Родственник Саула спрашивает его, куда он ходил. Он отвечал, что искал ослиц. Соби­рается народ в Массифе; Оаул поставляется царем. Царь аммонитский восстает против жителей Галаада; они посылают послов к Саулу; он пришел, сразился вместе с ними и жестоко поразил неприятелей. Устраивается празднество в Галгалах. Самуил говорит речь народу; Он спрашивает: у кого взял я вола, у кого взял осла (1Цар.12:3)? Предложив им уве­щание повиноваться Богу, он молится, — и ниспадает дождь в день жатвы. Народ убоялся и сознался, что он согрешил, потребовав царя. Самуил опять увещевает, чтобы они следо­вали повелениям Божиим. Саул поражает иноплеменников. Они, раздраженные, нападают с большою силою. Израильтяне обращаются в бегство; остается один Саул. Он приносит жертву всесожжения Богу, не дождавшись Самуила, который ве­лел ждать его. Приходит Самуил, огорчается случившимся, угрожает Саулу тем, что царство будет отнято у него и пере­дастся другому, т.е. Давиду. Когда Саул сидел на холме и с ним было шестьсот человек, то сын его Ионафан с своим отроком, тайно напав на неприятелей, убивает не­скольких из них. Саул, увидев это и напав на смущен­ных неприятелей, жестоко разбивает их, причем дает клятву, что никто не будет вкушать ничего до вечера. Иона­фан, не слышавши этого, вкусил меду. Саул приходит и спрашивает Бога, должно ли преследовать врагов; Бог не отвечает ему. Он понял, что совершен грех в народе. Когда был указан Ионафан, то Саул готов был предать его смерти, но народ спас Ионафана из рук его. Самуил возвещает Саулу, чтобы он поразил амаликитян, проклял у них все, и никого не щадил. Он не послушался, пощадил царя их Агага и стада мелкого и крупного скота. Самуил, пришедши и увидев это, разгневался и сказал: неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов (1Цар.15:22). И при этом угрожал ему отнятием царства. Саул принуждал Самуила идти вместе с ним; но тот не хотел; потом, будучи принужден, пошел.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Когда Филистимляне узнали, что Давида помазали на царство над Израилем, то они пришли и расположились в долине Рефаим. И вопросил Давид Господа, говоря: идти ли мне против Филистимлян? Предашь ли их в руки мои? И сказал Господь Давиду: иди, ибо я предам Филистимлян в руки твои. И пошел Давид в Ваал-Перацим и поразил там Филистимлян и сказал: Господь разнес врагов моих предо мною, как разносит вода. Посему и месту тому дано имя Ваал-Перацим 101 . Из этого повествования видно, что гора Перацим находится недалеко от Иерусалима, близь долины Рефаим, и что название свое она получила вследствие полного поражения при ней Филистимлян. Еврейское слово перец (по слав. Библии: Свыше сечей) значит: рассеяние, поражение. 4. О горе Елеонской нередко упоминается в Священном писании и с нею связано немало событий как из ветхозаветной, так из новозаветной Священной истории. Во время восстания Авессалома Давид, оставивши Иерусалим с тем, чтобы удалиться в пустыню, пошел на гору Елеонскую. Скорбен был этот путь: Давид, с покрытою головою, босой, шел и плакал; шли и плакали все люди, бывшие с ним 102 . Вершина горы была, как кажется, для Давида местом священным: здесь он совершал поклонение Богу 103 . Но Соломон, увлекаемый женами-язычницами, поставил на горе языческие капища, учредив таким образом вместо поклонения Богу истинному, которое было совершаемо его отцом, поклонение Хамосу, мерзости Моавитской, и Молоху, мерзости Аммонитской 104 . Поставленный Соломоном капища оставались нетронутыми до времен благочестивого Иосии, который, наконец, истребил их 105 . Гора Елеонская была одним из любимых мест Господа Иисуса и с нею соединены многие обстоятельства последних дней Его земной жизни. С горы Елеонской Господь Иисус совершил торжественное вшествие в Иерусалим пред своими страданиями 106 и на ней, после своего вшествия, проводил ночи 107 ; здесь предвозвестил Он ученикам о разрушении Иерусалима и славном пришествии Сына человеческого 108 ; сюда пришел Он с учениками после тайной вечери 109 и у подошвы горы, в Гефсимании, предначал свои страдания за род человеческий 110 ; отсюда, наконец, Он вознесся на небо 111 , благословляя учеников 112 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

