Несмотря на постановление, закрытие храмов не прекратилось. В дек. 1963 г. по рекомендации Трушина Егорьевский райсовет принял решение закрыть храм в с. Власове, в марте 1964 г. Волоколамский райсовет закрыл храм в с. Возмище, в апр. 1964 г. Мытищинский райсовет снял с регистрации храм в с. Рахманове. Под предлогом строительства метрополитена в 1964 г. был снесен Преображенский (Петропавловский) храм на Преображенской пл. в Москве. Формальным основанием для закрытия храма стали также «распри и развал двадцатки», к-рые инициировал позже отрекшийся от веры староста. В нач. 1964 г. были прекращены регулярные богослужения в Малом соборе Донского монастыря, где установили мироваренную печь; с тех пор он использовался почти исключительно для мироварения. Собор приписали к приходу Ризоположения на Донской ул. Этот храм также готовился уполномоченным к закрытию, и только отставка Н. С. Хрущёва предотвратила такое развитие событий. Также после отставки Хрущёва удалось предотвратить готовившееся уполномоченным закрытие храма на Калитниковском кладбище, где в 1963 г. была снята с регистрации вся двадцатка, новая двадцатка уполномоченным не утверждалась. К 1965 г. в столице были зарегистрированы 42 храма. К 1965 г. в Москве были зарегистрированы 200 «служителей культа» (включая псаломщиков), число верующих в городе, постоянно посещающих храмы, оценивалось в пределах 85,1 тыс. чел. В указанный период неоднократно менялось адм. деление М. е. В 1945-1946 гг. в связи с ростом числа приходов на территории Московской обл. были образованы неск. новых благочиннических округов. В Московской обл. было устроено 12 благочиний: Балашихинское, Дмитровское, Егорьевское, Озёрское (впосл. Каширское), Клинское, Коломенское, Красногорское, Можайское, Пушкинское (впосл. Мытищинское), Подольское, Раменское, Серпуховское. В 1958 г. были образованы новые благочиннические округа: Волоколамский, Загорский, Орехово-Зуевский, Солнечногорский, Щёлковский; упразднены Красногорский, Мытищинский и Каширский округа. В итоге число благочиний возросло до 14.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Вопрос о необязательности нетления мощей для канонизации возник еще при канонизации преподобного Серафима. При подготовке к канонизации специально было запрошено мнение известного церковного историка Е. Е. Голубинского, который на тему канонизации святых в Русской Церкви написал целую книгу. Так вот, там совершенно четко сказано, что никогда, начиная от древнейших времен, от преподобных Антония и Феодосия Печерских и до преподобного Серафима Саровского, - никогда Церковь не требовала нетленности мощей. А чего же она требовала? Свидетельства чудес. " Пусть проявит себя " Причем это относилось не только к мощам, но и к самым знаменитым христианским реликвиям. Взять, например, 1625 год. Царствование Михаила Феодоровича. В Москву привозят подаренную персидским шахом русскому царю часть Ризы Господней. На Донской улице находится храм Ризоположения. Сейчас не все москвичи знают, что речь идет о положении Ризы Господней, а не Ризы Божией Матери - в честь чего назван, например, храм в Кремле. Патриарх Филарет говорит: погодите, не будем спешить с прославлением. Ему говорят - нет-нет, все в порядке: вот грамота от Иерусалимского Патриарха, который подтверждает подлинность. Но патриарх стоит на своем: погодите, пусть проявит себя, пусть произойдет чудо, тогда мы предъявим это народу для почитания. И действительно, проходит время - одно чудо, два, три. И только тогда священноначалие благословляет общенародное почитание. Другой случай. В 1819 году Патриарх Иерусалимский присылает в Москву на Иерусалимское подворье у Арбатских ворот " Честной Крест из сребра и злата устроенный, камением и маргаритами (жемчугом) украшенный и нашей печатью запечатанный, внутрь коего собственными нашими руками вложили мы часть Всечестного Древа Животворящего Креста, на нем же распростер длани свои Богочеловек Иисус Христос, быв пригвожден избавления нашего ради; во-вторых, Святую икону, изображающую Три Лица и содержащую многие и различные истории Святых; в-третьих, Честную Десницу Святого славного Великомученика Евстафия Плакиды с тем, дабы означенные три Честные дары, т. е. Честный Крест, Святая икона и Честная Десница, были и именовались и от всех верно признавались впредь стяжанием и драгоценностями Святой церкви Святого Апостола Филиппа " . Серафим, митрополит Московский и Коломенский, предписал: " оные присланные от Патриарха ящик с крестом и мощами, взятые как видно из патриаршей грамоты из драгоценностей хранящихся в книгохранилище Всесвятого Гроба, хранить в ризнице Чудова монастыря, а образ в Филипповской же ризнице, и оных отнюдь за чудотворные или явленные не выдавать а десницу за мощи не прославлять " . То есть не надо сразу предъявлять народу для почитания. И только после чудес - поместили в храме.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/1...

