л. 2. Слово от Патерика: въспрос трех мних духовного отца о детелех, яже без милостыня и без любве. Нач. Приидоша некогда трие мниси к етеру старцю в скит и в спроси его един глаголя: отче, навыкох ветхии и новый закон изуст. л.2 об. Поучение святого Василия о благоверьи и с нею добрые совокупити дела. Научися верный человече, благочестию делатель, и научися жити по евангельскому словеси очима управление. л. 3 об. Слово сятого Павлина епископа, иже издая все имение свое в милостыню и последи сам ся дасть вдовици, на предание поганым. Нач. Поразумеем и отведаем, како первий со известием заповеди господня соблюдах. л. 6. Слово Иоанна Златоустог о. Нач. Несть бо мощно храбру явитися, аще ратника не убиет. л. 6 об. Слово еже не осуждати никого же о всяком деле. Нач. Беста два мниха во общем манастыри великом житием. л. 7. От житиа святого Василия общежителя. Нач. Бысть в пустыни близ Иерусалима черноризец именем Феодосий. л. 9. Слово святого отца нашего Евагрия о величании. Нач. Молниа процветение глас проповеда есть грома. л. 10. Того же Евагриа о смиренных и возносящихся человецех. Нач. почто преображаешися человече кал сы и ной, что надымаешися выше облак взимаешися. л. 11 об. Слово святого Стефана создавшего монастырь. Нач. И т бяше от востока богат и благороден и вся оставле и быть мних. л. 12 об. Поучение о труде, царствии небеснем. Нач. не ленитеся о своем старании, братие. л. 13. Слово о небеснем царствии и о вечней муце. Нач. аще в велик град внидеши, иже есть в сем мире, человекы съгражен. л. 15. Слово о черноризце Мартътирие, како Бога носил. Нач.В земли саворьстей бысть некий мниз черноризец. л. 16. Сказание главам святого отца нашего аввы Дорофея . Нач. Послание к брату аввы Дорофея. л. 16 об. Послание ко брату просившему послатися ему, обретение словеса преподобного отца нашего аввы Дорофея . Слово 1. Нач. Хвалю усердие, блажу еже о блазем тщании. л. 31 об. Преподобного отца нашего авва Дорофеа учениа различна к своим ему учеником отшедшу ему от обители отца Сирида. Нач. И свои с Богом составившю манастыть, по скончании отца Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

л. 195. Мес. того же в 11 день, мучение великаго и славнаго св. мученика Мины, мучившюся в Кутьаи. Нач. В второе лето царство Диоклитияня. Чудес 6. л. 205. В тже день, мучение св. Виктора и Стефанины. Нач. В дни, в няже беаху гоними христиани от тогдашняаго царя румьска, погана суща. л. 208. Мес. тогоже 12, Леонтиа еп. Новаго града Кипрьскаго острова о останце житиа иже в святых отца нашего архиеп. александрьскаго Иоанна Милостиваго. Нач. Разум же един есть нам и еже прежде нас бывшем трудолюбцем. Разделено на 56 параграфов. л. 239. Мес. тогоже в 13, Феодора тримиускаго (чит: тримифунтскаго) о житии и заточении и о скорбех Иоанна, архиеа. Констянтинаграда, Златаустаго. Нач. Взлюбленнии, нелжьн есть Бог Пророком глаголя. л. 243. Мес. тогоже в 14, муч. св. апостола Филиппа. Нач. Апостоли же учаще во вселеней и внидоша в дом Стаахия богатааго. л. 245 об. Мес. тогоже 15, мучение св. мученикь и исповедникь Гуриа, Самона и Авива, мучившимся в Едесе. Нач. В лето шестьсотное и 15-е царствующю Александру Македоном. л. 250. В тже день, мучение св. Авива исповедника. Нач. Лет двадесятетн в шесть сот царствующу Александру. л. 253. Чюдо створившееся от техже исповедник Гуриа, Самона и Авива, о девице. Нач. Ныня время доброгодно с св. пророком Давидом поюще рещи. л. 259. Мес. тогоже в 16 день, мучение и конець блаж. апостола Матфея. Нач. Бывши утрине изыде Матфеа с епископом Платоном ис церкве. л. 263. В тже день, муч. св. мученика Варлаама. Нач. Многыим христианом всхыщающимся и мьсти предающимся от безбог еллин и мучитель. л. 265. Мес. тогоже в 17, св. Григориа чюдотворца, списано св. Григорием Нусскимь. Нач. Разум есть един нашему словеси. л. 282. Мес. тогоже в 18 день, муч. св. Платона. Нач. Не диву Галафом (след. Гафом) есть еже хощю глаголати. л. 289. Мес. тогоже в 19, мучение св. Романа. Нач. Пророчьская убо труба вселеныя провзглашающи. л. 290 об. Мес. тогоже в 20, мучение св. и преславных мученик Еустафия, Феспесия и Анатолиа, списано Иларионом прозвутером, игуменомь Студийскаго манастыря. Нач. Бог преславный, великий, чюдный и Отец Господа нашего Ис. Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

л. 27. О жене пришедшой исповедатися. Нач. Приснопомнимый Еуфимие добродетелный инок, иже в обители препод. отца нашего Арсения Новаго. л. 28. О презвитере отлученом от своего епископа. Нач. Презвитер некый от своего епископа отлучен бысть, еже не творити ему божествну литургию. л. 28 об. О ином презвитери отлученом подобно сему. Нач. Поведа нам некый от отец, глаголя: епископ некой отлучи презвитера от св. церкве. л. 29. О презвитери крестившим умершее отрочя. Нач. Поведа нам и се тжде отец, яко бысть, рече, некый презвитер в Лаодикии. л. 29. О ином презвитери иже в блуд впадшом. Нач. Поведа нам и се другый отец, яко презвитер некый в Костянтинеграде от действа диаволе впаде в блуд. л. 30. О мужи спирающимся с бесы три часы прежде смерти его. Нач. Поведа нам некый от отец, глаголя, яко презвитер некый прииде в монастырь и молеше игумена. л. 31. О двою брату ненавидящих друг друга в себе. Нач. И се поведашя нам: беста, рече, два брата по плти в богохранимемь Костянтинеграде. л. 33. О жене обретенней в острове с сыном ея. Нач. Блаженный в святыих поистине отец Марко сставивый монастырь близ св. мученика Агафоника в томже Костантинеграде. л. 34 об. О мнихох плененыих в Афракию. Нач. В странах, глаголемых Калавриа, есть в пустыни монастырь, в немже живеху мниси благоговейни и добродетелнии. л. 36 об. О исповедавшем своа сгрешениа к св. старцу. Нач. Мних некый благоговеин, именем Софроние, пришед от горы Олимба, поведа ми вещь подобну. л. 37. О исповедавшиимся к образу Господа нашего Ис. Христа. Нач. Муж некый от славныих имеше велику веру к великому иерарху Христову Иоанну Златоусту . л. 37 об. О убогыим иже вь храме святыя Богородица, в Халкопратии. Нач. Презвитер некый поведа нам, глаголя, яко в храме пречистыя Богородици в Халкопратии, в един от дней, пятку сущу. л. 38 об. О дивное чюдо брате и повестии. Нач. Поведа нам некый от отец, глаголя: старец, рече некый наставник съи некоему опщему житию, всецеми добродетелми украшен сый. л. 39. Без надписи. Нач. Поведа нам авва Иоан, яко единою шедши нам, аз же и отец Софроние, в дом Стефана философа.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

л. 62. Слово св. Григорья. Нач. Рече Григорий к Василию: се образ братолюбия. Русское. л. 62 об. Слово Иоана Златоустаго на Благовещение архангела Гавриила св. преславной Богородице. Нач. Царьских таин праздник честно празднуем днесь, братие. См. Оп. Рум. Муз. стр. 696. л. 67 об. Стословец св. Геннадия, с надписанием: Еже убо имети правоверную веру, основа добрых дел есть, тем же от веры начнеться слово веры ради твоея написати ключ на спасение. Нач. Веруй во Отца и Сына и Св. Духа, в Троицю неразделну и несоздану. Напечатан в русском переводе в Приб. к Твор. св. Отцев 1845 года. л. 76 об. Слово св. Иоана Златоустаго; како со страхом стояти в церкви, послушающе пения. Пач. Се же глаголю к приходящим крестьяном в церковь . Краткое и русское. л. 76 об. Слово св. отца Василия, поучение ко всем верным. Нач. Ангел Господен написает с(лово). л. 77 об. Слово св. Иоана Златоустаго, поучение к верным. Нач. Слышаете ли любимици ангелову повесть великаго отца Василия глаголавша. л. 