А смотрите стих 15-й: «Кто ударит отца своего или свою мать, того должно предать смерти ». Но вот давайте по букве выполнять эту заповедь – что у нас останется? А 17й: «Кто злословит отца своего или свою мать, того должно предать смерти». Поэтому хочешь спастись – почитай родителей. Можешь утром сказать: Господи, благослови, – и вечером. Вот всё твое молитвенное правило. Но за почтение родителей Господь примет его как всенощную молитву. За почитание. Потому что нелегко почитать родителей, явно несправедливых, неумных, ограниченных; но, поскольку родителей не выбирают, – они наши родители, да, вот нужно их почитать. И на этом никаких разговоров и никаких обсуждений – вот до четвёртого рода Господь проклятие-то . А милует – до тысячного рода (см. Исх. 20:5–6 )! Проклятие матери – оно, ой, родителей – может прямо идти, я не знаю . Я не знаю! Вот одна женщина подходит и говорит – а она родственница нашего профессора была одного, – и вот говорит: – В чём дело? Вот почему в нашем роду через это столько смертей, самоубийств? Вот я говорю: – Очень вопрос-то ведь такой непростой. Вот я говорю: нужно проследить – почему, и с кого это началось, и с чего это началось; и Вы обязательно найдёте точку, от которой вести отчёт, – в чём же это дело такое. Может быть, тяготеет проклятие каких-то прародителей – вот оно и тяготеет. Поэтому бояться нужно вызвать на свою голову недовольство, раздражение матери. Она в раздражении может сказать такие слова, которые Господь сразу выполнит. Сразу выполнит. Вот. Теперь нужно нам двигаться дальше, и мы должны записать вот такую тему. Итак, мы закончили тему «История разделённой монархии» и к каким же результатам мы пришли? Богоизбранный народ лишился своей политической независимости, Родины, лишился Храма и оказался в земле чужой среди языческого народа. И как будто ему дано было наблюдать мощь этого языческого народа, этих халдеев, которые не знали истинного Бога, и вот это был для них немалый вопрос: как же так? Они, потомки патриархов, оказались в плену – без Храма, без всего. За что? За что?!

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

– Пусть пошлёт кого, дабы братья-то мои – живут же так ! – Они имеют Моисея и пророков – пусть их слушают (см. Лк. 16:19–31 ). То есть Господь приравнил свидетельство Писания, вот, к непосредственному Своему явлению. Вот, если бы Он сейчас явился здесь вот, в этом помещении с нами, Он сказал бы нам то же, те же слова, которые написаны о Нём в Евангелии. Поэтому искать Бога и говорить: «Я Его не нашёл и не увидел», – это беда. Это чистое недоразумение. Надо Его усмотреть сначала в себе – ибо мы, как творение Божие, созданные по Его образу, носим эту печать, – и затем в Его Слове. А уж потом от этого нужно переходить к природе. Вот тогда это будет та последовательность, которая спасительна. Если начнём с природы, мы растворимся обязательно в пантеизме; мы будем, вот, пантеисты. В пантеистической религии нет личного Бога. Вот натуралистические религии – они все пантеистичны, все они связаны, вот, с «Бог разлит в Он живёт во всех проявлениях Соль в океане – она не видна, но вода солёная. Вот Бог также растворён, как в этой стихии». Это безличностные атеистические религии, которые не могут нас удовлетворить. По-видимому надо в той духовности родиться, и никак только нам не практиковать их духовность. Никак мы не можем адекватно понять эту духовность и искажаем себя. И вот кто автор – кто «Третий глаз» написал? Вот автор – какой-то Тибетский монах – вот он говорит европейцам: «Не практикуйте нашу религию. Вы её не понимаете. В ней надо родиться». Мы искажаем – и отсюда идут все заболевания. Здесь какой-то неведомый нам . Вот милость Божия , что вот наряду с такими откровениями Господь допускает : а может быть, и через это они выйдут на тропу? И есть такие примеры, когда они обращаются. Вот Сундар Сингх – самый блестящий такой пример, когда он из индуизма перешёл в христианство в его англиканской форме – потому что православной миссии не было. Он принял христианство от англикан, и Господь через него совершал чудеса. Следовательно, μυστικς – таинственное мистическое богословие; мы таинственно – μυστικς – изображая херувимов, поемъ Богу Трисвятую песнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Если провести аналогию с организмом человека, то это означало бы то, что у него вскрыли вены, и утекающая через раны кровь