Дальше смотрите: «Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их [вот помрачение сердца], но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается. Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода. Мы же все [это он имеет в виду уже уверовавших] открытым лицом, как в зеркале [зеркало приводится для сравнения. В зеркале-то мы видим – в неискажённом зеркале – своё отражение], взирая на славу Господню ». Нам не на зеркало надо смотреть, а взирать на Славу Господню. И что происходит с человеком? Он преображается в тот же образ. В образ Христов. От славы в славу. Как от Господня Духа. Вот и отражается в лике человека – и уже это не лицо, а лик. Вот у некоторых людей не лица, а лики. Почему? Потому что в них отражается уже Господь. А какой же прекрасный лик-то Христов! Совершенный, благодатный, благостный, исполненный, я не знаю, красоты неизреченной. Вот эта и красота, эта красота и спасает Не какая-то красота, которая исходит, ну, скажем, от творчества. Вот эта красота! Мы – преображаемся в тот же образ – от славы в славу, как от Господня Духа. Вот, не хотели цари преображаться: не слушали пророков. И когда пророки, эти вестники Царства Божия – вот прочитайте труд Меня «Вестники Царства Божия». Он написал прекрасную (вот из этой серии – «В поисках Пути, Истины и Жизни» – книгу «Вестники Царства Божия» – и вписал их в исторический контекст. Мы ведь выбираем из пророков только мессианские пророчества. Нам хоть бы это-то освоить – основные-то мессианские пророчества. А если взять в целом книгу пророка, так всё остаётся за этими скобками: сколько он там произнёс пророчеств о языческих народах, о монархиях об этих, об иудеях, о Самарии, обо всём. Всё это некогда . Тут нужно сидеть десятилетиями и встречаться не раз – в пятницу, а каждый день или через день, по крайней мере, и по нескольку – по два-три часа – заниматься и заниматься. И потом уже, когда вы освоите содержание, и будете в Писании, вот, легко находить нужное место, и знать, где приблизительно об этом сказано, – вот тогда можно заниматься и экзегезой, истолкованием каждого слова. Это море необъятное, и вот нужно обращаться в эпоху Церкви неразделённой, к отцам Церкви неразделённой, которые сочетали в себе святость жизни, образование, и светское, и духовное, необычайную плодовитость – то есть сколько они писали, и проникновение в Дух Писания.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Дальше. Теперь, почему не возвращай в Египет? Ибо Господь сказал: не возвращайтесь более путем сим. Потому что Египет не только географическая точка, но и страна греховного рабства. Страна греховного рабства, а фараон – это диавол. Во глубин постла иногда фараонистское всевоинство преоруженная сила, – вот вам Ветхий Завет, – воплощшееся же Слово, – воплотившееся же Слово, – всезлобный грхъ потребило есть, – заключительный аккорд: препрославленный Господь: славно бо прославися. Значит, исход и гибель египтян в море было прообразом гибели и греха, от которого избавил нас Христос. Поэтому не возвращайся в Египет. Не возвращайся в страну греховного рабства: опять попадёшь туда, и будет последнее горше первого (см. Мф. 12:45 ). Дальше что об этом говорится: «Чтобы не умножал себе жен». Гарем. Потому что гарем был показателем могущества царства: чем больше жён, тем могущественнее царь; потому что его жёны были не обычные девицы, а принцессы – и браки были политическими. Значит – все вокруг у него союзники, на него небезопасно нападать. Дальше: и чтобы ни серебра, ни золота не умножал себе чрезмерно. Потому что это также развращает человека – когда золота чрезмерно! А что с ним делать? Сразу рождаются наполеоновские планы: вот можно сделать поход, можно ещё больше приобрести земель, можно подчинить, и вот смотрите: «Но когда он сядет на престоле царства своего, должен списать для себя список Закона [каждый царь списывал для себя новый! Новый список – не тот уже, который был в употреблении, а на пергаменте писцы лучшие каллиграфически писали для царя на иврите или на диалекте – на каком говорили уже – список Торы – Пятикнижия, находящийся у священников левитов], и пусть он будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни своей, дабы научался бояться Господа Бога своего, и старался исполнять все слова Закона сего и постановления сии [с какой целью?], чтобы не надмевалось сердце его пред братиями его, и чтобы не уклонялся он от Закона ни направо, ни налево; дабы долгие дни пребыл на царстве своем он и сыновья его посреди Израиля». Потому что власть была наследственной. Всё это было нарушено. Всё это было нарушено. Вот то же самое можно было бы предписать, чтобы руководствовались и наши Цари. Вот Пётр нанёс такой удар по Церкви, что она не может оправиться и доселе от этого удара.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Если вам не дан дар пророчества – дан, допустим, великий дар утешения, который не менее пророчества, дар благотворительности: вот сделать добро – это ведь надо также иметь дар, не все умеют делать и добро. Теперь, вот, дар утешения, дар мудрости, дар чудотворения, дар пророчества, дар исцеления. И не перечислить этих даров и служений, которые Господь установил в Теле Церковном – в Своей Церкви. И все они необходимы. Рука не может сказать ноге: ты мне не нужна, ибо ты , потому что ты не рука. И глаз не может сказать другой части тела: ты мне не нужен, потому что . Всё находится во взаимодействии, всё в целости (ср. 1Кор. 12:12–31 ). И как только эта целостность, это целомудрие, вот, нарушается – цельное мудрование, целостное, происходит расщепление личности. И каждый в осколке – вот разбил он это венецианское зеркало, которое отражало всё в какой-то осколок – там тоже что-то отражается, – и думает, что он только и видит один. А другие не видят (ср. Иак. 1:23 ; 1Кор. 13:12 ). Вот каждый смотрит в свой осколок! Да не в осколки нужно смотреть, а смотреть на Того, Кто может от воззрения и нас изменить: Боже, ущедри ны , просвти лице Твое на ны (см. Пс. 66:2 ). Вот 2-е послание к Коринфянам откройте и найдите 3ю главу. Вот Господь о евреях и о неуверовавших, да и о нас, говорит такие слова – в 3-й главе 14-й стих: «Но умы их ослеплены» – вот, слепой ум. А ведь это какая же познавательная способность? Ведь умом и разумом – ум есть и у животных. Вот говорят, что ум-то есть даже у растений. Растение, скажем, реагирует на человека-убийцу. Человек, который сломал ветку у цветка. И вот, когда проходят несколько человек мимо этого цветка, то датчики показывают, как зашкаливает , когда проходит этот человек-убийца. Он сломал ветку у растения. Значит, растение-то реагирует и понимает. Так вот: « Но умы их ослеплены [почему?], ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом». Вот для того, чтобы понимать Ветхий Завет, надо сначала прийти ко Христу. Потому что весь Ветхий Завет – это Иисус Христос ожидаемый. Но Он сокрыт в Ветхом Завете, как пеленой, всеми установлениями, прообразами, знаками; вот такими, знаете, ещё смволами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

И вот этот Царь царствующих – почитайте на фронтоне собора Исаакиевского: Мною царие царствуют – то есть Я даю царей, и поэтому фигура Царя как гаранта православной веры – она была особой священной. Он на коронацию был помазывался святым мром, Духом Святым. Единственный человек в роде человеческом, который помазывался не елеем в момент коронации, а мром – как мы при крещении, – была Царская чета: он и его супруга. И вот, в день коронации он входил в алтарь через Царские Врата и причащался из рук архиерейских. Он был помазанником, и – в Писании сказано: «Не прикасайтесь к помазанным Моим, и в пророках Моих не лукавствуйте» ( 1Пар. 16:22 ). Говорить о Царе