Глава VII. Таинство Священства 1. История возникновения чинов посвящения Звание священства, по апостольскому учению, носят все христиане. Называя верующих во Христа «родом избранным, царственным священством, народом святым, людьми, взятыми в удел» (1 Петр, 2, 9), апостол Петр указывает тем самым на выделенность христиан, как нового, духовного Израиля, из всего человечества. Каждый из них, рождаясь от воды и Духа, становится храмом Божиим. И в этом смысле все они получают благодатное священническое служение, предоставив свои тела «в жертву живую, святую, благоугодную Богу» ( Рим. 12:1 ) и принося Ему духовные жертвы – молитву веры, дух сокрушенный и смиренный, сердце, исполненное любовью к Господу. Объединяясь во Христе как Источнике вечной жизни, христиане составляют единое целое – Святую Церковь , литургическая жизнь которой созидается благодатию Святого Духа и усилиями верующих, их участием в священнодействиях, молитвословиях, песнопении, благовестии слова Божия. Хотя все христиане призваны к служению в Церкви, однако служения эти различны, как различны и дары, полученные каждым от Господа. «Все ли Апостолы? Все. ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы?» ( 1Кор. 12:29 ), – спрашивает апостол Павел. Церковь , как и всякий живой организм, иерархически организована: не все составляющие ее члены равноценны с точки зрения литургической жизнедеятельности, одним принадлежит главенствующая роль, другим подчиненная. Одни являются пастырями, другие паствой. И среди пастырей Церкви одни поставлены на более высокую ступень и наделены большей духовной властью, чем другие. По каноническим постановлениям Вселенской Церкви все христиане разделяются на духовенство и мирян, или иначе клир и народ. К клиру принадлежат лица, занимающие в Церкви должности священнослужителей и церковнослужителей, которые наделены равными иерархическими полномочиями и выполняют особые, свойственные каждому чину, обязанности. Возведение в ту или иную степень духовного служения в Церкви совершается через литургическое посвящение, которое осуществляется либо посредством Таинства Священства, либо церковного священнодействия. |
Закрыть itemscope itemtype="" > О мелких грехах 27.05.2008 373 Время на чтение 6 минут Одним из самых распространенных и " легких " грехов является, бесспорно, грех осуждения ближнего. Многие, может быть, даже и не отдают себе отчета в том, что этот грех, столь обыденный и кажущийся таким незначительным, на самом деле является началом и корнем многих других, более опасных греховных привычек. При этом духовнику надо иметь в виду для себя и внушать кающимся следующее: 1. Прежде всего, грех этот стоит в тесной связи со страстью гордости, о которой говорилось выше. Осуждая чужие недостатки, человек мнит себя лучше, умнее, честнее, праведнее других. Поэтому надо опять-таки врачевать свою страсть гордости и самомнения. 2. Судить других за их поступки и недостатки человеку не дано. Сам Спаситель заповедует нам: " Не судите, да не судими будете. Имже бо судом судите, судят вам... Что же видиши сучец, иже в оце брата твоего, бервна же, еже есть в оце твоем, не чуеши... " (Матф. VII, 1-3). И ап. Павел укоряет Римлян: " Ты кто еси, судяй чуждему рабу? Своему Господеви стоит или падает. Станет же, силен бо есть Бог поставити его " (Рим. XIV, 4). Окончательный суд принадлежит Богу. 3. Наш же суд есть предвосхищение Страшного Суда Господня. Наш суд никогда не бывает беспристрастным. Судим мы обычно под влиянием случайных впечатлений или, что всего чаще, под влиянием обиды, раздражения, гнева, случайных " настроений " . При этом ценным является еще и то психологическое наблюдение, что обычнее всего мы осуждаем в других наши же собственные недостатки, сами того не замечая: человек не умный, но мнящий о себе, как об умном, осуждает в других ограниченность, чтобы не сказать, глупость; гордый и самомнительный обычно возмущается и осуждает самомнение