И вот дракон стоял пред женщиной, готовящейся родить, с тем намерением, чтобы, в случае, как только она родит, пожрать её младенца. И родила она младенца мужского пола, которому надлежит пасти все народы; и восхищено было дитя её к Богу и к престолу Его. А жена убежала в пустыню, где она и находит место, приготовленное от Бога, чтобы питали её там тысячу двести шестьдесят дней. И когда увидел дракон, то начал преследовать женщину, которая родила [младенца] мужеского пола. И даны были женщине два крыла огромного орла, чтобы летела она в пустыню; там и питается она в продолжение времени, времён и пол времени от лица змея. И пустил змей из пасти своей в след жены воду, как реку, дабы увлечь её потоком речным. И земля оказана помощь этой женщине: разверзла земля уста свои и поглотила реку, которую извергнул дракон из пасти своей. И рассвирепел дракон на женщину, и пошёл, чтобы вступить в брань с остальными от семени её, которые сохранили заповеди Божий и имели свидетельство Иисуса» (ср. Откр.12:1–6, 13–17 ). 61 . Под «женщиной, облечённой в солнце», он самым ясным образом обозначил Церковь , облечённую в Слово Отчее, блистающее паче солнца. Говоря же о «луне внизу ног её», [он разумеет,] что Церковь , подобно луне, украшена небесной славой. А выражение «на главе её венец из двенадцати звёзд» указывает на двенадцать апостолов, чрез посредство которых утверждена Церковь. «Имея во чреве, она кричит от болей и мук рождения» – это значит, что Церковь никогда не имеет покоя, рождая из сердца Слово и в то же время подвергаясь гонениям в мире со стороны неверных. «И родила, – сказано, – младенца мужеского пола, Которому надлежит пасти все народы» –это мужскую отрасль и совершенного Христа, Сына Божия, Бога и человека, возвещённого пророками: Его именно вечно рождает Церковь и [о Нём] учит она все народы. Выражение «и восхищено было дитя её к Богу и к престолу Его» означает, что небесный царь, а не земной, есть Тот, Которого она вечно рождает, как об этом и Давид возвещает в словах: «Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дóндеже положу враги твоя подножие ног твоих» ( Пс.109:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

И посему присовокуплено: и не раскается; потому что Бог всяческих неоднократно домостроительствовал многое, и попускал, что подвергалось сие изменениям. Так священство иудейское учредил и отменил... Благоволив же, чтобы священство сие (новое. – Г.Ф.) было вечное, как сказано, поклялся, что не раскается... Мелхиседек– иерей не иудеев, но язычников; так и Владыка Христос не за иудеев только, но за всех человеков принес Себя в жертву Богу. Начинает же священство в ту ночь, в которую претерпел страдание; когда прием хлеб, и благословив преломи, и рече: приимите ядите от него: сие есть тело Мое; а также и чашу растворив, даде ученикам Своим, глаголя, пийте от нея вси: сия бо есть кровь Моя, Новаго завета, яже за многия изливаема во оставление грехов ( Мф. 26:26–28 ). Находим же, что Мелхиседек – и иерей, и царь (потому что был образом истиннаго иерея и царя), и приносит Богу не безсловесныя жертвы, но хлеб и вино. Ибо сие принес и Аврааму, духовно провидя в чреслах патриарха первообраз собственного своего первосвященства. Посему, если от Давида Христос но плоти, Давид же от Иуды, а Христос приял первосвященство по чину Мелхиседекову; то священство левитское престало, благословение же высшаго священства перешло на колено Иудово» Толк, на Псалтирь, 109, ст. 4]. Следуя древним отцам, толкует и монах Евфимий Зигабен : «Ты иерей во век, по чину Мелхиседекову. Господь был иерей, по чину Мелхиседека; потому что Он преподал апостолам на таинственной вечери хлеб и вино, как и Мелхиседек поднес хлеб и вино Аврааму и бывшим с ним, по возвращении их с войны с победою... Христос есть иерей во век, как не имеющий, по божеству, ни начала дней, ни конца жизни, как и Мелхиседек не имел начала и конца по умолчанию о сем книги Бытия. Но Мелхиседек не имеет сего, потому что о том умолчала история Писания, не открыв, от каких родителей он родился и когда умер; а Христос действительно не имеет ни начала, ни конца» Толковая Псалтирь, Пс. 109, 4 ]. Апостол Павел уже в христианские времена скажет: ...имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса сына Божия ( Евр. 4:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

