5 . В силу ряда политических и социальных причин в конце 1920-хначале 1930-х гг. она разделилась на четыре части: Русскую Православную Церковь за границей, Западноевропейский экзархат, Американскую митрополию и зарубежные приходы Московского Патриархата. 6 . До 1945 года большая часть русских приходов в Европе принадлежали к РПЦЗ. 7 . Основными европейскими странами русской церковной эмиграции до 1945 года были: Югославия, Чехословакия и Германия, причем соотношение русской паствы в них с течением времени менялось. 8 . В годы Второй мировой войны все части русской церковной эмиграции заняли патриотическую позицию, хотя и со своими особенностями. 9 . В конце Второй мировой войны и первые послевоенные годы в результате роста патриотических настроений большая часть русской паствы в Европе перешла в юрисдикцию Московского Патриархата. 5 Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти 19171943: Сб.: в 2 ч. Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С. 261. 6 Кострюков А.А. Русская Зарубежная Церковь в первой половине 1920-х гг. Организация церковного управления в эмиграции и его отношения с Московской Патриархией при жизни Патриарха Тихона. М., 2007. С. 4041, 47. 10 Шкаровский М.В. Возникновение РПЦЗ и религиозная жизнь эмигрантов в Югославии. Христианское чтение. Санкт-Петербургская Православная духовная академия. 2012. 4. С. 114. 23 Цит. по: Шкаровский М.В. Возникновение РПЦЗ и религиозная жизнь эмигрантов в Югославии. С. 118. 42 Шкаровский М. История русской церковной эмиграции. С. 25; Его же. Возникновение РПЦЗ и религиозная жизнь эмигрантов в Югославии. С. 109. 47 Шкаровский М.В. Русская Православная церковь и германская политика на Балканах в 19411945 гг. Материалы Ежегодной богословской конференции. Православный Свято-Тихоновский богословский институт. М, 2000. 68 Ким Н., протоиерей. Русская церковная эмиграция в Венгрии в 19201930-е гг. Российская белая эмиграция в Венгрии (19201940-е гг.). М. 2012. С. 127.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Москве пройдут торжества по случаю пятилетия воссоединения Русской Зарубежной Церкви и Московского Патриархата 15 мая, 2012. Новостная служба Делегация РПЦЗ во главе с ее первоиерархом — митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Иларионом примет участие в торжествах в Москве, а также посетит Дивеево и Санкт-Петербург 15 мая. ПРАВМИР. В мае Русская Церковь отметит пятилетие подписания Акта о каноническом общении между Московским патриархатом и Русской православной церковью за границей (РПЦЗ). Делегация РПЦЗ во главе с ее первоиерархом — митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Иларионом примет участие в торжествах в Москве, а также посетит Дивеево и Санкт-Петербург, сообщает Патриархия.ru . 19 мая 2012 года на Бутовском полигоне под открытым небом состоится традиционное патриаршее богослужение в честь празднования Собора новомучеников, в Бутове пострадавших. 20 мая в храме Христа Спасителя будет совершена патриаршая Божественная литургия. Затем состоится встреча патриарха Московского и всея Руси Кирилла с главой РПЦЗ и сопровождающими его иерархами и клириками. В тот же день в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя патриарх Кирилл возглавит торжественный акт по случаю пятилетия восстановления канонического единства Русской церкви. 21 мая в Богоявленском Елоховском соборе патриарх Кирилл в сослужении членов делегации РПЦЗ совершит панихиду по патриарху Алексию II. Историческое воссоединение Русской православной церкви в Отечестве и за рубежом произошло 17 мая 2007 года. Свои подписи под Актом о каноническом общении поставили ныне почившие Алексий II и первоиерарх Зарубежной церкви митрополит Лавр. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024

http://pravmir.ru/v-moskve-projdut-torzh...

