Аммонитяне Аммонитяне , или сыны Аммона ( Быm. XIX, 38 ) – были потомками Бен-Амми, сына Лотова, по кровосмешении его со своей младшей дочерью. Он родился вблизи Сура, но потомство его распространилось к с. и занимало гористые страны Галаада, между потоками Арноном и Явоком. Первоначально владения их граничили к с. потоком Явок, к з. Иорданом, к ю. Арноном и вдавались с восточной стороны в Аравию. Аморитяне, при своем царе Сигоне, изгнали аммонитян из плодороднейшей части их владений, лежавшей между двумя реками; но Моисей взял эту землю у аморитян и разделил оную между коленами Рувимовым и Гадовым. Вследствие того западной границей аммонитян сделался один из потоков р. Явок, при котором стоял их главный город Рабба, или Рабба-Аммон. Горы Галаадские составляли восточную границу земли Аммонитской, а страна Моавитская – южную. Сыны Аммоновы предавались глубокому идолопоклонству ( Суд. Х, 6 ). Главным идолом их был Молох, как полагают, одно и то же божество, что и Ваал. История их наполнена многими проявлениями гнева Божия, который они многократно навлекали на себя своим нечестием, хотя и были пощажены, по нарочитому повелению Божию, когда Израиль обошел страну их во время своего похода из Египта ( II Nap. XX, 10 , Bmop. II, 19 ). Спустя 300 лет после сего царь аммонитский объявил войну израильтянам под тем предлогом, что они занимали страну его ( Cyд. XI, 13 ). После кровавой битвы аммонитяне были разбиты с большой потерей. В начале царствования Саула ( I Цap. XI, 1 ) аммонитяне под начальством Гааса, своего царя, осадили город Иавис-Галаадский и согласны были заключить союз с жителями оного только при таком условии, чтобы у каждого из жителей был выколот правый глаз. Израильтяне потребовали семь дней срока для ответа и к концу его собрали значительное войско из 33 тысяч для сражения с аммонитянами и так побили их наголову, что не осталось из них двоих вместе ( I Цap. XI, 11 ). Через 50 или 60 лет после того умер один из царей аммонитских, и Давид, по-видимому обязанный некогда ему, отправил к его сыну и преемнику послов с изъявлением своего соболезнования. Это дружеское расположение, к сожалению, было встречено царем аммонитским враждебно; с посланниками Давида было поступлено грубо и оскорбительно. Ожидая, что Давид не преминет отомстить за оскорбление, они постарались запастись наемным войском из сирийцев. Давид, услышав об их враждебных замыслах, послал навстречу им Иоава с отборным войском израильским. Исход битвы был гибелен для аммонитян: они и их союзники были разбиты и бежали; Равва, столица, и прочие города их были разрушены израильтянами; венец царя их Давид взял и возложил на себя, народ же бывший во взятых городах вывели, клали под пилы, под железные молотилки, под железные топоры и бросали в обжигательные печи ( II Цap. XII, 29, 31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Глава 20 1–3. Завоевание Раввы аммонитской. 4–8. Две войны с филистимлянами. 1Пар.20:1 .  Через год, в то время когда цари выходят на войну, вывел Иоав войско и стал разорять землю Аммонитян, и пришел и осадил Равву. Давид же оставался в Иерусалиме. Иоав, завоевав Равву, разрушил ее. 1Пар.20:2 .  И взял Давид венец царя их с головы его, и в нем оказалось весу талант золота, и драгоценные камни были на нем; и был он возложен на голову Давида. И добычи очень много вынес из города. 1Пар.20:3 .  А народ, который был в нем, вывел и умерщвлял их пилами, железными молотилами и секирами. Так поступил Давид со всеми городами Аммонитян, и возвратился Давид и весь народ в Иерусалим. Рассказ о завоевании Раввы представляет видоизменение повествования в главе ( 2Цар.11 ) о том же самом предмете. Первый стих до слов: «Иоав, завоевав Равву, разрушил ее», воспроизводит ( 2Цар.11:1 ). Данное же выражение стоит в прямом противоречии с показанием ( 2Цар.12:29 ), что Равва была взята самим Давидом, а не Иоавом. Помимо противоречия с кн. Царств, в кн. Паралипоменон наблюдается самопротиворечие. По первому стиху Давид во время осады и завоевания Раввы оставался в Иерусалиме, а по ст. 3 принимал участие в этом деле. «Так поступил Давид со всеми городами аммонитскими и возвратился в Иерусалим». Наконец, автор опускает имевшую место во время аммонитской войны историю Давида с Вирсавией ( 2Цар.11:2 и далее), как бросающую тень на его личность. 