Тебе и сестрам шлю сердечный поклон. Мое здоровье, Божиего милостию, хорошо. Служу бодро. Да возрастит Господь все плоды земные для обители в изобилии, и скот ваш да соблюдет от падежей и болезней 403 . Твой Богомолец и слуга, Протоиерей Иоанн Сергиев. 23 Мая 1905 г. Е. К. Сергиевой. 14 июня 1905. Архангельск Архангельск, 14 Июня 1905 Дорогая моя жена Елисавета Константиновна! Благословляю и целую тебя и призываю благословение Божие на тебя, на Руфину Григорьевну, Елисавету Григорьевну и их семью, – а также и на Анастасию Ивановну, добрую сестру милосердия. – Молю скоропослушливого Господа Иисуса Христа исцелить твою больную голову и ноги и избавить тебя от постоянной скорби. Сожалею о ушибе груди Руфины – и молю Господа исцелить ее вскоре. О себе скажу, что я совершенно здоров 404 ; путешествую благополучно; служу часто обедни 405 ; говорю проповеди в храмах Божиих и причащаюсь Св Христовых Таин во спасение и радость. В Суру прибыл я 4-го Июня на лошадях; ехал восемьдесят верст. Пароход не мог идти за мелководьем 406 . В Суре пробыл трои сутки. Оттуда отправился на большой лодке или карбасе до парохода. А пароход спустился вниз по реке за двести верст, чтобы стоять ему на глубоком месте. И мы плыли на карбасе двести верст день и ночь, по три версты, а то и по две в час. – Как были мы рады, что добрались до парохода 407 . В Архангельск прибыли 13 июня, в среду. Служил в Соборе. Жители Архангельска, знакомые мои, с любовью ветре200 тили меня 408 . Староста Соборный Ликарион Попов пригласил к себе на обед все духовенство соборное и угощал радушно самыми лучшими рыбными кушаньями. – Визитировал знакомых – духовных и мирян. Архиерея нет в городе; губернатора и вице-губернатора тоже 409 . Из Архангельска следую в Холмогоры к сестре 410 ; а от ней – вверх по Двине, в Кубенское озеро, затем каналами в реку Шексну, в Леушинский Монастырь, к Игуменье Таисии и т. д. Всех вас целую и обнимаю дружески; Николай Николаевичу поклон. Игоря и малютку Руфину целую. Ваш Протоиерей Иоанн Сергиев.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Архангельск. Церковь Мартина Исповедника в Соломбале. Карта и ближайшие объекты На рубеже XVII-XVIII веков Архангельск сыграл важную роль в истории развития русского военно-морского торгового флота. В 1693 году Петр I заложил на близлежащем острове Соломбала верфь и основал Адмиралтейство. Соломбала в переводе с финно-угорского означало болотистое, мокрое место. Остров Соломбала начали активно заселять в конце XVII века, после устройства корабельной верфи. До середины XVIII века на острове не было кладбища и умерших хоронили в своих дворах. В 1749 года место для кладбища было отведено, построена первая деревянная кладбищенская церковь, освященная в честь святого Иакова, брата Божия (вскоре сгорела). Кладбище в Соломбале неоднократно меняло свое место, пока в начале XIX века не определилось на нынешней территории. 4 июня 1803 года была заложена каменная кладбищенская церковь во имя Воскрешения Лазаря. 4 ноября 1806 года Владыкой Евлампием храм был переосвящен в честь святителя Мартина Исповедника, папы Римского. В этот период командиром Архангельского порта служил адмирал М. П. фон Дезин (Фондезин). Мартын (Мартин) Петрович принимал активное участие в организации и финансировании строительных работ, поэтому церковь получила имя его святого покровителя. Церковь одноэтажная, с примыкающей с запада колокольней. Имеет одну главу. Первоначально она имела один престол; в 1886 году к северной части храма пристроен придел в честь святого апостола Иакова Алфеева. Строительство велось на средства архангельского купца М. В. Телятьева и Санкт-Петербургского купца А.Я. Прозорова. Первое церковное имущество было перенесено в храм в начале XIX века из предшествующей деревянной кладбищенской церкви в Соломбале. А в 1839 - 1840 годах на средства архангельского купца Дмитрия Починкова построен иконостас храма святителя Мартина, который имеет необычайно красивую и замысловатую архитектурную композицию: трехъярусный, два верхних яруса оформлены в виде полукруглой арки. Иконостас придела Иакова Алфеева освящен 9 октября 1886 года. Его пожертвовал архангельский крестьянин Петр Петрович Амосов. Росписи стен церкви были выполнены в начале ХХ веке в технике масляной живописи.