На захваченные русские территории представителей Русской Зарубежной Церкви германское руководство не допускало – ее стремление возродить сильную и свободную Россию нацисты не разделяли. На оккупированные земли пастыри РПЦЗ проникали в исключительных случаях в качестве военных священников русских антисоветских формирований. В начале войны один из иерархов РПЦЗ архиепископ Гермоген (Максимов) согласился возглавить неканоничную Хорватскую Церковь , созданную хорватским диктатором А.Павеличем в 1942 г. Сербская Церковь признала новую структуру незаконной, а Русская Зарубежная Церковь запретила архиепископа Гермогена в священнослужении. Несмотря на неканоничность этой структуры, она все-таки спасла от гонений со стороны усташей православное хорватское население и отчасти остановила геноцид сербов, проживавших в стране. В Хорватии стали восстанавливаться разрушенные ранее храмы, стала издаваться газета, а в сербские школы вернулся Закон Божий. В 1943 г. Русская Зарубежная Церковь отказалась признать митрополита Сергия патриархом. 14 сентября 1943 г. в своем послании митрополит Анастасий отметил, что избрание патриарха Сергия незаконно, так как избран он не Церковью, а государственной властью. Глава РПЦЗ сравнивал поставление патриарха Сергия с назначением патриарха Игнатия при Лжедмитрии – оба были поставлены по воле диктаторов, хотя и с последующей санкцией Архиерейских Соборов. В октябре 1943 г. для решения ряда вопросов, в том числе и вопроса о признании патриарха Сергия, в Вене состоялось совещание под председательством митрополита Анастасия. Участники совещания приняли резолюцию о борьбе с большевизмом, подвергли критике позицию Германии в отношении Церкви и православного населения, а также заявили о непризнании владыки Сергия (Страгородского) патриархом. Иначе отнеслась к церковным переменам в России Североамериканская митрополия РПЦЗ. Собор американских иерархов во главе с митрополитом Феофилом (Пашковским) в конце октября 1943 г. предписал поминать патриарха Сергия на богослужениях вместе с митрополитом Анастасием. В 1944 г. североамериканские архиереи направили приветствие патриаршему местоблюстителю митрополиту Алексию (Симанскому) и предписали возносить его имя на службах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 августа 2012 г. в Серафимовском храме в г. Си-Клиф (штат Нью-Йорк) рукоположен во священника. В 2012 г. сопровождал Курскую Коренную икону Божией Матери в Самарскую , Курскую и Пермскую епархии, в г. Сиэтл и на Гавайские острова; в 2013 году — на приходы Канадской епархии , в Японию и Приморскую митрополию . Определением Архиерейского Синода РПЦЗ избран епископом Манхэттенским, викарием Восточно-Американской епархии. Избрание было утверждено решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 19 марта 2014 г. ( журнал 10 ). 4 апреля 2014 г. в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле настоятелем обители архимандритом Лукой (Мурьянкой) пострижен в монашество с именем Николай в честь святителя Николая Японского. 27 апреля 2014 г. за Литургией в кафедральном соборе святых Новомучеников и исповедников Российских и святителя Николая в Мюнхене архиепископом Берлинским и Германским Марком возведен в сан архимандрита. Наречение во епископа состоялось 28 июня, хиротония 29 июня 2014 г. в кафедральном соборе в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско. Богослужения возглавил митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион. Решением Архиерейского Синода РПЦЗ от 12 мая 2022 г. назначен заведующим канцелярией Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви. Решением Архиерейского Синода РПЦЗ от 17 мая 2022 г., в связи с кончиной Первоиерарха РПЦЗ митрополита Илариона (Капрала),  назначен и.о. управляющего Восточно-Американской епархией. 13 сентября 2022 г. на заседании Архиерейского Собора РПЦЗ избран Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви. 14 сентября это решение утвердил Священный Синод Русской Православной Церкви ( журнал 92 ). Вечером 17 сентября по окончании всенощного бдения в Знаменском соборе г. Нью-Йорка возведен в сан митрополита. Торжества настолования состоялись в Знаменском соборе 18 сентября. Образование: 1998 г. — Свято-Троицкая духовная семинария в Джорданвилле. 2000 г. — SUNY (State University of New York Technology School). Епархия: Восточно-Американская и Нью-Йоркская епархия (РПЦЗ) (Правящий архиерей) Место работы: Русская Православная Церковь Заграницей (РПЦЗ) (Первоиерарх)

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3680779...

