1664 В последние десятилетия были опубликованы дневники красноборца – жителя деревни Пермогорье И. С. Карпова, тотемского крестьянина А. А. Замалеева, печорского старообрядца С. А. Носова, заонежского бондаря П. Т. Ананьина, крестьянина села Вашки в Белозерском крае Д. И. Лукичёва и других (см.: Карпов И. С. По волнам житейского моря/Публ. С. С. Гречишкина, Г. В. Маркелова. Вступит, статья Г. В. Маркелова/Новый мир. 1992. 1. С. 7–76; Дневник тотемского крестьянина А. А. Замалеева (1902–1922)/Публ. подгот. В. В. Морозов, Н. И. Решетников. М.. 1995; Печорский старообрядческий писатель С. А. Носов: видения, письма, записки/Подгот. текста, вступ. статья и примечания М. В. Мелихова. М , 2005; Текст дневника П. Т. Ананьина/Подгот. публ. В. П. Ершова, И. В. Мельникова/Кижский вестник. Петрозаводск, 2013. Вып. 14. С. 17–149; Мужской род. Первое лицо. Единственное число: Дневники Д. И. Лукичёва и Д. П. Беспалова/Подред. С. Б. Адоньевой. СПб , 2013). Краткий обзор крестьянских дневников в рукописных собраниях Древлехранилища Пушкинского Дома был сделан Г. В. Маркеловым (см.; Маркелов Г. В. Крестьянские архивы в Древлехранилище Пушкинского Дома/ТОДРЛ. СПб., 1993. Т. 46. С. 493–502). 1667 Маркелов Г. В. Жизнеописание пермогорского крестьянина И. С. Карпова # ТОДРЛ. СПб., 1993. Т. 47. С. 423–429. 1668 Рукопись была найдена на Мезени во время экспедиции Пушкинского Дома в 1967 г. Краткую характеристику содержания дневника впервые дал Г. В. Маркелов (Маркелов Г. В. Крестьянские архивы... С. 500). 1671 Эти документы, хранящиеся в Государственном архиве Архангельской области (ф. 760: фонд Мезенского уездного суда; ф. 189: фонд Мезенского нижнего земского суда), опубликованы и прокомментированы: Новиков А.В. Ущельский монастырь (история обители в документах). Архангельск, 2018. С. 156–172. 1674 Новиков а.В. 1) Лешуконье XV–XIX вв. История края. Архангельск, 2003. С. 693; 2) Деревни Лешуконья... С. 261. 1675 См.: Новиков А.В. Лешуконские храмы: очерки истории церквей, часовен, монастырей, пустынь и скитов на территории средней Мезени. Архангельск, 2015. С. 200–201.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