http://sobory.ru/article/?object=08627

Архангельск, 1894. Вып. 1. С. 223). Образ был написан Феодоритом перед смертью (Верное и краткое исчисление, сколь можно было собрать, преподобных отец Соловецких, в посте и добродетельных подвигах просиявших, которые известны по описаниям, и ист. сведения о церковном их почитании: Агиологические очерки/Сост.: иером. Никодим (Кононов). СПб., 1900. С. 95). Соловецкий мон. писец Феодорит (Куколкин) (первоначально церковный дьяк с. Уна в Поморье, с 1603 ездил по заданию Соловецкого мон-ря) написал и проиллюстрировал в 1605-1606 гг. Житие преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, в к-ром поместил и свое изображение ( Кукушкина М. В. Монастырские б-ки Рус. Севера. Л., 1977. С. 95). В приходо-расходных книгах Соловецкого мон-ря за 1606 и 1607 гг. иконник Феодорит дважды упоминается в качестве вкладчика ( Кольцова Т. М. Сев. иконописцы: Опыт биобиблиогр. слов. Архангельск, 1998. С. 119). По-видимому, икона И. работы Феодорита не сохранилась. Блаженные Иоанн и Лонгин Яренгские, с житием. Икона. 1695 г. (Северодвинский гор. КМ) Блаженные Иоанн и Лонгин Яренгские, с житием. Икона. 1695 г. (Северодвинский гор. КМ) Праведные Иоанн и Лонгин Яренгские. Икона. 2-я пол. XIX в. Иконописная мастеркая Соловецкого мон-ря (АМИИ) Праведные Иоанн и Лонгин Яренгские. Икона. 2-я пол. XIX в. Иконописная мастеркая Соловецкого мон-ря (АМИИ) Иконография 1-го образа использована в наиболее раннем известном изображении И. 20-х гг. XVII в.- шитом покрове «Прп. Иоанн Яренгский», вложенном, согласно надписи по нижнему краю, кн. Д. М. Пожарским в «дом преподобному Ивану» - Яренгский монастырь (157×96 см, АОКМ; см.: Соломина В. П. Древнерус. шитье в собр. АОКМ: Кат. Архангельск, 1982. С. 36. Кат. 4). И. изображен фронтально в рост, с прижатой к груди десницей, в коротких одеждах, как у св. Иоанна Предтечи, которые в нижней части «рассыпаются на нитки» (от ветхости). Длинные волосы святого 2 косицами ниспадают по сторонам лика, борода из отдельных прядей. Шитье выполнено шелковыми и золотными нитями на красной камке.

