Отношение РПЦЗ к межхристианской деятельности было менее определенным. В период между мировыми войнами участие ее иерархов в экуменическом движении было сведено к минимуму . Тем не менее епископ Потсдамский Серафим (Ладе) как представитель Русской Православной Церкви Заграницей принимал участие в двух межхристианских конференциях 1937 года: в Оксфорде («Жизнь и деятельность») и в Эдинбурге («Вера и порядок») . Его участие способствовало кристаллизации взглядов РПЦЗ . Должна ли РПЦЗ утверждать, что только православие несет в себе единственную Истину, и поэтому любые дискуссии с инославными будут бессмысленными? Или же межхристианские коммуникации – это тоже часть православного христианского свидетельства? Официальная резолюция об отношении к экуменическому движению, принятая Архиерейским собором РПЦЗ в 1938 году, стала результатом компромисса между этими двумя точками зрения. Первый абзац резолюции основан на так называемой защитительной позиции. В нем утверждается, что только Православная Церковь является подлинной Una Sancta . Во втором абзаце, однако, предлагается различать лидеров экуменического движения, которые «близки к антихристианским масонским организациям и даже выражали симпатии большевизму» , и остальных членов экуменического движения, которые «полны желания искать Истину, стремятся к ней и любят Православие» . Таким образом, то, что в экуменическом движении есть христиане, которые ищут «истинное православие», могло бы стать веской причиной для участия в нем. До холодной войны именно точка зрения, высказанная во втором абзаце, в основном формировала отношение РПЦЗ к экуменизму. Иерархи РПЦЗ хотели принять участие в движении еще и потому, что опасались, что того, что другие участники на межхристианских конференциях могут дать искаженное представление о православной вере. Поэтому в третьем параграфе резолюции 1938 года было высказано требование к представителям РПЦЗ на таких собраниях «бескомпромиссно разъяснять учение Православной Церкви и ее взгляды по всем вопросам, возникающим в связи с экуменическим движением» и «не участвовать в общих молитвах с участниками и ни в каких резолюциях, письменных или устных, сосредоточившись на миссионерской и информационной деятельности» . По-прежнему открытая позиция Архиерейского собора РПЦЗ видна в решении, которого, однако, не было в печатном тексте: «Поручить епископу Потсдамскому Серафиму [Ладе] участвовать в этом [экуменическом] движении в миссионерских целях» . Таким образом, накануне Второй мировой войны РПЦЗ допускала возможность межхристианского диалога как элемента миссионерской деятельности.

http://bogoslov.ru/article/5998370

  Всезарубежный собор Русской православной церкви за границей (РПЦЗ) единодушно выразил решимость восстановить единство с Церковью в Отечестве. Текст исторического документа огласил в кафедральном храме РПЦЗ епископ Ишимский и Сибирский Евтихий. далее... Православные всех стран соединились   Делегаты IV Всезарубежного собора в Сан-Франциско подавляющим большинством голосов приняли резолюцию, в которой выразили «решимость уврачевать раны разделения внутри Русской церкви между ее частями в Отечестве и за рубежом». далее... У Русской церкви будет «единая Чаша и две администрации»   Русская Православная Церковь за границей (РПЦЗ) готова воссоединиться с Московским патриархатом. На четвертый день заседаний IV Всезарубежного собора в Сан-Франциско была принята резолюция о восстановлении евхаристического общения с Церковью в Отечестве. «Резолюция положительная. далее... Русская православная церковь воссоединяется   Русская православная церковь за рубежом приняла решение объединиться с Московским патриархатом. РПЦЗ сняла свои прежние упреки РПЦ в подчинении «безбожным властям» и «сотрудничестве с ГБ». Окончательно все будет решено на следующей неделе. далее... Православие: раскол преодолен Михаил Солодовников   Новости, которая пришла в пятницу из Сан-Франциско, многие ждали десятилетия. После 80-летнего раскола сделан шаг к воссоединению Православной церкви за рубежом с Московской патриархией. далее... Всезарубежный собор РПЦЗ восстановил единство с Московским Патриархатом   V Всезарубежный собор в Сан-Франциско принял резолюцию о восстановлении евхаристического общения с Церковью в Отечестве. далее... Воссоединение Русской церкви усилит позиции России в мире, считает московский политолог   Президент фонда " Политика " Вячеслав Никонов заявил, что решение собора Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ) о воссоединении с Московским Патриархатом будет способствовать объединению русских, живущих за границей, и, в конечном счете, - усилению позиций России в мире. далее... Московский патриархат: восстановление единства не займет много времени Ольга Липич   " Как многократно свидетельствовал Святейший патриарх Алексий, мы всегда в болью воспринимали продолжающееся разделение, поэтому известие о том, что Русская Зарубежная Церковь готова к возобновлению единства - это для нас пасхальная радость " , - сказал Балашов.

http://pravoslavie.ru/press/glagol/07/pa...

