Наас, презирая этот жалкий народ и желая отмстить Израилю за то унижете, которое раньше понес его народ, предложил уже упомянутое выше условие. «Я заключу с вами союз», гордо говорил Наас аммонитский, но с тем, чтобы выколоть у каждого из вас правый глаз, и тем положить бесчестие на всего Израиля». Это было ужасное условие, но народ настолько уже впал в бездушие и в бессилие, что готов был подчиниться и этому варварскому условию; послы только просили семь дней для размышления, надеясь в это время отправить посланных к другим израильским коленам с смутным ожиданием, не найдется ли какого-нибудь средства избавиться от этого бедствия. Наас согласился на это последнее условие и не из какого-нибудь, конечно, благородного чувства, но потому, что он видел мало надежды на взятие города в этот промежуток, и, ничего не зная о недавних событиях, совершившихся за Иорданом, он считал себя совершенно обеспеченным от всякого мужественного нападения со стороны западных израильтян. Он готов был тем более согласиться на эту просьбу, что известие, посланное об этом повсюду, могло только служить к разглашению о его торжестве и о его презрении к своим врагам. Прошло еще всего только с месяц после избрания Саула, и вести об этом событии еще не дошли до галаадитян, так что, отправляя послов просить помощи, они еще не обращались к царю, а обращались ко всему вообще народу, «ко всем пределам Израильским». Прежде всего, как это и естественно, послы отправились в колено Вениаминово, которое ближе всего было к ним и из-за которого они в прошлом так жестоко потерпели. Так как они одни только отказались принять участие в беспощадном избиении вениамитян и дали им своих девиц в замужество, когда вениамитянам угрожало полное исчезновение, то теперь они в благодарность за это и ожидали помощи в теперешнем своем страшном состоянии. Не теряя дорогого времени, послы скоро прибыли в Гиву и, ничего не зная о новом государственном установлении, изложили свое дело пред народом вообще. Народ выслушал печальную весть с сочувствием и принял их дело горячо к сердцу, так что «весь народ поднял вопль и заплакал».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Суд. 10:1–6 По смерти Авимелеха для спасения Израиля восстал Фола, из колена Иссахарова. Он жил на горе Ефремовой; и был судьею Израиля 23 года. По смерти его, в продолжение двадцати трех лет власть судии была в руках Иаира, жителя Галаада. Его 30 сыновей были начальниками тридцати городов в земле Галаадской. 6. Иеффай Суд. 10:6–16 Между тем наклонность к языческому суеверию у Израильтян усиливалась более и более. Кроме различных идолов Ваала и Астарты, они начали еще почитать богов Сирийских, Сидонских, Моавитских, Аммонитских и Филистимских. Тогда Господь предал их в руки Аммонитян и Филистимлян: Аммонитяне теснили их с востока, Филистимляне – с запада. Иго Аммонитян тяготело над землею Израильскою 18 лет. Они сначала завладели за-Иорданскою областию, Галаадом: а потом переправились и на западную сторону Иордана, чтобы опустошать колена: Иудино, Вениаминово и Ефремово. Сыны Израилевы сознали свой грех пред Господом, что они оставили Его, и служили идолам Ваала. Господь напомнил им (вероятно, через какого-либо пророка), что Он уже не раз спасал их, и однако же они опять сделались Ему неверными. «Идите», говорил Он, «взывайте к богам, которых вы избрали себе: пусть они спасают вас в это тяжкое для вас время». Такой упрек сильно подействовал на Израильтян: они раскаялись от чистого сердца, вполне предавали себя в волю Божию и отвергли чужих богов. Суд. 10:17–11:40 В это время Аммонитяне собрали значительные силы в Галааде. Со своей стороны и Израильтяне собрали ополчение в Массифе, но у них не было способного предводителя войску. Общим советом положили предоставить тому начальство над всеми жителями Галаада, кто поведет их на Аммонитян: но никто не вызвался на это предприятие. Тогда вспомнили, что один из единоплеменников их, по имени Иеффай, которого законные наследники изгнали из дому отца его, славится своими набегами на неприятельские земли. Итак, послали к нему с предложением принять начальство над войском и сразиться с Аммонитянами. Иеффай прибыл в Массифу. Здесь народ торжественно поставил его начальником над собою и вождем.