В пять часов утра 16 сентября войска Багратиона по узкой тропинке побрёл по скалам хребта Росток. Камни осыпались под шагами солдат; подчас подошвы скользили по глине. На вершинах хребта утомлённые войска шли сквозь облака, как во сне. Переход продолжался двенадцать часов. В 17 часов авангард уже спускался в Муттенскую долину. Получив сведения о небольшом французском отряде, который дислоцировался в деревне Муттен, Багратион решил разбить его, расчищая путь для основных сил армии. Ему удалось окружить французов. Сам Багратион с егерями наступал с фронта, с левого фланга шли казаки, с правого – гренадеры. После короткой атаки русских французы сложили оружие: 150 пленных доставил Багратион своему командующему. В арьергарде суворовской армии шёл корпус Розенберга, успешно отбивший у Альтдорфа атаки Лекурба. Войска Розенберга спустились в долину вслед за вьючным обозом – и французы опасались атаковать русский арьергард. Но чаемое соединение со свежими русскими и австрийскими частями в Муттенской долине сорвалось – и уж, конечно, не по вине Суворова и его генералов. 14-15 сентября войска Массены на берегах реки Лимата, близ Цюриха, нанесли корпусу Римского-Корсакова чувствительное поражение. Давненько русские войска не терпели таких поражений! Остатки корпуса отступили к Шафгаузену. В то же время австрийский корпус Готце был разбит дивизией Сульта у реки Линт. В бою погиб сам Готце. Теперь французы намеревались окружить в Муттенской долине и уничтожить армию Суворова. Массена публично обещал в течение нескольких дней пленить легендарного Суворова. Кто знает – насколько силён был в этом утверждении политический      подтекст. Кандидатов на вакансию диктатора, которую вскоре прочно возьмёт в свои руки генерал Бонапарт, в те дни было ещё немало. И молодой, энергичный, авторитетный Массена не был чужд политических амбиций. До Суворова дошли сведения о громких высказываниях французского генерала, а не замечать брошенных перчаток русский фельдмаршал не привык. Что же случилось под Цюрихом с войсками Римского-Корсакова? В многочисленных биографиях Суворова этому событию (как и личности генерала Римского-Корсакова) обычно уделяют немного внимания: бесславное поражение, которое Массена нанёс не великому русскому полководцу, а заурядному генералу Римскому-Корсакову.

http://pravmir.ru/alpiyskoe-chudo-suvoro...