1Пар.20:4 .  После того началась война с Филистимлянами в Газере. Тогда Совохай Хушатянин поразил Сафа, одного из потомков Рефаимов. И они усмирились. 1Пар.20:5 .  И опять была война с Филистимлянами. Тогда Елханам, сын Иаира, поразил Лахмия, брата Голиафова, Гефянина, у которого древко копья было, как навой у ткачей. 1Пар.20:6 .  Было еще сражение в Гефе. Там был один рослый человек, у которого было по шести пальцев, всего двадцать четыре. И он также был из потомков Рефаимов. 1Пар.20:7 .  Он поносил Израиля, но Ионафан, сын Шимы, брата Давидова, поразил его.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Рабба Рабба , или Равва (великий) ( II Цap. XII, 26 , Bmop. III, 11 ). В первый раз упоминается об этом городе, как об месте, в котором хранился железный одр ц. Ога. Он был главным городом аммонитским и был расположен в горах Галаадских, недалеко от потока Арнона, и здесь лишился жизни Урия, при осаде этого города Иоавом ( II Цap. XI, 17 ). Затем он был взят под предводительством самого Давида ( II Цap. XII, 29 ). В означенной цитате он называется царственным городом (ст. 29). Некоторые пророки изрекали на этот столичный аммонитский город грозный суд Божий за его нечестие, как-то: Иеремия ( Uep.XLIX, 1–3 ) и Иезекииль ( Ueз.XII:20, XXV:5 ). Разрушение города ясно предсказано пр. Амосом, и притом в таких выражениях, которые показывают, что это был город некогда очень важный и сильный. И запалю огонь в стенах Раввы, от лица Господня говорит пророк, и пожрет чертоги ее, среди крика в день брани, с вихрем в день бури ( Aм. I, 14 ). В настоящее время место, на котором стоял город Равва, известно под именем Амман; оно находится в 22 англ. милях от Иордана, где доселе еще видны огромные развалины со многими замечательными остатками храмов, дворцов, театров, колонн, цистерн и проч., свидетельствующими о древнем богатстве и величии этого города. Вся земля кругом его представляет обширное пастбище, густо усеянное стадами бедуинов, для которых развалины различных древних строений служат готовыми, даровыми хлевами. Так разительно исполнилось пророчество Иезекииля: Я сделаю Равву стойлом для верблюдов и сынов Аммоновых – пастухами овец, и узнаете что Я Господь ( Ueз. XXV, 5 ). По имени одного из Птоломеев, Равва называлась также Филадельфией. Во времена Первенствующей Церкви город Равва служил кафедрой для епископа, и один из епископов оного, по имени Кирион, присутствовал на Никейском соборе в 325 г. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Иез.21:20 .  Представь дорогу, по которой меч шел бы в Равву сынов Аммоновых и в Иудею, в укреплен­ный Иерусалим; «Меч» – войско Навуходоносора (19ст.). «В Равву сынов Аммоновых» – столицу Аммонитского царства, которая так, как здесь, названа во 2Цар 12.26, 17.27 ; Иер 49.2 ; Втор 3.11 , а в других местах называется просто Равва ( Иез.25.5 , и др.); у Полибия (V, 7, 4) – Ραββαταμανα; впоследствии переименована в Филадельфию; теперь – развалины, носящие имя «Амман», к востоку от Иордана на верхнем течении Иавока (Нар-Амана). – «И в Иудею». Иудея поставлена после Раввы, потому что была конечною, хотя и главною целью похода Навуходоносора. – «Укрепленный Иерусалим», т. е. славившийся всюду своими укреплениями; этот эпитет прилагается к нему и у Ис 25.2, 27.10 . Но LXX, читая слово несколько иначе, имеют: «среди ее», т. е. Иудеи; в слав. неверно: «его». Иез.21:21 .  