78. Слово о церковном устроении, истолковано. Нач. Святительский вход являет первый вход Христов на землю. л. 78 об. Слово препод. отца нашего Серапиона. Нач. Слышаете, братие, самого Господа глаголюща в Евангелии. л. 80 об. Того же Поучение. Нач. Многу печаль в сердци своем вижю вас ради, чада. л. 83. Того же Слово. Нач. Почудим, братие, человеколюбие Бога нашего, како ны приводит, к Себе. л. 81 об. Того же Поучение. Нач. Мал час порадовахся о вас, чада, видя вашю любовь и послушание к нашей худости. Все сии четыре слова Серапиона, епископа владимирского († 1275 г.), напечатаны вь Приб. к Твор. св. Отцев 1843 года. л. 86 об. Слово на Воскресение Господа нашего Ис. Христа. Нач. Воскресе Господь в третий день, жизнь мирови даровав. л. 88. Слово св. Петра (Дамаскина) о временном семь житьи. Нач. Вздьбии душе, хотящия взыскати себе добра в сем житьи. л. 90. Слово св. отца Василия о посте, поучение. Нач. Василии рече: помните слово Исаия пророка: не такого поста избрах, глаголет Господь. Русское. л. 92. Слово о скороминувшем сем житии. Нач. Бе не в коем граде царь з(ело) благ, и кроток же и милостив. Кирилла, епископа туровского, дважды издано по сему списку: 1) в Рукописях гр. Уварова т. 2, вып. 1, стр. 79 во втором столбце; 2) с вариантами в Истор. хрестом. г. Буслаева стр. 499–503.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Важнейшим этапом истории О. стала 2-я пол. XV в.- время, когда наблюдается т. н. стилевой перелом. В нотации О. произошли характерные изменения, появилась новая редакция словесного и муз. текста. Сохранились неск. рукописей, относящихся к этому времени, к-рые показывают процесс изменений в песнопениях (РНБ. Q. I. 94, сер. XV в.; Кир.-Бел. 654/911, 50-60-е гг. XV в.; РГБ. Ф. 304. 408, 3-я четв. XV в.; РНБ. Кир.-Бел. 9/1086, 40-70-е гг. XV в.). По этим спискам можно судить о работе музыканта над песнопением. После написания текста выставлялись гласовые обозначения и лишь потом вписывались крюки. В этот период О. были выделены из корпуса многогласников и осознаны как самостоятельное явление. В 3 рукописях 3-й четв. XV в. появился термин «осмогласник». Так названы стихира Сретению в рукописи РНБ Q. I. 94 (Л. 118) и стихира вмч. Пантелеимону «Всемилостивый Господи» в рукописи РГБ. Ф. 304. 408 (Л. 272). Песнопения обозначены в 1-м случае «осмогласной», во 2-м - «смогла» с очевидным пропуском для инициала О. Во всех этих случаях термин относится к ненотированному или частично нотированному песнопению. Иногда в ненотированном песнопении выставляются гласовые обозначения, что не встречается в более ранних списках. К кон. XV в. наметились основные принципы чередования гласов: календарный (1-2-3-4-5-6-7-8) в О. Сретению и вмч. Пантелеимону, сродномузыкальный (1-5-2-6-3-7-4-8) в песнопении Усекновению главы св. Иоанна Предтечи и модификация сродномуз. принципа (1-5-2-6-4-3-7-8) в О. Успению. С кон. XV в. О. фиксируются иначе: гласовые обозначения выставляются не в крюковой, а в текстовой строке, иногда киноварью; чередование гласов и места постановки гласовых обозначений едины для всех списков. С кон. XVI в. стало практически обязательным возвращение в последней строке к начальному гласу песнопения, ранее применявшееся только в единичных списках. Период кон. XVI - нач. XVII в. характеризуется резким увеличением количества О. Важным стимулом для этого послужило распевание новых богослужебных текстов в кон. XVI в. в связи с канонизацией рус. святых на Макариевских Соборах. Кроме того, в это время были распеты ранее читавшиеся тексты, заново распеты песнопения ранее существовавших служб, к их числу относятся песнопения свт. Николаю Чудотворцу, мученикам Маккавеям, празднику Покрова Пресв. Богородицы.

