схоластика ( Socr. Schol. Hist. eccl. IV 28), Созомена ( Sozom. Hist. eccl. I 22; II 32) и Филосторгия ( Philost. Hist. eccl. VIII 15); 7) трактат «Против новациан» (Contra Novatianos; см.: CPG, N 6976) свт. Евлогия I , патриарха Александрийского (сохр. только отрывки в «Библиотеке» свт. Фотия I , патриарха К-польского; см.: Phot. Bibl. 182, 208, 280). Происхождение и ранние годы

http://pravenc.ru/text/2577751.html

Том I Том II Том III Том V Том VI Том VII Основная идея предлагаемого вниманию читателей труда выражена в самом его названии: " История Европы: дохристианской и христианской», призванном обозначить главную тему и центральный нерв европейской истории, т.е. христианство. С констатацией именно этого обстоятельства органически связано и видение автором главной интриги истории европейского и средиземноморского региона в соотношении таких ключевых для нее метаисторических символов, как Рим — Новый Рим и Третий Рим, с одной стороны, преемствующих один другому, а с другой — синхронно сопребывающих. Автор не ставил перед собой задачи расширить объем конкретных знаний по истории Европы, ввести, как принято говорить на академическом жаргоне, в научный оборот новые документы, выявить ранее не известные факты. Свою задачу он видит в том, чтобы, опираясь на уже выполненные научные исследования, корректно и с соблюдением должных пропорций, изложить исторический материал исходя из такого видения драмы европейской истории, которое вытекает уже из самой его принадлежности к Православной Церкви. В первой части четвертого тома автор рассматривает век Октавиана Августа, эпоху Юлиев и Флавиев, эпоху Антонинов и др. Содержание Глава 1. Век Августа 1. Политическое противостояние в Риме после убийства Цезаря 2. Путь Октавиана на вершину власти 3. Политическая система принципата и внутренняя политика Августа 4. Включение в состав империи Альпийского региона, Паннонии и Иллирика 5. Римские провинции и войны на границах империи 6. Рождество Спасителя 7. Римская культура в золотой век Августа 8. Смерть Августа Глава 2. Эпоха Юлиев и Флавиев 1. Племенной мир Европы на рубеже эр 2. Правление Тиберия 3. Распятие и воскресение Спасителя 4. Правление Калигулы 5. Правление Клавдия 6. Завоевание Британии 7. Правление Нерона 8. Год четырех императоров 9. Правление Веспасиана 10. Правление Тита 11. Правление Домициана 12. Структура римского общества I столетия от Р. Х. 13. Экономика Римской империи эпохи раннего принипата

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

1 Из сирского имени Игнатия Нуроно Покок (Dynast. historia, dyn. VII) и Грабе (Specil T. II) заключали, что он родился в г. Норе в Сардинии или в фригийском городе того же имени. Но ученый сириец-маронит Ассемани (Bibl. Orient. T. III, p. 1) заметил, что Нуроно значит «огненный» и есть только сирский перевод слова «Игнатий», почитавшегося производным от ignis, огонь. 2 Метафраста о мученичестве св. Игнатия во 2-м томе сочинений мужей апостольских, изданных Котельером: оттуда это сказание перешло и в ваши Четьи-Минеи. 3 Homil. in. S. Ignat. Martyr. Opp. t. II. Оно переведено на русский язык в «Христианском Чтении» за 1835 г. часть III. 4 Мученические акты о св. Игнатии были изданы сперва на латинском языке Ушером в 1647 г., а потом в греческом оригинале – Руинартом в 1869 г. Они были написаны спутниками Игнатия, сопровождавшими его из Антиохии в Рим и бывшими свидетелями его последнего подвига. На это указывают собственные слова описателей мученичества Игнатия: «мы неохотно ехали, скорбя о предстоящей нам разлуке с праведником» (гл. V); «мы видели это собственными глазами» (гл. VII). По общему мнению, это были диаконы – Филон и Агафопод, о которых св. мученик упоминает в посланиях к Смирнянам и Филадельфийцам. Эти записки отличаются в изложении простотой, искренностью и теплотой любви к великому исповеднику истины: эти признаки, равно как отсутствие анахронизмов, дают право признать их подлинность. Возражения против них, в разное время поднимавшиеся со стороны притязательной преувеличенной критики устранены Персоном (Vindiciae Ignatianae) и Гефеле в пролегоменах к творениям мужей апостольских. 5 Это объясняют тем, что осужденных отправляли не на особом, нарочитом корабле, а на таком, который представлялся случайно, и плывя по своим надобностям останавливался в том или другом месте. 6 Цель послания Игнатия к римлянам – устранить препятствие, какое они могли положить на пути к достижению пламенного желания св. мученика. Спрашивается: каким образом римские христиане могли воспрепятствовать мученическому подвигу Игнатия? Противники и защитники подлинности посланий Игнатиевых останавливаются в этом случае на слишком внешнем представлении дела, думая об отмене или смягчении смертного приговора посредством ходатайства, подкупа и т. п. Баур (Ureprung d. Episcop... и Ignat. Briefe), в том обстоятельстве, что римские христиане ничего не могли сделать для освобождения Игнатия от смерти после приговора, произнесенного самим императором,