началось правление Петра I; Софью заставил он удалиться в монастырь. о Ведение дела защиты Петра в Троицкой лавре, раскрытие злоумышления Софьи и ее удаление, было совершено самым энергичным из сторонников юного Царя Петра, его дядькою, князем Борисом Алексеевичем Голицыным, по словам Гордона, «всем распоряжавшимся у Троицы». Ему следует приписать и образование нового правительства, в котором первым лицом оказался, однако, дядя Государя, Лев Кириллович Нарышкин. Лето 1690 г. провел Петр в примерных штурмах и осадах, да стройке судов на переяславской верфи. В 1691 году воинские маневры Царя заключались во взятии построенной им крепостцы Пресбург, где Петр, в 1 чине ротмистра, вел не шуточный штурм, окончившийся ранами и даже смертью упорных защитников. Усиленная же стройка судов в Переяславле настолько подогрела (в юном Государе страсть к мореплаванию, что в 1693 году он нарочно поехал в далекий Архангельск, чтобы видеть там подлинное море. Здесь, знакомясь с иностранными корабельщиками и ожидая замедлившийся приход из Амстердама морского каравана, Петр провел два месяца, приказав заготовить на весну материалы для строения первого корабля. Зимою неожиданно умерла мать его, (25 янв. 1694г.), и, оплакав потерю, Петр раннею весною отправился во второй поход в Архангельск Испытал страшную бурю во время плавания в Соловки и на месте спасения, в Унской губе, поставил собственноручно сделанный деревянный крест. По возвращении с Соловков, Петр I встретил заказанный в Голландии фрегат, спустив на воду свой, построенный в Архангельск, и в августе, провожая океанский караван, проплыл на своей уже эскадре, из трех кораблей, – до Святого Носа, где буря заставила воротиться назад, еще раз подвергая Царя страшной опасности в устьях и Двины. На весну сказан поход к Азову, по идее Лефорта. С 8 июля, в качестве бомбардира Петра Алексеева, Царь сам начинял гранаты и бомбы, и сам стрелял целые две недели. Кревету писал Петр в это время, из под Азова: «наклонясь ходим... шершней раздразнили, которые за досаду свою крепко кусаются, однако и гнездо их помаленьку сыплется».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Л. Рягузова. Архангельск, 2002 [б. паг.]; Юхименко Е. М. Выговская старообрядческая пустынь: духовная жизнь и литература. М., 2002. Т. 2. С. 141 546); Кенозерский национальный парк: Кр. путев. Архангельск, 2004. С. 152-155; Культурный ландшафт как объект наследия. М.; СПб., 2004. С. 250-253, 430; Критский Ю. М. Кенозерье: История и культура (очерки, мат-лы, исслед.). Архангельск, 2005. С. 29-31; Мелехова Г. Н. Современное возрождение правосл. топографии Каргополья//Ист.-культурное наследие Рус. Севера: Проблемы изучения, сохранения и использования. Каргополь, 2006. С. 250-262; Шаповалова Л. Г. Каргопольские храмы с бочечным завершением//Там же. С. 204-213; Минеева И. Н., Пигин А. В. Святыни Лёкшмозерья//Живая старина. 2007. 1. С. 50-51; Старицын А. Н. Каргопольские чудеса и повседневность XVII в.//Рябининские чт.- 2007. Петрозаводск, 2007. С. 446-449. А. В. Пигин Иконография Первый образ К. написан иконописцем Иоанном, родом из Новгорода. В Житии святого среди чудес описывается создание его иконы: «...сотворившим братиям с наставником совет, и призвавше на Челму гору, во обитель преподобнаго, изографа, мужа искусна в художестве своем, рождением Великаго Нова града, ему же имя Иоанн, и повелеша ему написати образ преподобнаго отца Кирилла. Егда же написа он образ той и поолифив на солнце, принесе его поставити; в той час о Глубокое Лекшмо езеро живущии поселяне в деревни, именуемой Казаринова, иже на Труфанове, видевше над монастырем, идеже стояще образ преподобнаго, аки столп огнен - солнечныя лучи…» ( Докучаев-Басков. 1889. 3/4. С. 492). Чудо произошло на Лёкшмозере, недалеко от Челмогорской пуст. Образ был написан вскоре после смерти К. и поставлен в ц. Богоявления над его гробом. Прп. Кирилл Челмогорский, с видом мон-ря. Икона. 1-я пол. XIX в. (частное собрание) Прп. Кирилл Челмогорский, с видом мон-ря. Икона. 1-я пол. XIX в. (частное собрание) Историк К. А. Докучаев-Басков полагал, что эта икона погибла в кон. XVI - XVII в., во время одного из пожаров (Там же. С.