http://pravenc.ru/text/2581629.html

Чудеса П. не получили большого распространения: известны 8 списков текста. Первоначальная редакция с 29 чудесами сохранила прямую речь, имена персонажей и много подробностей об их происхождении (наиболее ранний список этой редакции: РНБ. Собр. ОЛДП. Q. 36. Л. 63-74, посл. четв. XVII в.; опубл. с разночтениями по списку РНБ. НСРК. Q. 61. Л. 219 об.- 235, кон. XVII - нач. XVIII в., в кн.: Ромодановская. 2005). В списке ОЛДП последнее датированное чудо относится к 1661 г.; 29 чудес перечислены также в рукописи: РГАДА. Ф. 196 (Мазур.). 1180, кон. XVII в. (24 л.) и в списке 2-й пол. XIX в.: РГБ. Ф. 178. 4306. Л. 85-98. Более поздние варианты текста, содержащие 44 чуда (напр., список РНБ. Тихан. 343. Л. 87-121 об., нач. XVIII в. (включает миниатюру с изображением П.)) или 47 чудес, более приближены к агиографическим канонам (к этой редакции относятся, в частности, список «Сказания об иерее Петре», введенный в научный оборот Н. П. Барсуковым (совр. шифр: ГИМ. Барс. 878, конволют 1-й пол. XVIII в. и кон. XVIII - нач. XIX в., последние чудеса датируются 1717-1718 гг. (42 л.)), и список чудес из собрания Суворовых: ГАВО. Ф. 883. Оп. 1. Д. 97, сер. XIX в., изданный в 2011). В списке из собрания Барсова перечень чудес предваряется вступлением - «Сказанием о чюдесах святого священноиереа Петра новоявленнаго Черевковскаго чюдотворца», написанным на бумаге кон. XVIII - нач. XIX в., текст сопровождается похвалой П. Список РНБ. Тит. 4408, 2-я пол. XVIII в., содержит только фрагментарную запись чудес (c 29-го по 36-е). Обе редакции чудес свидетельствуют о существовании «панихидной памяти» или «панихидного празднования» П.: в тексте указывается как на пение панихид у гроба П., так и на служение молебнов святому; в одном из чудес поздней редакции отмечено, что одновременно «певше молебная и понихиду» (Чудеса святаго сщмч. иерея Петра, Черевковского чудотворца. 2011. С. 698). В 1658 г. по благословению архиеп. Вологодского и Белозерского свт. Маркелла (1645-1663) над гробом П. была сооружена часовня, сгоревшая в пожаре 1687 г. ( Копытков. 2007). Гроб, вероятно, был вынесен из огня и помещен под спудом в новой часовне. В нач. XVIII в. в ней был установлен надгробный памятник, который потом заменили ракой, украшенной посеребренной решеткой и позолоченным балдахином. В 1718 г. усердием прихожанина В. А. Калинина на гробницу был изготовлен образ П., о чем сообщается в предпоследнем, 46-м чуде. Записи чудес после 1718 г. неизвестны. В 1731 г. в Черевкове построили каменную ц. во имя Св. Троицы с приделом во имя свт. Николая Чудотворца.