потому что царь Вавилонский остановил­ся на распутье, при начале двух дорог, для гаданья: трясет стрелы, вопрошает терафимов, рас­сматривает печень. «На распутье» – букв. с евр.: «на матери дорог»; слав: «на старом (пройденном?) пути». – «Для гадания» относительно того, куда раньше идти: на аммонитян или Иерусалим. Три способа гадания и исчисляются далее: 1) «Трясет стрелы». «Этот род гадания, говорит Мальдонат, употребляется и поныне (в XVI в.): стрелы с надписями того, что должно быть избрано, опускаются в колчан или шлем; обыкновенно мальчик вытягивает одну, и что на ней написано, приводится в исполнение». В данном случае в дело пошли 2 стрелы: на одной было написано, как показывает, 22 ст.: «в Иерусалим», а на другой, конечно: «в Равву»; избрано то, что вытянула правая рука царя – ст. 22. Этот способ гадания был в употреблении у арабов (Берт.), как и у вавилонян (Ленорман, La magie chez Les Chaldeens 430 и д.) и назывался веломантикой или равдомантикой, почему слав.: «якоже вскипети жезлу» ( αναβρασαι ­ ανακινειν – трясти). 2) «Вопрошает терафимов» – домашних идолов, пентов, которых Навуходоносор, как некогда Рахиль ( Быт 31.19 ), взял с собою в поход. Как вопрошали терафимов и как они давали ответ, неизвестно: может быть просто пред ними совершалась веломантика. 3) «Рассматривает печень», именно жертвенного животного. Жертва вообще должна была сопровождать гадание, как то видно и из истории Валаама. Печень считалась седалищем жизни ( Притч 7.23 ) и чувства ( Плач 2.11 ). Гадание по печени, «гепатоскопия» (LXX: ηπατοσκοπσασθαι), было в большом употреблении у всех древних: вавилонян (Диодор II, 29; Ленорман цит. соч., где указаны все подробности его и доказано, что оно заимствовано халдеями у первых обитателей Месопотамии – аккадийцев), римлян (Цицерон, De divinat. I, 16; II, 12, 13), греков, этруссков.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Сотрудники школы стали участвовать в раскопках, проводимых др. орг-циями: Венсан присоединился к экспедиции М. Паркера, исследовавшей город Давида и Силоамский туннель в Иерусалиме (1909-1911); Барруа работал на Арслан-Таше (Сирия), с 1928 г. возглавив раскопки и открыв наиболее важные из авориев (сейчас в Лувре); де Во участвовал в раскопках Овчей купели в Иерусалиме (с 1957). Особо следует выделить архитектурно-археологические исследования под рук. Венсана и др. в ц. Рождества в Вифлееме (1911), в Хевроне (Харам, 1920), в Иерусалиме (1912-1956) и в ц. Гроба Господня (1976). Важнейшие работы Б. и а. ш. провела в Айн-эд-Дуке (1919-1921), Бет-Гуврине (1921), Амуасе (1924-1925, 1935), Найрабе (Сирия) (1926-1927), Абу-Гоше (1944), Айн-эль-Мамудийе (1945-1946) и др. Большой вклад в развитие археологии Палестины внесли раскопки на Телль-эль-Фара (1946-1961, см. Фирца ), в Кумране и Вади-Мураббаате (1951, 1953-1956), на Телль-Кейсане (1971-1980), Хирбет-эс-Самре (1978-1989), Эль-Мафраке (1986) и в Аммане (с 1988, см. ст. Равва Аммонитская ). Первой крупной экспедицией Б. и а. ш. после второй мировой войны (1946-1961, под рук. де Во) на Телль-эль-Фара были открыты культурные слои от эпохи неолита до падения Израильского царства (VIII в. до Р. Х.). Работа была прервана из-за начала раскопок группы памятников в окрестностях Мёртвого м.: Хирбет-Кумрана (1951, 1953-1956), Айн-Фешхи (1958) и пещеры Вади-Мураббаат (1952), где были обнаружены новые документы, среди к-рых особый интерес представляют подлинные письма Бар Кохбы . В наст. время Б. и а. ш. вместе с ун-тами Лёвена и Фрайбурга работает над публикацией материалов об этих раскопках и принимает участие в проекте публикации рукописей Мёртвого м., где ее представляет эпиграфист Э. Пюш. Последним проектом де Во стало изучение взаимоотношений Леванта и Вост. Средиземноморья на примере материкового пригорода Акко Телль-Кейсана (1971-1980), находившегося под влиянием народов моря и жителей Кипра с эпохи поздней бронзы и остававшегося в культурном отношении финик. вплоть до рим. завоевания.