лишала бы этот организм жизненной силы, делала бы его слабым и безвольным. Можно бесконечно перетягивать вскрытые вены жгутом и залечивать раны (так в государстве изолируют коррупционеров известными методами), но они вновь будут вскрываться необнаруженным убийцей и процесс обескровливания продолжится. Для государства, чтобы уменьшить саму возможность нарушения, и утечки финансовых энергопотоков, которые играют роль крови в государственном организме, нужна такая верховная власть, принцип и структура которой позволит минимизировать потери передаточной силы и не позволит менять её направление. Именно этому и будет способствовать принцип триединства власти, который замыкает на себя всю передаточную энергию. Только так можно будет прийти к решению поставленных государственной властью задач. Трансформация властной вертикали Существующие сегодня вертикально и горизонтально выстроенные связи в системе государственного управления в нашем сложно организованном обществе, с его системными (государственными) и подсистемными (частными) процессами, требуют коренной реконструкции в передаточной системе властных сил, поскольку здесь нет никакой согласованности управления. Апелляцией к укреплению властной вертикали, эту задачу уже не решить, - изменения должны начаться на самом верху, там, где необходима роль верховной власти. В этой связи можно ещё раз обратиться к книге Льва Тихомирова «Монархическая государственность», где он пишет: «Верховная власть недоступна специализации: она через это потеряла бы свою силу, свой смысл и своё существование, ибо её действие, по существу направляющее. Наоборот, власти управительные становятся тем тоньше, тем совершеннее, чем более специализируются, и от этого специализирования не происходит никакого ущерба именно потому, что над специализированной, разделённой управительной властью высится объединяющая и направляющая единая, неразделимая Верховная власть».

http://ruskline.ru/analitika/2018/10/201...

Вот мы по столбцам и идём – то цари Иудейские, то цари Израильские, и один хлеще другого. То есть: идеал царской власти также не является идеалом. Поэтому идеализировать форму правления – любую – нельзя. Её можно идеализировать только при одном условии: а какое отношение к Богу? У царя, у властей и у народа. Если это те отношения, которые должны быть, когда они слушаются голоса Божия, тогда всё идёт хорошо. Как только этот принцип нарушается, тогда ни мудрость, ни благочестие, ни армия, никакие укреплённые границы человека и государство не спасают. Оно обрекается нападение, на разложение. И мы эту философию истории видим постоянно на примере этих царей: если отношения с Богом были хорошие, всё шло более или менее прилично. Как только этот принцип нарушался, так всё валилось – никакая экономика, никакая стратегия . А пророком сказано: Куда бы они ни пошли, слово Господне было им только во зло, а не в добро (см. Суд. 2:15 ). Вот, следовательно, поэтому и у нас, очевидно, произошло такое отпадение, такая апостасия, что многие из людей того времени говорили, что да, Россия была церковной только по видимости, а внутри было уже много гнили, много цинизма, и чистого нигилизма, и безбожия. Потому что в дворянских семьях кто был воспитателем? Французские гувернёры. Чему они учили этот народ? Вот библиотека Вольтера-Дидро, Гольбах нашли пристанище здесь. Что они сеяли здесь, в высшем обществе? И вот оно, вот такое , таким вот своим безбожием, фармазонством, или масонством, и мистицизмом – вот и увлекалось. А за Православие вступиться – это и невозможно было. Вот митрополит Филарет (Дроздов) об этом пишет! Митрополит Филарет об этом и пишет. Хорошо. Так вот здесь слова 13-го стиха: «Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его навеки. Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном; и если он согрешит [речь опять о Соломоне, потому что не может быть речь о Христе: Христос не грешит], Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих; но милости Моей не отниму от него [ради Давида. Вот видите], как Я отнял от Саула И будет непоколебим дом твой и царство твое навеки пред лицом Моим, и престол твой устоит навеки» .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

