А чтобы видеть, что не один он из православных архипастырей был представителем умеренной, православной мистики, для этого достаточно припомнить, кроме вышесказанного, еще то, что уже в 1793 году, по распоряжению первенствующего члена Святейшего Синода митрополита Гавриила, издана была составленная из разных сочинений отцов и учителей Церкви греческой книга созерцательного направления, известная под заглавием: Добротолюбие, которое представляет собою прекрасный образец чистой, православно-церковной мистики. От Синода тогда же пущены были в широкое употребление и другие творения св. отцов и учителей Церкви мистического направления, каковы творения: Макария Египетского , Исаака Сирина , Иоанна Лествичника , Максима Исповедника , Григория Синаита , Симеона Нового Богослова , Нила Сорского и других. И из современных борцов с ложным мистицизмом были не только такие, как Шишков и Фотий, но и такие как уважаемый всеми и в частности Филаретом Иннокентий Смирнов , скончавшийся в 1819 году епископом пензенскими. Иначе сказать, при всесильном покровительстве мистицизму со стороны правительственной власти, начиная с самого государя, была все-таки запутанность понятий о нем. Вот как высказывается об этом сам Филарет гораздо позже, именно в письме к ректору московской духовной академии Алексию Ржаницыну от 24 ноября 1852 года по поводу составленного в академии жизнеописания преосвященного Кирилла архиепископа подольского, скончавшегося в 1841 году: «удивительно, что сочинитель ставит рядом встречу с учением Фесслера 280 и с другим ложным учением, мистицизмом. Как это рядом с Фесслером: то неужели сочинитель думает, что в академии учили ложному учению мистицизма? Или это он находит в тогдашнем духовенстве вне академии? И понимает ли он дело? Были недоразумения, но их трудно было разобрать и видящему вблизи, а тем более издали. Например, случилось, что когда один предлагал напечатать Добротолюбие и книгу Исаака Сирина , другой возразил: не скажут ли, что это мистическое направление? Но Добротолюбие до сих пор печатается, писания Исаака Сирина печатаны были в «Христианском Чтении» по частям, а теперь хотят напечатать оные вполне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

28 ноября 1867 года последовал указ о назначении владыки на Таврическую кафедру. Кончина Московского митрополита Филарета (Дроздова) вызвала перемещение иерархов по епархиям. Таврический епископ Алексий (Ржаницын) , бывший ранее викарием Московского святителя, был возведен в сан архиепископа и направлен на Рязанскую кафедру, а на его место был назначен епископ Гурий Епархия занимала обширнейшую территорию: весь Крымский полуостров; на севере – от Перекопа до Мелитополя, Бердянска, Белозерки, Орехова и левобережную часть вдоль Днепра, почти до нынешнего Запорожья. На этом огромном пространстве находилось лишь сто двадцать церквей 385]. Епархия была образована совсем недавно, в 1859 году, и явно нуждалась в добрых пастырях и образованных тружениках на ниве Христовой. Поэтому своей главной задачей святитель Гурий считал открытие семинарии. Через восемнадцать дней после прибытия на Таврическую кафедру, 2 марта 1868 года, владыка поставил вопрос об этом Его предшественнику, епископу Алексию, Святейший Синод отказал в благословении на строительство семинарии за неимением свободных денег. Но епископ Гурий, постоянно думая о духовном образовании чад своей епархии, пошел другим путем. Он решил на месте найти средства. Владыка организовал комиссию, в которую входили протоиереи Родионов, Брюховской, Левицкий, Селецкий и священник Руднев. Эта компетентная комиссия «активно занимается проблемой изыскания средств для открытия и содержания семинарии» 556]. Наконец, 30 мая 1869 года по ходатайству Святейшего Синода император Александр II дал разрешение на ее открытие. И с этого момента началось строительство. Из официальной хроники видно, как святительскими трудами и молитвами укреплялась молодая епархия, как насаждалось братолюбие, милосердие и благочестие. Первая проповедь , произнесенная в кафедральном Александро-Невском соборе, была о мире: «Если всякий из нас будет исполнять свои обязанности внимательно и законно, то очевидно всякий станет в должные отношения и к Богу, и к ближним своим, и к самому себе. Необходимым же следствием такого положения будет мир внутренний, настанет спокойствие, тихое, но не бездеятельное, радость глубокая, но не гнетущая, а оживляющая. Мы увидим начало, предвкушение того блаженного состояния, которое в полной силе откроется в вечности. Это будет Царство Божие, небесное на земле. Раздор и неурядицы есть неизбежное следствие противления воле Божией. Никакая политическая мудрость, никакая человеческая предусмотрительность и опытность без помощи свыше не дадут и не упрочат мира среди людей. Благословение Божие, привлекаемое исполнением воли Его, есть единственный, надежный и верный путь к временному и вечному миру, так горячо нами желаемому».