8) Посему, книга Псалмов предвозвещает и Господне восхождение с плотию на небо, и говорит в псалме 23: «возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы» ( Пс.23:9 ), и в псалме 46: «взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне» ( Пс.46:6 ). Возвещает и о седении одесную, говоря в псалме 109: «рече Господь Господеви Моему: седи одесную Мене, дóндеже положу враги Твоя подножие ног Твоих» ( Пс.109:1 ). В псалме же 9 присовокупляет и о погибели диавола, и восклицает: «сел еси на престоле, судяй правду. Запретил еси языком, и погибе нечестивый» ( Пс.9:5–6 ). Книга Псалмов не утаила и того, что Господь приял от Отца весь суд, но предвозвещает в псалме 71, что Он грядет быть Судиею всех: «Боже, суд Твой Цареви даждь, и правду Твою Сыну Цареву: судити людем Твоим в правде, и нищим Твоим в суде» ( Пс.71:1–2 ); в псалме же 49 говорит: «призовет небо свыше, и землю, разсудити люди Своя. И возвестят небеса правду Его, яко Бог Судия есть» ( Пс.49:4, 6 ); и в псалме 81: «Бог ста в сонме богов, посреде же боги разсудит» ( Пс.81:1 ). Во многих местах этой книги можно приобрести сведение и о призвании язычников, особенно же в псалме 46: «вси языцы восплещите руками, воскликните Богу гласом радования» ( Пс.46:1 ); и в псалме 71: «пред Ним припадут Ефиопляне, и враги Его персть полижут. Царие Фарсийстии и острови дары принесут, царие Аравстии и Сава дары приведут. И поклонятся Ему вси царие земстии, вси языцы поработают Ему» ( Пс.71:9–11 ). Но о сем как воспевается в Псалмах, так предвозвещается и в каждой из других книг. 9) Еще говорил старец: не безизвестно мне, что и в каждой книге Писания, преимущественно о Спасителе, предвозвещается то же, что во всех Писаниях. Это есть общий предмет, одно и то же согласие Духа. Но как свойственное другим книгам можно находить в книге Псалмов, так и свойственное этой последней нередко находится в других книгах. И Моисей пишет песнь, и Исаия песнословит, и Аввакум молится песненно. Также в каждой книге можно видеть и пророчества, и законоположения, и повествования; потому что во всех один и тот же Дух; и по уделению Духа, какое было каждому, каждый служит данной ему благодати, и исполняет дело свое, будет ли то пророчество, или законоположение, или историческая запись, или благодать псалмопения.

http://azbyka.ru/otechnik/Isihij_Ierusal...

Изъяснение псалма 109-го. «Псалом Давиду». В предпоставленном псалме, предвозвестив спасительное страдание, Пророк предрекает вознесение Спасителя по страдании. О начале же сего псалма упоминает и божественнейший Петр в Деяниях, и говорит так: «не бо Давид взыде на небеса, глаголет же сам, рече Господь Господеви моему, седи одесную Мене: Дóндеже положу враги Твоя подножие ног Твоих» ( Деян. 2, 34–35 ). И сам Господь, видя, что фарисеи имеют о Христе различныя мнения, предложил им такой вопрос: «что вам мнится о Христе? чий есть сын?» И когда сказали они: «Давидов»; ответствовал: «како убо Давид духом Господа Его нарицает? глаголя, рече Господь Господеви Моему, седи одесную Мене». Потом выводит заключение: «аще убо Давид нарицает Его Господа, како сын ему есть» ( Матф. 22, 42–44 )? Сказал же сие, не отвергая того, что Христос есть сын Давидов, но к признаваемому прилагая непознанное. Ибо фарисеи признавали, что Христос есть сын Давидов, но совершенно не знали, что Он и Господь Давидов. Посему прилагает последнее, не отрицает же и признаваемаго, научая, что Он – и сын Давидов по плоти, и Господь Давидов, как Бог и Создатель. Посему блаженный Давид ясно проповедует Божество Владыки Христа, и говорит: Пс.109:1 .   Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. «Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене». Если Давид царь, и царь благочестивый, сподобившийся пророчественной благодати, Владыку Христа называет своим Господом; то следует, что Христос – не человек только, как безумно говорят Иудеи, но и Бог, как Создатель и Господь Давидов. А общность имен означает тождество сущности. Ибо Господь Господу, а не Господь твари, не Господь созданию, говорит: «седи одесную Мене». Посему, хотя важно сие, и не только выше естества человеческаго, но выше и всякой твари; однако же и это изречено по человечеству; потому что Сын, как Бог, имеет престол вечный; сказано: «престол Твой Боже в век века» ( Псал. 44, 7 ). По кресте и по страдании, не как Бог сподобился сей чести, но как человек приял, что имел как Бог. Не смиренный вознесен, но Вышний, «во образе Божии сый», смирил Себя, «зрак раба приим» ( Флп. 2, 6–7 ). Посему и Евангелист взывает: «Единородный Сын, Сый в лоне Отчи, Той исповеда» ( Иоан. 1, 18 ). И сам Господь говорит: «Аз во Отце, и Отец во Мне» ( Иоан. 14, 11 ); и в другом месте: «прослави Мя Ты Отче славою, юже имех у тебе прежде мир не бысть» ( Иоан. 17, 5 ). Посему, как человек, слышит: «седи одесную Мене»; а как Бог, имеет вечную державу.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

