Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мефодий (Немцов), митр. Пермский и Кунгурский. Фотография. 2016 г. (Немцов Николай Федорович; род. 16.02.1949, г. Ровеньки Ворошиловградской обл. УССР), митр. Пермский и Кунгурский. Из семьи служащего. В 1968 г. окончил Славянский техникум железнодорожного транспорта, учебу в к-ром совмещал со служением чтецом и певчим в Александро-Невском храме г. Славянска Донецкой обл. В 1969 г. поступил в Одесскую ДС. В 1972 г., по окончании семинарии, поступил в ЛДА. Во время учебы в академии 5 янв. 1974 г. принял монашеский постриг с именем Мефодий. 7 янв. того же года рукоположен во диакона, 24 апр.- во иерея. Нес пастырское послушание в Успенском храме на территории закрытого в то время Новодевичьего московского в честь Смоленской иконы Божией Матери монастыря . В мае 1974 г. был призван на срочную военную службу, в дек. того же года демобилизован, вернулся к учебе в академии. В 1976 г. окончил ЛДА, был удостоен ученой степени кандидата богословия за соч. «Миссионерские труды митрополита Московского и Коломенского Иннокентия (Вениаминова), апостола Америки» и был принят в аспирантуру при МДА. В том же году стал референтом Отдела внешних церковных связей . 4 апр. 1977 г. назначен зам. председателя ОВЦС (до 1979), был возведен в сан архимандрита. С сент. 1979 г. служил в Малом соборе на территории закрытого в то время Донской иконы Божией Матери московского мужского монастыря и в московском храме Ризоположения Господня, к к-рому в то время был приписан собор. 27 апр. 1980 г. в Сергиевском трапезном храме Троице-Сергиевой лавры патриарх Московский и всея Руси Пимен возглавил хиротонию М. во епископа Иркутского и Читинского. Несмотря на ограничения деятельности Церкви в Советском гос-ве, М. удалось добиться регистрации церковных общин и открытия храмов в Братске, Комсомольске-на-Амуре, Якутске, Петропавловске-Камчатском, Советской Гавани, Улан-Удэ. 16 июля 1982 г. назначен епископом Воронежским и Липецким.

http://pravenc.ru/text/2563120.html

Матушка – истинный образец смирения и кротости, житейской мудрости и такого полного упования на Бога, что остаётся только удивляться. А ведь онанаша современница. Мои бабушка с дедушкой уже были вполне себе сознательными личностями, когда Матронушка ещё несла свой подвиг на нашей многострадальной земле. И сейчас, после своей физической кончины, матушка не перестаёт вымаливать у Бога утешение всем к ней притекающим и призывающим её в своих молитвах. Эта история началась несколько лет назад. Тогда я жила рядом с храмом Ризоположения, что на Донской улице. Храм, который Блаженная Матрона так любила, что даже завещала отпевать её именно там. Я отлично помню этот майский вечер, ровно 2 года назад. За ужином мой муж неожиданно сказал, что он долго думал, и пришёл к выводу, что нам надо развестись. Вот так вот, совершенно как гром среди ясного неба. Развестись! Уму непостижимо. Просто шок. Я отказывалась верить своим ушам, глазам, здравому смыслу. Такого не может быть, потому что не может быть никогда. Он продолжал что-то говорить, что давно уже не любит, что остались одни обязательства, что нет будущего. Я сидела в полузабытьи, смотрела вокруг и… Кажется, единственная мысль, которая тогда пронеслась в голове: надо идти в Покровский монастырь и молиться. Больше никаких мыслей не было. Только туман и непонимание, в котором я и просидела сутки, глядя в стену и очень редко моргая. Помню, я заехала на работу, где мне без вопросов дали отгулов сколько нужно, и отправилась в Покровский монастырь к Матронушке. Конечно, тогда я хотела только одного: чтобы ОН вернулся. Чтобы прийти домой и увидеть, что всё как прежде. Или проснуться и понять, что это был всего лишь сон. Именно с этой мыслью я ехала туда первый раз. Да. Надо сказать, что я за 2 года своей жизни в Москве так и не удосужилась доехать до Покровского монастыря. Я всё как-то собиралась, собиралась, да всё так бы и собиралась, если бы не крах личной жизни. В тот день у Матронушки было очень спокойно и тихо. Совсем небольшая очередь, а ещё – деревья, птички, цветочки, тишина и хорошая погода. Я была каким-то чужеродным элементом со своей кровоточащей душой на этом торжестве жизни. Помню, я читала акафист, а вместо этого внутри был комок нервов, открытая рана, каждое слово попадало туда и обжигало, и отдавалось болью. «Радуйся, честного супружества охранение!» Быть может, всё ещё будет?

http://pravmir.ru/perezhit-razvod-ili-mo...

