Глава 2. Римская империя в IV столетии 1. Наследники святого Константина Перед кончиной императора Константина его сыновья и племянники правили как цезари в разных префектурах: старший сын Флавий Клавдий Константин – в Галлии, Флавий Юлий Констанций – в префектуре Восток, младший Флавий Юлий Констант – в Италии, племянник Далмаций – в Иллирике, а его брат и одновременно зять почившего императора Ганнибалиан в выделенном из Восточной префектуры Понтийском диоцезе, обладая пышным восточным титулом «царя царей». 4 сентября 337 г. войска провозгласили августами сыновей Константина Великого : Константина II, Констанция II и Констан­та: «Находящиеся в военных лагерях... войска, – по словам Евсе­вия Кесарийского, – узнав о смерти василевса... решили никого не признавать римскими автократорами кроме детей его, и вско­ре положили всех их называть не кесарями, а августами – име­нем, которое принимается за величайший и самый высший сим­вол верховной власти» 136 . Все трое были воспитаны как христиане, при этом Констанций, как выяснилось вскоре, склонялся к ари­анству, в то время как два других брата были приверженцами Никейского символа. Сразу после кончины святого Константина в армии распро­странился слух, что, умирая, он держал в руках пергамент, на котором было написано, что его отравили и что виновники отрав­ления – его единокровные братья Юлий Констанций и Далмаций. Утверждали также, что в предсмертной записке Константин призывал сыновей к отмщению за него. Епископ Никомидийский Евсевий клятвенно подтвердил справедливость обвинения, не постеснявшись тем самым набросить тень на искренность хри­стианского обращения им же крещенного в канун кончины импе­ратора. Вероятным соучастником Евсевия в распространении клеветы был средний сын Константина Великого Констанций, который первым из братьев прибыл в Никомидию с восточной границы, оставив там армию, готовившуюся к войне с Ираном, и распоряжался траурными церемониями. Взбудороженные солдаты, совершая, как им представлялось, справедливое возмездие, учинили избиение мнимых отрави­телей вместе с их потомками. Жертвой суда линча пали Юлий Констанций вместе со своим старшим сыном, а также Далмаций с сыновьями: цезарем Далмацием и царем Понтийским Ганнибалианом. Затем были убиты сенаторы и консулярии Флавий Оптат и Попилий Непоциан, женатые на единокровных сестрах Константина Великого Анастасии и Евтропии, префект прето­рия Аблавий, дочь которого Олимпия была помолвлена с млад­шим сыном почившего императора Константина Константом. Из мужского потомства Констанция Хлора, кроме трех новых авгу­стов, в живых остались лишь младшие сыновья Юлия Констан­ция Галл и Юлиан, а также сын Непоциана и Евтропии, носивший имя отца, пощаженные, очевидно, из-за своего нежного возрас­та – они все трое были еще детьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Миновало то время, когда византийская история была предметом не столько изучения, сколько пренебрежительного недоумения. В западноевропейской литературе сочинение Андлау, 1 явившееся лет девятнадцать тому назад, было едва ли не последним отголоском того рутинного взгляда на византийскую историю, представители которого, под влиянием антипатий, обусловленных противоположностью религиозных и политических интересов востока и запада Европы, ничего не видели в Византии кроме династических переворотов и соединенных с ними насилий и удивлялись, как эта империя могла так долго существовать, целое тысячелетие спустя после того как пала Западная Римская Империя. Теперь и на западе византийская история приобретает кредит; ученые чем далее, тем с большею охотою посвящают свои силы её разработке и по мере разработки открывают новые интересные стороны в этой неведомой дотоле области. Удивляются уже не тому, что греческая империя прожила тысячелетний период после того как покончила свое существование Западная Римская Империя, но удивляются крепости государства, выдержавшего столько бурь и потрясений, целесообразности политических учреждений, сообщивших государственному организму прочность, удивляются богатству культурных начал, выразившемуся в памятниках языка, законодательства, архитектуры. 2 Если такой переворот относительно византийской истории произошел у западноевропейских ученых, которые в силу традиции могли смотреть на нее неприязненно; то для нас, русских и православных, гордящихся и дорожащих сокровищами вселенской истины, переданной чрез Византию, и имеющих основание самую живучесть и действенность византийских государственных учреждений объяснять воздействием славянского гения, для нас отказаться от задачи всеми мерами содействовать выяснению минувших судеб Византии было бы преступлением против национальной чести или по меньшей мере прискорбным свидетельством нашего преклонения пред старыми западноевропейскими авторитетами, не современными, но бывшими в ходу десятки лет тому назад.