20–22 глл. Обличение идолопоклонства перед лицом старейшин 20:1–32. В седьмой год по переселении (590 г.), т.е. за два года до начала осады иудейской столицы, пришли к Иезекиилю старейшины-идолопоклонники «вопросить Господа». Также как и старейшинам-идолопоклонникам, приходившим ранее к пророку (гл.14), Господь не дал им ответа, но пророк Иезекииль, по повелению Божию, произнёс перед ними обличительную речь, в которой избранный народ обвиняется в идолопоклонстве в аспекте всей его истории, в том, что, привыкнув к идолослужению ещё в Египте, он не оставлял его и после исхода: в пустыне, в Ханаане, где он постоянно нарушал закон Божий, и даже теперь не стыдится говорить: «будем как язычники, как племена иноземные, служить дереву и камню» (20:32). Не по заслугам их, но из чести и святости Своего имени, чтобы имя Его не бесславилось среди языческих народов, Господь щадил свой народ раньше и теперь. В 20:33–49 осуждение идолопоклонства соединяется с утешительным обетованием о возвращении из земли переселения через пустыню, в которой как и при первом исходе, из среды народа истребятся идолопоклонники. Подобная тема освобождения из плена, как второго исхода, встречается и у других пророков ( Ис.41:17–20; 43:16–21 ; Иер.23:7–8 ; Мих.7:15–17 ). 21:1–27. Прежде чем исполнится утешительное обетование о возвращении, сама обетованная земля будет очищена через бедствия и меч. Навуходоносор – карающий меч Божий – уже на распутье двух дорог и, несмотря на гадания и советы, пойдет не на Равву аммонитскую, а на Иерусалим, в котором нет праведников. «Так говорит Господь Бог: сними с себя диадему и сложи венец: этого уже не будет ... доколе не придёт Тот, Кому (принадлежит) он, и Я дам Ему» (21:26–27). Это пророчество о Мессии-Христе. Вторая половина ст.27 цитирует выражение мессианского пророчества Быт.49:10 отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов], но не так, как оно читается в масоретском тексте («доколе не придёт Шило», т.е. ПРИМИРИТЕЛЬ), а как в переводе 70-ти, который сделан с древнееврейского домасоретского текста.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Иез.16:44 .  Вот, всякий, кто говорит притчами, может ска­за­ть о тебе: «какова мать, такова и дочь». Любитель пословиц, пророк, чтобы сильнее и нагляднее представить нечестие Иерусалима, в ст. 44–58, исходя из пословицы: «какова мать, такова и дочь» (соотв. нашей: «яблоко от яблони недалеко падает»; по – евр.: «кеимма биттач») приводит сравнение между Иерусалимом, с одной стороны, и Самарией с Содомом, с другой… «Мать» Иерусалима по 3 ст. – хеттеянка. Иез.16:45 .  Ты дочь в мать твою, которая бросила мужа своего и детей сво­их, – и ты сестра в сестер тво­их, которые бросили мужей сво­их и детей сво­их. Мать ваша Хеттеянка, и отец ваш Аморрей. «Мать…, которая бросила мужа своего и детей своих» – по блаж. Феодориту, Ханаанская земля, оставившая древнее свое служение Истинному Богу (ср. Рим 6 ), доказываемое историей Мелхиседека, и приносившая идолам в жертву детей. – «В сестер твоих» – Самарию и Содом по ст. 46 и 48. Иез.16:46 .  Бóльшая же сестра твоя – Самария, с дочерями сво­ими живущая влево от тебя; а меньшая сестра твоя, живущая от тебя вправо, есть Содома с дочерями ее. Самария названа старшей сестрой Иерусалима, а Содом младшей не по древности этих городов и царств (тогда было бы наоборот), а по величине территории и по степени исторического значения. Влево – на север, вправо – на юг, так как страны света считаются с востока, если обратить к нему лицо. Дочери Самарии и Содома – подчиненные им города и местности, причем под дочерьми Содома могут разуметься и аммонитско-моавитские города. Иез.16:47 .  