Книга 6 (Год 313–325). I. Константин Великий приходит к православию (год 313–321) Империя Римская в 312 году была еще разделена между Максимином Даиа, властвовавшим в Азии, Максентием, сыном Максимиана Геркула, царствовавшим в Риме, Константином или Константином Великим , преемствовавшим отцу своему Константцию Хлору в управлении Галлией и прочими северными провинциями и, наконец Лицинием, которого Галерий взял в сотоварищи и управлявшим Паннонией и Ретией. Старый Диоклетиан жил еще в забвении и в неизвестности. Максимин и Максентий соединились против Константина, согласившимся с Лицинием, которому отдал сестру свою в супружество. Лициний выступил против Максимина и победил его. Этот тиран, пораженный десницей Божией, как Галерий, подражая ему, прежде смерти своей издал эдикт, благоприятствовавший христианам. 567 Константин же пошел на Рим против Максентия, который был побежден и утонул в Тибре. Константин, провозглашенный от сената первым Августом, приказал разрушить знаки Максимиана и Диоклетиана. Последний, узнав это, умер с горести. Константин и Лициний одни только остались властителями Империи; но последний, завидуя Константину, объявил ему войну, продолжавшуюся до 324 года. Тогда Константин, пощадивший жизнь его, после победы над ним, узнав, что он интригует и старается найти способы возобновить войну, приказал его задушить и остался один императором римским. Когда Константин шел на Рим против Максентия, то был еще язычником, но воспоминание об отце и собственное настроение уже располагали его к христианам. Чудесное событие, тогда бывшее, доказало, что он был избран Богом даровать мир Церкви и пособствовать могуществом своим придать христианству новое значение в мире. Константин сам рассказывал Евсевию Кесарийскому это событие, подтвердив клятвой. 568 Понимая, что для победы над сопротивником ему необходимы не только войска, но и помощь Божия, он размышлял к какому Богу прибегнуть. Ему пришла мысль, что все императоры, покланявшиеся многим богам, бедственно умерли, тогда, как отец его, покланявшийся всегда только Единому, был всегда счастлив. Он заключил из того, что, подобно отцу своему, следует покланяться только единому Богу. Вследствие того начал Его молить проявить Себя и его покровительствовать. В этих мыслях, около половины дня и когда солнце уже начинало склоняться, он увидел на небе блестящий крест с надписью: τουτφ Υκα. 569 Воины видели то же и все были изумлены.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

