В субботу на великой вечерне поем прокимен: Господь воцарился: с его стихами. На стиховне стихиры самогласны, глас 8. Стихиры на стиховне самогласны, глас 8 Иоанна монаха: Преславное таинство устрояется днесь,/обновляется естество, и Бог Человек бывает,/еже бе пребысть, и еже не бе прият,/ни смешения претерпев, ниже разделения. Неслыханное таинство совершается в сей день:/обновляется естество, и Бог человеком становится./Он остался тем, чем был,/и то, чем не был принял,/не претерпев ни смешения, ни разделения. Стих: Из чрева прежде денницы родих Тя,/клятся Господь и не раскается. Стих: “Из чрева прежде утренней звезды Я родил Тебя”,/– клялся Господь, и не раскается. Пс 109:3В – 4А Господи, в Вифлеем пришед,/в вертеп вселился еси,/Небо престол имея,/в яслех положился еси,/Егоже воинства окружают Ангел,/пастырем снизшел еси,/да спасеши, яко Милосерд, род наш, слава Тебе. Господи, в Вифлеем прибыв,/в пещеру Ты вселился;/имея небо престолом,/в ясли был положен;/Тот, Кого окружают воинства Ангелов,/к пастухам сошел,/чтобы спасти, как Милосердный, род наш. Слава Тебе! Стих: Рече Господь Господеви моему:/седи одесную Мене. Стих: Сказал Господь Господу моему:/“Сиди справа от Меня”. Пс 109:1А Како изреку великое таинство?/Безплотный воплощается,/Слово одебелевает,/Невидимый видится,/и Неосязаемый осязается,/и Безначальный начинается./Сын Божий Сын Человечь бывает,/Иисус Христос вчера и днесь, Тойже и во веки. Как объявлю о великом таинстве?/Бесплотный воплощается,/Слово овеществляется,/Невидимый созерцается,/и Неосязаемый осязается,/и Безначальный начинается./Сын Божий Сыном Человеческим становится:/Иисус Христос вчера, и сегодня и во веки Тот же! Слава, и ныне, глас тойже: В Вифлеем стекошася пастырие,/истиннаго возвещающе Пастыря,/седящаго на Херувимех/и возлежащаго в яслех Младенца зрак восприимша нас ради,/Господи, слава Тебе. Слава, и ныне, глас тот же: В Вифлеем собрались пастухи,/возвещая об истинном Пастыре,/восседающем на Херувимах и лежащем в яслях,/образ Младенца принявшем ради нас./Господи, слава Тебе!

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/sobor-pre...

Пс.109:2 . Жезл силы послет ти Господь от Сиона, и Господствуй посреде врагов твоих. Пророк Давид, услышав Духом Отца глаголющаго к Сыну, седи одесную Мене, Дóндеже положу враги Твоя подножие ног Твоих, обращается к Сыну, и просвещаемый тем же Духом показывает, откуду должно начаться распространение царства Христова на земли. Жезл силы, рече, послет Ти Господь от Сиона, то есть, Бог Отец, дабы положить врагов Твоих подножие ног Твоих, даст Тебе власть, приличную царю, и распространит царство Твое до последних концев земли, начав первее от града Иерусалима и от горы Сиона. Сему пророчеству согласует и слово Господне: будете Ми свидетели во Иерусалиме же и во всей Иудеи и Самарии, и даже до последних земли ( Деян. 1:8 ). Итак, жезл означает здесь скипетр, а под именем скипетра разумеется власть царская. Под именем силы означается крепость или мужество, как яснее читается в подлиннике. Посылается же жезл сей от Сиона, так как бы прозябший от горы оныя, потому что духовное царство Христово началося во Иерусалиме: ибо там появились и первые верующии и первые основатели веры, сиречь Апостолы, чрез которых стала распространяться вера. И господствуй посреде врагов Твоих. Сие есть как бы некое доброжелательное восклицание, от подданных царю провозглашаемое, аки бы сказано было: Ты убо предначни благополучно, внеси хоругвь креста Твоего в средину язычников и Иудеев, где наипаче находится многочисленное полчище врагов Твоих, и тамо посреде их господствуй, поставь трофей, и утверди царство Твое. Пс.109:3 . С тобою начало в день силы твоея, во светлостех святых твоих: из чрева прежде денницы родих тя. Вышереченныя слова: господствуй посреде врагов Твоих, сказал Пророк о нынешнем времени, в