Но ты и не их путями ходила и не по их мерзостям по­ступала; этого было мало: ты по­ступала раз­вратнее их на всех путях тво­их. «Этого было мало» – предположительный перевод неясного евр. выражения; правильнее, кажется, у LXX: παρα μικρον, слав. «поне мало», «почти». Иерусалим поступал почти хуже Самарии и Содома. Действительно, без такого ограничения обвинение могло бы быть преувеличенным. Иез.16:48 .  Живу Я, говорит Го­с­по­дь Бог; Содома, сестра твоя, не делала того сама и ее дочери, что делала ты и дочери твои.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Халдейский властелин рассчитывал, что ставленник его, невоинственный Седекия, оставаясь его данником, будет искать для себя опоры в его могущественной силе и сохранит покорность ему. Так это и было около трех-четырех годов. Но потом, укрепившись, а лучше, точнее сказать, только обсидевшись на царском престоле, Седекия перестал довольствоваться своим скромным положением и захотел освободиться от ига царя вавилонского. К тому располагали его и окружавшие его царедворцы, охваченные безумным ослеплением; особенно же соблазнительны были для него советы окрестных царьков — идумейского, моавитского, аммонитского, тирского и сидонского, которые также с ненавистью несли зависимость от Халдеи. Последние составили союз против Навуходоносора и отправили посольство в Иерусалим с предложением Седекии присоединиться к их союзу, чтобы вместе встать против владычества царя вавилонского, свергнуть его ненавистное иго и не платить ему дани. В это время было повеление от Господа пророку Иеремии: «Сделай себе узы и ярмо и возложи их себе на шею, пошли такие же и царям идумейскому, моавитскому, аммонитскому, тирскому и сидонскому чрез послов их, и накажи им сказать государям своим слово Господне» (Иер.27:2–4). Святой пророк так и сделал: возложив себе на шею узы и деревянное ярмо, он явился во дворец Седекии, когда там находились послы названных царей, и сказал: — Так говорит Господь воинств, Бог Израилев, — так передайте и вы государям вашим: Я сотворил землю, человека и животных, которые на лице земли, великим могуществом Моим и отдал ее, кому Мне угодно было. И ныне Я отдаю все земли сии в руки Навуходоносора, царя вавилонского. И все народы будут служить ему, и сыну его, и сыну сына его, доколе не придет время и его земле и ему самому. И если какой народ и царство не захочет служить ему, царю вавилонскому и не подклонит выи своей под ярмо Навуходоносора, тот народ Я накажу мечом, голодом и моровою язвою, доколе не истреблю его рукою царя вавилонского. И не слушайте вы своих прорицателей и гадателей, своих сновидцев, и волшебников, и звездочетов, которые уверяют вас, что «не будете служить царю вавилонскому»; ибо они предрекают вам ложь, чтобы удалить вас из земли вашей, чтобы Я изгнал вас и погубил. Не слушайте их, но служите царю вавилонскому и живите; зачем доводить город сей и земли ваши до опустошения (Иер.27:5–17). Это было в четвертом году царствования Седекии, царя иудейского (Иер.28:1). С ярмом на шее зашел однажды пророк Божий в храм Господень, и здесь встретился ему один из ложных пророков именем Анания, который пред глазами священников и всего народа сказал: — Так говорит Господь Бог Израилев: сокрушу ярмо царя вавилонского; чрез два года возвращу на место сие все сосуды дома Господня, взятые в Вавилон, и Иехонию-царя, и всех иудеев возвращу сюда. И взял Анания ярмо, лежавшее на шее Иеремии-пророка и сокрушил. Иеремия вышел из храма, но вскоре, получив откровение от Бога, возвратился в храм и сказал Анании:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Между тем по повелению Божию пророк Иеремия произнес новое слово в обличение нечестивого царя. — Возьми себе другой свиток, — сказал ему Господь, — и напиши в нем все прежние слова, какие были в первом свитке, который сжег Иоаким, царь иудейский. Иоакиму же скажи: так говорит Господь — ты сжег свиток, так как в нем было написано, что непременно придет