http://pravenc.ru/text/2580130.html

О проявлении многочудесного и целебоносного тела Преп. и богоносного Антония чудотворца, л. 234–247 об. Нач. «Минувшим летом многим по преставлении Преподобного». Преложение честного и многочудесного тела Преподобного и богоносного отца нашего Антония Римлянина Новгородского чудотворца, л. 248. Нач. «По преставлении же отца нашего Антония чудотворца.» О чудесах Преп. Антония (21 чудо), л. 231–303 об. В 4-й день. Мучение св. и блаженой мученицы Евдокеи, л. 304–313 об. Нач. «Иногда Еллинским требам неправды закон держаше.» В той же день и Октября в 21-й день память свв. 7-ми отрок, иже но Ефесе: Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Дионисия, Антонина, Константина и Иоанна, слово вкратце, л. 316–320. Нач. «Сии святии бяху при Декии царе; и время обретше и совещавшеся.» Слово от Патерика, еже не осуждати никогоже. Осуждаяй бо иного, яко антихрист есть, л. 320 об. Нач. «Чудный Иван Саваитский поведание глаголя: «Яко седящу ми, рече, на краи пустыни». В той же день и Декабря в 21-й день св. Петра Митрополита Московского и всея России чудотворца, л. 322–329 Нач. «Сей убо блаженный Петр родися от христиану и благоговейну родителю». Августа в 24-й день пренесение мощей св. Петра Митрополита Московского, л. 330–333. Нач. «Пренесены быша мощи иже во святых отца нашего Петра Митрополита». В 5-й день.       – Мучение св. мученика Евсигния, л. 334–346 об. Нач.» Иулиан царь отвергся Христа; бе живый во Антиохии.» В 6-й день. Св. И. Златоуста слово на Преображение Господне, л. 348 – 353. Нач. «Слышасте ныне Владыку нашего Иисуса Христа.» Кирилла Архиепископа Александрийского слово на Преображение Господне, л. 354–360. Нач. «Иже умеют добре братися. Преп. Ефрема Сирина слово па Преображение Господне, л. 362–377. Нач.» От нивы жатва и радовании». Слово на Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, л. 378–389. Нач. «Бог исперва человека сотвори и в рай всели его.» В 7-й день. Повесть полезна, от древнего списания сложена, воспоминание являющи преславно бывшего чудеси, егда Персы и варвары царствующий град облепила бранию, иже и погибоша Божиим судом и искушени бывше, град же неврежден быв молитвами Пречистый Госпожи нашея Богородицы, и оттоле молебное благодарение поется неседальное, день той именуя, л. 390–413. Нач. «Стих: песньми неусыпными благодарствует тебе, град Твой, Богородице, иже в пособии неусыпную воспевает Заступницу.»

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Т. 1. 100; видимо, дети умерли в младенчестве). Е. В. Романенко, М. А. Шибаев Книжные труды К. Согласно описи Кириллова мон-ря 1601 г., в келейной б-ке К. находилось 12 книг, именно с них начинается описание книжной казны. Большая часть книг, принадлежавших К., сохранилась в переплетах XVI в. Вероятно, тогда и были сделаны на них записи: «книги чюдотворца», а сами книги выделены из общего массива (в кон. XV в. книги К. еще специально не отмечались). Первым описал сборники К. архим. Варлаам (Денисов). Местонахождение книг К. установлено в результате исследования Г. М. Прохорова и Н. Н. Розова: ГРМ. Др. гр. 12 и 13 (Евангелия), 17 (Псалтирь), 14 и 15 (Канонники), РНБ. Кир.