—609— 1882 г. С живым интересом читал я письма Владыки Филарета к А. В. Горскому. Вы пишете, что между этими письмами оказались два письма адресованных на моё имя. Нужно ли их печатать между письмами к Александру Васильевичу; не лучше ли их доставить мне, тем более, что я имею в виду и сам напечатать митрополичьи ко мне письма, коих сохраняется у меня более 50-ти? 1487 Около нового года перечитывал я (в копиях) письма покойного Владыки к преосвящ. Леониду 1488 . А. В. Краснопевков присылал мне их с тем, чтобы я написал к ним примечания, так как он думает эти письма напечатать. Я исполнил его просьбу, написал примечания в том же роде, как и у Вас сделано при письмах митрополита к о. Горскому, и послал их вместе с письмами ещё в январе; но до сих пор не имею известия, получены ли они Краснопевковым. Как интересны должны быть письма покойного митрополита к его родным. Это, – если не обильный, то чистый и верный источник сведений для истории юношеских лет его жизни. Скажите, чем думает ознаменовать предстоящий юбилей приснопамятного святителя ваша почтенная академия? Я поручил своему консисторскому Секретарю разыскивать в архиве дела, относящиеся ко времени управления Тверской епархией архиепископа Филарета. Не знаю, много ли окажется интересных документов. Из уст покойного Владыки Филофея слышал я в 1878 г., что у него сохраняется более ста писем от покойного митрополита Филарета, и между ними есть очень важные и интересные. Как было бы полезно, если бы наследники преосвящ. Филофея догадались обнародовать эти драгоценные сокровища. По всей вероятности, и у преосвященного Алексия 1489 , преемника его по Тверской кафедре, было немало писем от —610— 1882 г. Владыки Филарета. Целы ли они, неизвестно. Был у меня нынешней зимой письмоводитель Московского Викария Георгиевский, который ведёт переписку с наследником преосвящ. Алексия Ржаницыным . Я поручил ему узнать от Ржаницына, целы ли означенные письма и не может ли он доставить их в редакцию какого-либо журнала для напечатания; но исполнил ли Георгиевский моё поручение, не знаю“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Даже иудейский писатель Кимхи толкует, что под именем дщери Тира и подруг ее разумеются языческие народы, имеющие вступить в царство Мессии 4 . Из 109-го Псалма В Псалме 109-м Мессия Иисус именуется Господом, Которого власть на небе и на земле, по крепости непреодолимая и победоносная, для всех благотворная, по своему началу и продолжению беспредельная, вечная. Именно. Пророк Давид, сам будучи одним из сильнейших и славнейших царей земных, в самом начале Псалма исповедует Христа Божественным Царем царей, своим Господом, и приводит такие о Нем слова Иеговы, из которых видно, что сей Царь сопрестолен Иегове, что Он участвует в Божеском деле мироправления, – рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене (ст. 1); и что никакие враги, никогда, не могут поколебать господства сего Божественного Царя: дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих (ст. тот же). Далее представляет сего Царя вместе и вечным Первосвященником и изображает явление благодати, от Него исходящей к освящению народов: клятся Господь, и не раскается: Ты Иерей во век по чину Мелхиседекову (ст. 2, 3, 4), и явление суда на врагов царства Божия (от ст. 5 до конца.) Сам Иисус Христос в сем Псалме указывает Иудеям свидетельство о Своем Божественном предвечном бытии до рождения Своего от праотца Давида по плоти. Для вразумления Фарисеев, которые, и видя Божественные дела Иисуса Христа, не хотели видеть в Нем ничего выше обыкновенного сына человеческого. Он обращал их внимание на сей Псалом, вопросом: Како Давид Духом (ν Пνεματι γ) Господа Его нарицает, глаголя: рече Господь Господеви моему, седи одесную Мене, и проч.? Мф. 22:41–46 . То же Мар.12:35–37 ; Лк.20:41–44 . Св. Апостол Петр, в первой проповеди по сошествии Святого Духа, указав на славное вознесение Господа Иисуса Христа и на послание