В период восстановления Даниловского монастыря у братии не было возможности там служить, и Господь устроил так, что служили даниловцы в храме той самой обители, где трудился Иван Сергеевич. Первая совместная служба произошла сразу после похорон монахини Ольги — 12 сентября 1983 года, в день памяти святых благоверных князей Даниила Московского и Александра Невского. Каким же утешением было для батюшки, уже семидесятилетнего старца, снова оказаться в кругу братии даниловской! Вот как воспоминал об этих событиях тогдашний настоятель Даниловской обители митрополит Евлогий: «О храме Положения Ризы Господней, что на Донской улице, остались у нас очень теплые и благодарные воспоминания. Нас принимали там как своих, с любовью и вниманием, благодаря радушию протоиерея Василия Свиденюка, настоятеля храма, благочинного Москворецкого округа. Начиная с 12 сентября 1983 года, со дня памяти благоверного князя Даниила, мы посещали эту церковь, к которой был приписан Малый собор Донского монастыря, и принимали участие в престольных и храмовых праздниках: Положения Ризы Господней — 23 июля (в этот день всегда служил Святейший Патриарх Пимен, молитвенно отмечая день своего рождения), великомученицы Екатерины и апостола Иакова Алфеева. В этом замечательном храме состоялись первые рукоположения иноков нашего монастыря Даниила и Кирилла, совершенные митрополитом Таллинским Алексием, для которого, как Управляющего делами Московской Патриархии, этот храм был кафедральным. Данилову Ризоположенский храм во многом помогал, выдавая на первые наши службы просфоры, необходимые церковные предметы. Некоторые прихожане храма вскоре стали прихожанами Данилова. Они не только посещали монастырь, молились в нем, но и трудились, очищая территорию от мусора, убирая храмы и корпуса… Донской — это благодатная и памятная страница богослужебной жизни для иноков Данилова монастыря. Божиим Промыслом, молитвами Царицы Небесной и преподобного князя Даниила задолго до освящения престола в Даниловом мы получили в соседнем с нами монастыре то, чего чаяли всей душой, — возможность совершать Божественную литургию и причащаться Святых Таин. Наши регулярные служения в Донском начались в Великий пост 84-го года. Приезжали туда всем братством и привозили с собой церковную утварь, книги, облачения. Служили в Малом соборе в честь Донской иконы Божией Матери.

http://azbyka.ru/fiction/my-vse-s-vami-v...

После реставрации Малый собор Донского ставропигиального мужского монастыря вновь распахнул свои двери для прихожан, паломников и гостей древней московской обители. После реставрации Малый собор Донского ставропигиального мужского монастыря вновь распахнул свои двери для прихожан, паломников и гостей древней московской обители. Первый собор монастыря во имя Донской иконы Божией Матери, ныне именуемый Старый или Малый, построен в 1593-1596 годах мастерами боярина Бориса Годунова. В 1677-1678 годах к первоначальному небольшому бесстолпному храму пристроили приделы во имя преподобного Сергия Радонежского и великомученика Федора Стратилата в память разгрома татаро-турецких войск под градом Чигириным. Трапезная (1673 г.) и шатровая колокольня (1679 г.) завершили ансамбль храма. Именно в Малом соборе Донского монастыря 30 марта/12 апреля 1925 года был погребен святитель Тихон, Патриарх Всероссийский. В 1930 годы собор закрыли, и в нем разместилось общежитие Метрополитена. В 1946-1950 годы были проведены работы по реставрации фасадов и интерьеров храма по проекту Н.Н.Соболева. При реставрации в храме установили иконостас из разрушенной церкви во имя Харитона Исповедника, что в Огородниках. В 1948 году Святейший Патриарх Алексий I в преддверии совещания Предстоятелей Автокефальных Православных Церквей, которое должно было пройти в Москве, ходатайствовал об открытии церкви в Донском монастыре, «где находится могила Патриарха Тихона», приписав ее к храму Ризоположения на Донской улице. Вопрос решился положительно, и в храме по праздничным дням возобновились богослужения. С этого же времени здесь стало совершаться мироварение, так как в трапезной части храма была устроена мироваренная печь для приготовления Святого мира для всех приходов Русской Православной Церкви. В процессе реставрационных работ в те годы были восстановлены завершение храма пирамидой кокошников, ступенчатые своды перекрытия четверика основного объема и ниши внутри храма, воссозданы белокаменные порталы. В 1991 году Донской монастырь возвратили Русской Православной Церкви. Вскоре в Малом соборе в результате поджога случился пожар, после которого храм отремонтировали, а в феврале 1992 года в трапезной части храма были обретены святые мощи Патриарха Тихона. В середине 90-х годов над местом погребения святителя возведена изукрашенная сень.

