К сожалению, эта агрессивная группа пока влияет на положение дел в РПЦЗ и тормозит не только процесс воссоединения, но даже простой диалог. В то же время никак нельзя приписывать подобные взгляды большинству верующих РПЦЗ. Так, святитель Иоанн Максимович и иеромонах Серафим Роуз, возможно, два наиболее авторитетных деятеля РПЦЗ, никак не принадлежали к этой категории и соершенно по иному относились к Российской Церкви. Говоря об отношениях между МП и РПЦЗ, нельзя не учитывать и политического положения в США, наличие там сил, крайне не заинтересованных в объединении. Сам по себе возврат РПЦЗ в Русскую Православную Церковь неизбежно увеличил бы политический вес России в США. Трудно судить, насколько американские власти влияют на Зарубежную Церковь и ее епископат, но то, что это влияние есть, отрицать не приходится. Прихожане и духовенство Зарубежной Церкви имеют определенные обязанности, каждый перед своей родиной - Америкой, Австралией, Канадой, Францией. А знакомые с реалиями жизни за рубежом знают, что никакой безграничной свободы там нет и в помине и любой рядовой гражданин прекрасно понимает, что существует нечто, чего никогда нельзя делать и чего никогда нельзя говорить, даже если это прямо не запрещено законом. Если говорить об интересх США по отношению к РПЦЗ, то, скорее всего, их наиболее устраивает тот вариант, когда РПЦЗ будет сохранять свою " русскость " и в то же время непримиримость по отношению к РПЦ, создавая источник нестабильности в виде контролируемой оппозиции. Рамки, в которых живет гражданин " свободного мира " , гораздо уже, чем у россиянина. Несмотря на всю кажущуюся свободу слова, на Западе есть зоны, абсолютно закрытые для критики. Так, неписаный закон так называемой " политической корректности " заставляет США молчать по поводу того, что их союзница Саудовская Аравия преследует на своей территории христианство - отправление христианского обряда в этой стране есть уголовно наказуемое преступление; или по поводу того, что еще более дружественная им Турция грубо нарушает права человека, про которые турки, похоже и не слышали.

http://zavet.ru/obuhov-rpcz.htm

Русская православная церковь воссоединяется/Православие.Ru Архив RSS Карта сайта Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English version ПРАВОСЛАВИЕ.RU   Пресса   Встреча с Православием Интернет-журнал Гость сайта Вопросы священнику Новости Пресса Аналитическое обозрение Документы истории Полемика Мониторинг СМИ Фотогалереи Сретенский монастырь Поместные Церкви Православный Календарь English edition Аудио Русская православная церковь воссоединяется В четверг вечером (в пятницу по московскому времени) делегаты проходящего в Сан-Франциско IV Всезарубежного собора Русской православной церкви за границей (РПЦЗ) большинством голосов приняли историческое решение «уврачевать раны разделения внутри Русской церкви между ее частями в отечестве и за рубежом», то есть воссоединиться с Русской православной церковью. Тем самым, отмечается в резолюции, будет «восстановлено единство Русской церкви на основе Христовой истины, открывая нам возможность служить вместе и причащаться святых Христовых тайн», сообщает «Интерфакс». Решение о воссоединении Русской православной церкви было принято на четвертый день заседаний всезарубежного собора. Против воссоединения высказались менее 5% участников собора. Текст исторической резолюции огласил в кафедральном храме РПЦЗ епископ Ишимский и Сибирский Евтихий, сообщает Reuters. Воссоединение РПЦЗ с Московским патриархатом будет оформлено надлежащим образом в ближайшее время. Окончательный акт о каноническом общении РПЦЗ и РПЦ примет архиерейский собор зарубежной церкви, который пройдет в Сан-Франциско 15–19 мая. В общих чертах намечен и статус РПЦЗ в рамках Русской православной церкви (РПЦ). Зарубежная православная церковь видит себя «самоуправляемой частью поместной Русской церкви», отмечается в резолюции собора. Этот и другие вопросы, «вызывающие смущение среди нашего клира и паствы», РПЦЗ надеется разрешить на ближайшем поместном соборе единой российской церкви, говорится в документе. Его решениям РПЦЗ готова подчиниться: «Свидетельствуем, что, как верные чада святой Церкви, будем преклоняться воле Божией и подчиняться решениям предстоящего архиерейского собора».

http://pravoslavie.ru/press/060512130451...