от Отца обетованного Утешителя, поясняет сии события, между прочим, словами из сего Псалма: рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, и проч. Деян.2:34–36 . Св. Апостол Павел первые слова Псалма: седи одесную Мене, дóндеже положу враги Твоя подножие ног Твоих, – приводит во свидетельство превосходства Иисуса Христа, как Сына Божия, пред Ангелами, Евр.1:13 ; а в последующих словах: клятся Господь, и не раскается: Ты Иерей во век по чину Мелхиседекову, – находит свидетельство о непреходящем священстве Иисуса Христа, как Сына Божия во веки совершенна, Который и спасти до конца может приходящих чрез Него к Богу, всегда жив сый, во еже ходатайствовати о них.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

В торжественном воззвании к мертвому: Лазаре, гряди вон (ст. 43), является Божеская, самосущая, животворящая сила Глаголющего. И изьиде умерый (ст. 44), и явилось на деле подтверждение того, что было сказано прежде: Аминь, аминь глаголю вам, яко грядет час, и ныне есть, егда мертвии услышат глас Сына Божия, и услышавше оживут: якоже бо Отец имать живот в Себе, тако даде и Сынови живот имети в Себе ( Ин. 5:25 и 26). 3)      Примем в соображение и то, что Иисус Христос не только Сам совершал чудеса, как Господь всего сотворенного, как Владыка живота и смерти, но с Божеским полновластием сообщал и другим чудодейственную силу. Так, заповедуя двенадцати Апостолам идти первоначально ко овцам погибшим дома Израилева, Он говорил: болящия исцеляйте, прокаженныя очищайте, мертвыя воскрешайте, бесы изгоняйте: туне приясте, туне дадите ( Мф. 10:6 и 8. Слич. Мк. 3:14 и 15). Посылая семьдесят учеников пред лицем Своим во всяк град и место, аможе хотяше Сам идти, Иисус Христос заповедал им исцелять недужных ( Лк. 10:1–9 ), а когда возвратились семьдесят и говорили с радостью: Господи, и беси повинуются нам о имени Твоем (ст. 17), Он с новою выразительностью сказал им: Се даю вам власть наступати на змию и на скорпию, и на всю силу вражию: и ничесоже вас вредит (ст. 19). А пред Своим вознесением на небо Господь распространил дарование чудодейственной силы и на всех, кто будет иметь живую веру в Него, говоря: Знамения же веровавшим сия последуют: именем Моим бесы ижденут: языки возглаголют новы: змия возмут: аще и что смертно испиют, не вредит их: на недужныя руки возложат, и здрави будут ( Мк. 16:17 и 18). Сие-то полновластие Господа Иисуса Христа как в совершении чудес, так и в сообщении другим силы чудодействовать о имени Его (и как изумительны явления чудодейственной силы Христовой в бесчисленных знамениях, совершенных и совершаемых истинно верующими во имя Его!), беспредельно возвышает Его над всеми богоносными человеками. Сим оправдывается на самом деле слово, некогда сказанное Спасителем, что Ему принадлежит, равное со Отцом, Божеское могущество и господство над всем. Яко же бо Отец воскрешает мертвыя и живит: тако и Сын, ихже хощет, живить ( Ин. 5:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Аминь, аминь глаголю вам, яко елика аще чесо просите от Отца во имя Мое, даст вам. Доселе не просисте ничесоже во имя Мое. Просите, и приимете, да радость ваша исполнена будет ( Ин. 16:23 и 24). Так Иисус Христос, преподавая ученикам и всем верующим правило о молитве, поставляет Себя таким, посредствующим между Отцом и человеками, Лицом, ради Которого Отец все дарует молящимся с верою в Божеское Лице Сына, Единородного от Отца и Отцу равночестного. Чтобы, останавливаясь на словах: Отец даст вам, кто-либо не подумал о различии чести, силы и славы Отца и Сына по Божеству, припомним, что Иисус Христос, говоря о том же, в той же беседе с учениками, и прямо от Себя обещал молящимся во имя Его исполнение прошений: и еже аще что просите от Отца во имя Мое, то сотворю: да прославится Отец в Сыне. И аще чесо просите во имя Мое, Аз сотворю ( Ин. 14:13 и 14). Не трудно понять, что различие в словах не дает мысли о различии чести и силы Сына со Отцом; ибо