«Крест – Царей держава». «Крест – царей держава», крест – «благочестия непобедимая победа», крест – «оружие непобедимое», – в таких словах и выражениях св. Церковь прославляет Крест, «на немже распяся Христос, Царь и Господь», в торжественный день праздника его Всемирного Воздвижения. А что это – не одни слова, а действительно так, ярко свидетельствует великое событие, происшедшее в 312 году по Р. Хр. – дивное знамение на небеси, которое окончательно сделало Императора древней языческой Римской Империи Константина Великого глубоко-верующим христианином, и не только положило конец страшным трехвековым неистовым гонениям на христиан, но и положило начало постепенной христианизации всей Империи. О том, как все это произошло, обстоятельно повествует нам славный церковный историк Евсевий Памфил в своей «книге первой о жизни блаженнаго Царя Константина». Он прежде всего разсказывает нам об отце Императора Константина Констанции Хлоре, который был расположен к христианству и не хотел преследовать христиан, как было при его предшественниках Диоклитиане, Максимиане и Максентии. По смерти отца войска провозгласили Константина Августом. «Утвердившись на царстве, Константин тотчас же начал пещись об отеческом наследии, обозревал все прежде бывшия под властию отца его области и с великим человеколюбием управлял ими. Сверх того подчинил себе варварския племена по Рейну и западному берегу океана, которыя осмелились было возмущаться, и из диких сделал кроткими, а другия, походившия на лютых зверей, усмирил, и видя, что они не способны к принятию правил мирной жизни, прогнал их из пределов своей империи. Потом он представил себе весь состав вселенной, как одно великое тело и, видя, что глава этого тела – царственный город Римской Империи терпит рабское притеснение от тирана, защиту его сперва предоставил властителям над прочими частями государства, как лицам по возрасту старшим (Галерею Максемиану и Максимину, между которыми разделена была тогда на 4 части Римская Империя). Но когда никто из них не был в состоянии оказать помощь свою Риму так что желавшие попытаться постыдно оканчивали вое предприятие, Константин сказал, что жизнь ему не в жизнь, пока царственный город будет оставаться под бременем бедствий – и начал приготовляться к уничтожению тиранства» (Главы 22, 25 и 26).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Крещение Ирландии и Ирландская Церковь V—IX веков Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 7, 1995 29 июня, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 7, 1995 В начале пятого века по Р. Х. обветшавшая Западная Римская империя доживала последние десятилетия, страдая от нападений соседних варварских племен. Отдаленная провинция Британия подвергалась набегам кельтов-гэлов из соседней Ирландии. Гэлы грабили города, увозили предметы роскоши, украшения, угоняли рабов. Во время одного из таких нападений на казавшуюся им невероятно роскошной римскую виллу в плен был взят шестнадцатилетний мальчик, сын диакона и землевладельца Кальпорния. Подростка продали в рабство в далекий и дикий Коннахт на самом западе Ирландии. Ирландия тогда была настоящим краем света. И если с востока этого острова в хорошую погоду можно иногда разглядеть холмы Британии, то на западе простирается безбрежный и бесконечный океан. Здесь на самом краю земли пас стада своего хозяина раб-британец с римским именем Патрик 1 , которое ирландцы переделали по-своему на Котриг. Ирландия, оказавшись на самой границе римского мира, осталась независимой почти случайно. Несколькими столетиями раньше — летом 82 г. правитель Римской провинции Британия Гней Юлий Агрикола стал собирать силы для покорения народа Ирландии, полагая, видимо, не без оснований, что завоевать эту страну можно при помощи одного-единственного легиона. Однако что-то помешало Агриколе осуществить свой поход, и кельтская страна осталась независимой. Римские легионеры так и не ступили на землю Ирландии, и все же в каком-то смысле она была завоевана Римом — но ее покорило не оружие, а христианство и неразрывно связанные с ним письменность и ученость. В Ирландии в первом тысячелетии по Р. Х. государства в современном понимании еще не было. Это был тот тип общественного устройства, который теперь принято называть словами “вождество” или “чифдом” (раньше называли “властью военно-племенной аристократии”), хотя все эти термины не вполне удачны. Красочное описание такого устройства дают древнейшие ирландские саги. Ирландское общество было значительно более архаичным, чем то, которое Цезарь пятью веками ранее застал в Галлии. В Ирландии еще в полной мере продолжался “героический век” с дописьменной культурой позднего железа.

http://pravmir.ru/kreshhenie-irlandii-i-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАНУИЛ ХРИСОЛОР [Хрисолора; греч. Μανουλ Χρυσολωρς] (ок. 1350, К-поль - 15.04.1415, Констанц, Свящ. Римская империя), визант. гуманист. М. Х. стал одним из первых греч. интеллектуалов эпохи Палеологов, чья деятельность в большей степени связана с Италией, чем с Византией. По словам Ж. Дагрона, он был одновременно «еще действующим лицом и уже наследником» визант. цивилизации ( Dagron. 1987. P. 281). М. Х. получил блестящее образование, был учеником Димитрия Кидониса и Георгия Гемиста Плифона. Будучи сверстником и близким другом имп. Мануила II Палеолога , он с нач. 90-х гг. XIV в. выполнял имп. поручения в Венеции, где посещал кружок гуманиста Колюччо Салютати. Преподавал греч. язык в К-поле, во Флоренции (1397-1400), в Павии и Милане. Среди его учеников были выдающиеся итал. гуманисты поэт Гуарино да Верона, историк и переводчик Леонардо Бруни, меценат и ученый Палла ди Онофрио Строцци. М. Х. сыграл большую роль в распространении греч. культуры в Зап. Европе, познакомил итал. интеллектуалов с античным и визант. лит. наследием, разработал принципы перевода, которые легли в основу этого рода деятельности в эпоху Возрождения ( Thomson. 1966; Wulfram. 2012). М. Х. принадлежит перевод католич. мессы на греческий, переводы на латынь «Государства» Платона и «Географии» Птолемея (неполный). В 1403 г. М. Х. вернулся из Италии в К-поль, где занялся научной работой и создал учебник греч. грамматики в форме вопросов и ответов. Этот учебник завоевал большую популярность и только в XV-XVI вв. выдержал десятки изданий ( Rollo. 2012; Nuti. 2013). Близость М. Х. к греч. интеллектуалам, переходившим в католичество (таким как Димитрий Кидонис и Мануил Калека), вызывала сомнения в его Православии. Иоанн Хортазмен в послании от 1405 г. просил М. Х. разрешить эти сомнения и опубликовать письменное исповедание правосл. веры ( Hunger. 1969. S. 179-180). Точное время обращения М. Х. в католичество неизвестно. Приписанное в нек-рых рукописях М. Х. сочинение об исхождении Св. Духа и от Сына ( Cammelli. 1941. P. 178), возможно, в действительности ему не принадлежит ( Σπουρλκου. 1963). По поручению императора в 1406-1410 гг. М. Х. выполнял в Венеции, Париже, Лондоне, Арагоне и Болонье многочисленные дипломатические поручения, связанные с поисками в Зап. Европе поддержки в борьбе с османской угрозой (RegImp, N 3317, 3318, 3319, 3329). В 1408 г. М. Х. преподнес от имени императора аббатству Сен-Дени иллюминированную рукопись «Ареопагитик», украшенную портретом Мануила II c семейством (Louvre. MR 416). В Риме в 1411-1413 гг. М. Х. вел переговоры об объединении Церквей. В 1414 г. он отправился в Венецию, а затем в Констанц для участия в Констанцском Соборе (RegImp, N 3345), но скончался во время Собора и был похоронен в доминиканском мон-ре. В Лувре хранится карандашный портрет М. Х. нач. XV в. (Louvre. Cabinet des dessins. Inv. 9849 bis).