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Прежде, чем сразиться, Иеффай отправил к царю Аммонитскому послов спросить: «зачем он идет войною на землю его?» Царь Аммонитский отвечал послам Иеффая: «затем, что Израиль, когда шел из Египта, взял землю мою, простирающуюся до Иордана между потоками Арионом и Иавоком. Возврати мне ее без спора; и я отступлю». Иеффай и в другой раз отправил послов. Представши пред царя Аммонитского, они говорили: «так говорит Иеффай: Израиль не занимал ни Моавитской, ни Аммонитской земли. Когда цари Эдомский и Моавитский не позволили ему пройти чрез свои владения: он миновал их. Но Сигон, царь Аморрейский, царствовавший в Есевоне, не только не захотел пропустить Израили через свои пределы, но еще вышел и сразился с ним. И Господь предал Сигона и весь народ его в руки Израилю. Таким образом Израилю достались все пределы Аморрея от Ариона до Иавока и от пустыни до Иордана. И вот уже триста лет, как он живет в Есевоне. Для чего вы с самого начала не отняли этой земли? Что же касается до меня, то я нисколько не виноват перед тобою: и ты дурно делаешь, что воюешь со мною. Пусть Бог рассудит между Израильтянами и Аммонитянами!» Но эти речи послов Иеффаевых не вразумили царя Аммонитского. Тогда сошел на Иффая Дух Господень: и он пошел на Аммонитян. Отправляясь на войну, он положил обет, что если Аммонитяне будут преданы в руки его, он, по возвращении от брани, то, что прежде всего выйдет к нему из дома навстречу, посвятит Господу и принесет Ему во всесожжение. Иеффай действительно разбил Аммонитян и завоевал у них 20 городов. Когда же он возвращался после победы в дом свой, в Массифу, единственная дочь его приготовила ему торжественную встречу. Она вышла к нему из ворот дома его, впереди собранных ею девиц, с тимпанами и ликованием. Как только он увидал ее, разодрал на себе одежду и вскричал: «ах, дочь моя! какой удар мне от тебя! И ты в числе возмутителей покоя моего! Я обещал тебя Господу и не властен возвратить слова». Она отвечала ему: «отец! ты обещал меня Господу? выполни надо мною, на что ты обрек меня; потому что Господь помог тебе отмстить врагам твоим – Аммонитянам».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Саул встал; и вышли вместе на улицу. Когда уже они спустились к концу города, Самуил сказал Саулу «скажи слуге, чтобы он шел вперед» (тот и пошел) «а ты остановись теперь: я тебе открою слово Божие». Тогда Самуил вынул сосуд с елеем, возлил ему на голову, поцеловал его и сказал: «Господь помазал тебя быть начальником над Его наследием. А что на это помазание есть изволение от Бога, удостоверься из следующего: когда ты уйдешь теперь от меня, неподалеку от гроба Рахили, на пределах колена Вениаминова, найдешь двух человек, которые скажут тебе, что ослицы нашлись, и отец твой уже безпокоится об вас. Потом у дубравы Фаворской попадутся тебе три человека, которые идут к дому Божию: один несет трех козлят, другой – три хлеба, и третий мех вина. Они спросят тебя о здоровье и дадут тебе два хлеба, которые ты и возьмешь из рук их. После того ты взойдешь на холм Божий, где стража филистимская. Только что войдешь ты в город, встретишь лик пророков, которые сходят с высоты с музыкальными орудиями, и пророчествуют. Тогда снидет и на тебя Дух Божий: ты будешь пророчествовать с ними и сделаешься другим человеком. Когда же сбудутся над тобою эти знамения; делай тогда, что представится тебе, потому что Бог с тобою. (Если же соберешься отмстить врагам отечества), поди в Галгал, куда и я приду принести жертву. Жди меня до семи дней: там я объявлю, что тебе надобно будет делать». После этого Саул расстался с Самуилом. Бог изменил образ мыслей и чувствований помазанника. Все, что предсказывал Самуил, сбылось над ним в тот же самый день. На холме он очутился среди пророков; сам почувствовал вдохновение свыше, и пророчествовал вместе с ними. Все, которые знали его дотоле, дивились и спрашивали друг друга: «что сделалось с сыном Кисовым? неужели и Саул между пророками». Около этого времени 71 Наас, царь аммонитский, осаждал за Иорданом галаадский город Иавис. Доведенные до крайности, жители Иависа сказали Наасу: «предпиши нам, какие угодно, условия и мы готовы быть твоими слугами». Аммонитянии отвечал: «я заключу с вами союз, но с тем, чтобы у каждого из вас выколоть правый глаз.