«Как трудно быть сосредоточенной! Надо все время делать усилие. Наверно, нужна очень большая внутренняя дисциплина. Попробую еще раз». Были ведь молитвенники – она слышала о них и читала, – которые умели всю полноту мысли и чувства вкладывать в молитву Иисусову или иные славословия – и достигали озарения: у них открывались внутренние очи, и дивные потусторонние лики становились доступны их взгляду… «Вот оно – это сияние под веками, которое я так люблю! Вот это веяние на лбу… точно кто-то коснулся меня крылом… Я приближаюсь к черте, за которой неведомое… Еще одно усилие, и я ее перейду!» Но молитвенный взлет, при всей его интенсивности, не мог у нее быть длительным – достигнув наибольшего напряжения, он стал постепенно ослабевать. Нет, не проникнуть! Не вырваться мне из теней земного сознания… Только тем, которые достигают святости, это дано – они могут слышать нездешние голоса и видеть невидимые облики, а я… В «Consolation» Листа и в «Китеже» Корсакова есть что-то от этого состояния… Экстаз Скрябина? Нет, там не то – там усилие сверхчеловечности, но нет умиления! Я люблю Римского-Корсакова за благородство его мелодии. А Глинка? Кто это сказал: «Глинка, Глинка, – ты фарфор, а не простая глинка!»? Голова ее склонилась к подушке, и она заснула на коленях около кровати. Когда она очнулась и с недоумением огляделась, в комнате было уже совсем светло, и доносился городской шум. Она озябла и, дрожа от холода, поднялась с колен. «Седьмой час! Что же это? Я проспала 4 часа и оставила его без охраны! А вдруг его взяли?» Страх за любимого человека сжал сердце, и опять она бросилась на колени. «Господи Иисусе Христе! Я не хочу верить и не верю, что, пока я спала, черная карета приехала и увезла его! Я не хочу верить, что Ты можешь быть так жесток, чтобы украсть его у спящей! Я нечаянно заснула – я устала! Господи Иисусе Христе, Сам, Сам услышь меня, Сам! Будь милосерд к нему и ко мне! Не отпускай его в тюрьму, не отдавай его этим страшным людям – довольно уже они мучили его. Дай ему немного счастья, хоть один год чудного светлого счастья! Господи! Ты слышал разбойника и Магдалину – услышь же теперь и Асю!» Она сжимала маленькие руки.

http://azbyka.ru/fiction/lebedinaya-pesn...

Драматический задор, жажда дела и общая динамичность, несомненно, свойственны, далее, музыкальному образу Деда Мороза, в особенности когда последний поет свой припев: «Любо мне!» Истинным драматизмом полна волшебная сцена третьего действия, а также и упоминавшиеся выше танцы скоморохов. В особенности эти танцы. Здесь движение доведено прямо до своего рода экстаза. Все дело, стало быть, заключается в том, что у Римского–Корсакова драма происходит в сфере уже достигнутых блаженных сфер. И поэтому с точки зрения обыкновенной обывательской душонки, привыкшей видеть драму лишь в своих «реальных» переживаниях, «Снегурочка» предстанет как лироэпическая пьеса. На самом же деле это, как сказано, синтез всего — и лирики, и эпоса, и драмы. С глубинно–эстетической точки зрения это значит: личная актуальность доведена в «Снегурочке» до высших степеней гармонии, доступных земнородному; и созерцание, и самосозерцание, и произволение слиты здесь в единое и совершенное нераздельное бытие личности, уже воскресающей от своего земного тлена. И имя этой гармонии с самой собою и с миром для реальной личности есть — музыкальное ощущение любви и природы. В этом наиболее субстанциальная основа мироощущения Римского–Корсакова. И «Снегурочка» в смысле этого любования природой при полной светлоте душевной превзошла все остальные создания Римского–Корсакова. В «Майской ночи» до высоты откровений «Снегурочки» поднимается, может быть, только ария Левка в третьем действии. В «Ночи перед Рождеством» общей музыкальности чрезвычайно портит сильный бытовой элемент. Как уже сказано, на глубинный синтез с музыкой может рассчитывать лишь такое слово, которое уже потеряло свою первичную пространственно–временную форму, а быт есть как раз пространственно–временная определенность. Поэтому совершенно пропадают для музыки (и уж подавно для музыкальной драмы) такие сцены, как диалог дьяка и Солохи в 3–й картине «Ночи перед Рождеством». Во всей «были–колядке» только песня Чуба с бандурой в 3–й картине да колядные песни в начале 4–й представляют некоторый подъем в смысле упомянутого выше любования.