и его недостатках можно сколько угодно, но нельзя забывать, что эта фигура была сакральной, помазанной, и на нём, как на Давиде, вот, Дух Святой. Но, поскольку все устои стали раскачиваться, все устои стали разорять, то тлетворное это семя пошло и в армию, и в привилегированные классы, и уже добрались до народа все эти «народники» – которые ходили в народ и развращали этот народ. А что взамен дали? Отняли религию, а что взамен дали? Ничего не дали взамен. Ничего. Человек не представляет из себя такой ценности, чтобы он мог заменить собой всё, в том числе и Бога. Вот когда отрицает человек Бога? Когда находит какие-то веские аргументы? Да оставьте вы, не говорите. Открывайте 52-й псалом, и вы увидите – когда человек отрицает Бога. 52-й, да и 13-й псалом. Они идентичны. То есть совпадают текстуально слово в слово. 52-й псалом, смотрите: « Сказал безумец в сердце своем: нет Бога. [А почему он это сказал? Доводы какие-нибудь нашёл? Такие, что против которых и возразить невозможно? Нет. А дальше объяснение:] Развратились они и совершили гнусные преступления; нет делающего добро. Бог с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного . Неужели не вразумятся делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб, и не призывающие Бога?» Вот причина.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

И за какой-то севрский фарфор, безделушки немецкие – Мельникова-Печерского почитайте «В лесах» и «На горах» и вы увидите: купцы-старообрядцы собирали, хранили, прятали, чтобы не досталось это , а дети их уже развращённые; вот они, «воспитанные на манер», – за какие-то побрякушки меняли иконы, меняли столовое серебро, которое хранилось в семьях – из рода в род. Что говорить! Вот уж, если Господь хочет наказать человека, так отнимает у него разум. И вот больше, более этого – дальше, 24-й стих: «В те дни заболел Езекия смертельно. И помолился Господу, и Он услышал его ». Открывайте пророка Исаию, 36-ю главу. Вот здесь кратко сказано об этом, а у пророка Исаии в 36-й – это историческая вставка в пророческую книгу – там более подробно. Открывайте – 36-ю главу. Да я вам уже неоднократно поминал об этом, но вы забыли. Как начинается 36-я глава? С каких слов? Уж я вам говорил и говорил. Приходит пророк Исаия к больному царю, к изголовью его приходит – он лежит на постели больной. И, несмотря на то, что он больной, он никаких экивоков – никакого европейского вот Сложного милосердия> нашего – не делает: ах, может ли говорить врач , что тот безнадёжно болен! Ничего подобного, посмотрите. 36-я глава. Да, 36-я глава вот об этом и о Сеннахириме. А вот 38-я глава – вот, о болезни Езекии: «В те дни Езекия заболел смертельно. И пришел к нему пророк Исаия, сын Амосов, и сказал ему: так говорит Господь, [прямым текстом. Почему он так говорит? Да ему Господь велит это сказать! А что Господь ему даёт сказать?] сделай завещание для дома твоего, ибо ты умрешь, не выздоровеешь». Попробуйте врачу прийти  и сказать ! Да вы скажете: вы только не говорите. Да вы убьёте его прежде времени. Вы убьёте его прежде времени. Вот это – ложь во спасение. Вот нужно говорить больному его участь или не нужно? – Нужно! – Смотря кому! – Не каждому можно говорить! – Ведь ты решаешь за него! – Прямым текстом говорить – да? Вот. Теперь что же? Вот он ему эту фразу и сказал: Сделай завещание для дома твоего, ибо ты умрешь. Вот эту фразу в качестве эпиграфа и взял Филарет Московский , когда почувствовал, что скоро ему – ему явился отец во сне – его отец – и сказал: «Помни 19-е число». И он 19-го числа каждого месяца служил обязательно. И умер 19-го ноября 1867-го года. Вот он и написал: «Сделай завщание о доме твоем, ибо ты умрешь». И стал расписывать, чтобы после не было никакой драки и никаких, понимаете, до кровопролития. И расписал кому что: что он жертвует на монастыри, что жертвует в Академию!

