Такъ какъ ты препобедилъ (смерть) силою высшаго (естества), то душа твоя, отделившись отъ тела, расторгла обои узы — смерти и ада — могуществомъ твоимъ, Слово (Псал. 15, 10; Деян. 2, 27). Адъ, сретивъ тебя, Слово, огорчился, видя смертнаго обоженнымъ и изъязвленнаго ранами всесильнымъ, и онемелъ отъ сего страшнаго (Ис. 14, 9). Песнь 5–я. Ирмосъ. Увидевъ светь твоего, Христе, милостиво совершившагося между нами, отъ нощи бодрствуя восклицалъ: воскреснутъ мертвые, и востанутъ во гробахъ и все на земле возрадуются (Ис. 26, 19). Ты обновляешь земнородныхъ, Создатель, самъ соделавшись перстнымъ, и плащаница и гробъ являютъ, Слово, присущее тебе таинство; ибо благоименитый Советникъ выражаетъ волю Родителя твоего, въ тебе меня велелепно обновляющаго (Марк. 15, 43–46). ты изменяешь смертное и тленное, делая божественно нетленнымъ и безсмертнымъ принятое на себя (естество): ибо плоть твоя, Владыка, не видела и душа твоя дивнымъ образомъ не оставлена во аде (1 Кор. 15, 42–44; Псал. 15, 10). Произшедши отъ безбрачной и бывъ прободенъ въ ребра, ты чрезъ совершилъ Евы, Создатель мой, Адамомъ, сверхестественно животворнымъ сномъ и жизнь изъ сна и какъ всесильный (Быт. 2, 7–21; 3, 20; 1 Кор. 15, 45). Песнь 6–я. Ирмосъ. Былъ объятъ, но не удержанъ китовыми недрами ибо прообразуя тебя, (Христе), пострадавшаго и предавшагося онъ исшелъ изъ зверя, какъ изъ чертога, а къ страже (гроба твоего) взывалъ: тщетно и напрасно, (Христа) — истинную Милость вы оставили (Матф. 28, 4–11; 2, 9). Умерщвленъ былъ ты, Слово, но не отделился отъ плоти, которую принялъ; ибо хотя и разрушился храмъ твой во время но и тогда было одно лице Божества и плоти твоей, такъ какъ въ обоихъ единъ ты пребываешь Сынъ, Слово Богъ и человекъ 2, 19; 1 Тим.2, 5). Смертоносно для людей, но не для Бога было Адамово: ибо хотя и пострадало перстное существо плоти твоей, но Божество осталось безстрастнымъ; и даже тленное (естество) въ себе ты преобразилъ въ нетленное и открылъ источникъ нетленной жизни въ (Быт. 2, 7; Рим. 5, 12; Кол. 1, 18).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Хочешь видеть его сеятелем? Аз насадих, Аполлос напои ( 1Кор. 3:6 ). Желаешь видеть его зодчим? Яко премудр архитектон основание положих ( 1Кор. 3:10 ). Желаешь видеть его борцем? Тако подвизаюся, не яко воздух бияй ( 1Кор. 9:26 ). Хочешь видеть его воином? Несть наша брань противу крови и плоти ( Еф. 6:12 ). Хочешь видеть его скороходом? Якоже ми от Иерусалима и окрест даже до Иллирика исполнити благовествование Божие ( Рим. 15:19 ). Желаешь видеть вождем? Облекшеся в броню веры ( 1Сол. 5:8 ). Желаешь видеть его подвижником? Подвигом добрым подвизахся ( 2Тим. 4:7 ). Хочешь видеть его увенчанным победителем? Прочее убо соблюдается мне венец правды ( 2Тим. 4:8 ). Хотя он был и один, но стал всем (т. е., и сеятелем, и зодчим и проч.), подражая своему Господу. И Господь наш, будучи единым по Своей сущности, принимал всевозможные виды. Зачем всевозможные? – ради нашего спасения. Ты был ветвью, а Он сделался корнем. Аз есмь лоза, вы же рождие ( Ин. 15:5 ). Ты восхотел идти; Он стал для тебя путем. Мною аще кто... внидет и изыдет, и пажить обрящет ( Ин. 10:9 ). Ты сделался овцой; Он стал для тебя пастырем. Аз есмь пастырь добрый: пастырь добрый душу свою полагает за овцы ( Ин. 10:11 ). Ты сделался грешником, Он стал для тебя агнцем Божиим, вземлющим грех мира (1:29). Ты захотел есть, Он сделался для тебя трапезой. Ты пожелал пить, Он сделался для тебя чашей. Ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем ( Ин. 6:56 ). Ты захотел одеться, Он стал для тебя одеждой. Елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся ( Гал. 3:27 ). Ты восхотел стать невестой, Он сделался для тебя женихом. Имеяй невесту, жених есть ( Ин. 3:29 ). Ты пожелал выйти замуж, Он стал для тебя мужем. Обручих бо вас единому мужу деву чисту представити Христови ( 2Кор. 11:2 ). Ты был блудницей и сделался девой. О, неслыханные и необыкновенные дела! Каким образом блудница сделалась девой? – Я не могу подробно исследовать это, но твердо верю. Все же это совершила благодать Духа. Излилась благодать, и явишася им разделени языцы, яко огненни ( Деян. 2:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Христианин! Прежде нежели спросят тебя, можешь ли проходить исправно, деятельно, честно ту должность, которой домогаешься, спроси сам себя, имеешь ли к тому силы и способность, и спроси в ту минуту, когда молчит самолюбие, а говорит одно чистое сознание. Итак, хочешь ли быть начальником? Добра дела желаешь; но вникни: имеешь ли столько умственных и нравственных сил, сколько нужно для управления другими в духе истинно христианском? Хочешь ли быть судьёю? Добра дела желаешь; но испытай себя, умеешь ли держать весы правосудия прямо и верно, не кривя ни совестию, ни законом. Чем более кто познает себя, тем более находит недостатков. Чем более видит в себе слабостей и немощей, тем менее желает почестей. Чем более смиряет себя, тем более возносится, по речённому: смиряяй же себе, вознесется ( Лк.18:14 ). Третий предмет: это наставление Христово: как должно вести себя в отношении к тем, над которыми хотим начальствовать. Иже аще хощет в вас вящший быти, да будет вам слуга; и иже аще хощет в вас быти старей, да будет всем раб ( Мф.20:26–27 ). Смотрите: Не к труду ли только служения обязываются здесь высшие и старшие, то есть, все начальствующие над другими? Так и должно быть. Ибо естественно ли, чтобы немощное служило сильному, а высшее поддерживалось низшим? Посмотрите на царство природы: и там – солнце освещает и согревает землю, не требуя от неё воздаяния, а земля питает миллионы тварей, не ожидая от них вознаграждения. Посмотрите на Царство благодати, и там – Господь славы сходит на землю послужити и дати душу свою избавление за многих. Посмотрите в мир нравственный – и там мы сильнии, говорит апостол, должни немощи немощных носити, и не себе угождати ( Рим.15:1 ). Посмотрите в мир гражданский, – и там тот же закон существует. Высшие степени достоинств суть не что иное, как высшие тяжкие обязанности в служении ближним. Всмотритесь, кто обязан непрерывно пещись о сохранении порядка, тишины и спокойствия в обществе? Вникать в нужды общественные, ходатайствовать о вспомоществовании, изыскивать способы к улучшению благосостояния, обуздывать наглость и буйство порока, узнавать и открывать пагубные замыслы людей мятежных, преследовать зло и искоренять? Кто? Высшие и старшие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Это отличие заключается, прежде всего, в источниках, из которых черпается содержание наук. Философские науки почерпают свое содержание исключительно из данных разума. В догматическом же богословии разум не может быть источником науки. – С одной стороны, несомненно, что мы «отчасти можем познавать Бога, во-первых, через размышление о самом себе; во-вторых, через размышление о мире. Каким образом? – Мы все родились; родители наши произошли от других родителей, и так далее. Размышляя таким образом, доходим до первых человеков; и как невозможно самому себя родить или сотворить, то познаем, что первые человеки сотворены от Бога. Примечаем, что в мире многие вещи разрушаются, а иные вновь происходят из других вещей. Размышляя о сем, доходим до начала мира и познаем, что он получил начало от Бога. По делу виден художник, и всегда художник бывает совершеннее своего дела. Итак, поскольку в человеке есть разум, есть доброта, то можно знать, что Бог , Творец его, премудр и благ. Поскольку в мире есть красота, то можно знать, что