Казаков М. М. Скачать epub pdf Глава XVIII. «...с уходом из жизни такого человека, Италии будет угрожать гибель» (Павлин. Жизнь Амвросия, 45) После того, как был повержен Евгений, и Феодосии в последний раз в истории Римской империи стал ее единым правителем, Амвросий испытал короткий, но яркий период безмятежного епископства. Еретики были поставлены вне закона указами благочестивых императоров, язычество было не только побеждено, но и вообще лишалось права на существование, отношения церкви и государства в лице Амвросия и Феодосия были исполнены гармонии и взаимопонимания. В своих письмах этого времени Амвросий не скрывает своего восхищения императором, который твердо стоял на страже интересов церкви и ничем не вызывал неудовольствия ее могущественного прелата. Павлин в биографии Амвросия сообщает, что епископ, дабы увериться в том, что Феодосии исполнит его просьбу, высказанную в письмах, помиловать сообщников Евгения, сам направился в Аквилею. По свидетельству биографа, Амвросию легко удалось добиться прощения тех, за кого он просил, так как христианский император бросился к ногам епископа и поведал, что он был спасен его заслугами и молитвами (Павлин. Жизнь Амвросия, 31). Очевидно, биограф, по своему обыкновению, приукрасил эту встречу двух вершителей судеб Римской империи, но он прав в другом: во многом благодаря активности Амвросия Феодосии воздержался от репрессий. Бурная государственная деятельность и трудные военные походы подорвали здоровье Феодосия. В конце 394 г., находясь в Медиолане, император заболел и в предчувствии скорой кончины вызвал к себе из Константинополя сына Гонория. С его приездом он почувствовал себя лучше, назначил в его честь конные состязания и даже сам провел полдня в цирке. Однако после обеда он почувствовал себя плохо, и к ночи император скончался. Это произошло 17 января 395 г., за два дня до 16-й годовщины его правления. По прошествии 40 дней Амвросий Медиоланский произнес над телом императора речь «На смерть Феодосия» в присутствии Гонория и Стилихона. В большой степени эта траурная речь имеет политический оттенок: Амвросий предпринимает попытку начертать наследникам Феодосия образ правления, характерный для христианского императора и почти идеальный в глазах епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Казаков М. М. Скачать epub pdf Глава XVI. «...он сложил с себя царские знаки отличия и публично в церкви оплакивал грех свой...» (Амвросий. На смерть Феодосия, 34) После победы над Максимом император Феодосии стал единым правителем всей Римской империи, самым могущественным ее властителем. Источники весьма противоречиво характеризуют личность этого императора и его политику. Знаменитый позднеримский биограф Аврелий Виктор дает такой его портрет: «Феодосии был спокоен, милостив, общителен; он считал, что отличается от прочих людей только своим одеянием. Он был благожелателен ко всем, особенно к хорошим людям. Он в такой же мере любил людей простых, как и восхищался учеными,.но притом честными, был щедр и великодушен. В отношении наук, если сравнить его с учеными людьми, его образование было посредственным, но он был весьма проницательным и очень любил узнавать о деяниях предков. Он упражнялся физически, но не увлекаясь и не переутомляясь». (Извлечения о жизни и нравах римских императоров, 48). Амвросий Медиоланский характеризует Феодосия как благочестивого, милостивого, миролюбивого, спокойного человека, имеющего в сердце веру и страх перед богом, мягкого по отношению к людям. В то же время епископ отмечает горячность его характера, которую, если кто-либо захочет смягчить, император быстро обращает в милосердие, а если кто-либо разжигает, то Феодосии возбуждается так, что едва может ее удерживать. (Амвросий. Письмо 40, 5; письмо 51; На смерть Феодосия). Арианский церковный историк Филосторгий замечает, что Феодосии был невоздержанным человеком, преданным неумеренной роскоши, но на поприще царя он достиг высших целей земной жизни: одерживал блистательные победы, единовластвовал над римлянами, оставив детям умиротворенное царство. (Филосторгий XI, 2). Резко негативную характеристику дает Феодосию языческий историк Евнапий: «Когда Феодосии стал императором на такой огромной территории, он доказал справедливость старых пословиц, что власть – это великое зло и что человек во всем может быть тверд и постоянен, кроме своего счастья. Ибо едва он стал императором, как стал вести себя как молодой человек, который, став наследником богатства, собранного за долгое время бережливостью и честной жизнью его отца, внезапно вступив в наследование, охвачен страстным желанием промотать его любым способом. Таким образом, в то время мудрый наблюдатель мог бы увидеть, что император использовал каждое злодеяние и крайность, чтобы разрушить государство» 68 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Казаков М. М. Скачать epub pdf Глава XV. «...