И все же ни одно из политических движений не было столь значимо, чтобы влиять на РПЦЗ. Рычагов давления на архиереев, разделенных государственными границами и огромными расстояниями, не было ни у одной из партий. Влияние той или иной группы могло касаться какого-либо конкретного архиерея в соответствии с его личными симпатиями, но не зарубежных иерархов в целом. Конечно, лучшим способом давления на РПЦЗ было бы ее более или менее регулярное финансирование, но ни одно из политических движений русской эмиграции не было столь богато для этого. Русские политики в эмиграции сами старались изыскать средства, в том числе и у иностранных правительств. Даже далеко не самая бедная партия сторонников Кирилла Владимировича 147 не могла взять на себя функцию благотворителя РПЦЗ. Нужно особо подчеркнуть, что если даже первоиерархи РПЦЗ и симпатизировали тому или иному политическому деятелю или партии, это не значило, что такую позицию должны занять и все остальные архиереи и священники. Архиерейский Синод, дистанцировавшийся от борьбы эмигрантских партий, закрывал глаза не только на политические симпатии, но и на действия отдельных архиереев. Например, епископ Феодосий (Самойлович) на службах поминал Кирилла Владимировича как императора, 148 архиепископ Нестор (Анисимов) поминал царствующий дом без указания имен, архиепископы Мелетий (Заборовский), Виталий (Максименко) , епископ Вениамин (Басалыга) молились о «Богохранимой державе Российской». Введенная Архиерейским Собором 1938 г. формула поминовения: «о богохранимой стране Российской и РоссийскомЦарственном Доме» 149 вызвала недовольство внутри РПЦЗ и была отменена. 150 Как при митрополите Антонии, так и при митрополите Анастасии не столько РПЦЗ искала покровительства какой-либо партии, сколько партии и организации стремились заручиться ее духовной поддержкой. Например, представитель дома Романовых Ф.М. Нирод в 1938 г. просил содействия митрополита Анастасия в сборе денег на нужды «патриотической задачи» Владимира Кирилловича. Это содействие должно было выразиться в издании особого послания с благословением денежных сборов. Согласие митрополита Анастасия было получено. 151

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Следует особо подчеркнуть, что священники Московской Патриархии, перебравшиеся из СССР на Запад, принимались без покаяния. Среди таких священников, принятых в РПЦЗ, были протоиерей Митрофан Зноско-Боровский , впоследствии епископ, протоиерей Адриан Рымаренко (будущий епископ Андрей), протоиерей Василий Виноградов , иерей Стефан Ляшевский и многие другие. В конце лета-начале осени 1944 г., когда Красная армия подходила к Белграду, стали собираться на Запад и члены Архиерейского Синода. Отъезд состоялся благодаря неоднократным ходатайствам министерства церковных дел, добившегося разрешения на эвакуацию митрополита Анастасия. Выехать Синоду удалось 7 сентября. Митрополит и сопровождавшие его лица (14 человек) переехали в Карлсбад (Карловы Вары). Весной 1945 г. при помощи А.А. Власова глава РПЦЗ перебрался в Фюссен, а оттуда – в Мюнхен. С собой иерарх увез и чудотворную Курскую-Коренную икону Божией Матери. Митрополит Серафим (Ляде), епископ Василий (Павловский) и Синодальная канцелярия оказались в Австрии близ Зальцбурга. Только летом 1945 г. митрополит Серафим (Ляде) вместе с канцелярией смог соединиться с главой РПЦЗ в Мюнхене. 381 В сентябре 1945 г. митрополит Анастасий уехал в Женеву, где планировал организовать новый центр управления Зарубежной Церковью. После переезда митрополита Анастасия в Швейцарию в ведении РПЦЗ решили остаться Женевский и Цюрихский приходы, до этого готовые объединиться с Московской Патриархией. Узнав об активной административной деятельности митрополита Анастасия, от идеи подчинения Москве отказался и Брюссельский приход. 382 В Женеве архипастырь пробыл до весны 1946 г. Перемещение церковного центра было не единственной проблемой Русской Зарубежной Церкви. За годы войны РПЦЗ потеряла нескольких иерархов. Это были умершие своей смертью архиепископы Феофан (Гаврилов) († 1943) и Тихон (Лященко) († 1945). В конце войны Русская Зарубежная Церковь лишилась еще одного архиерея – епископа Филиппа (Гарднера), который снял сан и вступил в брак. В 1945 г. ушел из жизни и запрещенный в РПЦЗ архиепископ Гермоген, возглавлявший неканоничную Хорватскую Церковь . Имея возможность покинуть Хорватию, он все же предпочел остаться, не чувствуя за собой никакой вины. Однако новые югославские власти рассудили иначе. 29 июня 1945 г. военный суд р. Загреба приговорил архиепископа Гермогена, Спиридона (Мифку) и целый ряд священнослужителей Хорватской Церкви к смертной казни. Хорватская Церковь прекратила свое существование, а ее члены впоследствии принимались в Сербскую Церковь по чину раскольников. 383

