3) РНБ, собр. М. П. Погодина, 675. Святцы второй половины XVII в. Филигрань: Гербовый щит с лилией под короной, под щитом литера S – Дианова и Костюхина, 934 (1647 г.). Под 25 сентября (л. 316–317) помещена сокращенная Проложная статья такого же типа, как в Прологе РГАДА, ф. 201 (Собр. М. А. Оболенского), 74. 4) БАН, 33.13.24. Святцы – 1694 г. (запись на л. 185). Под 25 сентября (л. 6 об. – 7) помещена сокращенная Проложная статья такого же типа, как и в Прологе РГАДА, ф. 201 (Собр. М. А. Оболенского), 74. 5) ГИМ, Синодальное собр., 811. Сборник-конволют из 20 рукописей, составленный в 1704 г. митрополитом Димитрием Ростовским . Первая рукопись представляет собой Мартиролог, переписанный в 1700 г. в Спасском монастыре Новгорода-Северского. Под 25 сентября (л. 38 об., украинская скоропись) помещена сокращенная Проложная статья такого же типа, как и в Прологе РГАДА, ф. 201 (Собр. М. А. Оболенского), 74, дополненная краткими известиями из текста издания Жития Сергия Радонежского 1646 г. 6) РГБ, ф. 256 (Собр. Н. П. Румянцева), 312. Святцы, составленные около 1710 г. Под 25 сентября краткая заметка: «Преставление преподобнаго отца нашего игумена Сергия чюдотворца, иже в Маков-це лавры Живоначалныя Троицы». Иеромонах Димитрий Савич, будущий митрополит Ростовский, начал работу над знаменитыми Четьими Минеями в 1684 г. еще в КиевоПечерской лавре. Первая книга была начата печатанием в типографии Лавры 2 июля 1688 г., и к январю 1689 г. жития святых за сентябрь месяц были уже напечатаны. В полном виде первая книга Миней Четьих, содержавшая жития за сентябрь, октябрь и ноябрь, увидела свет в июле 1689 г. 243 Предварительный этап работы над первой книгой Димитриевских Миней характеризует рукопись БАН, собр. Петра Великого, ПДА.32, в которой на л. 56–204 переписаны жития святых на сентябрь. Эта сентябрьская Минея может быть датирована временем ок. 1688 г., ее филиграни: 1) Герб в двойном круге, рассеченный на две части (л. 56–111, 126–137) – близкий знак находится в альбоме «Филиграни XVII века по старопечатным книгам Украины и Литвы» (сост. Т.В. Дианова). М., 1993. 133 (1689 г.); 2) Двойной крест под лилией, обвитый змеей (л. 112–115, 138–143) – тот же справочник, 728 (1689–1695 гг); 3) Двуглавый орел с буквой М на груди (л. 116–125) – тот же справочник, 546 (1689 г.); 4) Дама и кавалер, под ними литеры MHI (л. 144–200) – Лауцявичюс, 51 (1683 г.); 5) Гербовый щит с перекрещивающимися ключами (л. 201–204) – в опубликованных справочниках не отыскивается. Текст Минеи написан украиской скорописью, почерком одной руки. Под 25 сентября статьи о Сергии Радонежском еще нет, имеется лишь отсылка: «В той же день преставле-ные преподобнаго отца нашего Сергыя игумена Радонежскаго, новаго чудотворца. Зры во Про(ло)зе» (л. 189).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Есть сведения о существовании в VI в. в К-поле, возможно в квартале Галата, мон-ря в честь Д. П. Вероятно, он существовал и в более позднее время. Частицы мощей Д. П. хранятся в мон-ре вмч. Пантелеимона на Афоне ( Meinardus O. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 172). Наиболее раннее изображение Д. П. сохранилось в т. н. Капелле Врачей в ц. Санта-Мария Антиква в Риме. На фреске, датирующейся понтификатом Иоанна VII (705-707), Д. П. изображен в ряду святых целителей как монах в капюшоне с медицинскими приспособлениями в руках ( Knipp. P. 4, fig. 3). Ист.: BHG, 560-561; Acta graeca st. Dometii martyris/Ed. J. van den Gheyn//AnBoll. 1900. Vol. 19. P. 286-320; BHO, N 263; Bedjan. Acta. T. 6. P. 536-556; Greg. Turon. Glor. martyr. Cap. 99; Ioan. Malal. Chron. P. 328; Latyšev. Menol. T. 1. P. 275-278, T. 2. P. 253-257; SynCP. P. 97, 103-104, 284, 869-871; PG. 117. Col. 89 [Минологий Василия II]; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 174- 176; ЖСв. Авг. С. 119-120. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 313-315; Peeters P. S. Dometios le martyr et S. Dometios le médicien//AnBoll. 1939. Vol. 57. P. 72-104; Janin. Églises et monastères. P. 99-100; Aubert R. Dometius (saint)//DHGE. Vol. 14. P. 589-590; Amore A. Domezio il Persiano//BiblSS. Vol. 4. Col. 746; Lucchesi G. Domezio il Medico//Ibid. Col. 745-746; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 118; Burns R. Monuments of Syria: An Hist. Guide. L.; N. Y., 1999. P. 72-74, 233-234; Knipp D. The Chapel of Physicians at Santa Maria Antiqua//DOP. 2002. Vol. 56. P. 1-23. Луховицкий Л. В., Артюхова Т. А. Иконография Св. Доментий Персиянин. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 124) Св. Доментий Персиянин. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 124) Большинство ранних иллюминированных рукописных минологиев в части, где указана память святого, не сохранились. Однако можно говорить об устойчивом изображении Д. П. в цикле миней благодаря настенным росписям. Так, в настенном минологии ряда балканских храмов представлено мучение святого (побиение камнями): в нартексе ц. Сорока мучеников в Велико-Тырнове (1230), в ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320),- под 9 авг., в нартексе церкви в Пече, Косово и Метохия (1561, прописи 1667). Ростовое изображение Д. П.- в ц. свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718).

http://pravenc.ru/text/178835.html

Κ различным эпизодам «Жития Сергия» ученые приводили параллели из житий Антония Великого, Федора Едесского и др. «Житие Сергия» дошло до нас в нескольких редакциях. Степень переработки, которой подверглась каждая из редакций со стороны Пахомия Логофета, оценивалась учеными по-разному. Публикуемая редакция жития не сохранилась в списках XV b. Очевидно, она представляет собой компиляцию, составленную в XVI b. на основе других редакций. Именно в этом заключается ее значение; вследствие своей компилятивности эта редакция сохранила больше кусков, автором которых можно признать Епифания. «Житие Сергия» печатается по изданию: «Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия-чудотворца и похвальное ему слово, написанные учеником его Епифанием Премудрым в XV веке. Сообщил архимандрит Леонид». Памятники древней письменности и искусства, т. 58. СПб., 1885, по спискам: РГБ, ф. 304, собр. Троице-Сергиевой лавры, л. 1 —139 об., 156 об.—182 об.; (главы «О Голутвиньском монастыр» — «О преставлении святого»), л. 539—553 об. Издание выверено по рукописям. Вставки и исправления сделаны по изданию: «Великие Минеи-Четьи». Сентябрь, дни 25—30. СПб., 1883, стб. 1463—1578 и по рукописи XVII b.: РНБ, Софийское собр., л. 100—311 (по изданию Леонида с. 22, 64, 70, 74, 142, 146—147). Β одном случае вставка сделана по рукописи XVI b.: РНБ, F. 1. 278, л. 69 («Сий же вншняя обзираша, а не вънутреняя...» — по изданию Леонида с. 96), а в двух случаях сохранены конъектуры Леонида («побивачи» вместо «побиваючи»; «неочищену имя мысль» вместо «очищену имя мысль» — по изданию Леонида с. 98, 145), которые не подтверждаются рукописными чтениями. Перевод дат от сотворения мира κ датам от Рождества Христова дается по мартовскому году.   ТЕКСТ   Слава Богу за все и за всяческие дела, за которые всегда прославляется великое и трисвятое имя, которое и вечно прославляемо! Слава Богу вышнему, в Троице славимому, который упование, свет и жизнь наша, в которого мы веруем, ради которого мы крестились, им мы живем, и движемся, и существуем! Слава показавшему нам жизнь мужа святого и старца духовного! Ведь Господь знает, как прославлять славящих его и благословлять благословляющих его, и он всегда прославляет своих угодников, славящих его жизнью чистой, и богоугодной, и добродетельной.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=804...

34) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры), 727 (л. 85–88 об.) – 1632 г. Писец – Герман Тулупов. 35) РГАДА, ф. 201 (Собр. М. А. Оболенского), 74 (л. 83 об. – 84) – 30-е годы XVII в. Краткая запись о Сергии Радонежском под 25 сентября: «Сергии родом ростовець, от отца бояр менших. Преже пострижения вселился в пустыню и созда монастырь, в нем же и постри-жеся, иде же ныне лежит тело его святое. И успе в лето 6900, жив лет 78». Филиграни: Двуглавый орел, на щите литеры ID – Дианова и Костюхина, 1024 (1628–1629 гг.); Двуглавый орел, на щите литеры IM – Гераклитов, 126 (1638 г.); Ворота – Гераклитов, 41 (1638 г.); Дианова и Костюхина, 30 (1635–1639 гг.). 36) РНБ, Соловецкое собр., 699/807 (л. 68–71) – 30-е годы XVII в. 1) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры), 466 (л. 278–287) – 1505 г. Писец – Михаил Медоварцев; Москва, монастырь Николы Старого. 2) РНБ, Софийское собр., 1364 (л. 280–295) – около 1547 г. Проложная редакция, продолженная по Синодальному виду Четвертой Пахомиевской редакции, текст доведен до главы «О беснующемся велможи», кончается словами: «бе велможа вдале от Лавры преподобнаго отца нащего Сергея на реце Волзе глаголемеи». На л. II форзаца помещена вкладная запись 1547 г. старца Аркадия в Кирилло-Белозерский монастырь. Филигрань: Рука под короной с 5 фестонами – типа: Брике, 10907 (1534–1537 гг.). 3) ГИМ, собр. И.А. Вахромеева, 50 (л. 100–109 об.) – 20-е годы XVII в. Соединение Проложной редакции с Синодальным видом Четвертой Пахомиевской редакции. Текст кончается рассказом о пострижении Сергия. Филиграни: Кувшин с одной ручкой под пирамидой из кружков – типа: Дианова и Костюхина, 766 (1623 г.); Кувшин с одной ручкой под короной с розеткой, на тулове литеры P и GO – Гераклитов, 459 (1626 г.). 4) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры), 694 (л. 400–409) – 1633 г. Копия списка Троиц. 466, писец – Герман Тулупов. В ранней рукописи Стишного пролога РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры), 717 второй четверти XV века (филигрань: Наковальня – типа: Брике, 5956 гг.]) имеется несколько вставок XVI в., посвященных памяти Преподобного Сергия Радонежского. Так, на вклеенном листе 322а почерком второй четверти XVI в. вписана особая редакция жития Сергия Радонежского, представляющая сильное сокращение Проложной редакции, но со вставкой дополнительного фрагмента:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Несмотря на достаточно хорошие личные отношения с обер-прокурором Святейшего Синода К. П. Победоносцевым , авторы новиковского круга серьезно расходились с ним во взглядах на церковные дела. В частности, они горячо поддерживали активизировавшиеся с 1892 г. переговоры о сближении и соединении старокатоликов с Православной Церковью , в то время, как Победоносцев относился к этой мысли враждебно. Его соратником стал настоятель русского храма в Лондоне протоиерей Е. К. Смирнов, на протяжении нескольких лет остро полемизировавший с А. А. Киреевым и нападавший на старокатоликов, но в то же время, более лояльно относившийся к англиканству. Как известно, англикане вели с Православными Церквами переговоры о воссоединении со времен Петра I. Православно-англиканское сближение активизировалось после контактов А. С. Хомякова и У. Палмера, о которых А. А. Кирееву подробно рассказывал Д. А. Хомяков (ОР РНБ. Ф. 349. Д. 74. Л. 44–51). В то же время следует учесть, что Новиковой (и ее брату Кирееву), которую воспитал британский гувернер и которая почти 65 лет жила в Англии (по крайней мере, в зимние сезоны), местная церковная жизнь была столь же хорошо знакома, как и протоиерею Евгению Смирнову , который был настоятелем посольской церкви с 1877 по 1923 