http://predanie.ru/book/129563-forma-sti...

Не смотря, однако же, на все овации Суворову, намерение его расставить войска свои по квартирам в Италии, с тем чтобы, изготовясь тут зимою к новым подвигам, начать следующей весной движение во Францию, – это намерение опять таки не состоялось. Виновником того был тот же Тугут, по новому плану которого союзная армия долженствовала занять операционную линию от Немецкого моря до Средиземного, а собственно русские войска сосредоточиться в Швейцарии, где у Массены было до 84 тысяч республиканских войск и откуда эрцгерцогу Карлу предписывалось выступить немедленно к среднему Рейну, оставляя, таким образом, против всех сил Массены 24 тысячный русский корпус генерала Римского-Корсакова, с австрийскими отрядами Готце, имевшими, к тому же, повеление – отделиться от Корсакова тотчас по вступлении в Швейцарию армии Суворова. Последнее распоряжение венского двора, особенно не нравилось русскому фельдмаршалу, вообще не одобрявшему нового плана действий и весьма недовольному предстоявшим походом в Швейцарию». Суворов понимал, что этот поход, подготовленный к осеннему времени, будет крайне тягостен в горной стороне и, к тому же, был уверен, что Массена не оставит ударить на Корсакова, не дожидаясь соединения с последним армии Суворова. В этих видах, Суворов всячески старался отвратить исполнение венского плана и, доверяя единому во всей Вене Колычеву, отправленному туда Императором Павлом для ходатайствования у Римского императорского двора, в пользу русских вспомогательных войск 795 , откровенно писал к нему, от 20 Авг. из Асти: «Испытую вашу доблесть к пользе общего блага; исправьте его колеблимость наипоспешнейше и исторгните его из опасности.. Лучше дело трактовать посторонним образом, нежели от моего имени, терзаемого и в горячке, от сателлитов Тугута, опоясанного мечем Скандербега. – Сия сова не с ума ли сошла, или того никогда не имела» 796 . Затем Суворов обратился со своими сомнениями к самому Императору Павлу, но получил в ответь одну Высочайшую уверенность, что «успехи французов против цесарцев начнутся с отбытием русских в Швейцарию» 797 . Следовательно, Суворову оставалось покориться необходимости и тем спешнее выступать в Швейцарию, что венский двор требовал этого выступления безотлагательно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Глинкой, Даргомыжским и выдвигающимся далее на композиторском поприще А. Н. Серовым (1820–71) исчерпывается первый период т. н. новой русской школы музыки, называемой новою потому, что с ее возникновением впервые начинается развитие в русском музыкальном искусстве инструментальной и симфонической музыки. Главой последующего течения стал М. А. Балакирев, около которого почти сразу сгруппировался ряд талантливых и самобытных молодых композиторов, т. н. Балакиревский кружок или «Могучая кучка»: Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, А. П. Бородин. Под руководством Балакирева все они развивают свои музыкальные вкусы гл. обр. на принципах и заветах Глинки – с одной стороны, с др. – на произведениях Бетховена, Вебера, Шопена и новейших композиторов, преимущественно Шумана, Листа и Берлиоза. Но в это же время творчество их запечатлено оригинальностью, чуждою всякой рутины в особенности в оперной форме, в высоком развитии музыкальной декламации, в вокальной области и вообще в стремлении к новым путям в искусстве. Параллельно с этим нарождением новых самостоятельных композиторских сил в России быстро распространяются и утверждаются прочные начала теоретического музыкального образования. В 1859 создается Русское музыкальное общество, а в 1861 – петербургская консерватория. С этого времени богато разветвляются по всей России филиальные отделения Русского музыкального общества и учреждаются в 1863 московская консерватория, а затем повсюду музыкальные училища и классы при провинциальных отделениях общества. Отныне среди композиторов и музыкальных деятелей не стало более дилетантов, но все они получали широкое музыкальное образование у себя же, в своем отечестве, а не при исключительном посредстве случайных западных преподавателей. Вместе с тем, с развитием консерваторской жизни первоначальная немецкая и вообще привитая иностранная педагогическая эрудиция стала терять свою специфичность и заменялась русским обликом, в особенности в области преподавания композиции. Среди педагогов-теоретиков выдвигаются: Римский-Корсаков, Лядов, Чайковский, Аренский, Танеев, Ипполитов-Иванов, О. Д. Разумовский . Особое место среди русских композиторов занял П. И. Чайковский (1840–93), заявивший свой великолепный композиторский талант во всех родах и формах музыкального сочинения в качестве оригинального, но несколько элегичного мелодиста и гармониста и виртуозного полифониста и инструментатора. Первым русским симфонистом в хронологическом смысле явился Римский-Корсаков (1844–1908), причем он же по справедливости может быть назван предтечей многих талантливых новейших русских композиторов, в т. ч. Аренского, Ипполитова- Иванова, Соколова, Глазунова, Гречанинова.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