в самых военных делах, думается, нужно обращать внимание на то, справедливы ли эти войны или нет» (Амвросий. Об обязанностях священнослужителей I, XXXV, 176) Политическое равновесие, установившееся в Римской империи после Веронского пакта 384 г. между Максимом, Феодосием и Валентинианом II, с самого начала казалось шатким. Феодосии чувствовал себя полным хозяином Востока и постепенно стремился вовлечь в орбиту своей политики западную часть Империи. Правда, делал он это на первых порах весьма осторожно и не слишком явно. В 385 г. не без участия Феодосия префектом Италии был назначен его приближенный Неотерий, незадолго до того занимавший пост префекта Востока. Это было похоже на подобие протектората над юным соправителем. Понимая, что Валентиниан II не составит ему конкуренции в претензии на власть над всей Римской империей, Феодосии тайно вынашивал планы войны против Максима. Валентиниан II, а, вернее, его окружение и мать – императрица Юстина, имели под своим контролем Италию и Африку. Они были вынуждены мириться с навязываемым им Феодосием покровительством, ибо только в союзе с восточным императором могли противостоять узурпатору. После 384 г. Миланский двор попытался повысить свой престиж путем назначения на важные посты некоторых влиятельных лиц – представителей правящего класса Италии. Так, Ионий Аттик Максим в 384 г. занял пост преторианского префекта Италии, Претекстат получил пост консула на 385 г., хотя и умер до вступления в должность; Касторий в 385 г. занял пост викария Африки и т. д. Тем не менее, в Медиолане понимали, что угроза со стороны Максима отнюдь не миновала, и арианское окружение юного императора не придумало ничего лучшего, как развернуть наступление на ортодоксов-никейцев, полагая, что победа арианства ослабит позиции Максима. Впрочем, ставка на арианство Миланского двора ставила в затруднительное положение ортодокса Феодосия. Да и Амвросий достаточно ясно дал понять, что, создавая арианскую оппозицию Максиму, Миланский двор приобретает серьезную оппозицию со стороны ортодоксов, и ее серьезность со всей очевидностью продемонстрировал конфликт из-за базилики. Кроме того, Максим увидел в столкновении Миланского двора с ортодоксами удобный предлог для вторжения в Италию под маской ревнителя благочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Казаков М. М. Скачать epub pdf Глава X. «Вы просите у императора мира для своих богов, мы же испрашиваем у Христа мира для самих Императоров» (Амвросий. Письмо 18, 8) Конец 383 и первая половина 384 г. ознаменовались событиями, которые способствовали некоторому укреплению позиций язычества. Смерть Грациана многие связывали с его антиязыческими мерами и приписывали ее мести отлученных от государства древних богов. И хотя религиозная политика Максима, принявшего крещение, не оставляла надежд на реставрацию язычества, Валентиниан II не был еще крещен, и это давало язычникам определенные шансы. Правда, юный император был катехуменом и находился под сильным влиянием ариан, но его незрелый возраст, неопытность и непрочность политического положения позволяли надеяться на успех новой делегации сената. Признаком, явно указывавшим, по мнению язычников, на месть богов, оскорбленных мерами Грациана, явился голод в Италии и недостаток провизии в Риме в конце 383 г., что вызвало такую крайнюю меру, осуждаемую в числе других и Амвросием, как изгнание иностранцев из города. Нельзя исключить того, что голод и недопоставка продовольствия в Рим были вызваны искусственно, чтобы вызвать недовольство среди народа и наглядно показать, к чему может привести «гнев богов». К лету 384 г. ведущие лидеры языческой группировки в сенате заняли важнейшие государственные посты: Претекстат был назначен консулом, Флавиан стал префектом претория в Италии, а Симмах – префектом Рима. Интересно, что Претекстату в 384 г. еще на посту префекта Италии удалось добиться указа о том, что разграбленное имущество языческих храмов, оказавшееся в руках честных лиц, должно быть отнято, а эти лица -преданы суду как грабители. Кроме того, под руководством Симмаха и Претекстата язычники начали восстанавливать на собственные средства свои храмы и их убранство. Удобный момент для обращения к императору представился, когда Амвросия, влияние которого язычники не могли недооценивать, не было в Медиолане. В источниках ничего не говорится о причинах отсутствия епископа и его местопребывании. Судя по всему, он отсутствовал недолго и уезжал недалеко, так как его вмешательство в дело было незамедлительным. Надо заметить, что длительным отсутствием Амвросия во время его посольства к Максиму зимой 383–384 гг. язычники не воспользовались, вероятно, по той причине, что положение самого Валентиниана II тогда было еще слишком неопределенным.