553 Концерт, о котором вспоминает А. П. Смирнов, состоялся в Большом зале консерватории 4 апреля 1955 года. В нем принимали участие Оркестр Большого театра и Большой симфонический оркестр Всесоюзного Радио вместе с Большим хором Радио. В первом отделении Оркестром Большого театра дирижировали А. Ш. Мелик-Пашаев, К. П. Кондрашин, Ю. Ф. Файер, В. В. Небольсин: прозвучали увертюра к «Руслану и Людмиле» Глинке, монолог Бориса из оперы Мусоргского (А. С. Пирогов), вступление к «Хованщине» Мусоргского и три арии гостей из «Садко» Римского-Корсакова (М. Д. Михайлов, А. И. Орфенов, А. А. Большаков), фрагменты из «Раймонды» Глазунова, «Три чуда» из «Сказки о царе Салтане» Римского- Корсакова. Во втором отделении Оркестр и Хор Радио под управлением Б. Э. Хайкина и А. В. Гаука исполнили два отрывка из оперы Голованова «Принцесса Юрата», первую часть Второго фортепианного концерта Рахманинова (Л. Н. Оборин), поэму- кантату «Из Гомера» Римского-Корсакова (Е. Н. Гоголева, Б. Я. Златогорова, М. П. Максакова, Н. Д. Шпиллер), «Три русские песни» и Каватину Алеко Рахманинова (М. О. Рейзен). Завершала программу Торжественная увертюра «1812» Чайковского. 554 По некоторым сведениям, Розов, находясь в Петербурге, занимался у известного оперного певца и режиссера И. П. Прянишникова, который развил верхний регистр голоса Розова и выровнял его звучание по всему диапазону. В книге Е. Малютина «Болезни горла и их лечение» (М., 1912) приведена схема устройства горла знаменитого диакона (иллюстрация 8), рядом со схемами горла Шаляпина и мальчика-певчего Ильи Шорина 555 См. комментарий 42 к «Воспоминаниям» А. П. Смирнова. Розов не состоял в штате хора Александрова. В это время 2-м Государственным хором руководил П. Чесноков, а Александров являлся его помощником; с 1922 года Чесноков возглавил Государственную хоровую капеллу, и в 1922-м Розов начал работать в капелле. С Чесноковым его связывала давняя дружба. В частности, композитор посвятил Розову Великую ектению ор. 37 4 (1911) для диакона и смешанного хора, а также песнопение для того же состава «Спаси, Боже, люди Твоя» (1920).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Известный повар предложил открыть православную кулинарную академию и возрождать величие русской трапезы 21 января, 2013. Новостная служба По мнению О.Корсакова, распространение чужеземных кухонь в России указывает, что в России неи интереса к национальному достоянию, неотъемлемой частью которого является кухня. 21 января. ПРАВМИР. Известный повар Олег Корсаков предложил открыть первую в мире школу русских православных кулинарных ремесел и русскую православную кулинарную академию. «Сегодня все православное сообщество является заложником невежества, так как до сих пор находится в поругании русская православная кулинария — хранительница Божественной символики в трапезе. Однако возродить православные традиции необходимо, чтобы вернуть былое духовное величие трапезы православного народа России и явить историю никому не ведомой былой русской кухни», — заявил Корсаков, слова которого приводит «Интерфакс-Религия «. Он также предложил реализовать оригинальный проект: открыть христианские трапезные залы в России и Европе, прибыль от которых будет направлена на благотворительность. По мнению О.Корсакова, распространение чужеземных кухонь в России указывает, что в России неи интереса к национальному достоянию, неотъемлемой частью которого является кухня. Современная русская кухня «не является культурным наследием и поэтому находится вне ведома министерства культуры». С 1993 года он исследует исторические и современные документы в Национальной британской библиотеке в Лондоне, посвященные русской православной кухне. О.Корсаков отмечает, что трапеза православных россиян являлась неотъемлемой частью богослужения в храме, она была наделена «глубоким сакральным смыслом и пронизана духовным стержнем». В ответе О. Корсакову от Минкультуры РФ отмечено, что департамент культурного наследия готов рассмотреть вопрос об участии подведомственных учреждений в проектах, направленных на популяризацию традиций православной трапезы». О.Корсакова также поддержал ректор Сельхозакадемии им. Тимирязева Владимир Баутин.

http://pravmir.ru/izvestnyj-povar-predlo...

Тот же Медведев во время расцвета власти Софьи Алексеевны, когда ее наперебой хвалили искатели милости, обратился к ней лишь раз (в 1685 г.): чтобы добиться, наконец, учреждения московской Академии. Но в 1688 г. и начале 1689 г. он пришел на помощь слабеющей и уже покинутой придворными панегиристами царевне, прославив ее в «Созерцании кратком» и политической гравюре: первых на Руси плакатах, пропагандирующих царскую власть Софьи (и заодно — политический вес Федора Шакловитого). Портрета Василия Васильевича Голицына не было в московской серии плакатов, подготовленной по инициативе Шакловитого и при участии Медведева. Парадный портрет канцлера с родовым гербом и хвалебными виршами был издан на Украине в типографии Лазаря Барановича, горячо поддерживавшего политику Москвы на южных рубежах  . Разумеется, возглавляемый Голицыным Посольский приказ энергично пропагандировал его политику на международной арене, стараясь поддержать единство раздираемой тайными противоречиями Священной лиги, заодно подчеркивая роль канцлера и его успехи внутри страны. Однако пламенные речи сторонников политики князя, вроде Игнатия Римского–Корсакова, выражали не столько точку зрения правительства, сколько устремления российского дворянства и украинской старшины (отразившиеся также в летописных и эпистолярных источниках)  . Правительство ставило перед армией более ограниченные задачи, чем захват Крыма или освобождение Константинополя. Но оно нуждалось в публицистике и Медведева (которого лично поддерживал Голицын), и Римского–Корсакова, укреплявшей политический курс Софьи, Голицына и Шакловитого  . В панегирическом «Свидетельстве ко образу… Софии — Премудрости Слова Божия о Российском благословенном царствии» Игнатий показал, что хорошо понимает зависимость направления внешнеполитической активности России от состава ее правительства, в особенности связывая свои надежды с мудростью царевны Софьи. «Свидетельство» Римского–Корсакова, содержащее наивысшую для всей панегиристики периода регентства оценку Софьи Алексеевны  , было написано к 15 августа 1689 г. (предварительный вариант, возможно, раньше). Это было время, когда авторы похвальных сочинений адресовались уже к Петру и его приближенным, самый решительный момент борьбы за власть «в верхах», начало свергнувшего царевну переворота. Неизвестно, успел ли Игнатий публично прочесть свое сочинение, но нам доподлинно известно, что он его не скрывал: буквально в эти дни книжный, подписанный автором вариант «Свидетельства " " был переписан для Афанасия Холмогорского — видного сторонника Петра  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