царь вавилонский и опустошит эту землю, истребит на ней людей и скот. За это вот что говорит Господь об Иоакиме: потомство его не будет сидеть на престоле Давидовом и тело его по смерти будет брошено на зной дневной и на холод ночной (Иер.36:27–30). Это повеление Господне исполнено было святым пророком: с уст Иеремииных был написан рукою Варуха другой свиток, в котором многое было прибавлено к прежним пророческим речам. В это время неожиданно для иудеев Иерусалим окружен был войском Навуходоносора, составленным из легких отрядов халдейских, сирийских, моавитских и аммонитских. Священный город, не приготовленный к обороне, без труда взят был нападавшими; царь Иоаким был схвачен и погиб бесславною смертью: труп его был выброшен за городские стены на съедение диким зверям и птицам. Сбылось, таким образом, пророческое слово святого Иеремии, что царь Иудин будет погребен ослиным погребением: вытащат его и бросят далеко за ворота Иерусалима (Иер.22:19), что мертвое тело его будет брошено на зной дневной и на холод ночной. Впрочем, оставшиеся кости его, объеденные зверями, были погребены иудеями в родовой царской усыпальнице (2 Пар.36:8). После смерти Иоакима на престол иерусалимский вступил сын его, Иехония, и был не благочестивее своего отца. О нем святой Иеремия пророчествовал, что со всем домом своим он предан будет от Господа в руки царя вавилонского, — и уже не увидит своей земли! — что и сбылось вскоре. Иехония занимал престол Давида только сто дней. Воцарившись вместо отца, он в неразумном ослеплении предавался несбыточной мечте о возможности противостоять Навуходоносору и не хотел добровольно покориться ему, признать над собою его власть. Предаваясь безнравственным, идолопоклонническим мерзостям подобно своему отцу, Иехония думал найти безопасность за крепкими стенами Иерусалима, а в случае осады своей столицы рассчитывал на помощь со стороны Египта. Но захваченный врасплох быстрым нападением Навуходоносора, появившегося лично среди своих войск, окруживших Иерусалим, он должен был отдаться на волю победителя со всем семейством своим, со всем двором и евнухами. Весь царский дом, знатные вельможи, все лучшие люди Иудейской земли, цвет воинов и ремесленников, — всего до десяти тысяч отборного населения отведены были в Вавилон; туда же вместе с пленниками вывезены были золотые сосуды из храма Господнего и царские сокровища (4 Цар.24:8–16).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

22. Верою Иосиф, умирая, (напоминал, и прочее): то есть при Смерти своей он верил тому, что его братья выйдут из земли Египетской (Быт.50:24). 23. Верою Моисея, после рождения, скрывали три месяца родители его, и не убоялись угроз царя, скрывая его в течение тех трех месяцев (Исх.2:2 сл.). 24-25. Верою Моисей, возросши, отказался называться сыном дочери Фараоновой: ведь если бы он не верил в обетование Авраама, то не стал бы с презрением отрекаться от греха и не предпочел бы участвовать в страдании народа Божия. 26-27. Пред Египетскими богатствами, кои могли достаться ему, предпочел он ревность о Христе, о Коем и сам написал. И так как он с надеждою взирал на мздовоздаяние, то оставил Египет и ушел, не убоявшись гнева царскаго и того, чтобы не нашли его (беглеца); так как Бог, являвшийся ему не внешним образом, был как бы видим для него (как это открывается) в терпении (его). 28. Верою совершил пасху и пролитие крови: то есть прежде заклания агнца он веровал, что первенцы Египетские будут умерщвлены при посредстве его и Евреи спасутся чрез него (Исх.12:11 сл.). 29. Верою перешли Чермное море: поелику, то есть, народ веровал, что войдя в море, он, как по сухой земле, пройдет по средине его. Напротив Египтяне, войдя в него без веры, нашли в средине его воздаяние за свои прегрешения (Исх.14:22 см.). 