http://pravenc.ru/text/1840277.html

17 июля 2014 г., в 96-ю годовщину расстрела св. страстотерпца имп. Николая II Александровича и его семьи, состоялся покаянный крестный ход в приходе пос. Удимский Котласского р-на. Монастыри На 2014 г. в К. и В. е. нет действующих мон-рей. Упраздненные: Иоанно-Богословский Варлаамиев Важский мон-рь (муж., при впадении р. Пинежки в р. Вагу в Шенкурском у., основан в 1426, упразднен в 1764); Коряжемский Николаевский мон-рь (муж., в Коряжме, основан в 1535, упразднен в 1863, восстановлен в 1896, закрыт в 1927; в 1989 воссоздан как приход); Христофорова Богородицкая пуст. (муж., на р. Коряжемке в Сольвычегодском у., основана в 1555, в 1764 упразднена и обращена в приходскую церковь); Введенский мон-рь (муж., в Сольвычегодске, основан в 1565, закрыт в 1918); Елгомская пуст. (муж., на берегу Елгомского оз. в Каргопольском у., упом. в сер. XVII в., упразднена и обращена в приход в 1764); Уздринская (Узринская) Введенская пуст. (жен., на реках Уздре и Пуе в Шенкурском у., основана в 1646, в 1764 упразднена, в кон. 70-х - нач. 80-х гг. XIX в. восстановлена, будучи приписанной к шенкурскому Свято-Троицкому монастырю, закрыта в 1923); шенкурский Свято-Троицкий мон-рь (жен., в Шенкурске, основан в 1664, в 1764 упразднен, в 1778 восстановлен как муж., в 1865 обращен в жен., закрыт в 1923); Макариевская пуст. (на оз. Ума в Шенкурском у., основана как муж. в 1671, в 1779 обращена в приходскую церковь, в 1787 приход обращен в пустынь с причислением к шенкурскому Свято-Троицкому мон-рю, с 1865 жен., упразднена в 1923). Лит.: Список приходов и церквей Архангельской епархии с подразделениями их на благочиния и благочинных и священнослужителей с указ. адреса их местожительства. Архангельск, 1889; Зверинский. 1890. Т. 1; 1892. Т. 2; Шишков А. Шенкурский Св.-Троицкий женский мон-рь//Краткое ист. описание мон-рей Архангельской епархии: [Сб. ст.]. Архангельск, 1902. С. 563-592; Православные рус. обители. 1910; Камкин А. В. Правосл. Церковь на Севере России. Вологда, 1992; Слёзкин А. В. Сольвычегодск и окрестности. М., 2006; Михайловские чт., 5-е: Религиозно-культурное пространство региона: вчера, сегодня, завтра: Сб. ст. науч.-практ. конф. Архангельск, 2011; Дробышевский Б. А. На слиянии Вычегды и Двины. М., 2012; Котлас - город нашей судьбы, 1917-2012. Котлас, 2012; Мошкова Н. Коряжма станет центром Котласской и Вельской епархии//Трудовая Коряжма. 2012. 96. С. 1; Определения Свящ. Синода//ЖМП. 2012. 2. С. 6; Василий (Данилов), еп. «Когда оглянешься вокруг…»: Интервью/Бесед.: М. Сизов.//Вера: Газ. Сыктывкар, 2013. 685.