различие в словах легко объясняется двояким воззрением Глаголющего, Иисуса Христа, на Свое отношение к Богу Отцу. Взирая на Себя, как на Посланника и Ходатая, глаголет к верующим в Него: Отец даст вам, или еще: яко Отец Мой болий Мене есть (гл. 14, ст. 28); а потом, взирая собственно на Свое Божество, как Единородный от Отца, как равночестный Ему и равносильный, глаголет: Аз сотворю, и еще: Аз и Отец едино есма (гл. 10, ст. 30). Обращаясь к писаниям святых Апостолов, находим, что здесь обязанность богопочтения к Иисусу Христу, как общеизвестная и общепринятая с первыми наставлениями в вере, уже и не внушается в особых повелениях или увещеваниях, но тем не менее ясно изображается в действиях благоговения святых Апостолов пред Божеским Лицом и достопокланяемым именем Христовым. А где прямо говорится в Посланиях Апостолов о поклонении Иисусу Христу, там приводится: а) определение Бога Отца о поклонении Ангелов Господу нашему Иисусу Христу. Так в послании к Евреям читаем: Егда же паки вводит Первородного во вселенную, глаголет: и да поклонятся Ему вси Ангели Божии (гл. 1 ст. 6); б) или указывается Божеское прославление Иисуса Христа, не только по Божескому достоинству Единородного от Отца, но и потому, что Он смирил Себя, ради нашего спасения соделавшись человеком, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя. Темже и Бог Его превознесе, и дарова Ему имя, еже паче всякого имене: да о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних: и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца ( Флп. 2:8–11 ; слич. Евр. 2:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

«Испрашивайте мне внутренней и внешней силы, чтобы не только говорить, но и желать, не только именоваться, но и быть христианином. Ибо, ежели я буду таковым, то и именоваться могу, и тогда только могу быть верным, когда не будет зреть меня мир. Ничто из видимого не вечно. Все видимое временно, а невидимое вечно. Ибо и сам Бог ( Θες) наш Иисус Христос открывается более, как сущий во Отце. Христианство есть дело, не только хранимое в молчании и сокровенное, но и являющееся в величии» 43 . Он же в послании к Траллианам, внушая им беречься еретиков, писал: «Итак остерегайтесь таковых. И будете вы безопасны от них, если не станете надмеваться и отторгать себя от Бога (Θεο) Иисуса Христа, и от Епископа и от заповедей Апостольских» 44 . Он же послание к Смирнянам начинает таким славословием Иисусу Христу: «Славлю Христа Иисуса – Бога (τν Θεν) моего, Который столько умудрил вас: ибо я узнал, что вы совершенны в непоколебимой вере и как бы пригвождены ко кресту Господа Иисуса Христа и телом и духом и утверждены в любви кровию Христовою, что вы преисполнены веры в Господа нашего, истинно происходящего от племени Давидова по плоти, Сына Божия по Божеству 45 и силы Божеской, истинно родившегося от Девы» 46 . Иисус Христос есть Сын Божий и Бог воплотившийся Св. Игнатий в послании к ефесским христианам, в предостережение их от лживых учителей, как от заразы, писал: «Некоторые имеют обычай с лукавым притворством носить на себе имя (учителей), но делают нечто недостойное Бога. От таковых всем должно удаляться, как от зверей. Они – бешеные псы, исподтиха кусающие. Вам должно таковых беречься, как зараженных неизлечимою болезнью. Един есть Врач плотский и духовный, рожденный и безначальный (γννημτος), во плоти явившийся Бог ( Θες), в смерти истинная Жизнь и от Марии и от Бога; сперва причастный страданию, потом бесстрастный, Иисус Христос Господь наш» 47 . В других местах: " Бог ( Θες) наш Иисус Христос был во чреве Марии, по устроению Божию, от семени Давидова, но вместе от Духа Святого: Он родился и крестился, дабы тем освятить воду» 48 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Испытаем же теперь, как бы при самом Источнике нашего усыновления, вопросить самих себя: глубоко ли укореняем мы в сердцах своих мысль о сем сокровище, купленном для нас столь дорогою