Излечение, по мысли Тютчева, по силам только искренней вере. И её символ в стихотворении – одна из главных святынь Русской православной церкви! – «риза чистая Христа». Только осознав своё духовное призвание, считает поэт, народ сможет ощутить истинное освобождение от непросвещенности, униженности, варварства. По мысли Тютчева, гармоничное будущее России неразрывно связано с православной верой – главной, определяющей чертой национального характера. Образ Христа у Тютчева – свидетельство причастности светлых сторон народного начала к высоким духовным основам. После революции один за другим закрывались храмы и монастыри. Церковные реликвии были изъяты и переданы на хранение в государственные музеи. Так были утеряны и несколько частиц Ризы Господней. Те, что хранились в Успенском соборе, в 1918 году были перенесены в Крестовоздвиженский монастырь на Воздвиженке в Москве, а оттуда, после его закрытия, вместе с золотым ковчегом попали в фонды музеев Московского Кремля. После окончания Великой Отечественной войны, когда наше Отечество находилось под незримым покровом Ризы Господней, верующие приходили благодарить Господа за Победу в немногочисленные храмы, которые были открыты в то время. Среди них был и храм Ризоположения на Донской улице в Москве. В 1951 году в связи с 250-летием со времени основания этого храма Святейший Патриарх Алексий I передал сюда частицу Ризы Господней. Великую святыню Предстоятель нашей Церкви получил в подарок от Патриарха Александрийского. После распада СССР Русской православной церкви были возвращены и многие святыни из фондов отечественных музеев. Они были помещены для поклонения верующих в храмы и монастыри. …В числе избранных городов, получивших в дар частицу Ризы Господней вскоре после появления этой святыни в России, оказался и Ярославль. В 1650 году царь Алексей Михайлович и Патриарх Иосиф передали её ярославским купцам братьям Скрипиным за великие заслуги. Когда во время Смуты ополчение Минина и Пожарского перед освободительным походом на Москву долгое время стояло в Ярославле, оно содержалось на деньги местных купцов, и прежде всего братьев Скрипиных. Для поклонения Ризе Господней братья Скрипины построили в Ярославле церковь Илии Пророка. Для святыни здесь был устроен придел – Ризоположенский, изготовлен драгоценный ковчег.