http://pravenc.ru/text/471222.html

Вид на Святодуховский кафедральный собор и гостиный двор в Петрозаводске. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) Вид на Святодуховский кафедральный собор и гостиный двор в Петрозаводске. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) 22 мая 1828 г. имп. Николай I утвердил доклад Святейшего Синода по вопросу об образовании самостоятельной Олонецкой епархии с центром в Петрозаводске. Первым епископом Олонецким и Петрозаводским был назначен Игнатий (Семёнов) . Епископы, занимавшие Олонецкую кафедру в 1828-1917 гг., решали задачи духовного просвещения и строительства храмов, борьбы с распространением старообрядчества и лютеранства, организации миссионерской работы. Благодаря их усилиям в К. была создана широкая сеть начальных церковных школ, значительно возросло количество приходов. 27 окт. 1829 г. открылась Олонецкая ДС, позднее в епархии были организованы духовные уч-ща (мужское и женское). В 1898-1918 гг. издавались «Олонецкие епархиальные ведомости» . В 1913 г. в Олонецкой губ. трудились 1317 православных клириков. В 1917 г. в Олонецкой епархии действовали 5 мужских общежительных мон-рей (Александров Свирский, Александров Ошевенский , Корнилиев Палеостровский в честь Рождества Пресв. Богородицы , каргопольский Преображенский, Муромский в честь Успения Пресв. Богородицы ), 4 муж. пустыни ( Андрусовская во имя свт. Николая Чудотворца , Важеозерская Задненикифоровская Спасская (см. Никифоров Важеозерский в честь Преображения Господня монастырь ), Кириллова Челмогорская (Чермозерская) в честь Покрова Пресв. Богородицы , Яшезерская Благовещенская), 5 жен. мон-рей (каргопольский Успенский, Клименецкий во имя Св. Троицы , Паданский Введенский, Ладвинский Боголюбов, Сяндебский Успенский). В XIX в. осуществлялись переводы новозаветных и богослужебных текстов на карельский язык. В 1820 г. в С.-Петербурге был издан перевод Евангелия от Матфея на тверской диалект карельского языка (в 1895 переиздан в Архангельске). Позже силами Российского библейского об-ва опубликованы на карельском языке Евангелие от Марка (Архангельск, 1896), Евангелие от Луки (Архангельск, 1899), Евангелие от Иоанна (Архангельск, 1900), Шестопсалмие (Выборг, 1909).

http://pravenc.ru/text/1681031.html

Пример родителей становится путеводной звездой для ребёнка, которому в этом случае гораздо легче совершать «путь ко спасению». Литература Григорьев Д. И. Православное воспитание детей в семье (по творениям святителя Феофана Затворника ). Выпускная квалификационная работа студента ВДС по дисциплине «Право славная педагогика». На правах рукописи, 2016 г. Научный руководитель д. п. н., проф. С. И. Дорошенко (из библиотеки Владимирской Свято-Феофановской духовной семинарии. Зосима (Шевчук), архим. Истоки христианской педагогической мысли и их развитие в научном наследии К. Д. Ушинского . Монография. Архангельск – Иваново, 2010. –325 с. Зосима (Шевчук), архим. Определяющая роль святителя Феофана в становлении педагогической концепции в России в конце XIX века//Феофановские чтения: Сб. науч. ст. Рязань, 2013. Вып. VII. С. 63–74. Зосима (Шевчук), архим. Развитие идей православной педагогики у святых отцов, учителей и отцов Русской Православной Церкви//Власть и гражданское общество. Научный ежегодник. Архангельск – Иваново, 2010. Вып. С. 139–155. Зосима (Шевчук), архим. Рецензия на выпускную квалификационную работу Козака Сергея Витальевича, студента пятого курса Владимирской Свято-Феофановской духовной семинарии (выполненную на кафедре педагогики), на тему «Педагогический элемент в наследии святителя Феофана Затворника : теория и практика». Зосима (Шевчук), архим. С. А. Рачинский – ведущий сельский учитель школы и новатор православной педагогики в России. Монография. Архангельск – Иваново, 2011. – 128 с. Зосима (Шевчук), архим. Святитель Феофан Затворник на Владимирской земле//Феофановские чтения: Сб. науч. ст. Рязань, 2013. Вып. VI. С. 72–81. Козак С. В. Педагогический элемент в богословии святителя Феофана Затворника : теория и практика. Выпускная квалификационная работа студента ВДС по дисциплине «Православная педагогика». На правах рукописи, 2013 год. Научный руководитель д. п. н., проф. С. И. Дорошенко (из библиотеки Владимирской Свято-Феофановской духовной семинарии) Масалов А., свящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Плесецк. Церковь Сергия Радонежского. Сергиевская церковь на станции Плесецкой /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Сергиевская церковь на станции Плесецкой 17 (29) ноября 1897 года от перрона станции Архангельск-пристань отошел первый пассажирский поезд на Москву. Этот день считается днем рождения железной дороги Архангельск-Вологда. Этот день считается и днем рождения небольшой железнодорожной станции Плесецкая и поселка при ней на пересечении железной дороги и почтового тракта Санкт-Петербург – Архангельск. С небольшого поселения в несколько домов служащих железнодорожной и почтовой станций началась биография нынешнего центра Плесецкого района Архангельской области - поселка Плесецка. Поселение получило имя от почтовой станции Плесецкая, которая располагалась до этого, с 1765 года, в деревне Плесцы на берегу одноименного озера. 1 января 1898 года первое почтовое сообщение ушло с новой станции Плесецкая официально, именно тогда и появился новый населенный пункт на карте Российской Империи. Поселение с несколькими десятками жителей было приписано по духовному ведомству к Дениславскому приходу. Поселку требовалась церковь. 14 (26) августа 1901 года 85 жителей станции Плесецкая обратились в Архангельскую духовную консисторию за разрешением на строительство школы и церкви. Прошение подписали священник Дениславского прихода С. Иванов, служащие железнодорожной станции: начальник В. Плешаков, помощник начальника Борков, дорожный мастер Малафеев, а также жандармский унтер-офицер И. Отрепнев, приказчик купца А.А. Ушакова П. Ушаков, заведующий почтово-телеграфным отделением Лукошков, почтово-телеграфный чиновник Рогачев. Священник прихода обратился к прихожанам с воззванием. Начался сбор пожертвований фельдшером Н.А. Здравомысловым. На строительство церкви во имя Святого Иова Ущельского было собрано 92 рубля. После перехода станции из Дениславского прихода Архангельской губернии в новообразованный Няндомский приход Олонецкой губернии 5 (17) ноября 1902 года, жители станции обратились за помощью к смотрителю Санкт-Петербургского Александро-Невского духовного училища иеромонаху Никодиму, впоследствии епископу Рыльскому, Белгородскому новомученику. Иеромонах передал на постройку храма 300 рублей. Но денег не хватало..