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3813...

Имп. Константин II. Монета. Аверс, реверс. 321–324 гг. (Младший) [Флавий Клавдий Константин; лат. Flavius Claudius Constantinus] (февр. 316, Арелат, ныне Арль, Франция - март/апр. 340, Аквилея, Италия), рим. имп. (с лета 337); управлял Галльской префектурой Римской империи (Галлия, Испания, Британия). Второй сын и соправитель (с 317) имп. Константина I Великого (306-337). 1 марта 317 г. в Сердике (Сардика, ныне София, Болгария) был заключен мирный договор, завершивший 1-ю войну между имп. Константином I (правил Западом империи) и Лицинием (правил Востоком). По условиям договора были одновременно провозглашены цезарями и соправителями этих 2 августов сыновья Константина Крисп (ок. 12 лет) и К. (неск. недель от роду), а также сын Лициния Лициниан (двоюродный брат К.) (Consularia Constantinopolitana. 317//MGH. АА. T. 9. P. 232; Anon. Vales. Chron. Const. 5. 19; Aur. Vict. De Caes. 41; Idem. Epitom. 41; Euseb. Vita Const. IV 40; Oros. Hist. adv. pag. VII 28. 22; Zosim. Hist. II 20). Впосл. К. четырежды провозглашали консулом: в 320, 321, 324 и 329 гг. В 321 г. было празднование пятилетия правления К., который в это время находился при отце в Сердике (XII Panegyrici Latini. X 2/Ed. R. A. B. Mynors. Oxf., 1964). В 326 г. было отмечено десятилетие правления К. В том же году, после смерти цезаря Криспа, К. стал управлять префектурой Галлии и командовать галльскими легионами, хотя К. на тот момент исполнилось только 9 лет. В 331 г. он фигурирует в надписях (CIL. III, N 7000) с почетным титулом «алеманнский» (Alemannicus), что свидетельствует о его участии в боевых действиях римлян против этого герм. народа на рейнской границе. В 332 г., во время большой кампании имп. Константина I против готов на Дунае, К. находился близ Маркианополя (ныне Девня, Болгария) (CTh. III 5. 4. 5), где командовал резервом рим. армии, а также одержал победу над готами в битве 20 апр. 332 г. (Consularia Constantinopolitana. 332//MGH. AA. T. 9. P. 234; Hieron. Chron., a. 2348). К. также участвовал в кампании своего отца против сарматов, к-рая окончилась разгромом сарматов и расселением 300 тыс. из них в качестве колонов во Фракии, в Италии и Македонии ( Anon. Vales. Chron. Const. 6. 31-32; Julian. Apost. Ог. I 9; Euseb. Vita Const. I 8; IV 5; Eutrop. Breviar. X 7; Aur. Vict. De Caes. 41). К 335 г. К. был женат, однако никаких сведений о его супруге не сохранилось ( Euseb. Vita Const. IV 49). В 335 г. он вновь был в Галлии в Августе Треверов (ныне Трир, Германия), где в это же время находился в ссылке свт. Афанасий I Великий ( Euseb. De laudibus Const. 3; Athanas. Alex. Apol. contr. ar. 87). Между К. и Афанасием установились дружеские отношения.

http://pravenc.ru/text/2057036.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010