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

И когда пророк и царь воздели свои руки к Богу, Господь их сразу, сразу и услышал. Ассирийцы приготовились к штурму – Ангел губитель за одну ночь поразил сто восемьдесят пять тысяч воинов его (см. 4Цар. 19:35 ). Посмотрите – 32-я глава, 20-й стих: «И помолился царь Езекия и Исаия, сын Амосов, пророк, и возопили к небу». Вот что это значит помолился? Помолиться можно вальяжно, так это, между делом, так – без внимания, без усердия. А смотрите, ведь написано: И помолился царь и пророк Исаия, и возопили к Небу. – Это был действительно вопль. Это была такая молитва, что она пробила сразу Небо. И Господь их молитву принял: « И послал Господь Ангела, и он истребил всех храбрых и главноначальствующего и начальствующих в войске царя Ассирийского. И возвратился он со стыдом в землю свою Так спас Господь Езекию и жителей Иерусалима от руки Сеннахирима, царя Ассирийского Тогда многие приносили дары Господу в Иерусалим и дорогие вещи Езекии, царю Иудейскому. И он возвеличился после сего в глазах всех народов». Вот эти пожертвования и складывались в сокровищницах Храма: были специальные помещения; поэтому Храмы, помимо всего, они были богаче, я не знаю, дворцов царских. Поэтому все враги в первую очередь стремились грабить храмы. «Товарищи» наши получили от Руси Православной такие храмы, с таким богатством, что они могли бы перманентную эту революцию делать и совершать, я не знаю, столетиями. Потому что всё оказалось в их руках – все монастыри были ограблены. Вот на одной иконе «Знамение Божией Матери», которая у нас в Академическом храме, – посмотрите её фотографию в дореволюционной книге, скажем, той же Снессоревой или Поселянина: «Чудотворные иконы» 20 (вот во второй части даёт ) так не видно ризы! Риза, во-первых, из драгоценностей сделана; и потом, все, кто получал исцеление, жертвовали на икону – кто колье, кто эти , кто драгоценности свои – и всё это вешали, что вот – в знак благодарности. Сколько дарили! А ведь таких икон было тысячи. Французский один журналист говорит: «Вы жемчуг желаете черпать совком, жемчуг? Вот поезжайте в Троице-Сергиеву Лавру, там стоят кадушки, полные жемчуга». Вот осыпается жемчуг – с одежды священнической, его собирают и бросают в эту кадушку. Так это же сокровища были! Это были сокровища. Если Борис Годунов жертвовал кованые потиры – не позолоченные, а кованные из золота, как из железа – потиры, дискосы, лжицы, весь необходимый, понимаете ! Дискос. Так ведь это же ценности были всё. Ценности. И вот, народ-то жил, конечно, тоже бедно. В курных избах жил.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную [вот он, обольститель], низвержен на землю, и аггелы его низвержены с ним». Следовательно, он называется князем области воздушныя, он обитает вот в этой атмосфере – вокруг нас. Иоанн Златоуст в одной из своих бесед говорит, что, если бы Господь открыл нам зрение и мы увидели, сколько этих чудищ страшных летает вокруг нас в воздухе, мы сошли бы с ума. Поэтому, – говорит он, – возблагодарим Бога за то, что Он нам открывает, и за то, что Он от нас скрывает. Мы просто не выдержали бы. Поэтому Ефрем Сирин не просит: «Дай мне увидеть Ангелов», : «Дай мне зрети моя согрешения». Кто зрит свои грехи, выше того, кто видит Ангела. Вот вам чёткое . Так. Теперь эта борьба – эта тайна беззакония (см. 2Фес. 2:7 ) – она продолжается в поскольку это падение отражается и на роде человеческом. Открывайте Евангелие от Луки, находите 10-ю главу, и в 10-й главе я читаю вам следующее – 17-й стих. В 17-м стихе мы читаем: « Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! И бесы повинуются нам о имени Твоем. Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию ». Вот что это за загадочное выражение? Это говорит о его мгновенном падении и о его величии, потому что молния – одно из самых величественных зрелищ, какие привлекают взор. И пугающее, и в то же время какое-то неотразимое – вот эти разряды молнии: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию. Какой же он обладал силой! Когда он предлагает Спасителю: Поклонись мне, и я дам тебе во власть все царства их (см. Мф. 4:9 ), – так вот, на основании этого говорят, что Господь дал этому деннице до его падения вот такую власть над всем Как у него зародилась мысль сравняться с Богом? Может быть, вот из-за такого дарования? Трудно сказать. Вообще упрощённо решать вопросы – что предательства Иуды, что падения на Небе – . Мы упрощённо очень решаем. Попробовал ворочать эту мысль своим могучим умом блаженный Августин  и в книге «О Граде Божием» говорит: «Я счёл необходимым поговорить с вами об этом, чтобы показать – от каких вопросов человеку нужно воздерживаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Нужно сидеть дома в шатрах и не выходить какое-то время на улицу – иначе заедает этот гнус. Вот считали, что этот гнус и насылает Баал Зебуб, или Вельзевул, – в переводе вот так имена до неузнаваемости – и молились ему. Вопросить – выздоровеет ли он от своей болезни? – он и посылает посольство. И на пути в Аккарон это посольство встречает необычайный человек. По описанию Охозия сразу понял, что это Илия. Встречает это посольство Илия и говорит: – Это вы куда направились? – Вот, в Аккарон, вопросить божество. – Разве нет Бога в Израиле, чтобы пророка вопросить Его, что вы идёте туда? А ведь это одно из имён сатаны. Христа ведь тоже обвиняли в чём? Что Он изгоняет бесов силою князя бесовского: силою Веельзевула. Вот, где хула-то была на Духа Святаго. Вот пророк и говорит: так это же что? Это хула. На Святаго Духа. Разве нет пророка в Израиле? Скажите пославшему вас, что на постель, на которую он взошёл, не сойдёт с неё. Умрёт. И, когда это посольство в страхе вернулось и они описали, что за человек, царь сразу понял, что это Илия. И приказал разыскать его и схватить. И вот посылается один пятидесятиначальник, с пятидесятком своим, искать этого пророка. И нашли его, когда он был на горе – на горе Кармил. Вот смотрите 9-й стих: «И послал к нему пятидесятника [вот здесь очень важный текст. И важный текст, вот, в каком отношении:]. И он взошел к нему, когда Илия сидел на верху горы, и сказал ему...» Так это от себя можем : – Эй, ты! Человек Божий! Царь говорит: сойди! И отвечал Илия, и сказал: – Если я – человек Божий, то пусть сойдёт огонь с неба и попалит тебя и твой пятидесяток. И сошёл огонь с неба, и попалил его и его пятидесяток за его кощунство. «Эй, ты, человек Божий!», – разве можно так обращаться к пророку? Он воистину человек Божий. А здесь такой цинизм: царь приказывает тебе сойти, ты должен слушаться и мы тебя арестуем сейчас же. Второй пятидесятник – то же самое. Не вразумился примером первого. С таким же: – Эй, ты, человек Божий! Царь говорит: сойди! И то же – та же участь.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Они превышают наше разумение». Нам многое не открыто, а приоткрыто лишь слегка. Вот и нужно этим довольствоваться и не буравить бы дальше. Вот Его максима: Въ скорбни будете (см. Ин. 16:33 ), а объяснений дальше не даётся. Почему это мы в должны быть скорбны? Кому эти скорби нужны? Какую они играют роль? Не даётся объяснения. Но – закон. Это парадокс религиозный, и мы его должны принимать как он звучит. Нет! Начинаем объяснять. А почему это скорби? А кому они ? Удовлетворение правде Божией. Да что это за выражение – «удовлетворение правде Божией»? Что – Отец Небесный получил удовлетворение, когда увидел Сына