http://sobory.ru/article/?object=38225

341 Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии (далее: Краткое историческое описание...), вып. I. Архангельск, 1894, с. 239, 264, 295; вып. II. Архангельск, 1895, с. 188; вып. III. Архангельск, 1896, с. 253. 344 См.: Кордт В. А. Очерк сношений Московского государства с Республикой Соединенных Нидерландов до 1631 г. – Сб. РИО, т. 116, СПб., 1902, – с. 60–61. 345 См.: Чернышев В. Спасо-Преображенский собор в Холмогорах. – Архангельские губернские ведомости, 29, от 18 авг. 1845, часть неоф., с. 195. 378 См.: Дубинин. Колокольное производство на Валдае. – Труды комиссии по исследованию кустарной промышленности в России, 1882, вып. 8, отд. 4, с. 146. 383 Леонид, архим. Акты Иверского Святозерского монастыря. – Русская историческая библиотека, т. 5. СПб., 1878, 80. 385 См.: Годин Л. Дар Валдая. – Вокруг света, 1971, 6; он же. Бронзовые странники. – Турист, 1973, 12; Черняев В. Дар Валдая. – Советская культура, 20 мая 1980 г. 391 Севергин В. Продолжение записок путешествия по западным провинциям Российского государства. СПб., 1804, с. 22, 23. 392 В коллекции А.К. Ганулича (г. Москва) имеется колокольчик М. Я. Трошина, отлитый в 1862 г. в селе Пурех Нижегородской губернии. Изделие представляет собой разновидность псевдовалдайского колокольчика. Стремясь выдать свой колокольчик за валдайский, мастер не ограничивается тем, что ставит на изделии «Валдай», но использует в отделке черты валдайского декора, характерные для отливок первой половины XIX в. и встречающиеся на различных валдайских изделиях. В декор включены многочисленные надписи, изображения орлов, маскароны, растительный орнамент. Обильное использование мастерами разнохарактерного декора, дробность форм – основные черты эклектики не только в архитектуре второй половины XIX в., но и в декоративно-прикладном искусстве. 393 Военно-статистическое обозрение Российской империи, т. 3, ч. 3. Новгородская губерния. СПб., 1849, с. 137. 394 См.: Пушкарев И. Описание Российской империи в историческом, географическом и статистическом отношении. СПб., 1844.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kolokola...