6) Божественные действия и власть над всем сущим. Сын Божий называется в Святом Писании: а) создателем мира: «вся тем Быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть» ( Ин.1:3 ); «Яко тем создана Быша всяческая, яже на небеси, и яже на земли, видимая и невидимая, аще престоли, аще господствия, аще начала, аще власти: всяческая тем и о Нем создашася» ( Кол.1:16 ); б) промыслителем: «Он есть прежде всех, и всяческая в Нем состоится» ( Кол.1:17 ); «Нося же всяческая глаголом силы своея» ( Евр.1:3 ); в) владыкой всех, Царем царей и господом господствующих: «Слово, еже посла сыном Израилевым, благовествуя мир Иисус Христом: сей есть всем Господь» ( Деян.10:36 ); «И имать на ризе и на стегне своем имя написано: Царь царем и Господь господем» ( Откр.19:16 ). 7) Божественное почитание и поклонение от разных творений: «Да вси чтут Сына, якоже чтут Отца, пославшего Его» ( Ин.5:23 ); «Да о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних, и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» ( Флп.2:10–11 ). Глава XV. О двух природах Господа нашего Иисуса Христа, ибо будучи совершенным Богом, стал и совершенным человеком 1. Что Господь наш Иисус Христос имеет божественную природу и поистине Сын Божий Об истине этой мы получаем удостоверения: из Писаний Ветхого Завета о Мессии; из учения Иисуса Христа Спасителя о Самом Себе; из учения о Нем святых апостолов. А) В Ветхом Завете Мессия называется: 1) Сын Божий, родившийся от века из сущности Отца. Во втором псалме, который все апостолы ( Деян.4:24–28; 13:32–34 ; Евр.1:5, 5:5 ) относят к Месии, Мессия свидетельствует о Себе: «Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя» ( Пс.2:7 ) (означает родил, или рождаю вечно). В 109-м псалме, также относимому апостолами ( Деян.2:34–36 ; Евр.1:13; 7:17; 21:24–25 ) к Мессии, Сам Бог говорит Ему: «Из чрева, прежде денницы (прежде всякого времени) родих Тя»( Пс.109:3 ). 2) Господь, Бог (Адонаим, Элоим) и еще Иехова, имя, придаваемое только Богу. Таковы, например: а) слова 109-го псалма «Седи одесную Мене» ( Пс.109:1 ), которые относит к Мессии Сам Христос Спаситель ( Мф.22:41–46 ); б) пророчество, дважды повторяемое Иеремией: «Се, дние грядут, глаголет Господь, и возставлю Давиду восток праведный, и царствовати будет царь, и премудр будет и сотворит суд и правду на земли: во днех его спасется Иуда, и Израиль пребудет в надежди, и сие имя ему, имже нарекут его: Господь праведен наш» ( Иер.23:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