В Нью-Йорке состоялись торжества, посвященные 90-летию Русской Зарубежной Церкви 14 декабря, 2010. Редакция " Правмира " В синодальной резиденции первоиерарха РПЦЗ прошли торжества, посвященные 90-летию Русской Зарубежной Церкви В синодальной резиденции первоиерарха РПЦЗ прошли торжества, посвященные 90-летию Русской Зарубежной Церкви. Русская Православная Церковь Заграницей возникла в 1920-е годы как православная эмигрантская церковная организация, вышедшая из административного подчинения Московскому Патриархату вследствие революции 1917 года в России и гражданской войны. 17 мая 2007 в московском Храме Христа Спасителя Патриарх Московский Алексий II и Первоиерарх РПЦЗ митрополит Лавр подписали Акт о каноническом общении, гласящий, что Русская православная церковь Заграницей пребывает неотъемлемой самоуправляемой частью Поместной Русской православной церкви. Принятые 27 июня 2008 года Архиерейским Собором РПЦ поправки к Уставу РПЦ (от 2000 года) определяют РПЦЗ как одну из самоуправляемых Церквей Московского Патриархата. 10 декабря в синодальном Знаменском кафедральном соборе в Нью-Йорке первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион в сослужении иерархов единой Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию. Помимо членов Архиерейского Синода, митрополиту также сослужили гость Патриарших приходов в США митрополит Астанайский и Казахстанский Александр и архиепископ Наро-Фоминский Юстиниан. По окончании богослужения с приветственным словом к собравшимся обратился митрополит Иларион, рассказавший о значении воспоминаемого события. За усердные труды по воссоединению Русской Православной Церкви митрополит Астанайский и Казахстанский Александр был награжден орденом «Знамения Курской-Коренной» Пресвятой Богородицы I степени, а архидиакону Евгению Бурбело был вручен тот же орден II степени в связи с 55-летием диаконского служения. После провозглашения многолетия и целования креста был дан прием в честь празднования иконы Божией Матери «Знамение Курская-Коренная» – главного праздника Русской Православной Церкви Заграницей.

http://pravmir.ru/v-nyu-jorke-sostoyalis...

поиск:   разделы   рассылка ПЕРСОНАЛИИ Митрополит Иларион (Капрал) Первоиерарх РПЦЗ Архиепископ Сиднейский и АвстралийскоНовозеландский (РПЦЗ) Иларион (в миру – Игорь Алексеевич Капрал) родился 6 января 1948 года в Спирит Ривер (провинция Альберта, Канада) в семье украинцев, эмигрировавших в Канаду из деревни Обенижи Волынской губернии...   биография         тексты (70)       Архив. Тексты   25 июня 2008 Митрополит Иларион (Капрал): " Государство и Церковь Христова вовсе не равноправные " партнеры " ... Сферы ответственности и задачи у Церкви и у государства разные "   25 июня 2008 Митрополит Иларион (Капрал) подчеркнул, что Православная Церковь всегда должна отстаивать свою свободу от попыток государства " влиять на Церковь в своих, не всегда благовидных, интересах "   25 июня 2008 Доклад Высокопреосвященнейшего Митрополита Илариона, Восточно-Американского и Нью-Йоркского, Первоиерарха РПЦЗ, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2008 г.   23 июня 2008 Послание ко Дню молодежи Русской Зарубежной Церкви митрополита Восточно-Американского Илариона   20 июня 2008 Юрий Сайкин, Владимир Кикило Залечивание ран   20 июня 2008 Первоиерарх РПЦЗ собирается на предстоящем Архиерейском соборе рассказать о жизни зарубежных приходов   18 июня 2008 Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион: " Свет Живоносного Гроба Господня должен сиять в наших глазах, в наших делах, в нашей жизни "   23 мая 2008 Послание митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона президенту РФ Д.Медведеву   23 мая 2008 Послание митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона премьер-министру РФ В.Путину   23 мая 2008 Первоиерарх РПЦЗ митрополит Иларион отметил, что РПЦЗ будет продолжать сохранять свои традиции   16 мая 2008 Павел Умнов Преемник-миротворец   15 мая 2008 Сергей Чапнин Урок взаимопонимания и любви ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM 21.04.2024 14.04.2024 11.04.2024 07.04.2024 31.03.2024 28.03.2024 24.03.2024 17.03.2024 РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА 30.04.2023 04.08.2022 25.12.2021 04.12.2021 24.11.2021 УНИВЕРСИТЕТ

http://religare.ru/25_741_101_2_105_4.ht...