Кенозеро: Иконы Пахомиева Кенского мон-ря//Северные экспедиции Музея им. Андрея Рублева, 1963-1971 гг.: Кат. выст./Сост.: Т. Н. Нечаева. М., 2018. С. 108-111 (кат. и ил. на с. 68-75); Зеленина Я. Э. Уникальные иконы Собора Карельских святых из Финляндии//Кенозерские чт.- 2009. Архангельск, 2011. С. 305-312; Соловьева И. Д., Клюканова О. В. Серебряный реликварный крест из Пахомиева Кенского мон-ря//Там же. С. 357-363; Нечаева Т. Н. Иконы из Пахомиева Кенского мон-ря: к атрибуции поздней записи//Там же, 2011. Архангельск, 2012. С. 163-167; Седова Г. Е. Книжные памятники Кенозерского нац. парка//Там же. С. 168-172; Мелютина М. Н., Теребихин Н. М. Сакральный ландшафт Кенозерья. Архангельск, 2013. С. 126-134; Новый Олонецкий патерик. СПб., 2013; Романова А. А. Святые Обонежского края в «Книге глаголемой Описание о российских святых…»//Святые и святыни Обонежья: Мат-лы всерос. науч. конф. «Водлозерские чт.- 2013». Петрозаводск, 2013. С. 63; она же. «Полный месяцеслов» Ф. П. Бабушкина//Рус. агиография: Исслед., мат-лы, публ. СПб., 2017. Т. 3. С. 506, 527; Руди Т. Р. Житие Кирилла Сунарецкого: (Публ. текста)//ТОДРЛ. 2016. Т. 64. С. 461; Алексеев А. В., Кожевникова Ю. Н., Панченко О. В. и др. Св. прп. Диодор Юрьегорский и созданный им мон-рь. СПб., 2017. А. В. Пигин Иконография Сведения об облике святого содержатся в Житиях прп. Антония Сийского и П. В первом повествуется, как прп. Антоний «в тонком сне увидел… светлого мужа, украшенного сединами, в белых ризах, с крестом в руках» ( Докучаев-Басков. 1887. 7/8. С. 258-259). В Сказании о посмертных чудесах П. встречаются его описания во время явлений: муж «в мантии, на главе имуща шапочку камилавку», старец «святолепен зело, в руце имея сосудец, а в другой руце держаше кисть, и из оного сосудца мажуща оною кистию больную ланиту и ухо», «старец в мантии и в епитрахилии», «мних», «на голове камилавка, в руках листовка» ( Пигин А. В. Лит. сочинения о прп. Пахомии Кенском, Каргопольском чудотворце//ВЦИ. 2009. 1/2(13/14). С. 116-119).