Иеффай дважды посылал послов к царю Аммонитскому, чтобы представить ему несправедливость его действий и убедить его оставить в покое народ Израильский: но царь не вразумился. Дух Божий исполнил Иеффая: он выступил с войском против Аммонитян и, отправляясь в поход, дал Господу обет, в случае победы посвятить ему, или принести во всесожжение первое, что выйдет ему из дома его на встречу по его возвращении. Господь предал врагов в руки его: он взял и разрушил многие города их и опустошил страну их; аммонитяне должны были покориться израильтянам. Когда он возвратился из похода и приближался к дому своему, единородная дочь его вышла ему навстречу. Увидев ее, Иеффай раздрал одежду свою: сердце его было в тяжкой борьбе между сознанием обязанности исполнить обет, данный Богу, и родительской любовью к дочери. Но дочь сказала ему: «Родитель мой! Если ты дал обет Господу, исполни его; я прошу у тебя только одного: отпусти меня на два месяца в горы оплакивать мое девство». Иеффай исполнил желание дочери; по прошествии двух месяцев она вернулась к нему и, по обету его, посвятила себя на служение Господу, во всю жизнь пребывши девой. Назидательные размышления Господь в гневе Своем часто карает народы, семейства, людей порознь. Несчастия и удары от руки Божией, каковы бы они ни были, могут быть и действительно бывают средствами к спасению, которые Провидение посылает людям, чтобы заставить их прийти в себя, смириться и покаянием заслужить прощение и милосердие. Сколько душ своим обращением одолжены несчастиям, которыми Бог, по благости Своей, наказал их грехи! Это доказывает опыт Израильтян: «Егда убиваше я, – говорит о них Псалмопевец, – тогда взыскаху Его, и обращахуся, и утренневаху к Богу: и помянута, яко Бог помощник им есть, и Бог вышний избавитель им есть» ( Пс.77:34, 35 ). О неизреченное чудо Твоей бесконечной премудрости, Господи! Ты наказуешь тех, кого любишь! Что мир называет несчастием, это при нашем раскаянии, при нашей покорности Твоей святой воле, делается истинным источником мира, утешения и блаженства.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Воспользуемся и мы примером Соломона, и не будем прилепляться к тому, что ослепляет взоры наши в сем мире; ибо все это скоро проходит, оставляя только пустоту в уме и сердце; но возлюбим мудрость и будем всеми силами стараться снискать этот драгоценный дар! Будем приближаться к ней молитвой о ней, Святыми Таинствами, отвращением от греха! Только она может утолить жажду души, она есть верный залог блаженства в сей жизни и будущей! Идолослужение Соломоново Соломон пристрастился ко многим языческим женщинам, происходившим из народов, о которых Господь сказал израильтянам: «Вы не должны брать себе жен из стран сих и дочери ваши не должны выходить замуж за обитателей их, ибо они развратят сердца ваши и вовлекут вас в идолослужение! Соломон забыл повеление Божие и предался этим женщинам: у него было семьсот жен и триста наложниц – они развратили сердце его, и он в старости прилепился к богам чуждым. Сердце его не было столь непорочно перед Богом, как сердце Давида, отца его, и он не следовал путям, по которым Давид ходил перед Богом. Он воздвиг на горе против Иерусалима