которое царство Христово воюемо бывает от врагов; здесь напротив того, показывает, что будет в последний день, когда все враги повержены будут подножию ног Его. В день, глаголет, силы Твоея, то есть, в день последний, когда сила Твоя подвигнет небо, помрачит солнце, поколеблет землю, возбудит мертвых и всех позовет пред судилище Твое, когда окружен будеши святыми, иже окрест Тебе возсияют яко солнце: тогда явится пред всеми царство Твое, и вси познают, яко у тебе есть истинное начальство над всеми, и яко Бог Отец Вседержитель родил Тя, не из ничего, якоже прочия твари, но из чрева Своего, яко Сына единосущнаго, истиннаго и соприсносущнаго, и притом прежде денницы, то есть, прежде нежели звезды сотворил, прежде всякия видимыя твари и прежде всех веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

То же положение подтверждается множеством новозаветных свидетельств. Так, Иисус Христос говорит о Давиде: той бо Давид Духом рече Святым: рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене ( Мк.12 ­­ Пс.109:1 ). Согласно с учением Иисуса Христа, апостолы признавали ветхозаветных священных писателей лицами богодухновенными. Ап. Петр говорит: Дух Святый усты Давида предрече об Иуде, бывшем вожди емшим Иисуса ( Деян.1 ­­ Пс.40:10 ). Апостол Павел свидетельствует, что Дух Святой через пророка Исайю изрек пророчество об ослеплении иудеев ( Деян.28 ­­ Ис.6:9 ), то же говорит он и о всех пророках: многочастне и многообразие древле Бог глаголавый во пророцех ( Евр.1:1 ). По учению апостола Петра, ветхозаветные писатели не только произносили, но и писали свои пророчества, находясь под осенением Святого Духа: всяко книжное ( γραφς, т.е. священно-библейское, потому что словом γραφ обычно называется в Новом Завете ветхозаветное Свящ. Писание) пророчество по своему сказанию ( επιλσεως – решение, произвол) не бывает, ни бо волею бысть егда человеком пророчество, но от СвятагоДуха просвещаеми глаголаша святии Божии человецы ( 2Петр.1:20 ). Ап. Павел, наконец, обобщает все частные новозаветные свидетельства о богодухновенности всех ветхозаветных книг. К апостолу Тимофею он обращается с следующими словами: измлада священная писания умееши, могущая умудрити тя во спасение. Всяко писание ( πασ γραφ в смысле: все Писание) богодухновенно ( θεπνειπσος) и полезно есть ко учению, ко обличению, ко исправлению, к наказанию еже в правде, да совершен будет человек ( 2Тим.3:15–16 ). Под богодухновенным писанием, очевидно, апостол разумеет все Священные ветхозаветные канонические книги, на которых издетства воспитывался св. Тимофей, как обычно всегда воспитывались и воспитываются еврейские дети. Согласно учению Иисуса Христа и апостолов, отцы Церкви всегда признавали ветхозаветные канонические книги богодухновенными. Св. Климент Римский говорит: Дух Святый через пророка Исайю сказал: Господи кто верова слуху нашему... ( 1Кор.13 гл. ­­ Ис.53:1 ). В другом месте он же говорит: истинное писание есть слово Св. Духа. Тот же взгляд всегда высказывали все отцы и, основываясь на нем, в своих толкованиях раскрывали высший пророческий смысл ветхозаветных писаний, который соединял, по их взгляду, Св. Дух с «чувственной буквой» ветхозаветных писаний. На соборах Лаодикийском, Карфагенском, Иппонском и др. утвержден тот же взгляд.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

