Таким образом, если хочешь пользоваться ангельским руководством и содействием, укроти свою внутреннюю беспорядочность, собери свое внимание внутрь и стань у сердца своего. Ангел Господний тотчас это заметит, подойдет и начнет влагать тебе помышления, клонящиеся к возбуждению желания спасения. Склонись на это внушение и примись ревновать о спасении, тогда ангел-хранитель не только за руку тебя возьмет, но на свои руки поднимет, да не поведет только, а понесет даже по пути спасительному. Только и ты уж имей к нему постоянное умное и сердечное обращение, в ревности не ослабевай и внимание храни. Он станет учить тебя всему: что, когда и как делать и чего не делать, а когда нужно, то и внешнее знамение даст в руководство. Если мы не видим на себе такого осязательного ангельского содействия - некого винить: сами виноваты, сами не даемся в руки ангелам и делаем тщетными все их попечения о нас. Побьется, побьется с нами ангел Божий - и отступит; опять приступит, и опять отступит, и так до тех пор, пока мы умрем. А когда умрем, ангел представит Господу книгу жизни нашей и скажет: " Я все делал, чтобы вразумить, но ничему не внимала эта душа " . И положено будет на книге жизни надписание осуждения нашего, которое непременно исполнится на Страшном суде.  СВОД ПРОРОЧЕСТВ О ЛИЦЕ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА Когда для народа Божия, сформировавшегося уже в царство и успевшего войти в славу при Давиде и Соломоне, предлежала опасность, что заботы о благоуспешном устроении дел временного быта вытеснят из памяти начертание вечного порядка устроения спасения, - воздвигается пророк за пророком, и черта за чертою прилагается в изображении лика и деяний Христа Спасителя, так что все предсказания в совокупности составят полное Евангелие, преднаписанное в Ветхом Завете. Спросите: кто этот, грядущий избавить нас? - пророки ответят вам многообразно. Это - Сын Божий, Которому говорит Сам Бог: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя (Пс.2:7); это - Господь, седящий одесную Господа: рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене (Пс.109:1); это - Бог крепкий, рождающийся, как отрок, да будет Отцом будущего века Отроча родися нам, Сын, и дадеся нам, Его же начальство бысть на раме Его; и нарицается имя Его: Велика Совета Ангел, Чуден, Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущаго века (Ис.9:6). Сей Отец будущего века царствовать будет, как Царь премудрый (Иер.23:5); Ему даны будут вси языцы в достояние и в одержание вси концы земли (Пс.2:8); Царство Его Царство всех веков, и владычество Его во всяком роде и роде (Пс.144:6).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Говоря о прославлении, евангелист разумеет смерть, которую Иисус Христос вкусил за всех. Поэтому, по Воскресении явившись ученикам Своим и дунув в лице их, Он сказал: Приимите Дух Свят (Ин.20:22), и еще: Приимете силу, нашедшу Святому Духу на вы (Деян.1:8). Когда Он приходит в сердца верующих, то они исполняются слов премудрости и ведения и, сделавшись таким образом духовными, принимают учение Духа Святого, которое могло бы их наставить на всякую истину. И так как не наступил еще час, когда им подобало исполниться Духа Святого, то, сказав: Еще много имам глаголати вам, присоединил затем: но не можете носити ныне (Ин.16:12). Ибо, еще служа прообразу закона и тени и образам, они не могли видеть истину (тень которой представлял закон) и воспринимать духовное. Егда же, говорит, приидет Он, т.е. Утешитель, Дух истины, наставит вы на всяку истину, Своим учением и наставлением перенося вас от смерти буквы к духу животворящему, в котором одном положена вся истина Писания. Итак, Сам Дух истины, вошедши в чистый и простой ум, запечатлеет в вас ведение истины и, всегда присоединяя новое к древнему, наставит вас на всякую истину. 36. Поэтому, когда читаем в Писании: Рече Господь Господеви моему (Пс.109:2) - и в другом месте: Рече Бог: да будет свет (Быт.1:3) - и другие подобные этим выражения, мы должны понимать их достойно Бога. Ибо Отец возвещает Свою волю Сыну не при неведении этой воли Сыном (Который есть премудрость и истина), так как все, что говорит Отец, Сын, как премудрый и истинный по существу, имеет в премудрости и существе Своем. Поэтому когда говорится, что Отец говорит и Сын слышит или, наоборот, Сын говорит и Отец внимает, то этим обозначается согласие одной и той же природы в Отце и Сыне. И Дух Святой, который есть Дух Истины и Дух премудрости, при глаголании к Нему Сына не может слышать это как неведомое Ему, когда Он есть то самое, что износится из Сына, т.е. исходящий от истины, Утешитель, истекающий от Утешителя, Бог от Бога, Дух истины исходящий. И, чтобы кто не отделял Его от воли и общения Отца и Сына, написано: Не от Себе бо глаголати имать, но елика аще услышит глаголати имать (Ин.16:13), подобно чему и о Себе Самом Спаситель говорит: Яко же слышу, сужду (Ин.5:30), и в другом месте: Не может Сын творити о Себе ничесоже, аще не еже видит Отца творяща (Ин.5:19).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/729/...