-Бел. 38/163, XII, XIII, XV (сборники), ГИМ. Муз. 3711 (Канонник), КБМЗ. 403 (сборник канонический), 405 (Святцы). В древнейшей описи монастырской б-ки кон. XV в. 2 кодекса считались принадлежащими К.: Святцы (КБМЗ. 405), «Лествица с Дорофеем» (РНБ. Кир.-Бел. 38/163). Согласно устному монастырскому преданию, зафиксированному архим. Варлаамом, письму К. принадлежала «Книга от Никонских правил» (КБМЗ. 403; Варлаам (Денисов). 1860. С. 4. Примеч. 12). Первые книги для монастырской б-ки преподобный мог принести из Симонова мон-ря. Самая ранняя датированная рукопись, дошедшая до нас из б-ки Кириллова Белозерского мон-ря: ГРМ. Др. гр. 15. В 8°, 1407-1408 гг.- это Канонник, принадлежавший, по преданию, К. Канонник помимо точной датировки не содержит информации о создании книги в Кирилловом мон-ре. Игумену мон-ря скорее всего принадлежал также Требник (Постригальник и Погребальник), к-рый по филиграням датируется кон. XIV - нач. XV в. (РНБ. Кир.-Бел. 5/5; ркп. уникальна: написана частично на бумаге и пергамене, что указывает на ее древность). В сборниках К. находятся древнейшие списки таких переводных сочинений, как: Устав скитского жития («Предание уставом иже на внешней стране пребывающим иноком, рекше Скитьскааго жития правило о келейном трезвении и катадневном пребывании, еже мы прияхом от отец наших») (РНБ. Кир.-Бел. XV. Л. 69-100; XII. Л. 255-273 об.), «От посланий преподобнаго отца Никона о глаголемых тайных книгах» (Там же. XII. Л. 319-324 об.), «Галиново. На Ипократа» (Там же. Л. 215-235), исихастские сочинения («Зачяло умныя молитвы и въниманию» - Там же. Л. 327-329), большое число канонических текстов.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

265, сер. XVI в.; Doch. 315, XVI-XVII вв.), позднее «украшенной» протопсалтом Великой ц. Феофаном Кариком (впосл. патриарх К-польский, кон. XVI в.) (Xeropot. 291, 1-я пол. XVIII в.; Doch. 310, 2-я пол. XVIII в.; РНБ. Греч. 130, нач. XVIII в.; РНБ. Греч. 711, XVIII в.). В рукописях сохранились различные кратимы Г.: 2-го гласа (Ivir. 977, кон. XV - нач. XVI в.; Cutl. 395 et 396, 2-я пол. XVI в.; Ivir. 964, 1562 г., и др.), 4-го плагального гласа (Xeropot. 287. Fol. 226v-229, 1724 г.) и др. (Doch. 314, XVI в.; Pantel. 1271, XVII-XVIII вв.; Xeropot. 317 и 319, XVIII в.). Г. принадлежат также теретизмы (Xeropot. 287, 1724 г.), матимы (Dionys. 569, 1685 г.; Stauronik. 237, 2-я пол. XIX в.), Δναμις (последняя часть Трисвятого) 2-го гласа (БАН. РАИК. 30, посл. четв. XVI в.). Ряд сочинений визант. периода надписан как творение иером. Гавриила без к.-л. уточнения: ихима 2-го гласа, сокращенная Иоасафом Новым Кукузелем (Cutl. 446, 1757 г.), кратимы (Xeropot. 265, сер. XVI в.), кратима 2-го плагального гласа (Ivir. 972, 1-я пол. XV в.), ирмос 9-й песни канона Недели о блудном сыне «От земнородных кто слыша» 2-го гласа (Lesb. Leim. 258. Fol. 127-128, 1527 г.), ирмосы катавасий Рождества Христова с ихимами (Cutl. 437, 1757 г.), стихира на Вознесение Господне «Отеческих недр не разлучився» 2-го плагального гласа (Lesb. Leim. 300. Fol. 79v - 80v, посл. четв. XV в.), воскресный причастен «Хвалите» 4-го плагального гласа (Ivir . 