Москва. Церковь Ризоположения (Положения ризы Господней в Успенском соборе в Москве) на Донской. Карта и ближайшие объекты ·В древности район Калужской заставы и Воробьева поля часто становился ареной боев защитников русской столицы с непрошенными " гостями " , пытавшимися овладеть Первопрестольной. В 1591 году здесь располагался стан русского воинства, противостоявшего ордам Крымского хана Казы-Гирея. В 1612 году в этом направлении отступали от Москвы отряды польского гетмана Хоткевича, разбитые в Замоскворечье ополчением Минина и Пожарского. Но стены Ризоположенского храма помнят одно вражеское нашествие - наполеоновское. Тогда местность за Калужскими воротами, как и многие другие московские окраины, от пожара почти не пострадала. Из сорока шести дворов, числившихся в приходе церкви Ризоположения, сгорело только семь. Но сам храм был осквернен неприятелем. Однако его внутреннее убранство и святыни, вероятнее всего, укрытые от врагов, остались невредимы. После оставления французами Москвы в Екатерининском приделе Ризоположенского храма 22 декабря 1812 года возобновились богослужения. В непосредственной близости от Ризоположенской церкви в 1856-1857 был основан механический завод Бромлея (впоследствии станкостроительный завод " Красный пролетарий " ). В бывших усадьбах знати обосновались больницы (Голицынская и 1-я Градская). В Нескучном, обустроенном по новому плану, император Николай I устроил дворец для своей супруги Александры Феодоровны и назвал его Александринским, ныне его здания заняты Президиумом Российской Академии наук. Дворцовая церковь во имя святой мученицы царицы Александры считалась приписной к храму Ризоположения, как и домовая церковь при Марие-Максимилиановском приюте, освященная в честь иконы Божией Матери " Взыскание погибших " . Впервые (церковь) известна с 1690 г. деревянной. Каменная с 1701 г. В 1708 г. пристроены однобокая трапезная с престолом Екатерины и колокольня. Существующее ныне каменное здание храма построено в 1701-1716 годах в стиле московского барокко. История этого строительства не совсем обычна. Оно началось с возведения придела во имя святой великомученицы Екатерины. Он был заложен 7 октября 1701 года и по завершении работ освящен 18 августа 1705 года. Освящение, по благословению местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Рязанского и Муромского Стефана (Яворскогого), совершил архиепископ Коломенский и Каширский Антоний. Возведение основного объема храма в честь Положения Ризы Господней растянулось еще на несколько лет и было закончено в 1716 году. Это объясняется тем, что храм строился в нелегкие для России времена. Шла Северная война за выход к Балтийскому морю, за возвращение захваченных Швецией исконных русских земель.

http://sobory.ru/article/?object=03311

Закрыть itemscope itemtype="" > Патриарх Кирилл: «Вечная ему память!» На 83-м году жизни отошёл ко Господу митрополит Иов (Тывонюк) 02.12.2020 1327 Время на чтение 7 минут Во вторник, 1 декабря, на 83-м году жизни, от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, скончался митрополит Иов (Тывонюк), пребывавший на покое при храме Ризоположения на Донской улице г. Москвы . Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил соболезнования в связи с кончиной митрополита Иова (Тывонюка), сообщает Патриархия.ru. «Со скорбью узнал о кончине после продолжительной болезни Преосвященного Иова (Тывонюка) — бывшего митрополита Челябинского, пребывавшего на покое в московском храме Ризоположения на Донской, - говорится в Патриаршем послании. - Почивший архипастырь прошел большой жизненный путь, исполненный многих трудностей и испытаний. Ещё в юности он принял твердое решение посвятить себя Господу и трудился послушником сначала в Почаевской лавре и в Свято-Троицком Балтском монастыре в Одесской епархии, а затем в обители Преподобного аввы Сергия, где и принял монашеский постриг и священный сан. Господь судил владыке Иову нести служение на различных ответственных поприщах: многие годы он работал в Отделе внешних церковных связей, долгое время являлся заместителем председателя Отдела, активно участвовал в подготовке к юбилейному празднованию 1000-летия Крещения Руси». «Премудрым промыслом Вседержителя почившему было определено управлять Челябинской епархией, заботиться о благоустроении и развитии церковной жизни на Урале. Без малого 15 лет владыка Иов совершал эти важные труды, имел деятельное попечение о врученных ему овцах словесного стада Христова, возрастании их в вере, любви ко Господу и ближним. Молюсь Милостивому и Долготерпеливому Богу, дабы Он упокоил душу новопреставленного Своего служителя во обителях небесных, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Вечная ему память!» - заключил Святейший Патриарх Кирилл. Краткая справка: Митрополит Иов (в миру — Дмитрий Яковлевич Тывонюк) родился 6 ноября 1938 г. в пос. Почаев Кременецкого района Тернопольской области в крестьянской семье. После завершения школьного образования был послушником в Почаевской лавре , а затем в течение года нес послушание в Свято-Троицком Балтском монастыре Одесской епархии .