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дело в том, что вопрос об отлучении РПЦЗ был поднят на Поместном Соборе РПЦ 1971 г., он был поставлен ребром: раскол или не раскол, отлучать или не отлучать, да или нет. И соборным ответом было: нет! Поместный Собор Русской Православной Церкви официально отказался отлучить Русскую Зарубежную Церковь, было лишь решено дополнительно изучить этот вопрос… Трудно сейчас представить, какая смелость была нужна для подобного решения, учитывая, что советский агитпроп выдавал брошюру за брошюрой, в которых советские «специалисты» из кафедр научного атеизма, вдруг превратившись в знатоков канонического права, яростно доказывали антиканоничность «белоэмигрантского карловацкого раскола». Но Русская Православная Церковь не сломалась и Зарубежную Церковь не осудила. Также, в отличие от подлинных раскольников, Русская Зарубежная Церковь оставалась в общении с Поместными Православными Церквами, ее иерархи участвовали в хиротониях епископов разных Поместных Церквей. Даже после прекращения официального общения (на уровне духовенства и приходов Евхаристическое общение оставалось всегда, например, часты были случаи, когда уходившего в отпуск американского священника Антиохийского Патриархата заменял его собрат из РПЦЗ и наоборот) с большинством греческих Церквей до самого воссоединения РПЦЗ сохраняла сослужение с Сербской и Иерусалимской Церквами. Иерусалимские Патриархи назначали и благословляли клириков и игумений РПЦЗ в Русской Духовной Миссии на святой Земле, паломники из РПЦЗ опять же, в отличие от филаретовцев, официально допускались к причащению на Гробе Господнем. Много еще можно было бы написать, но и этого достаточно для того, чтобы увидеть очевидную разницу между РПЦЗ и расколом. (Окончание следует) ___________________________ (1) http://www.bogoslov.ru/text/969507.html Рейтинг: 7 Голосов: 3 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/38588.html

Успенский храм РПЦЗ в Касабланке находится под угрозой сноса Марокко, 1 июня 2012 г. Храм Успения Божией Матери в Касабланке (Марокко), возведенный усилиями русских эмигрантов в 1958 году, находится под угрозой сноса. Это один из двух оставшихся русских православных храмов на всей территории королевства Марокко. Бывший священник Русской Зарубежной Церкви (РПЦЗ) и гражданин Франции Николай Семенов, лишенный сана в 2001 году, осуществил незаконную продажу имущества Успенского прихода марокканской предпринимательнице с целью дальнейшего сноса храма и реализации на его территории девелоперского проекта. Успенская церковь расположена в центре города в одном из престижных деловых районов. 1 февраля 2012 года в недавно отремонтированный трудами прихожан храм вошли нанятые Семеновым марокканские рабочие, разломали ценный иконостас, отодрали от стен старые иконы и попытались вынести святыни храма в неизвестном направлении, но были остановлены арендатором приходских помещений. 16 февраля срочно прибывший в Касабланку архиепископ Женевский и Западно-Европейский Михаил, в ведении которого находится Успенский храм, вместе со священником Максимом Массалитиным, настоятелем русского Воскресенского храма в Рабате, подали жалобу в полицию и генеральному королевскому прокурору Касабланки. После возбуждения уголовного дела Семенов был задержан марокканской полицией в аэропорту Касабланки в конце февраля и с тех пор не выпускается из Марокко в связи с предварительным расследованием происшествия. Формально храм находится в собственности приходской ассоциации Communauté et Eglise orthodoxe russe au Maroc (Община и православная русская церковь в Марокко), созданной в 1948 году адмиралом А.И. Русиным, княгиней В.В. Урусовой и рядом других видных деятелей русской эмиграции. Первым настоятелем Успенского прихода РПЦЗ в Касабланке был протоиерей Митрофан Зноско-Боровский, будущий епископ Бостонский. С 1970-х годов в связи с тем, что прихожан Успенского храма почти не осталось, Русская Зарубежная Церковь более не назначала в Касабланку настоятеля. В 1978 году приходская территория была передана РПЦЗ в аренду православной семье Гнедичей с целью сохранить храм и оставить возможность для совершения в нем редких богослужений. В связи с отъездом Гнедичей в Париж на постоянное место жительства в 1986 году Западно-Европейская епархия РПЦЗ была вынуждена заключить аренду на тех же условиях с марокканским гражданином Мохамедом М " Жидом, почетным представителем Верховного комиссара ООН по делам беженцев. С тех пор на территории прихода располагался офис этой международной организации.