ближних; подверженный страсти сребролюбия видит в других какое-либо проявление этой страсти, скажем, расточительности, не замечая, что он сам скуп, но, следовательно, подвержен той же духовной страсти и т. д. 4. Кроме того, при врачевании этого греха не следует упускать из виду еще одно психологическое соображение. Человеческому уму свойственно рассуждать, думать, и потому человек может совершенно бесстрастно и невозмущенно составить то или иное заключение или суждение о другом, его качествах, поступках, поведении, но тем самым вовсе и не осудить его. Это будет просто суждение, но еще не осуждение. Отказавшись от своей способности производить суждения, человек отказался бы просто-напросто от способности мыслить и рассуждать. Всем, так или иначе, свойственно, и даже необходимо, произносить эти суждения. Учителю - при вопросах учащихся; критику при чтении литературного произведения; начальствующему при оценке служебных поручений подчиненных и т. д. Но эти суждения: " работа исполнена небрежно " , " ученик мало способен " , " стихи плохи " и пр. вовсе не должны быть грехом осуждения, и в них не надо приносить покаяния перед духовником. |
К. происходил из рода Кланн Синах, ветви мелкой правящей династии И Эхдах из обл. Аргиалла (Юж. Ольстер). Со 2-й пол. X в. в этом роду по наследству передавалась должность настоятеля (airchinnech) ц. Ард-Маха, имевшего титул «наследник Патрикия» (comarba Pátraic). Этот процесс фактически регулировался теми же правилами, что и наследование светской власти ( Ó Fiaich. 1969). Настоятелем Ард-Махи в 1064-1091 гг. был дед К., Маэл Ису, в 1091-1105 гг.- его брат Домналл. Затем наследование должности настоятеля утвердилось не только в Ард-Махе, но и в др. крупных церковных общинах Ирландии, настоятельство не обязательно сопровождалось принятием священного сана. Этот обычай критиковали сторонники григорианской реформы . В XI в. упрочились связи с Англией и континентом, участились паломничества ирландцев в Рим, встречи с церковными деятелями др. стран, началось формирование конгрегации ирл. бенедиктинских мон-рей в Германии. Ирл. правители и церковные иерархи были адресатами посланий Кентерберийских архиепископов Ланфранка (1070-1089) и Ансельма (1093-1109), к-рые, как и папа Римский Григорий VII в письме Тарьделбаху О Бриану († 1086), правителю Юж. Ирландии, призывали провести церковную реформу и устранить злоупотребления. В сканд. городах на побережье Ирландии (Дублин, Уотерфорд, Лимерик) возникли епископские кафедры, их предстоятели нередко принимали рукоположение в Англии и присягали на верность архиепископу Кентерберийскому. Сторонниками церковной реформы были епископы Юж. Ирландии, действовавшие при поддержке правителей из династии О Бриан. Заметную роль играли Маэл Ису О Аньмире (Малх), еп. Уотерфорда и Лес-Мора (ныне Лисмор, графство Уотерфорд) (1096-1135), и Гилберт, еп. Лимерика († 1145). В 1101 г. в Кассиле (ныне Кашел, графство Типперэри) состоялся Собор ирл. иерархов, к-рый, по мнению большинства исследователей, положил начало григорианской реформы в Ирландии ( Gwynn. 1992. P. 155-179); его решения во многом ориентировались на постановления Клермонского Собора 1095 г. ( Flanagan. 2010. P. 47-49). Высказывалось также мнение, что участники Собора, напротив, стремились укрепить традиц. систему церковного устройства ( Holland. 2006). |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРКЕЛЛИН [Марцеллин; лат. Marcellinus; греч. Μαρκελλνος] († 303/4), сщмч. (пам. 7 июня), еп. (папа) Римский (с 295/6). О М. сохранились противоречивые сведения, степень достоверности к-рых трудно определить. Во многом это связано с тем, что М. занимал Римскую кафедру во время «великого» гонения на христиан (см. ст. Гонения на христиан в Римской империи ), к-рое, по-видимому, привело к дезорганизации и внутренним конфликтам в Римской Церкви. Впосл. поведение епископа во время гонений было предметом дискуссий. Также в ранних источниках М. ошибочно отождествляли с его преемником Маркеллом I . «Великое» гонение на христиан началось с издания имп. эдикта о конфискации молитвенных зданий и церковного имущества, об уничтожении священных книг и о запрете христ. собраний (23 февр. 303). Впосл. было издано еще неск. законов против христиан, но в зап. части Римской империи скорее всего действовал только 1-й эдикт, в соответствии с к-рым христиан судили в Италии и Африке, подконтрольных августу Максимиану Геркулию (286-305) ( Ste. Croix. 