§ 80. Господь Иисус имеет естество Божеское и есть именно Сын Божий В этой истине удостоверяемся: 1) Из писаний о Мессии ветхозаветных, 2) Из учения Христа Спасителя о Самом Себе и 3) Из учения о Нем св. Апостолов. I. В Ветхом Завете Мессия называется – 1. Сыном Божиим, рожденным от вечности из существа Отца. В псалме 2-м, который все Апостолы ( Деян. 4:24–28; 13:32–34 ; Евр. 1:5; 5:5 ) относят к Мессии, Мессия свидетельствуете о Себе: Господь рече ко Мне: Сын Мой ecu Ты, Аз днесь родих Тя ( Пс. 2:7 ), т.е. родил или рождаю вечно. В псалме 109-м, также относимом св. Апостолами ( Деян. 2:34–36 ; Евр. 1:13; 7:17, 21, 24, 25 ) к Мессии, Сам Бог говорит к Нему: из чрева, т.е. из существа Моего, прежде денницы, т.е. прежде всякого времени, родих Тя ( Пс. 109:3 ). 2. Господом, Богом (Адонаи, Елогим) и даже Иеговою, именем, исключительно усвояемым одному Богу. Таковы, например: а) слова 109-го псалма: рече Господь Господеви Моему: седи одесную Мене (ст. 1 ), которые относит к Мессии, Сам Христос Спаситель ( Мф. 22:41–46 ), б) пророчество, двукратно повторенное Иеремею: се дние грядут, глаголет Господь, и возставлю Давиду восток праведный, и царствовати будет царь, и премудр будет, и сотворит суд и правду на земли. Во днех его спасется Иуда, и Исраиль пребудет в надежди, и сие имя Ему, имже нарекут Его, Господь (Иегова) праведен наш ( Иер. 23:5, 6 ; снес. 33:15, 16 ). II. Соответственно ветхозаветным пророчествам, и Сам Христос Спаситель, явившись на землю, учил о Себе, как об истинном Сыне Божием, как о Боге. Из многочисленных примеров этого укажем на некоторые. Когда Спаситель исцелил расслабленного, и Иудеи искаху Его убити, зане сия творяше в субботу ( Ин. 5:16 ), Он как бы в оправдание Свое отвечает им: Отец Мой доселе делает и Аз делаю ( 5:17 ). Этот ответ, в котором Господь Иисус усвояет Себе равенство с Богом Отцом по праву и по власти, в таком точно смысле поняли и Иудеи, и сего ради паче искаху Его убити, яко не токмо разоряше субботу, но и Отца Своего (διον) глаголаше Бога, равен Ся творя Богу ( 5:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Пс.2:6 .  «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею» 2 . «Аз же поставлен есмь Царь от Него». Здесь должно остановиться, и потом присовокупить: «над Сионом, горою святою Его». Пс.2:7 .  Возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя. «Возвещаяй повеление Господне». Потому что царствует не над горою только Сионом, но над видимым и невидимым, и над всею тварию. На горе же Сионе и в Иудее приходящим к Нему предложил Божественное Свое учение, и приявшие сие учение, повинуясь Божественным Его повелениям, потоки онаго излияли в целую вселенную. Ибо сказано: «шедше научите вся языки» ( Мф.28:19 ). Сие же: «Аз поставлен есмь Царь от Него», говорит по человечеству; ибо как Бог , Он имеет царство по самой природе; а как человек, приемлет помазание на царство. А что, как Бог, имеет Он безначальную державу, сему научает тот же самый Пророк, говоря: «престол Твой Боже в век века, жезл правости жезл царствия Твоего» ( Пс.44:7 ). Блаженный Павел говорит, что псалом сей изречен о Сыне ( Евр. 1, 8 ). Впрочем, как Бог, имеет Он царство, а как человек, приемлет оное. Подобно сему, именуясь Вышним, как Бог, вознесен Он, как человек. И Давид, провозглашая Божественную высоту, говорит: «и да познают, яко имя Тебе Господь, Ты един вышний по всей земли» ( Пс.82:9 ). И Захария говорит Иоанну: «и ты отроча, Пророк Вышняго наречешися» ( Лк.1:76 ). О высоте же по человечеству учит блаженный Павел, говоря: «темже и Бог Его превознесе и дарова Ему имя, еже паче всякаго имени» ( Флп. 2, 9 ). И имя: «Сын единородный» прежде веков имел Бог-Слово как сродное Ему по существу, однако же, имея, как Бог, наименование Сына, приемлет оное и как человек. Посему и в настоящем псалме Пророк присовокупил, говоря: «Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя». Изречение сие всякий верующий учению Божественнаго Духа да не относит к божеству Владыки Христа; потому что об оном, как слышим, Бог всяческих вещает чрез Давида: «из чрева прежде денницы родих Тя» ( Пс.109:3 ). Посему, как человек, приемлет и сказанное выше, как человек, слышит и присовокупляемое:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Пс.109:3 .   