распятым? Ничего себе «удовлетворение»! Значит, мы где-то начинаем путаться, потому что мысль изнемогает. Вот нужно бы положить предел этой мысли. Когда мы доходим до вот таких пределов, надо озаботиться и дальше не идти. Потому что все ереси возникли не потому? что этот человек еретик, исчадье диавола. Прекраснодушные люди, образованнейшие философы, но они не остановились вовремя. Вот нужно вовремя остановиться. «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию [и дальше] се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесех». А человек только и стремится – овладеть вот этими магическими силами и иметь в своём подчинении духов. Он сам как сатана становится! Этот хочет видеть себе в подчинении. Господь хочет видеть нас в послушании, а этот хочет видеть нас в подчинении, в рабстве. И мы, вот – непреодолимое желание овладеть магическими какими-то энергиями, космическими силами, чтобы потом использовать их по своему усмотрению. Это бесовщина чистой воды. А Спаситель-то о чём говорит? Вы не этому радуйтесь, что духи вам повинуются; но радуйтесь тому, что имена-то ваши написаны на небесах. А то, что духи повинуются, – этот дар может быть мгновенно отнят. Вот сегодня повинуются, а с завтрашнего дня повиноваться не будут, потому что где-то я сотворил такое, что меня Господь лишил этого дара.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

От нас это сокрыто. Вот переходим теперь к царям. Вы сделали вертикальную черту в своих тетрадях? И эту вертикальную черту будем продолжать до безконечности, потому что с этими царями не знаю, что и делать. Но я быстро с вами прогоню , потому что когда же будет нам учить? Итак, 3-я Царств. Смотрим в столбик царей Иудейских. Какие вы там вы оставили имена? – Ровоам! И всё? Вот. Ровоам. Смотрите – царствовал семнадцать лет. И посмотрите, что о нём говорится. Открывайте 14-ю главу, 21-й стих, 3-й Царств: «Ровоам, сын Соломонов, царствовал в Иудее. Сорок один год было Ровоаму, когда он воцарился, и семнадцать лет царствовал в Иерусалиме, в городе, который избрал Господь И делал Иуда неугодное пред очами Господа [это персонификация царства – Иудейское царство равно Иуда – одним словом сказать. Под Иудой разумеется не человек, а разумеется царство], и раздражали Его более всего того, что сделали отцы их своими грехами [в потомстве умножаются грехи отцов – вот, что это значит], и устроили они у себя высоты, и статуи, и капища на всяком высоком холме и под всяким тенистым деревом. И блудники были также в этой земле и делали все мерзости тех народов, которых Господь прогнал от лица сынов Израилевых». А блудники – это известный вам сорт людей однополых, и плюс жрецы. В английском переводе так и говорится. Это слово названо на букву «п», как они называются. Вот. Вот они и развращали, а их почитали. Что это была за религия? Что это за религиозная проституция? Как Ровоам мог рядом с Храмом позволять быть таким культам? Ведь это же вело к погибели, это – к вырождению нации! Вот за эти «хорошие» дела – в 25-м стихе говорится – «На пятом году царствования Ровоамова, Сусаким, царь Египетский, вышел против Иерусалима и взял сокровища ». Город-то не разрушил, Господь ему не попустил, а царство разорил, и в первую очередь, видите, разоряли храмы. На первом месте стоит – и взял сокровища дома Господня. Почему это на первом месте стоит? Да в этих храмах несметные скапливались сокровища! Потому что туда и от войн все трофеи складывали и вносили личные завещания. Наши монастыри – Соловки, это, понимаете, Троице-Сергиева Лавра – да там ковшом можно было черпать из бочек изумруды. Столько было их. Они осыпались, их складывали в бочки, и вот эти бочки стояли.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010