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 1. Кризис рабовладельческого строя Римской Империи в III-V вв. К Оглавлению В античности (рабовладельческий период) Римская империя была самым крупным и могущественным государством, подчинявшим себе не только те страны, которые входили в ее состав, но оказывавшим влияние и на отдаленные северные области Европы. Римская империя эволюционировала, и ее существование было долгим, в конце концов, как и любая империя, она распалась. Уже в III в. в Римской империи обнаруживаются серьезные признаки глубочайшего кризиса, пронизавшего абсолютно все области ее бытия. Кризис охватил аграрную сферу империи. В III в. становится особенно ясным, что низкая производительность рабского труда не может обеспечить государству нормального экономического функционирования. К тому же, начиная с этого времени, прекращаются некогда победоносные войны, не происходит пополнения рабской силы, и, следовательно, нет пополнения рынка труда. Побеги, заговоры и восстания рабов также не способствовали укреплению и развитию рабовладельческой экономики. Все эти моменты делали экономику Римской империи, основанную на рабском труде, абсолютно нерентабельной, и в итоге привели к полному застою производительных сил и разорению рабовладельцев-землевладельцев. Власти Римской империи начали искать выход из социально-экономического кризиса. Были смягчены условия рабского труда, но это не привело к ликвидации кризиса в экономике. Начались лихорадочные поиски новых экономических форм, которые могли бы оживить экономику империи. Среди этих новых форм была система колоната . В начале Римской республики и затем в империи колонами называли свободных крестьян, арендаторов, которые снимали в аренду участки земли в латифундиях (крупных поместьях рабовладельцев-землевладельцев). Независимое римское крестьянство, несмотря на некоторую поддержку со стороны государства, не было в состоянии систематически вести свое хозяйство в тех условиях, в которые оно было поставлено. Поэтому часто крестьянские земли переходили к землевладельцам-рабовладельцам. Но в связи с общим кризисом аграрной экономики владельцы латифундий тоже не могли вести свое хозяйство рентабельно, выжимая из земли все, что только можно. Ни смягчение рабства, ни система колоната не помогли вывести сельское хозяйство из кризиса, и снова начинаются поиски новых путей оздоровления экономики. Рабовладельцы-землевладельцы начинают сдавать свои земли в аренду крестьянам, причем арендаторами зачастую являются те же самые обезземеленные крестьяне. Но и такая форма выведения страны из аграрного кризиса не имела должного эффекта.

http://sedmitza.ru/lib/text/441025/

Выход документального фильма архимандрита Тихона (Шевкунова) Гибель империи: Византийский урок не только произвел настоящий переворот в сознании думающей части русского народа и стимулировал внезапный подъем интереса к истории Византийской империи, но и породил в обществе ряд вопросов относящихся к Византии. Вопросов, которые задают как те, кому история Византии небезразлична, так и «клеветники Византии», ненавидящие это государство за то, что оно дало России особый, нелиберальный путь исторического развития. Ответ на некоторые из этих вопросы назрел хотя бы потому, что никто, даже из наиболее либеральных кругов не отрицает влияния византийского государства и византийской культуры на государство и культуру русского народа. А потому, ответ на «византийский вопросы», будет в какой-то мере означать и ответ на «русские вопросы». Вопрос первый – почему византийское государство столь сильно выделяется в ряду других европейских государств. Ответ на этот вопрос в истории Византии. На самом деле имя «Византия» было дано Восточной империи в Европе с вполне очевидной политической целью – скрыть тот факт, что Византия являлась не просто неким обширным государством, простиравшимся от Босфора до Испании, но было Римской империей просуществовавшей до XVbeka. Обычно считается, что Римская империя прекратила сове существование в Vbeke, после того, как вождь германских наемников на римской службе Одоакр, сверг римского императора Ромула II и провозгласил себя королем Италии. При этом, однако «забывают», что в это время Римская империя была официально разделена на две части: восточную и западную, управлялась двумя равноправными императорами, но юридически оставалась единым государством. Так вот, свои действия Одоакр оправдывал желанием восстановления единства государства и после свержения Ромула II он не забрал императорские регалии себе и не присвоил титул императора, а отправил регалии в Константинополь с признанием верховенства императора Римской империи вассальную зависимость перед которым, признавало свежепровозглашенное королевство Италия. При этом Римский Сенат принял решение об объединении империи и ликвидации системы тетрархии, позволявшей двум императорам править Восточным и Западным Римом.