– Известно, что Московский патриархат относится отрицательно к существующим и появлению новых приходов РПЦЗ в России. Если РПЦ поможет РПЦЗ завоевать позиции в Европе, Московский патриархат будет к ним более лоялен? Какие вообще вы видите для зарубежной церкви выгоды в сближении с РПЦ? – Статус приходов Русской зарубежной церкви в России, конечно, будет обсуждаться в ходе совместной работы комиссий обеих церквей и, как мы надеемся, будет разрешен в положительном смысле. Русская зарубежная церковь никаких выгод не искала и не ищет, а ищет путь к осмыслению наших общих основ и к взаимопониманию, к преодолению разделения путем соборного покаяния и братолюбия, а все остальное вытекает из этого положения. – Как вы видите сосуществование параллельных церковных структур РПЦЗ и РПЦ? – Если за границей, то нам не представляется целесообразным вносить какие-либо существенные изменения. Желательно, чтобы в тех местах, где параллельно существуют приходы Русской зарубежной церкви и Русской православной церкви Московского патриархата, был выработан опыт мирного и дружественного сосуществования. Дальнейшее устройство и организация зарубежных епархий и приходов будет обсуждаться в ходе взаимных встреч, а в России положение приходов Русской зарубежной церкви постараемся уладить в духе миролюбия и молитвенного единения. – Каким вы видите административное устройство двух частей Русской церкви в случае успешного интеграционного процесса, то есть какую юрисдикцию будет иметь зарубежная церковь (автономию, автокефалию, подчиненную РПЦ МП митрополию)? – В течение более чем 80-летнего самостоятельного существования Русской зарубежной церкви она не только сохранила преемственность, традиции и обычаи Русской церкви, но и приобрела своеобразие, способствовавшее ей в сохранении своего православного наследия в чужой, инославной среде. Это служение следует продолжать в свете накопленного опыта и практики, но также при учете создавшихся новых обстоятельств. Положение Русской зарубежной церкви в странах мировой русской диаспоры имеет свою специфику. Правовое положение ее структур обусловлено законодательством стран пребывания. Уже четвертое поколение ее духовенства воспитывалось, получало образование за границей, знает язык, обычаи и культуру стран пребывания. Поэтому радикально менять автономную структуру управления Русской зарубежной церковью на данном этапе не представляется целесообразным.

http://religare.ru/2_9340.html

Со времен Лион расширялся, и вокруг храма появилась новая застройка, в связи с чем приход в 1978—1980 годах силами прихода был выстроил вместо обветшавшего новый церковный дом, посадив рядом берёзы в память о России. В 1981 году храм облицевали и заново покрасили купол. Вскоре поблизости появилась станция метро «Шарпен», и народу в церкви прибавилось. В 1998 году дом надстроили на один этаж. В 2000 году актив прихода выступил против шагов, направленных на примирение с Церковью в Отечестве, принятых Архиерейским Собором РПЦЗ, состоявшимся в октябре 2000 года а в 2001 году присоединился к оформившейся тогда же неканонической РПЦЗ(В). На решение приходы повлияла позиция клирика храма, публициста и непримиримого противника Русской православной церкви протодиакона Германа Иванова-Тринадцатого. В 2002 настоятель храма протоиерей Квентин де Кастельбажак и значительная часть прихожан принесли покаяние, вернувшись в каноническую Русскую Зарубежную Церковь. Однако большая часть клира и прихожан на чрезвычайном собрании 51 голосами против 35 выразили желание и далее оставаться в подчинении ушедшего в раскол епископа Варнавы (Прокофьева). Протоиерей Квентин и прихожане, пожелавшие оставаться в канонической РПЦЗ, основали в Лионе домой храм мученика Иоанна Русского. В 2006 году епископ Варнава (Прокофьев) принёс покаяние и вернулся в каноническую РПЦЗ, после чего на имя Архиерейского Синода РИПЦ 29 мая/11 июня 2006 г. поступило Прошение Приходского Совета Свято-Николаевского прихода РПЦЗ в г. Лион о принятии его клира и паствы под омофор РИПЦ: «После неожиданного и непонятного отпадения архиепископа Варнавы наш приход остался без архипастырского попечения… Желая не изменять избранному нами в 2001 г. пути быть верными истинной Зарубежной Церкви и Ея Первоиерарху Вл. Митрополиту Виталию, мы собрались в четверг 26 мая/8 июня, тщательно изучили разные, представляющиеся нам возможности и пришли к единогласному убеждению, что Русская Истинно-Православная Церковь, вышедшая из Русской Зарубежной Церкви, является безусловно тем церковным организмом, который сегодня лучше всех воплощает традиционное учение Зарубежной Церкви, которому мы сами стараемся, по мере наших возможностей и духовных сил, следовать.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Николая_Ч...

