Плавно скользил пароход по безбрежному морю, шумя машиною и бойко мутя воду лопастями своих колес. Спустились сумерки, разлилась вечерняя заря; густой алый отсвет ее мягко ложился на гладкую поверхность обширной водной площади. Сумрак усилился, наступила ночь; мы все сошли в каюты, где кое-как разместились на покой. Пароход шел безостановочно. Народу было очень много, всякого звания людей, возвращавшихся с богомолья из Соловецкого Монастыря. 23 Июня утро было ясное; солнце весело поднялось из морских вод, обливая словно золотом их слегка рябившую поверхность. Широко, ясно и покойно. Вот в голубой дали начали показываться мачты кораблей и других судов. Мы с каждою минутою подходили к ним все ближе и ближе и затем врезались в узкий проход, пролегающий между находящимися на стоянке судами и ведущий к Соломбальскому порту. Вскоре пароход наш остановился у пристани против подворья в Соломбале. Оттуда на лошадях мы отправились в Архангельск, на Соловецкое подворье, где и остановились в ожидании отбытия парохода в Устюг. После непродолжительного отдыха, в тот же день, отец Паисий и Феофилакт ходили в контору Двинского пароходства за справкою, когда пойдет в Устюг пароход и что будет стоить проезд на нем восьми человек до Ускорья 20 , с незначительным количеством клади. Узнали они, что пароход отправится 29 Июня под вечер, а за проезд и за провоз клади надо заплатить 100 рублей. Сумма – тяжелая при том положении и при тех средствах, при каких в это время находились старцы. Чтоб уладить дело на более выгодных условиях, пожелали Паисий и Феофилакт повидаться с управляющим конторою; но на этот раз их не допустили до него, так как он был тяжело болен и никого не принимал. Иноки пришли в смущение; их сильно тревожила забота, где достать денег на проезд, а еще сколько предстояло расходов впереди... Но в святом деле, в тот момент, когда человеческая сила проходит к концу, является неожиданно сила высшая, для поддержания духа человека; Тот, Кто дает пищу птенцам врановым, призывающим Его, не оставит кольми паче человека, уповающего и надеющегося на Него. Так случилось и тут: на другой день нашего приезда в Архангельск, является в Соловецкое подворье весьма хорошо одетый господин и спрашивает отца Матфея. Ему указали занимаемые настоятелем комнаты, куда он войдя, встретился с отцом Матфеем, как коротко знакомый. Оказалось, к общей нашей радости, что явившийся господин – племянник отца Матфея, Вятский купец Василий Степанович Сунцев (отец Матфей из рода Сунцевых), едет в Соловецкий монастырь на богомолье. Услыхав о приезде своего дяди в Архангельск, он захотел повидаться с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Библиография: Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Архангельск, 1895. Вып. I. С.: 163-166 Известия императорской Археологической комиссии. Спб., 1911. Вып. 39. С.: 115 Ополовников А.В. Сокровища Русского Севера. М., 1989. С.: 177-180 Красовский М.В. Курс истории русской архитектуры: Деревянное зодчество. Пг., 1916. С.: 264? 265 Забелло С., Иванов В., Максимов П. Русское деревянное зодчество. М., 1942 Давыдов А.Н. Описи церковного имущества как источник по истории колоколен, колоколов и звонов в деревнях и уездных городах России (на материалах Русского Севера конца XVIII – начала XIX века)//Массовые источники Отечественной истории. Архангельск, 1999. С.: 71, 78, 84 Приход, состоявший из двух селений - с. Ижмы и д. Ижмозерской (8 верст от приходских церквей), располагался в 20 верстах к северо-востоку от Архангельска, на берегу р. Ижмы. В приходе было 2 церкви: теплая - во имя Воскресения Христова и холодная - Преображенская. Первая церковь во имя Преображения Господня была построена, вероятно, через несколько лет после нападения мурманов и норвежцев на двинские селения, совершенного в 1419 г. Затем до XVII в. нет сведений. В середине XVII в. крестьяне Ижемской волости направили прошение митрополиту Никону, в котором они писали, что их " отцы и деды и иных волостей люди, по обещанию своему, воздвигли церковь Преображения Господня, а как семь годов сряду хлеб не дошел и озяб от морозов, то нам сиротам с церковной земли и также с купленной дани платить к той церкви нечим … и той церкви строить нечим и попу с причетники жить неучего и ружить их нам сиротам нечим и твоей Государь Святительской дани с той церкви платить нечимже... " (Цит. по: Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 1 - Архангельск, 1895. - С. 164). Упоминаемая в прошении церковь была достроена и освящена 6 июня 1679 г., о чем была сделана надпись в иконостасе: " Освятися храм сей во имя Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа лета 7187 Июня 6 числа… " (там же, с. 164). В церкви было два придела: южный - во имя препп. Зосимы и Савватия Соловецких и северный - во имя преп. Антония Сийского. Антиминсы были: в одном из них от 1772 г. (без подписи архиерея) и в другом - от 1763 г.