27.06.2006 13:14 Богоугодные споры 26.06.2006 13:08 Начинается совместное заседание комиссий Московского патриархата и РПЦЗ 21.06.2006 17:44 Алексий II встретился с архиепископом Берлинским Марком (РПЦЗ) и епископом Ставропольским Феофаном 09.06.2006 17:41 " Новое русское слово " Вера, потом отечество 09.06.2006 10:00 " Мы в России и Зарубежье " " Наша Церковь не намерена отступать от избранного курса " 08.06.2006 11:03 " НГ-Религии " Единство становится реальностью 07.06.2006 11:02 ИТАР-ТАСС Митрополит Лавр: единение будет с Божьей волей 06.06.2006 12:52 " NEWSru.com " Митрополит Лавр затруднился уточнить, когда произойдет воссоединение РПЦ и РПЦЗ 23.05.2006 22:58 Благовест-инфо Протоиерей Николай Балашов: Восстановление единства Русской Православной Церкви имеет мировое значение 22.05.2006 15:02 В Московском патриархате ждут восстановления канонического единства с РПЦЗ 22.05.2006 14:12 Завершился Архиерейский собор РПЦЗ 22.05.2006 11:19 " Первый канал " Сделан решающий шаг на пути восстановления единства Русской Православной Церкви 22.05.2006 10:07 " Ежедневный журнал " Объединиться побыстрее и не торопясь 20.05.2006 01:51 Официальный сайт РПЦЗ Послание к боголюбивой пастве Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей, состоявшегося с 15 по 19 мая 2006 г. 18.05.2006 16:42 " InoPressa "/" Le Monde " Русская зарубежная церковь воссоединится с Московским Патриархатом 18.05.2006 14:09 " Би-би-си " Русская Православная Церковь объединится 18.05.2006 10:40 " Ведомости " Дух и история 17.05.2006 16:53 Официальная страница РПЦЗ Резолюция Архиерейского собора РПЦЗ по итогам IV Всезарубежного Собора 17.05.2006 16:45 " НГ-Религии " Церковь эпохи перемен 16.05.2006 23:16 Епископ Иларион выступил с пессимистическим прогнозом о будущем ВСЦ 15.05.2006 14:36 " Новые известия " Прорыв... в тупик? 15.05.2006 13:31 Пресс-служба Представительства Русской Православной Церкви Епископ Венский Иларион. Комментарий к деяниям IV Всезарубежного Собора, или Еще раз о членстве Русской Церкви в ВСЦ