храм Хамосу – идолу Моавитскому, Молоху – идолу Аммонитскому и Астарте – богине Сидонской, подобным образом он построил храмы богам всех жен своих, и они совершали в них идолослужение. Соломон забыл, что Господь дважды являлся ему и дважды подтверждал ему, чтобы он не уклонялся к богам иным, но хранил и исполнял заповеди Его. За сие Господь прогневался на него и сказал ему: «За то, что ты так поступил и не соблюл заповедей Моих, и преступил повеления, данные Мною тебе, Я раздеру и раздроблю царство твое, исторгну его из руки твоей и дам его одному из рабов твоих; но ради Давида, отца твоего, не сотворю Я сего при жизни твоей, а исполню то, когда царство перейдет в руки сына твоего. Но и у него не отниму Я всего царства, а дам ему одно колено, ради Давида, раба моего, и Иерусалима, который избрал Я в жилище Себе». Назидательные размышления   Вот еще тяжкий опыт в подтверждение того, как далеко простирается духовная немощь человека! Можно ли без скорби и ужаса подумать о Соломоне, царе, который некогда удивлял народы своей мудростью и правосудием; который более всего просил у Бога мудрости и правосудия, как драгоценнейшего сокровища; который, сознавая и исповедуя тщету удовольствий и богатства, среди блеска величия своего, был предметом удивления вселенной и потом вдруг пал в бездну, сделался рабом чувственности и ослепился заблуждениями идолопоклонства! Мудрый! Не гордись твоей мудростью! Сильный! Не полагайся на крепость твою! – Самонадеянность и самоуверенность есть первый шаг к погибели; «прежде сокрушения возносится сердце мужу и прежде славы смиряется» ( Притч.18, 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

И здесь мы вынуждены вновь повторить уже приводившуюся выше цитату: «И полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин, кроме дочери фараоновой: Моавитянок, Аммонитянок, Идумеянок, Сидонянок, Хеттеянок, из тех народов, о которых Господь сказал сынам Израилевым: „не входите к ним, и они пусть не входят к вам, чтобы они не склонили сердца вашего к своим богам“; к ним прилепился Соломон любовью. И было у него семьсот жен и триста наложниц; и развратили жены его сердце его. Во время старости Соломона жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу Богу своему, как сердце Давида, отца его. И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, Милхому, мерзости Аммоните кой. И делал Соломон неугодное пред очами Господа, и не вполне последовал Господу, как Давид, отец его. Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской. Так сделал он для всех чужестранных жен, которые кадили и приносили жертвы своим богам. И разгневался Господь на Соломона за то, что он уклонил сердце свое от Господа Бога Израилева, Который два раза являлся ему и заповедал ему о том, чтобы он не следовал иным богам; но он не исполнил того, что заповедал ему Господь. И сказал Господь Соломону: за то, что так у тебя делается, и ты не сохранил завета Моего и уставов Моих, которые Я заповедал тебе, Я отторгну царство от тебя и отдам его рабу твоему; но во дни твои Я не сделаю сего ради Давида, отца твоего; из руки сына твоего исторгну его; и не все царство исторгну: одно колено дам сыну твоему ради Давида, раба Моего, и ради Иерусалима, который Я избрал» ( 3Цар. 11:1-13 ). По мнению комментаторов, пророчество, а точнее, приговор, вынесенный Всевышним, Соломону передал пророк Ахия. При этом сам характер приговора обусловлен тем, что Бог остается верным слову, которое Он дал Давиду: «Когда же исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, то Я восставлю после тебя семя твое, того, который произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его» ( 2Цар.

http://azbyka.ru/fiction/tsar-solomon/?f...