http://ruskline.ru/news_rl/2020/12/02/pa...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Филарету (Гусеву), епископу Канскому и Богучанскому 24 марта 2012 г. 15:29 24 марта 2012 года за Божественной литургией в храме Ризоположения на Донской улице в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Филарета (Гусева) во епископа Канского и Богучанского. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Филарета на служение и вручил ему архиерейский жезл. Преосвященный епископ Филарет! В сей субботний день 4-й седмицы Великого поста, за Божественной литургией, совершенной в храме Ризоположения на Донской в городе Москве, в Таинстве архиерейской хиротонии тебе ниспослана благодать Всесвятого Духа. Отныне ты — епископ Русской Православной Церкви, преемник апостолов, избранный и поставленный на высокое и ответственное служение. Тебе предстоит понести усердные труды в архипастырском достоинстве в новообразованной Канско-Богучанской епархии, входящей в состав Красноярской митрополии. Церковно-приходская жизнь здесь, на сибирских просторах России, активно развивалась в прежние годы под руководством известных святителей Христовых. И вот теперь пришло время тебе продолжать их делание, дабы «слово Божие росло и распространялось» (Деян. 12:24) с новой силой. Пройдя школу церковного воспитания и послушания, получив соответствующее образование, обретя опыт пастырского, педагогического, административного и общественного служения, ты, несмотря на свой сравнительно молодой возраст, сподобился ныне взойти на высшую ступень священства. Твоя задача заключается не только и не столько в том, чтобы создать новую административно-церковную единицу, а прежде всего в том, чтобы всемерно содействовать клиру и пастве в вашем совместном следовании по пути спасения. Нелегок и ответственен сей жребий, ибо, как гласит 39-е Апостольское правило, «епископу вверены люди Господни, и он воздаст ответ о душах их» . Какими же способностями и духовными качествами должен обладать архиерей, чтобы достойно исполнить всё повеленное от Господа (см.

http://patriarchia.ru/db/text/2101871.ht...