в Боге, Творце его, есть красота высочайшая. Поскольку Бог сотворил все, то можно знать, что Он всемогущ. Примечаем за собою, что, сделав доброе дело, бываем спокойны, а сделав худое дело – бываем беспокойны, хотя и стараемся успокоить себя и хотя никто из других людей не беспокоит нас. Размышляя о сих внутренних действиях, можем познавать правосудного Бога, Который тайно присутствует в сердце нашем и осуждает зло, а добро благословляет. Примечаем еще за собою, что желания наши ничем в мире не насыщаются, но всегда ищут нового. Когда прилежно размыслим, что бы такое было, чего всегда ищет сердце наше, но во всем мире не находит; то можем познать, что Бог есть единое истинное благо, которое может сделать нас довольными и блаженными на веки ( Рим.1:20 ; Евр.11:27 ; Деян.17:26–8 ; Прем.13:5 ; Григ. Богослов. о Богосл. 2; Вас. Вел. посл. 232) 24 . Таким образом, «видимое, когда не на него единственно смотрим, но стараемся проникать далее, становится зрительным стеклом для созерцания невидимого» 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

6) П. носили при себе, подвешенную на шейном шнурке ( Быт. 38:18 ), у пояса или укрепив ее на руке; наконец, она могла быть вставлена в перстень ( Иер. 22:24 ; Песн. 8:6 ). II. 1) «приложить печать» означало юридически заверить, утвердить, подписать док-т ( 3Цар. 21:8 ; Неем. 10:1 ; Иер. 32:10 ), кроме того, так обеспечивалась неприкосновенность ( Дан. 6:17 ; Мф. 27:66 ); 2) значительно чаще слова «запечатлевать» и «П.» употребляются в Библии в переносном смысле: а) апостольское служение Павла удостоверяется как П. плодами его трудов ( 1Кор. 9:2 ), Авраам получил знак обрезания как П. праведности через веру ( Рим. 4:11 ). Принявший свидетельство Иисуса запечатлел этим, что истинен Бог ( Ин. 3:33 ). На Сыне Человеческом «положил печать Свою Отец, Бог» ( Ин. 6:27 ); б) Бог может налагать П. на звезды, препятствуя их восхождению ( Иов. 9:7 ). Он «запечатывает» некоторые откровения, т.е. запрещает знакомить с ними людей ( Дан. 12:4 ; Откр. 10:4 ; Откр. 22:10 ; ср. Ис. 8:16 ). То, что в начале было запечатано, может открыть и исполнить Агнец Божий ( Откр. 5 ); в) перед эсхатологической катастрофой Бог повелевает отметить Своих рабов «печатью на челе» ( Откр. 7:2–8 ; ср. Иез. 9:4 ), чтобы провести их невредимыми как через внутренние, так и через внешние испытания (ср. Откр. 3:10 ; Откр. 9:4 ); 3) совокупность различных значений слова «П.» присутствует в выражении «запечатлеть Святым Духом» ( 2Кор. 1:21 ; Еф. 1:13 ; Еф. 4:30 ). Этим актом Бог как бы признает данного человека Своей собственностью и подтверждает ему Свое искупление. Грешник искуплен кровью Христа ( 1Петр. 1:18 ), оправдан принятием этой жертвы через веру ( Рим. 3:23–26 ), и теперь получает от Духа удостоверение в том, что он является чадом Божьим и сонаследником Христа ( Рим. 8:16 ). Это дарует ему и охрану от богопротивных сил ( 1Фес. 5:23 ; 1Петр. 1:5 ; Иуд. 1:24 ). Подобно тому как вочеловечившийся Сын Божий является «оттиском» (в Синод. пер. – «образом ипостаси») Божьей сущности ( Евр. 1:3 ), принятая при рождении свыше П. Духа придает христианину черты Сына Человеческого – Иисуса Христа; в этот образ он преображается через Св. Духа, «от славы в славу», до полного восстановления в нем образа Божьего ( Рим. 8:29 ; 1Кор. 15:49 ; 2Кор. 3:18 );