Первое открытое столкновение Иеровоама с Соломоном произошло после его брака с дочерью фараона: Иеровоам позволил себе вслух критиковать Соломона за то, что тот едва не проспал утреннее богослужение. В эти дни и произошла встреча Иеровоама с пророком Ахией, предопределившая всю его последующую судьбу. «В то время случилось Иеровоаму выйти из Иерусалима; и встретил его на дороге пророк Ахия Силомлянин, и на нем была новая одежда. На поле их было только двое. И взял Ахия новую одежду, которая была на нем, и разодрал ее на двенадцать частей, и сказал Иеровоаму: возьми себе десять лоскутков, ибо так говорит Господь Бог Израилев: „вот, Я исторгаю царство из руки Соломоновой и даю тебе десять колен, а одно колено останется за ним ради раба Моего Давида и ради города Иерусалима, который Я избрал из всех колен Израилевых. Это за то, что они оставили Меня и стали поклоняться Астарте, божеству Сидонскому, и Хамосу, богу Моавитскому, и Милхому, богу Аммонитскому, и не пошли путями Моими, чтобы делать угодное пред очами Моими и соблюдать уставы Мои и заповеди Мои, подобно Давиду, отцу его. Я не беру всего царства из руки его, но Я оставляю его владыкою на все дни жизни его ради Давида, раба Моего, которого Я избрал, который соблюдал заповеди Мои и уставы Мои. Но возьму царство из руки сына его и дам тебе из него десять колен; а сыну его дам одно колено, дабы оставался светильник Давида, раба Моего, во все дни пред лицом Моим, в городе Иерусалиме, который Я избрал Себе для пребывания там имени Моего. Тебя Я избираю, и ты будешь владычествовать над всем, чего пожелает душа твоя, и будешь царем над Израилем; и если будешь соблюдать все, что Я заповедую тебе, и будешь ходить путями Моими, и делать угодное пред очами Моими, соблюдая уставы Мои и заповеди Мои, как делал раб Мой Давид, то Я буду с тобою, и устрою тебе дом верный, как Я устроил Давиду, и отдам тебе Израиля…“» ( 3Цар. 11:29-38 ). Некоторые комментаторы считают, что эта встреча пророка Ахии и Иеровоама состоялась в дни, когда Соломон праздновал свадьбу с дочерью фараона. Пророк, разъясняют они, был в новой одежде потому, что находился в числе гостей на этой свадьбе. Но Ахия покинул свадебный пир, взбешенный как самим браком царя с иноземкой и языческим характером свадьбы, так и тем, что Соломон, в отличие от своего отца Давида, не желал прислушиваться к советам пророков. В крайне расстроенных чувствах Ахия вышел из города и встретил решившего отправиться в отпуск домой Иеровоама.

http://azbyka.ru/fiction/tsar-solomon/?f...

Седьмой судья был Фола. Сказано, что он жил на горе Ефремовой, был судьей Израиля 23 года и умер. О нем сведений больше нет. Восьмой судья – Иаир, был он судьей 22 года. Про него сказано, что он ездил на 32 ослах и было 32 города, которые называют селениями Иаира. «И умер Иаир и погребен в Камоне». Т.е. он просто был знатный израильтянин, который прославился особенностями своего быта. Девятый судья – знаменитый Иеффай. Перед нами образ еще одного судьи, которого было угодно Господу поставить над сынами Израилевыми. «Иеффай Галаадитянин был человек храбрый. Он был сын блудницы». Иеффай занимался тем, что «жил в земле Тов и собирались к Иеффаю праздные люди и выходили с ним», т.е. «праздные люди» собирались и выходили грабить на дороге. Через некоторое время Аммонитяне пришли войною на Израиля. Зная, что Иеффай – человек воинственный, старейшины вызвали его и попросили вступиться за жителей Галаадских. Однако он вспомнил то зло, которое они сделали ему когда-то. После усиленной просьбы к Иеффаю старейшины сказали: «Господь да будет свидетелем между нами, что мы сделаем по слову твоему!», т.