гг. (Сарни, 2012, 37–45:76). Что касается К. П. Победоносцева , то он также бывал в Англии, внимательно изучал все, связанное с англиканством, не раз писал на эти темы (Победоносцев, 2010). Позиция «новиковского круга» по вопросу об отношениях православия и англиканства нашла наиболее четкое отражение в трудах А. А. Киреева. Главным препятствием к соединению Церквей, он считал то, что Англиканская церковь представляла собой федерацию Широкой, Низкой и Высокой церквей, из которых лишь последняя имела реальные точки соприкосновения с православием . Киреев считал воссоединение возможным только в том случае, если Высокая церковь откажется от кальвинистских «39 статей» и отделится от британского государства (disestablishment). В 1897 г., по личному указанию Николая II, Киреев и архиепископ Антоний (Вадковский) , будущий столичный митрополит, нанесли в Лондон официальный визит, приуроченный к юбилею правления королевы Виктории, и ознакомились с устройством Англиканской церкви. Бурная церковная жизнь Англии восхитила Киреева. Вместе с тем, в 1894 г., он утверждал: «Англикане… несмотря на свою несомненную ученость, склонны рассматривать церковь , как политическую организацию, как некое ζον πολιτικν, которому они придают свойства, не имеющие ничего общего с Церковью » (Киреев, 1894:142). Киреев писал С. А. Рачинскому: «Вы не можете себе представить, до какой степени англикане могут «сумбурить» в религиозных вопросах, до какой степени идея политической государственности въелась в их религию» (ОР РНБ. Ф. 631. Д. 89. Л. 55–55 об).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Smirno...

Др. сохранившийся покров И. датирован 1865 г. и находится в собрании Музея правосл. Церкви в Куопио (Финляндия). Это ростовой прямоличный образ средовека с разделенными на прямой пробор русыми густыми волосами длиной по плечи, с небольшой бородой, в светлой препоясанной одежде с орнаментальной каймой, без обуви, правая рука на груди; фон голубой, надпись: «СТЫИ ПРВНЫИ IAHHЪ», по краю вышит тропарь И. Разработанная Феодоритом иконография И. была закреплена в Сийском лицевом подлиннике, собранном в посл. четв. XVII в., где Яренгские чудотворцы изображены в рост, в молении, с поднятыми для крестного знамения десницами (Сийский иконописный подлинник. РНБ. ОЛДП. F. 88. Л. 464 об.). Описания внешнего облика И. и Л. встречаются в иконописных подлинниках с XVII в., в основном под 24 июня и 16 окт.: «Иоанн подобие Алексия человека Божия, риза бакан. Логин подобие аки Прокопий Устюжский, риза вохра» (посл. четв. XVII в.; ИРЛИ (ПД). Бобк. 4. Л. 157, без дня памяти); «Иоанн всем подобием аки Алексий человек Божий, бос и риза такая же, а Логин аки Прокопий Устюжский бос и риза едина, колени голы. У обоих ризы багор с вохрой, оба русы» (выговская ркп. 3-й четв. XVIII в.; РНБ. O.XIII.1. Л. 124 об.); Л. «подобием рус, брада аки Козмина, риза празеленная, как на Алексии человеке Божии»; И. «подобием брадою, власами и лицем, что Иоанн Предтеча, а риза, что на Алексие человеке Божии» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 35, 60; см. также: БАН. Строг. 66. Л. 118; Дружин. 998. Л. 109 об.; ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 74, 176 об.; Большаков. Подлинник иконописный. С. 39, 110). Почитание И. и Л. возросло в кон. XVII в., в период становления Холмогорской и Важской епархии. В ризнице Соловецкого мон-ря хранилась икона Яренгских чудотворцев «пред Спасителем, длиною 7 вершков, на Спасителе риза и на преподобных венцы чеканные, а поля басменные, все серебрянные золоченые» (ГААО. Ф. 878. Оп. 1. Д. 41. Л. 879 об.). В описи Троицкой ц. на Глинском посаде в Холмогорах 1806 г. упоминается, что на стене висел большой образ И.