http://pravmir.ru/v-malom-sobore-donskog...

Николай Голубцов (1900-1963) из храма Ризоположения на Донской ул., который до самой своей смерти оказывал сильное влияние на духовное развитие М., привел его на путь священства. В 1953 г., после окончания средней школы, М. поступил на заочное отделение охотоведческого фак-та Московского пушно-мехового ин-та, после 1-го семестра 1-го курса перешел на очную форму обучения. В 1955 г. в связи с расформированием института московские студенты-охотоведы были переведены на зоотехнический фак-т Иркутского сельскохозяйственного ин-та. В Иркутске одновременно с учебой в ин-те М. прислуживал в храмах, работал истопником в епархиальном управлении. Во время учебы самостоятельно освоил курс духовной семинарии и приступил к изучению курса духовной академии; начал подготовительную работу над трудами по истории христ. Церкви и мировых религий. 12 марта 1958 г. был отчислен из ин-та за религиозные убеждения под предлогом дисциплинарного нарушения (опоздание на несколько дней на занятия с летней практики). Вернулся в Москву и 24 апр. того же года при посредничестве ответственного секретаря «Журнала Московской Патриархии» (ЖМП) А. В. Ведерникова обратился к управляющему Московской епархией Крутицкому и Коломенскому митр. Николаю (Ярушевичу) с прошением о посвящении в сан диакона. 1 июня 1958 г. в московском Ризоположенском храме на Донской ул. М. был рукоположен Можайским архиеп. Макарием (Даевым) во диакона. Получил назначение к храму в честь Покрова Пресв. Богородицы в с. Акулове (ныне Одинцовского р-на Московской обл.). В том же году поступил на 3-й курс заочного отд-ния Ленинградской ДС (окончил семинарию в 1960). В 1959 г. был подготовлен 1-й вариант кн. «Сын Человеческий» - его самой известной книги, в которой в яркой и доступной для широкого круга читателей форме рассказывал о земной жизни Иисуса Христа. В том же году начал активное сотрудничество с ЖМП, опубликовал более 20 статей, в т. ч. отрывки кн. «Сын Человеческий». 1 сент. 1960 г. в малом соборе московского Донского мон-ря Можайским еп.