ценой, ценною страдальческой смерти воплотившегося Сына Божия? Приходит ли нам когда на сердце страх и опасение, что, быть может, и ныне о многих сынах царствия, уста Тайнозрителя готовы повторить сказанное о древних сынах царствия: во своя прииде, и свои Его не прияша? А каждому из нас должно быть известно, что в благодатном устроении нарекший нас сынами Божиими, Единородный Сын Божий, неотступно присущ каждому из нас, и, для совершенного усвоения благодати усыновления, ищет водвориться в сердцах наших, как свидетельствует Сам: се стою при дверех и толку: аще кто услышит глас Мой, и отверзет двери, вниду к нему, и вечеряю с ним, и той со мною ( Откр. 3:20 ). Следовательно, и ныне, подобно тому как прежде, ожидается от всех достойное принятие Сына Божия и даруемой от Него благодати усыновления: елицы прияша Его, даде им область чадом Божиим быти. Следственно, и нам несправедливо было бы чуждаться строгого самоиспытания: принадлежим ли мы в самом деле, к числу принимающих, как должно, Господа Спасителя. Вот Сам Он, в предсмертной беседе с учениками Своими, требовал, чтобы хотящие достойно принять Его, стяжали крепкую веру в Него и всецелую преданность Ему. Веруйте, говорит Он в Бога, и в Мя веруйте ( Ин. 14:1 ): будите во Мне, и Аз в вас ( Ин. 15:4 ). Не поспешить бы нам, слуш., сказать о себе, что мы соответствуем сему требованию. Конечно, никто из нас соблазняется словом крестным, но разумевает и хранит преданное от св. Апостолов учение. Мы единогласно исповедуем, что, для искупления нас от вечной смерти и для изведения из рабства греховного, Единородный Сын Божий и Бог истинный принял на Себя ответственность за грехи наши пред Правосудием Небесным. Для сего Он воплотился, смирив Себя претерпел, как человек безгрешный, все прискорбия жизни на земли, растленной грехами человеческими. Подвергся страданиям, принес самого Себя в жертву за нас. Послушлив быв до смерти, смерти же крестныя. Потом, как Архиерей прошедый небеса, восприял власть над всем, что есть на небеси и на земли, дабы всеми силами неба и земли устроить приведение к Отцу тех, которыми в самой смерти Его открылся источник усыновления: темже и спаси до конца может приходящих чрез Него к Богу, всегда жив сый, во еже ходайствовати о Них ( Евр. 7:25 ). Но если сие исповедание есть дело одной памяти, одного простого знания, то еще далеко от крепкой веры, и не более, как только начаток веры, угодно Господу. Господь требует веры глубокой, от всего сердца, той веры, которая, как решительное направление души верующей к Нему, поставляет ее как бы лицом к лицу пред Господом распятым,–той веры, которая, возобладав всеми силами души, ведет христианина к постоянной, непоколебимой, безусловной, всецелой преданности Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

2) По соображению сказанного в Бытописании о сотворении человека, можно примечать различение Божеского Лица Духа Святого от Лица Господа Вседержителя и в тех словах (Элиуса), какие встречаем в книге Иова: Дух Божий сотворивый мя: дыхание же Вседержителево, поучающее мя, с подлинника 42 : оживотворившее мя ( Иов. 34:4 ). Как, очевидно, сказанное о дыхании Вседержителеве сходно с повествованием Бытописателя, что Бог вдунул в лицо человека дыхание жизни ( Быт. 2:7 ): так, понятно, что под именем Духа Божия в книге Иова разумеется третье Лицо Божества 43 , участвовавшее как в совещании о сотворении, так и в самом сотворении человека ( Быт. 1:26 и 27). 3) Не трудно понять, что Сие же Лицо Духа Божия различается и в молитвенном воззвании Давида, кающегося пред Богом: не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отъими от мене ( Пс. 50:13 ). Предполагать, будто Давид под именем Духа Божия разумел одни благодатные дары Божии, а не вместе и Подателя сих даров, значило бы без внимания оставлять порядок молений Давидовых. Сперва он испрашивал себе у Бога изглаждения сделанных преступлений (ст. 3–6), очищения сердца (ст. 11 и 12), обновления духа и внутреннего успокоения совести (ст. 12). А затем, по живому сознанию той истины, что все, чего он испрашивал, совершается не иначе, как чрез Духа Божия, Который есть источник святыни и освящения нашего, кающийся умоляет Господа – не лишить его близости и общения с Духом Святым (Сообр. Рим. 5:5, 8:16 и 26, 15:13. 