http://pravoslavie.ru/36419.html

«Блюди и внемли, благочестивый Царю, яко вся христианская Царьства снидошася в твое едино, яко два Рима падоша, а третей стоит, а четвертому не быти. Уже твое христианское Царство ин м не останется, по великому Богослову, а христианской Церкви исполнися блаженнаго Давыда глаголъ: «Се покой мой в в къ в ка, зд вселюся, яко изволих его ». Филофей, Псковский старец († XVI в.) Вновь приглашаю к разговору о том, что многим нашим современникам кажется не вполне понятным средневековым предрассудком - безусловно изжившим себя: к позиционированию России самой себя как «Третьего Рима». Так ли это? Первый Рим. Что нам принципиально известно о Римской империи - первом Риме? Для своего времени империя имела четкий свод законов, централизованную власть, регулярную армию, структурированное и организованное общество, развитую науку и культуру. Собственно и до сих пор современное человечество активно применяет достижения Рима в своем государственном строительстве: республиканское устройство, римское право, конституцию, регулярную армию. Идеологически Римская цивилизация была гедонистической (гедонизм - наслаждение, как высшее благо, главная цель и критерий человеческого поведения, адепты которого в настоящее время, именуют себя «обществом потребления»). Из идеи гедонизма логично и непременно следует нравственное падение общества, именно вследствие «перегибов» в потреблении и всевозможных извращений. При этом нельзя не заметить очевидного противоречия: совершенное государственное устройство требует самоотверженного служения высоконравственных людей, но полный нравственный упадок общества - не позволяет воспитать гражданина к такому служению. В таком виде Римская цивилизация достигла конца своего дохристианского пути. На этом собственно и закончился Рим Первый. Разделение. По мере принятия и степени усвоения христианства империя разделилась на две части Западную и Восточную Римские империи. Разными стали принципы государственного строительства: в западном государственном абсолютизме предполагалось, что народ отказывается от своей власти в пользу монарха, в восточном самодержавии - в пользу Бога.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/03/04/ko...

В.А. Федосик, В.В. Яновская, О.А. Яновский Глава 5. Основные черты средневековой христианской ментальности Христианская ментальность не была чем-то неизменным, раз и навсегда данным, «застывшим» во времени и для разных народов. Даже проблема общечеловеческих ценностей, закрепленных христианством и представляющимися вечными для человечества, в ходе истории получала различные трактовки. Базовые нормы («не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй» и т. д.) нарушались под разного рода предлогами, исходящими из иных систем ценностей (классовых, национальных и др.), но также и из религиозных. Религиозные стереотипы и установки были преобладающими как в ментальности населения поздней Римской империи, так и средневековой Европы. Ментальность эта была христианской, но не тождественной для двух эпох. Единая христианская Римская империя просуществовала недолго. После смерти императора Феодосия I Великого, запретившего язычество и утвердившего христианство в качестве единственной официальной религии империи, она окончательно разделилась на Западную и Восточную. Пути их развития были разными, и это, в первую очередь, обусловило раскол христианства на две его главные ветви – католичество и Православие. Византия (Восточная Римская империя) просуществовала почти все тысячелетие средневековья, и византийцы имели полное право называть себя ромеями (римлянами) и считать преемниками традиций Римской державы. Феодальные отношения в Византии так и не сложились, в системе отношений господства–подчинения в социуме связи поземельной и личной зависимости так и не приобрели структуру: сеньор – вассал, феодал – поземельно и лично зависимые крестьяне. И это обусловило важнейшие отличия ментальности византийцев от средневековой западноевропейской. Отличия определялись и глубоким культурным упадком Западной Европы в Раннем средневековье (какого не знала Византия), упадком городов на Западе (бывших средоточием жизни античных цивилизаций). А вызвано это было разгромом варварскими народами Западной Римской империи, основанием ими на ее территории своих государств и формированием новой цивилизации – средневековой западноевропейской.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В.