170. Н. И. Пущину [Ялуторовск], 7 февраля 1856 г. Вот твой знакомец Александр Егорович Врангель. Этот раз он непременно будет у тебя, любезный друг Николай. Корсаков провел у меня вечер 31 генваря; с ним – твое письмо от 11 генваря, со старым от 8 августа с «Вопросами жизни» и с облатками. «Вопросы» читаю с истинным удовольствием, но еще не кончил, потому что Евгений взял и говорит, что я могу после него прочесть. Когда возвратит, передам тебе мое впечатление. Будь спокоен и успокой Пирогова – рукопись его не будет в чужих руках… Отовсюду говорят, будто бы намерены нас пустить за Урал. Нарышкин меня в этом уверяет. – Как тебе нравится это соображение – оно вроде многих теперешних. Менделеев уже в Симферополе на службе. Спасибо за облатки: я ими поделился с Бобрищевым-Пушкиным и Евгением. Следовало бы, по старой памяти, послать долю и Наталье Дмитриевне, но она теперь сама в облаточном мире живет. Как бы хотелось ее обнять. Хоть бы Бобрищева-Пушкина ты выхлопотал туда. Еще причина, почему ты должен быть сенатором. Поговаривают, что есть охотник купить дом Бронникова. Значит, мне нужно будет стаскиваться с мели, на которой сижу 12 лет. Кажется, все это логически. Неизменный твой И. П. Михеевна в слепоте просит усердно тебе кланяться. 171. Н. Д. Фонвизиной [Ялуторовск], 13 февраля ] 31 генваря был у меня Корсаков, он уделил нам восемь часов – это уже много, при их скачке. Видел моих родных, привез от них письма. В Нижнем не узнал Аннушку, которая его встретила, когда он вошел к директрисе… И от нее был с ним листок. М. А. просит, чтоб я Аннушку называл Ниной, в воспоминание ее дочери… Корсаков меня успокоил насчет плачевного дела. Говорит, что есть несомненная надежда на окончание сколько-нибудь сносное. Все это несколько умирит бедную Неленьку с роковой ее судьбой. Страшная драма разыгрывается с этим существом. Может быть, это так суждено, чтоб ее оценили. Жду, чтоб ты ее увидела. Верно, полюбишь. 3 февраля, в день Аннушкиных именин… Беспрестанно отрывали меня в этот день поздравительные посещения…

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-o-pushk...