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Karpov/s...

Его считали строгим, но справедливым, и поэтому духовенство боялось и уважало его. Деспотизм и произвол были ему совершенно несвойственны, он никогда не забывал, подобно иным своим коллегам, об уважении священнического сана своих О епархиальном управлении и деятельности отдельных архиереев во 2-й половине XIX и начале XX в. опубликовано слишком мало материалов, чтобы можно было составить ясное представление. Изменения в законах и взглядах не могли не отразиться и на церковном управлении. То, что и здесь перемены были вполне возможны, показывает деятельность Алексия Ржаницына, консервативно настроенного епископа школы Филарета. В бытность свою Таврическим епископом (1860–1867) Алексий одним из первых допустил благочинных, как выборных представителей духовенства, к участию в епархиальном управлении. Он поощрял инициативу духовенства, разрешив съезды церковнослужителей, в чем далеко отошел от принципов своего великого Рано умерший Саратовский епископ Евфимий Беликов (1860–1865) как настоящий «шестидесятник» положил немало сил на воспитание духовенства своей епархии. В ней было всего лишь 3 церковноприходских школы, Евфимий не только пополнил их число, но и привлек к работе в них В целом можно констатировать, что с середины XIX столетия епископы все чаще стали проявлять заботу о нуждах сельских Главным средством пастырского окормления, как о том еще придется подробнее говорить, считалась О развитии приходской жизни в XVIII в. совершенно не думали, как бы забыв, что именно из приходов, как из клеток, состоит тело Церкви. Начатки самоуправления церковных общин (например, в форме выборности духовенства) постепенно отмирали, более того — они подавлялись сверху. Поэтому данных, которые могли бы свидетельствовать о роли епископов в развитии приходской жизни, мало. Тем не менее несколько имен назвать нужно. Из архиереев XVIII в. заслуживает упоминания архиепископ Варлаам Петров. В XIX в. активный интерес к церковноприходской жизни проявлял Костромской епископ Виссарион Нечаев (1891–1898), который до своего посвящения в архиерейский сан в течение 30 лет служил приходским священником в Москве.