В день силы Твоей народ Твой готов во благолепии святыни; из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое. 36. . «С Тобою начало в день силы Твоея, во светлостех святых Твоих». Ты имеешь негиблющую державу; преимущественно же покажешь сие в день суда, в который Святых соделаешь светлыми и славными. Ибо «днем силы» Пророк назвал второе пришествие Спасителя, когда приидет Он с Ангелами во славе Отчей; тогда и Святые «просветятся яко солнце», по слову самаго Господа ( Матф. 13, 43 ). «Из чрева прежде денницы родих Тя». Здесь открыто велелепие Божества Его, и изрекший Ему Господь: «седи одесную Мене», исповедует единосущие, и провозглашает тождество естества. Сказанное: «прежде денницы», дает видеть, что бытие Его прежде времен и прежде веков, А слово: «из чрева» показывает тождество сущности. Не от инаго чего, говорит Бог, но от Моего естества рожден Ты. И слово: " чрево» очевидно разумеется применительно. Как из чрева раждают люди, и раждаемое имеет одно естество с родившими; так рожден Ты от Меня, и показуешь в Себе сущность Родшаго. Пс.109:4 .   Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека. «Клятся Господь, и не раскается: Ты еси иерей во век, по чину Мелхиседекову». Вполне истолковал сие божественный Апостол в послании к Евреям, и доказал нескончаемость сего первосвященства тем, что священство левитское не с клятвою прияло обетования, а сие подтверждено клятвою. И посему присовокуплено: «и не раскается»; потому что Бог всяческих не однократно домостроительствовал многое, и попускал, что подвергалось сие изменениям. Так священство иудейское учредил, и отменил; так царство иудейское воставил, и разрушил; так попускал быть царствам ассирийскому, вавилонскому и македонскому, и повелевал сокрушаться. Благоволив же, чтобы священство сие было вечное, как сказано, поклялся, что «не раскается». А сказано сие человечески; потому что Божество не знает страдания, раскаяние же есть страдание. Мелхиседек – иерей не Иудеев, но язычников; так и Владыка Христос не за Иудеев только, но за всех человеков принес Себя в жертву Богу. Начинает же священство в ту ночь, в которую претерпел страдание; когда «прием хлеб, и благословив преломи, и рече: приимите ядите» от него: «сие есть тело Мое»; а также и чашу растворив, " даде» ученикам Своим, «глаголя, пийте от нея вси: сия бо есть кровь Моя, новаго завета, яже за многия изливаема во оставление грехов» ( Матф. 26, 26–28 ). Находим же, что Мелхиседек – и иерей и царь (потому что был образом истиннаго иерея и царя), и приносит Богу не безсловесныя жертвы, но хлеб и вино. Ибо сие принес и Аврааму, духовно провидя в чреслах Патриарха Первообраз собственнаго своего первосвященства. Посему, если от Давида Христос по плоти, Давид же от Иуды, а Христос приял первосвященство по чину Мелхиседекову; то священство левитское престало, благословение же высшаго священства перешло на колено Иудово.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Если разберешь все пророческие проповеди, то найдешь оные преисполненными обличений на отвергающих служение истинному Богу и приносящих жертву идолам, исполненными также прещений на неправдующих и всяких образом вреждающих ближнему, исполненными наставлений и побуждений к благодеянию и пользе ближнего. Кроме сего, если рассудишь, что есть грех и что есть добродетель, то узришь ясно, что всякий грех не иное что есть, как разве презрение Бога, или вред ближнего: всякая же добродетель или служение есть истинному Богу, или польза ближнего. Сего-то для Владыка всяческих так сказал: «в сию обою заповедию весь закон и Пророцы висят», то есть от любви к Богу и ближнему происходят, и в оной заключаются и утверждаются, все Божия закона заповеди и все святых Пророков проповеди. Таким образом вопросившему законнику ответствовав Иисус, предлагает потом собравшимся и обстоящим Его Фарисеям следующий вопрос. Богоотец Давид, Духом Святым быв просвещен, и о