Не умолчали пророки и о том, что Господь, сошедши во ад, приведет его в смущение, исполнит смятения и страха, и сокрушит твердыню его. Об этом Давид говорит так: «возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечные, и внидет Царь славы» ( Пс.23:7 ); а Исаия говорит другими словами: «врата медяная сокрушу, и вереи железные сломлю, и дам ти сокровища темная сокровенная: невидимая отверзу тебе» ( Ис.45:2–3 ), разумея здесь ад. Хотя это был ад, но он содержал души святыя и сосуды драгоценные, Авраама, Исаака и Иакова. Посему пророк и назвал их сокровищами, а темными потому, что тогда еще не озарило ада Солнце правды и не благовестило о воскресении. А что Господь по воскресении Своем не сопричтется ни к ангелам, ни к архангелам, ни к другой какой служебной силе, но воссядет на царском престоле, о том, послушай, как опять говорит Давид: «рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дóндеже положу враги Твоя подножие ног Твоих» ( Пс.109:1 ). 5. Исаия предвозвестил потом, что Христос пошлет апостолов (на проповедь ), в следующих словах: «коль красны ноги благовествующих мир, благовествующих благая» ( Ис.52:7 ). Заметь, как он прославляет телесные члены – ноги, которыя повсюду пронесли благовестников. А Давид объясняет и способ их победы: " Господь, – говорит он, – даст глагол благовествующим силою многою» ( Пс.67:12 ). Действительно они побеждали, не употребляя оружия, не издерживая денег, не силою телесною, не многочисленностию войск, и не иным каким-либо подобным средством, но простым словом, имевшим великую силу – силу знамений. Они проповедывали Распятаго и совершали знамения, и таким образом победили вселенную. Посему и говорит пророк: «Господь даст глагол благовествующим силою многою», разумея здесь чудеса. И подлинно, неизреченная сила была в том, что рыбарь, мытарь и скинотворец одними повелениями воскрешали мертвых, изгоняли демонов, избавляли от смерти, обуздывали языки философов, заграждали уста риторов, преодолевали царей и властителей, побеждали варваров, еллинов, весь род человеческий. Хорошо сказал пророк. Все это они совершали словом, и силою многою соделывали мертвых живыми, грешников – праведными, слепых – зрячими, изгоняя болезни из тела и пороки из души. А откуда явилась у них такая сила? От Духа Святаго, как и об этом сказано: «исполнишася Духа Свята; явишася им разделени языцы яко огненни: седе же на едином коекождо их» ( Деян.2:3–4 ). Мужчины и женщины стали пророчествовать, о чем также задолго предвозвестил Иоиль в словах: «излию от Духа Моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваши, и дщери ваши видения узрят, и юноты ваши сония увидят: ибо на рабы Моя и на рабыни Моя излию, прежде неже приити дню Господню, великому и просвещенному» ( Иоиль.2:28–31 ); под великим и просвещенным днем он разумеет здесь и день сошествия Духа и будущий день кончины мира. Тот же пророк предвозвещает и спасение верою (ибо и об этом не умолчано) так: «и будет всяк, иже призовет имя Господне, спасется» ( Иоиль.2:32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Так Господь на земле явится и с человеки поживет. Потом на высоту обратится паки: «взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубнем» (Пс.46:6). Возмут врата князи свои и «возмутся врата вечная, и внидет Царь славы» (Пс.23:7—9). И «рече» наконец «Господь Господеви: седи одесную Мене дондеже положу враги твоя подножие ног твоих» (Пс.109:1). Здесь кончим собрание пророчеств, ходя дело Христа Спасителя сим не кончилось и прозрение простиралось до конца веков! Так ясно и подробно провидели святые Божий весь путь, коим имел пройти на земле Господь в тридцатитрехлетнее пребывание Свое на ней! И сими-то помышлениями займите себя ныне, чтоб напитать тем и возгреть веру свою. Зерцало Евангелия — пророчества, Евангелие