2006; cp.: Clarke. 2005. P. 647-665). Вероятно, на Западе гонения были менее жестокими, чем на Востоке (напр.: Green. 2010. P. 212-213). По свидетельству Евсевия Кесарийского , в зап. регионах империи христиан преследовали только 2 года, после чего там воцарился мир ( Euseb. De mart. Palaest. XIII 12-13). В более поздних агиографических сказаниях сообщается о мучениках, погибших в Риме во время «великого» гонения (напр., о Панкратии, Себастиане, увенчанных мучениках), но историческая ценность этих источников невелика. Однако в древнейшем рим. календаре «Depositio martyrum» упоминается, что в 304 г. погибли мученики Парфений и Калокер (19 мая) и Базилла (22 сент.) (Das Kalenderhandbuch. 2014. S. 503, 512-513; ср.: Curran. 2000. P. 49-50). В «Церковной истории» Евсевия Кесарийского М.- последний из упомянутых Римских епископов, преемственность к-рых прослеживается в сочинении. По свидетельству историка, его «настигло» или «захватило» гонение (ν κα ατν διωγμς κατεληφεν - Euseb. Hist. eccl. VII 32. 1). Возможно, Евсевий намеренно использовал двусмысленное выражение, т. к. знал о предполагаемом отступничестве М. ( Castelli. 2013. P. 806). В лат. переводе Руфина Аквилейского сказано, что Римского епископа «застала эпоха гонения» (persecutionis tempus invenit), а Феодорит Кирский утверждал, что М. «отличился» во время гонения ( Theodoret. Hist. eccl. I 3. 1). |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НОВАТ [Лат. Novatus] (III в.), пресв. Карфагенской Церкви. О деятельности Н. известно гл. обр. благодаря письмам сщмч. Киприана , еп. Карфагенского († 258), с к-рым он вел полемику по вопросу о принятии в Церковь отпавших от веры во время гонений. Евсевий , еп. Кесарийский, ошибочно отождествлял Н. с Новацианом († ок. 257/8), рим. пресвитером и антипапой, находившимся с Н. в общении ( Euseb. Hist. eccl. VI 43, 45-46; VII 4). В 248/9 г. Н., а также 4 др. пресвитера (3 из них известны по именам - Донат, Фортунат и Гордий, см.: Cypr. Carth. Ep. 14. 4) пытались не допустить избрания на Карфагенскую кафедру Киприана, крещенного лишь за неск. лет до этого. Тем не менее первоначально оппоненты епископа внешне сохраняли согласие с ним. Поводом к обострению конфликта стали обстоятельства, связанные с гонением имп. Деция (249-251). После начала гонения Киприан покинул город (янв. 250), хотя и в изгнании продолжал осуществлять свои обязанности. Бегство епископа вызвало смущение не только в среде карфагенских клириков, но и в Римской Церкви, к-рой после мученической смерти еп. (папы) Римского Фабиана (20 янв. 250) временно управляла коллегия пресвитеров и диаконов; по всей видимости, эту коллегию возглавлял пресв. Новациан. Клирики Рима адресовали еп. Киприану ряд писем, в одном из них было высказано удивление по поводу его отъезда из города. Сложившейся ситуацией воспользовались Н. и указанные 4 пресвитера, ставшие активно сеять в народе семена недовольства епископом. Согласно письмам Киприана, в это время Н. поставил диаконом своего сторонника Фелициссима, не получив согласия от епископа и даже не проинформировав его (nec permittente me nec sciente - Cypr. Carth. Ep. 52. 2. 