1Кор. 12:4–13 . Еф. 4:30 ). Указаний на Духа Св., как на Лицо Божеское, особое и самодействующее, встречается много и в других местах пророческих, Писаний. Перечисляем те из них, которые более близки к разумению каждого: ( Иез. 11:5 и 24), ( Ис. 32:15, 34:16, 63:10, 11, 14 ), ( Пс. 105:33, 103:30 ), ( Дан. 4:6 и 15, 13:45), ( Мих. 2:7, 3:8 ), ( Агг. 2:6 ), ( Иоил. 2:28 ), ( Зах. 7:12 ). От второго Различение Духа Св. от второго Божеского Лица усматривается в тех местах Писания, где Пророки, изображая Сына Божия Посланником и Святителем исповедания нашего ( Евр. 3:1 ), представляют Его глаголющим 1) о преисполнении воспринятого Им человечества всеми дарами Духа Святого и 2) о ниспослании верующим Духа Святого, как Раздаятеля даров благодатных. Так:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Употребление множественного имени: элогим – Боги и сочетание с сим именем слова, показывающего единство: сотворил, – подает мысль о намерении Бытописателя прикровенно изобразить триединство Творца. В слове сотворил указано единство Божества, сотворившего мир; в имени элогим означены равносильные и единосущные Лица Божества, Которым как в ветхозаветном, так и в новозаветном Писании приписывается сотворение мира (Напр. Пс. 32:6, 134:6, 103:24, 30 . Ин. 1:3 . Рим. 11:36 . Кол. 1:16 и 17. Быт. 1:3 . Иов. 33:4 ). Сообразность сего изъяснения с существом дела может быть подтверждена следующими замечаниями: 1) Если бы Бытописатель не имел в виду сокрыть здесь указания на равночестные Божеские Ипостаси в Творце мира, то для чего бы ему употреблять наименование Творца во множественном числе – Elohim – Боги, тогда как ничто не препятствовало ему или то же самое имя употребить в единственном числе (Eloa, сокращенно El) Бог 5 , или употребить другое из многих наименований Божиих, известных между Евреями 6 , или предпочтительно пред всеми употребить величественное имя Iehova – Сый Осуществитель, самим Богом открытое и Ему исключительно усвояемое ( Исх. 3:15 ), тем более, что сам же Моисей часто употребляет сие имя в других местах 7 . 2) Судя по обыкновенному порядку, для Бытописателя, знавшего наклонность Евреев к многобожию народов языческих, было бы безопаснее удержаться здесь от того наименования Божия, которое употребляется и о богах мнимых ( Исх. 18:11, 22:19 . Втор. 32:17 . Нав. 24:20 . 2Пар. 28:23 . Пс. 85:8 ), об Ангелах и сильных земли ( Пс. 137:1, 81:1, 96:7 . Исх. 21:6 ). Следует заключить, что он предпочел сие имя другим, по усматриваемому удобству сокрыть в нем указания на вечные и единосущные Божественные Лица, Которым равно принадлежит действие сотворения мира. 3) Что и вообще как Моисей, так и другие ветхозаветные писатели, говоря о Боге истинном, употребляют столь часто 8 сие множественное имя элогим – Боги не без сокровенной знаменательности, убеждаемся в этом их собственными изречениями, в которых, как бы в пояснение с таинственного значения сего имени, прилагаются к нему и другие слова, также множественные, а мысль о единстве Божестве охраняется другим именем Iehova – Осуществитель. Таковы изречения:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Втор. 10:17 . Ибо Господь Бог ваш сей Бог богов, с подлинника: Иегова Боги ваши есть Боги богов 9 . Нав. 24:19 . И рече Иисус к людям: не возможете служити Господеви Богу (Iehova), яко Бог Свят есть (Elohim Cadoschim – Боги святые суть). Толкователи, которым почему-то не нравилось таинственное изъяснение сего имени, ничего не сказали достоверного – почему в рассматриваемом месте Бытописания и в других Писаниях ветхозаветных употребляется множественное имя Elohim то в соединении сего имени с другим (напр. Iehova Elohim Быт. 2:4, 5, 7 и д.), то без соединения ( Быт. 3:2–5. 