Вместе с тем, воспроизведённая И. Г. Гмелиным версия явления (обретения) Казанской иконы Божией Матери вовсе не умаляет большой исторической ценности оставленного им свидетельства. А сам факт посещения КБМ участниками «Великой Северной экспедиции», несомненно, заслуживает особого упоминания. Алексеев Игорь Евгеньевич , кандидат исторических наук (г. Казань) Алексеева Лада Игоревна , студентка Казанского (Приволжского) федерального университета (Институт филологии и межкультурных коммуникаций) Сноски: (1) См.: Харлампович К. Известия И. Гмелина о Казани и о казанских инородцах (1733). - Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1904. - С. (1). (2) См.: D. Johann Georg Gmelins. Reise durch Sibirien, von dem Jahr 1733 bis 1743. - Erster Theil. - Göttingen: Verlegts Abram Vandenhoecks seel., Wittwe., 1751. - (26), 467 p. (3) См.: Корсаков Д.А. Н.А. Кудрявцев и его потомство//Исторический Вестник. - Том XXIX (Август). - 1887. - С. (233) - 260.; Корсаков Д.А. Н.А. Кудрявцев и его потомство//Исторический Вестник. - Том XXIX (Сентябрь). - 1887. - С. (547) - 564. (4) См.: Корсаков Д.А. Из жизни русских деятелей XVIII века. - Казань: Типография Императорского Университета, 1891. - 448, XIX с. (5) См.: Харлампович К. Известия И. Гмелина о Казани и о казанских инородцах (1733)/Статьи и исследования//Известия Общества Археологии, Истории и Этнографии при Императорском Казанском Университете. - 1903. - Том XIX. - С. (251) - 276. (6) См.: Харлампович К. Известия И. Гмелина о Казани и о казанских инородцах (1733). - Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1904. - 26 с. (7) Перевод с немецкого языка воспроизводимых ниже фрагментов книги «Reise durch Sibirien» («Путешествие по Сибири») выполнен Л.И. Алексеевой. - И.А., Л.А. (8) D. Johann Georg Gmelins. Reise durch Sibirien, von dem Jahr 1733 bis 1743. - P. 67. (9) Там же. - P. 69. (10) См.: Там же. (11) Там же. - P. 68. (12) Там же. (13) Харлампович К. Известия И. Гмелина о Казани и о казанских инородцах (1733). - Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1904. - С. 7.

http://ruskline.ru/analitika/2017/12/15/...

Углублению религ. миропонимания Б. способствовало чтение: 1/4 ч. его б-ки (согласно описи, 646 изданий) составляли жития святых, издания Евангелия и Библии, описания мон-рей, труды о монашеской жизни, церковном управлении, преподавании Закона Божия, работы об иудейском, католич., лютеран. вероисповеданиях, труды протоиереев Д. Разумовского и В. Металлова о церковном пении и др. В нач. 80-х гг. обер-прокурор К. П. Победоносцев просил Б. рецензировать духовно-муз. сочинения, а также поручил ему сделать новую гармонизацию полного обихода традиц. распевов. К осуществлению последнего проекта Б. привлек Римского-Корсакова и А. К. Лядова . В результате в 1887 г. была опубликована лишь одна часть - «Всенощное бдение древних распевов» в гармонизации Римского-Корсакова, Лядова, А. С. Азеева , А. А. Копылова . В 1882 г. Б. переработал мотет В. А. Моцарта «Ave verum» в «Херувимскую». В 1883-1894 гг. Б.- управляющий Придворной певческой капеллой . При Б. был проведен ряд организационных и адм. реформ, включая перестройку здания капеллы. Б. привлек к работе здесь Римского-Корсакова и Лядова, что стимулировало их обращение к духовной музыке, а также привело к повышению уровня общего муз. образования в капелле. Как цензор духовно-муз. произведений Б. способствовал утверждению «церковного стиля», преимущественно в области переложений древних рус. уставных напевов. В этот период Б. написано и издано (1888) «Достойно есть» киевского распева, к-рое продолжает звучать в храмах во время службы наряду с его обработкой «Ангел вопияше» валаамского распева (1878). Большинство духовных хоров Б. было подготовлено и издано после его ухода со службы. Похоронен Б. на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры . Духовно-муз. наследие Б. невелико (11 законченных работ) и гл. обр. предназначено к исполнению за богослужением. Сам Б. считал церковную музыку прикладной, подчиненной канону и, быть может, поэтому не стал в этой области муз. творчества тем новатором, к-рым являлся в др. жанрах. Муз. соч. Арх.: «Днесь иже на разумных престолех»//РО ИРЛИ. Ф. 162. Оп. 1, 138; Херувимская песнь: Обраб. мотета В. А. Моцарта «Ave verum corpus»: Для 4-голосн. смеш. хора без сопровожд. 1882//Там же, 195.