30. Верою Иисуса и народа пали стены города Иерихона, ибо с верою обходили его семь раз мирно и без сражения, и при звуке голоса веры разрушились башни и укрепления его в седьмой день (Нав.6:20). 31. Верою Раав блудница не погибла: ибо слава о чудесах, совершившихся в Египте и в пустыне, привела ее к вере, что евреи действительно овладеют землею Ханаанскою, как сказал Бог Аврааму. Если же Апостол упомянул о соглядатаях, кои были приняты ею с миром, то желал этим показать, что в чистоте и непорочности вышли от нее, ибо не для блуда входили к ней (Нав.2:1; 6:16.24). 32. Но чтобы не перечислять отдельно и подробно всех дел веры ветхозаветных праведников, он потом только кратко указывает на них. И что еще, говорит, скажу? ведь не достанет мне времени повествовать о Гедеоне, то есть о вере Гедеона, с тремястами мужей поразившего десять тысяч Мадианитян (Суд.7:1 сл.), - и Вараке, верою своею победившего войско Сисара (Суд.4:4 сл.), - и Самсоне, который, благодаря своей вере, избил ослиною челюстью тысячу человек (Суд.15:15), - и Иеффае, который своею верою разрушил двадцать два города Аммонитских (Суд.11:33), - и Давиде, который, благодаря своей вере, поразил Голиафа (1Цар.17:4 сл.) - и Самуиле, который своею верою победил Филистимлян (1Цар.7:10), - и о других пророках.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/897/...

Когда Саул ушел от святого Самуила, то всё произошло на пути так, как сказал ему пророк. После сего святой Самуил повелел всему народу собраться к Господу в город Массифу, сам пришел туда и сказал израильтянам: – Так говорит Господь Бог Израилев: Я вывел отцов ваших из земли египетской и избавил вас от руки фараона и от всех царей, угнетавших вас, а вы теперь отвергли Бога вашего, Который спасает вас от всяких бедствий, и потребовали царя, чтобы он был поставлен над вами. Итак, пусть будет по желанию вашему. Сказавши это, Самуил поставил пред Господом все племена израильские по коленам их и стал бросать жребий, из какого племени избирать царя; жребий пал на племя Вениаминово. Потом опять стали бросать жребий на известных в этом племени мужей, и жребий пал на Саула, сына Кисова. начали искать среди себя Саула и не находили, потому что он скрылся в одном доме, считая себя недостойным такой высокой чести и избегая ее, но Господь открыл его. Тогда некоторые из народа вместе с Самуилом пошли и взяли его оттуда и поставили среди народного собрания. Он ростом был выше всего народа. И сказал Самуил всему народу: – Видите ли, кого избрал Господь. Подобного ему нет ни одного среди вас. Весь народ обрадовался и воскликнул: – Да живет царь! И изложил Самуил народу законы касательно царя, написал эти законы в книгу и положил пред Господом. Однако тогда не вполне утвердилась еще царская власть Саула, так как были недовольные и несогласные. Самуил отпустил народ, и каждый пошел к себе домой. Пошел также в свой дом в город Гаваа (Гиву) и Саул и с ним пошли храбрые, сердца которых Господь расположил к Саулу, а противники его сказали: – Разве может сей избавить нас от руки врагов наших? И презрели они его и не поднесли ему даров, но Саул показал вид, что не слышит пренебрежительных слов их ( 1Цар.9–10 ). Прошло около одного месяца после этого, и Аммонитский царь Наас с громадным войском пришел к городу в уделе Манассиином, называемому Иавис Галаадский, и осадил его со всех сторон. Осажденные жители города, видя большое войско Нааса, сказали ему:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Мы сказали затем, что истинное богопознание и богопочитание за 2000 лет до Р. X. в культурном мире в некотором смысле было общим. Словами «в некотором смысле» мы хотим выразить, что напрасно предполагать, что в существовавших тогда государствах кто-либо содержал религию в той ее святой истинности, в которой она в ту пору была преподана избранному роду