http://pravenc.ru/text/2561928.html

Наречение и хиротония во епископа Чистопольского, 2-го викария Казанской епархии, архимандрита Анастасия, ректора Казанской духовной академии Источник (Слово на хиротонии) Богомудрии Архипастыри и Отцы! Предстоя пред Вашим Священным Собором, нарекшим меня во епископа, не могу не поведать вам глубокого смущения, которое объемлет меня при мысли о высоте обязанностей возлагаемого на меня епископского служения. Помышляя о том, что епископское служение есть преемственное от апостолов служение, духовными своими очами я вижу первоверховного апостола Павла, как он неустанно благовествует Христа, и прочих святых апостолов, неумолчно предвозвещавших людям Божию правду. Их мощное слово призыва к свету и добру слышит вся империя римская. Иудеи, эллины, варвары нравственно перерождаются и становятся общниками сладостей Божественной жизни. Никакие трудности не могут ослабить ревности святых посланников на дело Благовестия, все скорби и страдания не в состоянии сомкнуть их святые уста, вещающие слово Божией правды. Умственному взору моему предносится, далее, деятельность великих архипастырей-богословов: Афанасия Великого , Василия Великого и Григория Богослова , поборников православия и защитников Евангельского учения от еретических толкований. Затем вспоминаются мне епископы – великие проповедники во главе со святым Иоанном Златоустом , своим пламенным словом и возвышенным душевным настроением согревающие сердца слушателей и приводящие их к добродетелям. Но оставлю воспоминания о давних временах, бывших в далеких странах. Предо мной ясны сейчас, во всей полноте силы и деятельности, священные образы великих святителей нашего края, просветивших землю Казанскую. Из них первый – святитель Гурий, первый архиепископ Казанский. Он неутомимо благовествует Христа среди иноверных и иноплеменных насельников Казанской земли. Во всех пределах ее раздается его дивное, вдохновенное слово призыва к свету Христову: татары, чуваши, черемисы, мордва и прочие инородцы оглашаются благодатным учением, духовно возрождаются и приобщаются святой жизни, присоединяясь к церкви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Alek...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Знамение Богомладенца 19.03.2013 Рубрика: Евангелие дня Метки: Навечерие Рождества Христова , Рождество Христово Слово в Рождественский сочельник Лк, 5 зач., 2, 1—20 В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, Которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было. Исполнилась полнота времен, когда Бог послал Сына Своего Единородного в мир. Христос родился в дни кесаря Августа, когда Римская империя простиралась от Парфии до Британии и гордо именовалась империей всей земли. Тогда «вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле». Значит, и в Иудее, которая была захвачена римлянами за шестьдесят лет до этого, а теперь управлялась Квиринием, римским правителем Сирии. Этой переписью Август намеревался утвердить свое могущество, но Промысл Божий направляет все к Своей цели.