http://pravenc.ru/text/2458895.html

Во 2-й пол. XVII-XVIII в. «крестовые образы» развозили из Крестного монастыря по всей России. Так, в 1673 г. онежский иконописец Алексеев написал для обители 4 иконы Животворящего Креста Господня за 9 р.: «Пять икон в прошлом году… к Москве послано… три иконы крестов же пядниц к Холмогорам ку боярину и во двор же князю Дмитрию в Каргопол, Афанасию Кукшино… икона крестовая послана» (РГАДА. Ф. 1195. Оп. 1. Д. 192. Л. 55 об.). Первая Онежская экспедиция под рук. Н. Н. Померанцева зафиксировала в 1958 г. 5 икон «Поклонение Кийскому кресту» на холстах, к-рые хранились в соборе Рождества Христова в Каргополе. Такое количество образов объясняется тем, что в XVII-XVIII вв. рядом с собором размещалось подворье Кийского Крестного мон-ря (Арх. АМИИ. Ф. 3-Н. Д. 1). Не исключено, что иконы «Поклонение Кийскому Кресту» могли писать и в других центрах, особенно в мон-рях, основанных патриархом Никоном (Новоиерусалимском и Валдайском Иверском). Однако основная часть сохранившихся икон создана сев. иконописцами. Современная копия К. к., выполненная в 2005 г., находится в Крестовоздвиженском соборе Кий-Островского Крестного мон-ря. Лит.: Жизневский А. К. Описание Тверского музея. М., 1888. С. 57-60; Историческое описание Крестного второкл. мон-ря Онежского у. Архангельской губ. Архангельск, 1890; Шаскольский Н. П. Произведения древнерус. искусства в экспозиции музея//Ежег. МИРА. Л., 1958. Т. 2. С. 333-341; Пастернак О. П. Иконография «Кийского креста» и его повторения XVIII в.//Оригинал и повторение в живописи: Экспертиза худож. произведений: Сб. науч. тр. ВХНРЦ. М., 1988. С. 47-60; Русские мастера живописи и гравюры XVI-XVIII вв.: Кат. выст. ГИМ/Авт.-сост.: Н. Ф. Трутнева, М. М. Шведова. М., 1989; Кольцова Т. М. «Крестовый образ» Кийского Крестного мон-ря//Научно-исслед. работа в худож. музее: Сб. ст. Архангельск, 1998. Вып. 1. С. 14-32; она же. Северные иконописцы: Опыт биобиблиогр. словаря. Архангельск, 1998. С. 34-35, 37, 40-45, 82-87, 107, 129; она же. Иконы Сев. Поонежья. М., 2005. С. 94-108; Кийский Крест патриарха Никона/Сост.: М. В. Осипенко. М., 2000; Патриарх Никон: Облачения, личные вещи, автографы, вклады, портреты: [Кат. выст.]. М., 2002. С. 72-77; Крест в России/Авт.-сост.: С. В. Гнутова. М., 2004. С. 62-65, 270-275; Гнутова С. В., Щедрина К. А. Кийский крест, Крестный мон-рь и преображение сакрального пространства в эпоху патриарха Никона//Иеротопия: Создание сакральных пространств в Византии и Др. Руси/Ред.: А. М. Лидов. М., 2006. С. 681-705.

http://pravenc.ru/text/Кийский ...

Примерами совр. иконографии К. являются его изображения на иконе «Собор Олонецких святых» кон. XX - нач. XXI в. (собор блгв. кн. Александра Невского в Петрозаводске; К. взирает на прп. Антония Римлянина) и в росписи ц. Успения Пресв. Богородицы в Архангельске (2010, иконописцы С. Г. Егоров, И. И. Лапин) - К. написан с густыми седыми волосами и бородой, расходящейся книзу на 2 косицы, правая рука поднята в благословляющем жесте, в левой - игуменский посох. На совр. единоличных иконах К. изображается, как правило, на фоне обители. Лит.: Докучаев-Басков К. А. Подвижники и монастыри Крайнего Севера: Челменский пустынник, прп. чудотворец Кирилл, и его пустынь//ХЧ. 1889. 3/4. С. 469-510; 7/8. С. 223-256; Русак В. Икона преподобных отцев, в Земле Карельской просиявших//ЖМП. 1974. 12. С. 16-21; Treasures of the Orthodox Church Museum in Finland. Kuopio, 1985. P. 31, 101. N 16; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 452-453. 226; Т. 2. С. 147; Святые Каргопольской земли (живопись, графика): Из собр. музеев Архангельской обл.: Кат. выст./Сост.: Т. М. Кольцова, М. Л. Рягузова. Архангельск, 2002; Православная Карелия: Изд. посвящ. 15-летию возрождения Петрозаводской и Карельской епархии. Петрозаводск, 2005. С. 2; Мелютина М. Н. Иконы с образом прп. Кирилла Челмогорского как источник для изучения истории и культуры Кирилло-Челмогорской пуст.//Православие в Карелии: Мат-лы 3 регион. науч. конф., посвящ. 780-летию крещения карелов. Петрозаводск, 2008. С. 228-239; она же. Монастырский ландшафт Кенозерья: Культовые комплексы церк. интерьеров (по письменным, лит. и изобразительным источникам)//Культурное и природное наследие Европ. Севера: Сб. ст. Архангельск, 2009. С. 252-269; Зеленина Я. Э. Уникальные иконы Собора Карельских святых из Финляндии//Кенозерские чт.- 2009: Этнокультурный ландшафт Кенозерья: междисциплинарное исслед. на пересечении естественных и гуманит. наук: Сб. мат-лов IV Всерос. науч.-практ. конф. Архангельск, 2011. С. 305-312, 430. Т. М. Кольцова Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1840277.html