http://sedmitza.ru/lib/text/439974/

Реэстры или записки писаны были с объявления получивших исцеления и засвидетельствованы подписью лиц при том бывших. Но и на этот раз оне не были проверены, и тем лишены качества несомненности, и тысячи народу, приходившия из за сотен верст, и получившия исцеление от болезней, оставлены без утешения отпеть молебен святителю Николаю и панихиду по преподобному Онуфрию на месте древней обители, пока Святейший Синод, указом от 25 Сентября 1835 года, не повелел: если построенная над местом могилы в виде часовни палатка еще не уничтожена, то о сем не настоять, отправления для желающих святителю Николаю молебных пений, а по преподобном Онуфрии панихид не возбранять и предоставить то монашествующим Семигородней пустыни, коей принадлежат ныне угодья бывшаго Катромскаго монастыря, со священника Ржаницына снять запрещение и допустить к приходской должности. Это распоряжение Святейшего Синода как нельзя более обрадовало как не перестававших приходить богомольцев, так и всех окрестных жителей, благоговевших к памяти преподобнаго Онуфрия. Когда место Катромскаго монастыря перешло в ведение Семигородней пустыни, тут, где стояла сгоревшая Никольская церковь, вскоре построена была немалая деревянная часовня, в 1867 году обращенная в церковь во имя святителя. Таким образом место освященное трудами и подвигами преподобнаго Онуфрия вышло из своего почти семидесятилетняго плена и запустения и на нем снова явился Божий храм. В 1868 году, усердием настоятеля Семигородней пустыни, архимандрита Нектария, близ этой деревянной церкви построена каменная пятиглавая двухэтажная церковь, крытая железом, и в следующем 1869 году Сентября 28 дня перенесен в нее престол и антиминс из часовенной церкви уже по смерти ея строителя, нашедшего себе могилу под ея сводами. Мощи преподобнаго Онуфрия почивают под спудом в деревянной часовне, находящейся по правую сторону церкви, над ними поставлена рака покрытая пеленою. Так как в Катроме живут монашествующие и во всякое время отправляется богослужение, то не бывает ныне такого необычнаго и многолюднаго собрания народа, как в 1834 и следующие за тем годы.

http://pravicon.com/info-3100

Почти до середины XIX столетия эта церковь была трехклировою, т.е. в ней было 3 самостоятельных прихода со своими священниками. В 1800 г. священниками были о. Никита Васильев, о. Стефан Михайлов и о. Прокопий Федоров. В те годы священнослужители, так же как и крестьяне, фамилии не имели. В 1850 г. церковнослужителями значились священники о. Иоан Стефанов Фелицын 47 лет, при церкви с 1832 г. «сего храма пономаря сын»; о. Христофор Стефанович Тихомиров – 46 лет; диакон – Асикрит Афанасьевич Ржаницын 25 лет; дьячкн Николай Алексеевич Преображенский 40 и Павел Тимофеевич Соколов 35 лет; пономари Николай Иванович Яблонский 31 года. Одним из наиболее известных служителей церкви был священник Всеволод Николаевич Крупнов 1867 г. р., который окончил Вологодскую духовную семинарию в 1887 г. и рукоположен диаконом Заозерской церкви, в l889 г. переведен к сей церкви священником и законоучителем земского училища, с 1890 г. – настоятель церкви, с 1898 благочинный (старший священник) по 5 округу Кадниковского уезда, с 1899 года уполномоченный для приема пожертвований Императорского Палестинского общества, награжден в 1895 г. набедренником, в 1897 г. за труды по переписи населения бронзовой медалью. Вторым священником был Николай Иванович Прозоров, диаконом – Евгений Александрович Соболев, псаломщиками Василий Капитонович Малевинский и небезызвестный в епархии диакон Владимир Александрович Студенов с 1845 г. р., четыре раза судимый епархиальным начальством: в 1882 г. за нетрезвость и жестокое обращение с женой отдан под особое наблюдение священника; в 1884 г. за нетрезвость и буйное поведение на 2 месяца сослан в монастырь; в 1885 году отстранен от места при Мосьской церкви Тотемского уезда и переведен вплоть до исправления и раскаяния в Евскую церковь Сольвычегодского уезда; в 1887 г. удален за нетрезвость к сей церкви под особые наблюдения священника. Источник : Мухин А. На Сямженском стану/А. Мухин//Восход. – Сямжа, 1996. – 5 марта. – С. 3. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение

http://sobory.ru/article/?object=59603

Однако еп. Стефан запретил Иоанну Ржаницыну священнослужение на год и отдал его под суд. Молебны и панихиды на могиле Онуфрия также не благословлялись. Несмотря на противодействие архиерея, Иван Никитин поставил небольшую часовню над погребением Онуфрия и гостиницу для паломников. В рапорте от 2 июля 1835 года новый благочинный свящ. Клеоник Яблоков сообщал: «Оная часовня и по сие время не снята, и народ в бесчисленном количестве повсядневно стекается на оное место для богомоления так, что в 12 число истекшего июня, на память преподобнаго Онуфрия Великаго, народу было около 4000...» Священник считал, что уничтожение часовни вызовет у населения сильное возмущение. Крестьянин Никитин, которого вызвали в Вологодскую консисторию для объяснений, рассказал, что он установил часовню после чудесного явления ему свт. Николая Чудотворца и Онуфрия. Кроме того, он представил два списка, в которых были перечислены имена исцелившихся людей с кратким описанием чудес (в одном списке значилось 12 имен, в другом - 18); сам крестьянин был свидетелем 12 исцелений. Указом от 25 сентября 1835 года Синод восстановил в служении свящ. Иоанна Ржаницына, разрешил монахам Семигородной пустыни совершать молебны свт. Николаю и панихиды в память об игум. Онуфрии в часовне, устроенной над погребением подвижника. Упраздненный монастырь был приписан к Семигородной пустыни. В 1867 году часовня, стоявшая на месте сгоревшей Никольской церковью, была преобразована в церковь. В следующем году рядом с ней возвели каменный пятиглавый двухэтажный храм. 28 сентября 1869 года престол из деревянной церкви перенесли в новый храм. Верхний храм был освящен во имя блж. Николая Кочанова и прп. Онуфрия Великого , нижний храм - во имя свт. Николая Чудотворца . Мощи игум. Онуфрия и его преемника, игум. Варлаама, находились под спудом в часовне, с правой стороны от церкви; над погребениями подвижников поставили двойную раку. В монастыре была продолжена запись чудес от мощей Онуфрия Катромского, большая часть которых связана с исцелениями от разных болезней.

http://drevo-info.ru/articles/12926.html

28 ноября 1867 года последовал указ о назначении владыки на Таврическую кафедру. Кончина московского митрополита Филарета (Дроздова) вызвала перемещение иерархов по епархиям. Таврический епископ Алексий (Ржаницын) , бывший ранее викарием московского святителя, был возведен в сан архиепископа и направлен на Рязанскую кафедру, а на его место назначен епископ Гурий 330]. Епархия занимала обширнейшую территорию: весь Крымский полуостров; на севере – от Перекопа до Мелитополя, Бердянска, Белозерки, Орехова и левобережную часть вдоль Днепра, почти до нынешнего Запорожья. На этом огромном пространстве находилось лишь сто двадцать церквей 385]. Епархия была образована совсем недавно, в 1859 году, и явно нуждалась в добрых пастырях и образованных тружениках на ниве Христовой. Поэтому своей главной задачей святитель Гурий считал открытие семинарии. Через восемнадцать дней после прибытия на Таврическую кафедру, 2 марта 1868 года владыка поставил вопрос об этом 555]. Его предшественнику, епископу Алексию, Святейший Синод отказал в благословении на строительство семинарии за неимением свободных денег. Но епископ Гурий, постоянно думая о духовном образовании чад своей епархии, пошел другим путем. Он решил на месте найти средства. Владыка организовал комиссию, в которую вошли протоиереи Родионов, Брюховской, Левицкий, Селецкий и священник Руднев. Эта компетентная комиссия «активно занимается проблемой изыскания средств для открытия и содержания семинарии» 556]. Наконец, 30 мая 1869 года по ходатайству Святейшего Синода император Александр 2 дал разрешение, и с этого момента началось строительство. Из официальной хроники видно, как святительскими трудами и молитвами укреплялась молодая епархия, как насаждалось братолюбие, милосердие и благочестие. Первая проповедь , произнесенная в кафедральном соборе святого Александра Невского, была о мире: «Если всякий из нас будет исполнять свои обязанности и внимательно, и законно, то очевидно всякий станет в должные отношения и к Богу, и к ближним своим, и к самому себе. Необходимым же следствием такого положения будет мир внутренний... настанет спокойствие тихое, но не бездеятельное, радость глубокая, но не угнетающая, а оживляющая. Мы увидим начало, предвкушение того блаженного состояния, которое в полной силе откроется в вечности. Это будет Царство Божие, Небесное на земле... Раздор и неурядица есть неизбежное следствие противления воле Божией... Никакая политическая мудрость, никакая человеческая предусмотрительность и опытность без помощи свыше не дадут и не упрочат мира среди людей... Благословение Божие, привлекаемое исполнением воли Его, есть единственный, надежный и верный путь к временному и вечному миру, так горячо всеми желаемому».