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Тот, кто сдерживает свои уста – благоразумен: При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои разумен ( Притч.10:19 ). Кто не обуздывает своего языка, того суетна бывает вера: Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие ( Иак.1:26 ). Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный: [Ибо] все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело ( Иак.3:2 ). Из одних и тех же уст не должны исходить и благословение, и злословие: Из тех же уст исходит благословение и проклятие; не должно, братья мои, сему так быть. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? ( Иак.3:10–11 ). Пусть хвалит тебя другой, а не твои уста: Пусть хвалит тебя другой, а не уста твои, чужой, а не язык твой ( Притч.27:2 ). Доброе слово веселит сердце: Тоска на сердце человека подавляет его, а доброе слово развеселяет его ( Притч.12:25 ). Истинное слово – вечно твердо: Уста правдивые вечно пребывают, а лживый язык только на мгновение ( Притч.12:19 ). Глупые речи составляют грех: Помысл глупости – грех, и кощунник – мерзость для людей ( Притч.24:9 ). Гортань нечестивого – отверстый гроб: Гортань их открытый гроб; языком своим обманывают, яд аспидов на губах их ( Рим.3:13 ). Бог ненавидит лживый язык: Мерзость пред Господом – уста лживые, а говорящие [правду] истину – благоугодны Ему ( Притч.12:22 ). Ты погубишь говорящих ложь; кровожадного и коварного гнушается Господь ( Пс.5:7 ). Никто из вас да не мыслит в сердце своем зла против ближнего своего, и ложной клятвы не любите; ибо все это Я ненавижу, говорит Господь ( Зах.8:17 ). Господь истребит все уста льстивые и горделивые: истребит Господь все уста льстивые, язык велеречивый ( Пс.11:4 ). Читать далее Источник: Практическая симфония для проповедников Слова Божия : Содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины/Сост. Григорий Дьяченко. — [Репринт. воспроизведение изд. 1903 г.]. – Киев : Изд. им. свт. Льва папы Римского, 2008. – XXV, 498 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Согласно Liber Pontificalis, Е. был антиохийцем, а его отец Иуда - евреем из Вифлеема. Е. учредил в Римской Церкви служение 7 диаконов и разделил Рим на церковные округа, приписав к каждой церкви (титулу) пресвитеров, что свидетельствует о значительном распространении христианства в Риме в кон. I в. В Liber Pontificalis указано, что Е. принял мученическую смерть, о чем не упомянуто в Каталоге Феликса IV. В рим. календаре сер. IV в. «Depositio episcoporum. Depositio martyrum» имя Е. отсутствует как среди мучеников, так и среди епископов. И. Делеэ отмечает, что в Мартирологе блж. Иеронима (1-я пол. V в.) под 23 дек. в разных дружинах трижды присутствует имя некоего мч. Евариста. В 2 случаях среди проч. внесено его имя вместе с именем Виктора (вероятно, папы Виктора I ) и 1 раз - вместе с именами ап. Петра, Римского еп. Лина и др. епископов Рима первых веков (MartHieron. P. 662-663). Адон еп. Вьеннский, внес имя Е. в свой Мартиролог (IX в.) под 27 окт.- датой, которая указана в Liber Pontificalis как день погребения папы возле гробницы ап. Петра. Кард. Цезарь Бароний перенес память Е. на 26 окт. Е. приписываются 2 декреталии, вошедшие в корпус Лжеисидоровых декреталий (PL. 130. Col. 81-90). Отрывки (строматы) из них содержатся в Декрете Грациана. Там же сохранилось 2 др. фрагмента, ошибочно приписываемые Е. (PG. 5. Col. 1047-1058; Jaffé . RPR. Vol. 1. P. 4). Ист.: LP. Vol. 1. P. XC-XCI, 126; ActaSS. Oct. T. 11. P. 799-804; MartRom. P. 478; Henschenius G. Diatriba praeliminaris in catalogos veteres romanorum pontificum//ActaSS. Apr. T. 1. P. XX. Лит.: Gaspar E. L. E. Geschichte des Papsttums. Tüb., 1930. Bd. 1. S. 8, 13, 53; Montini R. U. Le tombe dei Papi. R., 1957. P. 4, 62, 64; Botte B. Évariste (2)//DHGE. Vol. 16. Col. 111; Задворный В. Л. История Римских пап. М., 1995. Т. 1. С. 79. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации)

http://pravenc.ru/text/186897.html