выдающихся отечественных уче­ных (И.М. Сеченов, И.И. Мечников и др.) в обла­сти физиологии и медицины, которые, казалось бы, снижали авторитет религии, все же великий отечественный ученый и классик психиатрии С.С. Корсаков накануне XX в. в своем фундамен­тальном издании «Курс психиатрии» (1901) напи­сал: «Религиозное чувство в большей или меньшей степени присуще каждому нормальному человеку, хотя проявляется в разнообразных формах, и иной раз в самых резких проявлениях так называемо­го атеизма можно при помощи тонкого анализа отметить проявления борьбы со скрытым и ис­кусственно подавляемым религиозным чувством». Хочу подчеркнуть, что корифей отечественной пси­хиатрии С.С. Корсаков говорил о «религиозном чувстве» в противопоставление «атеизму, основан­ному на экспериментальных знаниях», полученных при работе с материальными субстратами, т.е. с тем, что совсем из другой сферы реальности - из реальности, не имеющей отношения к духовной жизни. Рассуждая об «энергиях совсем иного по­рядка», С.С. Корсаков утверждал, что «мы не можем с невежественной насмешкой относиться к тому, что говорят многие высокоталантливые люди, счи­тающие себя представителями метафизики, только потому, что эта область умственных исследований носит такое дразнящее название» Высмеи­вая, по существу тех, кому «всё ясно» в отношении «вопросов в высшей степени важных и глубоких», он говорил, что для их решения недостаточно со­временного положительного знания и нельзя пре­небрегать, как совершенно ненужным хламом, тем, что говорят так называемые метафизики. Рас­суждения профессора С.С. Корсакова об открыва­ющей истины «творческой работе бессознательной идеации» мне представляются предвестниками предположений современных информациологов о реальности духовности на «нульматериальных носителях». Дар воспринимать религиозное чувство у разных людей различен, у кого-то он проявляется в раннем детстве, у кого-то много позже, а до этого человек просто туп для его восприятия, или же вообще этот дар остается не пробужденным.

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/14/...

Московские школьники покажут покажут спектакль по опере Глинки «Иван Сусанин» 19 декабря, 2011. Новостная служба Творческое кредо Е.Н. Подосеновой – «оперу могут петь все, независимо от музыкальных способностей: с абсолютным, относительным и неразвитым слухом; музыкальный слух в процессе работы развивается, не поющие дети начинают петь чисто и красиво». 19 декабря. ПРАВМИР. 20 декабря 2011 года в 11.30 в ГОУ СОШ (1-ая Аэропортовская ул., д. 1, м. «Аэропорт») школьный музыкальный театр «Лель» покажет музыкальный спектакль «Иван Сусанин», поставленный по одноименной опере М.И. Глинки. Руководитель театра, постановщик спектакля и концертмейстер (спектакль идет без фонограммы в сопровождении фортепиано) – член Союза композиторов, лауреат конкурса «Педагог-внешкольник», лауреат конкурса «Многогранность» (фортепиано) Елена Николаевна Подосёнова. Это уже третий музыкальный спектакль театра «Лель», поставленный по русской опере XIX века в рамках музыкально-просветительского проекта Е.Н. Подосёновой «Русская опера – детям». Ранее в школе 152 были поставлены «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова, «Евгений Онегин» П.И. Чайковского, а также музыкальный спектакль по опере К. Молчанова «А зори здесь тихие». В школе 717 музыкальный театр «Робинзон» под руководством Е.Н. Подосёновой поставил «Сказку о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова».Цель музыкально-просветительского проекта «Русская опера – детям» – приобщить учащихся общеобразовательной школы к богатейшему миру русской оперной классики XIX века. Творческое кредо Е.Н. Подосеновой – «оперу могут петь все, независимо от музыкальных способностей: с абсолютным, относительным и неразвитым слухом; музыкальный слух в процессе работы развивается, не поющие дети начинают петь чисто и красиво». Музыкальный театр «Лель» школы 152 – на сегодняшний день единственный в Москве, ставящий силами учащихся 1-11-х классов русскую оперную классику. Дети поют естественными, не поставленными голосами. Их задача – чисто и выразительно интонировать. В оперных спектаклях музыкального театра «Лель» учащиеся исполняют наиболее яркие и значительные сольные, вокальные (арии, каватины, песни и т.д.) и хоровые номера, которые перемежаются с драматическими речевыми эпизодами в сопровождении фортепианного исполнения музыки из оперы.В планах театра – освоение шедевров оперного искусства русских композиторов XIX века: «Руслан и Людмила» М.И. Глинки, «Садко», «Майская ночь», «Царская невеста», «Сказание о невидимом граде Китеже» Н.А. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А. Бородина, «Борис Годунов» М. Мусорского и др.

http://pravmir.ru/moskovskie-shkolniki-p...