При этом со стороны РПЦЗ отношение к Московской Патриархии постепенно ухудшалось. В годы войны наблюдалось отрицательное, но сдержанное отношение к московской церковной власти, не лишенное даже некоторого сочувствия. Такой взгляд проникал и в печать Русской Зарубежной Церкви. Ее общение с иерархами, поминавшими митрополита (затем Патриарха) Сергия, – лучшее тому подтверждение. В конце войны и в послевоенные годы ситуация стала меняться. Апофеозом стало решение о принятии клириков Московской Патриархии через покаяние. Такой взгляд в РПЦЗ сохранялся и впоследствии. Можно предположить, что причина враждебности состояла в следующем. Зарубежное церковное руководство хотело верить и действительно верило, что в России существуетоппозиционная «Катакомбная Церковь », которая и принимает на себя всю тяжесть гонений. Московская Патриархия в глазах РПЦЗ воспринималась теперь не как гонимая Церковь , а как прикормленная богоборческой властью структура. Отрицание преследований, защита советской идеологии, панихида по главному гонителю Церкви Джугашвили-Сталину – все это создавало впечатление сотрудничества московской иерархии с властью коммунистов. И искать точки соприкосновения здесь было бесполезно. Параллельно с этим в послевоенный период ухудшились взаимоотношения между Русской Зарубежной Церковью и Поместными Церквами. С одной стороны, после восстановления административного аппарата Московского Патриархата и выхода его на международную арену Поместные Церкви предпочитали официальное общение с ним, хотя сослужения с РПЦЗ также имели место. С другой стороны, РПЦЗ сама стала отдаляться от такого общения. Главной причиной стали проблемы экуменизма и календаря, а во вторую очередь – признание Поместными Церквами Советского государства и общение с Московским Патриархатом. Поэтому готовность порвать не только с ним, но и с мировым православием наблюдалась уже в 1950-е гг. В этот период некоторые иерархи Зарубежной Церкви направили свой взор на старостильные Церкви, в представителях которых видели исповедников и борцов за чистоту православия. Хотя руководство РПЦЗ в те годы официально отказывалось от общения с этими группами, тенденция на сближение с ними наметилась именно при митрополите Анастасии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Несмотря на тяжелые условия, в РПЦЗ совершались архиерейские хиротонии и открывались новые епархии. Так, архимандрит Александр (Ловчий) в июле 1945 г. был рукоположен во епископа Киссингенского, викария Германской епархии. 384 В том же июле 1945 г. была образована Австрийская епархия. Правящим архиереем с титулом «Венский и Австрийский» стал епископ Василий (Павловский). Архипастырь находился на посту до своей кончины, последовавшей 23 октября 1945 г. Важнейшим событием второй половины 1945 г. стало принятие в состав РПЦЗ клириков Украинской автономной Православной Церкви. 6 сентября 1945 г. соответствующее решение было принято Архиерейским Синодом. Архиепископ Пантелеймон (Рудык) стал членом Архиерейского Синода РПЦЗ. 385 Был принят в Русскую Зарубежную Церковь и архиепископ Александр (Иноземцев). Этот иерарх был рукоположен еще в 1922 г., находился в Польской Церкви, затем принял участие в создании «Украинской автокефальной Церкви», где получил сан «митрополита». В РПЦЗ архиепископ Александр был принят при условии прекращения общения с УАПЦ. 386 Немалое число беженцев уезжало из Европы в Южную Америку. Переезду способствовало то, что страны континента предоставляли убежище бывшим воинам русских антисоветских формирований. Большую помощь в размещении русских беженцев оказывал епископ Феодосий (Самойлович). Отток русских беженцев в Южную Америку побудил Архиерейский Синод укрепить на континенте свое положение. 8 сентября 1945 г. здесь было образовано Парагвайское викариатство Бразильской епархии. Епископом Парагвайским был назначен Леонтий (Филиппович). 387 В конце войны в состав РПЦЗ пытались войти и различные аферисты. Так, в 1944 г. пытался соединиться с Зарубежным Синодом обновленческий «епископ» и агент НКВД Николай Автономов. Получив отказ, он ушел к римокатоликам. 388 Еще один обновленческий «иерарх», Игнатий Жебровский, по некоторым сведениям, был даже ненадолго принят в РПЦЗ (1945), но вскоре, после выяснения обстоятельств его «хиротонии», был из ее состава исключен. 389