е. они оставят его начальником, если он захочет. «И послал Иеффай послов к царю Аммонитскому сказать: что тебе до меня, что ты пришел ко мне воевать на земле моей?» ( Суд. 11:12 ). Однако переговоры ни к чему не привели и царь Аммонитский не послушался послов Иеффая. И сказано далее: «Был на Иеффае Дух Господень, и прошел он Галаад и Манассию, и прошел Массифу Галаадскую» и дал обет Господу: «Если ты предашь Аммонитян в руки мои, то по возвращении моем с миром от Аммонитян, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Господу, и вознесу сие на всесожжение» ( Суд. 11:31 ). И предал Господь Аммонитян в руки Иеффая, и первой после победы встречает его дочь, вышедшая навстречу отцу. И он говорит: «Дочь моя! ты сразила меня». Действительно, возвращаясь с победой и зная о том, что он должен отдать Богу во всесожжение первое, что ему встретится живое, он видит дочь. Далее Библия повествует нам, что Иеффай сказал, что он не может нарушить данное Господу слово и дочь на это ему сказала: «Отец мой! ты отверз свои уста перед Господом и делай со мной то, что произнесли уста твои, когда Господь совершил через тебя отмщение врагам твоим Аммонитянам». Вот пример дочери разбойника, которая жертвовала своей жизнью, чтобы отец не был перед Богом обвинен в своем пустословии, лицемерии и неисполнении обетов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

49). 8. Давая закон, Бог хранящим его обещал Свое благоволение, а преступающим его — наказание. Вот пророк и просит Бога вспомнить о Своих обещаниях. На них, говорит, Ты научил меня надеяться. Вспомни же, Владыка, Свои обещания, данные нам. Ведь Ты сказал Своим ученикам: « Я с вами во все дни до скончания века » (Мф. 28:20). И не только им обещал Ты это, но и нам всем, веровавшим чрез них во имя Твое. Итак, вспомни о нас, и будь с нами, и не отступай от нас, чтобы нам не погибнуть. « Это утешило меня в унижении моем, ибо слово Твое оживляло меня » (ст. 50). В нем имел я подкрепление в несчастьях и в скорбях. Это обещание было для меня утешением и ободрением, и, опираясь на него, я успешно боролся с волнами. Потому я и умоляю об этом, что моя жизнь поддерживается Твоими словами. « Гордые до крайности преступали закон, а я не уклонялся от закона Твоего » (ст. 51). Гордыми называет Саула, Авессалома, царя Аммонитского, надругавшегося над его послами. Между тем как они предавались беззаконной жизни, я следовал Твоим законам. Это могли бы сказать и добропобедные мученики, потерпевшие от нечестивых и бесчеловечных преследователей ужасные и тяжкие мучения. Гордились очень и фарисеи, не желая слушать наставлений Христа, почему Он и говорил им: « Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете » (Мф. 23:13). Также превозносились пред апостолами правители и священники иудейские, говоря им: « не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? и вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим » (Деян. 5:28, ср. 4:17). Но они ответили им: « судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?» (Деян. 4:19). « Я вспоминал суды Твои от века, Господи, и утешался » (ст. 52). Значит, гонимый лик апостолов и мучеников утешался воспоминанием о судах Божиих от века, — именно: что потерпел Авель от братоубийцы Каина, что Авраам, что Моисей; что случилось с Исааком, Иаковом, Иосифом, Иовом; и все это было для них утешением и ободрением; и сколь разнообразным искушениям, по попущению Божию, они подвергались, и после них прославились и возвеличились.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