http://pravenc.ru/text/77410.html

Новагорский поиск П. Чайковского в жанрах духовной музыки стимулировал обращение к ним и других композиторов его эпохи (что, разумеется, было также связано с изменением общей атмосферы в деятельности Придворной певческой капеллы с уходом с поста ее директора в 1883 г. Н. Бахметева и назначением управляющим капеллой М. Балакирева). Так, по поручению обер-прокурора Священного Синода К. Победоносцева , Капелле предстояла работа по созданию Нового Синодального Обихода, где мелодические образцы максимально приближались бы к древним роспевам. Работу коллектива преподавателей Капеллы возглавил Н.Римский-Корсаков, привлеченный М. Балакиревым к работе в Капелле в качестве помощника управляющего. Так было создано «Пение при Всенощном бдении древних роспевов», вышедшее в свет в 1888 г. В течение 80 – начала 90-х гг. XIX века Н. Римский-Корсаков довольно интенсивно работал над созданием духовно-музыкальных сочинений. Среди них – 22 обработки древних роспевов и более поздних церковных напевов и 18 свободных авторских сочинений (два цикла избранных песнопений, Литургии, песнопение Кто есть сей Царь Славы, исполненное при освещении Храма Христа Спасителя в Москве в 1883 г., двухорный концерт «Хвалите Господа с небес» и др.). В обработках уставных роспевов композитор использовал приемы изложения, характерные для народно-песенного творчества (как, например, вариационность), а также полифонические средства, что явилось новым шагом в гармонизации роспевов по сравнению с предшественниками. Как одно из важнейших качеств стиля гармонизаций Н. Римского-Корсакова, Н. Плотникова отмечает, что в отличие от Всенощной Чайковского, где композитор учитывает особенности древних роспевов, «но не приближается к народной музыке», Римский-Корсаков «делает этот шаг навстречу народному творчеству. Из своего богатейшею слухового опыта он черпает самобытнейшие формы гармонического и хорового воплощения древних роспевов» 16]. Все это подготавливало почву для дальнейших художественных поисков в жанрах духовной музыки, воплотившихся в творчестве композиторов Нового направления на рубеже веков. 4. Новое направление в духовной музыке на рубеже веков