993, сер. XVII в.; Ivir. 961, кон. XVII в.; РНБ. Греч. 130, нач. XVIII в.). Соч.: Gabriel Hieromonachos. Abhandlung über den Kirchengesang/Hrsg. v. C. Hannick, G. Wolfram. W., 1985. (MMB. CSRM; 1). Лит.: Порфирий (Успенский), еп. Второе путешествие по св. горе Афонской... в гг. 1858, 1859 и 1861 и описание скитов Афонских. М., 1880. С. 162; Thibaut J. B. Les traités de musique byzantine//BZ. 1899. Bd. 8. S. 482; Σββας Σ. Γαβριλ ερομναχος, μελοποις//ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 127-128; Χατζηγιακουμς. Χειργραφα Τουρκοκρατας. T. 1. Σ. 270, 271; Hunger. Literatur. Bd. 2. S. 204-207; Στθης. Αναγραμματισμο κα μαθματα; idem. Χειργραφα. Τ. 1-3; Герцман Е. В. В поисках песнопений Греч. Церкви: Преосвящ. Порфирий (Успенский) и его колл. древних муз. рукописей . СПб., 1996. С. 82-84, 89; он же. Греч. муз. рукописи Петербурга. СПб., 1996. Т. 1-2; MGG. Perstl. Bd. 7. Sp. 327-328. С. И. Никитин Рубрики: Ключевые слова: ЕВСТАФИЙ (кон. XV - нач. XVI в.), мон. из мон-ря Путна на севере Молдавского княжества (ныне на территории Румынии) ИОАНН КУКУЗЕЛЬ [Пападопул] († до 1341), прп. (пам. греч. 1 окт.; во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), маистор (руководитель придворного хора), мон. Великой Лавры на Афоне, визант. мелург и муз. теоретик

http://pravenc.ru/text/161365.html

192. (1815). Диоптра Филиппа философа с прибавлениями, полууст., исх. XV века, в четверть, 297 листов. Прибавления: л. 161. Летописець. о Бозе починаем. Нач. Бог преже всех век ни начала не име, ни конца, яко Бог силен. За тем: О потопе и о Нои. языцех. О Моисии. О скрижалех. О Пророцех. О 7 вселенских Соборах, оканч. о Петре гугнивом и латинах. Статьи апокрифические, исключая последней, составляют нечто целое. л. 182 об. Сказание о святом Ерусалиме. Нач. Се аз раб Божий Арсений смиреный дьякон Селуня града был есмь в Иерусалиме 17 лет. Не докончено. Издано в Сказаниях русского народа т. 2, кн. 8 стр. 75. л. 186. Книга глаголемая Василей Новый о Бозе починает, слово о преподобной Феодоре. Нач. В время то умре достопамятная Феодора, иже много преподобному служив, иже заматеревше в днех своих. л. 267 об. Правило св. Отець, предсловье о покаянии. Нач. Подобно быти ерею смыслену, хитру книгам и трезву, умну. Предисловие к нижеслед. статьям л. 269–280, по слич. с Прав. Собес. 1860 г. стр. 350 сокращеннее. л. 269 об. Поучение попом Григориа Богослова . Нач. О попове, слуги Бога вышняго, внимайте себе и стаду вашему, якоже великий Дионисий глаголя. Послед. поучения также с заглавием: поучение к попом. л. 271. Иоанна Златаустаго. Нач. Иже человек имый ремество и лишиться его, может ли обогатети? л. 272. Афанасиа александрискаго. Нач. О пастыри, что створим, иже всегда мьзды вземлем, а делатели какоже есмы! л. 274. Слово св. Иоанна Златаустаго. Нач. О прозвитере, который сан приял еси, и киий ти талант поручен есть, и что плод приобретаем Ему! – об. Григориа Богослова . Нач. О попове, что Богу отвещаем, аще порученое нам душа человечьскыа изгубим! л. 275. Иоанна Златаустаго. Нач. Помыслим, братие, что плод приобретаем порученным нам талантом! л. 276. Слово св. Отець о расмотрении. Нач. Подобно вся с расмотрением творити, да не в невидении не погибнем и вотще труд нашь будеть. л. 277. Слово св. Василия. Нач. Поп должен есть боле всего не имети гнева, ни гордыни. л. 279. Слово св. Иоанна Златаустаго. Нач. Пакы же ты, о прозвитере и Христова стада пастуше, предстателю святей Его трапезе, возносяй молитвы к Богу о всем мире, хранись от пьянства.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010