http://pravoslavie.ru/132998.html

Отошел ко Господу старейший клирик г. Москвы протоиерей Леонид Кузьминов 1 января 2017 г. 21:04 29 декабря 2016 года на 85-м году жизни после продолжительной болезни отошел ко Господу старейший клирик г. Москвы настоятель храма святителя Николая Мирликийского на Преображенском кладбище протоиерей Леонид Кузьминов. 31 декабря литию в Никольском храме у гроба почившего совершил первый викарий Святейшего Патриарха по г. Москве, управляющий Центральным и Южным викариатствами столицы  митрополит Истринский Арсений . В этот день отпевание новопреставленного отца Леонида после заупокойной Литургии совершил председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению , управляющий Восточным викариатством епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон . Леонид Матвеевич Кузьминов родился 18 апреля 1932 г. в среднеазиатском городе Янги-Юль, расположенном в 30 км от г. Ташкента. В 1950 г. окончил среднюю школу. В 1947-1953 гг. был штатным псаломщиком храма иконы Божией Матери «Взыскание погибших» г. Янги-Юль Ташкентской епархии. В 1953 г. окончил Московскую духовную семинарию. После окончания семинарии поступил в Ленинградскую духовную академию, в 1956 году перешел на заочное отделение. 13 марта 1955 г. в храме Ризоположения на Донской в Москве архиепископом Можайским Макарием (Даевым) рукоположен в сан диакона. 20 марта 1955 г. рукоположен в сан пресвитера тем же архиереем. Митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем (Ярушевичем) назначен в храм пророка Илии г. Серпухова Московской области. 22 декабря 1956 г. по ходатайству архимандрита Никодима (Ротова) указом Святейшего Патриарха Алексия I был переведен на служение в Успенский храм Новодевичьего монастыря в Москве, где прослужил 25 лет. В 1960 г. награжден золотым наперсным крестом. В 1961 г. окончил Ленинградскую духовную академию. В этот период стал сотрудником Отдела внешних церковных сношений. За время работы в ОВЦС часто бывал в зарубежных командировках, неоднократно посетив: Австрию, Болгарию, Германию, Индию, Сингапур, США, Филиппины, Японию. Был также с паломническими поездками в Иерусалиме.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Патриарх Кирилл: У нас нет будущего, если мы начинаем глумиться перед великими святынями Появляются люди, которые оправдывают это кощунство, минимизируют его, стараются представить как некую забавную шутку. И печально, и от горечи сердце мое разрывается, что среди этих людей есть и те, кто называет себя православными. 24 марта, 2012 Появляются люди, которые оправдывают это кощунство, минимизируют его, стараются представить как некую забавную шутку. И печально, и от горечи сердце мое разрывается, что среди этих людей есть и те, кто называет себя православными. 24 марта 2012 года, в субботу 4-й недели Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста в храме в честь Положения честной Ризы Господней в Москве. В слове по окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви коснулся недавней кощунственной акции в Храме Христа Спасителя, где с 2007 года пребывает частица Ризы Господней: Думаю, все вы знаете о том, что произошло недавно в Храме Христа Спасителя. Вот давайте соотнесем свою мысль с тем фактом, что на месте, где мы стоим, благочестивые предки наши, полагавшие основу процветания России как великого государства, заложили храм сей только ради встречи со святыней. А их далекие потомки в веке XXI осквернили эту святыню, находящуюся в Храме Христа Спасителя… Ну что, казалось бы, должно быть? Прошли времена, когда люди силой решали такие вопросы — и слава Богу, что прошли. Ну что должно было бы быть в земле нашей, которая самим фактом своего существования во многом обязана Церкви Православной и вере православной, подвигавшей народ наш на величайшие подвиги — в том числе на защиту Отечества в 1812 году? Ведь во имя сей победы и был воздвигнут Храм Христа Спасителя. Нет, появляются люди, которые оправдывают это кощунство, минимизируют его, стараются представить как некую забавную шутку. И печально, и от горечи сердце мое разрывается, что среди этих людей есть и те, кто называет себя православными. Давайте проведем эту линию между храмом Ризоположения здесь, на Донской, событиями века XVII, и тем, что произошло в XXI веке перед величайшей святыней Церкви нашей и всего православного мира — перед частицей Ризы Господней. Думаю, ни один верующий человек не должен сказать: «это меня не касается», «это не мое дело». Каждого верующего человека это не может не уязвлять. А потому я призываю всех вас усилить молитвы о стране нашей и о народе нашем. Ибо нет у нас будущего, если мы начинаем глумиться перед великими святынями и если это глумление кому-то ложится на душу как некая доблесть, как некое выражение политического протеста, как некое уместное действие или как безобидная шутка.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-u-nas-...

В 7.30 вечера мощи торжественно со звоном колоколов были встречены у Казанских ворот братией и народом. Когда торжественная процессия двигалась по обители, с честью встречавшей своего старца через 65 лет разлуки с ним, от мощей исходило чудесное благоухание, которое чувствовалось на расстоянии до 30 метров и более " . Ныне святые мощи преподобного Нектария Оптинского находятся в раке во Введенском соборе монастыря. Преподобне отче наш Нектарие, моли Бога о нас! Преподобный иеромонах Никон (Беляев) исповедник Преподобный Никон исповедник, старец Оптинский (Николай Митрофанович Беляев) родился 26 сентября/9 октября 1888 года в Москве, на Донской улице. Там же, в церкви Ризоположения был крещен. Однажды маленький Коля, будучи тяжелобольным, умирал, и врачи уже не надеялись его спасти; тело мальчика начало холодеть, а подносимое к его губам зеркальце безжалостно свидетельствовало о непоправимом... И только мать продолжала слезно молиться, растирая тельце, не отступая от святителя Николая, молитвенно прося его вернуть мальчика к жизни. И Господь, по молитвам матери и святого угодника Своего, вернул его к жизни. Но к жизни не простой — к служению Богу. Семья Беляевых была благочестива и в меру религиозна, правда, религиозность эта была очень неглубока, о чем свидетельствует позднейшее отпадение от веры и от Церкви практически всех (кроме матери) членов семейства. В старших классах гимназии Николай стал проявлять искренний интерес к вопросам веры и вместе со своим братом Иваном регулярно посещал церковные службы, прислуживал в алтаре, пел на клиросе. Но со временем клирос он покинул, так как заметил, что клиросное послушание мешает и отвлекает от молитвы. По окончании гимназии Николай находился в некотором замешательстве, так как совершенно не имел понятия о том, где продолжать учебу: кроме Господа его ничего не интересовало, сердце его не лежало ни к каким иным наукам, кроме науки о спасении своей души. Поэтому в Московский университет он поступил с полным безразличием, за компанию с младшим братом Сергеем, правда, тот — на химический, а Николай — на физико-математический факультет. Проучился он один лишь год, если можно назвать учебой в университете почти ежедневное хождение к Божественной литургии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1307...