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Karpov/s...

Кто знал характер, жизнь и служение в Бозе почившего святителя Филофея, самое имя которого (Φιλθεος) значит: боголюбец, тот не может не согласиться, что вся жизнь его, поистине, равноангельная и в то же время исполненная сыновней преданности к рукоположителю, была чистым отражением образа, начертанного рукою святителя Московского в этой речи, и самая болезнь, предшествовавшая его блаженной кончине, произошла, если так можно выразиться. от избытка истинно-христианской и глубоко-патриотической любви, наполнявшей сердце его. 1117 Извещая А. Н. Муравьева о назначении Филофея в викарии к себе, святитель Филарет от 16 декабря 1849 года писал к первому: «побыв несколько дней без викария, получаю его, и, благодарение Богу, и державной и священной власти, согласно с моим желанием. Это ректор семинарии Московской Филофей. Сегодня было наречение, после завтра должно быть посвящение. У меня это осьмой викарий. С миром проводил я семь на дальнейшие поприща службы, подобает молить Бога, чтобы с миром сей проводил меня». 1118 Но Господь творил свое. Богу угодно было, чтобы проводил святителя Филарета в жизнь загробную далеко не сей викарий. Сей викарий, при жизни святителя Московского и к утешению последнего, не только с честью послужил на двух самостоятельных епископских кафедрах, 1119 но и пожалован был в 1861 году саном архиепископа. В 1853 году он уступил свое место викария другому питомцу Филарета, ректору Московской духовной академии, архимандриту Алексию (Ржаницыну) . Предшествующая судьба, да и личный характер Алексия весьма различны были от судьбы и характера Филофея. С самого начала своего монашества Алексий находился, как говорится, под счастливою звездою. Осенью 1837 года, как нам уже известно из раньше сказанного, царская фамилия довольно долгое время пробыла в Москве. В числе особ этой фамилии была и царская дщерь, великая княжна Мария Николаевна. Интересуясь разными предметами из области церковной, она между прочим, поинтересовалась обрядом пострижения в монашество и пожелала видеть самый этот обряд на деле. 1120 В это-то время и было подано студентом Московской духовной академии старшего курса Руфом или Руфином Ржаницыным прошение о пострижении его в монашество. 12 ноября 1837 года в Чудове монастыре и состоялось его пострижение с именем Алексия, в честь святителя Алексия митрополита, в присутствии Высочайших Особ. На молодого инока тогда же обращено было благоволительное внимание Высочайших Особ, продлившееся и на последующее время его жизни и служения. С своей стороны святитель Филарет также обратил на него большее, чем на других, внимание и всеми мерами содействовал тому, чтобы молодой инок был достоин высочайшего одобрения. Видя его рассудительность, деятельность и другие, необходимые для успешнейшего отправления административных должностей, качества, он довольно рано выдвинул его на служебном поприще вперед других и облекал большим доверием по службе, всюду не переставая руководить им то словесно, а то письменно. 1121