   В 7.30 вечера мощи торжественно со звоном колоколов были встречены у Казанских ворот братией и народом. Когда торжественная процессия двигалась по обители, с честью встречавшей своего старца через 65 лет разлуки с ним, от мощей исходило чудесное благоухание, которое чувствовалось на расстоянии до 30 метров и более».    Ныне святые мощи преподобного Нектария Оптинского находятся в раке во Введенском соборе монастыря.    Преподобне отче наш Нектарие, моли Бога о нас! Преподобный иеромонах Никон (Беляев) исповедник День рождения — 26 сентября/9 октября 1888Мирские именины — 6/19 декабряПостриг в мантию — 24 мая/6 июня 1915День тезоименитства — 28 сентября/11 октябряИерейская хиротония — 3/16 ноября 1917Кончина (день памяти) — 25 июня/8 июля 1931   Преподобный Никон исповедник, старец Оптинский (Николай Митрофанович Беляев) родился 26 сентября/9 октября 1888 года в Москве, на Донской улице. Там же, в церкви Ризоположения был крещен. Однажды маленький Коля, будучи тяжелобольным, умирал, и врачи уже не надеялись его спасти; тело мальчика начало холодеть, а подносимое к его губам зеркальце безжалостно свидетельствовало о непоправимом... И только мать продолжала слезно молиться, растирая тельце, не отступая от святителя Николая, молитвенно прося его вернуть мальчика к жизни. И Господь, по молитвам матери и святого угодника Своего, вернул его к жизни. Но к жизни не простой — к служению Богу.    Семья Беляевых была благочестива и в меру религиозна, правда, религиозность эта была очень неглубока, о чем свидетельствует позднейшее отпадение от веры и от Церкви практически всех (кроме матери) членов семейства.    В старших классах гимназии Николай стал проявлять искренний интерес к вопросам веры и вместе со своим братом Иваном регулярно посещал церковные службы, прислуживал в алтаре, пел на клиросе. Но со временем клирос он покинул, так как заметил, что клиросное послушание мешает и отвлекает от молитвы.    По окончании гимназии Николай находился в некотором замешательстве, так как совершенно не имел понятия о том, где продолжать учебу: кроме Господа его ничего не интересовало, сердце его не лежало ни к каким иным наукам, кроме науки о спасении своей души. Поэтому в Московский университет он поступил с полным безразличием, за компанию с младшим братом Сергеем, правда, тот — на химический, а Николай — на физико-математический факультет. Проучился он один лишь год, если можно назвать учебой в университете почти ежедневное хождение к Божественной литургии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4129...