http://sobory.ru/article/?object=13845

Закрыть itemscope itemtype="" > Позабытое чудо 29.03.2016 769 Время на чтение 4 минуты «3-го августа 1919 года мы играли на Новгородском проспекте около дома Перешневых. Был дождик и гроза. После дождика я первая увидела в облаках икону Божией Матери. Была Она одета в темно-синюю одежду стального цвета. На руках держала Младенца. Лица я у Ней не видела, а также и у Младенца. Рама кругом иконы была белого цвета. Как она исчезла, я не помню, но после осталось чистое голубое небо, где была икона. Когда мы играли около дома Перешневых, взрослых никого не было, были все дети», - такие показания Архгубревтрибуналу дала 14-летняя архангелогородка Ольга Зеленина. Вместе с девочкой явление наблюдали еще шестеро подростков. Церковное расследование Удивленные ребята рассказали о видении родителям, а затем настоятелю Воскресенского храма протоиерею Михаилу Попову. Церковные власти тщательно расследовали инцидент и 4 сентября созвали объединенное собрание епархиального и миссионерского советов. Об этом событии рассказали и в «Архангельских епархиальных ведомостях». На рассвете 27 сентября последние корабли союзников покинули Архангельск. 19 февраля 1920 года за границу уехало Временное правительство Северной области. Эмигрировал и главнокомандующий Северным фронтом, главный начальник Северного края генерал-лейтенант Евгений Карлович Миллер. Вместе с ним Россию покинули более 800 военнослужащих и гражданских беженцев. Советская власть 21 февраля 1920 года в Архангельск вступила Красная армия. За несколько дней в городе закрыли большинство храмов, семинарию и епархиальное училище. В выпуске «Архангельских епархиальных ведомостей» за февраль 1920 года сообщается: «ВЧК разгромила архангельский " Союз духовенства и мирян " , были арестованы десятки священнослужителей, в т.ч. временно управляющий Архангельской епархией с 1919 года . Занявшие Архангельск большевики начали репрессии: члены " Союза духовенства и мирян " были схвачены, им было предъявлено обвинение в контрреволюционной деятельности».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Архангельск. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Благовещенский храм был выстроен в 1763 г., одновременно вокруг церкви была поставлена ограда на каменном цоколе. На двухэтажном четверике восьмигранным куполом; на купол был поставлен световой барабан, на который опирался купол с маленькой луковкой и крестом. С запада у храма была поставлена трехъярусная колокольня. По северную сторону того места, где ныне стоит Благовещенская церковь, в XVII веке была часовня распятия Господня, находящаяся „в верхнем конце города по край городских слобод“, недалеко от Архангельскаго монастыря, в означенном столетии и начале XVIII состоявшая в ведении причта Рождественской церкви. Близ этой то часовни, на месте нынешней каменной церкви по прошению Холмогорца, Димитрия Матееева, на его и „христолюбцев города Архангельска подаяние и иных разных чинов людей“, и по благословенной грамоте Преосвященнаго Варнавы Архиепископа Холмогорскаго от 8 Февраля 1715 года, и была построена первая деревянная теплая церковь во имя Благовещения Пресвятыя Богородицы с приделом Св. Великомученику Димитрию Солунскому, которая и освящена была тем-же Преосвященным 7 Июля 1716 года, а придел — 19 Декабря 1717 года. По южную сторону сей церкви вскоре воздвигается и другая деревянная-же, холодная, в честь св. Правед. Прокопия и Иоанна Устюжских чудотворцев. Основателями ея были " города Устюга жители Иван Петров, Борис Никитин, Иван Костямин, Иван Колмогоров, Димитрий Белых " и др. " да Архангельскаго города Кормовщик Петр Салтанов " , которые вместе с священником Благовещенской церкви Иоанном (Селецким), пономарем Авраамием и старостой Антоном Едемским в 1721 году просили Преосвященнаго Варнаву построить сию церковь. Освящева была эта церковь 20 Сентября 1724 года. Тогдаже в эту церковь перенесена была устюжанами написанная ими икона свят. Правед. Прокопия и Иоанна из соборной церкви Всемилостиваго Спаса Преображения Господня, где она стояла с 1696 года лишь до времени. Церковь сия существовала до 1776 года. Так как обе деревянныя церкви приходили в ветхость и требовали частых ремонтировок, то прихожане с приезжавшими в Архангельск по торговым делам устюжанами в 1769 году обратились к Епархиальному начальству с просьбою вместо деревянных построить одну каменную двухэтажную церковь во имя Благовещения Пресвятыя Богородицы, на что и последовало им разрешение в следующем году. По соображению о месте заложения новой церкви, решено было „деревянную Благовещенскую церковь разобрать, кроме трапезы " , которая оставлена была, для отправления в ней треб и совершения утренних и вечерних богослужений, „пока каменная церковь строением в совершение приидет " так что нынешняя каменная церковь построена на том самом месте, где была деревянная Благовещенекая церковь.