Первая Ассамблея Всемирного совета церквей (Амстердам, 1948 г.) В годы войны из-за немецкой оккупации Сербии и положения епископов РПЦЗ как перемещенных лиц экуменический вопрос был не самым острым на повестке дня . После окончания войны участие РПЦЗ в межхристианской деятельности возобновилось. В протоколе заседания Синодального миссионерского комитета записана просьба к еп. Нафанаилу (Львову) и некоему доктору Лодыженскому проинформировать комитет о работе экуменической конференции, которая должна была состояться в Осло в июне 1947 года . В 1948 году в Амстердаме состоялось уже давно запланированное объединение движений «Вера и порядок» и «Жизнь и деятельность» во Всемирный совет церквей (ВСЦ). В СССР, между тем, происходит некоторое ослабление антирелигиозной политики. Это обстоятельство, вероятно, поставило под вопрос участие РПЦЗ. 4 сентября 1948 года Архиерейский синод сообщил Михаилу Зызыкину, что он не сможет участвовать в Амстердамской ассамблее в качестве представителя РПЦЗ не только потому, что «мы не участвуем в экуменическом совете» (что соответствовало «охранительской» позиции), но и по той простой причине, что Синод не получил приглашения из Амстердама . В анонимной статье, опубликованной за несколько месяцев до Амстердамской ассамблеи, говорилось, что представители РПЦЗ не были приглашены в Амстердам генеральным секретариатом из-за боязни поставить под угрозу будущие отношения между экуменическим движением и «Советской Церковью» . Это утверждение не было необоснованным. Генеральному секретариату ВСЦ пришлось решать действительно очень деликатную проблему. Представителя Москвы, митрополита Крутицкого Николая, на Ассамблею пригласили. 1 августа 1948 года в ответном письме он поблагодарил за приглашение, но отказался участвовать в экуменическом собрании. Однако для нашего исследования интересно другое. Как представитель Московского Патриархата, он стремился к тому, чтобы РПЦ была признана единственной «законной» Русской церковью, и надеялся, что ВСЦ не будет приглашать «раскольников» из Америки под предводительством митрополита Феофила и митрополита РПЦЗ Анастасия из Мюнхена в качестве представителей Русской Православной Церкви. В письме он назвал их группами, которые «не имеют ничего общего с Русской Православной Церковью» .

http://bogoslov.ru/article/5998370

Семнадцатого мая 2007 года в храме Христа Спасителя Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и председатель Архиерейского синода РПЦЗ митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр подписали судьбоносный документ в присутствии президента России Владимира Путина, принимавшего активное участие в объединительном процессе. Согласно Акту о каноническом общении, РПЦЗ " пребывает неотъемлемой самоуправляемой частью поместной Русской православной церкви " . Она " самостоятельна в делах пастырских, просветительных, административных, хозяйственных, имущественных и гражданских, состоя при этом в каноническом единстве со всей полнотой Русской православной церкви " . Вместе с тем, с подписанием документа " вышестоящей инстанцией церковной власти " для РПЦЗ стали " Поместный и Архиерейский Собор Русской православной церкви " . Первоиерарх Зарубежной церкви избирается ее Архиерейским Собором и утверждается Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом РПЦ. Как сказано в разъяснениях к акту, с вступлением его в силу РПЗЦ утрачивает свой " временный канонический статус, обусловленный существованием в России безбожной власти " . Отделение РПЦЗ от Церкви в Отечестве произошло в 20-е годы прошлого века вследствие революции, гражданской войны и богоборчества большевистского государства. Восстановление церковного единства означает преодоление вражды и разобщенности русских людей, живущих в России, и потомков белоэмигрантов, вынужденно покинувших родину около 80 лет назад. Теперь духовенство и миряне Зарубежной церкви и Московского патриархата вместе совершают евхаристию (причастие) и другие церковные таинства. Находясь вдали от дома, верующие посещают храмы друг друга. Русская зарубежная церковь насчитывает более десяти архиереев, около 300 приходов и 20 монастырей в разных частях света. Большая часть приходов расположена в Америке, Австралии, Германии, Франции и ряде других стран Западной Европы. Кто сменит митрополита Новым первоиерархом Русской православной церкви за рубежом станет один из 11 епископов, входящих в ее Архиерейский синод, которому предстоит избрать главу РПЦЗ. Скорее всего, синод соберется на заседание после Пасхи – после 27 апреля.