После реставрации Малый собор Донского ставропигиального мужского монастыря вновь распахнул свои двери для прихожан, паломников и гостей древней московской обители. После реставрации Малый собор Донского ставропигиального мужского монастыря вновь распахнул свои двери для прихожан, паломников и гостей древней московской обители. Первый собор монастыря во имя Донской иконы Божией Матери, ныне именуемый Старый или Малый, построен в 1593-1596 годах мастерами боярина Бориса Годунова. В 1677-1678 годах к первоначальному небольшому бесстолпному храму пристроили приделы во имя преподобного Сергия Радонежского и великомученика Федора Стратилата в память разгрома татаро-турецких войск под градом Чигириным. Трапезная (1673 г.) и шатровая колокольня (1679 г.) завершили ансамбль храма. Именно в Малом соборе Донского монастыря 30 марта/12 апреля 1925 года был погребен святитель Тихон, Патриарх Всероссийский. В 1930 годы собор закрыли, и в нем разместилось общежитие Метрополитена. В 1946-1950 годы были проведены работы по реставрации фасадов и интерьеров храма по проекту Н.Н.Соболева. При реставрации в храме установили иконостас из разрушенной церкви во имя Харитона Исповедника, что в Огородниках. В 1948 году Святейший Патриарх Алексий I в преддверии совещания Предстоятелей Автокефальных Православных Церквей, которое должно было пройти в Москве, ходатайствовал об открытии церкви в Донском монастыре, «где находится могила Патриарха Тихона», приписав ее к храму Ризоположения на Донской улице. Вопрос решился положительно, и в храме по праздничным дням возобновились богослужения. С этого же времени здесь стало совершаться мироварение, так как в трапезной части храма была устроена мироваренная печь для приготовления Святого мира для всех приходов Русской Православной Церкви. В процессе реставрационных работ в те годы были восстановлены завершение храма пирамидой кокошников, ступенчатые своды перекрытия четверика основного объема и ниши внутри храма, воссозданы белокаменные порталы. В 1991 году Донской монастырь возвратили Русской Православной Церкви. Вскоре в Малом соборе в результате поджога случился пожар, после которого храм отремонтировали, а в феврале 1992 года в трапезной части храма были обретены святые мощи Патриарха Тихона. В середине 90-х годов над местом погребения святителя возведена изукрашенная сень.

http://pravmir.ru/v-malom-sobore-donskog...

Arhiva Despre cercurile de studiere a Bibliei în parohie 27 mai 2013 13:23 Одной из форм совместной церковной деятельности верующих людей, способствующей приобретению осмысленной веры, а в дальнейшем — и знаний об этой самой вере, является совместное изучение Священного Писания в малых группах путем обсуждения на основе эмоционально-личностного восприятия. О практике проведения библейских кружков на приходе и их потенциале как формы начальной катехизации рассказывает руководитель Учебно-научного центра по подготовке к церковным служениям при  Московской духовной академии , катехизатор  Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи , катехизатор московских храмов Ризоположения на Донской и Рождества Богородицы во Владыкине С. Рогунов. Статья опубликована в журнале «Православное образование» 2 (6), 2013). Методика проведения встреч по изучению Священного Писания достаточно проста, но особенности проведения каждого занятия разнятся в зависимости от подхода ведущего, возраста большинства участников, той цели, которую ведущий ставит перед собой и перед группой, степени воцерковленности участников, степени богословской образованности, степени знакомства участников и давности их собраний, места, где эти встречи проводятся. На таких занятиях между относительно небольшим количеством людей происходит личное общение, подчиненное одной цели — встрече друг с другом и со Христом на глубоком, личностном, духовном уровне. Главная задача, которая реализуется в таких группах, — это попытка воспринять Священное Писание как голос Божий, как обращение Христа Спасителя напрямую к сердцу человека. Поскольку Священное Писание — это откровение Божие, то читать, понимать, изучать его, прежде всего, необходимо на основе духовного опыта, на основе молитвенного обращения к Богу. Именно этим обусловлена необходимость чтения Священного Писания в молитвенном духе, молитвенном настрое. Основы духовного опыта явлены в Священном Предании Церкви и переданы нам святыми отцами. Именно отношением к Преданию Церкви, к святоотеческому наследию и отличаются православные группы по изучению Евангелия от похожих кружков в западных христианских исповеданиях. В связи с этим необходимо уточнить, что изучение Священного Писания в малых группах не является попыткой создания нового, своего толкования Слова Божия, отличного от учения Церкви. Здесь ставится совершенно другая задача — интерактивное обсуждение, личностное восприятие, богословская и нравственная рефлексия. Очевидно, что при изучении Священного Писания необходимо использовать святоотеческие толкования, но делается это в разных формах.