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Перлин Борис Борисович, сын врача Б. А. Перлина, служащий канцелярии начальника о. Сахалина, автор корреспонденций в газ. «Владивосток» «По городским вопросам» (во второй половине 1890-х гг.) – 61, 96, 426, 809, 819 б. Персидские принцы, арестанты Корсаковской тюрьмы, родные братья – 194, 528 Петров Прохор Юрьевич (р. 1865), поселенец в Третьем Аркове, раскольник – 124, 452, 620 Петровская Аграфена Андреевна (р. 1862) – 57, 58, 394, 707, 806 Петровский Григорий Тихонович (р. 1840), зажиточный крестьянин из ссыльных в Александровской слободке – 57, 58, 394, 412, 706, 707, 709, 753, 806, 811, 812 Пищиков Василий Капитонович (р. 1850), бессрочно-каторжный, писарь полицейского управления в Корсаковском посту, герой очерка Гл. Успенского «Один на один» – 190, 191, 525, 846, 847 Плаксин Андрей, он же – Данилов Онуфрий, каторжный Голого Мыса, столяр – 328, 329, 330, 672, 673, 878 Плевако Федор Никифорович (1843–1908), известный московский адвокат – 206, 850 Плоская Мария-Софья (р. 1865), учительница Корсаковской школы, жена политического ссыльного Плоского – 307, 652, 758 Подеядло Франц Иванович (р. 1841), сторож в Корсаковской школе – 114 Полонский А., автор известного Чехову исследования о Курилах – 216, 219, 221, 554, 558, 854, 855, 856, 891 Поляков Иван Семенович (1847–1887), зоолог, археолог, этнограф, исследователь Сахалина в 1881-82 гг., автор известных Чехову работ – 76, 77, 108, 113, 142, 143–145, 146, 154, 157, 164, 166, 168, 189, 224, 284, 289, 294, 295, 349, 410, 470–471, 472, 483, 487, 499, 501, 502, 556, 625, 641, 712, 792, 811, 824, 825, 834, 836, 839, 841, 842, 846, 856, 867, 868, 870, 882, 892 Попов Вукол, б. крестьянин, кучер Н. Н. Ярцева, смотрителя поселений в Южном Сахалине, герой «любовной истории» – 205, 537, 538, 715, 786 Потемкин Петр Семенович (р. 1860), сын Потемкина С. О., свободного состояния, лавочник в Дуэ – 117 Потемкин Семен Осипович (р. 1828), б. каторжный, зажиточный крестьянин из ссыльных, лавочник в Ново-Михайловке – 62, 106, 117, 191, 397, 445, 446, 622, 809, 825

http://predanie.ru/book/221179-iz-sibiri...

В " Духовном завещании " Иоакима, написанном рукой его верного секретаря Кариона Истомина, яростное обличение конфессиональной и культурной политики правительства регентства только суммировало бесчисленные выпады патриарших проповедей 1680-х гг. против допущения контактов россиян и иноверных (к которым причислялись " латины, люторы, кальвины и злобожные татары " ). Патриарх по меньшей мере требовал их изоляции: запретить " под казнию накрепко " упоминать о своей вере, а православным — всякое общение с ними. Игнатий Римский-Корсаков, напротив, не видел возможности отгородиться от окружающей вселенной, которую Российское православное самодержавное царство призвано было спасти и просветить. Работая над Сводным чиновником патриарших выходов и служб, архимандрит Новоспасский самолично перевел с латинского книгу Г. Кассандра " О различных литургиях, и о уставе, и о чине вечери " с подробным разбором католического богослужения. " Ради знания латинския бредни " , — как пометил на рукописи друг Игнатия, еще один видный интеллигент из патриаршего окружения архиепископ Афанасий Холмогорский. Римский-Корсаков не обошел своим вниманием и протестантов, якобы случайно написав помещенное в том же рукописном сборнике " На лютеранский катехизис возобличение " . " Случилось мне, — заметил Игнатий, — видеть книгу катехизис на российском языке, изданную типографски от лютеровых еретиков в граде их еретическом Несвиже " . Римский-Корсаков последовательно и в удивительно резкой для его творчества форме оспаривает лютеранские взгляды на иконопочитание, клятву, монашество и свободу воли. " Нечестиво, окаянный, — язвит он автора, — отнимаешь самовластие от людей " ; " лжешь и о том, преступник, будто нет самовластия в человеке! " Игнатий упорно демонстрирует тлетворность сути лютеранского понимания соотношения Бога и человека, но кому он это пишет? Ответ мы находим в третьем произведении полемического сборника: " Слове на латин и лютеров, яко в Московском государстве и во всей Российской земле не подобает им костела или кирхи еретических своих вер созидать " . Адресат — " некий от первосоветников " , повелевший возвести в Москве лютеранско-католический храм, — по имени не назван. Однако сочинение живо воспроизводит личную беседу Новоспасского архимандрита с канцлером Голицыным.

http://sedmitza.ru/lib/text/443328/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010