—    Конечно, подозревали. Осенью 2012 года мы с группой наших прихожан ездили на Святую Землю. С нами ездила моя однокурсница, с которой мы учились в медицинском институте. И она только сейчас призналась, что они в группе четко знали, что я — верующий. Но никогда этот вопрос не поднимался. Она говорит: мы чувствовали, что ты — другой. Например, никто из нашей семьи не был комсомольцем. В те годы это было необычно. —     А пионерами были? —    Пионерами были. Комсомольцами — никто. Поэтому школы мы оканчивали разные, хотя начинали учиться в одной. Я в восьмом классе ушел в физматшколу — больше часа ездил в один конец. Остальные тоже в старших классах меняли школу. Поэтому нигде не было явно, что вот — одна семья, и все — не комсомольцы. —    Но вас спрашивали, почему вы не вступаете в комсомол? —    Мы уходили от ответа всеми силами... Вот у одного из моих младших братьев, отца Кирилла, был случай, когда он учился в институте: он обычно перед экзаменами молился преподобному Сергию, а однажды — экзамен по философии был в день преподобного Серафима — он помолился ему — и получил тройку. Сначала расстроился, а потом через некоторое время ему стали предлагать в комсомол вступить, а он тут и говорит — нет, я не могу — я же по философии троечник! И у нас в институте на всем курсе было всего двое некомсомольцев — староста потока и я, староста группы, в которой он учился. И я был единственный в институте, кто знал, что староста потока — сын настоятеля одного из московских храмов. —     Как был организован церковный быт в вашей семье? —    Все мы были крещены в младенчестве 15 . Кстати, я был крещен по сравнению с моими братьями-сестрами очень поздно — на восемнадцатый день... Крестили нас в разных храмах. Меня — в храме Ризоположения на Донской крестил отец Николай Голубцов — тот, который отпевал блаженную Матрону. Сестру мою младшую, Машу, сейчас игумению Иулианию, крестили дома, в бочке — мы в этой бочке обычно на зиму капусту квасили. Крестил ее мамин брат протоиерей Евгений Амбарцумов. Он принял сан в 1951 году. Есть фотография: отец Евгений и отец Глеб. И подпись «Друзья перед великими событиями». Отец Глеб — перед женитьбой, а отец Евгений — перед принятием сана.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Получив хорошее образование и воспитание, о. Николай, мог бы, вполне реализоваться на любом поприще, например, стать духовным писателем. Его очерк, посвященный " Троице " Рублева, несомненно, заслуживает внимания. Им написанные службы с акафистом иконам Донской Божьей Матери и Взыскание погибших, вошли в церковный обиход. И если бы было время и силы, наверное, на этом о. Николай не остановился. Его проповеди нередко печатались в ЖМП , это яркие и глубокие размышления, затрагивающие самые тонике струны души. Но все свои таланты он положил на алтарь служения, все силы и все свое время он отдал пастырскому служению. В сущности, священником он был недолго — 14 лет, но это были годы настоящего подвига. И умер он как добрый пастырь, ему было всего 63 года, но он перенес два инфаркта, и второй оказался смертельным, а это значит, что не выдержало его сердце, которое вмещало столь многих людей с их многочисленными проблемами и болью. 19 сентября 1963 г. о. Николая после второго инфаркта причастил на дому о. Виктор Жуков , сосед по дому. Вместе с настоятелем Ризоположенской церкви прот. Василием Свиденюком он соборовал о. Николая. У одра батюшки всю ночь родственники и духовные чада молились, а под утро о. Николай попросил брата спеть «Честна пред Господом смерть преподобных Его». И в 3.50, уже 20 сентября 1963 года, в канун праздника Рождества Богородицы о. Николай Голубцов отошел к Господу. Его отпевали три архиерея (среди них и его брат Сергий (Голубцов) , архиепископ Новгородский) и 28 священников. А храм Ризоположения был полон духовных чад о. Николая. С. И. Фудель пишет: «Господь явно показал, что угоден Ему тот путь, которым шел о. Николай, — путь любви и смирения, путь служения людям. Мы убедились еще раз, что только кроткие наследуют новое Небо и новую Землю… Невозможное совершалось на этих похоронах: в наш век разделений и ненависти тысячная толпа была «один дух в Господе». Мы точно среди лета пели Пасху. И прав был кто-то из этой толпы, сказавший: «Сегодня я в первый раз в жизни почувствовал, что такое Церковь».