В 1885-1886 гг. прихожане храма по приглашению настоятеля прот. В.П. Рождественского на своих собраниях решили войти с прошением к митр. Иоанникию о разрешении восстановить церковь в прежнем виде, сделать прикладку с левой стороны трапезной церкви для алтаря и устроить в ней новые иконостасы. В главном храме древний иконостас, лепка и роспись стен почернели при бывшем прежде дурном устройстве печей. Предположено вызолотить иконостас, промыть роспись, причем все произвести без всякого изменения; иконы в иконостасе, как не требующие изменения, оставить в прежнем виде. Иконостасы приделов ветхи и не имеют художественного достоинства, поэтому их предполагается устроить заново применительно к главному иконостасу настоящей церкви, а также сделать соответствующую лепку и росписи на стенах. В сентябре 1886 г. разрешение получено; работы начаты после торжественной закладки нового придела 26 апреля 1887 г. В создании Ризоположенского храма принимали деятельное участие служившие здесь в первой трети XVIII века приходские священники: Василий Михайлов, Алексий Андреев, Григорий Саввин и диакон Матфей Иванов. В XVIII веке местность вокруг храма была малонаселенной, приход - сравнительно небольшим. В 1722 году в нем значилось 130 домов. Обновленным встречает Ризоположенский храм - уникальный памятник церковного зодчества XVIII века, трехсотлетие (в 2001 г.) со дня своего основания. Его изящные пропорции, тщательно проработанные детали привлекают взгляд каждого, кому дорога православная культура, дороги памятники родной истории и искусства нашего славного прошлого. Четверик основного объема храма, увенчанный мощным и одновременно изящным пятиглавием, украшен по красному фону белокаменными порталами, наличниками, обрамляющими окна, расположенные в два яруса, белокаменным карнизом. Под самой кровлей четверика, в больших кокошниках - декоративные белокаменные раковины, придающие всему зданию особенно нарядный, торжественный вид. Декор трапезной лаконичен и сдержан, он словно подчеркивает барочное великолепие четверика. Облик храма дополняет восьмигранная колокольня, завершающийся невысоким шатром с окошечками - " слухами " . На колокольне - один из колоколов, отлитый в год московской чумы. Интерьер храма отличается богатством убранства, созданного творческим полетом фантазии мастеров XVIII века. Своды и стены четверика покрыты лепниной высокого рельефа, высокий резной шестиярусный иконостас поражает проработкой сложных деталей узора. Особо чтимыми являются иконы святого апостола Иакова Алфеева и святой великомученицы Екатерины. Замечательны иконы Успения Пресвятой Богородицы (XVIII в.), Нерукотворенного Образа Спасителя (XVIII в.), Тихвинская и Владимирская иконы Божией Матери (XVIII в.). На западной стороне столпа образ Архангела Михаила (XVIII и.), написанный в яркой выразительной манере.

http://sobory.ru/article/?object=03311

Разобраться, почему и где располагаются сегодня многие святыни, порой довольно сложно. В свое время, когда начали образовываться христианские государства, эти предметы часто использовали в качестве дипломатических подарков. Чтобы наладить серьезные международные отношения, один из государей привозил в дар другому какой-нибудь святой артефакт. Например, персидский шах Аббас, захвативший Святую землю Иерусалим и его христианские святыни, налаживал отношения с царем Михаилом Федоровичем и привез ему в дар часть ризы Христовой – одежды, в которой Христа вели на Голгофу. В честь такого события в столице на Донской улице возвели храм Ризоположения. Другой путь распространения реликвий – крестовые походы, в результате которых они хаотично рассеялись по всей Европе. В последнем Крестовом походе в 1205 г. был разграблен Константинополь, огромное количество святынь, хранящихся в этом великом городе, было взято крестоносцами и развезено по разным странам. Когда центр православия переместился из Византии в Россию, христианский Восток страдал под гнетом мусульман, и все церкви находились в непростом положении, единственной страной, которая оказывала реальную помощь Сирии, Ливану, Константинополю и Александрийскому патриархату, была Россия. По приказу царя посылались деньги, осуществлялась материальная помощь, а в благодарность восточные патриархи привозили в страну святыни. Порой дело доходило до ультиматумов. Иван Грозный, например, поставил жесткое условие: «Мне нужна глава Иоанна Златоуста , которая хранится на Афоне. Если мне ее не привезут, помощи от меня Афон больше не получит!» Рака, в которой совершенно нетленной хранится голова, устроена так, что, когда сбоку открывается дверка, видно ухо святого. И верующие словно молятся на это ушко. Известно, что афонские монахи обманули русского царя и вместо головы Иоанна Златоуста послали ему голову другого святого. Царь подмены не обнаружил и Афону помогать не перестал. Вместо одной святыни образовались две. Это не единичный случай. Часто оказывается сложно доказать, какая святыня истинная, а какая ложная. Особенно это касается частиц Животворящего Креста. Говорят, если собрать все существующие сейчас в христианском мире фрагменты, можно целый флот построить.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