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВИЗАНТИНОВЕДЕНИЕ [византинистика], комплексная гуманитарная дисциплина, изучающая историю, язык, религию, право и культуру (лит-ру, философию, искусство и пр.) Византийской империи (IV-XV вв.), ее истоки, типологические особенности, связи с др. странами и регионами мира, влияние Византии на развитие др. стран средневековья и Нового времени. В самостоятельные дисциплины выделяются история визант. искусства (см. в ст. Искусствоведение ) и визант. археология (см. в ст. Византийская империя ). Как исследовательское направление В. развивалось в тесной связи с др. разделами исторической науки: антиковедением, медиевистикой, неоэллинистикой, славяноведением , востоковедением, кавказоведением, археологией, классической филологией, а также с патрологией , литургикой . В данном очерке представлена история научного изучения феномена Византии с преимущественным вниманием к церковно-исторической проблематике. Период накопления материалов и их первоначального освоения (XV-XVI вв.) Начало зарождения интереса к визант. истории и культуре в Европе относится к эпохе Ренессанса, периоду общего подъема науки, возрождения интереса к античности и истории Др. Рима. Одним из первых произведений, где содержалась информация о визант. истории, стал труд итальянца Ф. Бьондо «Исторические декады от падения Римской империи» (Venetiis, 1483). Его ученик Лет Помпоний создал «Историю цезарей», в к-рой излагалась история III-VII вв. и впервые была высказана мысль, что именно Вост. Римская империя стала единственной наследницей гос. традиции после падения Рима в V в. В 1456 г. Н. Сагундино (Sagundino, 1402-1464?) написал трактат «De origine et rebus gestis Turcarum» (О происхождении и деяниях турок), первую в европ. науке работу по тур. истории, где история поздней Византии была рассмотрена в связи со средиземноморской политикой последних столетий ее существования. В XV-XVI вв. начинается коллекционирование визант.

http://pravenc.ru/text/158430.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Византийское наследие Руси Византийское наследие Руси   Византия возникла, когда Римская империя, владевшая большей частью Европы, распалась под бесчисленными ударами варварских племен и античная культура ушла в прошлое, уступив место совершенно новому явлению – эпохе средневековья, отличавшейся иными ценностями и мировоззрением. Восточная империя стала последним островом, где сохранились свойственные Риму идеи мировой монархии, императорской власти и римского владычества. Это государство, сочетавшее в себе традиции Запада и элементы культуры Востока, оказалось окружено многими языческими народами и противостояло мраку средневековых варварских королевств, сохраняя очаг высокой цивилизации. Важным аспектом культуры Византии искони являлся синтез мощной, централизованной власти и православной христианской церкви. Эти две составляющих, на которых зиждились основы византийской государственности, подпитывали друг друга, что, по мнению многих историков, стало причиной долгой жизни империи, на десять веков пережившей своего западного брата. Во многом этот союз определял мировоззрение византийцев, путь развития искусства в Византии и отношения с другими странами. Участвуя в дипломатических сношениях с вождями языческих племен, византийские послы вели диалог с более высоких позиций, обосновывая это не только цивилизационным преимуществом перед племенами варваров, но и огромным авторитетом императорской власти. Это неравенство так же стало причиной того, что Византия предпочитала использовать народы, отстававшие от нее в развитии, в качестве военной силы при сопротивлении внешним врагам с Востока, не сближаясь ни с одним из них. Такая стратегия сохранялась до тех пор, пока в IX веке молодая Русь, объединенная князем Олегом, не рискнула противопоставить тонкому мастерству византийских дипломатов силу оружия. Взяв Константинополь и повесив щит на ворота города, Олег доказал древней империи, что на просторах Европы зарождается новая сила, не считаться с которой невозможно. Это событие положило начало широкому культурному обмену между двумя государствами.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=29&iid=2...