20 Перевод по конъектуре. 21 Ср.: Евр. 7:3; Григорий Богослов, свт. Слово 29. 19//PG. 36. Col. 100a. 22 Перевод по конъектуре. 23 Ср.: Максим Исповедник, прп. Opusc. 24: О том, что невозможно утверждать, что во Христе одна воля//PG. 91. Col. 268b; Иоанн Дамаскин, прп. Изложение веры. III 14//PG. 94. Col. 1037a; О двух волях во Христе. 27//PG. 95. Col. 160b. У прп. Максима в конце фразы слово φσις стоит в единственном числе: φσεως (природы), т.е. имеется в виду особенность человеческой природы Христа, а у Дамаскина, который заимствовал ее у прп. Максима,— во множественном: φσεων (природ), что затрудняет понимание этого места. 24 Как видим, прп. Иоанн допускает существование ипостасных волений, которые, правда, как правило, противятся воле Божией, которой не противоположны природные человеческие воления. 25 Перевод по конъектуре. 26 Ср.: Рим. 5:14—15; 1 Кор. 15:22, 45—49. 27 Ср.: Флп. 2:8. 28 Ср.: Мк. 7:24; ИоаннДамаскин, прп. Изложение веры. III 14//PG. 94. Col. 1040d. 29 См.: ДионисийАреопагит. Письмо 4//Corpus Dionysiacum, II. S. 160—161. 30 См.: Лев Великий, свт. Письмо 28. 4//PL. 54. Col. 767b; Слово 54. 2 PL. 54. Col. 319c; Иоанн Дамаскин, прп. Изложение веры. III 3//PG. 94. Col. 996a. 31 Петр Гнафей, или Кнафей (греч. κναφες ;, «валяльщик») — монофизит, ученик неоплатоника Прокла, епископ Антиохийский († ок. 488 г.). Еще будучи пресвитером, сделал прибавку к Трисвятой песне «Распятый за нас», приведшую к теопасхитским спорам. 32 Ср.: Рим. 14:10. 33 Евтих, Константинопольский архимандрит, и Диоскор, Александрийский архиепископ, известны как родоначальники монофизитства (сер. V в.); поскольку же они учили, что после соединения природ во Христе возникла одна природа-Божественная, полностью поглотившая человеческую, а значит, и страдавшая на кресте, вероятно, поэтому прп. Иоанн называет их теопасхитами. 34 См.: Деян. 8:9—24. 35 По всей видимости, речь идет о возникновении иконоборчества, современником и жестким обличителем которого был прп. Иоанн Дамаскин. 36 Марониты — сирийская (ныне арабская) христианская церковь в Сирии, состоящая в унии с Римом. Имя свое получили от монастыря св. Марона, одного из главных монастырей Сирии VI в. Сюда удалились сирийские монофелиты, гонимые властями Византии. Марониты исповедовали монофелитское учение вплоть до XII в.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3244...

Напрасно Иудеи, истинно заблуждая мыслями, прибегали к чревоволшебникам тщеслоствующым, иже от чрева глаголют ( Ис.8:19 ). Один закон Божий есть свидетельство верно ( 2Пет.1:19 ). Ежели бы они его в совет себе приняли, то бы он тьму сомнения их разогнал, и обратил бы их от пути лукаваго и от начинаний их лукавых ( Иер.23:22 ). 3) 3аре подобно есть слово Божие, нам истинный путь показующее. Как заря, идущим, прямую дорогу показывает: так слово Божие показывает путь, по которому мы, шествуя беспреткновенно, можем творить правы путие Господни ( Ос.14:10 ). 4) 3аре подобно есть слово Божие нас увеселяющее, как Давид говорит: оправдания Господня права, веселящая сердце ( Пс.18:9 ). 5) 3аре подобно есть слово Божие постепенно возрастающее. Как заря постепенно возвышается, расширяется, и светлее делается: так равно познание наше в слове Божием постепенно возвышается, больше бывает и прирастает, дондеже достигнем все в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова ( Еф.4:13 ). § III Заре подобно есть покаяние и обращение. 1) В рассуждении окончания ночи. Как заря оканчивает ночь: так покаяние оканчивает ночь греха, и людей от тьмы приводит к свету, как повелевает Писание: да обратятся от тьмы в свет и от области сатанины к Богу, еже прияти им оставление грехов и достояние во святых верою ( Деян.26:18 ). 2) В рассуждении возвещения солнца. Заре последует солнце: так обратившийся верою ожидает восходящего Христа, в котором и покой души своея ( Мф.11:29 ) получит часть. 