См.: Пшеницын Д. А. Солигаличский торговый тракт, или История волости Толшма (XVII–XX вв.). Архангельск, 2019. С. 247–252. См., например: ГА ВО, ф. 1260, оп. 1, д. 2506, 3751, 6669–6674, 6687–6688, 6827; Черкасова М. С. Документы по истории Устюженской десятины Новгородской митрополии XVII – начале XVIII в.//Вестник церковной истории. 2011. 3/4(23/24). С. 14, 21. ГА ВО, ф. 1260, оп. 1, д. 7204. Корогодина М. В. Древнерусская исповедь как часть монастырской культуры: традиции и книжные истоки//Монастырская культура как трансконфессиональный феномен. М., 2020. С. 66. ГА ВО, ф. 1260, оп. 3, д. 38. Там же, д. 29. Башнин Н. В. Дионисиево-Глушицкий монастырь и его архив XV–XVII вв. СПб., 2016. С. 924–925. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедицией Императорской Академии наук. Т. 4. СПб., 1836. 284. С. 401–403. Великоустюжский центральный архив, ф. 627, д. 14. NCЗ-I. Т. 3. 1612. С. 417. Башнин Н. В. Дионисиево-Глушицкий монастырь… С. 601–602, 923–924 (выяснение того, кто у скоропостижно умершей крестьянки был отец духовный, в каком году она исповедовалась и причащалась у него). Булатов В. Н. Муж слова и разума. Афанасий – первый архиепископ Холмогорский и Важский. Архангельск, 2002. С. 222–223. Черкасова М. С. Документы XVII–XVIII вв. из архивов соборных храмов в Вельске и Верховажье//Вестник церковной истории. 2008. 4(12). С. 105. Там же. С. 94–95. Черкасова М. С. Вологодский список поучительной грамоты Афанасия Холмогорского 1697 г.//Поморские чтения по семиотике культуры. Актуальные проблемы семиотики геосоциального и геокультурного пространства Европейской части Российской Арктики Архангельск, 2018. С. 269. Найденова Л. П. Жизнь русского человека XVI–XVII вв. (вера–семья–дела житейские). М., 2020. С. 107, 125–128. ГА ВО, ф. 1260, оп. 1 (Вологодский архиерейский дом), д. 7759, л. 1–4. Сукина Л. Б. Концепция «конфессионализации» – одна из возможных парадигм изучения русской истории XVI–XVII вв.//Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Сер. 17. 2014. Вып. 2. С. 118.