свыше. Нет, относительно Египта, например, мы можем с несомненностью утверждать, что ко времени Авраама теологическая система в строго языческом духе там была уже разработана. Не думаем, чтобы и богословие Авимелеха было безупречным. Немного позже в Библии мы видим, что откровения Божии даются Лавану, и однако он имеет терафимов и гадает на них. Позже, мы увидим, носителем и возвестителем истинного откровения является Валаам, приходящий из той же области, где жил и Лаван, должно полагать уже далеко отступивший на путь религиозной неправды, обращающийся с язычниками, несомненно в роли жреца выступавший при языческих религиозных церемониях, и однако способный слышать и возвещать правду свыше. Мы думаем, что в ту пору в верованиях людей была – двойственность. С одной стороны, они хранили еще в памяти и сердце образ Бога истинного, к которому когда обращались, забывали о всем своем второстененном пантеоне, с другой, вся их жизнь была уже наполнена рядом обрядов, обычаев, имеющих своим источником веру в этот пантеон. Что такая двойственность вообще возможна, что вместе с служением Богу истинному человек может ходить в след богов иных, печальное подтверждение этого представляет мудрейший царь Израиля. «Во время старости Соломона, говорит священный писатель, жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу Богу своему, как сердце Давида, отца его. И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости аммонитской. И делал Соломон неугодное пред очами Господа и не вполне последовал Господу, как Давид, отец его» ( 3Цар. 11, 4–6 и след.). Со стороны Соломона это, может быть, был только пагубный прием, чрез который он хотел снискатъ расположение у своих жен.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

И что еще, говорит, скажу? ведь недостанет мне времени повествовать о Гедеоне, то есть о вере Гедеона, с тремястами мужей поразившего десять тысяч Мадианитян (см.: Суд. 7: 1, 7), и Вараке, верой своей победившего войско Сисара (см.: Суд. 4: 7), и Самсоне, который, благодаря своей вере, избил ослиной челюстью тысячу человек (см.: Суд. 15: 15), и Иеффае, который своей верой разрушил 22 города Аммонитских (см.: Суд. 11: 33), и Давиде, который, благодаря своей вере, поразил Голиафа (см.: 1 Цар. 17: 4), и Самуиле, который своей верой победил Филистимлян (см.: 1 Цар. 7: 10), и о других пророках» . Так, мы видим, что «в глазах апостола военные подвиги – не греховные и Богу неугодные действия, а, напротив, дела веры, на совершение которых Господь Сам давал силу людям, уповавшим на Него и посвящавшим имени Его свои победы» . Итак, в Новом Завете нигде нет порицания воинскому званию, что непременно было бы, если бы воинская служба противоречила нравственному достоинству христианина. А «общепризнанное апостольское правило – каждый оставайся в том звании, в котором при­зван (1 Кор. 7: 20) – давало возможность находиться в римских войсках и солдатам-христианам» . Священное Писание во многих местах дает указание для полководца, собирающегося вести войну: «Человек мудрый силен, и человек разумный укрепляет силу свою. Поэтому с обдуманностью веди войну твою, и успех [будет] при множестве совещаний» (Прит. 24: 5–6); «Предприятия получают твердость чрез совещание, и по совещании веди войну» (Прит. 20: 18), «Не советуйся… с боязливым о войне» (Сир. 38: 11). На необходимость для военачальника обдуманно подойти к планированию будущей кампании, взвешивая все за и против и обсуждая это на военном совете, ссылается и Господь, беря это как пример для притчи: «Какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами?» (Лук. 14: 31) Святитель Григорий Двоеслов так говорит об этом изречении: «Царь против царя, равный против равного, идет на войну, и однако же, если сознается, что он не может противостоять, то отправляет посольство и просит мира.