http://pravenc.ru/text/149127.html

Первые колонии македонцев и греков в районе буд. Д. занимали выгодные в стратегическом отношении точки на важных путях и в удобных для культивации землях, обычно заселенных с древности ( Mittmann. 1966; Bauzou. 1988). Они возникли во время похода Александра Македонского, к-рый почитался в Герасе как ее основатель; Стефан Византийский называет Александра основателем Диона ( Steph. Byzant. Ethnika. 103-104); он же считался основателем Абилы и Капитолиады ( Seyrig. 1965. P. 24-28; Frézouls. 1988. P. 127). Пелла, возможно, названа в честь одноименной столицы Македонии, что подтверждают находки монет Птолемеев и штампы на родосских амфорах ( McNicoll. 1982). Название Пелла может восходить не к македон. метрополии, но к похоже звучащему топониму древнеегип. документов. Филадельфия названа в честь Птолемея II Филадельфа (ок. 308-246 гг. до Р. Х.). Полибий ( Polyb. Hist. V 69-70) назвал ее Раббатаманой (Ραββαταμνα; Раббат-Аммон, Равва Аммонитская ). Абила, Канафа, Гадара, Гераса сохранили древние имена ( Zayadine. 1982). Название Гиппос (греч., букв.- конь), возможно, калька с семит. названия  ,  (Сусита); оно отражено в изображениях на монетах города крылатого коня. Для нового названия Беф-Сана - Скифополь есть много объяснений, восходящих к Геродоту ( Herod. Hist. IV 105) и хронисту VI в. Иоанну Малале ( Ioan. Malal. Chron. 5. 178), причем поселение здесь скифов связывают с эпохой Птолемея II ( Lifshitz. 1977); иногда топоним объясняют семит. корнями ( Frézouls. 1987). Скифополь называли также Ниса, что в рим. период связывали с мифом о Дионисе и с его кормилицей ( Plin. Sen. Natur. hist. V 18. 14); есть и др. объяснения (напр., используя имена женщин дома Селевкидов, Антиоха III или Антиоха IV ( Frézouls. 1987. P. 88)). В кон. III в. до Р. Х. Антиох III Великий отобрал у Египта Сирию, Юж. Финикию и Палестину, получив по договору Скифополь ( Lifshitz. 1977. P. 268-270; Sartre. 1988. P. 21), Пеллу, Галааду (т. е., вероятно, Герасу, Абилу и Гадару) и Филадельфию ( Polyb. Hist. V 69-71). Захват последнего города Селевкидами заставил Иоанна Гиркана спасаться в крепости Тир ( Ios. Flav. Antiq. XII 4. 11) - возможно, совр. Ирак-эль-Амир ( Villeneuve. 1988). Антиох III Епифан и его преемники колонизовали район Иордании, что привело к переименованию городов ( Frézouls. 1988. P. 117-119): Гадара стала называться Селевкия и Антиохия ( Steph. Byzant. Ethnika. 128. 30), Гераса - Антиохия-на-Хрисорроасе (см. надпись на гирьке 143/2 г. до Р. Х.- Seyrig. 1950. P. 53; надпись эпохи Адриана и монеты императоров от Марка Аврелия до Коммода ( Spijkerman. 1978. P. 160-163)), Абила - Селевкия, Гиппос - Антиохия (согласно надписям на монетах - Spijkerman. 1978. P. 50-57, 170-179). Именно в этот период города Д. получили статус эллинистических полисов ( Barghouti. 1982), что хорошо заметно в Герасе ( Seigne. 1986. P. 53).