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Немногочисленные приходы Московской Патриархии в Америке были подчинены архиепископу Вениамину. Из викариев митрополита Платона с требованиями Москвы согласился епископ Антонин (Покровский), занимавшийся миссионерством на Аляске, а также епископ Адам (Филипповский), окормлявший капато-русские приходы. Правда, последний вскоре был запрещен в священнослужении архиепископом Вениамином, а карпато-русские приходы разошлись по другим юрисдикциям. В общей сложности в подчинении Московской Патриархии в Америке осталось около 25 приходов, причем практически все они были малолюдными. Большинство русских приходов в Америке находилось в ведении митрополита Платона (около 200 приходов) и в РПЦЗ (около 100 приходов). В 1933 г. начались попытки восстановления общения между Русской Зарубежной Церковью и Североамериканской митрополией. Назначенные в Америку архиереи РПЦЗ, архиепископы Виталий (Максименко) и Тихон (Троицкий), были лишены властных амбиций и искренне добивались примирения с митрополитом Платоном. Попытки были безуспешными, однако смерть митрополита Платона 20 апреля 1934 г. помогла единству. Новый глава Североамериканского округа митрополит Феофил (Пашковский) был готов к переговорам. Архиерейский Собор РПЦЗ 1934 г. снял прещения с иерархов Североамериканской митрополии. В 1935 г. Североамериканский округ и Русская Зарубежная Церковь объединились административно, причем Северной Америке были даны права широкой автономии. Это решение усилило Русскую Зарубежную Церковь , которая к концу 1930-х гг. была в более выгодном положении, чем Московская Патриархия. В ведении РПЦЗ (включая Североамериканскую митрополию) было более 500 приходов, 15 монастырей и 25 архиереев, большая часть которых управляла полноценными епархиями. Вскоре после объединения завершился земной путь главы РПЦЗ митрополита Антония (Храповицкого) . В воскресенье 2 августа 1936 г. митрополит отслужил свою последнюю литургию. 8 августа клирики Сербской и Русской Зарубежной Церквей совершили над старцем -митрополитом таинство Елеосвящения и причастили его Святых Таин. 10 августа митрополит Антоний причастился еще раз. Вечером стало понятно, что архипастырь умирает. Во время чтения отходной в 21 час 20 минут сердце митрополита Антония перестало биться. Первую панихиду по усопшему совершил патриарх Варнава. Он же возглавил отпевание митрополита. Первый глава РПЦЗ был погребен в Иверской часовне, в специальном склепе, который архипастырь указал как место своего упокоения еще при жизни. §3. Русская церковная эмиграция 1936–1949 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Предисловие Глава I. Исторический обзор деятельности русской православной эмиграции 1. Деятельность Русской Православной Церкви за границей на Балканах 2. Русская православная эмиграция в Центральной Европе 3. Русская православная эмиграция в Северной Европе (в Финляндии) 4. Русская православная эмиграция в Западной Европе 5. Русская православная эмиграция в Северной Африке 6. Русская православная эмиграция в США и Канаде 7. Русская православная эмиграция в Южной Америке 8. Русская православная эмиграция в Японии 9. Русская православная эмиграция в Китае Национально-политическая ситуация в Китае и Православная Церковь до японского вторжения Начало японского вторжения в Китай и деятельность Православной Церкви на оккупированных территориях Японо-китайская война и ее влияние на жизнь русской православной эмиграции 10. Русская православная эмиграция в Персии (Иране) Выводы Глава II. Архивы, источники и основные группы исследователей истории русской православной эмиграции 1. Архивы по истории русской церковной эмиграции, их формирование и судьба, степень изученности 2. Периодическая печать 3. Публикация документов 4. Нарративные источники (письма, воспоминания, автобиографии) 5. Биографии выдающихся деятелей Русской Православной Церкви 6. Обзор основных групп исследователей русской православной эмиграции Выводы Глава III. Разделение российской православной диаспоры в 19171920-х годах, каноничность и историческая оправданность создания РПЦЗ 1. РПЦЗ – Московский Патриархат – «Евлогиане» – 2. Указ 362: долгие споры о «канонической платформе» «Книжная полемика канонистов» Выводы Глава IV. История Советской религиозной политики в отношении русской церковной эмиграции и международная деятельность Московской патриархии 1. Историческая ситуация. – Основные события 2. Главные спорные моменты в трактовке представителей различных групп ученых Выводы Глава V. Германская религиозная политика в годы Второй мировой войны, участие священнослужителей РПЦЗ в деятельности Российских антисоветских воинских формирований 1. Германская религиозная политика в годы Второй мировой войны в отражении различных групп историков 2. Участие священнослужителей РПЦЗ в деятельности российских антисоветских воинских формирований (современная российская историография) Выводы Источники и научная литература Источники Публикации документов Воспоминания Научная литература Русская научная литература Зарубежная научная литература Русские и зарубежные научные публикации в Интернете  