же для пророчеств есть тело созерцаемого в них образа. Одно в другом — двойное удостоверение! Образ в зеркале можно бы еще заподозрить — не призрак ли то? Но когда осязается стоящее пред ним тело, тогда взаимное соответствие и образа, и тела рождает непоколебимое убеждение в истине ведения. И вот почему пророческие предсказания суть воистину светильник, сияющий в темном месте. Нельзя сказать, что они темны. Они прикровенны, но ясны и вразумительны. Как в семени знающие дело видят все дерево, так при виде младенца Иисуса все изострившие свое умное зрение посредством пророческого света тотчас уразумели в Нем Господа. Таковы: Захария, Симеон, Анна Пророчица, Пресвятая Богородица и все, чаявшие избавления. Неверие некоторых не умаляет силы и значения приготовительных к явлению Господа сказаний. Неверие не от недостатка силы в слове, а от грубости и оплотенения душ. Как тогда, так и теперь причина неверия одна — погружение в плоть и навык к плотским воззрениям на вещи. Как ясно светит свет Христов! — а они не видят его. Кто погрузится глубоко в воду, да еще мутную, как увидит солнце, хотя бы оно самым ярким светило светом?! Вот от сего-то и возникни (освободись) прежде, ищущий истину, — и ясно увидишь свет, просвещающий всякого человека, грядущего в мир! Аминь. 24 декабря 1863 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2939...

Но это изъяснение найдёт и к самому месту изъясняемому; ибо по словам: отвергнем от нас иго их, свергнем с нас иго их, – бремя свергаемое предполагается лежащим на том, кто говорит сии слова; не идёт и к контексту, в котором говорится выше о вражде языков и израильтян, а ниже о гневе на них Божием. 327 Так, когда Ирод не только не успел употребить волхвов в жалкое орудие своего злоумышления против Христа, но напротив сам был пренебрежён ими, так что они не захотели и зайти к сему царю из Вифлеема: то он увидел, яко поруган был от волхвов ( Мф.2:16 ). Хитрость Ирода, которою должны были столько унизиться волхвы, послужила к бесславию его самого. 328 Тит по завоевании Иерусалима не принял народных поздравлений, признавая себя орудием гнева Божия. Philos, in vita Apoll. l. 1, c. 14. 330 На царство Израилево, собственно: «в царя над Израилем». Здесь стоит тот же предлог al, как и в выражении 2-го псалма: на (al) Сионе и пр. Посему если словами: помаза Господь на царство Израилево, выражается то: где, или над кем должен царствовать помазанный, то и словами: Я помазал Царя Моего на Сионе, или над Сионом, выражается, – где царствовать предоставлено Помазаннику. 332 Прошедшее время рече, подобно как в пс.109: рече Господь Господеви моему: седи и проч., – изъясняется свойством пророческой речи. 342 Халдейское перифрастическое изложение 7-го стиха таково: dilecte, sicut filius est patri, tu mihi purus, ac si die ista creavissem te. Но оно не соответствует прямой мысли еврейского текста, опровергается всеми древними и новыми переводами, и противоречит последующему в псалме изображению Божеств. величия и владычества, никак не свойственного твари и однако приписанного самим Богом Своему Сыну. 345 В сем же значении употребляется выражение: apsei erez и тогда, когда речь идёт, о протяжении какого-либо пространства только до моря (напр., Средиземного, ( Втор.35:17 )); ибо море, по древним географич. понятиям, было такой предел земли, за которым не предполагалось ни стран, ни поселения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вот что говорит святой Златоуст на это важное место: «Самые названия (то есть Бог и Господь), употребленные Апостолом, не надобно разуметь так, будто бы исключительно принадлежали Сыну название «Господь», а Отцу название «Бог». В Писании часто употребляется одно вместо другого, например когда говорится: «рече Господь Господеви моему» (Пс. 109:1); и еще: «сего