3). Обстоятельством, осложнившим конфликт, стало большое число отпавших (lapsi) во время гонения Деция. Одни из них действительно принесли жертвы богам о здравии императора (sacrificati), другие получили ложные письменные свидетельства (libellus) о якобы совершенном жертвоприношении (libellatici). |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАТРИАРХ [Греч. πατριρχης, от πατρ - отец и ρχ - начало, власть], титул предстоятеля автокефальной Церкви; употребляется также в инославных Церквах - восточных (нехалкидонских), Римско-католической и нек-рых протестантских; иногда используется в сектантских общинах и непризнанных схизматических образованиях. Это слово употребляется также применительно к праотцам человеческого рода (Адаму, Сифу, Ною и др.) и праотцам евр. народа (Аврааму, Исааку, Иакову и др.). Титул П. носили в Иудее, завоеванной Римом, председатели синедриона, являвшегося высшим органом как религиозной, так и автономной светской власти. Вне религиозного контекста - в исторических науках и в социологии - слово П. применяется по отношению к родовым старейшинам, главам большой семьи. В переносном смысле П. называют основоположников научных школ, технологий, направлений в искусстве, социальных институций или практик, политических движений. В церковных источниках слово П. по отношению к епископам употребляется с кон. IV в., первоначально, однако, без однозначного, фиксированного значения. Так, согласно церковному историку Сократу Схоластику , Вселенский II Собор вверил каноническое окормление отдельных областей на востоке Римской империи епископам, к-рых он именует П. Первым сохранившимся офиц. документом, в к-ром слово П. употреблено как высший иерархический титул, является «Конституция» имп. Зинона 477 г. В VI в. титул П. стал использоваться широко, в т. ч. в актах гос. законодательства, в частности в Новеллах Юстиниана , применительно к главам автокефальных Церквей, первенствующим в диптихе. В канонах этот титул появляется лишь в кон. VII в., впервые - в 7-м прав. Трулльского Собора, тематика которого, однако, не связана с характеристикой значения сана П. Появление иерархического титула П. связано с процессом развития поместной структуры Церкви под влиянием изменений в адм. делении Римской империи. При имп. св. Константине империя была разделена на 4 префектуры: Галлию, Италию, Иллирик и Восток, при этом 2 столицы империи - Рим и К-поль - имели особый статус и не входили в префектуры. Каждый диоцез включал в себя по неск. провинций. Экзархами (в зап. части империи - викариями) первоначально именовались гражданские начальники диоцезов. Подобно тому как деление империи на провинции послужило основанием для образования митрополичьих областей, введение диоцезальной организации гражданского управления привело к объединению митрополий в более крупные церковные области - экзархаты, первые епископы к-рых стали именоваться экзархами или архиепископами. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание [болг. Доростолска] Болгарской Православной Церкви (БПЦ); кафедра в г. Силистра. Объединяет приходы и мон-ри на территории Силистренской обл. Правящий архиерей - митр. Иларион (Цонев ; с 19 окт. 2003). В наст. время епархия не предоставляет статистических данных. История Христ. проповедь пришла в рим. г. Дуростор (лат. Durostorum, греч. ορστολον, Доростол, болг. Дръстър, Дрыстыр; с кон. XIV в. Силистра) не позднее кон. III в. В IV в. в городе претерпели мученическую кончину 12 святых - первыми из них были Дасий (кон. III - нач. IV в.), Иулий, Исихий, Пасикрат и Валентин , Маркиан, Никандр и Каллиник (в 304, во время посещения города имп. Диоклетианом). В Житии св. Иулия говорится о том, что мн. люди провожали процессию мученика к месту казни и поддерживали его, возможно они принадлежали к городской христ. общине. В захоронении нач. IV в. был найден золотой перстень с выгравированным христ. символом. В городе также пострадали святые Дада, Квинтилиан и Максим (286). Св. Емилиан разбил языческих идолов, за что был сожжен на берегу Дуная (ок. 363). С кон. IV в. город длительные периоды времени контролировался готами, к-рые перестроили его оборонительные стены. В кон. VI в. был