http://pravenc.ru/text/2562996.html

Что вы скажете о таком человеке? Не скажите ли, что он человек верующий в Бога, любящий Бога. Так смотрит на это и святая Церковь ; и вот в воздаяние за добродетель храмоздания она возносит о таких ревнителях славы Божией сугубое моление: освяти, воспрослови. Освяти , то есть прости им согрешения их, спаси их ими же веси судьбами, соделай чистыми, святыми; воспрослови , то есть прославь божественною Твоею силою прославляющих Тебя, воздай им за усердие их, по щедротам Твоим, временными и вечными благами. – Молитвы Церкви слышит Владыка неба и земли и как Праведный Судия, воздающий каждому по даяниям его, любящих благолепие дому Его и в сей жизни благословляет, очищает, освящает, веруем, и в будущей простит, помилует, прославит. На страницах церковной истории и в рассказах людей благочестивых таких примеров найдется много». Церковь Космы и Дамиана при церковном старосте Хлудове была обновлена и украшена. Чтобы в ней можно было поддерживать внутреннее великолепие и обеспечить причту достойное служению содержание, Давид Иванович построил большой каменный дом, доходы с которого шли в пользу церкви. Вероятно, на средства церковного старосты был изданы написанные о. Рудневым очерки «Святые бессеребренники и чудотворцы Косма и Дамиан» и «Московская Космодамианская, что в Старой Кузнецкой, церковь . Описание церкви и прихода». Большой каменный дом на Ордынке Хлудов после совета о. Василия Руднева подарил Епархиальному ведомству. После перестройки в здании разместилось женское Мариинское Епархиальное училище. О. Василий Руднев был назначен членом Совета этого училища, а также открытого при нем училища иконописания. К концу жизни Давид Иванович потратил на благотворительные цели все свои миллионы, вынужден был продать последнее небольшое имение, выехать из родительского дома и снять квартиру на Донской улице. В завещании просил не выставлять и не нести в похоронной процессии все свои награды. На отпевании его в Ризоположенский церкви на Донской улице о. Василий Руднев сказал надгробное слово, в котором, в частности, были и такие слова: «Богатство – дар божий…и как дар всеблагого Бога дается человеку для радости, для счастия, а так как истинная радость, истинное счастье – не здесь на земле, а там, на небе, то и богатство дается человеку для того, чтобы он снискал себе чрез него царство небесное.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Rudnev/a...