ради помаза тя Боже Бог твой» (Пс. 44:8); и еще: «от нихже Христос по плоти, сый над всеми Бог» (Рим. 9:5). И во многих других местах эти названия употребляются одно вместо другого. Если бы каждое из них исключительно принадлежало одному Лицу, если бы Сын не был Богом, и таким Богом, как Отец, а был бы только Сыном, то Павел, сказав: «но нам един Бог», напрасно прибавил бы слово: «Отец», для означения существа нерожденного, ибо для этого достаточно было бы сказать слово: «Бог», если бы оно принадлежало Ему одному. — Не только это, но и еще нечто можно сказать. Бог (Отец), скажешь, назван «единым (Богом)» ; следовательно, имя Бога не свойственно Сыну. Но смотри, и о Сыне сказано то же самое; и Сын назван «единым Господом»; однако мы не говорим, что поэтому имя Господа свойственно Ему одному. Посему, какое значение имеет слово един по отношению к Сыну, такое же и по отношению к Отцу; как то, что Сын называется единым Господом, не препятствует Отцу быть Господом, и таким же Господом, как Сын; так и то, что Отец называется единым же Богом, не препятствует Сыну быть Богом, и таким же Богом, как Отец». Вот слова Феодорита: «Здесь достойна удивления мудрость апостольская. Ибо в сказанном выше, показав, что наименованию: Бог, наименование: Господь равносильно (в словах: «бози мнози и господие мнози»), теперь Апостол разделил сии наименования и одно положил к Отцу, а другое к Сыну, врачуя тем немощь коринфян (то есть возводя их к познанию равенства Отца и Сына). — И ветхозаветное Писание показывает именования сии соединенными. Ибо сказано: «Аз есмь Господь Бог твой» (Исх. 20:2): и «слыши Израилю: Господь Бог наш, Господь един есть» (Втор.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2946...

  И далее Господь говорит о том, как может человек узнать, чему он должен поклоняться. Он спрашивает богословов, книжников, первосвященников, которые всю жизнь посвящают Богу, изучению Писания. Спрашивает их о Мессии, о Христе, чей Он Сын. Они отвечают: Давидов. Как же — говорит Господь — Давид называет Его Господом, говоря Духом Святым: «Рече Господь Господеви Моему: седи одесную Мене дондеже положу враги подножие ногама Твоима» (Пс. 109, 1). Как он называет Его Господом, если Он Сын ему? Никто не мог ничего ответить, потому что одно с другим никак не соединяется. Это выше всякого человеческого понятия: или Он Сын, или Он Господь.   Господь говорит, что можно узнать о Христе все, исследовать все Писания, изучить всю Священную историю. Но узнать, что это Христос, Сын Божий можно не плотью и кровью, а только Духом Святым, когда Отец Небесный откроет эту тайну (Мф. 16, 17). Ибо эта тайна познается не каким-то внешним знанием, а только любовью. Любовь, о которой говорит Христос в начале этого Евангелия, есть путь познания Господа. И всякий другой способ есть способ ложный. Всякое познание в духовной области совершается только любовью. Мы можем познавать другого человека, понимать его, видеть его только любовью. Мы можем познавать народ, видеть его, понимать его только тогда, когда мы его любим. Тем более это относится к Самому Богу.   Всякое другое познание может быть настолько ложным, что те, кто как будто бы все знали о Мессии и все законы соблюдали, — отвергли Его и приговорили к смерти. В них не было любви к Богу и к человеку, они были под властью диавола. Весь род человеческий находится под властью диавола после отпадения от Бога.   Где же взять эту любовь? Блаженный Августин говорит, что любовь — это начало и середина, и конец всего. Она не только увенчание всего, не только печать совершенства, но и начало — она сопутствует нам постоянно. Мы не веровали бы в Бога, если бы не любили Его. Мы любим Его, и для нас дороже всего на свете то, что Господь говорит. То, что Он предлагает, не сравнится ни с каким другим знанием.