Разделы портала «Азбука веры» ( 8  голосов:  4.8 из  5) Оглавление Глава первая 1 …Префект претория поднял руку, и разом установилась тишина. Император Деций приказал срочно собрать Совет по делу чрезвычайной важности. Собственно, в тот, 249й год, каждое совещание в императорском дворце было чрезвычайным. Совсем недавно «Вечный Город», как гордо именовал себя Рим, пышно отметил свое тысячелетие. Но вот теперь вслед за праздниками наступали ужасные будни. С Востока все явственней доносилось лязганье свежевыкованного оружия и нетерпеливое ржание боевых коней: то напоминала о себе Риму приходящая в былую мощь Персидская Империя. Южные границы все громче и громче оглашали победные кличи варваров. Сама же Римская Империя сотрясалась от внутренних неурядиц. Нужно было немедленно спасать государство. Дворец быстро заполнялся вызванными людьми, большинство из которых были военные. Мелькали алые полосы сенаторских одежд, поблескивали золоченые доспехи поседевших в сражениях легатов. Лишь стоявшие вдоль стен каменными изваяниями германцы-телохранители сохраняли невозмутимое спокойствие. Все терялись в догадках. – Что за спешка? – только и слышалось кругом. – Что произошло? – Не готы ли вторглись в наши пределы? – А может, новый мятеж? – Только не это! – болезненно поморщился самый старый легат. – Одно дело рубиться с варварами, и совсем другое – со своими! – Попытаюсь разузнать что-нибудь через цезаря! – пообещал молодой трибун с озорными глазами, увязываясь за пересекавшим залу старшим сыном императора, но эта попытка не имела успеха. – Проще получить ответ у его статуи! – вернувшись, сообщил он, кивая в сторону площади, где на пьедестале памятника прежнего императора срочно высекали имя нового . – Если, конечно, докричишься! – Ну и язык у тебя – острее меча! – неодобрительно покачал головой старый легат. – А чего ему бояться? – встрял в разговор один из штабных командиров. – Он с цезарем в приятелях! – Нашел, чему завидовать! – трибун неожиданно нахмурился. – Или забыл, что язык – это обоюдоострый меч? Где теперь верные друзья прежних августов?..

http://azbyka.ru/fiction/pridi-i-vizhd/

С.Б. Дашков Введение В начале 395 г. последний император объединенной Римской империи – Цезарь Флавий Феодосий Август, отправился из Рима в Константинополь. «Прибыв в Медиолан, он заболел и послал за сыном своим, Гонорием, которого увидевши, почувствовал себя лучше. Затем смотрел конское ристание, но после сделалось ему хуже и, не имея сил посетить вечером зрелище, приказал сыну заменить его и в следующую ночь почил о Господе, семидесяти лет отроду 3 , оставив после себя царями двух сынов – старшего, Аркадия, на Востоке, а Гонория – на Западе» – так повествует о смерти Феодосия I Великого византийский летописец Феофан с. 58]. Отныне Римская империя фактически навсегда была разделена на две части – Западную и Восточную. Западная империя, ослабленная и угасающая, просуществовала еще восемьдесят один год, изнемогая под ударами соседних варварских племен. В 476 г. варвар Одоакр, предводитель германских наемников, составлявших в конце V столетия основную боевую силу Запада, потребовал от императора Ромула (а точнее, от его отца, военачальника Ореста, фактически управлявшего государством) треть Италии для поселения своих воинов. Император отказался удовлетворить это требование, в ответ наемники подняли мятеж, провозгласив Одоакра «конунгом» (т. е. князем) Италии. Орест погиб, а 23 августа Ромул был низложен. Императорская власть, уже давно являвшаяся на Западе просто фикцией, не прельщала Одоакра, и он ее не принял. Последний западноримский император, подросток Ромул, умер в конце семидесятых годов в Неаполе, на бывшей вилле Лукулла, где он находился на положении узника. Одоакр отправил корону и пурпурную мантию – знаки императорского достоинства – в Константинополь императору Зинону, формально подчинившись ему во избежание конфликтов с Востоком. «Как Солнце одно на небе, так и на Земле должен быть один император» – было начертано в послании константинопольскому монарху. Зинону ничего не оставалось делать, как узаконить свершившийся переворот, и он даровал Одоакру титул патриция.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