http://sedmitza.ru/lib/text/10190257/

А. Архит.-худож. ансамбль Соловецкого мон-ря. М., 1982; Кольцова Т. М. Первые литографии//Патриот Севера: Ист.-краевед. сб. Архангельск, 1985. С. 204-212; она же. Сев. иконописцы: Опыт биобиблиогр. словаря. Архангельск, 1998. С. 99-100; Повесть о Зосиме и Савватии: Факс. воспроизв. М., 1986; Мальцев Н. В. Центры и мастерские деревянной скульптуры Рус. Севера XVII в.//Проблемы каталогизации произведений искусства в худож. музее: [Сб. науч. тр.]. Л., 1988. С. 69-83; он же. Раки Зосимы и Савватия в док-тах Соловецкого мон-ря XVI-XVIII вв.//Рус. культура на пороге 3-го тыс.: Христианство и культура. Вологда, 2001. С. 135-144; Скопин В. В. Иконописцы на Соловках в XVI - сер. XVIII в.//ДРИ. М., 1989. [Вып.:] Худож. памятники Рус. Севера. С. 303-304; Щенникова Л. А. Вопр. изучения Соловецких икон XVI - XVII вв.//Там же. С. 261-275; Соколова И. М. О резных раках соловецких чудотворцев//Древнерус. скульптура: Проблемы и атрибуции. Сб. ст. М., 1991. [Вып. 1]. С. 66-90; Вешнякова О. Н. Икона «Зосима и Савватий Соловецкие» 1711 (?) г. из собр. АМИИ//Чт. по исслед. и реставрации памятников худож. культуры Сев. Руси, посвящ. памяти худож.-реставратора Н. В. Перцева: Сб. ст. Архангельск, 1992. С. 195-207; Культура староверов Выга: Кат. Петрозаводск, 1994. Ил. 16, 19, 30; Неизвестная Россия: К 300-летию Выговской старообр. пуст.: Кат. выст./ГИМ; авт.-сост.: Э. П. Винокурова и др. М., 1994. С. 36-57; Рус. деревянная скульптура/Сост.: Н. Н. Померанцев, С. И. Масленицын. М., 1994. С. 118-130; Тарасов О. Ю. Икона и благочестие: Очерки иконного дела в имп. России. М., 1995; Косцова А. С., Побединская А. Г. Рус. иконы XVI - нач. XX в. с изображением мон-рей и их основателей: Кат. выст. СПб., 1996. С. 63-76, 140-158. Кат. 59-85; Рус. мон-ри: Искусство и традиции: Альбом/ГРМ. СПб., 1997; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 242-277, 398-399, 448-449, 618-619; Т. 2. С. 111-113, 209-210, 302-303, 320-321, 380-381; Мильчик М. И. 3 ранние иконы с изображением Соловецкого мон-ря//Изв. Вологодского об-ва изучения Сев.

http://pravenc.ru/text/200051.html

Перефразируя строку из «Песни о колоколе» Шиллера: «Пусть призывом к миру будет первый звук, который исторгнет этот колокол!» – скажем: «Пусть призыв к миру всегда будет слышен в колокольном звоне!». (Перевод Ю.А. Данилова) 2 Давыдов А.И. Два колокола времен Крымской войны. Россия и Русский Север в годы Крымской войны (1853–856 гг.). Вологда, 1979, с. 64–83; он же. «Чудесное спасение Соловецкого монастыря (история и легенда). – Наука и религия, 1981, с. 32–34. 4 Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии (далее: Краткое историческое описание…), вып. I. Архангельск, 1894, с. 114. 5 Там же, с. 19, 59, 114, 295, 339; вып. II, с. 56, 66, 93, 102, 114, 125, 131, 184, 188, 233, 252, 254, 266, 280, 399; вып. III, с.62, 98,250 и др. 10 Рейнеке. Гидрографическое описание Белого моря. – Архангельские губернские ведомости, 23.1. 1846 Часть неоф., с. 50. 14 Смоленский Ст. О колокольном звоне в России. – Русская музыкальная газета. 1907, 4–11 марта, стб. 265. 15 Ефименко П.С. Сборник народных юридических обычаев Архангельской губернии. Архангельск, 1869, с. 106. 16 Ефименко П. С. Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии, т. 1. М., 187, с. 141. 17 Житиухина Софья Алексеевна, 1914 г.р., уроженка дер. Алешино Вологодской обл.; запись А.Н. Давыдова. Архангельск, 25.10.77. 20 (Балов А.) Колокольный звон в народных верованиях. – Архангельские губернские ведомости, 1903, с.4. 25 Павел Алеппский. Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века. М., 1896, с. 109. 27 Олеарий А. Подробное описание голштинского посольства в Московию и Персию в 1633, 1636 и 1639 гг. М., 1870, с. 345. 37 Ярешко А. Колокольные звоны – инструментальная разновидность русского народного музыкального творчества.– Из истории русской и советской музыки, вып. 3. М., 1978. 39 См.: Patay P. Régi harangok. Budapest, 1977. См. также статью В. В. Кавельмахера в настоящем сборнике. 47 Ценил акустические свойства колоколен известный певец Джильи и любил петь с них. См.: Джильи Б. Воспоминания. Л.. 1964, с. 21.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kolokola...