http://pravenc.ru/text/Десятиградие.html

Завоевания за Иорданом 1406 до Рождества Христова Территория, которую Израиль заселил в Трансиордании, состоит из трёх географических регионов: а. Равнина (или Плоскогорье, евр. «Мишор»), иногда называемая Медевой по названию города вблизи её центра, – ровное известняковое плато на север от реки Арнон. Крутые склоны его, спускающиеся к Мёртвому морю, – это горы Аварим; одна из вершин этого хребта – гора Нево/Фасга. С этой горы Моисей смотрел на Обетованную Землю, на ней он умер и был погребён ( Втор. 34 ). б. Галаад – гористая известняковая местность, лежащая к северу от равнины. Она изрезана многочисленными каньонами, ведущими к Иорданской долине. Самый большой из них – река Иавок, разделяющая Галаад пополам. Как видно на карте, топография Галаада очень схожа с нагорной местностью в Ханаане. в. Васан, находящийся севернее (ср. карту 4–1), – это также высокое плато, но не известняковое, а из вулканического базальта. Область расположена между рекой Ярмук и горой Ермон. Территория аммонитян между равниной и Галаадом поворачивала на восток. Столица Аммона, город Равва (Равва Аммонитская), расположена в изгибающихся верховьях реки Иавок, но большая часть земель Аммона уходила на восток в пустыню. Аммон, как и Моав, был потомком Лота, племянника Авраама. Поэтому Израиль не должен был нападать на аммонитян или захватывать их земли ( Втор. 2:19 ). Низкий уровень Иорданской рифтовой долины, включая Мёртвое море, которое на 420 м ниже уровня мирового океана, создаёт труднопреодолимую границу между возвышенностями на востоке и западе от Иордана. 1. Завоевание равнины и половины Галаада, Второзаконие 2:19–37 (ср. Числ. 21:13–33 ) Израильтяне миновали Моав и перешли в восточных верховьях реку Арнон. Оттуда, из пустыни Кедемоф ( Втор. 2:26 ), они обратились к Сигону, царю есевонскому, за разрешением мирно пройти через его земли. Сигон был аморреем, потомком Ханаана ( Быт. 10:15–16 , не путать с аммонитянами). Он взял равнину у первого царя Моава ( Числ. 21:26 ). Моисей писал: «Но Сигон, царь есевон- ский, не согласился позволить пройти нам через свою землю, потому что Господь, Бог твой, ожесточил дух его и сердце его сделал упорным, чтобы предать его в руку твою, как это видно ныне» ( Втор. 2:30 ). Сигон собрал войска против израильтян в Иааце, но Израиль полностью разбил его и захватил все земли между реками Арнон и Иавок (равнина и половина Галаада).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

170 Святое Евангелие от Иоанна с толкованием блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. – М., 1996. – С. 675. 184 Макарий (Васькин), иерод. Московский митрополит Филарет о мессианских пророчествах в Псалтири. Курсовое сочинение. – Загорск: Троице-Сергиева Лавра, 1961. – С.79. 186 Макарий (Васькин), иерод. Московский митрополит Филарет о мессианских пророчествах в Псалтири. Курсовое сочинение. – Загорск: Троице-Сергиева Лавра, 1961. – С.85. 211 Феофан (Говоров), святитель. Свод пророчеств о лице Господа нашего Иисуса Христа//Домашняя беседа. – СПб., – 1873. – 52. – с.1268. 214 Феофан (Говоров), святитель. Свод пророчеств о лице Господа нашего Иисуса Христа//Домашняя беседа. – СПб., 1873. – 52. – с.1269. 219 Феофан (Говоров), свт. Свод пророчеств о лице Господа нашего Иисуса Христа//Домашняя беседа. – СПб., 1873. – 52. – С.1268. 229 А это уже Доик прибавил от себя, зная, что это возбудит ярость Саула, ибо Ахимелех мог вопрошать Господа лишь для царя. 243 Феофан (Говоров), святитель. Свод пророчеств о лице Господа нашего Иисуса Христа//Домашняя беседа. – СПб., 1873. – 52.. – С.1270. 279 Здесь речь не идет конечно о василисках, ныне существующих в зоологическом мире. Это род ящериц семейства игуан. С виду они похожи на маленьких драконов, но не представляют опасности для человека. Длина их достигает 80 сантиметров. 284 Егоров Геннадий, иерей. Священное Писание Ветхого Завета: Курс лекций. – М.: Свято-Тихоновский гуманитарный университет. – Ч. 2.: Учительные и пророческие книги. – С. 112. 294 Полностью этот стих читается так: «Аще воздах воздающим ми зла, да отпаду убо от враг моих тощь». Перевести можно так: «Если я отомстил творящему мне зло, да повержен буду врагами моими». 295 Во 2-ой книге Царств рассказывается о расправе царя Давида с жителями города Равва Амонитская: «А, народ, бывший в нем, он вывел, и положил их под пилы, под железные молотилки, под железные топоры, и бросил их в обжигательные печи. Так поступил он со всеми городами Аммонитскими» ( 2Цар. 12, 31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