Ирина Николаевна очень много вкладывалась в то, чтобы двери их дома всегда могли быть распахнутыми. Она даже мне сказала как-то, что именно поэтому себе никогда не позволяла дома выглядеть как-то не представительски, скажем так. Она даже одета была всегда так, чтобы быть готовой встретить гостей – а кто войдет, неизвестно. Она сама себе шила, пусть и из весьма недорогих тканей, очень какие-то органично-изысканные костюмы. Всё в этом доме было со вкусом и стилем – так здесь заведено. Христолюбцы Протоиерей Алексий Емельянов , настоятель храма Иверской иконы Божией Матери на Большой Полянке в Москве, проректор по воспитательной работе ПСТГУ, декан факультета церковного пения ПСТГУ, заведующий кафедрой библеистики ПСТГУ: – Мы вот сидим тут с мамой и вспоминаем, когда в нашей жизни произошла эта для всех, кто знакомился с миром Третьяковых, судьбоносная встреча. Мама познакомилась с отцом Владиславом Свешниковым во второй половине 1960-х годов. До этого отец Владислав учился во ВГИКе и, кончая его, повстречал Николая Николаевича. Когда отец Владислав повез отца креститься в Угольку, то, я так понимаю, наводка была от Николая Николаевича. Точно так же, как в Москве Третьяковы приводили людей на Крещение к отцу Николаю Голубцову в храм Ризоположения на Донской, в Подмосковье – к отцу Валериану Кречетову в Покровскую церковь в Акулово. Третьяковы к нам регулярно стали приходить уже в новую трехкомнатную хрущевку. С тех пор и дальше во всех квартирах, где бы это семейство ни появлялось, это было таким заветным торжеством для нас, сначала – детей, потом – подростков, после – юношей. Мы всегда с замиранием сердца ждали эту чету, потому они из себя представляли необычайное зрелище: такой нестареющий, неменяющийся юноша Николай Николаевич и такая царственная или боярская – на чей взгляд как – Ирина Николаевна, которая слушала, как заливается Николай Николаевич, – и иногда его кулуарно называла: «Певчий дрозд!». А сама она была такой основой, сокровенным либретто – для всех его песнопений.