http://patriarchia.ru/md/db/text/2984339...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мефодий (Немцов), митр. Пермский и Кунгурский. Фотография. 2016 г. (Немцов Николай Федорович; род. 16.02.1949, г. Ровеньки Ворошиловградской обл. УССР), митр. Пермский и Кунгурский. Из семьи служащего. В 1968 г. окончил Славянский техникум железнодорожного транспорта, учебу в к-ром совмещал со служением чтецом и певчим в Александро-Невском храме г. Славянска Донецкой обл. В 1969 г. поступил в Одесскую ДС. В 1972 г., по окончании семинарии, поступил в ЛДА. Во время учебы в академии 5 янв. 1974 г. принял монашеский постриг с именем Мефодий. 7 янв. того же года рукоположен во диакона, 24 апр.- во иерея. Нес пастырское послушание в Успенском храме на территории закрытого в то время Новодевичьего московского в честь Смоленской иконы Божией Матери монастыря . В мае 1974 г. был призван на срочную военную службу, в дек. того же года демобилизован, вернулся к учебе в академии. В 1976 г. окончил ЛДА, был удостоен ученой степени кандидата богословия за соч. «Миссионерские труды митрополита Московского и Коломенского Иннокентия (Вениаминова), апостола Америки» и был принят в аспирантуру при МДА. В том же году стал референтом Отдела внешних церковных связей . 4 апр. 1977 г. назначен зам. председателя ОВЦС (до 1979), был возведен в сан архимандрита. С сент. 1979 г. служил в Малом соборе на территории закрытого в то время Донской иконы Божией Матери московского мужского монастыря и в московском храме Ризоположения Господня, к к-рому в то время был приписан собор. 27 апр. 1980 г. в Сергиевском трапезном храме Троице-Сергиевой лавры патриарх Московский и всея Руси Пимен возглавил хиротонию М. во епископа Иркутского и Читинского. Несмотря на ограничения деятельности Церкви в Советском гос-ве, М. удалось добиться регистрации церковных общин и открытия храмов в Братске, Комсомольске-на-Амуре, Якутске, Петропавловске-Камчатском, Советской Гавани, Улан-Удэ. 16 июля 1982 г. назначен епископом Воронежским и Липецким.

http://pravenc.ru/text/2563120.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОСКОВСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ Издание Об-ва любителей духовного просвещения (ОЛДП), выходившее с янв. 1869 г. с разрешения Синода. С 1880 по апр. 1917 г. и в 1918 г. выходило под заглавием «Московские церковные ведомости» («М. ц. в.»), в мае-дек. 1917 г.- «Московский церковный голос»; в 1918 г. издавалось Московской духовной консисторией. Журнал (в 1875-1906 в подзаголовке именовавшийся газетой) выходил с 1869 г. еженедельно и состоял из офиц. и неофиц. отделов, в 1869-1870 гг. они имели общую пагинацию (притом что пагинация номеров была только в эти годы раздельной), в 1871-1894 гг. отделы имели не только раздельную пагинацию, но и самостоятельную нумерацию; 52 регулярно выходившим номерам неофиц. отдела соответствовало от 25 до 44 нерегулярных номеров офиц. отдела, к-рый в 1873-1879 (?) гг. имел заглавие «Постановления и распоряжения правительства», в 1873-1876 гг.- колонтитул «Прибавление к Московским епархиальным ведомостям». В янв.-апр. 1917 г. вышли 1-14 (все сдвоенные), «Московский церковный голос» выходил с новой нумерацией 1-43, причем 1-29 выходили дважды в неделю, а 30-43 - еженедельно). В янв.-мае 1918 г. журнал выходил 2 раза в месяц 1-10), в июне-авг.- ежемесячно 11-13), последний номер вышел 30 авг./12 сент. Редактирование офиц. и неофиц. отделов было раздельным с апр. 1892 по июль 1893 г. и в 1895-1917 гг. В 1869-1892 гг. редактором был свящ. Виктор Рождественский (с 1877 протоиерей); долгое время редакция располагалась в его квартире при ц. Ризоположения на Донской ул. Далее неофиц. отдел редактировали свящ. Николай Копьев (май 1892 - июль 1893), свящ. Иоанн Соловьёв (1893-1894), свящ. Иоанн Мансветов (1895-1906; впосл. протоиерей), ректор ДС архим. Анастасий (Грибановский ; впосл. митрополит, первоиерарх РПЦЗ (1906)), прот. сщмч. Иоанн Восторгов (в 1906 и 1916), сщмч. Василий Соколов (1915-1916), свящ. М. Д. Смирнов (1917; впосл. протоиерей), секретарь консистории В. Ф. Трелин (1917-1918), преподаватель семинарии сщмч. Николай Розанов (1918). Офиц. отдел редактировали свящ. Н. Копьев (1892), секретарь консистории Н. П. Спасский (1892-1893), свящ. И. Соловьёв (1893-1894), секретари консистории А. И. Проволович (1895-1905), П. П. Беллавин (1905-1913), И. Н. Барилов (1913-1915) и Трелин (1915-1917).