Кстати, С.Корсаков стал первым из земляков, получившим диплом о высшем музыкальном образовании. Много лет активно участвовал в театральной жизни города – ещё со студенчества проявил себя великолепным аккомпаниатором в подготовке оперных спектаклей на сцене Зимнего театра, открытого на средства Морозовых. В тяжёлый период гражданской войны в России, как настоящий наставник-подвижник, Сергей Никанорович вёл в родных пенатах плодотворную педагогическую деятельность. Среди его учеников – народный артист СССР Яков Флиер, ореховозуевец, чьё имя уже много лет с достоинством носит городская Детская школа искусств под руководством заслуженного работника культуры РФ, почётного гражданина Ольги Алексеевны Андреевой. У входа в ДШИ, расположенной на улице имени Я.Флиера, установлен монумент великому пианисту. Подробно о жизни и деятельности Якова Владимировича Флиера (1912-1977 гг.) я расскажу чуть позже в одном из очерков. В 1937 году при деятельном участии С.Н.Корсакова начала функционировать Орехово-Зуевская детская музыкальная школа – в числе первых трёх музыкальных школ, созданных в предвоенное время в Подмосковье. Песни и марши, созданные Корсаковым в годы Великой Отечественной, помогали Красной армии в тяжёлых битвах с фашистами. Педагоги и учащиеся музыкальной школы под руководством Сергея Никаноровича в годы войны стали желанными гостями в госпиталях, на заводах и фабриках. За свою самоотверженную патриотическую деятельность педагог Корсаков удостоен медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Сергея Никаноровича не стало в начале 1953-го, прощался с ним, образно говоря, весь город. Настолько педагог-музыкант был уважаем и любим. Сергей Никанорович и его супруга Вера Алексеевна, тоже педагог, владевшая несколькими европейскими языками, воспитали троих детей. Их старший сын Борис Сергеевич Корсаков продолжил музыкальную эстафету отца и деда, окончил Центральную музыкальную школу Московской государственной консерватории, стал солистом и концертмейстером Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио и телевидения, был удостоен звания заслуженного артиста РСФСР.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/11/12/mu...