И вот, пав в 722-м году, Иудейское царство со стороны Севера оказалось беззащитным. Поэтому Север – это не только страна света, но, в отношении к иудеям, и сторона, от которой всё время жди опасности. Поэтому грядет гроза или ветер дует с Севера (ср. Иез. 1:4 ). Вот, когда Иезекииль видит котёл, под котлом разложил дрова (см. Иез. 24 ) и ветер дует с севера – дальше идёт объяснение: с Севера придёт беда, с Севера придёт нашествие врагов (см. Иез. 26:7 ; Иер. 1:13–14 ). Вот это так и понимали. Мы на каком царе Иудейском остановились? Ахаз? Вот, смотрите, этот Ахаз, он дошёл до того, что закрыл и Храм Господень (см. 2Пар. 28:24 ). Жертвенник Господень – Жертвенник всесожжения – сдвинул, и построил себе жертвенник как у сирийцев в Дамаске, и рассуждал так: вот сирийцы одерживают победы над своими врагами, потому что усердно служат своим богам. Если я приму их религию, я также буду одерживать . А ведь при нём служил пророк Исаия! Почему бы ему не обращаться, и не просить молитв, и не советоваться с этим пророком? И когда пророк ему говорит: – Да не бойся ты этих двух дымящихся головней: Репина, царя Сирийского, и Факея, царя Израильского, которые идут сейчас на тебя с целью или свергнуть тебя с престола, или заставить войти в противоассирийскую коалицию, но вот проси у Бога знамение! – Не буду просить, не буду искушать Господа (см. Ис. 7:1–12 ). Вроде слова-то такие , а слова-то эти пророк сразу раскусил: Вы не верите, потому что вы не удостоверены. Вот Ахаза атеистом в нашем понимании называть было невозможно – он верил. Но он не надеялся. Вот такая была вера без надежды. Вера без надежды. Да вот, мы тоже сочинили пословицы: «Бог-то Бог, да сам не будь плох»; «На Бога-то надейся, да сам не плошай». Что это? Это языческие, никуда не годные пословицы. Значит, здесь нет никакой надежды. Если бы Авраам так рассуждал, о нём нельзя было бы сказать: И поверил Авраам Богу, и вменил ему эту веру в праведность (см. Рим. 4:3 ). Нет такого – не было в Аврааме рассуждения; а сказал Господь – он и поверил.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Составляя врачевство против греха, труд наш в то же время есть плата нашего долга государству и обществу. Предшествовавшие поколения трудились над тем строем жизни, в котором мы пользуемся многими удобствами. Над воспитанием каждого из нас прилагали свое старание родители, родные, учителя и иногда слуги. Если мы в данный момент имеем, как собственность, землю, скот, одежду или что другое, то эта собственность представляет собою переданные нам по наследству или еще каким способом продукты и экономию чужого труда. Стыдно и грешно пользоваться продуктами чужого труда, не участвуя в человеческом труде, не возвращая людям того, что мы от них приняли и принимаем каждую минуту. Хлеб, который мы едим, дом, в котором мы живем, одежда, которая защищает нас от холода, мебель, которою мы пользуемся, книга, которую читаем – все это труд многих лиц. И в то время, когда мы предаемся неге и лености, десятки и сотни рабочих рук трудятся для нашего благополучия. Правду сказал один китайский император: «если какой-нибудь мужчина не работает или женщина ленится, кто-нибудь в империи должен страдать от холода и голода». Преимущество положения, важность сана, богатство не только не могут быть оправданием лености, но еще обязывают к усиленному труду. Кому много дано, от того общество и государство вправе ожидать больших услуг. «От монарха, обременённого тяжестью общественных забот, до последнего из его подданных все лица всех званий трудятся для сохранения государства и для его славы. Каждый, достигая блага частного, содействует благу общему. Из стечения их усилий, разделённых, но направленных к одной и той же цели, образуется общественный порядок. Из произведений их трудов, распределённых по различным классам, составляется общественное благосостояние. Каждый что-нибудь приносит к общему благу, и сам от него получает. Ленивый причиняет явную несправедливость своим братьям. Он собирает дань с трудов другого, а сам не хочет приносить дань со своих трудов. Для чего же и живет человек в этом мире, если не делает в нем ровно ничего? В гражданском обществе он – то же, что на деревьях некоторые ветви, не только бесплодные, но и растущие к вреду других; не принося плодов, они всасывают в себя соки, которые могли бы производить плоды. Такие ветви садовник обрезает с постоянной заботой. Так и праздный человек без всякой пользы для общества, даже к вреду его, занимает место, которое мог бы занять гражданин полезный» 582 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Кто