http://radonezh.ru/2024/01/17/protoierey...

34, 57). Потом Моисей, преклонившись пред Господом, призывающим Отца, говорит: Да идет Господь с нами (Исх. 34, 9). 9. Ты слышал сие первое доказательство, выслушай и другое также ясное: Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене (Пс. 109, 1). Господь Господу сие говорит, не рабу, но Господу всего, Своему же Сыну, Которому вся покори, внегда же рещи, яко вся покорена суть Ему, яве, яко разве покоршаго Ему вся (1 Кор. 15, 27), и проч. да будет Бог всяческая во всех (1 Кор. 15, 28). Единородный Сын есть Господь всех, Сын Отцу послушный, не восхитивший господство, но естественно получивший его от Самовластителя. И Сын не восхитил, и Отец не отказывал в даянии. Сын Сам говорит: вся Мне предана суть Отцем Моим. Предана Мне (Мф. 11, 27) не так, как прежде не имевшему, и Я храню сие тщательно, ничего не отнимая у Давшего. 10. Итак, Сын Божий есть Господь, Господь, Который родился в Вифлееме иудейском, как Ангел возвестил пастырям: благовествую вам радость велию, яко родися вам днесь Христос Господь во граде Давидове (Лк. 2, 1011). В другом месте некто из Апостолов говорит о Нем: слово еже посла Сыном Израилевым, благовествуя мир Иисус Христом, сей есть всем Господь (Деян. 10, 36). Когда же Он говорить всем, то ничего не исключай из владычества Его, хотя бы то были Ангелы, или Архангелы, или Начала, или Власти (Кол. 1, 16; Еф. 1, 21), или иное что, называемое Апостолами, сотворенных - все находится под владычеством Сына. Он есть Господь Ангелов, как писано в Евангелии: тогда остави Его диавол, и се Ангели приступиша, и служаху Ему (Мф. 4, 11), ибо не сказано, что помогали Ему, но служаху Ему, что означает рабское состояние. Когда Он восхотел родиться от Девы, тогда служил Ему Гавриил, вступив в свое достоинство для служения Ему. Когда Он восхотел идти во Египет, чтобы сокрушить рукотворенных богов Египетских, опять Ангел является во сне Иосифу. По распятии и воскресении Его Ангел благовествовал и говорил женам, как добрый служитель: шедше рцыте учеником Его, яко воста от мертвых, и варяет вы в Галилеи.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/945/...