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Вот, теперь над вами царь. Я уже состарился, но доселе с самой молодости моей я ходил пред вами. Скажите же мне пред Господом и помазанником Его: взял ли я у кого-нибудь вола, или осла? обидел ли я? притеснил ли я кого-нибудь? даже взял ли я какой-нибудь подарок из чьих бы то ни было рук, чтобы склонить суд в его пользу? Я готов вознаградить за все». Ему отвечали: «ты нам не делал притеснения, и ни у кого и ничего не брал». Самуил опять сказал: «значит, Господь свидетель и помазанник Его, что вы не нашли за мною ничего?» Народ отвечал: «Они свидетели». Тогда Самуил сказал: «если так; то теперь я произнесу на вас суд пред Богом по поводу всех благодеяний, которые Он показал вам и отцам вашим. Отцы ваши вопияли ко Господу в Египте: Он послал им Моисея и Аарона, извел их из Египта, и поселил на этой земле. Здесь они забыли Господа: и Он предал их в руки Сисары, военачальника хацорского, в руки Филистимлян и царя моавитского. Но когда они воззвали ко Господу, и оставили служение идолам Ваала и Астарты, Господь послал им Иероваала, Варака, Иеффая и Самуила, которые избавили вас от всех, окружающих вас, врагов. Теперь же, когда вы увидели, что Наас, царь аммонитский, пришел на вас; вы сказали: нет! лучше пусть царствует над нами царь!– тогда как Царем у вас был Господь, Бог ваш. И вот, Господь поставил над вами царя. Хорошо, если вы с благоговением будете служить Господу, и, вместе с царем своим, идти вслед Его; но если вы не будете повиноваться Господу, и станете противиться повелению Его; то рука Господня будет на вас, как она была на отцах ваших! А дабы вы знали, как велик этот грех пред Господом, что вы перестали полагаться на Его царственный Промысел о вас, то смотрите, что Он сделает. Не правда ли, что в теперешнюю пору жатвы не бывает ни грома, ни дождя? Но я воззову ко Господу, и Он произведет и гром, и дождь». И действительно, по молитве Самуила загремел страшный гром и полился дождь. Народ, в испуге, стал просить Самуила: «помолись за рабов твоих Господу Богу твоему, чтобы мы не умерли: потому что мы чувствуем свой великий грех».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Не довольствуясь устроением новой скинии для ковчега Божия, Давид однажды сказал пророку Нафану: «Вот я живу в доме кедровом, а ковчег Божий стоит под шатром». Нафан сказал царю: «Делай все, что есть у тебя на сердце». Но в ту же ночь Господь сказал Нафану: «Пойди, скажи рабу Моему Давиду: “Не ты построишь Мне дом для обитания, потому что ты пролил много крови. Когда ты почиешь с отцами своими, Я после тебя восставлю Семя твое. Он создаст дом имени Моему, и Я навеки утвержу престол царства Его; Я буду Ему Отцом, а Он будет Мне Сыном”» 376 . Нафан пересказал слова Господни Давиду. Давид молитвою возблагодарил Господа за милость Его к нему и его потомству и стал приготовлять все нужное для построения храма Господня ( 2Цар. 7; 1 Парал. 17; 1 Парал. 22:8, 28:3). После дел благочестия Давид более всего занимался внутренним благоустройством своего царства. В управлении царством он всегда руководствовался законом Божиим, данным через Моисея. Закон этот был любимым чтением его: он изучал его день и ночь. Суд производился под строгим надзором его и был правый и милостивый 377 . Победы Давида над соседними народами и распространение царства его. Война Давида с аммонитянами, падение его и раскаяние. Покорение аммонитян За благочестие Бог благословил Давида многими победами над врагами его 378 и распространил его царство. Давид усмирил навсегда филистимлян, покорил моавитян 379 , наложил дань на сирийцев, покорил идумеев и, наконец, аммонитян. Из войн, которыми Давид распространил свое царство, замечательна война с аммонитянами. Она началась по следующей причине: Давид, услышав о смерти Нааса, царя Аммонитского, оказавшего ему некогда благодеяние 380 , послал послов к сыну его, Аннону, утешить его. Аннон принял послов за шпионов, велел обрить им половину бороды 381 , обрезать одежду и отпустил. Когда донесли об этом Давиду, он велел им оставаться в Иерихоне, пока не отрастут бороды, и начал войну с аммонитянами; он послал военачальника своего Иоава с войском взять Равву, столицу аммонитскую, а сам остался в Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