28:17 и 19), то с приложением относящихся к нему слов в числе единственном, то в числе множественном 10 . Не оставим без внимания и того свидетельства, какое дают со своей стороны иудейские толкователи в пользу нашего изъяснения. Раввин Гуна в своем толковании на книгу Бытия замечает, что образ выражения в рассматриваемом месте и в других подобных необычайный 11 ; а в Талмуде Мегилла рассказывается древнее предание, что и сам Моисей сначала, когда ему последовало от Бога внушение употребить о Нем слова, выражающие множественность, смутился опасением и не прежде решился начертать сии слова, как после вторичного повеления от Бога. Отсюда и между позднейшими раввинами есть гадания, что в тех словах скрывается какое-либо таинство 12 , хотя они, как упорные в Иудейских верованиях, слишком далеки от веры в таинство, раскрытое для нас Господом нашим Иисусом Христом. 2. В изображении совета Божия о сотворении человека Повествование о сотворении человека Бытописатель предваряет изображением предвечного определения или совета Божия о сотворении человека и, приближая вечный совет ко времени исполнения, представляет в таком знаменательном виде: и рече Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию ( Быт. 1:26 ). Множественность Совещающихся выражается в сих словах так ясно, что не видеть ее никто из видящих не может. И не признавать в сей множественности указания на те вечные и единосущные Лица Божества, Которым существенно принадлежит как предвечное определение о создании и воссоздании человека, так и самое исполнение сего в определенное время, – значило бы отказываться от уразумения сказанного.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Киевский и Галицкий; с 1919 г. в эмиграции; глава РПЦЗ; 22.06.1934 Синодом РПЦЗ запрещен в священнослужении; † 10.08.1936. Антоний (Черемисов) 22.04.1989 хирот. во еп. Виленского и Литовского; с 26.01.1990 еп. Тобольский и Тюменский; с 20.07.1990 еп. Красноярский и Енисейский. Антонин (Грановский) с 5.01.1917 на покое; с 1922 г. в обновленческом расколе; † 14.01.1927 без покаяния. Аполлинарий (Кошевой) 22.10.1917 хирот. во еп. Рыльского, вик. Курской епархии; с 1918 г. еп. Белгородский, вик. Курской епархии; с 1919 г. в эмиграции; с 31.8.1921 управ. Североамериканской епархией; с 1927 г. еп. Североамериканский и Сан-Францисский; с 14.05.1929 в сане архиепископа; † 19.06.1933. Аполлос (Ржаницын) 19.12.1927 хирот. во еп. Тотемского, вик. Вологодской епархии; с 11.08.1931 еп. Архангельский; с 2.02.1937 еп. Моршанский; с 26.08.1937 еп. Тульский; дальнейшие сведения отсутствуют. Аристарх (Николаевский) 1.03.1920 хирот. во еп. Оренбургского; 1922–1923 в ссылке в Нарымском крае; с 12.01.1924 в сане архиепископа; с 1924 г. архиеп. Тамбовский; с авг. 1924 г. архиеп. Свердловский; с дек. 1924 г. архиеп. Пензенский; с 10.10.1925 г. архиеп. Курганский; с дек. 1925 г. архиеп. Челябинский; с 14.05.1926 г. архиеп. Оренбургский; с 1927 г. архиеп. Уфимский; с 1928 г. архиеп. Фрунзенский; с 1930 г. архиеп. Калужский; с нояб. 1930 г. на покое; с 29.08.1931 архиеп. Боровичский, вик. Новгородской епархии; с 9.08.1933 епархией не управ.; с нояб. 1933 г. архиеп. Сарапульский; с 14.12.1937 уволен за штат; дальнейшие сведения отсутствуют. Аристарх (Станкевич) 29.07.1990 хирот. во еп. Гомельского и Мозырского; с 1992 г. еп. Гомельский и Жлобинский. Аркадий (Афонин) 21.04.1991 хирот. во еп. Магаданского и Камчатского; с 22.02.1993 еп. Южно-Сахалинский и Курильский. Аркадий (Ершов) 17.03.1924 хирот. во еп. Кунгурского, вик. Пермской епархии; с 23.01.1929 еп. Омский; с 23.10.1930 еп. Чебоксарский; с 27.05.1931 на покое; с 30.09.1935 еп. Мелекесский, управ. Ульяновской епархией; с 22.10.1935 на покое; расстрелян 3.11.1937.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4120...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010