http://pravoslavie.ru/53968.html

  Всезарубежный собор Русской православной церкви за границей (РПЦЗ) единодушно выразил решимость восстановить единство с Церковью в Отечестве. Текст исторического документа огласил в кафедральном храме РПЦЗ епископ Ишимский и Сибирский Евтихий. далее... Православные всех стран соединились   Делегаты IV Всезарубежного собора в Сан-Франциско подавляющим большинством голосов приняли резолюцию, в которой выразили «решимость уврачевать раны разделения внутри Русской церкви между ее частями в Отечестве и за рубежом». далее... У Русской церкви будет «единая Чаша и две администрации»   Русская Православная Церковь за границей (РПЦЗ) готова воссоединиться с Московским патриархатом. На четвертый день заседаний IV Всезарубежного собора в Сан-Франциско была принята резолюция о восстановлении евхаристического общения с Церковью в Отечестве. «Резолюция положительная. далее... Русская православная церковь воссоединяется   Русская православная церковь за рубежом приняла решение объединиться с Московским патриархатом. РПЦЗ сняла свои прежние упреки РПЦ в подчинении «безбожным властям» и «сотрудничестве с ГБ». Окончательно все будет решено на следующей неделе. далее... Православие: раскол преодолен Михаил Солодовников   Новости, которая пришла в пятницу из Сан-Франциско, многие ждали десятилетия. После 80-летнего раскола сделан шаг к воссоединению Православной церкви за рубежом с Московской патриархией. далее... Всезарубежный собор РПЦЗ восстановил единство с Московским Патриархатом   V Всезарубежный собор в Сан-Франциско принял резолюцию о восстановлении евхаристического общения с Церковью в Отечестве. далее... Воссоединение Русской церкви усилит позиции России в мире, считает московский политолог   Президент фонда " Политика " Вячеслав Никонов заявил, что решение собора Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ) о воссоединении с Московским Патриархатом будет способствовать объединению русских, живущих за границей, и, в конечном счете, - усилению позиций России в мире. далее... Московский патриархат: восстановление единства не займет много времени Ольга Липич   " Как многократно свидетельствовал Святейший патриарх Алексий, мы всегда в болью воспринимали продолжающееся разделение, поэтому известие о том, что Русская Зарубежная Церковь готова к возобновлению единства - это для нас пасхальная радость " , - сказал Балашов.

http://pravoslavie.ru/press/glagol/07/pa...