http://moral.ru/navecherie/

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Лекции по истории Древней Церкви, 2 «Лекции по истории Древней Церкви, второй том. История церкви в период до Константина Великого» Василия Болотова, великого православного историка, умевшего совмещать научную объективность, верность Преданию и философский дар. В истории Болотов усматривал «голос церкви, рассеянный не только в пространстве, но и во времени,- голос ничем не заменимый, который всегда и повсюду составлял предмет веры для всех». Болотовские «Лекции по истории Древней Церкви» — блестящий труд, классика церковной историографии, возможно лучший по своей теме (хотя прошел уже век после их чтения). «Лекции по истории Древней Церкви. История церкви в период до Константина Великого» посвящены истории Церкви до Константина: борьба с язычеством в жизни и мысли; внутренняя жизнь Церкви — формирование догмата, обряда и дисциплины. Отдел первый. Христианство и мир языческий: борьба христианства с язычеством в жизни и мысли I. Цepkobь послеапостольская и Римская империя Характерный признак положения первенствующей церкви определяется названием ее «ecclesia pressa» («гонимая, угнетаемая Церковь»). Действительно, этот период до того исключителен, что вопрос об отношении государства к христианской церкви отодвигает все другие вопросы на задний план. Если посмотреть с отдаленной точки на это время, то представилась бы одна картина —  — борьбы за существование. Важнейшие вопросы внутренней церковной жизни явились бы как подробность в этой картине. Что устоит: дух или цифра, — вот главный вопрос этого периода. 1. Мученичество     Борьба церкви с внешней силой государства нашла выражение в мученичестве. Церковь послеапостольского периода, ecclesia pressa, была церковь мучеников. Мученичество — в высшей степени характеристичное явление; что оно тесно связано с этим временем, видно из того, как трудно передать на других языках греческое понятие «martus». Древние восточные народы перевели его буквально, следовательно, без комментария. Греческое martus; значит свидетель. Ему соответствует сирийское sohdo, testis, от глагола sehad, testatus est, арабское sahid шахид (Лук. XXIV, 48), temoin veridique, от глагола шахида, rendre temoignage de, эфиопское самаъыт, послух, от глагола самыъа (=евр.) — услышал, асмыъа — послушествовал=свидетельствовал, армянское vkaj (Лук. XXIV, 48) от глагола vkajel. свидетельствовать, грузинское, кажется, мотцаме, т. е. также свидетель . Новые славянские, не исключая и западных (чешское mucedlnik, польское meczennik), при переводе истолковали это слово, но не совсем верно. Напротив, западные народы, начиная с латинского, оставили греческое слово без перевода; латинское martyr перешло во все романские, до румынского включительно, и германские языки (немецкое Martyrer), впрочем, с толкованием в славянском смысле (Marter=мучение, истязание, пытка), равно как и в мадьярский.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

поиск:   разделы   рассылка Андрей Зайцев Ходить ли на кладбище на Пасху? Источник:  Нескучный сад Каждый год в день Воскресения Христова тысячи людей отправляются на кладбище, чтобы прибрать могилы и помянуть своих умерших родственников. Разбираемся в причинах такого тяготения к могилам в первый день Пасхи, а не на Радоницу, когда поминовение усопших положено по церковному уставу Традиция почитать могилы предков восходит к глубокой древности. Филолог Михаил Гаспаров в книге " Капитолийская волчица " рассказывает о том, что римляне хоронили своих усопших родственников за городом по обочинам больших дорог, считалось, что прохожий должен остановиться возле могилы и прочитать назидательную эпитафию, многие из которых начинались словами: " Остановись, прохожий " . Считалось, что чем больше прохожих прочтут эпитафию и вспомнят об усопшем, тем счастливее будет его загробная судьба. Обычаю почитания усопших первые христиане в буквальном смысле слова обязаны своим выживанием. Римская империя не позволяла создавать общественных организаций или групп за исключением погребальных коллегий, члены которых заботились о достойном захоронении друг друга. Вот последователи новой религии и стали собираться в катакомбах, где до сих пор можно найти христианские символы. Некоторые исследователи даже относят к ним знаменитую латинскую надпись: SATOR AREPO TENET OPERA ROTAS При пересечении слово " tenet " дает изображение креста. Впрочем, вернемся к нашим гробам. Почти одновременно с почитанием усопших в Церкви идет и традиция осуждения трапез на могилах как остатков языческих суеверий. Блаженный Августин в своей " Исповеди " рассказывает о том, как его мать – блаженная Моника, благочестивая христианка – перестала ходить на кладбища с приношениями: " Однажды, по заведенному в Африке порядку, она принесла к могилам святых кашу, хлеб и чистое вино. Привратник не принял их. Узнав, что это запрет епископа, она приняла его распоряжение так послушно и почтительно, что я сам удивился, как легко она стала осуждать собственный обычай, а не рассуждать о его запрете. Узнав, что славный проповедник и страж благочестия запретил этот обычай даже тем, кто трезвенно справлял его, – не надо давать пьяницам случая напиваться до бесчувствия, – кроме того, эти своеобразные поминки очень напоминали языческое суеверие, – мать моя очень охотно отказалась от него: она выучилась приносить к могилам мучеников вместо корзины, полной земных плодов, сердце, полное чистых обетов, и оделять бедных в меру своих средств. Там причащались Тела Господня; подражая ведь страстям Господа, принесли себя в жертву и получили венец мученики " .