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С другой стороны, прославлению царственных страстотерпцев в те годы мешала уверенность части эмиграции, что некоторым членам царской семьи удалось спастись. Так, в ее чудесное спасение верил архиепископ Феофан (Быстров) , проживавший во Франции. По свидетельству Е.И. Махароблидзе, архиепископ ссылался на некие «достоверные сведения», что царская семья скрывается в России в надежном месте. Панихид по царской семье архиепископ Феофан не служил. 162 Долгое время не верили в гибель страстотерпцев архиепископы Тихон (Лященко) и Серафим (Соболев) . Отпевание царской семьи Русская Зарубежная Церковь совершила лишь 17 июля 1968 г., 163 после чего и был открыт путь к ее официальной канонизации. Итак, накануне Второй мировой войны Зарубежная Церковь стояла на позиции возрождения национальной России на принципе православия. При этом о монархии говорилось как об идеальной форме будущего русского государства. Отношение Зарубежного Синода к нацистскому режиму Вступление митрополита Анастасия на престол первоиерарха РПЦЗ почти совпало с политическими изменениями в Европе. Период между Первой и Второй мировыми войнами был не миром, а, скорее, временным перемирием. Европейские государства наращивали силы для нового вооруженного конфликта. В 1934 г. фюрером Германии стал Адольф Гитлер. Однако еще до его прихода к власти взоры представителей РПЦЗ были направлены на Германию как на место будущего пребывания Архиерейского Синода. В 1930-е гг. Архиерейский Синод неоднократно возвращался к вопросу о своем переезде в другую страну. При всем гостеприимстве, оказываемом Югославией и Сербской Церковью, Зарубежный Синод не получил в Югославии прав признанной государством религиозной корпорации. За время пребывания в этой стране русские беженцы так и не смогли по строить в Белграде кафедральный собор. С большим трудом возведенная в югославской столице небольшая временная церковь в честь Святой Троицы в результате стала постоянным кафедральным собором. 164 Выбор Германии как нового места пребывания был неслучаен, именно в этой стране епархия РПЦЗ была легализована. Заслуга легализации во многом принадлежала епископу Тихону (Лященко). Устав епархии был выработан этим иерархом по соглашению с министерством культов и Архиерейским Синодом РПЦЗ. 165 14 марта 1936 г. правительство Пруссии вынесло постановление о присвоении православной Берлинской и Германской епархии РПЦЗ статуса корпорации публичного права. Это постановление было распространено и на другие земли страны. 166 Прочие православные юрисдикции оказались в положении частных организаций, не пользующихся покровительством государства. 167 Нет необходимости объяснять, что это означало при гитлеровской диктатуре. Потому переход германских храмов митрополита Евлогия в РПЦЗ становился лишь делом времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В своем докладе Архиерейскому собору в 1962 году митрополит Анастасий отметил, что присутствие наблюдателей РПЦЗ на Всеправославном совещании на Родосе и в Нью-Дели не способствовало укреплению авторитета представителей Москвы, но помогло представителям других церквей понять, что РПЦЗ имеет серьезные основания для своей позиции . Отец Александр Трубников упомянул, что на парижской встрече православные представители, в том числе и от Московского Патриархата, возражали против того, что было неприемлемо в докладе пастора Вергеза. Доклад миссионерского отдела был встречен аналогичной реакцией со стороны православного представителя . Таким образом, Москва и Нью-Йорк, а точнее РПЦ и РПЦЗ, вполне могли выражать аналогичные антиэкуменические позиции. Расхождения во времена холодной войны, 1962-1964 гг. Различия между РПЦЗ и РПЦ в отношении к экуменизму с особой ясностью проявились в этот период. В 1962 году послание Архиерейского собора РПЦЗ, адресованное русской диаспоре, было посвящено советскому использованию православия в холодной войне. Главный аргумент был таким: в современных реалиях экуменизм стал главной угрозой. В послании говорилось: «Ставить же нашу Церковь в одинаковое положение с различными фракциями протестантизма, снижая ее вплоть до сект, мы не можем. Посему наша Церковь не может стать членом «Мирового Совета Церквей», что должны ясно понимать вы – наши духовные чада» . Затем в послании отмечалось, что РПЦЗ и Сербская Церковь не вступили в ВСЦ, тогда как церкви стран советского блока вошли – по распоряжению своих правительств. Но почему православные церкви свободного мира также присоединились? Ведь ВСЦ оказал негативное влияние на некоторых православных лидеров, которые стали повторять вслед за протестантами, что очевидно, что церковь разделена. Такие люди смущали верующих, их утверждения невольно вызывали вопрос: нужно ли верить в Единую и Святую Церковь, как сказано в Символе веры? Епископы РПЦЗ предупреждали о многочисленных протестах, особенно в Греции, против путаных заявлений иерархов.