Новости Русская Православная Церковь Заграницей станет частью Московского патриархата 21.06.2005 11:22 Москва, 21 июня. В соответствии с проектом «Акта о каноническом общении» Русская Православная Церковь Заграницей (РПЦЗ) станет самоуправляемой частью Московского патриархата, наподобие Украинской Православной Церкви, сообщает РИА «Новости» . Документы встречных комиссий по диалогу Московского патриархата и Русской Православной Церкви Заграницей о восстановлении церковного единства были одновременно опубликованы 21 июня на официальных сайтах Отдела внешних церковных связей Московского патриархата и РПЦЗ . «Эти документы касаются ключевых вопросов, которые со стороны Русской Зарубежной Церкви представлялись главными препятствиями для восстановления полноты общения», -- сообщил РИА «Новости» секретарь по межправославным связям Московского патриархата протоиерей Николай Балашов. Речь идет об отношениях Церкви и государства, об отношении православной Церкви к инославным вероисповеданиям и межконфессиональным организациям, а также о характере взаимоотношений РПЦЗ с Московским патриархатом в качестве «неотъемлемой самоуправляемой части Русской Православной Церкви». По словам о. Николая Балашова, в соответствии с проектом «Акта о каноническом общении» РПЦЗ сохранит «организационную самостоятельность, но, вместе с тем, будет входить в состав Московского патриархата». В качестве примера он привел Украинскую, Латвийскую, Молдавскую и Эстонскую Православные Церкви Московского патриархата. Согласно тексту проекта, «Русская Зарубежная Церковь самостоятельна в делах пастырских, просветительных, административных, хозяйственных, имущественных и гражданских». Высшую власть в пределах РПЦЗ осуществляет ее Архиерейский собор, созываемый ее первоиерархом. Решения, выходящие за пределы компетенции Архиерейского собора РПЦЗ, принимаются по согласованию с Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом Русской Православной Церкви (РПЦ). Вышестоящей инстанцией являются Поместный и Архиерейский собор РПЦ.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии Секретарь Комиссии РПЦЗ: Всезарубежный Собор - величайшее событие в истории Русской Православной Церкви Заграницей 05.05.2006 Четвёртый Всезарубежный Собор - это величайшее событие в истории существования Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Такую оценку высказал в канун открытия Собора настоятель Спасо-Преображенского собора в Лос-Анджелесе , секретарь комиссии РПЦЗ по переговорам с Московским Патриархатом, протоиерей Александр Лебедев . " Мы, - пояснил он, - подводим как бы итоги прошедших 80 лет нашего существования за границей и готовимся к тому моменту, когда Русская Церковь опять может быть единой " , - приводит слова отца Александра ИТАР-ТАСС. Он отметил, что с тех пор как вследствие революции русская иммиграция вынуждена была покинуть Россию, Русская Церковь Заграницей всегда считала себя только частью Русской Церкви. И то, что РПЦЗ жила самостоятельно в течение этого времени, считалось особенным положением, которое после падения коммунизма должно прекратиться. Отвечая на вопрос, что может воспрепятствовать воссоединению Русской Церкви, секретарь комиссии РПЦЗ отметил, что некоторые люди " никак не могут отойти от прежних позиций времени противостояния, не желают понять, что сейчас наступило другое время - время примирения и прекращения вражды " . По мнению священника, " сейчас за границей большинство священнослужителей и мирян считают, что необходимо влиться в процесс возрождения России, а для этого необходимо, чтобы было церковное единство " . В частности, среди представляющих все три волны русской иммиграции прихожан Спасо-Преображенского собора, сказал его настоятель, " большинство людей положительно смотрит на процесс примирения между Русской Зарубежной Церковью и Русской Церковью на родине и приветствуют его " . Русская линия Редакция текста от: 06.12.2014 15:48:56 Новости 26.04.2024