разрушен аварами. Первые известия о епископской кафедре в Дуросторе относятся ко 2-й пол. IV в.: ок. 383 г. кафедру занимал еп. Авксентий , арианин. Вскоре он был низложен, но в 384 г. возглавил кафедру в Медиолане (совр. Милан). Еп. Иаков участвовал в III Вселенском Соборе в Эфесе в 431 г. В 458 г., после IV Вселенского Собора в Халкидоне, еп. Монофил вел переписку с имп. Львом I. Среди участников V Вселенского Собора в К-поле в 553 г. упомянут еп. Дуростора Иоанн. Еп. Дулцисим был погребен вместе с еп. Даниилом близ г. Одесс (совр. Варна), куда он перебрался во время нашествия аваров в кон. VI в. О его захоронении сообщает надпись на плите: «Тут лежит благочестивый Дулцисим, епископ Доростола, почил 27, месяца января, индиктиона...». Епископская кафедра в Доростоле засвидетельствована в списках епархий К-польской Патриархии в VI-VII вв. Данные раскопок фундаментов базилики и епископской резиденции указывают на то, что здесь находился большой религиозный центр. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРИГОРИЙ [лат. Gregorius Illiberitanus, или Baeticus],(† после 392), свт. (пам. зап. 24 апр.), еп. Эльвирский, или Иллибеританский (а также Бетикийский, Гранадский, Испанский), лат. богослов и экзегет. Жизнь и сочинения О жизни Г. известно очень немногое. Он стал епископом г. Эльвира в Юж. Испании (античная Иллиберида (Illiberis) в рим. пров. Бетика, близ совр. Гранады) ок. 357-359 гг., когда арианские споры были в разгаре (см. статьи Арий , Арианство , Вселенский I Собор ). Г. проявил себя как один из самых стойких сторонников Никейского Собора (325) и противников арианства на Западе. По сообщению блж. Иеронима , он «никогда не присоединялся к арианскому заблуждению» (arrianae pravitati - Hieron. Chron. P. 246. 1-2). По этой причине Г. скорее всего не принимал участия в арианском соборе в Аримине (ныне Римини, Италия) (359) и впосл. отказался подписать его арианскую формулу ( Quasten. P. 85). Однако, несмотря на непримиримую позицию, он не подвергся гонениям. После смерти еп. Луцифера Каралитанского (Каралисского) в 370/1 г. Г. стал одним из главных деятелей т. н. луциферианского раскола (поводом к к-рому послужили примирение староникейцев с омиусианами на Александрийском Соборе 362 и вопрос о принятии в сущем сане омиусиан и полуариан). Последнее упоминание о Г. относится к 392 г. ( Hieron. De vir. illustr. 105); в то время он уже достиг глубокой старости и скончался, вероятно, в последние годы IV в. или в первые годы V в. ( Quasten. P. 85). В нач. XX в. о богословско-лит. деятельности Г. было известно лишь по краткому упоминанию блж. Иеронима, к-рый говорит, что Г. «написал посредственным слогом различные трактаты (diversos tractatus) и превосходную книгу о вере (de fide)» ( Hieron. De vir. illustr. 105; о «простоте и грубости» своего стиля сам Г. писал в Tract. Script. 20. 15-16). Но в течение последующих лет в результате кропотливой работы ученых по атрибуции спорных и анонимных сочинений, проведенной, в частности, Ж. Мореном и А. Вильмаром, а также с открытием новых рукописей в испан. б-ках, совершенным А. Вегой, была установлена и неоспоримо доказана принадлежность Г. ряда богословских и экзегетических трактатов, что сделало его одним из самых выдающихся испан. богословов, живших до Исидора , еп. Севильского (VII в.) (см.: Mazorra. 1967; Dominguez. 1973, 1989). Основную группу сочинений Г. составляют 5 экзегетических трактатов: |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИМПЕРАТОР [лат. imperator, от impero - повелевать; в Византии со 2-го десятилетия VII в. в связи с отказом от латыни как офиц. языка имп. титул imperator заменяется греч. βασιλες; слав. «царь» - от κασαρ], монарх, титул главы гос-ва (империи). В Зап. Европе Коронование имп. Карла Великого папой Львом III. Роспись станцы дель Инчендио ди Борго, Ватикан. 1514-1517 гг. Художники Рафаэль, Дж. Романо, Дж. Ф. Пенни Коронование имп. Карла Великого папой Львом III. Роспись станцы дель Инчендио ди Борго, Ватикан. 