http://pravenc.ru/text/471222.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИЛ ГРЕК Поставление Нила Грека во епископа Тверского. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV. 232. Л. 703 об.) Поставление Нила Грека во епископа Тверского. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV. 232. Л. 703 об.) (Траханиот, † 30.03 (3.04).1521), еп. Тверской (1509-1521), автор посланий и переводов (?). Согласно Псковской I летописи, Н. Г. происходил из греч. рода Траханиотов. Известие об этом содержится в рассказе о приезде буд. вел. кнг. Софии (Зои) Палеолог из Рима на Русскую землю осенью 1472 г., однако в нем не говорится о прибытии Н. Г. вместе с ней из Италии («а боярин ея был великого князя Юрьи Малои Грек, а владыка тверскои Нил был того же роду» - ПсковЛет. Вып. 1. С. 74). Нельзя исключать, что Н. Г. приехал на Русь из одной из афонских обителей - Великой Лавры, Ватопеда или Иверона ( Иверского монастыря ) ( Брюсова. 1974. С. 183-184). Доказательством этого служило в т. ч. обилие сведений об этих монастырях в посланиях, принадлежавших перу Н. Г. (см. ниже). Исследователи не высказывали предположений о том, как именно был связан Н. Г. с семьей московских Траханиотов. Архивные находки, связанные с жизнью греч. общины Москвы в последние десятилетия XV - 1-й трети XVI в. (письмо Андрея Палеолога «юноше Эмануилу Траханиоту» от 7 нояб. 1475, см.: Матасова, Воробьёев. 2016), сделали возможным появление новой гипотезы о времени и обстоятельствах приезда на Русь Н. Г., который, возможно, имел мирское имя Мануил («Эмануил») Димитриевич Траханиот. Существование этой личности долгое время считалось недоказанным, хотя Д. М. Буланин предполагал его историчность ( Буланин Д. М. Мануил Дмитриевич//СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 100). Согласно этой гипотезе, М. Д. Траханиот был одним из 2 известных сыновей придворного интеллектуала Димитрия Мануиловича Траханиота , а также племянником посла в Милан, Рим и Свящ. Римскую империю и переводчика вел. кн. Московского и всея Руси Иоанна III Васильевича Юрия Мануиловича Траханиота (Юрия Старого) и соответственно братом высокопоставленного чиновника вел. кн. Василия III Иоанновича - Юрия (Георгия) Димитриевича Траханиота (Юрия Малого).