Для тех, кто знал его близко, кто вручал ему свою судьбу, было очевидно, что он – избранник Божий. Видно, что семена Евангелия пали на добрую почву, удобренную стараниями его матери и старцев. В его душе отозвались слова Христа: «Посмотрите как нивы побелели и готовы...» Одной духовной дочери он говорил, что всю жизнь он хотел и готовился стать священником, чувствовал, что это будет, но его духовные отцы (старец Алексий Зосимовский , о. Сергий Михайлович Успенский, у которого в алтаре в 20–е годы прислуживали Николай и Павел 292 ) и другие удерживали его, говоря: «Сейчас ты в два счета погибнешь, а придет время, когда ты будешь нужен». 293 При объяснении с Марией Францевной Николай Александрович сказав ей, что собирается быть священником, спросил ее, готова ли она быть женой священника, и она согласилась. К принятию священства Николай Александрович тщательно готовился. До нас дошло от него много машинописных конспектов и программ Московской духовной семинарии 1944–1948 гг., а также стопка тетрадей (толщиной около 15 см) с его рукописными конспектами церковно–учебной литературы. Благодаря солидной теоретической и практической подготовке Николай Александрович 3 августа 1949 года успешно сдал экстерном экзамены на священника перед комиссией, возглавляемой протопресвитером Н.Ф. Колчицким. 1 сентября 1949 года Николая Александровича посвятили в диаконы; 2 и 3 сентября он служил в упомянутом Измайловском храме вместе с о. Иоанном Крестьянкиным . Позже он говорил, что даже огорчился, когда ему сказали, что 4 сентября его будут рукополагать во священники – он хотел подольше послужить диаконом. Но это рукоположение состоялось, и с 4 сентября Николай Александрович стал отцом Николаем. И с этого дня перед ним открылось море людских страданий, немощей и греха. Он служил (кроме последнего года, когда расписание на каждую неделю составлялось по–разному) в понедельник и вторник в храме Ризоположения на Донской улице, в среду и четверг – в малом соборе Донского монастыря, по воскресеньям и праздникам попеременно в этих храмах, имевших тогда общий штат духовенства. Легче и свободнее чувствовал себя батюшка в Донском, туда он обычно и назначал приходить обращавшимся к нему людям. Потом это уже знали – идти к нему на службу надо к 7.00–7.30, а если только для беседы, то часам к 11–ти. Возвращаясь из Донского со службы, мы видели людей, часто новых, незнакомых, которые шли и шли в Донской. Много интеллигентных лиц, но много и простых старушек; молодежи по тому печальному времени очень много, по нынешним меркам – мало.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Новый поток людей, ищущих правды, влился в Церковь после разоблачения Хрущевым злодейств Сталина, когда рухнул миф о скором наступлении эры коммунизма, справедливости и счастья, когда весь ужас репрессий предстал в своей наготе. В Церковь пришли теперь те, кто родился в атеистических семьях, учился в советских учебных заведениях, кто привык смотреть на все касающееся религии как на предмет насмешек. Как встретила Церковь этих бывших савлов? Она встретила их любящим сердцем протоиерея Николая Голубцова. Всего четырнадцать лет стоял он у престола (1949–1963), и близка уже сороковая годовщина его отшествия в мир иной, но москвичи свято чтут его память. В 50-е и в начале 60-х годов он был самым почитаемым, самым любимым священником у московской интеллигенции. В книге “Мудрый сердцем. Книга о жизни и чудесах протоиерея Николая Голубцова” содержится очерк о его жизни, воспоминания духовных чад и записи его бесед и проповедей. Попробуем по ним восстановить облик того, кого называли “крестным отцом всея Руси”. От природы отцу Николаю был присущ дар рассудительности и душевной щедрости. Когда он работал в библиотеке ВАСХНИЛ’а, сотрудники делились с ним своими недоумениями, доверчиво обращались за помощью; сам он рано утром успевал привезти на санках дрова больным и одиноким. Глубокая вера, доступность, отзывчивость с молодости влекли Николая Александровича к принятию священного сана, но духовники не благословляли до поры до времени, говоря: “Сейчас ты в два счета погибнешь, а придет время, когда ты нужен будешь”. И это время пришло. 4 сентября 1949 года Николай Александрович стал иереем Николаем, «и с этого дня, — пишет биограф, — перед ним открылось море людских страданий, и немощей, и греха. Он служил в понедельник и вторник в храме Ризоположения на Донской улице, а в среду и четверг — в малом соборе Донского монастыря, по воскресеньям и праздникам попеременно в этих храмах, имевших тогда общий штат духовенства. Легче и свободнее чувствовал себя батюшка в Донском, туда он обычно и назначал приходить обращавшимся к нему людям. Потом это уже знали — идти на службу надо к семи или к семи тридцати, а если только для беседы, то к одиннадцати часам. И, возвращаясь со службы из Донского, прихожане встречали людей, часто новых, незнакомых, которые шли и шли в Донской. Много интеллигентных лиц, но много и простых старушек; молодежи, по нынешним меркам, мало, а по тому печальному времени — много.

http://pravmir.ru/nashi-prihodskie-batyu...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Ноября 27 (10 декабря) Мученик Иоанн Емельянов Мученик Иоанн родился в 1876 году в селе Рыково Переславского уезда Владимирской губернии в семье крестьянина Арсения Емельянова. Окончил сельскую школу и переехал в Москву, устроившись работать служащим в одном из учреждений. В Москве он поселился на Донской улице, в квартире, в которой впоследствии стал жить Алексей Петрович Гаврин, и так же, как и он, Иван Арсеньевич был прихожанином храма Ризоположения на Донской улице. Вместе с ним в квартире жили его брат и сестра. Все они были одного христианского духа, и вскоре их жительство стало подобно жизни монашеской общины, в особенности после начала гонений на Церковь, когда были уничтожены монастыри и монахи стали селиться в частных квартирах и домах. В комнате Ивана Емельянова Алексий Гаврин был пострижен в монашество, что было впоследствии поставлено властями в вину хозяину квартиры. Спустя десять дней после ареста монаха Алексия, 2 ноября 1937 года, был арестован и Иван Арсеньевич и затем заключен в Бутырскую тюрьму. На допросе следователь спросил его: – Кто и в каких целях посещал на квартире Алексея Гаврина? – Алексея Петровича Гаврина на квартире посещали очень многие. Посещал его священник Александр Хотовицкий и многие другие из ближайших селений, которые к Гаврину обращались за различными советами и за медицинской помощью. В прошлом он был ветеринарным фельдшером, и в силу этого к нему обращались крестьяне, когда у них болел скот. Кроме того, он лечил и людей. – Следствие располагает данными, что Гаврин обращавшихся к нему за советами обрабатывал в антисоветском духе. Вы подтверждаете это? – Нет, я это не подтверждаю, – ответил Иван Арсеньевич, а затем, подписываясь под ответом, чтобы уже не было никаких сомнений, вывел большими буквами «НЕТ». – Гаврин в вашем присутствии производил прием своих почитателей? – спросил следователь. – Да, иногда проводил прием и в моем присутствии.