http://pravenc.ru/text/2579830.html

И мы, преосвященный архиепископ, слушав того их Двинских жителей всенародного челобитья, и по нашему всеусердному намерению, указали: оный святый чудотворный образ Пресвятыя Богородицы, нарицаемый Грузинский, от вас из Красногорского монастыря приносити в град Холмогоры июня месяца на первое число, и быти тому святому образу в престольном нашем граде Холмогорах в соборном храме Преображения Спаса Христа, того ж июня месяца на десятое число, и впредь по вся годы непреложно, ради освящения града нашего и христолюбивых народов, требующих Божия и ея Богоматери милости, и тот святый чудотворный образ отпускать вам к нам на уготованном под него судне, со искусным иеромонахом и клирики, с подобающею честию, и во весь путь пренесения того святаго образа, от вас из Красногорского монастыря до Холмогор, велеть посланным иеромонаху и клирикам пред ним петь вечерню, утреню и часы, по вся дни, а пришед с тем святым образом в Усть-пинежскую весь, остановиться и послать вестника к нам преосвященному архиепископу на Холмогоры, наскоре, и чрез то извещение о встрече и приеме во град наш Холмогоры того святаго образа, послан к вам в нарок из Двинской земской избы карбас извозной с работными людьми. И как к вам сия, нашего преосвященного архиепископа, грамота придет, и вы бы, строитель иеромонах Авраамий с братиею, и кто по тебе настоятели и братия в том монастыре будут, о принесении онаго святаго чудотворнаго образа Пресвятой Богородицы к нам на Холмогоры, в указанное время, с нынешнего 206 (1698) года и впредь по вся годы, сие наше архиерейское повеление ведали и хранили непременно, а сию нашу грамоту положили в сохранение в монастырскую вашу казну впредь ради ведома». В Архангельск чудотворная икона Грузинская препровождалась из Холмогор на время маргаритинской ярмарки с 1706 года, по распоряжению Сильвестра архиепископа холмогорского и важеского. Когда в 1762 г. бывшая в Холмогорах архиерейская кафедра перенесена в Архангельск, преосвященный Иоасаф, на следующий же год своего перемещения, постановил приносить чудотворную икону из Красногорского монастыря, минуя Холмогоры, прямо в Архангельск.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

“Достоуважаемый Ив. Як. Я не знаком с Вами лично и пишу Вам по поручению о. Н. В письме к нему Вы выразили желание знать о последних днях жизни, смерти и погребении Оптиной пустыни иеромонаха о. Никона. С любовью иду навстречу вашему желанию и сообщаю о почившем о. Никоне то, что знаю. О. Никон и Мих. Мих. Таубе (в монашестве о. Агапит) в конце концов опять сошлись и были вместе направлены из Коми в Архангельск. Перед отправлением были подвергнуты медицинскому осмотру, и доктор нашел здоровье о. Никона пошатнувшимся. Он советовал ему серьезно заняться собою и по прибытии в Архангельск просить о назначении на медицинскую комиссию. " Вас, — говорит доктор о. Никону, — по состоянию Вашего здоровья могут послать не на север, а в другое место, более подходящее в климатическом отношении " . О. Никон, привыкший отсекать свою волю " от дней юности " (Пс. 87, 16), спросил совета на этот счет у о. Агапита, который не посоветовал ему предпринять что-либо в этом направлении. И о. Никон послушался этого совета, сказав: " Воля Божия да совершится " . По прибытии в июне-июле 1931 г. в Архангельск о. Никон и о. Агапит некоторое время жили вместе, и о. Агапит утешался сим. Но недолго им пришлось жить вместе. Вскоре о. Никона отправили в Пинегу и о. Агапит остался один вблизи Архангельска. По прибытии в Пинегу о. Никон был определен для пребывания в деревню, недалеко от города, а затем вскоре был переведен в деревню Воспола, где имел пребывание в доме старой женщины, которая издевалась над ним, как жестокий господин над своим невольником. 25 декабря 1931 года он ходил в городскую церковь (холодную) и там простудился. К тому же у него были больные ноги (расширение вен). Ему нужен был отдых и покой, но жестокая хозяйка не давала ему этого и не хотела верить, что её высокий квартирант болен. О. Никон работал до изнеможения: возил воду, пилил, колол и носил дрова, ставил самовар, и все это при болезни ног и при всегда повышенной температуре. Наконец, хозяйка изволила убедиться, что о. Никон действительно болен и к труду неспособен, и, вместо того, чтобы оказать ему человеколюбие, начала выгонять из дома, говоря: " Иди куда хочешь, ты мне не нужен. Ко мне на квартиру просятся здоровые люди, которые будут мне работать, а ты болен, еще помрешь, что я тогда буду с тобой делать? " Положение было безвыходное, и о. Никон по совету Оптинского монаха, живущего в тех краях, переехал, уже совершенно больной, в другую деревню, в шести верстах от Пенеги, и поместился в квартире иеродиакона Оптинского Скита о. Петра. Это было в Вербную субботу, 22 марта сего года.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010