http://sobory.ru/article/?object=34247

Библиография работ автора: Монографии Балакшина, Ю.В. «Братство ревнителей церковного обновления (группа “32-х” петербургских священников), 1903–1907: Документальная история и культурный контекст»/Ю.В. Балакшина. – М.: СФИ, 2014. Статьи 1. Осмысление типа романтика в повести Н.В. Гоголя «Невский проспект» и романе И.А. Гончарова «Обыкновенная история»//Творчество Н.В. Гоголя: истоки, поэтика, контекст. Межвузовский сб. научн. трудов. СПб., 1997. С. 13-19 2. Владимир Ленский и Александр Адуев как объекты комического изображения//IX Ломоносовские чтения: тезисы докладов. Архангельск, 1997. С. 88-89. 3. Изучение Библии на уроках литературы. Поиск путей//Свеча – 99. Истоки. Сборник научных и методических статей по религиоведению и культурологи. Вып. 2. Архангельск, 1999. С.44-49. 4. Эволюция житийного жанра в культуре Нового времени//Русская литература и внелитературная реальность. Историко-литературный сборник. Материалы «Герценовский чтений» 2003 г. С.126-130. 5.  Св. прав. Отец Иоанн Кронштадтский. Предсмертный дневник. Примечания. М., 2003. С.89-149 6. Неопубликованные страницы «Выбранных мест из переписки с друзьями» Н.В. Гоголя.//Вопросы литературы. 2005. Ноябрь-декабрь. С. 204-213. 7. Поль Рикер и Дмитрий Рудин (к вопросу о поисках методологии)//История литературы как филологическая проблема. Сборник научных статей. СПб., 2006. С.7-13. 8. Св. прав. Отец Иоанн Кронштадтский. Дневник. Т.3. Примечания. М., 2005. С.684-714. 9. Понятие «жизни» в философской системе Анри Бергсона (работа «Творческая эволюция») и образ «жизни» в творчестве Л.Н. Толстого (роман «Война и мир»)//Интернет-версия, сайт Свято-Филаретовского православного института. 10. Св. прав. Отец Иоанн Кронштадтский. Дневник. Т.4. Примечания. М., 2006. С.527-537 11. Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский и история одного малоизвестного перевода Библии на русский язык//История Отечества. Святые и святыни Русского Севера. Сб. статей. Архангельск, 2006. С.15-21 (тираж 300; администрация Арх. Области, Архангельска и Холмогорская епархия, Поморский гос. университет).