тя может избежати, смертный часе? Уже тогда вот этому детскому сознанию внушали, что смерть и жизнь без веры не имеет смысла. Всё заканчивается смертным часом, и только Евангелие даёт нам надежду, что смерти нет, что умерший во Христе жив будет с Ним и Господь воскресит его в последний день. А чтобы мы не сомневались в этом, были примеры воскрешения и при жизни. Почитайте Жития Святых – сколько они воскрешали и при жизни, скрывая свои дарования! И вот, знаете, всё это уничтожить надо было, чтобы мы были вот таким, я не знаю, совковым каким-то этносом – не поймёшь, кто мы. А мы не укоренены нисколько ни в Церкви, ни в традициях церковных, и поэтому нам очень трудно сейчас вот на таком , в таком уже возрасте всё это дело воспринимать и воцерковляться. Но надо спешить, потому что сейчас есть такая возможность – пользуйтесь этой возможностью. Не скупайте все книги, а покупайте те книги, которые формируют ваше , вот менталитет ваш религиозный и богословский. И это тоже надо знать – что покупать: святых отцов после Священного Писания, их творения, и затем хорошие толкования – как академические, так и вот тех авторов, которые составляли разные пособия для семинарий и академий. Там уже использовались достижения и европейской западной – разрушителей науки, потому что после борьбы мечом началась с Церковью борьба ещё более страшная – пером, когда стали критиковать текст и говорить, что он не принадлежит ни Моисею, ни Апостолам, а возник позднее, и вот, задним числом их причислили для того, чтобы придать авторитет Моисею и Апостолам, а в действительности всё это не так; и самыми первыми безбожниками, к сожалению, были те же самые богословы либерального толка, либерального направления. После их «творений» в кавычках атеистам нашим, ну, было делать нечего: всё сделано за них самими же богословами. И слово θεος – атеист, – оно не имело того значения, какое ему придали вот в наше время: θεος – это не безрелигиозный человек, а человек, который не признаёт богов, признаваемых государством. Вот Сократа обвинили в θεος – в безбожии, потому что он не признавал государственных богов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

И.Ц. Миронович Лекция 15. Эпоха разделённой монархии I.                История Израильского царства до его падения (722/21 года до Рождества Христова). II.             История Иудейского царства до его падения в 586-м году до Рождества Христова. наши занятия по Библейской Истории. Итак, просмотрев суммарно поэтические Книги, которые, как думают учёные, падают на эпоху царствования Давида и Соломона, мы переходим дальше, и нужно записать большой раздел: Эпоха разделённой монархии: I.                 История Израильского царства до его падения – 722/21 года до Рождества Христова. II.              История Иудейского царства до его падения в 586-м году до Рождества Христова. Найдёте и ту, и другую даты. И вот что мы должны уяснить из этой темы. Вот говорят: история учит, история назидает. Никого ничему она не учит. Если бы история нас учила, и её уроки мы бы содержали в себе, в Петербурге должны бы быть святые люди, потому что никто столько не перенёс горя в блокаду, как этот град Петров. Отмечаем шестидесятилетие. Много ли их , во-первых, осталось? Посмотрите на их лица – это лики! В каком они бедственном состоянии находятся – никому не нужны. Что им давать? Какие льготы? Надо это было давать с самого начала. А народ какой стал? Разве он помнит это? И слушать не хочет! И прожигают жизнь, и сжигают сами себя, как будто спешат к какому фатальному концу. Вот, знаете, всадник , это конь несётся, обезумев, потому что всадник-то – пьяный и он не может им управлять! мы бы должны здесь общество святых! Потому что каких уже нужно ещё страданий, чтобы человек запомнил это и не отпадал от Бога? Нет. Двадцать лет прошло – меньше. Всё забыто. Всё забыто, никто никому не нужен. Но, тем не менее, в библейской истории отражается вся история, и на примере монархии, которую создал Давид, мы можем с вами поверять и историю. Философия этой истории заключается в следующем (и история философии): народ счастлив, когда он в мире с Богом, когда он живёт по Его законам и соблюдает Его заповеди. Вы посмотрите, что обещает Господь нам, если мы будем жить по заповедям.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