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Очень печально, – писал архиепископ, – что 12-летние наши усилия объединить заграничную Русскую Церковь потерпели неудачу и Американская ее часть совершенно обособилась и обращается, по примеру Польской, явочным порядком в автокефалию». 4 марта Архиерейский Синод РПЦЗ констатировал состоявшийся разрыв и объявил о восстановлении своих епархий в Северной Америке. Представителем РПЦЗ в США и Канаде Синод назначил архиепископа Виталия. 629 2728 мая в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле состоялось совещание архиереев РПЦЗ в Америке, в котором приняли участие архиепископы Виталий, Иоасаф, Иероним и епископ Серафим (Иванов), исполнявший обязанности секретаря. Архипастыри заявили о невозможности подчинения московской церковной власти в связи с ее порабощенным положением. Незаконным был признан и разрыв Североамериканской митрополии с Русской Зарубежной Церковью. Иерархи заявили, что по долгу своей архиерейской присяги, принесенной русскому Зарубежному Синоду, они не могут признать решения Кливлендского Собора законными. Участники совещания объявили неканоничными действия Североамериканской митрополии в отношении уволенных иерархов. Незаконными были объявлены и новые хиротонии в Североамериканской митрополии. Совещание указало, что среди новых архиереев «есть яйца, дважды забаллотированные прежними архиерейскими соборами, а среди кандидатов имелось лицо, осужденное гражданским судом и отбывшее тюремное заключение». Наконец, совещание высказалось и против принятого в Североамериканской митрополии принципа церковной демократии, при котором миряне имели право решающего голоса наравне с архиереями. В этом руководство РПЦЗ видело явное влияние протестантизма. Ключевым решением совещания стало учреждение в Северной Америке четырех епархий, подчиненных Архиерейскому Синоду РПЦЗ и объединенных представителем Архиерейского Синода РПЦЗ архиепископом Виталием. 630 Таким образом, вновь, как и в 19261935 гг., в Америке стали параллельно существовать Североамериканская митрополия и епархии Русской Зарубежной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Официальная делегация Русской Зарубежной Церкви 14 мая вылетает в Москву для подписания Акта о каноническом общении 13 мая 2007 г. 18:40 Официальная делегация Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) 14 мая вылетает из Нью-Йорка в Москву, куда прибудет 15 мая для торжественного подписания Акта о каноническом общении . Помимо делегации, возглавляемой Первоиерархом РПЦЗ Митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром , на борту рейсового самолета «Аэрофлота» в Москву отправляются певчие сводного хора Русской Зарубежной Церкви, духовенство и паломники из США. Об этом в эксклюзивном интервью ИТАР-ТАСС рассказал секретарь Комиссии РПЦЗ по переговорам с Московским Патриархатом протоиерей Александр Лебедев. По его словам, практически весь самолет будет заполнен участниками предстоящего великого исторического события — воссоединения Русской Православной Церкви. Непосредственно в день прилета в Москве состоится встреча Митрополита Лавра с Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II. Отвечая на вопрос о ее повестке, отец Александр пояснил, что она будет носить неофициальный характер и должна позволить Святейшему Патриарху и Митрополиту Лавру встретиться в непринужденной обстановке и спокойно побеседовать, поскольку они не виделись уже три года. «Утверждения противников воссоединения Русской Православной Церкви, что Русская Православная Церковь Заграницей исчезнет — абсурд», — подчеркнул протоиерей Александр Лебедев. Как рассказал отец Александр, сейчас сохраняется небольшая группа ярых противников воссоединения, которые громогласно заявляют о своем непримиримом отношении к решениям Архиерейского Синода и Собора РПЦЗ и утверждают, что с «подписанием Акта о каноническом общении Синод РПЦЗ уходит в раскол». «Правда, не совсем понятно в раскол от кого. Мы же ни от кого не отделяемся», — отметил священник. «Наша Зарубежная Церковь продолжит существовать, как и раньше, — подчеркнул он, — со своим Первоиерархом, со своим Собором, со своим Синодом, со своим Уставом и полным комплектом всех своих учреждений. Таким образом, утверждения группы противников воссоединения о том, что РПЦЗ, которая раньше существовала, теперь исчезнет, и что они будут возрождать ее — совершеннейший абсурд».

http://patriarchia.ru/db/text/239084.htm...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010