http://pravoslavie.ru/139238.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Ноября 27 (10 декабря) Преподобномученик Алексий (Гаврин) Преподобномученик Алексий родился в 1883 году в селе Пичаево Борисоглебского уезда Тамбовской губернии в семье крестьянина Петра Гаврина, который, как знавший хорошо грамоту, был в селе писарем. Алексей окончил церковноприходскую школу. Будучи призван в армию, он служил в 7-м запасном Кавказском полку, квартировавшем в городе Тамбове. Здесь он окончил в 1905 году военно-ветеринарную фельдшерскую школу. Впоследствии, благодаря полученному образованию, работал ветеринарным фельдшером. В 1916 году Алексей Петрович переехал в Москву и поселился на Донской улице, неподалеку от храма Ризоположения. В тридцатых годах настоятелем храма был протопресвитер Александр Хотовицкий, духовный отец Алексея Петровича. В начале двадцатых годов Алексей Петрович тяжело заболел, и посещавший его иеромонах Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры Иаков (Шеманов) предложил ему принять монашеский постриг. Алексей Петрович согласился и был пострижен отцом Иаковом в монашество. После пострига его здоровье поправилось. И до пострижения в монашество он вел благочестивую жизнь, а теперь, став иноком, усугубил подвижнические труды и за свое благочестие стал известен многим верующим: одни приходили к нему испросить совета в вопросах христианской жизни, а крестьяне подмосковных селений приходили к нему, зная его и как хорошего ветеринара. В 1937 году вместе с массовым уничтожением духовенства и верующих власти стали преследовать любое почитание святыни и арестовывать тех, кто почитал не прославленных еще тогда Православной Церковью подвижников и ходил молиться на их могилы. Так были арестованы многие почитатели иеросхимонаха Аристоклия, погребенного на Даниловском кладбище, и протоиерея Валентина Амфитеатрова, погребенного на Ваганьковском кладбище. Среди других 22 октября 1937 года был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве и монах Алексий.

http://fond.ru/kalendar/1382/aleksiy/

Накануне крещения в душе поднялась буря сомнений. Молился, как мог. Крестил меня в Ризоположенском храме на Донской отец Николай Голубцов, который за полтора года до этого крестил здесь дочь Сталина Светлану Аллилуеву. Он же стал моим первым духовным наставником. Любимая девушка отнеслась к моей вере с недоумением. И между нами быстро возникло охлаждение. …Я понимал, что веру не надо афишировать, лучше по возможности скрывать. Помню, в 1959 году в Великую Пятницу , днем, мы шли в храм «Всех скорбящих радость» на Ордынке. Было 1-е мая. Навстречу нам двигались тысячи людей — советские трудящиеся после демонстрации шли по Ордынке с Красной площади. А мы – в противоположном направлении, на службу «Вынос Плащаницы». Тогда возникло четкое ощущение, что мы идем против течения. Как четыре дня не спал В 1972 году у меня появилось чувство, что я живу слишком благополучно. Кандидат наук, работаю в академическом институте, впереди  преподавание, защита докторской… Мне хотелось принести пользу в сфере, более важной для моей страны — в сфере ее духовного состояния. Хотя я очень любил и ценил свою работу . «В конце концов, наука без меня не пропадет, — рассудил я, –а вот Церковь — именно та часть нашей жизни, от которой зависит всё остальное». В итоге решил стать священнослужителем. Тут, конечно, был риск. Советовался с женой, она верующая, меня поддержала. Наши дочки тогда учились в первом классе.  А вот мой духовник отец Александр Мень почти год меня отговаривал. На мои просьбы отвечал: «Христиане нужны и в науке». И все-таки я убедил его. Поступил в 4-й класс духовной семинарии. По воскресеньям прислуживал в алтаре у о. Владимира Рожкова в храме пророка Илии в Черкизово, а потом заочно учился в Духовной Академии. Диаконское рукоположение в 1973 году прошло сложно. Ректор семинарии владыка Владимир (Сабодан) сказал, что в отношении меня «есть большое сопротивление». Видимо, каждое рукоположение согласовывалось с представителем Совета по делам религии. И все-таки я стал диаконом. Потрясающее событие! Помню, после рукоположения я четыре дня почти не спал и чувствовал себя прекрасно – такой был подъем. Как скромные голосовые данные не помешали диаконскому служению

http://pravmir.ru/protoierej-aleksandr-b...