   В свете и истинности Нового Завета получают свое полное подтверждение все места Ветхого Завета, свидетельствующие о Божестве Слова, Сына Божия. Это будет вполне ясно, если рассмотреть главные мессианские тексты и усвоить их святоотеческое толкование. Так, в пророческом вдохновении Псалмопевец нарицает Мессию Сыном Божиим. Сам Мессия свидетельствует о Себе: «Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя» (Пс.2:7; Деян.13:33; Евр.1:5, 5:5). Здесь, по истолкованию святого Златоуста, слово «днесь» относится к воплощению Спасителя, к Его рождению по плоти. Когда воспринял Он плоть, тогда всё подобное сему говорится о Нем без опасения. Сам Бог говорит о Мессии: «Из чрева прежде денницы родих Тя» (Пс.109:3). Святой Афанасий Великий так истолковывает это мессианское слово: «Ясно, что «денницей» названо явление Спасителя во плоти, которому предшествовало рождение от Бога. Поэтому эти слова из псалма как бы означают: из Себя Самого родил Я Тебя прежде явления во плоти. Отсюда следует, что слова «прежде денницы» значат то же, что и прежде воплощения Слова».    Сам Господь Иисус Христос возвещает, что к Нему относятся пророческие слова 109-го псалма: «Рече Господь Господеви Моему: седи одесную Мене» (Пс.109:1). «Слова «седи одесную Мене» означают не человеческое, а Божие достоинство. Но так как Божие достоинство соделалось достоинством человеческим, чтобы человеческое достоинство было признано Божиим достоинством, то и сказано: «Седи одесную Мене»».    В Ветхом Завете Мессия нарицается Господом, Богом (Адонай, Элои [Элохим]) и даже Иеховой, т. е. именем, исключительно усвояемым только Богу. Так, в 44-м, мессианском, псалме говорится: «Возлюбил еси правду и возненавидел еси беззаконие, сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости, паче причастник Твоих» (Пс.44:8). Апостол Павел свидетельствует, что эти слова относятся к Господу Иисусу Христу (Евр.1:9). «Святой Дух назвал Богом Обоих, то есть и помазуемого Сына, и помазующего Отца... Ни Господь, ни Святой Дух, ни Апостолы никогда бы ясно и решительно не назвали Богом (Deum) того, кто не есть Бог, если бы Он и в самом деле не был Богом (nisi esset vere Deus); не нарекли бы они также никого произвольно Господом (Dominum), кроме как только Господствующего над всем (nisi qui dominatur omnium), то есть Бога Отца и Его Сына, получившего от Своего Отца господство над всеми творениями».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

По молитвам Богородицы : Стих 4: Исповедание и великолепие дело Его,/и правда Его пребывает в век века. Припев: Молитвами Богородицы: По молитвам Богородицы : Таже оба лика: Слава, и ныне: Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас. Слава, и ныне: По молитвам Богородицы, Спаситель, спаси нас. Антифон 2й, псалом 111, глас 2: Антифон 2, глас 2 Стих 1: Блажен муж, бояйся Господа,/в заповедех Его восхощет зело. Припев: Спаси ны, Сыне Божий, рождейся от Девы, поющия Ти: аллилуия. Спаси нас, Сын Божий, рожденный от Девы, поющих Тебе: аллилуиа. Стих 2: Сильно на земли будет семя Его,/род правых благословится. Припев: Спаси ны, Сыне Божий: Спаси нас, Сын Божий : Стих 3: Слава и богатство в дому Его,/и правда Его пребывает в век века. Припев: Спаси ны, Сыне Божий: Спаси нас, Сын Божий : Стих 4: Возсия во тьме свет правым,/милостив и щедр, и праведен. Припев: Спаси ны, Сыне Божий: Спаси нас, Сын Божий: Таже оба лика вкупе: Слава, и ныне: Единородный Сыне: Слава, и ныне: Единородный Сын: Антифон 3, псалом 109, глас 4: Антифон 3, глас 4 Стих 1: Рече Господь Господеви моему:/седи одесную Мене. Стих 1: Сказал Господь Господу моему:/“Сиди справа от Меня”. Пс 109:1А Тропарь, глас 4: Рождество Твое, Христе Боже наш,/возсия мирови свет разума,/в нем бо звездам служащии/звездою учахуся/Тебе кланятися, Солнцу Правды,/и Тебе ведети с высоты востока./Господи, слава Тебе. Тропарь, глас 4 Рождество Твое, Христе Боже наш,/озарило мир светом знания,/ибо чрез него звездам служащие/звездою были научаемы/Тебе поклоняться, Солнцу правды,/и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило./Господи, слава Тебе! Стих 2: Дондеже положу враги Твоя/подножие ног Твоих. Стих 2: Доколе не положу врагов Твоих/подножием ног Твоих. Пс 109:1Б Тропарь: Рождество Твое, Христе Боже наш: Тропарь: Рождество Твое, Христе Боже наш: Стих 3: Жезл силы послет Ти Господь от Сиона,/и господствуй посреде врагов Твоих. Стих 3: Жезл силы пошлёт Тебе Господь с Сиона, –/и господствуй среди врагов Твоих! Пс 109:2А Тропарь: Рождество Твое, Христе Боже наш:

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/rozhdestv...

Один из первых выдающихся образцов этого периода - рахманиновский К. «В молитвах неусыпающую Богородицу» (1893), в к-ром проявились лучшие черты стиля композитора: близость мелодики к церковным распевам без их цитирования, «колокольность» в гармонии и фактуре. Сочинения на богослужебные тексты, близкие к светским по комплексу использованных средств выразительности, составляют значительный пласт духовного творчества П. Г. Чеснокова (1877-1944). Среди них выделяются «Ангел вопияше» (Ор. 22), «Величит душа моя Господа» (Ор. 40), «Не отвержи мене во время старости» (Ор. 40), «О, Благодатная» (Ор. 43), «Блажен муж» (Ор. 44), отличающиеся красотой, проникновенностью и экспрессивностью мелодики. Интересные образцы жанра созданы прот. сщмч. Георгием Извековым («Хотех слезами омыти», «Многая множества моих Богородице», пасхальный К. «Снизшел еси»). Более 20 произведений в жанре К. принадлежат Никольскому. Среди исполняемых в наши дни - К. «Готово сердце мое, Боже», «Во исходе Израилеве», «Рече Господь», «Доколе, Господи», «Да воскреснет Бог», «Господи, Господь наш». Особый интерес представляют К. «Спаси мя, Боже», «Боже, Боже мой» (Ор. 57) и «Господь просвещение мое» (Ор. 62), написанные композитором в 1922 г. Композитор А. Е. Туренков , один из основателей профессиональной белорус. музыки, известен как автор ряда духовных К., среди которых «На Тя, Господи, уповах», «Рече безумен в сердце», «Днесь Христос в Вифлееме рождается», «Торжествуйте днесь». В классическом К. стихи псалмов, как правило, свободно комбинировались и нередко соединялись фрагменты из разных разделов Псалтири. Подбор осуществлялся т. о., чтобы они сочетались по принципу эмоционально-образного контраста. В духовных К. кон. XIX - нач. XX в. композиторы чаще всего использовали избранные стихи одного псалма («Внуши, Боже, молитву мою» Архангельского - Пс 54. 1-2, 4-5, 16, «Господь просвещение мое» Никольского - Пс 26. 1, 3, 7, 13, 14, «Камо пойду от Духа Твоего» В. С. Калинникова - Пс 138. 7-10, «Рече Господь» Никольского - Пс 109. 1-4), иногда - псалом целиком («Доколе, Господи» Никольского - Пс 12). В таких духовных К., а также в тех, где использовались не псалмы, а др. богослужебные тексты (как правило, полностью), композиторы отказывались от простых форм сопоставления и сосредоточивались на том или ином молитвенном состоянии, представляя его либо в динамике развертывания, либо в единовременном сочетании противостоящих начал.