http://bogoslov.ru/article/5998370

поиск:   разделы   рассылка Новым первоиерархом РПЦЗ стал архиепископ Иларион (Капрал) Архиепископ Иларион (Капрал) избран в понедельник новым первоиерархом Русской православной церкви за границей. Результаты оглашены после подведения итогов голосования в соборном храме в Нью-Йорке. По процедуре голосования для избрания на этот пост необходимо получить две трети голосов. Торжественная процедура возведения в сан или настолование новоизбранного Первого иерарха состоится 18 мая. Предыдущий глава РПЦЗ митрополит Лавр скончался в марте 2008 года. Новый Первоиерарх был избран в первом туре голосования. Из 11-ти Преосвященных, которые имеют право голоса на выборах главы РПЦЗ, девять проголосовали за митрополита Илариона, два голоса были отданы в пользу митрополита Марка. " Многие видят в словах и деяниях митрополита Илариона дух почившего митрополита Лавра. Это видно из того, как он относится к Церкви, к ее болезням и радостям " , – сказал РИА Новости отец Серафим Ган. По его словам, Архиерейский Собор РПЦЗ своим выбором продемонстрировал преемственность курса на единство Русской православной Церкви. " Архиереи верят, что новый Первоиерарх будет продолжать дело укрепления церковного единства православных, ведь Зарубежная Церковь всегда жила Россией и болела ее делами " , – сказал отец Серафим. Владыка Иларион вырос в том же монастыре, где и митрополит Лавр. Именно своего духовного ученика при жизни выдвигал митрополит Лавр в 2001 году в сан Первоиерарха РПЦЗ и предлагал быть его помощником, но Собор тогда единогласно избрал самого митрополита Лавра. Архиепископ Иларион (в миру Игорь Капрал) родился 6 января 1948 года в Канаде. Его родители эмигрировали из Волынской области Украины в 1929 году во время польской оккупации, сопровождавшейся " ополячиванием " Западной Украины, отмечается в официальной биографии архиепископа. Он закончил Свято-Троицкую духовную семинарию в Джорданвилле и Сиракузский университет, где был удостоен звания магистра славянских наук и русской литературы. В 2006 году архиепископ Илларион был назначен первым заместителем председателя Архиерейского Синода РПЦЗ. По материалам:  Риа-Новости Поделиться… СМ.ТАКЖЕ ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM 28.04.2024 25.04.2024 21.04.2024 14.04.2024 11.04.2024 07.04.2024 31.03.2024 28.03.2024 РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА 30.04.2023 04.08.2022 25.12.2021 04.12.2021 24.11.2021 УНИВЕРСИТЕТ Поделитесь с друзьями