http://drevo-info.ru/articles/7437.html

После войны, как только открыли духовную семинарию, Николай Александрович стал усиленно готовиться к сдаче экзаменов. Проработав семинарские программы, 3 августа 1949 г. он успешно выдержал экзамен за весь семинарский курс. 1 сентября 1949 года состоялось его рукоположение в диаконы , 2 сентября он служил в Измайловском храме вместе с отцом Иоанном Крестьянкиным . 4 сентября произошла его священническая хиротония. Его определи служить в церковь Ризоположения Господня на Донской улице , в его обязанности также входило служить в Малом соборе Донского монастыря . Если раньше к Николаю Александровичу Голубцову обращались десятки людей, находя в нем защиту и утешение, то теперь к о. Николаю шли сотни, находя в нем внимательного и глубокого исповедника и наставника. Это были не только простые бабушки, с которыми он всегда находил общий язык, но и молодежь, и интеллигенция, люди науки и искусства. А надо учесть, что советская интеллигенция — это своеобразная категория людей, которые уже были оторваны от православной традиции. К ним нужен был особый подход. Здесь помог длительный опыт работы в госучреждениях. Были среди духовных чад о. Николая и выдающиеся люди, например, Мария Вениаминовна Юдина, знаменитая пианистка. У него крестилась дочь Сталина Светлана Аллилуева. С.И. Фудель писал: «Это был действительно «пастырь добрый», отдавший всего себя заботе о своих многочисленных церковных детях. Их было множество со всех концов Москвы… А он был со всеми ровен, со всеми тих, каждого принимал так, как будто он только и ждал этого прихода, чтобы отдать ему со всею щедростью свое драгоценное время и все душевные силы». Помимо церковных служб о. Николаю приходилось едва ли не каждый день ездить по требам — причащать больных, соборовать умирающих, исповедовать престарелых, не выходящих из дома, да и просто навещать своих прихожан, которые приглашали его домой поговорить с их неверующими родственниками. И о. Николай никогда не отказывал, охотно откликался на любую просьбу приехать, даже если ехать нужно было на другой конец Москвы. Без машины, на городском транспорте, со святыми дарами на груди, о. Николай отправлялся в путь, который заканчивался порой глубокой ночью. Он посещал своих чад не только дома, он умудрялся проникать в больницы, чтобы причастить больных и умирающих, а это в советское время было строжайше запрещено.

http://drevo-info.ru/articles/7437.html

Началась служба. Службу отец Николай вел так, что я ни разу не отвлеклась, ни мыслями, ни взглядом, ни душой. И внутреннее состояние было такое, что не найти слов, не передать его. Радость несказанная и слезы, и чувствуешь, что каждое слово тебя лично касается. После службы я пошла на автобус. Темно. Редкие фонари освещали улицу. И снова я услышала за спиной теплый проникновенный голос: «Почему вы были сегодня такая грустная?» Я оглянулась. Около меня стоял отец Николай. И столько любви, заботы на лице! «Не грустите,— сказал он. Все будет хорошо». Батюшке нужен был тот же автобус, что и мне. (Метро станция «Октябрьская» тогда еще не было.) Всю дорогу мы проговорили. Выяснилось, что у нас есть несколько общих знакомых. «Приходите ко мне завтра в Ризоположение», — сказал отец Николай при прощании. (В понедельник и вторник он служил в храме Ризо-положения на Донской улице.) На следующий день я пришла в церковь Ризо-положения. Батюшка подвел меня к образу «Утоли моя печали», велел молиться и подождать его. Долго его не было. Я помолилась, села на лавочку перед иконой и стала просматривать свой дневник. Это была моя заветная тетрадка, куда мелким почерком записывала я все свои мысли, чувства, вопросы и сомнения о вере, Господе, своем Духовном состоянии. Подошел батюшка и спросил, что это за тетрадка. Я подала ему свой дневник. Он попросил дать ему его почитать. Сейчас трудно вспомнить подробности нашего разговора в тот день, ведь прошло столько лет, и мне уже теперь за семьдесят, а тогда я была молоденькой девушкой, но помню, как тяжелая, давящая печаль, сомнения, страхи —-все куда-то исчезло, благодаря этому разговору, благодаря батюшке. Как-то сердце сразу к нему привязалось. В авоське у отца Николая лежало три красивых крупных яблока, и он отдал их мне на ужин. По субботам, когда отец Николай служил в Донском, я всегда приходила. Нищие никогда не расходились, пока батюшка не выйдет. Он разговаривал с ними, называл каждого по именам, давал каждому по рублю (а тогда это были большие деньги), но просил обязательно молиться.

http://azbyka.ru/fiction/mudryj-serdcem-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010