(Суд 8:30–32).     Судьба сыновей Гедеона была очень плачевной. Очень скоро сын наложницы восстал против них, подговорил жителей других колен Израиля. Поступил еще более вероломно, чем другие: Авимелех на золото и серебро нанял «праздных и своевольных людей, которые и пошли за ним». Праздные и своевольные люди — наемные убийцы. «И пошел он в дом отца своего и убил братьев своих, семьдесят сынов Иеровааловых, на одном камне» . Только один из этих сынов спасся. В дальнейшем Авимелех был уничтожен во время взятия башни сихемской. Ему на голову женщина бросила жернов и он умер.     Седьмой судья был Фола . Сказано, что он жил на горе Ефремовой, был судьей Израиля 23 года и умер. О нем сведений больше нет. Восьмой судья  — Иаир , был он судьей 22 года. Про него сказано, что он ездил на 32 ослах и было 32 города, которые называют селениями Иаира. «И умер Иаир и погребен в Камоне». Т. е. он просто был знатный израильтянин, который прославился особенностями своего быта. Девятый судья  — знаменитый Иеффай . Перед нами образ еще одного судьи, которого было угодно Господу поставить над сынами Израилевыми. «Иеффай Галаадитянин был человек храбрый. Он был сын блудницы» . Иеффай занимался тем, что «жил в земле Тов и собирались к Иеффаю праздные люди и выходили с ним» , т. е. «праздные люди» собирались и выходили грабить на дороге. Через некоторое время Аммонитяне пришли войною на Израиля. Зная, что Иеффай — человек воинственный, старейшины вызвали его и попросили вступиться за жителей Галаадских.   Однако он вспомнил то зло, которое они сделали ему когда-то. После усиленной просьбы к Иеффаю старейшины сказали: «Господь да будет свидетелем между нами, что мы сделаем по слову твоему!» , т. е. они оставят его начальником, если он захочет.     «И послал Иеффай послов к царю Аммонитскому сказать: что тебе до меня, что ты пришел ко мне воевать на земле моей?» (Суд 11:12).   Однако переговоры ни к чему не привели и царь Аммонитский не послушался послов Иеффая. И сказано далее: «Был на Иеффае Дух Господень, и прошел он Галаад и Манассию, и прошел Массифу Галаадскую»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

    «И искали его (Саула) и не находили. И вопросили еще Господа: придет ли еще он сюда? И сказал Господь: вот он скрывается в обозе И побежали, и взяли его оттуда, и он стал посреди народа, и он был от плеч своих выше всего народа. И сказал Самуил всему народу: видите ли, кого избрал Господь? подобного ему нет во всем народе. Тогда весь народ воскликнул: да живет царь!» (1 Цар 10:21–24).   Господь предлагает народу Своему, Своим чадам, ту пищу, которую они способны восприять. Для тогдашних израильтян важнейшее значение имели внешние данные правителя. И богатырский рост, и телесная красота Саула произвели должное действие на народ.     «И изложил Самуил народу права царства, и написал в книгу, и положил пред Господом. И отпустил народ, каждого в дом свой»   И далее характерно отметить то, что Саул уходит также к себе на родину в город Гиву и занимается обычными своими делами в доме отца. Есть толкование этого факта, что тем самым гадательно указывается на первые тридцать лет жизни Христа Спасителя, когда он, безусловно имея полное божественное достоинство, по внешности жил, как простой человек. Одной из сторон общественного служения Иисуса Христа было царское служение и в этом смысле, поставление первого царя над Израилем отчасти прообразовало приход Царя Царствующего и Господа Господствующего.   Однако, не все с восторгом приняли помазание Саула. Некоторые «люди говорили: ему ли спасать нас? И презрели и не поднесли ему даров; но он как бы не замечал того». Причем, Священное Писание однозначно называет этих людей «негодными». Непризнание помазанника есть тяжкий грех пред Богом. Саул явил в первый период своего царствования весьма значимые подвиги и проявил недюжинную доблесть, прежде всего, на ратном поприще. Здесь следует отметить победу над Наасом Аммонитяпином. Аммонитский царь Наас предложил страшное условие, осадив город Иавис. Он предлагал снять осаду при условии разграбления города и ослепления каждого жителя Иависа на правый глаз. Вот здесь Саул впервые проявляет свои организаторские способности, созывая войско в тридцать тысяч воинов и разбивая Нааса. После этого был, казалось бы, удобный момент для того, чтобы расправиться со своими недоброжелателями, однако Саул великодушно их прощает, говоря, что отныне Господь, Бог Израиля совершил спасение, поэтому сейчас не время кого-либо умерщвлять.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