Д. Лихачева I. Искусство IV–V веков Одиннадцатого мая 330 года император Константин основал столицу Восточной Римской империи. Границы города, который он назвал в свою честь Константинополем, император определил сам. Согласно легенде, длинным копьем начертал он на земле расположение будущих городских стен, которые должны были сомкнуться кольцом, включив в себя семь холмов по берегам залива Золотой Рог и Мраморного моря. Размеры Константинополя, какими их установил император, в пять раз превышали территорию, занимаемую греческим городом Византием, с древних времен стоявшим на этом месте, и превосходили даже сам Рим. Место, выбранное для столицы, оказалось весьма удачным в военном и торговом отношении. Константинополь находился на границе Европы и Азии. Он господствовал безраздельно над Черным морем и Восточным Средиземноморьем. Особенно возросло его значение после разрушения Рима готами и вандалами. В то время как Западная Римская империя постепенно приходила в упадок, восточные провинции, получившие теперь новую столицу, расцветали. Живучесть Восточной Римской империи, окончательно отделенной от Западной в 395 году, была обусловлена многими причинами. Прежде всего здесь, в отличие от Запада, в античную эпоху рабовладение не приобрело большого значения. Труд свободных ремесленников в городах успешно конкурировал с рабским, сами города даже в эпоху средневековья продолжали оставаться экономическими и культурными центрами. В деревнях же важную роль играло общинное крестьянство. Однако с разложением рабовладельческого строя и развитием феодальных отношений свободного колона стали прикреплять к земле, а власть крупных земельных собственников еще более увеличилась. Константинополь строился как церковный центр с сильной императорской властью и гибким аппаратом управления. Пришедшая на смену язычеству христианская религия способствовала укреплению власти императора. Он – наместник бога на земле. Отсюда неограниченность его полномочий. Восточная Римская империя, которая уже гораздо позднее стала называться Византийской, занимала обширные территории. В ее состав входили Балканский полуостров, Малая Азия, острова Эгейского моря, Сирия, Палестина, Египет, острова Крит и Кипр, часть Месопотамии и Армении, отдельные районы Аравии, часть земель в Крыму. Этнический состав населения был самым разнообразным.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/iskusstv...

Закрыть itemscope itemtype="" > Домострой (ойкономикос) Второго Рима и хрематистика Историко-экономические уроки для XXI в. 17.09.2020 750 Время на чтение 6 минут Со времени основания Второго Рима (Константинополя или Царьграда) – второй столицы Римской Империи – секуляризированные граждане и квазиученые продолжали уничижительно называть его Византией по названию «деревни», на месте которой он расположился, а Римскую Империю (лат. – Imperium Romanum , Romania , греч. – Βασιλεα ωμαων, ωμανα ) – Византийской Империей. Этим нарушалась целостность концепции единой Римской Империи с переносимыми Императорами столицами (Римом, Константинополем и впоследствии Москво й). Римская Империя со столицей в Константинополе имеет свою особенную институциональную трёхмерную матрицу. Во-первых, с точки зрения политики, в том числе и метафизической, Римская Империя (IV-XV вв.) – это феномен христианской империи, а с XI в. – православной, с монархическим государственным строем, а не республики; это конституирующая модель государства или общества, при которой государством являлись верноподданные государя, а государство и общество отождествлялись. Как правило, императорская власть передавалась в рамках царствующей династии. Однако, императором мог стать любой человек при условии легитимизации своего положения посредством вхождения в правящую династию (через брак, усыновление, братотворение и др.). Во-вторых, с точки зрения экономики, это реальный пример конституирующей универсальной перспективной экономической системы – домостроя как системы жизнедеятельности человека и общества, общественно-полезного хозяйства, связанного с производством благ и обезпечением безопасности, живой хозяйственный организм, функционирующий в гармонии с душой и природой, имеющей этические рамки. В-третьих, с точки зрения идеологии, государственной религией Римской Империи было Христианство, а с XI в. - Православие. Таким образом, институциональная матрица II Рима может быть позиционирована как целостность православно-христианской религиозной идеологии, эллинской культуры, в том числе и традиции хозяйствования, а также римского права и государственного строительства.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/09/17/do...