По журналу у нас решено, что ректор на год будет редактором прибавлений, а я его помощником. Ректор не мог не видеть, что члены совета желают вести это дело без него, но вероятно почел для себя неловким быть отстраненным от журнала. Потому мало надежды и впереди на успешный ход дела. Когда объявим о журнале, поддержите его. Не надеемся на возможность покрыть издержки печати. Переводную часть на год взял на себя Кудрявцев. Истинно замечательно, что в архимандричьем кресте преосвященного Кирилла обрелась часть угодника, которому празднуется в день вашего поставления в архимандриты. Здесь живет генерал-губернатор восточной Сибири, приехавший из Питера навестить больную мать, живущую у сына участкового мирового судьи Сергиевского посада. Он говорит, что за неделю до декларации они обедали у Государя и ничего не знали об ней, и за обедом Государь сказал политического только то, что во Франции одни хотят республики, другие восстановления монархии, так что не разберешь, что у них делается. Корсаков уверяет, что войны из-за сего не будет, и поручил известить его телеграммой, если будет что-либо такое. Думает, что ни Пруссия, ни Франция долго не в состоянии будут вести войну против кого-либо после такого напряжения сил. Англия боится каперов Американских. Есть будто бы соглашение русского посланника Америки с разными судохозяевами, которые соглашаются, получив по 2000 рублей, —566— объявить себя принадлежащими России вследствие покупки и начать хватать Английские суда, а когда есть опасность – поднять Американский флаг. Это опасение недавно высказано Фроудом в газете Гете. Из того, что много шумят и кричат, видно, что к делу не хотят приступить. Об отношении Пруссии к этому вопросу Корсаков не мог ничего сказать. Но Прусаки сами в таком положении, что побояться оскорблять Россию. Ныне летом я с генералом Шрейдером говорил о парижском трактате. Он ожидал, что Пруссия на новом конгрессе предложить пересмотр трактата. Я сказал, что не нужно никакого пересмотра. Россия просто объявить, что не признает силы сего трактата, ибо он давно нарушен всеми. Шрейдера как-то аффрапировало мое мнение. А теперь вышло по-моему.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По завещанию Смоленского «Воспоминания» были переданы после его смерти исследовательнице церковного пения Софии Сергеевне Волковой. Степан Васильевич в течение ряда лет переписывался с ней и пересылал ей для отзыва первые главы «Воспоминаний». Рукопись передавалась Волковой на правах собственности с тем, чтобы та, если пожелает, передала «Воспоминания» в Казанскую учительскую семинарию. Однако Волкова решила издать «Воспоминания». Она позаботилась о снятии копии с казанских глав и отправила их Екатерине Степановне Ильминской в Казань, а в 1914 году отдала всю рукопись для ознакомления А. Н. Римскому-Корсакову, который открывал в Петрограде новый журнал «Музыкальный современник» (выходил с 1915 года). Однако до 1917-го публикация не была осуществлена, и тогда Волкова по просьбе Кастальского направила Римскому-Корсакову ряд депеш с требованием срочно вернуть рукопись в Москву. Тот в ответ предложил издать пока выдержки из седьмой главы, но Софья Сергеевна отказалась, предполагая, что выдержки эти, в угоду политической конъюнктуре революционного времени, будут касаться лишь «обличений Синода» и представят Смоленского «в неверном свете». Кастальский настаивал на возвращении рукописи в Москву по договоренности с Б. В. Асафьевым: в 1917 году П. П. Сувчинский и Б. В. Асафьев планировали опубликовать «Воспоминания» полностью в основанном ими альманахе «Мелос» 10 . Однако и этот план не был осуществлен. В 1919 году А. В. Преображенский писал Волковой из Петрограда: «События лишили редакцию возможности сделать это, и когда настанут лучшие времена – сказать теперь трудно» 11 . Под событиями имелся в виду отъезд Сувчинского из России и прекращение ежегодника; рукопись «Воспоминаний» при этом оставалась у Асафьева. Рукопись же «Дневников» до 1919 года хранилась у ближайшего многолетнего сотрудника Степана Васильевича по Синодальному училищу и Придворной капелле А. В. Преображенского, получившего ее по завещанию Смоленского и затем передавшего в архив (РГИА). Имеется письмо Сувчинского к Преображенскому, где речь идет о работе Преображенского над «Дневниками» 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В марте 1885 года Римский-Корсаков и Балакирев отправили Кругликову письма с советами не отказываться от предложения, которое в скором времени должно последовать ему от Шишкова. Римский-Корсаков не только рекомендовал его принять, но и сулил всяческую помощь: Семен Николаевич приглашался в Петербург для ознакомления с организацией дела в Капелле, а сам композитор обещал «наведываться в Москву помогать». Однако до наступления лета предложения так и не последовало. Причина проста: Шишков советам композиторов не внял, и 17 апреля 1885 года инспектором училища (позже должность была преобразована в директорскую) был назначен Н. Ф. Добровольский – человек, вышедший из среды Синодального хора, где он сперва был малолетним певчим, а потом учителем. Однако летом 1885 года встреча Шишкова и Кругликова все же произошла, и, очевидно, в результате Кругликову было поручено составить учебные программы Синодального училища по музыкальным предметам. Конечно, Семен Николаевич обратился за советом к Римскому- Корсакову и получил от него в июле 1885 года подробный ответ: «Милый друг Семен Николаевич, спешу ответить на ваши вопросы: 1) Разница между регентским классом Капеллы и так называемым инструментальным есть. Регентский класс для вольноприходящих, а инструментальный для малолетних певчих. В регентский принимаются не моложе 14 лет, так как по прошествии первого года (элементарная теория и проч.) ученики получают свидетельство 3-го разряда «регентского помощника». Нельзя же выпускать в регентские помощники мальчика моложе 15 лет. Нынешний год показал, что программу приготовительного курса можно пройти в один год. С мальчиками-певчими мы поступаем так: принятый в певчие лет 9-ти или 10-ти в 1-й год своего пребывания не учится ни на каком инструменте, ни теории, а просто приучается петь в хоре, причем получает отрывочные сведения о размере, интервалах и т. п. и выучивает более или менее твердо ключ, подходящий к его голосу. Когда через год или полтора мальчик поприсмотрится, спрашивают, желает ли он учиться на инструменте, или подсказывают ему эту мысль; он выбирает себе инструмент: фортепиано, скрипку, cello или basso.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010