13. Итак, Иисус у Евреев означает Спасителя, а на языке Греческом Врача. Поскольку Он есть Врач душ и телес и Целитель духов, Целитель слепотствующих чувственными очами и вместе Просветитель умов. Врач видимых хромых и Путеводитель грешников к покаянию. Он говорить расслабленному: ктому не согрешай (Ин. 5, 14), и возми одр твой, и ходи (Ин. 5, 8). Ибо, так как тело пришло в разслабление по причине душевного греха, то Он прежде исцелил душу, чтобы и телу сообщить исцеление. Итак, если кто страдает душою от грехов, имеет Врача. И если кто из вас маловерен, да говорит Ему: помози моему неверию (Мк. 9, 24). Если кто подвержен и телесным болезням, да не отчаивается, но да приходит к Нему, ибо Он врачует и сии, и да познает, что Иисус есть Христос. 14. Иудеи признают Его Иисусом, но никак не признают Его Христом. Потому-то Апостол говорить: кто есть лживый, точию отметаяйся, яко Иисус несть Христос (1 Ин. 2, 22). Христос есть Первосвященник, непреступное имеющий священство (Евр. 7, 24), Который не во времени начал священствовать, не имеет иного преемника в первосвященстве, так, как ты и слышал, когда мы в день Недельный в собрании предлагали поучение на слова: по чину Мелхиседекову (Пс. 109, 4). Не по плотскому преемству получил первосвященство, не приготовленным елеем, но предвечно от Отца помазан, и потому более других превосходит, что клятвою утверждено священство Его: они бо без клятвы суть священницы, Сей же с клятвою чрез глаголющего к Нему, клятся Господь, и не раскается (Евр. 7, 2021). Довольно было для утверждения и одного изволения Отца, однако же образ утверждения двояк; к изволению присоединена клятва, яко да двема вещми непреложными, с неюже не возможно солгати Богу, крепкое утешение имамы веры (Евр. 6, 18), приемля Христа Иисуса Сына Божия. 15. Сего пришедшего Христа иудеи отвергли, а бесы исповедали. Впрочем, не был Он сокрыт от праотца Давида, который говорит: уготовах светильник помазанному моему (Пс. 131, 17). Одни чрез светильник разумеют свет пророческий, а другие - принятую от Девы плоть, по следующим словам Апостола: имамы же сокровище сие в скудельных сосудех (2 Кор. 4, 7). Не был Он сокрыт и от того пророка, который говорит: и возвещая в человецех Христа своего (Ам. 4, 13). Знал Его и Моисей, знал Его и Исаия, знал Его и Иеремия. Каждый пророк знал Его. Узнали Его и бесы. Ибо запрещаше им, яко ведяху, как сказано, Христа Самаго суща (Лк. 4, 41). Первосвященники не знали, а бесы исповедали. Первосвященники не знали, а жена Самарянская проповедывала, говоря: приидите видите человека, иже рече ми вся, елика сотворих: еда Той есть Христос (Ин. 4, 29)?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/945/...

   Если древние израильтяне исцелялись от укушения змиев, взирая на змия, вознесенного на крест Моисеем, то не тем ли паче нам в случае нужды (будет) стоит только воззреть с верой на крест наш, на Распятого на нем, дабы все помыслы земные исчезли из душ наших, как дым исчезает от ветра?    Да хранит убо таким образом тебя сей крест Христов! Да служит для тебя не только украшением, но и оружием против искушений видимых и невидимых, и да сопрягает душу твою с Тем, Кто положил на Крест за всех нас живот Свой! Се наше желание тебе, и се наша молитва о тебе!    А вы, христолюбивые сестры о Господе, взирая на крест, украшающий настоятельницу вашу, усугубьте к ней любовь и послушание, памятуя, что вы повинуетесь в лице ее не человеку, а Самому Господу Иисусу, давшему ее вам в матерь и руководительницу.    А вместе с тем взор на крест ее да напоминает вам выну о ваших собственных крестах, которые возложены на вас Святой Церковью. Благо той, которая соблюдет его целым до гроба! Благо и той, которая, потеряв его каким-либо несчастным случаем, поспешит обрести путем истинного покаяния! Аминь. Часть IV. Слова на высокоторжественные дни...     «Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих. Жезл силы послет Ти Господь от Сиона, и господствуй посреде врагов Твоих... Господь одесную Тебе сокрушил есть в день гнева Своего цари: судит... во главы на земли многих. От потока на пути пиет: сего ради вознесет главу» (Пс. 109:1—2, 5—7)    Так в книге псалмов Давидовых описывается великое предназначение великого царя: Иегова благоволит о нем и хранит его, яко зеницу ока; но в то же время попускает быть предметом вражды и неправд человеческих, терпеть нападения и клевету. Он исполнен благодати и истины, достоин всех благословений земли и неба; между тем, толпы неистовых мятутся, чтобы поколебать престол его. При всей любви к миру для него необходимо вести брани и производить суд над народами; при всем сострадании к бедствиям человечества он должен сокрушить главы многих. Кратко: сему царю-подвижнику суждено свыше идти и вести народ свой к славе и благоденствию путем искушений и терпения: «от потока на пути пиет: сего ради вознесет главу».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010