57. Лисичкин, В. А. Лука, врач возлюбленный [Текст] : жизнеописание святителя и хирурга Луки (Войно-Ясенецкого) /В. А. Лисичкин. 2-е изд. Москва: Изд-во Моск. Патриархии Рус. Православ. Церкви, 2013. 456 с: ил., портр. Библиогр.: с. 425–434. То же. 2009. 58. Лисичкин, В. А. Этика святителя Луки [Текст]/В. А. Лисичкин. Москва: Изд-во Фонда им. свт. Луки, 2013. 287 с. 59. Малягин, В. Святитель Лука Симферопольский (Войно-Ясенецкий) [Текст]./В. Малягин. Москва: Изд-во Данилов. благовестник, 2013. 176 с. 60. Марущак В., протодиакон. Святой врач: архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) /протодиакон. Василий Марущак. Москва: Данилов. благовестник, 2013. 255 с.: ил. 61. Поповский, М. А. Жизнь и житие святителя Луки Войно-Ясенецкого , архиепископа и хирурга [Текст]/М. А. Поповск ий. Санкт-Петербург: Сатисъ, 2013. – 443 с.: ил. То же. 2002. 509, с.: ил. 62. Глянцев, С. П. Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий профессор хирургии и архиерей: жизнь и творчество благодаря вере и вопреки жизненным обстоятельствам [Текст]/С. П. Глянцев//II Войно-Ясенецкие чтения: сб. науч. тр. Архангельск, 2013. С. 10–15. 63. Мухина, П. Н. Святитель Лука, «врач возлюбленный», исцелявший не только тело, но и души [Текст]/П. Н. Мухина//II Войно-Ясенецкие чтения: сб. науч. тр. Архангельск, 2013. С. 20–24. 64. Сидоров, П. И. Наука и религия в социальном служении святителя Луки [Текст]/П. И. Сидоров//II Войно-Ясенецкие чтения: сб. науч. тр. Архангельск, 2013. С. 15–20. 65. Козовенко, М. Н. Жизнь и деятельность В.Ф. Войно-Ясенецкого, хирурга и епископа [Текст]/М. Н. Козовенко//Избранные страницы истории русской хирургии: учеб. пособие для студентов (курс лекций). Москва, 2013. С. 126–144. 66. Коржова, Е. Ю. Основания нравственности личности святителя, хирурга, учёного Луки в его жизненном и творческом пути [Текст]/Е. Ю. Коржова// Духовно-нравственное воспитание учащихся в современной школе : сб. науч.-метод. ст. Санкт-Петербург, 2013. С. 6–10. 67. Лисичкин, В. А. Наукометрический анализ опубликованных и неопубликованных работ Святителя Луки (В.Ф. Войно-Ясенецкого) [Текст]/В. А. Лисичкин//Духовное и врачебное наследие Святителя Луки (Войно-Ясенецкого) : сб. материалов пятой междунар. науч.-практ. конф., 6 июня 2013 г. Москва, 2013.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010