http://religare.ru/2_51782.html

далее... Решением IV Всезарубежного Собора Церковь Русского Зарубежья и РПЦЗ воссоединятся   В принятой на четвертый день рабочих заседаний собора в Сан-Франциско резолюции говорится: " Мы, архипастыри, пастыри и миряне, члены IV Всезарубежного собора, единодушно выражаем свою решимость уврачевать раны разделения внутри Русской Церкви между ее частями во Отечестве и за рубежом " . далее... Восстановлено единство Русской Церкви   Четвертый Всезарубежный собор, который проходит с 6 по 14 мая в Сан-Франциско, принял резолюцию о восстановлении евхаристического общения с Церковью в Отечестве. За принятие резолюции проголосовали почти единогласно, против высказались менее 5%. далее... Православные готовы преодолеть раскол   Русская православная церковь и Русская православная церковь за рубежом (РПЦЗ) близятся к преодолению 80-летнего раскола. Делегаты IV Всезарубежного Собора Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ) подавляющим большинством приняли решение о восстановлении связей с Московским Патриархатом. далее... В Госдуме приветствуют грядущее воссоединение Русской Православной Церкви   Вице-спикер Госдумы от фракции " Единая Россия " Вячеслав Володин назвал историческим решение Русской церкви за рубежом восстановить единство с Церковью в Отечестве. далее... Утвердит ли Собор архиепископов решение РПЦЗ?   IV Всезарубежный Собор Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) единодушно выразил решимость восстановить единство с Церковью в Отечестве. Решение принято, но оно неокончательное и даже необязательно к исполнению, это всего лишь рекомендация Собору архиепископов, который должен пройти в Сан-Франциско на следующей неделе. далее... Православная церковь: конец 80-летнему расколу   Четвертый Всезарубежный собор Русской православной церкви за границей принял решение восстановить единство с Церковью в России. в соборе приняли участие порядка 150 архиерее, клириков и мирян зарубежной церкви из разных стран. далее... Русская церковь воссоединяется после раскола в XX в.

http://pravoslavie.ru/press/glagol/07/pa...

Некоторые группы превратились в местные православные церкви, такие как американская или финская. Это православные церкви русской традиции, которые ориентируются в основном на свою местную паству, а служба в них совершается, соответственно, на английском и финском языках. Другие остались русской церковью вне России, с русской паствой, славянским языком богослужения, русскими традициями. И таких групп было несколько. В первую очередь это Русская зарубежная церковь, которая в послереволюционной русской эмиграции объединила в основном консервативное духовенство и паству. Многие десятилетия она находилась в жесткой оппозиции Московской патриархии, считая себя настоящей русской церковью, не продавшейся большевикам. После Второй мировой войны Русская православная церковь За границей (РПЦЗ) переместилась из Европы в США и там нашла свое место в консервативном сегменте американского общества. Ее непримиримая антисоветская позиция в условиях холодной войны оказалась весьма востребованной. Юридически она стала американской корпорацией. Об устойчивости этой церковной структуры свидетельствует, например, следующий факт: в начале 1980-х годов РПЦЗ смогла выиграть судебное дело против властей Израиля, заставив их признать нелегитимной «апельсиновую сделку» с Никитой Хрущевым 1964 года, по которой была отчуждена значительная часть русской недвижимости в Израиле. Американская корпорация смогла победить израильское государство в израильском же суде. В 1990-е годы, после распада СССР, идеология РПЦЗ стала терять актуальность. Некоторые из ее прихожан с начала 1990-х начали приезжать в Россию, и двое со временем даже нашли свое место в рядах российского олигархата. В 2007 году произошло воссоединение Русской зарубежной церкви и «Церкви в Отечестве», то есть Московского патриархата. РПЦЗ сохранила административную независимость и всю свою структуру. Ее епархии на Западе – в первую очередь в Германии, США и Австралии – существуют параллельно с епархиями собственно Московского патриархата. В этом году был избран новый епископ РПЦЗ для Великобритании, хотя, как можно предположить, Московская патриархия была бы не против присоединить их приходы к своей епархии.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Интересно, что лица, симпатизирующие РПЦЗ, также имеются среди руководства правоохранительных органов города. В марте сего года, незадолго до издания Виктором Ющенко указа о роспуске парламента, по приглашению руководства кременчугского городского управления МВД глава епархиальной миссией РПЦЗ (Л) иеромонах Арсений Манько провел с офицерским составом управления беседу, на тему " христианского понимания сущности власти " . Помимо Одесской и Запорожской епархий РПЦЗ (Л) на Украине функционирует ряд групп, заявляющий о своем преемственном статусе по отношению к той части РПЦЗ, которую возглавлял митрополит Виталий (Устинов). Из их числа наиболее значительной является т. н. Русская Истинно-Православная Церковь (РИПЦ), которую возглавляет архиепископ Омский и Сибирский Тихон (Пасечник). Основным пропагандистским ресурсом РИПЦ на Украине выступает электронное издание " Церковные ведомости Русской Истинно-Православной Церкви " catacomb.org.ua, действующее при " Черниговско-Гомельской епархии РИПЦ " . Материалы данного интернет-сайта, посвященные церковной ситуации на Украине отличаются провокационно-клеветнической направленностью по отношению к Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Так, еще в декабре 2004 года, " Церковные ведомости Русской Истинно-Православной Церкви " фактически заявили о своей симпатии к кандидату в президенты Виктору Ющенко, опубликовав статью " Предвыборная агитация в Московской Патриархии как укоренение в сергианстве " , в которой обвинили УПЦ МП в нарушении украинского законодательства. Основываясь на материалах издания с характерным " сергианским " названием " Обком " , " Церковные ведомости РИПЦ " подвергли критике такое известное православно-патриотическое объединение как Союз Православных Братств Украины, назвав его " организацией, не имеющей официального благословения священноначалия " . Известно, что подготовку значительного числа материалов для данного издания, осуществляет " православный публицист и историк Катакомбной Церкви " Сергей Шумило. Вскоре после подписания Акта о каноническом общении между РПЦ и РПЦЗ, в 19 (648) за 19-25 мая 2007 г. всеукраинского еженедельника " Зеркало недели " , была опубликована заметка упомянутого Сергея Шумило, где он выразил свое негативное отношение к факту восстановления единства Русской Православной Церкви усмотрев в нем " окончательное поглощение Русской Зарубежной Церкви Московской патриархией и КГБ-ФСБ " .