3) В рассуждении ветра бываемого при восхождении зари. Ибо, как обыкновенно ветры бывают от собравшихся паров тогда, когда восходит заря: так равно ветры искушений тотчас являются покаявшимся: то от диавола, то от мира, то от растлённой грехом плоти, препятствуя совершенному их обращению. Но сии все искушения должны мы препобеждать за возлюбльшаго ны Христа ( Рим.8:37 ). § IV Заре подобно окончание жизни. Как заря скоро идёт и скоро заходит: так жизнь человеческая скоро преходящая есть; скоряе беседы ( Иов.7:6 ), и легчае скоротечца ( Иов.9:25 ) по изъяснению Иова. § V Воскресение мертвых есть оная заря вожделеннейшая, за которою тотчас в полном сиянии последует Солнце Правды Иисус Христос , во славе Отца своего; окружен воинством Ангелов ( Мф.16:27, 25:31 ); страшен, правосуден, дающии отмщение неведущым Бога: и непослушавшим благовествования Божия ( 2Сол.1:8 ) О, да исчезнут печальные ночи мира сего! Приди, о Господи! приди Солнце наше, приди Свет наш. § VI Самая Церковь Божия заре уподобляется: кто сия проницающая аки утро, добра яко луна, избранна яко солнце? ( Песн.6:10 ). Невеста Церковь есть многогонимая, и угнетённая в ночи искушения мирского, ожидающая откровения Господа нашего Иисуса Христа. Изыдёт некогда невеста сия из гроба своего, и, хотя живых некоторых застанет день он, но и сии пойдут к Богу своему ( Ин.5:29 ). Аминь, ей, гряди Господи Иисусе ( Откр.22:20 ). Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Во-вторых, так как мы все, поелику христиане, со­ставляем собой сочленение духовнаго тела Церкви, которой Глава - Иисус Христос, Кормчий, или Правитель, Дух Свя­той, то поэтому мы обязаны заботиться духовно и материаль­но не о себе только, а и о других членах тела, по слову апосто­ла Павла: Страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы тело Христово, а порознь члены (1 Кор. 12, 26-27). Церковь и госу­дарство - живой организм, но в нем есть члены болезненные, малосильные, малоспособные или не имеющие труда и не могущие добыть его. Если же так, то как богатому не позаботить­ся о бедных - богатому всякого звания: духовному ли, купцу ли, человеку светского или военного звания, ученому или на­чальствующему во всяком звании или богатому ремесленни­ку? И в этом случае высшие или высокопоставленные лица, как более образованные, должны подавать собой пример низ­шим, по слову апостола: Должны есмы мы сильный немощи не­мощных носити, и не себе угождати (Рим. 15, 1). Если силь­ные, знатные, высокопоставленные лица или богатые будут только себе угождать, не заботясь о бедных и немощных, то что сделать могут в пользу их люди, хотя и с добрыми намере­ниями, желаниями, предприятиями, но несильные по власти и капиталу? Вот, например, у нас в Кронштадте есть бедное, непривилегированное сословие приписных мещан, у которых нет ни дела, ни денег, ни пищи, ни одежды, ни жилища, ни ма­лейшего нравственного голоса к защите себя, но которые мог­ли бы быть полезны, если бы люди, которые почтены властью, обратили на них отеческое внимание. Скажите, что с ними бу­дет в конце концов, если не будут обращать на них внимания сильные во граде? Или они должны будут исчахнуть и преж­девременно умереть от голода и холода, или они будут прибе­гать к противозаконным средствам приобретения, чтобы не умереть с голоду? И уж если знатным и богатым не угодно уделять им необходимое для жизни из житниц или из богатых сокровищниц своих, то по крайней мере нужно общими сила­ми позаботиться о помещении их и о занятии их трудами по силам их, об общем содействии им. Ведь они тоже христиане, что и мы; подданные и дети того же государя, как и мы; члены того же общества, как и мы. Между тем они, члены наши, по какому-то странному нерадению и жестокосердию общества остаются доселе без всякого призрения.

http://pravoslavie.ru/1540.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010