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Но с другой стороны, хотя, и в том же духе, вития наш, произнося слово в день коронации 1838 года и рассуждая в нем о священной важности царского помазания и вообще о важности священно-таинственных учреждений, говорит между прочим: «в наши времена разум человеческий, наслышавшись от истории, что прежде люди много погрешали чувственным образом мышления о духовных предметах и суеверием, и что такое состояние называют детством человечества и разума, думает тем вернее показать себя вышедшим из детства, чем менее уважает чувственные виды религии. Люди, которым не нравится подчиненность учреждениям религии, но которые не находят силы отвергнуть самую мысль о религии, в понятии о духовности её ищут повода к освобождению себя от власти её учреждений. Так родятся два сомнения, одно хуже другого, имеют ли священные учреждения внутреннюю важность и силу? даже, нужны ли для духовного человека чувственные виды и обрядовые установления религия?». 967 Равно также мы не забыли, конечно, знаменитой проповеди того же 1838 года, излагающей пространное и основательное «учение о преданиях», в положительном смысле. 968 Вместе с рассмотренными недавно, все эти и подобные проповеди святителя Московского служат наилучшим подтверждением высказанной нами выше мысли о том, что он был мистик, истинный и в то же время здравый учитель истинной мистики, о которой он говорил сам в приведенном уже нами письме к ректору Московской духовной академии, архимандриту Алексию (Ржаницыну) от 24 ноября 1852 года. И так как в разное время мы уже достаточно раскрывали те исторические явления мистики русской, которые могли лежать и действительно лежали в основании этих проповедей Филарета, то мы теперь скажем только то, что даже и в приведенных небольших отрывках из них за время царствования Николая I, и жившие еще за это время в значительном числе представители русской мистики разных направлений, и находившиеся в той или другой степени близости к этим представителям сектанты других наименований, со включением в их число и доселе существующих (например, штундистов, духоборцев и т.д.), и, наконец, многие из считавших себя в числе православных за то же время, но неправильно стоявших в отношении к истинной мистике, могли и могут находить для себя глубокое назидание и мудрый урок по части истинной православной мистики.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

«Что в Симбирском? – писал митрополит Филарет Обер-прокурору Святейшего Синода графу А. П. Толстому, если понадобится от меня викарий, уступлю с миром, желая пользы ему и службе: а мне. Надеюсь, как прежде, дан будет удобный для меня». 1898 Обер-прокурор Святейшего Синода и Святейший Синод, по-прежнему, предоставили самому святителю Филарету выбор себе викария, и митрополит Филарет представил двух кандидатов, – ректора Московской духовной семинарии архимандрита Леонида (Краснопевкова) и ректора Костромской духовной семинарии архимандрита Порфирия (Соколовского). Выбор Святейшего Синода остановился на последнем, и святитель Филарет принял это за указание воли Божией, не смотря на то, что первым кандидатом представлял Леонида, а не Порфирия, 1899 хотя, и последнего представлял «с надеждою». 1900 Порфирий и был назначен викарием. Такое назначение многих удивило, как явление, далеко не обычное для Московской епархии в первосвятительство в ней Филарета. Удивлявшимся сему святитель Филарет отвечал разъяснением причин, почему он склонился на этот выбор. «По чему вас удивляет выбор Костромского ректора? – писал он, например, бывшему своему викарию, а в то время епископу Тульскому Алексию (Ржаницыну) , я мало его знаю; но он мне показался с доброй стороны, когда был в Москве на пути в Петербург, и оттуда. Как всегда, я предположил двух кандидатов, Леонида и его; и колебался, поставить ли первым Леонида по слабости его здоровья, ибо вспомогательных архиереев в Москве ныне нет». 1901 А другому удивлявшемуся А. Н. Муравьеву прямо писал: «Что из двух кандидатов на место викария мною представленных назначен не ближайший, это я принимаю с миром, как волю Божию, и ни на кого не жалуюсь. 1902 Московская церковь не крепость, чтобы никого не пускать в нее из находящихся вне частных её пределов. Церковь Российская вся есть едина. Было и прежде несколько викариев из других епархий. 1903 Отцу Леониду обиды нет, потому что нынешний викарий не только старее его. Но и старее своего предшественника».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010