Покидая хуторской храм преподобного Сергия, отец Иларион перенес в Виноградово резной деревянный иконостас и некоторые чтимые образа: икону святого Иоанна Предтечи с частицей мощей, икону Божией Матери Черниговскую-Гефсиманскую. По свидетельству протоиерея Владимира Жаворонкова, из Сергиевского храма были принесены также волосы с главы Преподобного и частица его мощей. В дополнение к правому Никольскому приделу старец устроил левый придел во имя преподобного Сергия и построил деревянные хоры для певчих в обоих приделах. В 1936 году настоятель Владимирского храма, протоиерей Константин Сперанский, был арестован. Дальнейшая его судьба неизвестна, – вероятно, он был расстрелян или погиб в лагере. Та же участь грозила и отцу Илариону, но местные жители ходатайствовали перед властями за батюшку как за искусного мастера-бессребреника, который всем всё чинил бесплатно. С 1936 года схиархимандрит Иларион был назначен настоятелем Владимирского храма. «Поселился он в часовне 37 , где жил до него настоятель. На первом этаже находилась одна большая комната с русской печкой. Здесь пекли просфоры, готовили еду. На втором этаже была спальня», – рассказывала схимонахиня Феоктиста 38 . По окончании ссылки вернулся брат старца, диакон Пётр Удодов. В 1935 году архиепископом Питиримом он был определён в Петропавловскую церковь в Лефортово; в 1936 году переведён в Ризоположенскую церковь по Донской улице. В 1944 году митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем отец Пётр был посвящён во иерея и назначен на служение во Владимирскую церковь села Виноградово. Постепенно возвращались из Казахстана высланные в 1931–1932 годах ивановские сестры. Они рассказывали, что в Казахстане им жилось неплохо. Местные жители жалели их и нередко помогали с едой и одеждой. Находясь в ссылке, матушки старались придерживаться привычного монастырского уклада, соблюдали посты и полностью вычитывали свое монашеское правило. На протяжении всей своей жизни они продолжали обращаться за помощью к своему небесному покровителю – святому Иоанну Предтече.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

19 июля 1922 г. был утвержден новый состав Московского обновленческого ЕУ под рук. Антонина, за к-рым было закреплено руководство Московской епархией (ВССПРЦ. 1922. 6/7. С. 22). Обновленческую К. к. также занимали Александр Введенский (1923-1924), Софроний Иванцов (1944-1946). 1944-1977 гг. 4 марта 1942 г. Киевский и Галицкий митр. Николай (Ярушевич) получил от митр. Сергия (Страгородского) полномочия по временному управлению приходами Московской епархии, к-рые раньше имел Куйбышевский архиеп. Алексий (Палицын) ( Сурков. 2012. С. 488); в документе от 17 апр. 1942 г. митр. Николай упомянут как «временно управляющий делами Патриархии в Москве». Секретарем Московской Патриархии являлся прот. Сергий Даев, настоятель Ризоположенской ц. на Донской ул. 14 мая 1944 г. состоялась его хиротония во епископа Можайского, викария Московской епархии (см. Макарий (Даев) ). Основной задачей еп. Макария являлось замещение митр. Николая во время его отсутствия в епархии (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 73. Л. 5). В отчетах уполномоченного Совета по делам РПЦ отмечалось, что еп. Макарий стал заместителем и помощником митр. Николая по управлению Московской епархией. Крутицкое подворье. Фотография. 1943–1944 гг. Крутицкое подворье. Фотография. 1943–1944 гг. Указом патриарха Сергия от 7 окт. 1943 г. за митр. Николаем было закреплено управление приходами в Московской обл., управление приходами Москвы патриарх Сергий принял на себя. 28 янв. 1944 г. Синод утвердил следующее предложение патриарха Сергия: «Нуждаясь в постоянной архипастырской помощи по управлению Московской Патриархией и идя навстречу желанию преосвященного Николая (Ярушевича), митрополита Киевского и Галицкого, экзарха Украины, предлагаю перевести его на кафедру митрополита Крутицкого с сохранением за ним внешних отличий, присвоенных издревле Киевской кафедре, и с поручением ему, в качестве моего наместника, управления всей Московской епархией на правах епархиального архиерея, за исключением духовенства и приходов г. Москвы, остающихся в моем непосредственном управлении» (цит.

http://pravenc.ru/text/2462071.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010