С. Б. Сорочан Раздел 1. Великое наследие Блеск и величие, золото и благочестие... Законная наследница прославленной Римской империи, она стала первым правовым христианским государством на земле, сплотив в единой вере самые разные народы, назвавшие себя ромеями. Эта мощная страна просуществовала, вызывая зависть и восхищение, куда дольше любой другой Империи, какую знала средневековая история и Запада, и Востока. Ее можно не понимать, даже ненавидеть, но нельзя не считать достойной. Исчезнув, она продолжала и продолжает покорять своим глубоким духовным миром, высшими идеалами, которым пыталась следовать. На века огненными буквами запечатлено в памяти человечества ее гордое название – Романия, Византия, Второй Рим. §1. Сверхдержава средневековья 4 сентября 476 г. на Западе пала древняя Римская империя, продержавшаяся около 500 лет. По иронии судьбы ее последний император носил имя основателя великого Рима Ромула, но из-за своего младенчества получил прозвище Августул («Августенок»). Регалии его императорского достоинства были отосланы покорителем – правителем-варваром, германским вождем Одоакром восточному императору Зинону, как знак того, что сам варвар не претендует на верховную власть. «Августенка» даже не прирезали, по обыкновению, а отдали на попечение его родственников. Впрочем, на современников это событие не произвело глубокого впечатления, они, собственно, не осознали его как падение. Идея Империи не умирала на Западе, продолжая жить на Востоке. Большая часть римского государства, Византия, не только уцелела под натиском нашествий варваров и сохранилась как единое целое с центром в Константинополе, основанном в 324 г. императором Константином I Великим, но и жила еще почти тысячу лет, продемонстрировав удивительную, уникальную жизнеспособность, прочность основ, подобную которой трудно отыскать. Даже держава ее покорившая – империя турок-османов просуществовала в два раза меньше, а Российская и Австро-Венгерская империи – соответственно 250 и 100 лет, что говорит само за себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Дмитрий Степанов , кандидат исторических наук Все лекции цикла можно посмотреть здесь .   Мы можем говорить о том, что существовал единый культурный ареал, который условно называется «Slavia Orthodoxa». То есть это, скажем так, совокупность культур всех славянских народов, которые исповедовали православие. И собственно Русь, русская культура становится частью «Slavia Orthodoxa» после того, как принимает христианство в конце X века. Собственно, сам термин «царь», титул «царь» появляется у нас в болгарской книжности, пишется на кириллице и потом из болгарской книжности постепенно переносится в русскую книжность – в «Повесть временных лет», в «Слово о законе и благодати». Термин «царь» – это производное от римского слова «цезарь» – это общеизвестный факт, просто само восточнославянское написание после «ц» шел «ъ» (ер), то есть твердый знак – это звук, который сейчас исчез, но тогда он все-таки имел некий звук, он произносился и был близок к произношению слова «цезарь». Как мы прекрасно знаем «цезарь» – это один из титулов римских императоров, собственно в титул римских императоров входил как сам «император», так и «август», так и «цезарь». И здесь очень важно, откуда сам по себе этот титул переходит в славянскую книжность. Есть несколько версий, самая распространенная из них – это заимствование из готского языка. Готы – это восточные германцы, которые долгое время жили в Восточной Европе, известно восточно-готское королевство во главе с Германарихом и немецкое произношение слова «цезарь» – «кайзер» вполне могло перейти в славянские языки и впоследствии здесь использоваться. Кстати говоря, обратите внимание, что в других европейских традициях само слово «цезарь» – это слово, которое равнозначно в значении слову «император», или предположим, «базилевс» по отношению к византийским императорам и произносится, как «кайзер». Соответственно это Германская империя, начиная с 1871 до 1918 года, монархи этого государства носили титул «кайзер». Созвучно этому, что очень характерно, титул «султана» – «Кайзер и Рум», то есть получается кесарь, или цезарь Рима. Этот титул он принимает после 1453 года, когда завоевывает Константинополь. «Рум» – это Рим, «Рум миллет» – это соответственно Римская империи и впоследствии так называется часть Османской империи, населенная преимущественно христианскими жителями. То есть это Греция, ну, в общем, вся бывшая Византийская империя со славянскими народами, которые туда входят.

http://academy.foma.ru/tag/fenomen-russk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010