А. Альд. – Μολχòμ του βασιλως ατων; Κ. – του βασιλως ατων) от главы его» (И взял Давид венец царя их с головы его). Речь идет о событиях, сопровождавших поход царя Давида против аммонитян. Венец, взятый царем израильским, по еврейскому тексту принадлежал «царю их» (аммонитян). С показанием еврейского текста из греческих, согласен буквально только текст Комплютенского издания. В В. А. Альд. упоминается также и имя царя аммонитского. Но замечательно, что это имя почти тождественно с именем аммонитского божества, которое у масоретов произносится Милком ( 3Цар. 11:7, 33 ; 4Цар. 23:13 ). Замечательно также, что у LXX это последнее имя переводится как нарицательное –βασιλς ατων (царь их), в указанном месте 3 Цар. Очевидно, что такое же понимание лежит в основе и масоретской вокализации имени аммонитского божества в Иер. 49:1 −3; Ам. 1:15 ; Соф. 1:5 – Малкам, царь их. В двух последних местах Амоса и Софонии, перевод LXX (и слав.) следует смыслу Масоретского чтения, но в Иер. славянский перевод воспроизводит чтение А. списка. Мелхом – чтение, которое принято по К. изданию и в 3Цар. 9:33 . В других случаях, когда это имя понимается у LXX как собственное, произношение его в различных изданиях греческой Библии весьма различно. 57 Из всех этих данных видно, что имя аммонитского божества в еврейском тексте первоначально писавшееся только Млки, понималось не только авторами перевода LXX, но и масоретами, то как имя нарицательное, то как имя собственное. Читатель 1Пар. 20:2 , будучи сторонником понимания имени в собственном смысле, и в речи о войне Давида с аммонитянами, упоминание о божестве последних считая естественным, нашел нужным, если не исправить первоначальное чтение, если не зачеркнуть его, то приписать к нему на полях, в качестве варианта Μολχòμ. С полей это имя с течением времени перешло в сам текст. Ни лицо, сделавшее эту приписку первоначально, ни лицо, внесшее ее в текст, не обратили внимания на то, что венец, о взятие которого в 1пар. 20, Давид возложил на свою голову (и бе на главе Давидове), и что, следовательно, венец этот естественнее считать бывшей собственностью, короной царя аммонитского, а не идола.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/k...

Надобно также знать, что после отпадения десяти колен и полу-колена Ефремова от Иерусалима, жившие в Самарии и жившие во Иерусалиме имели своих собственных царей. И это продолжалось до времени последнего плена, из которого они возвратились во Иерусалим, в царствование Кира, дозволившего им возвращение, под предводительством Зоровавеля сына Салафиилева, происходившего из колена Иудина во время первосвященничества Иисуса, сына Иоседекова. Тогда они снова построили храм и. прекратив всякое разномыслие, были под одною властию и жили во Иерусалиме. А какие по временам были частные пленения десяти колен с полуколеном Ефремовым и живущих во Иерусалиме, Иуды, говорю, и Вениамина, – это ясно покажет последующая речь. Необходимо также было записать и время, в которое говорил каждый из святых пророков, дабы мы точно знали, при каком состоянии и положении дел были обращены к ним слова Божии. 1 Вместо γρφειν, как во всех списках и переводах, св. Кирилл читает λγειν ср. на Иса. Migne, t. 70 col. 904. 2 Буквально: обыкновенно все пророки, какие бы речи ни говорил каждый из них, очень быстро переменяют их (μεταπλττειν εκολως), сообразно внушению Святаго Духа (π τ δοκον τ γι Πνεματι). 3 У св. Кирилла читается здесь το Βαλ и далее в 7-м стихе τ Βαλ. У LXX в одних списках 5-й стих опускается, в других читается согласно славянскому: πσω το βασιλως (и τν βασιλων) ατν. Так и 7-й стих по одним, а по другим: τ Μλχ’μ. В еврейском стоят: или и , которые принимаются за собственные названия идола Аммонитского и Моавитского (Молох) Вульгатою, халдейским, сирским, арабским, Симмахом, Акилою, Феодотионом, переводом LXX у Амоса 5ср. Деян.7 (в италийском Melchom) и некоторыми списками LXX в 3Цар.11:7 . Принятое чтение LXX объясняется тем, что вместо еврейского собственного имени переводчики ставят его нарицательное значение, производя от – царствовать, откуда –царствующий, князь, царь, греч. βασιλες, как Лев.18:21, 20 (princeps Итал.). Чтение же св. Кирилла, не встречающееся ни в одном тексте и ни в одном списке LXX, можно объяснять тем, что вместо собственного имени Аммонитского идола (Молох) св.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010