http://religare.ru/2_54016.html

В годы управления Зарубежной Церковью митрополита Виталия продолжился процесс канонизации святых. Помимо прославления подвижников русской земли (например, Оптинских старцев, святителей Филарета (Дроздова) , Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника ), РПЦЗ прославила и ряд подвижников русской эмиграции. В 1994 г. был причислен к лику святых святитель Иоанн (Максимович) , в 1996 г. – святитель Иона (Покровский). В Германии состоялось местное прославление мученика Александра Шмореля – участника антифашистского сопротивления, погибшего от рук гитлеровцев. В 1996 г. было принято решение об установлении дня памяти китайских мучеников, погибших во время «Боксерского восстания» в 1900 году. В 1998 г. было совершено торжественное перенесение останков митрополита Филарета (Вознесенского) в усыпальницу Троицкого собора в Джорданвилле. Мощи архипастыря оказались полностью нетленными. Огромный шаг к сближению с Русской Зарубежной Церковью сделал Юбилейный Собор Московского Патриархата 2000 г. На этом Соборе были прославлены новомученики, в том числе и те, кто находился в оппозиции митрополиту Сергию. Документ «Основы социальной концепции» перечеркивал принцип подчинения Церкви государственной власти. Документ «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию» показывал, что и в отношении неправославных христиан Московский Патриархат и РПЦЗ мыслят одинаково. К концу 1990-х гг. отсутствие общения между Церковью в отечестве и Церковью в изгнании рассматривалось как пережиток прошлого. Постепенно вину за продолжающееся разделение немалая часть РПЦЗ стала возлагать на своего главу митрополита Виталия, который в силу преклонного возраста плохо контролировал церковные дела. Нараставший кризис решился в июле 2001 г., когда митрополит Виталий под давлением архиереев подал прошение об увольнении на покой. 12 июля 2001 г. прошение было удовлетворено Архиерейским Синодом РПЦЗ. 24 октября 2001 г. на Архиерейском Соборе РПЦЗ большинством голосов был избран новый первоиерарх – митрополит Лавр (Шкурла). Вступление его на престол было сопряжено с новыми нестроениями внутри Русской Зарубежной Церкви. Ушедший на покой митрополит Виталий под влиянием окружения заявил, что изменил свое решение и намерен вернуться к делам управления. Из архиереев РПЦЗ митрополита Виталия поддержал только запрещенный в служении епископ Варнава (Прокофьев). Так было положено начало новому расколу. Считая, что Русская Зарубежная Церковь «ступила на путь апостасии», витальевский раскол поддержала часть клириков, в основном тех, кто находился на канонической территории Московского Патриархата. Митрополит Виталий умер 25 сентября 2006 г. Отпевание было совершено подчиненными ему епископами и клириками. 9 декабря 2006 г. заочное отпевание было совершено и в Русской Зарубежной Церкви, где митрополита Виталия считали пострадавшим от недобросовестного окружения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

История переговорного процесса С момента своего избрания на Патриаршую кафедру Алексий Второй неоднократно предпринимал попытки к преодолению разделения Русской православной церкви, считая его исторически изжившим себя. Стремление к сближению проявили и представители Русской Зарубежной Церкви, которая всегда отмечала временный характер своего отделения. В сентябре 2003 года президент России Владимир Путин, находясь в Нью-Йорке, в генеральном консульстве РФ встретился с митрополитом Лавром, членами Архиерейского Синода Зарубежной церкви и некоторыми ее священниками. " Руководство Русской зарубежной церкви получило возможность своими глазами посмотреть на носителя высшей власти в России и сделать вывод о том, что власть в России теперь точно не безбожная. Стало быть, пора, в соответствии с существующим уставом РПЦЗ, пересматривать дальнейшие основы существования " , – отметил Балашов. Представитель Московского патриархата подчеркнул, что тогда президент передал митрополиту Лавру приглашение от Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго посетить Русскую православную церковь в Отечестве и, в свою очередь, пригласил Первоиерарха РПЦЗ в Россию от своего лица. В ноябре 2003 года в Россию впервые приехала официальная делегация РЗЦ. " Нам было еще очень нелегко разговаривать друг с другом. Вместе с тем, именно тогда определились те основы, на которых впоследствии будет восстановлено церковное единство " , – вспоминает секретарь переговорной комиссии Московского патриархата. Важнейшим итогом первых совместных рабочих заседаний стало решение о том, что должна существовать единая Поместная Русская церковь, при сохранении самоуправления РПЦЗ в исторически сложившейся совокупности ее епархий и приходов и при участии архиереев РПЦЗ в решении всех общецерковных вопросов. Тогда же были сформулированы основные вопросы, осложнявшие процесс сближения, по которым необходимо было найти решения, приемлемые для обеих сторон. Это были вопросы об отношениях Церкви и государства (отдельные представители зарубежья все еще продолжали обвинять РПЦ в " сергианстве " ), об отношениях православия с другими религиями и международными межхристианскими организациями (участие Московского патриархата в работе Всемирного совета церквей до сих пор смущает некоторых клириков и мирян РПЦЗ). Надо было определить также статус Русской зарубежной церкви, взгляд Московского патриархата на историю Церкви за рубежом, разобрать канонические вопросы, связанные с условиями желаемого воссоединения.

http://religare.ru/2_51780_1_21.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010