имеющем быти по вознесении Христовом предсказал, глаголя: «рече Господь, то есть Господь и Отец, Господеви моему, то есть единородному Сыну Своему, Господу моему Иисусу Христу: седи одесную Мене, дóндеже положу враги Твоя подножие ног Твоих» ( Пс.109:1 ). Сие речение сказал Спаситель, яко показующее Божество, купно и человечество Его: и следственно довольное для исправления погрешительных мудрований Фарисейских, кои человеком токмо почитали предвозвещенного святыми Пророками Христа. Ибо сказав Давид: «Господеви моему», показал, что от Него имеющий воплотится Христос не токмо Сын его, но и Господь его и Владыка, то есть Сын Божий и Бог есть: а что Он есть и человек, сие показал чрез слова: «седи одесную Мене». Ибо, яко Бог, от века бе сопрестолен и соприсносущ и едино с Богом и Отцем Своим: а яко человек, по вознесении Своем на небеса, «седе одесную престола величествия на высоких» ( Евр.1:3 ), то есть восприяло человечество Его туюжде неизменную и великую и высокую славу, которую имело Божество Его прежде существования мира. Сего же просил во время страдания Своего, говоря: «и ныне прослави Мя Ты, Отче, у тебе Самаго славою, юже имех у тебе прежде мир не бысть» ( Ин.17:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Великий Он Архиерей есть, поколику не человек токмо есть, но и Сын Божий и Бог истинный. Прошел же Он небеса, вознесшись по воскресении Своем из мертвых на небо, и одесную Бога и Отца седши ( Мк.16:19 ), что предъизъявил Сам Бог и Отец, рекши устами Пророков: « рече Господь Господеви Моему, седи одесную Мене » ( Пс.109:1 ). Ангелы еще проповедали так: « сей Иисус, вознесыйся от вас на небо, такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на небо » ( Деян.1:11 ). Апостолы же очами своими видели, яко « взятся, и облак подъят Его от очию их » ( Деян.1:9 ). А поелику выше говорил Апостол о покое Израильтян в земле обетования, что было прообразованием покоя на небесах верующих во Христа: сказал же, что « слово сие », то есть, Божественное обещание покоя не пользовало Израильтян, ибо они не веровали в Него: « но не пользова онех слово слуха, не растворенное верою слышавших » ( Евр.4:2 ): посему научив, что Христос взошел уже в небесный покой, завещевает, « да держимся исповедания », то есть, да храним непоколебиму и тверду веру сему, веруя и исповедуя, что имеет быть покой жизни вечной и Царствия бессмертного, исповедуя и все, чему вера во Христа учит. Ибо ежели не будем держаться сего исповедания, то не внидем в истинный покой блаженства, как неверовавшие Израильтяне не взошли в прообразовательный покой земли обетования, но их « кости падоша в пустыни » ( Евр.3:17 ). В следующих же словах представляет сострадание и милость Архиерея Христа, говоря: Два суть рода немощей человеческого естества, одни немощи предосудительные или обвинительные, как-то: ярость, гордость, зависть, распутство, ненависть и сим подобные, кои и сами по себе суть грехи, и многих грехов бывают виною, а другие непредосудительные, то есть, не обвинительные, как-то: глад, жажда, сон, по труде изнеможение, от скорбей болезнование, и сим подобные, кои ни сами по себе не суть грехи, ни греха какого-либо не производят: но одно злоупотребление сих есть грех, и грех производит. Непредосудительные немощи суть свойства естества, неразлучные от оного, предосудительные же суть погрешности злого произволения, и естеству чуждые.