http://pravoslavie.ru/1324.html

Пользуясь благоденствием, народ еще теснее стал входить в сношения с окружающими идолопоклонническими племенами, и дело дошло до того, что народ, который должен бы служить учителем веры в единого истинного Бога для всех окружающих народов, сам сталь рабски подражать им в их идолопоклоннических культах и начал без разбора «служить Ваалам, Астартам и богам аморрейским, и богам сидонским, и богам моавским, и богам аммонитским, и богам филистимским», забыв только единого истинного Господа Бога. «И воспылал гнев Господа на Израиля, и Он предал их в руки филистимлян, и в руки аммонитян. Они теснили и мучили сынов Израилевых восемнадцать лет». Бедствие это было тем тяжелее, что враги теснили народ одновременно с двух сторон, с востока и запада. Западные враги, то есть филистимляне, доселе были лишь незначительными мирными пастухами, но теперь они, видимо, начали выступать в качестве тех грозных воителей, которые впоследствии наводили такой ужас на израильтян. Но теперешнее их нападение, по-видимому, было каким-нибудь незначительным набегом, послужившим лишь временным предостережением для израильского народа. Главным врагом выступили аммонитяне, потомки Лота. Аммонитяне уже угрожали израильтянам во времена Аода, но в то время они лишь поддерживали моавитян, сами по-видимому не обнаруживая враждебного настроения к израильскому народу; теперь же они одни были настолько сильны, чтобы сделать нашествие на Палестину. Их жестокий и хищный характер делал их особенно страшными. Они вели кочевую жизнь и всецело преданы были страсти к войне и хищничеству, свойственной всем бедуинам. Израильтяне, со времени своего выхода из Египта, никогда не встречали более жестоких врагов. Во время исхода эти потомки Лота отказали потомкам Авраама в жизненных припасах в пустыне; они даже старались совратить израильтян с пути нравственного долга, следуя, вместе с моавитянами, коварным советам Валаама (Втор, 23:4). Где собственно они жили в то время, когда они сделали нашествие на израильтян, неизвестно, но несомненно то, что они жили к востоку от страны Галаадской.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Монотеизм, вера в единого Бога и мессианизм ожидание спасения от Бога – вот что составляет главные члены ветхозаветного символа веры . Учение о Боге Едином из Ветхого Завета перешло в Евангелие и дополнено таинственным учением о Троичности Лиц в Боге. «Евангельское учение о Боге, – говорит проф. Тареев, – примыкает к тем верованиям еврейской религии, которые оказываются последним словом общечеловеческого разума, последним пределом доступного человеку в его исканиях божественной истины»... «О единстве Бога, Его всемогуществе и духовности Евангелие не учит; оно предполагает эти религиозные истины» (ibid, стр. 165); но на этой основе религиозного опыта народа» богоизбранного по истине, аристократически-религиозного. Евангелие раскрывает свое собственное учение о Боге-Отце» (ibid, стр. 166), а мы прибавим «и о Боге-Сыне и о Духе-Утешителе». Среди всеобщего в древнем мире многобожия, где только высшие по своему развитию умы предчувствовали идею Единого Бога (Сократ, Платон и др.), народ еврейский, стоявший не на вершинах умственного уровня, не в смутных очертаниях, как это наблюдается у персов, индусов, китайцев, а в самых ясных формах выражал свое твердое убеждение, что Иегова есть один истинный Бог «Бог богов и Господь господов», «и нет иного, кроме Него». Это одно уже делает ветхозаветную религию чудесной среды других, заслуживающей самого внимательного изучения со стороны христианина. В постепенном сознании этой идеи народом еврейским, в лице его представителей, проф. Тареев пытается наметить процесс поступательного движения, но это ему не удается. Несомненно, евреи склонны были думать иногда, что у каждого народа есть свой бог, и как у язычников были свои боги, так и у них, евреев, свой Иегова. Иефеай, напр., говорил царю аммонитскому: «Не владеешь ли ты тем, что дал тебе Амос, бог твой? И мы владеем всем тем, что дал нам в наследие Иегова, Бог наш» ( Суд.11:24 ; ср. 3Цар.11:33 ; 4Цар.1:2 ). Но не все евреи стояли на этой ступени религиозного сознания даже и в это время.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/apo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010