В таинственном же смысле можем толковать это место против еретиков, которые строят себе дом не великий и весьма обширный, по широте церкви, но маленький. Строят же не с правдою и судом, желая расхищать чужое. Посему говорится: ты построил себе дом маленький, горницы насквозь продуваемые ветром, которые увлекаются всяким ветром учения ( Ефес. 4. 14 ), и отделенные окнами, ибо еретики не имеют здания вечного и твердости непоколебимой. И настланные, говорит, потолками из кедра. Хотя они по видимому имеют весьма красивый потолок, но во время дождей и бури гонений скоро гниют и разрушаются. И окрашенные красною краскою. Хотя они также обещают страдание и кровь Господа, но во веки не царствуют, потому что препираются и возбуждают на гнев Араза (Araz), то есть, кедр – отца своего. Ибо всякий еретик рождается в Церкви, но из Церкви извергается и спорит, ратует против родительницы своей. В словах же: не едят и не пьют, подразумевается; Тела и Крови Спасителя и прочего сему подобного. И все заблуждение их происходит из того, что они не знали Бога и не имеют правых очей, но сердце их склонно к корыстолюбию, к тому, чтобы расхищать чужое и проливать кровь соблазненных. Ибо это и значит совершать человекоубийство. О темном следует говорить подробнее. Ст. 18, 19. Посему так говорит Господь к Иоакиму, сыну Иосии, царю Иудейскому: не будут оплакивать его «увы, брат! и: увы, сестра!» не будут кричать ему: " увы, государь! и: увы, знаменитый! Погребением осла он будет погребен, сгнивши и будучи выброшен за ворота Иерусалима. Того, что мы поставили с еврейского: не будут оплакивать его: увы, брат! и: увы, сестра!» у Семидесяти нет. Собственно говорится против Иоакима, царя Иудейского, и объясняется загадка, прежде казавшаяся темною и неизвестно к кому из трех братьев относящаяся, – что идет речь не об Иоахазе и не о Седекии, а собственно об Иоакиме, о котором еврейская история рассказывает, что он убит разбойниками Халдейскими, Сирийскими, Аммонитскими и Моавитскими. Поэтому и в Малахим 14 пишется, что он умер, и умалчивается о том, что он погребен ( 4Цар. 24 ), а в книге «Дней» читаем, что он был скован цепями и отведен в Вавилон ( 2Пар. 36 ), и более ничего не говорится о нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

В ВЗ есть ряд упоминаний о др. видах казни, к-рые не предусмотрены законом Моисеевым, но к-рые налагались законной властью. Так, после завоевания Раввы Аммонитской жителей этого города царь Давид «вывел и положил их под пилы, под железные молотилки, под железные топоры, и бросил их в обжигательные печи. Так он поступил со всеми городами Аммонитскими» (2 Цар 12. 31). После победы над идумеями иудеи, во главе к-рых стоял тогда царь Амасия , привели 10 тыс. пленных на «вершину скалы, и низринули их с вершины скалы, и все они разбились...» (2 Пар 25. 12). Впрочем, все перечисленные выше казни имели особый характер, потому что они налагались не на израильтян, а на побежденных противников. При наказании ударами бича или палки в соответствии с Второзаконием полагалось наносить не больше 40 ударов, «чтобы от многих ударов брат твой не был обезображен пред твоими глазами» (Втор 25. 3). В случае причинения тяжких телесных повреждений наказание налагалось в буквальном смысле по принципу око за око, зуб за зуб (Исх 21. 24). Тюремное заключение не предусматривалось в законе Моисеевом, хотя, по свидетельству ряда мест ВЗ, и применялось фактически. Так, царь иудейский Аса подверг прозорливца Ананию заключению в темницу (2 Пар 16. 10). Заключенных сковывали цепями, забивали в колодки (Иер 20. 2). В нек-рых случаях наказанием служил штраф. Оклеветавший новобрачную жену свою в добрачном нецеломудрии, помимо того что до конца жизни ее утрачивал право на развод с ней, должен был еще заплатить 100 сиклей серебра ее отцу (Втор 22. 19). Если кто в драке ударит «беременную женщину и она выкинет», то виновный должен при посредниках заплатить мужу пострадавшей жены, сколько тот потребует (Исх 21. 22). Воровство каралось многократным возмещением украденного (Исх 22. 1). Если же вор окажется не в состоянии заплатить штраф, то он сам подлежит продаже в рабство в возмещение причиненного им убытка (Исх 22. 3). В. п. включает и ряд процессуальных норм, касающихся судопроизводства по уголовным делам. Расследование дел полагалось производить публично, у городских ворот, поскольку это было самым людным местом (Втор 21. 19). Суд мог вынести обвинительный приговор только в том случае, когда обвинение подтверждалось не менее чем 2 свидетелями, показания к-рых ни в чем не противоречили друг другу (Числ 35. 30; Втор 17. 6). Лжесвидетель подвергался наказанию, полагавшемуся за преступление, в к-ром он клеветнически обвинял невиновного (Втор 19. 18-19).

http://pravenc.ru/text/158294.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010