http://fond.ru/kalendar/1386/ioann/

«Это было чудо! И словами передать невозможно! А сколько было цветов, поздравлений, заказных фотографий сколько — не счесть, — рассказывал с великой радостью отец Даниил. — Все хотели меня видеть в иерейском сане. То есть, воля Божия была, и откровение было, что это по ходатайству святых, небесных жителей — непростое было мое посвящение, а по их ходатайству». Началось пастырское и духовническое служение батюшки отца Даниила. Служение, которое принесло утешение и радость сослужившим с ним, молившимся, просившем его наставлений в вере и духовного совета. Теперь открылся его тайный постриг, и уже как светильник на свещнице занял он достойное место среди монашествующего духовенства святых обителей Даниловой и Донской. Вероятно, к этому же периоду относится чудесное исцеление Ивана Сергеевича на источнике близ Лавры преподобного Сергия. «Я ничего не мог есть. Что ни поем, — тут же страшные боли и рвота. Чувствую, что чуть ли не рак пищевода. Я с хором своим поехал своим ходом к преподобному Сергию. Тогда Святейший Пимен был еще жив и являлся наместником Лавры. Отслужили мы молебен преподобному Сергию и пошли всем хором на источник. Народу — масса. Чтобы подойти и набрать воды, надо было выстоять большую очередь. Но мне, как регенту и как батюшке, тут же налили стакан воды. Вода ледяная. И как сейчас помню: выпил глоточек, и у меня в пищеводе что-то отвалилось (как будто кусок), потом выпил еще глоточек с молитвой преподобному Сергию, и слышу, что будто оторвалось что-то внутри. И все, — я поехал оттуда здоровым. Вот вам рецепт: прибегайте за помощью к угодникам Божиим, и особенно к Царице Небесной. Она скорая наша Помощница, и ближе Ее к нам и нашим Ангелам Хранителям никого нет». В 1988 состоялось прославление святителя Тихона Московского в лике святых Русской Православной Церкви. После Собора, прославившего святителя, его участники явились в Малый Донской собор — место захоронения Патриарха, соборно отслужили панихиду перед его надгробием и затем сразу первый молебен новопрославленному святителю. Но духовенство Ризоположенского храма, несмотря на обращенные ко всем присутствовавшим в храме людям слова протопресвитера Матфея Стаднюка о возобновлении с завтрашнего дня ежедневных богослужений в Малом Донском соборе, не исполняло этого на деле. Тогда отец Даниил с ревностью о Боге собрал подписи и состоялась передача Малого собора в ведение Данилова монастыря.

http://azbyka.ru/fiction/my-vse-s-vami-v...