На вершине горы Фавора было прежде три монастыря, а именно: Преображения Господня, Пророка Моисея и Пророка Илии. « И се мужа два с ним глаголюща, яже беста Моисей и Илия» ( Лк.31 ). Вся гора была некогда обиталищем монахов, пустынников, затворников, боговдохновенных мужей, и поприщем их добродетелей. Но крестоносцы заняли оную и построили на ней крепость; Саладин, впоследствии выгнал их и разрушил крепость; она и теперь в развалинах. Здесь есть три деревни, в коих живут христиане: 1 . Мезетел, с 30 магометанами и 40 христианами, у коих есть церковь и священник. 2 . Седжере, с немногими магометанами и 60 христианами; у них есть церковь и священник. 3 . Олем или Улема у самой подошвы горы; все жители суть христиане; их 250 человек, имеют церковь и священника. Глава XV Филадельфия, престол четырнадцатый Филадельфийский епископ состоит под Петрским митрополитом, потому что Петра лежит за Иорданом и в каменистой Аравии. Границы его епархии суть горы за Иорданом, отделяемые на севере рекой Явоком, на юге потоком Арнонским. Филадельфия называется аравлянами Салу; в древности именовалась: Равва, Раваф, Аман, градом вод ( 2Цар.11 и 12), потому что омывается рекой Явоком. Филадельфия была столичным городом сынов Аммоновых, до них же обитали в нем Рафаимы, исполины, которых истребили потомки Лота, Аммониты ( Быт.19 ), посему-то и город назван Аммонитским. (Мак.4, 5.). Ог, царь Васанский, покорил сей город; потом завладел им царь Давид; здесь произошло и убиение Урии, мужа Вирсавии. Город сей был разрушен Давидом (2Цар. гл. 11 и 12) и, наконец, ассириянами и халдеями. Птоломей Филадельф возобновил его и назвал своим именем. При христианских царях возведен в епископию, состоявшую под митрополитом Вострским. Магометан в нем считается до 3000; христиан до 400, у коих есть церковь и священник. Здесь много селений, но в немногих из них живут христиане, от 5 до 10 семейств. Должно заметить, что все священники, рукополагаемые в означенных селениях, получают от патриархии головную повязку и все потребные для священнодействия утвари, от первого до последнего, как напр. потир и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

1 . АММОНИТСКОЕ УГНЕТЕНИЕ, Судей 10:6–9 На этот раз притеснителями Израиля в цикле неверности, угнетения, покаяния и избавления в книге Судей стали аммонитяне (чёрные стрелки с жёлтой каймой), потомки Лота, заселившие ранее регион между Галаадом и восточной пустыней. Столицей Аммона была Равва Аммонитская, современный Амман, столица Иордании. Город возник в верховье реки Иавок, которая течёт на восток (за пределы карты), но затем возвращается на юго-запад к Равве. Благодаря своему месторасположению вблизи истоков реки Иавок Равва (или её район) названа «городом воды» (ср. 2Цар. 12:27 ). Аммонитяне притесняли израильтян за Иорданом и даже переправлялись через реку, совершая набеги на Иуду, Вениамина и Ефрема (ср. как влияние Иордании в 1948–1967 гг. распространилось на Нагорную местность Иудеи, карта 12–2). 2. ИЕФФАЙ, Судей 10:17–11:40 Покаявшись и уничтожив чужеземных богов, израильтяне собрались в Массифе Галаадской, чтобы избрать себе лидера. Скорее всего, именно в этом месте был заключён союз между Лаваном и Иаковом ( Быт. 31:46–49 ). Лидером израильтян стал изгнанник Иеффай из земли Тов (на северо-восток от карты), из семейства Галаада, потомка Манассии ( Числ. 26:29 ). Под руководством Иеффая израильтяне успешно вернули себе Галаад и Плоскогорье от Авель-Керамима до Ароера на юге, у реки Арнон (синие стрелки в Заиорданье). Переписка между Иеффаем и аммонитским царём ( Суд. 11 ) касается характера и даты израильского завоевания. Согласно аммонитской версии истории царь Аммона утверждал: «Израиль, когда шёл из Египта, взял землю мою от Арнона до Иавока и Иордана» ( Суд. 11:13 ). Иеффай прояснил исторические факты, заявив, что израильтяне шли восточнее земель Едома и Моава и не забирали земли у Аммона: «Мы не забирали землю от Арнона до Иавока у вас, аммонитян. Мы взяли её у хананеев-аморреев!» (ср. Суд. 11:21–23 ) Затем Иеффай сказал: «Израиль уже триста лет живёт в Есевоне..., Ароере и зависящих от него городах, и во всех городах, которые близ Арнона; для чего вы в то время не отнимали их?» ( Суд. 11:26 ) Упоминание о 300 годах пребывания Израиля в Заиорданье помогает установить даты Исхода и завоевания. Производя обратный отсчёт от общепринятых дат правления царей Израиля, можно определить, что Иеффай жил приблизительно в 1100 году до Р.Х. Поэтому израильское завоевание произошло приблизительно в 1400 году до Р.Х. (дата, подтверждаемая 1Цар. 6:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

  001     002    003    004    005    006