http://pravenc.ru/text/2057176.html

О лице Мессии в Псалтири предвозвещается, что Он имеет божественное достоинство: Господь рече ко Мне, – говорит Мессия от Своего лица: – Сын Мой еси Ты, Аз днесь (ныне) родих Тя ( Пс.2:7 ). Давид исповедует Мессию Господом, имеющим вечное бытие от Бога: рече Господь (Iehovah) Господеви (Adonai, имя Божие, соответствующее Κριος, Господь, Владыка): седи одесную Мене, дóндеже положу враги Твоя подножие ног Твоих… Из чрева прежде денницы родих Тя (в рус. перев. – из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое; 109, 1, 3). Как человек, Он будет красен добр о тою паче сынов человеческих (44, 3). О царственном величии и могуществе Мессии в псалмах возвещается подробно и нередко в образах, взятых от земных царств. Мессия имеет явиться могущественным, славным Царем над Сионом. Он Сам говорит о Себе: Аз поставлен есмь Царь от Него над Сионом, горою святою Его (2, 6 и след.). Целью царствования Мессии будет распространение на земле истины, кротости и правды: препояши мечь Твой по бедре Твоей, Сильне, красотою Твоею и добротою Твоею! и наляцы, и успевай, и царствуй истины ради и кротости и правды, и наставит Тя дивно десница Твоя (44, 4–5; сн. 7–8 ст.). Царство Мессии будет простираться от моря до моря и от рек (реки, т. е. Евфрата) до конец вселенныя (71, 8 и сл.), и явится святою горою Господнею (14, 1; 42, 3), царством праведников (144, 19–20; 35, 11) и святых (109, 4), т. е. всемирным духовным царством. Подробно предначертан в псалмах и образ Мессии-Страдальца, Первосвященника, имеющего Самого Себя принести в умилостивительную жертву за грехи мира. Клятся Господь и не раскается: Ты иерей во век по чину Мелхиседекову (109, 4; сн. в 39, 7–9: жертвы и приношения не восхотел еси, тело же совершил Ми еси и пр.). Жизнь Мессии изображается в псалмах жизнью Праведника-Страдальца. У Него врагов более, чем волос на голове, им несть числа (68, 5); от них Он будет терпеть презрение, уничижение, посрамление уподобление червю (21, 7; 68, 20). Обстоятельства страданий И. Христа изображаются в псалмах (особенно Пс.21 и 68) с такою поразительной точностью, что некоторые изречения писаны царственным пророком как бы у самого подножия Голгофы и креста.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

§ 80. Господь Иисус имеет естество Божеское и есть именно Сын Божий В этой истине удостоверяемся: 1) Из писаний о Мессии ветхозаветных, 2) Из учения Христа Спасителя о Самом Себе и 3) Из учения о Нем св. Апостолов. I. В Ветхом Завете Мессия называется – 1. Сыном Божиим, рожденным от вечности из существа Отца. В псалме 2-м, который все Апостолы ( Деян. 4:24–28; 13:32–34 ; Евр. 1:5; 5:5 ) относят к Мессии, Мессия свидетельствуете о Себе: Господь рече ко Мне: Сын Мой ecu Ты, Аз днесь родих Тя ( Пс. 2:7 ), т.е. родил или рождаю вечно. В псалме 109-м, также относимом св. Апостолами ( Деян. 2:34–36 ; Евр. 1:13; 7:17, 21, 24, 25 ) к Мессии, Сам Бог говорит к Нему: из чрева, т.е. из существа Моего, прежде денницы, т.е. прежде всякого времени, родих Тя ( Пс. 109:3 ). 2. Господом, Богом (Адонаи, Елогим) и даже Иеговою, именем, исключительно усвояемым одному Богу. Таковы, например: а) слова 109-го псалма: рече Господь Господеви Моему: седи одесную Мене (ст. 1 ), которые относит к Мессии, Сам Христос Спаситель ( Мф. 22:41–46 ), б) пророчество, двукратно повторенное Иеремею: се дние грядут, глаголет Господь, и возставлю Давиду восток праведный, и царствовати будет царь, и премудр будет, и сотворит суд и правду на земли. Во днех его спасется Иуда, и Исраиль пребудет в надежди, и сие имя Ему, имже нарекут Его, Господь (Иегова) праведен наш ( Иер. 23:5, 6 ; снес. 33:15, 16 ). II. Соответственно ветхозаветным пророчествам, и Сам Христос Спаситель, явившись на землю, учил о Себе, как об истинном Сыне Божием, как о Боге. Из многочисленных примеров этого укажем на некоторые. Когда Спаситель исцелил расслабленного, и Иудеи искаху Его убити, зане сия творяше в субботу ( Ин. 5:16 ), Он как бы в оправдание Свое отвечает им: Отец Мой доселе делает и Аз делаю ( 5:17 ). Этот ответ, в котором Господь Иисус усвояет Себе равенство с Богом Отцом по праву и по власти, в таком точно смысле поняли и Иудеи, и сего ради паче искаху Его убити, яко не токмо разоряше субботу, но и Отца Своего (διον) глаголаше Бога, равен Ся творя Богу ( 5:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010