В последнем случае возведены были такие памятники, как церковь Покрова в Филях или церковь Бориса и Глеба в Зюзине. В первом - храмы, подобные Ризоположенской церкви на Донской. Представляя собой высокий, очень стройный бесстолпный четверик с " маньеристически " вытянутым, тесно составленным пятиглавием и выраженной алтарной частью, Ризоположенский храм композиционно близок храмам предыдущей эпохи. Различия проявляются, по большому счёту, лишь в пропорциях. Зато в оформлении, в деталях зодчий даёт себе гораздо больше воли. Тут и широкий карниз с венетейскими раковинами, обозначающими места, где " могли бы быть " закомары, и снежно сияющие замысловатые наличники на карминном фоне (сочетание красной плоскости и белого декора характерно для нарышкинского барокко), и полуколонны с коринфскими капителями. Довершают облик храма золочёные прорезные кресты, торжественно взметнувшиеся над гранёными главами. Особую роль в формировании " портрета " храма играют гранёные барабаны. Из них световым является, что естественно при бесстолпной конструкции четверика, только центральный. Барабан поделён на два яруса и имеет два ряда окон (перекличка с четвериком), причём грани первого яруса отмечены простыми полуколонками, а второго - витыми полуколонками. Четверик опоясан в верхней части широким карнизом, ограниченным от основного объёма четверика двухрядным городчатым поясом, нарядно белеющим на красном фоне. Главная составляющая карниза - раковины. Мотив этот не был к началу XVIII века новым для русского зодчества - вспомнить хотя бы Архангельский собор Московского Кремля. Но в случае с Архангельским собором раковины обозначают в самом деле существующие закомары. Ризоположенская церковь - бесстолпная, закомар не имеет. Раковины здесь - лишь " воспоминание " о закомарах. Если вертикальную устремлённость храму сообщает его преувеличению вытянутый четверик, продолженный по этой оси пятиглавием, то за горизонтальную динамику отвечает алтарная часть, кораблеподобно вытянутая в виде выступа.

http://sobory.ru/article/?object=03311

Конечно, за этим последовала моя катехизация, я как раз в это время жил у них на даче. У них была хорошая дача, случайно отец ее приобрел еще до войны, во время войны там какие-то солдаты жили, слава Богу, не сожгли. Это было в поселке Отдых по Казанской дороге. Там я готовился поступать в институт, и параллельно готовился к крещению. Крещение принял в июле, то есть спустя примерно месяц после того вечера на станции. Читал Евангелие, мама Павлика научила меня, она и Павлика научила молитвам. Я, конечно, своей маме ничего не говорил, Боже сохрани. Крестил меня отец Николай Голубцов, замечательный московский священник, он служил в храме Ризоположения на Донской улице. Вообще, надо сказать, что Замоскворечье было очень благодатным районом, в Москве оставалось только 46 церквей, а в Замоскворечье в шаговой доступности было около пяти церквей на Якиманке, на Донской улице, на Ордынке, на Новокузнецкой. Крестили в тазике, никакой купели Об отце Николае Голубцове хорошо написала Светлана Аллилуева в своей книге «Воспоминания и 20 писем к другу». Она тоже с ним общалась и приняла крещение у него примерно года за два до этого. Интересно, что накануне крещения вечером было такое запомнившееся мне искушение. Завтра идти креститься, а я думаю: «Верую я по-настоящему? Наверное, не верую. Просто я вижу, что семья, которую я так люблю, очень хочет и будет рада, если я приму крещение. Что же это, я крещусь только из-за них? Что-то это неправильно, наверное». Но вдруг подумал: «Стоп! Раз решил, всё, пойду». И пошел. Уже позже я понял, что это было типичное искушение темных сил. В тазике, конечно, крестили, никакой купели, как у нас сейчас, раньше не было. Сказать, чтобы я что-то пережил в тот самый момент, не могу. Но на другой день, когда я открыл Евангелие, я вдруг почувствовал, что до этого я читал и все понятно было, но сейчас как будто какая-то пелена спала, убрали какую-то кисею. Вот такое, я могу свидетельствовать, изменение внутреннее произошло. Не могу сказать, что я сразу стал ревностным прихожанином. Помню, Павел за мной заходил, мы вместе шли в воскресенье в церковь с утра пораньше, приходили к нему домой, обедали.

http://pravmir.ru/podhodim-k-tankam-stuc...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010