http://pravenc.ru/text/2564196.html

Умер заболевший коронавирусом митрополит Иов, бывший управляющий Челябинской епархией 2 декабря, 2020. Новостная служба С 2011 года он был почетным настоятелем московского храма Ризоположения на Донской 2 декабря. ПРАВМИР. Скончался митрополит Иов Тывонюк — с 1996 года до выхода на покой в 2011 году он возглавлял Челябинскую епархию. Причиной смерти стали осложнения, вызванные коронавирусной инфекцией, сообщили в рабочей группе при Патриархе Кирилле. Митрополиту было 82 года. Предстоятель Русской Православной Церкви выразил соболезнования в связи с его кончиной. «Почивший архипастырь прошел большой жизненный путь, исполненный многих трудностей и испытаний. Еще в юности он принял твердое решение посвятить себя Господу и трудился послушником сначала в Почаевской лавре и в Свято-Троицком Балтском монастыре в Одесской епархии, а затем в обители Преподобного аввы Сергия, где и принял монашеский постриг и священный сан. Господь судил владыке Иову нести служение на различных ответственных поприщах: многие годы он работал в Отделе внешних церковных связей, долгое время являлся заместителем председателя», — напомнил Патриарх Кирилл. После выхода на покой в 2011 году митрополит Иов стал почетным настоятелем московского храма Ризоположения на Донской. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 19 марта, 2024 5 марта, 2024 1 марта, 2024 29 февраля, 2024 28 февраля, 2024 27 февраля, 2024 20 февраля, 2024 9 февраля, 2024 30 января, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/umer-zabolevshij-koron...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКАРИЙ (Даев Сергей Константинович; 21.06.1888; с. Петровское Богородского у. Московской губ. (ныне Щёлковского р-на Московской обл.) - 13.01.1960, Москва), архиеп. Можайский. Из семьи священника. В 1911 г. окончил Вифанскую ДС. В том же году начал преподавать в церковноприходских школах Богородского у. В апр. 1912 г. рукоположен во иерея и назначен настоятелем Троицкого храма в с. Троицкое (Сельцы) Московского у., где ранее настоятельствовал и его отец; преподавал Закон Божий в земских школах в соседних деревнях Сухарево и Горки. В 1916 г. поступил на юридический фак-т Московского университета, но не смог посещать занятия и вернулся к пастырскому служению. Был возведен в сан протоиерея. В 1930 г. назначен настоятелем храма в честь иконы Владимирской Божией Матери в г. Мытищи Московской обл. Оставался настоятелем этого храма до его передачи обновленцам в 1935 г., затем был настоятелем Покровского храма в с. Игумнове Раменского р-на Московской обл. С 1937 г. служил священником в Москве. Стал сотрудником канцелярии патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского , с сент. 1943 - патриарх Московский и всея Руси), являлся секретарем Московского епархиального управления. Овдовел. С 1941 г. настоятель московского Ризоположенского храма на Донской ул. Во время эвакуации Московской Патриархии 13 окт. 1941 г. указом митр. Сергия назначен помощником Волоколамского еп. Алексия (Палицина) , временно управлявшего Московской епархией. С февр. 1942 г. являлся помощником назначенного управляющим Московской епархией Киевского и Галицкого митр. Николая (Ярушевича ; с янв. 1944 митрополит Крутицкий и Коломенский). Сделал крупное денежное пожертвование во время сбора средств на подарки бойцам Красной Армии. Принял участие в издании летом 1942 г. сб. «Правда о религии в России». 2 мая 1944 г. принял монашеский постриг с именем Макарий. 14 мая того же года хиротонисан во епископа Можайского. Хиротонию в московском Ризоположенском храме возглавил патриарх Сергий; это была его последняя церковная служба, на следующий день патриарх скончался. М. стал викарием Московской епархии, его кафедральным храмом была ц. Ризоположения, где он оставался настоятелем. Впоследствии также являлся настоятелем возвращенного Церкви в качестве приходского храма малого собора закрытого в то время Донской иконы Божией Матери московского мужского монастыря . 20 июня 1946 г. назначен председателем созданного при Синоде Хозяйственного управления, возглавлял Пенсионный комитет. С 1948 г. занимался в Патриархии приемом посетителей по делам Московской епархии. 25 февр. 1951 г. возведен в сан архиепископа.