http://ruskline.ru/analitika/2008/01/03/...

С 1970-х годов в связи с тем, что прихожан почти не осталось, Русская Зарубежная Церковь более не назначала в Касабланку настоятеля. В 1978 году приходская территория была передана РПЦЗ в аренду православной семье Гнедичей с целью сохранить храм и оставить возможность для совершения в нём редких богослужений. В связи с отъездом Гнедичей в Париж на постоянное место жительства в 1986 году Западно-Европейская епархия РПЦЗ была вынуждена заключить аренду на тех же условиях с марокканским гражданином Мохамедом М’Жидом, почётным представителем Верховного комиссара ООН по делам беженцев. С тех пор на территории прихода располагался офис этой организации. Храм окормлялся приезжающим 1-2 раза в год священником РПЦЗ из Западной Европы. В 1990-е годы растущую общину Успенского храма окормлял священник РПЦЗ Николай Семёнов. С 2000 года, несмотря на неоднократные обращения к нему со стороны православных жителей Касабланки, он ни разу не приехал в Марокко для совершения богослужений. С 2002 года Успенская церковь окормлялась священником Андреем Прониным, настоятелем греческого храма Касабланки (Александрийский Патриархат), совершавшим в ней регулярные богослужения для все возраставшей русскоговорящей православной общины города. С 2005 года в рамках переговоров, завершившихся в 2007 году подписанием Акта о каноническом общении, Отдел внешних церковных связей с участием Генконсульства России в Касабланке помогал РПЦЗ в решении имущественного вопроса вокруг Успенского храма. Результатом этого сотрудничества стало, в том числе, взаимное согласие о том, чтобы в Касабланку для совершения богослужений периодически выезжали священники Московского Патриархата, настоятели Воскресенской церкви Рабата. Продажа храма и борьба за него православных верующих [ править править код ] В начале 2000-х Николай Семёнов, уже лишённый к тому времени сана за уход в раскол, воспользовавшись подложными удостоверениями, выданными в 2002 году бывшим епископом Каннским Варнавой (Прокофьевым), перезаключил договор об аренде помещений Успенского прихода в Касабланке, в 2004 году тайно изменил устав приходской ассоциации, а в конце декабря 2011 года — начале января 2012 года при содействии двух лиц, не имеющих отношения к Успенскому храму, без ведома и вопреки воле православной общины города оформил документы о продаже Успенского храма марокканской предпринимательнице, целью которой является снос храма и строительство на его территории делового здания.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Успени...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010