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Пророки говорят о Спасителе многообразно. Это, по их изображению, – Сын Божий, коему Бог говорит: Сын мой еси ты, Аз днесь родих тя ( Пс.2:7 ). Это Господь, седящий одесную Господа, как написано: рече Господь, Господеви моему: седи одесную Мене ( Пс.109:1 ). Это – Бог крепкий, рождающийся, как Отроча, чтобы быть Отцом будущего века, как провидит Исаия: Отроча родися нам, Сын и дадеся нам, Его же начальство бысть на раме Его, и нарицается имя Его: велика совета Ангел, чуден, Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, отец будущего века ( Ис.9 ). Этот Отец будущего века будет царствовать, как Царь премудрый ( Иер.23 ); Ему даны будут все языки в достояние, и в одержание вси концы земли ( Пс.2 ); царство Его будет царство всех веков и владычество Его во всяком роде и роде. Но это царство Его не как другие царства, утверждаемые и расширяемые мечем, – народы сами придут и поклонятся Ему ( Пс.85:9 ); Он утвердит дом и исполнит его всем, что питает, утоляет жажду, дает крепость и здравие; «и пошлет с высоким проповеданием: идите,– пейте, вкушайте ( Притч. 9 ); и рекут все народы: пойдем, – взыдем в дом Божий, и покажут нам путь, и пойдем по нему ( Мих.4:2 )». Этот путь будет новый завет, не по завету, который прежде завещан дому Израилеву; в этом завете, говорит Господь, дам законы моя в мысли их и на сердцах их напишу я ( Иер.31:33 ); и дам им сердце ино, и дух нов дам им, и исторгну каменное сердце от плоти их, и дам им сердце плотяно, яко да в заповедях моих ходят и оправдания моя сохранят и сотворят я, и будут ми в люди, и Аз буду им в Бога ( Иез.11:19–20 ). Но прежде, чем совершится все это, Ему Самому надлежит пройти путь уничижения: родиться в безвестности, – прожить среди всяких противлений, вражды, злобы, ненависти, клеветы, – понесть страшные страсти и умереть, как изображают это св. Давид ( Пс.21 ) и пророк Исаия ( Ис.53 ). Он грехи наши понесет и о нас будет болезновать, – язвен будет за грехи наши и мучен за беззакония наши. Это Господь предаст Его грех ради наших.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhestv...

А то, что Евангелист Матфей говорит о Иосифе и Пресвятой Деве:  «И не знаяше Ея, Дóндеже роди Сына Своего первенца, и нарече имя Ему Иисус»  ( Матф. 1, 25 ), вовсе не значит, что он после «познал Ее» и стал жить с Ней, как с женой. Совершенно справедливо замечает св. Иоанн Златоуст , что такой праведник, как Иосиф (а что он был праведник, видно уже из Матф. 1, 19 ), не мог бы решиться познать Деву после того, как Она столь чудесно – по наитию Духа Святого – сделалась Матерью Самого Сына Божия. И тот же св. Златоуст приводит целый ряд мест из Священного Писания, где это же слово «дондеже», по-гречески «эос», имеет смысл совершенно противоположный тому, какой приписывают ему тут протестанты и сектанты. «Это слово», говорит он, «не полагает предела, дальше котораго действие не продолжалось, не означает никакого срока. Так, в повествовании книги Бытия о всемирном потопе сказано: «не возвратился ворон в ковчег,  доколе   («эос») не изсякла вода от земли» ( Быт. 8, 6 ), но он и после не возвратился». «Также о Боге Писание говорит: «от века и до («эос») века Ты еси» ( Пс. 89, 2 ), но тем не полагает пределов». Равным образом и в Псалма 109 читаем: «Рече Господь Господеви Моему: седи одесную Мене,  дондеже   («эос») положу враги Твоя подножие ног Твоих» ( Пс. 109, 1 ), но и после покорения врагов Своих Сын Божий сидит одесную Бога Отца. У пророка Исаии находим. «Аще снидет дождь или снег с небесе, и не возвратится,  дондеже   («эос») напоит землю» ( Ис. 55, 10 ), но очевидно, что и напоивши землю, дождь не возвратится. В притче о немилосердном должник говорится: «И прогневався господь его, предаде его мучителем,  дондеже   («эос») воздаст весь долг свой» ( Матф. 18, 34 ). То есть в сущности навсегда, ибо как и чем мог уплатить он свой долг, находясь в руках мучителей? Это же слово «эос» употреблено и в прощании Господа с учениками: «И се Аз с вами есмь во вся дни до  скончания века» ( Матф. 28, 20 ); ведь не значит же это, справедливо замечает блаж. Феофилакт, что после скончания века Христос уже не будет с нами? Нет! тогда-то именно тем более будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010