http://bogoslov.ru/person/4506664

В деле сохранилась записка епископа Илариона новому начальнику 6 отделения СО ГПУ Е.А. Тучкову с просьбой о свидании с сестрой О.А. Троицкой перед отправкой в Архангельск 30 июня 1922 г.: «При условиях заключения во внутренней тюрьме мне не предоставляется возможности повидать своих родственников перед отъездом в Архангельск, написанное же мною у Вас 26/VI письмо, очевидно, не доставлено по адресу, не желая оттягивать своего выезда прошу вызвать мою сестру О.А. Троицкую (Рождественка, 29. кв. 4) и дать мне с ней свидание, чтобы я мог через нее сделать нужные мне распоряжения с моим имуществом и получить необходимые для поездки вещи, которых со мной в тюрьме нет. А самое лучшее было бы мне с конвоем дойти до своей квартиры хотя бы на самое короткое время, и я прошу позволить мне это сделать. Иначе время проходит понапрасну» . 4 июля епископ Иларион вместе с этапом заключенных прибыл в Архангельск и 10 июля был освобожден из тюрьмы. Дом, в котором проживал епископ Иларион, находился почти в центре г. Архангельска, хозяева выделили ему большую комнату с выходящими на солнечную сторону окнами . Ссылку он отбывал рядом с местом, где жил на поселении митрополит Серафим (Чичагов). Родным епископ писал: " Служу я очень мало. 15 июля тихонько в церкви около дома послужил, а сегодня в соборе кафедральном. И только. А это верно: в праздники мне скучно без службы, хотя ведь в будни тоже никакого дела. Одним словом, в моей жизни много и хорошего, главное - свободное время и можно учиться. Пригодится ли это учение когда - не знаю. Ну, для себя! Хочу на бухгалтера научиться: курс лекций по счетоводству уже лежит на столе. А уж " оживляют " церковь пусть другие; нам с ними не по пути. Интересно, что на съезде для " оживления " только и надумали: 1) жениться архиерею, 2) жениться монахам с оставлением в сане, 3) жениться священнику на вдове, 4) жениться священнику вторично, 5) жениться на свояченице, 6) жениться на двоюродной сестре. Итак, шесть " жениться " - и только! Как просто-то оказывается! Ну что ж! На здоровье! А уж мы лучше по ссылкам поездим, а преклоняться перед наглостью, бессовестностью и глупостью не преклонимся. Дело-то не Божие, а потому разорится рано или поздно.

http://pravoslavie.ru/5822.html

Колосов 1881 – Колосов В. Старец Арсений Грек//ЖМНП. СПб., 1881. Сентябрь. С. 77–93. Колотий 2000 – Колотий И.А. Крестный путь патриарха Никона . Ясенево, 2000. Кольцова 1998 – Кольцова Т.М. «Крестовый образ» Кийского Крестного монастыря/Научно-исследовательская работа в художественном музее. Архангельск. 1998. Вып. 1. С. 14–32. Кольцова 1998а – Кольцова Т.М. Новые данные о строительной истории Крестного (Онежского) монастыря в XVII–XIX вв. (по письменным источникам)//Памятники архитектуры Русского Севера. Архангельск, 1998. С. 266–292. Комарова, Александров 2003 – Комарова Ю.Б., Александров Ю.Ю. О происхождении иконы «Спас царя Мануила», находящейся ныне в местном ряду главного иконостаса Софийского собора//НИС. СПб., 2003. Вып. 9 (19). С. 410–423. Комеч 1987 – Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца X – начала XII в. М., 1987. Конявская 2000 – Конявская Е.Л. Авторское самосознание древнерусского книжника (XI – середина XV в.). М., 2000. Копреева 1972 – Копрева Т.Н. К вопросу о жанровой природе «Поучения» Владимира Мономаха //ТОДРЛ. Л., 1972. Т. 27. С. 94–108. Кореневский 1912 – Кореневский Н. Церковные вопросы в Московском государстве в половине XVII века и деятельность патриарха Никона . Киев. 1912. Кормчая 1653 – Кормчая. М., 1653. Костюхина 1962 – Костюхина Л.М. Записи XIII–XVIII вв. на рукописях Воскресенского монастыря//АЕ за 1960 г. М., 1962. С. 273–290. Коткова 1991 – Коткова Н.С. Лечебник последней трети XVII в.//Источники по истории русского языка XI–XVII вв. М., 1991. С. 173–195. Кочетков 1976 – Кочетков И.А. Когда были написаны иконы митрополитов Петра и Алексия из Московского Успенского собора//Средневековая Русь. М., 1976. С. 310–316. Кочетков 1981 – Кочетков И.