http://religare.ru/2_101256.html

Поль Аллар Глава третья. Церковь и государство в третьем веке 1. Христианская проповедь, – Септимий Север В третьем веке христианская община окончательно вышла из того мрака, в котором в течение долгого времени скрывались делаемые ею успехи. Верующие становятся настолько многочисленны, что не могут нигде оставаться незамеченными. Такое большое количество христиан имеет следствием учреждение богослужений разного рода и все материальное устройство: громадным общинам времен Септимия Севера, иди Валериана, необходимо более сложное устройство, нежели небольшим группам верующих, образовывавшимся вокруг апостолов или их первых учеников. Этому периоду церковной жизни соответствует заметное развитие в отношениях между Римским государством и Церковью . До конца династии Антонинов, положение христиан оставалось таким, каким установил его рескрипт Траяна, который (рескрипт) сам был только истолкованием предшествовавшего закона. Они были преследуемы не в массе, а по одиночке, по мере того, как какой-либо обвинитель, на свой собственный страх и риск, доносил на кого-нибудь из них судьям. Кроме совершенно исключительных случаев, правители не действовали официально против почитателей Христовых. Преследование, висевшее постоянно у них над головой, не заключало в себе ничего всеобщего, потому что не государство, а частные лица приводили в действие подобные преследования, смотря по игре личных или местных страстей. В третьем веке положение вещей изменилось. Теперь представителей гражданской власти начинает беспокоить широкое развитие учреждений Церкви. Они видят теперь общественную опасность в том, что раньше казалось им только неповиновением закону и наказуемым оставлением государственной религии. С этих пор они берут на себя преследования, которые были прежде нерешительны и предоставлялись частному почину. Начинается Гонение в силу эдикта; но именно от того, что становится всеобщим, оно будет менее продолжительно. Объявленная война будет иногда прерываться перемириями. Преследуя формально Церковь , государство в некотором отношении признает ее и поставит себе задачей считаться с нею. Обе силы (потому что теперь уже можно им обеим дать это имя) будут действовать на этих началах в течение всего третьего века.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделение церквей, разрыв Запада с Востоком Давно уже епископы римские изъявляли притязание на вселенскую власть. Первенство почёта им было вообще уступлено по обширности ли их епархии (так как на всём Западе не было ни одной апостольской церкви), по уважению ли к городу, который давал сперва законы, а потом имя всей Империи, по преемству ли апостола Петра (хотя и Антиохия могла тем же похвалиться); но первенство власти не было никогда им предоставлено ни другими епископами, ни соборами, всегда отвергавшими их притязания на верховный суд в делах правления церковного или в решениях вопросов догматических. Так, например, Гонорий был предан анафеме, Либерий признан полуарианцем за согласие на Символ медиоланский, власть Рима отвергнута мало-азийскими церквами в назначение Пасхи и т. д. Но мало-помалу Запад отделился от Востока своими историческими судьбами, Византия уцелела, а западная империя сделалась добычей германских дикарей. Борьба угнетённого народа с победителями и соборного исповедания с арианством и союз Франков дали престолу римскому новое значение. Первенство почёта обратилось в прямое первенство власти, несмотря на сопротивление многих просвещённых епископов, сохранявших предание и учение первых веков о церковной свободе. Мнение народа было в пользу Рима; требование силы и независимости в духовенстве указывало на необходимость отдельного и независимого средоточия, которое не покорялось бы никакой местной власти и могло бы сопротивляться злоупотреблениям и вещественной силе всякого отдельного государства; наконец, более всего действовали предания и дух древнего римского просвещения, не развивавшего ни личности человека, ни нравственного, ни разумного его существа, и заключавшегося единственно областью правомерной и государственной жизни. Римская государственность определяла неизбежно характер церкви в римском Западе, созданном римской мыслью. Единство жизни церковной на Востоке и Западе полагало пределы частной ошибке местной церкви, противопоставляя одному местному направлению другие направления противоположные.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010