http://pravenc.ru/text/2561382.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Ноября 27 (10 декабря) Мученик Иоанн Емельянов Мученик Иоанн родился в 1876 году в селе Рыково Переславского уезда Владимирской губернии в семье крестьянина Арсения Емельянова. Окончил сельскую школу и переехал в Москву, устроившись работать служащим в одном из учреждений. В Москве он поселился на Донской улице, в квартире, в которой впоследствии стал жить Алексей Петрович Гаврин, и так же, как и он, Иван Арсеньевич был прихожанином храма Ризоположения на Донской улице. Вместе с ним в квартире жили его брат и сестра. Все они были одного христианского духа, и вскоре их жительство стало подобно жизни монашеской общины, в особенности после начала гонений на Церковь, когда были уничтожены монастыри и монахи стали селиться в частных квартирах и домах. В комнате Ивана Емельянова Алексий Гаврин был пострижен в монашество, что было впоследствии поставлено властями в вину хозяину квартиры. Спустя десять дней после ареста монаха Алексия, 2 ноября 1937 года, был арестован и Иван Арсеньевич и затем заключен в Бутырскую тюрьму. На допросе следователь спросил его: – Кто и в каких целях посещал на квартире Алексея Гаврина? – Алексея Петровича Гаврина на квартире посещали очень многие. Посещал его священник Александр Хотовицкий и многие другие из ближайших селений, которые к Гаврину обращались за различными советами и за медицинской помощью. В прошлом он был ветеринарным фельдшером, и в силу этого к нему обращались крестьяне, когда у них болел скот. Кроме того, он лечил и людей. – Следствие располагает данными, что Гаврин обращавшихся к нему за советами обрабатывал в антисоветском духе. Вы подтверждаете это? – Нет, я это не подтверждаю, – ответил Иван Арсеньевич, а затем, подписываясь под ответом, чтобы уже не было никаких сомнений, вывел большими буквами «НЕТ». – Гаврин в вашем присутствии производил прием своих почитателей? – спросил следователь. – Да, иногда проводил прием и в моем присутствии.

http://fond.ru/kalendar/1386/ioann/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010