А. Иконописец как иллюстратор жития//ТОДРЛ. Л., 1981. Т. 36. С. 340–342. Кошелева 1981 – Кошелева О.Е. Боярство и дело патриарха Никона //Проблемы истории СССР. М., 1981. Вып. 12. С. 16–33. Кр. описание 1902 – Краткое историческое описание монастырей Архангельской епархии. Архангельск, 1902. Красных 2004 – Красных В.В. Ворон//Русское культурное пространство: Лингво-культурологический словарь: Вып. первый/И.С. Брилева, Н.П. Вольская, Д.Б. Гудков, И.В. Захаренко, В.В. Красных. М., 2004. С. 69–71.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Конечно, далеко не все письма из-за их большого количества и дальности расстояний она могла передать лично адресатам. Многие по дороге, подальше от Кеми, женщина просто опускала в почтовые ящики. Она также переправляла для духовенства на Соловки посылки и деньги, которые на ее имя в Кемь посылали их родственники. Канорская была арестована в начале июня 1929 г., накануне своей очередной поездки. Градислава Никаноровна намеревалась посетить Тотьму в Вологодской губернии, где в то время проживал ее брат – епископ Аполлос (Ржаницын). Туда она везла две рукописные тетради архиепископа Прокопия (Титова), чтобы познакомить с ними епископа Аполлоса, затем отвезти их обратно и по требованию владыки Прокопия выслать тетради ему 71 . Она должна была, кроме того, посетить Москву и Ленинград, а также привезти оттуда последние церковные документы, остальной маршрут ее поездки неизвестен. При обыске 7 июня у нее в квартире в тайнике обнаружили 13 писем с адресами, 12 квитанций на посылки и переводы, 10 записок с адресами, документ «Ответ верующему», разную переписку на 23 листах и вместе с ними текст декларации митрополита Сергия (Страгородского) , копию заявления заключенного священника Иоанна Шастова от имени всего заключенного духовенства в Соллагерях, обращение митрополита-экзарха Украины Михаила (Ермакова), другие документы 72 . По окончании следствия Канорская была осуждена по статье 58 п. И к трем годам заключения в концлагерь. Наказание отбывала в Соловецком лагере 73 . Дальнейшая судьба Градиславы Никаноровны Канорской неизвестна. 37 Соловецкие новомучепики/[сост. иг. Дамаскии (Орловский)]. Соловецкий монастырь, 2009. С. 130. 39 «От священства я не отрекусь...». Священномученик Николай, протоиерей: лагерные письма православной семьи Пискановских/[сост. В. О. Волков]. М., 2013. С. 80. 43 За веру Христову. Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные н Северном крае (1918–1951): биогр. справ./[сост. С. В. Суворова]. Архангельск, 2006. С. 24. 51 На квартире Мартьяновой Александры Евграфовны (монахини Аполлинарии) по адресу ул. Терехина д. 55, кв. 2, также действовала тайная иосифлянская церковь . (Там же. Л. 25). До ареста о. Николая Пискановского в сентябре 1934 г. тайная катакомбная церковь находилась и у него на квартире по адресу ул. Зырянская, 8//Там же. Л. 202. 61 Суворова С. В. Помощницы заключенного духовенства Ольга и Екатерина Поваровы//Соловецкий сборник. Архангельск, 2014. Вып. 10. С. 158. 66 Яковлева А.П. Список духовенства, заключенного на Соловках. 1921(?)–1926 гг.//Соловецкий сборник. Архангельск. 2014. Вып. 10. С. 150–151. Читать далее Источник: Воспоминания соловецких узников/[отв. ред. иерей Вячеслав Умнягин]. - Соловки : Изд. Соловецкого монастыря, 2013-. (Книжная серия " Воспоминания соловецких узников 1923-1939 гг. " )./Т. 4: 1925-1931 : - 2016. - 559 с. ISBN 978-5-91942-038-5 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект Российской Федерации. Территория 587,4 тыс. кв. км. Центр: Архангельск (основан в 1584). География: область расположена на севере европ. части России в тундровой, лесотундровой, таежной и арктической зонах. В состав области, к-рая омывается Белым, Баренцевым и Карским морями, входят острова архипелагов Сев. Ледовитого океана: Земля Франца-Иосифа, Нов. Земля, Соловецкие о-ва и др. Крупные реки А. о.: Сев. Двина, Печора, Вага, Пинега, Онега, Мезень. Территорию области занимают: леса - 37%, оленьи пастбища - 24, сельскохозяйственные угодья - 1,3, острова - 10,2, болота - 12,5, озера и реки - 3,2%. Население: 1 459,2 тыс. чел. (нач. 