http://drevo-info.ru/news/534.html

808 Русская Зарубежная Церковь укрепилась и за счет присоединения к ней румынских приходов. Единственным румынским архиереем, оставшимся в свободной Европе, был митрополит Виссарион (Пую), приговоренный «народной» румынской властью к смертной казни, но избежавший гибели и проживавший во Франции. В марте 1954 г. румынское духовенство, находившееся за пределами «соц. лагеря», обратилось к Русской Зарубежной Церкви с просьбой о помощи. Архиепископ Иоанн (Максимович) согласился поставить для свободных румынских приходов архиерея. 26 декабря в Версале митрополит Виссарион, архиепископ Иоанн и епископ Нафанаил (Львов) рукоположили во епископа Феофила (Ионеску). 809 Новопоставленный иерарх был направлен митрополитом Виссарионом в Северную Америку, где образовал Православную Канадскую миссионерскую епархию Западного полушария в числе восьми румынских приходов. В 1958 г. митрополит Виссарион решил отойти от дел и посоветовал епископу Феофилу перейти в подчинение какой-либо греческой или русской иерархии в Америке. Епископ Феофил предпочел обратиться в РПЦЗ. 11 июня 1958 г. Архиерейский Синод принял иерарха и его приходы в качестве самостоятельной епархии вплоть до освобождения Румынской Церкви от коммунистов. Епископ Феофил должен был поминать на богослужениях митрополита Анастасия, становился полноправным членом РПЦЗ. При этом ему не вменялось в обязанность участвовать в Соборах РПЦЗ, если они созывались для решения исключительно русских национальных вопросов. 810 В РПЦЗ вошли и некоторые болгарские приходы в Америке. С 1938 г. они управлялись епископом Андреем (Петковым) и подчинялись Болгарской Церкви. Война и установление в Болгарии коммунистической диктатуры прервали возможность общения между Синодом Болгарской Церкви и ее приходами в Америке. В 1963 г. епископ Андрей вступил в общение с Болгарским Синодом, однако часть его приходов во главе с архимандритом Кириллом (Иончевым) отказалась следовать за ним. Архимандрит Кирилл предпочел обратиться в РПЦЗ с просьбой принять его приходы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Согласно этому документу, Московский Патриархат, в частности, признает РПЦЗ " неотъемлемой самоуправляемой частью поместной Русской Православной Церкви " , которая " самостоятельна в делах пастырских, просветительных, административных, хозяйственных, имущественных и гражданских " , но при этом состоит " в каноническом единстве со всей полнотой Русской Православной Церкви " . Русская Зарубежная Церковь по-прежнему будет управляться собственным Архиерейским Собором, составляющим ее " высшую духовную, законодательную, административную, судебную и контролирующую власть " и избирающим ее первоиерарха на основании собственного устава. Затем это избрание " утверждается в соответствии с нормами канонического права Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом Русской Православной Церкви " . Со Святейшим Патриархом и московским Синодом будут согласовываться также важнейшие решения - такие, как образование или упразднение епархий РПЦЗ. Избрание Собором РПЦЗ новых архиереев должно будет утверждаться " на канонических основаниях " со Святейшим Патриархом и Синодом Московского Патриархата, поскольку все новоизбранные архиереи становятся полноправными членами Поместного и Архиерейского Соборов Московского Патриархата, а также получают право в порядке очереди участвовать в работе московского Синода. Вышестоящей инстанцией церковной власти для РПЦЗ будут Поместный и Архиерейский соборы Московского Патриархата, решения которых, равно как и решения Священного Синода, действуют в РПЦЗ с учетом особенностей, определяемых " Актом о каноническом общении " , Положением о Русской Зарубежной Церкви и законодательством государств, в которых она осуществляет свое служение. ИНТЕРФАКС-Религия/Седмица.Ru Редакция текста от: 31.01.2007 00:00:00 Новости 26.04.2024 В Яранской епархии вышла в свет первая часть сборника документов Яранской епископии 1920-1937 гг. 25.04.2024 Монография «Святой Патриарх Тихон и изъятие церковных ценностей в 1922 году» вышла в издательстве ПСТГУ Спецслужбы Украины задержали наместника Успенской Святогорской лавры митрополита Святогорского Арсения

http://drevo-info.ru/news/2292.html

Митрополит Лавр, архиепископ Марк и члены делегации РПЦЗ посетили Троицкий собор и Русскую Духовную миссию в Иерусалиме Иерусалим, 29 августа 2006 г . Фото: Русская Православная Церковь заграницей 28 августа, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, Первоиерарх РПЦЗ Митрополит Лавр в сопровождении наблюдающего за делами Русской Духовной миссии в Иерусалиме архиепископа Берлинского и Германского Марка, иеромонаха Николая (Перекрестова), секретаря Миссии, и членов делегации Русской Зарубежной Церкви посетил русский Троицкий собор в Иерусалиме, сообщает Официальный сайт РПЦЗ. В соборе владыку Лавра встретил начальник Миссии архимандрит Елисей (Ганаба), показавший святыни соборного храма. Приветствуя делегацию РПЦЗ, архимандрит Елисей назвал посещение Миссии владыкой Лавром знаком внутреннего единения чад обеих частей Русской Православной Церкви. Архимандрит Елисей выразил радость по поводу того, что Предстоятель Русской Зарубежной Церкви вознес в праздничный день молитву у святынь храма, которая, как он надеется, приведет всех русских православных людей к полному молитвенно-евхаристическому единству. В ответном слове Митрополит Лавр поблагодарил начальника Русской Духовной миссии за приглашение и пожелал ему Божией помощи в его служении. Затем гости проследовали в здание Миссии, где архимандрит Елисей дал обед в честь Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви и сопровождавших его лиц. За трапезой было сказано много теплых слов и речей. Кроме того, архимандрит Елисей поделился с Митрополитом Лавром, архиепископом Марком и другими участниками встречи радостями и трудностями жизни и деятельности Русской миссии на Святой Земле. После трапезы гости осмотрели покои начальника, где архимандрит Елисей преподнес Его Высокопреосвященству панагию, здесь же продолжилась беседа. После этого члены делегации Русской Зарубежной Церкви попрощались с отцом Елисеем и его помощником игуменом Тихоном, выразив глубокую благодарность и группе сестер Горненской обители, несущим при Миссии различные послушания и приготовившим трапезу. 29 августа 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/18366.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010