И.Н. Дроздов Начало Пятый век 1 один из самых смутных и печальных для Римской Империи; этот век для неё был роковым: в конце его, в 476 году, она прекратила свое историческое существование. Римская империя давно уже страдала многими неизлечимыми недугами, которые и привели ее к погибели. Феодосий I, который своим талантом поддержал на время блеск римской империи, разделил ее после своей смерти между своими сыновьями: Аркадием, которому достался восток, и Гонорию, которому достался запад. Запад и восток и прежде этого не были особенно мирно настроены. Теперь малейшая неприязнь могла вызвать разделение Греко-римской империи на два самостоятельных государства. Родственная связь между правителями, которая, в сущности, теперь одна только соединяла половины империи, конечно, была слишком слабым связующим началом. Между тем крепкая связь была необходима в виду множества врагов, которые постоянно стали нападать на Греко-римскую империю. Самые большие бедствия Греко-Римская империя потерпела от готов, гуннов и вандалов, которые одни за другими не переставали тревожить ее в продолжении всей первой половины V века. Поселившись в пределах Греко-Римской империи, по реке Дунаю, в качестве мирным подданных, готы в скором времени восстали против правительства. Вымогательства, которые они терпели от византийских чиновников, были причиною сильной ненависти готов к грекам и римлянам. В конце IV века у них явился даровитый вождь в лице Алариха, соединившего все вестготские племена под своей властью, Аларих прошел со своими войсками весь Иллирик, пока в Пелопонесе не попал в засаду, устроенную ему знаменитым римским полководцем Стилихоном. Счастливый случай помог Алариху выйти из засады, и он отправился назад. Византийское правительство было так напугано этим страшным нашествием, что сделало Алариха главнокомандующим всей Иллирии, и фактически отдало ему в руки все то, что он завоевал. Эта удача побудила Алариха тоже самое, что он сделал с Иллирией, сделать и с Италией. Правительство в Италии было также ничтожно, как и в Византии, между тем как в Италии было еще более богатств, чем в Иллирии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sv...

Постепенно, по мере развития российской государственности, приближения ее цивилизационных параметров к византийским, создавалась всё более благоприятная почва для актуализации византийского политического опыта. Ярким примером такой удивительно продуктивной «регенерации» многих ключевых аспектов византийской православной государственности стало, по мнению многих исследователей, Московское царство. Однако считать Россию XV–XVII веков прямым продолжением византийской политической традиции едва ли корректно: в первую очередь потому, что рецепция «имперского наследия» проходила, главным образом, во внешних атрибутах, в меньшей степени – в сфере идеологии и практической политики; но в своих общественно-политических основаниях московское «самодержавие» коренным образом отличалось от «автократии» римлян-ромеев. Еще дальше от бесценного опыта Второго Рима ушла Российская империя XVIII–XIX веков, сознательно выстроенная Петром Первым с ориентацией на западноевропейские образцы. Лишь на рубеже XIX и XX веков, в эпоху глубокого кризиса западного мира, неуклонно набиравшая политическую, военную и экономическую мощь Российская империя подошла вплотную к тем социальным проблемам, которые решала в свое время империя Римская. Главной из них был вопрос: как гармонично сочетать сильную и эффективную государственную власть с бессословным гражданским обществом, централизованный административный аппарат – с высокоразвитой правовой культурой и эффективной экономикой? Трагедия состояла в том, что в условиях того времени византийский опыт не был – да и не мог быть – востребован и освоен, прежде всего, в силу его недостаточной изученности. Советский период, ознаменовавшийся невиданным взлетом и неожиданным крахом мощного государства, воспроизвел некоторые черты дохристианской имперской модели (культ государства, обожествление вождей, высший идеал служения Отечеству и др.), лишь камуфлируя западными идеями материализма и атеизма яркие формы стихийного идеализма и квазирелигиозного народного энтузиазма. Внутренние духовные ресурсы православной цивилизации, лишенные своего сакрального основания, были быстро исчерпаны, и общество захлестнула волна апатии и цинизма. Задачи построения подлинно гражданского общества и эффективной политической системы, на наш взгляд, невозможно решить без привлечения политического наследия тысячелетней Империи ромеев. Однако для его творческого освоения на современном историческом этапе необходимо отмежеваться от штампов и выявить системные основания византийской политической культуры.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010