2000). Национальный состав: русские - 93%, коми - 1,5, народности Севера (ненцы, саамы и др.) - 1%, остальные - украинцы, белорусы, татары и др. Адм. устройство. В 1708 г. по указу имп. Петра I была учреждена Архангелогородская (с дек. 1796 Архангельская) губ., в 1929-1936 гг. территория А. о. входила в Сев. край (в 1936-1937 Сев. обл.), 23 сент. 1937 г. создана А. о. В состав области входят Ненецкий АО и 20 адм. районов. Религия В янв. 2001 г. в А. о. было зарегистрировано 127 религ. орг-ций. Большая часть рус. населения области исповедует Православие, представители др. христ. конфессий и религий немногочисленны. Русская Православная Церковь А. о. совпадает с границами Архангельской и Холмогорской епархии РПЦ (центр - Архангельск). В епархии - 93 прихода, 52 действующих храма, 3 муж. ( Антониев Сийский , Артемиев Веркольский и Кожеезерский ) и 1 жен. ( Иоанно-Богословский ) мон-рь. На территории А. о. расположен ставропигиальный Соловецкий в честь Преображения Господня муж. мон-рь . В Двинской земле (старое название территории А. о.) Православие получило распространение с нач. XII в. В христ. просвещении края особую роль играли архангельский во имя арх. Михаила и корельский во имя свт. Николая Чудотворца мон-ри . Двинская земля подчинялась Новгородской кафедре, вост. часть Двинской земли (по рекам Пинеге и Мезени до Печоры), а также Архангельск (Нов. Холмогоры) со 2-й пол. XV в. входили в Митрополичью (с 1589 Патриаршую ) обл. , в 1674 г. эти территории вновь отошли к Новгородской епархии. В 1571-1584 и 1613-1617 гг. земли по рекам Двина и Вага были подчинены Вологодской кафедре. В 1682 г. территория А. о. вошла в состав новообразованной Холмогорской и Важской епархии (с 1799 Архангельская и Холмогорская). Старообрядчество

http://pravenc.ru/text/76434.html

13. Следственное дело патриарха Тихона: сб. док. по материалам Центр, архива ФСБ РФ/Православ. Св.-Тихонов, богослов, ин-т. М.: Памятники ист. мысли, 2000.1015 с. 14. Шкаровский, М. В. Иосифлянство: течение в Русской Православной церкви. СПб.: НИЦ «Мемориал», 1999. 399 с. (Исторический сборник; вып. 4). Разорение и осквернение Соловецкого монастыря 15. Буров, В. А. Археологическое исследование руин церкви Онуфрия Великого XIX в. на старом монастырском кладбище Соловецкого монастыря//Соловецкое море: ист.-лит. альм. Архангельск; М.: Т-во Северного мореходства, 2010. Вып. 9. С. 82–93. 16. Детчуев, Б. Последний год//Север. 1990. 9. С. 123–127. 17. Критский, Ю. Соловецкий монастырь в 1917–1920 гт.//Соловецкий вестник. 1993. 12. С. 6. 18. Кузнецова, Н. М., Матонин, В. Н. Судьбы Соловецкого монашества после закрытия монастыря (1920–1939)//Михайловские чтения: Религиозно-культурное пространство региона: вчера, сегодня, завтра: сб. статей науч.-практ. конф. Архангельск, 2011. С. 68–73. 19. Куратов, А. А. Соловецкий монастырь: Разорение обители. СЛОН на Соловках//Куратов, А. А. Православные святыни и святые в истории Архангельского Севера: учеб. книга. 2-е изд., испр. и доп. Архангельск: Помор, ун-т, 2004. С. 176–179. 20. Куратов, A.A. Соловецкий монастырь, 1920–1923//Поморская энциклопедия. Архангельск, 2001. Т. 1. С. 383. 21. М[елъник]. А. Сначала был пожар.../А. М.//Соловецкий вестник. 1993. 9. С. 2. 22. Морозов, С. В. Соловки в 1920–1939 гг.//Морозов, С.В. Постижение Соловков: очерки и материалы. М.; Соловки: Т-во Северного мореходства, 2002. С. 64–67: рис. 23. Осипенко, М. Соловецкий мартиролог: братия Соловецкого монастыря после Октябрьского переворота 1917 г.//Соловецкое море: ист.-лит. альм. Архангельск; М.: Т-во Северного мореходства, 2010. Вып. 9. С. 110–121. 24. Осипенко, М. В. Хранители веры: братия Соловецкого монастыря после Октябрьского переворота 1917 г.//Север. 2013. 3/4. С. 31–59. 25. При советской власти хозяйство бывшего Соловецкого монастыря постепенно приходило в упадок//Православный церковный календарь, 2014 год. Памяти узников Соловецкого лагеря особого назначения посвящается, пос. Соловецкий: Изд. Соловецкого монастыря, 2013. С. 46–47.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010