1514-1517 гг. Художники Рафаэль, Дж. Романо, Дж. Ф. Пенни Во времена Римской республики И.- почетный титул, которым солдаты чествовали своего полководца после одержания значительной победы вплоть до празднования его триумфа. Цезарь Гай Юлий первым стал носить титул И. постоянно. Начиная с Августа Октавиана (30 г. до Р. Х.- 14) наименование «император» присоединяется к имени принцепса в династии Юлиев-Клавдиев и т. о. приобретает монархический характер. Веспасиан (69-79), основатель династии Флавиев, окончательно превращает слово «император» в титул, который постепенно становится обозначением статуса главы рим. гос-ва. После падения Зап. Римской империи (476) титул И. сохраняется в Византии. Политическая идея появившегося на Западе в сер. VIII в. «Константинова дара» (подложной грамоты о правах Римского папы) состояла в том, что в зап. части империи единственным властителем может быть только папа, наследник ап. Петра. Грамотой жаловались папе верховная светская власть над землями зап. части империи, имп. инсигнии и ряд почетных знаков и привилегий имп. власти. Возможно, она сыграла значительную роль в возрождении зап. империи. Провозглашение И. Карла Великого в 800 г. восстанавливает титул И. на Западе, хотя это и не совпадало с позицией папства (несмотря на то что И. поддержал папу Льва III, введя войска в Центр. Италию для защиты Папского престола от возмутившихся римлян). |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЕМБРИДЖ [англ. Cambridge], город на востоке Англии, адм. центр графства Кембриджшир; один из старейших англ. ун-тов. Расположен на р. Кам, в 80 км к северу от Лондона. Кельт. поселение на месте совр. К. возникло не позднее I в. до Р. Х. Впосл. на этом месте существовало рим. укрепленное поселение, к-рое после англосакс. завоевания пришло в упадок. Согласно Беде Достопочтенному , в VII в. оно было известно под названием Грантакастир (Grantacaestir; по названию р. Гранта (ныне Кам)) и «пребывало в руинах» ( Beda. Hist. eccl. IV 19). После вторжения датчан во 2-й пол. IX в. поселение входило в т. н. Дэнло (область дат. права). В этот период оно, будучи удачно расположено на пути из Лондона в Йорк, значительно выросло; был построен постоянный мост через р. Гранта, давший поселению новое название - Грантебрикге (Grantebrycge; древнеангл.- мост через реку Гранта; впервые упом. в Англосаксонской хронике под 875 г.). В 1-й четв. Х в. поселение вошло в состав владений короля Уэссекса Эдуарда I (899-924); с нач. XI в.- центр графства (впервые упом. в 1010). После нормандского завоевания 1066 г. по приказу кор. Вильгельма Завоевателя в К. был построен замок (1068), вокруг к-рого сформировался город; тогда же за ним закрепилось совр. название (первоначально название замка). В церковно-адм. отношении К. находился в юрисдикции епископа Линкольна, с 1109 г.- епископа Или . Ок. 1092 г. в К. был основан один из первых в Англии приорат августинцев - регулярных каноников ; в 1112 г. переведен в Барнуэлл, ныне пригород К. В сер. XII в. был основан жен. бенедиктинский мон-рь св. Радегунды. Между 1120 и 1131 гг. англ. кор. Генрих I даровал К. 1-ю грамоту о торговых, налоговых и судебных привилегиях. В 1201-1207 гг. город получил от кор. Иоанна I Безземельного грамоты об учреждении торговой гильдии, о праве на проведение ярмарок и о др. привилегиях. В нач. XIII в. в К. был основан ун-т; в дальнейшем именно он определил облик города. Вместе с тем до XVI-XVII вв. К. был ремесленно-торговым центром. Во время Английской революции XVII в. он был одним из главных опорных пунктов сторонников парламента на востоке Англии. В XIX в. развитие ун-та способствовало быстрому росту города. В 1845 г. было открыто железнодорожное сообщение с Лондоном. Во время второй мировой войны К. почти не был затронут герм. бомбардировками. В 1951 г. получил статус города (city). |
| |