И.Ц. Миронович Лекция 21. Конец разделённой монархии – Христосъ воскресе! – Воистину воскресе! Вот мы только здесь слышим такое приветствие. Миллионы людей! Возьмите Китай. Миллиард двести миллионов. Ну, небольшое вкрапление христианское есть в форме католической и протестантской – Православие практически сведено к нулю. Но они же избрали позицию-то марксистскую! Они всё сейчас сводят к тому, чтобы религия была полностью изжита, – ни о каком Христе, ни о каком «Христос воскресе» и речи быть не может! А ведь это один миллиард и двести миллионов населения! Индию возьмите. Она перехлестнула населением уже сам-то Китай. Есть вкрапления небольшие христианские – и католическая, и, понимаете, англиканская церковь , протестантские некие; в Малабаре немного Православия есть, но основная-то масса языческая. Что такое буддизм? Это язычество чистой воды. Нет никакого личного Бога – безсознательное. Надо стремиться к квиетизму, погасить в себе все желания, и это вот и есть Будда – человек просветлённый, потому что желания причиняют человеку только страдания. Вот он желает и не имеет; он видит своё постепенное разрушение и поэтому боится смерти, боится болезни, боится всего. Поэтому надо погасить в себе вот это сознание и раствориться в ничём – в нирване. Вот это состояние нам и не понятно. И тибетский монах < Лобсанг Рампа> – вот автор книги – может быть, кто-то скажет? «Третий глаз»! Вот он пишет в ней: я бы европейцам не советовал перенимать нашу духовность. Вы не так её понимаете, вы её трансформируете через свою европейскую культуру и калечитесь. Надо в этой религии родиться и из поколения в поколение . Но вот какой-то замысел Божий есть относительно этих людей. Они также оставлены и какую-то роль призваны сыграть. Может быть, это будет какой-то жупел для христиан? Ведь Господь держит в запасе – раньше хищных зверей, а сейчас – что Он иудеям говорил? – Я нашлю на вас людей, которые не знают жалости, языка которого ты не понимаешь. Они не пощадят ни детей, ни старца (см. Втор. 28:49–50 ). Блаженъ, иже младенцы твоя о камень (см. Пс 136:9 ) – в прямом смысле обухом разбивали младенцев! Так?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Не послушал: «Не может такого быть. Я нахожусь во власти князей, а они не дают мне ». Предсказал, что с ним будет, как будет взят Иерусалим, как на его глазах умертвят его жён, его детей, и самому выколют глаза, и уведут в плен Вавилонский. И вот хотели ещё сыграть, понимаете, на этом противоречии: уведут в плен Вавилонский, а Иеремия говорит, что «ты не увидишь Вавилона». Вот как же это так может быть? А действительно: его ослепили, а Вавилон-то он так и не увидел. И вот, процарствовав – сколько он тут лет, сказано, процарствовал? Одиннадцать лет? – новый приступ к Иерусалиму: последний и окончательный. 586-й год до Рождества Христова. Последний царь – Матфания-Седекия; падение Иудейского царства. Вот история разделённой монархии, вот конец каждого из них, и по существу Библейская история по тексту заканчивается: необходим Иосиф Флавий, иудейский историк – это классика: Иосиф Флавий. Нужно взять и вам обязательно, как людям образованным богословски, надо иметь два его труда: «Иудейские древности» и «Иудейская война», где он описывает, как современник и очевидец, падение Иерусалима уже в семидесятом году нашей эры. Христианской эры. Вот так мы знаем с вами год падения Иудейского царства. Отметьте: прочитать непременно! 52-ю главу книги пророка Иеремии прочитать непременно. Почему? Потому что он, как очевидец, описал разрушение – что сделали с Иерусалимом, как сожгли Храм, как дрогнули руки защитников, когда они увидели Храм в огне, – всё, прекратили сопротивляться. Как были поражены римские-то воины, когда уже они врывались во дворы Храма, а священники все приносили – надеялись на какое-то чудо. Всё приносили жертву, жертву, жертву! Не помогли и жертвы. И, таким образом, начинается история семидесятилетнего Вавилонского плена, который и предсказал пророк Иеремия: что они будут взяты в плен на семьдесят лет. Поэтому за книгой пророка Иеремии идёт книга Плач Иеремии, где он оплакивает, вот, разрушение столицы и пленение народа; затем идёт Послание пророка Иеремии – это книга неканоническая. Он послал туда переселенцам послание – чтобы они и там не забыли истинного Бога. И наконец, книга пророка Варуха. Это ученик Иеремии, который записывал его речи. Вот, если кратко сказать вам всё.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010