http://pravenc.ru/text/2577635.html

Cutl. 399. Fol. 101) (см. также: Ath. Cutl. 456. Fol. 74-77v; 457. Fol. 199v-202); херувимские - «Иже херувимы» на 1-й плагальный глас (Lesb. Leim. 258. Fol. 55v - 56v; 245. Fol. 24-25 («украшенная» Константином из Анхиала )) и на 2-й плагальный глас с названием παλατιανν (Ath. Cutl. 457. Fol. 210; Lesb. Leim. 230. Fol. 253-253v; 459. Fol. 244-244v; 8. Fol. 163v - 164; БАН. РАИК. 42. Л. 407; РНБ. Греч. 130. Л. 307 об.; 132. Л. 328; 711. Л. 195 об.), и на литургии Преждеосвященных Даров «Ныне силы небесныя» на 2-й плагальный глас (БАН. РАИК. 154. Л. 234; Ath. Cutl. 457. Fol. 227; Lesb. Leim. 459. Fol. 333-333v; 8. Fol. 210; 248. Fol. 559-561, 1770-1790 гг.; РНБ. Греч. 130. Л. 427; 188. Л. 137 об.; 132. Л. 445 об.); причастны - воскресный «Хвалите Господа» на 1-й плагальный глас (Lesb. Leim. 459. Fol. 287-287v; 238. Fol. 312; 8. Fol. 186v; РНБ. Греч. 130. Л. 365 об.; 132. Л. 379; БАН. РАИК. 42. Л. 472) и на 2-й плагальный глас (Ath. Cutl. 399. Fol. 108; 457. Fol. 213v), вторника и святым «В память вечную» на 1-й плагальный глас (БАН. РАИК. 154. Л. 215 об.), среды и Богородице «Чашу спасения» на 1-й плагальный глас (РНБ. Греч. 126. Л. 164 об.), Недели ваий «Благословен грядый» на 2-й плагальный глас (анаграмматизм) (Там же. Л. 445), на литургии Преждеосвященных Даров «Вкусите и видите» на 1-й плагальный глас (2 варианта) (Lesb. Leim. 238. Fol. 348-348v; 8. Fol. 211; РНБ. Греч. 130. Л. 433-433 об.; 132. Л. 449; БАН. РАИК. 42. Л. 531) и на 2-й плагальный глас (БАН. РАИК. 154. Л. 237 об.; Ath. Cutl. 399. Fol. 115; 457. Fol. 228; РНБ. Греч. 126. Л. 132; см. также: Ath. Cutl. 456. Fol. 115v) и «Благословлю Господа» на 2-й плагальный глас (Ath. Cutl. 399. Fol. 115). Особую группу стихир составляют умилительны (или покаянны - κατανυκτικ): «Увы мне, конец, человече» (Ομοι τ τλος νθρωπε) на 1-й плагальный глас (пятнадцатисложник), «Плачь, рыдай, о душе, конца грядущего» (Θρνησον, κλασον, ψυχ το τλος πελθντος) на глас βαρς, «Се, душе, приблизися час смертный» (Ιδο, ψυχ, προσγγισε ρα το θαντου) на глас βαρς (БАН.

http://pravenc.ru/text/471332.html

197; Lesb. Leim. 238. Fol. 147v; РНБ. Греч. 132. Л. 180; 711. Л. 115). Сохранились калофонические стихи 88-го псалма «Милости Твоя, Господи» на глас βαρς: «Фавор и Ермон о имени Твоем», «Милость и истина предъидете пред лицем Твоим», «Господи, во свете лица Твоего», «Обретох Давида, раба Моего», «И мышца Моя укрепит его», «Благословен Господь во век, буди» (БАН. РАИК. 154. Л. 438; Lesb. Leim. 238. Fol. 154v; 459. Fol. 143-143v; 8. Fol. 87v - 88; РНБ. Греч. 132. Л. 183-183 об., посл. треть XVIII в.). Пасапноарии, надписанные именем И. К.: «Всякое дыхание» на 1-й и на 4-й плагальный гласы, «Хвалите Господа с небес» на 1-й глас (2 варианта), «Хвалите Его, вся силы Его» на 1-й (1-й плагальный) и на 4-й плагальный гласы, «Хвалите Бога во святых Его» на 1-й, 2-й (2 варианта), 4-й ( Мануила Газиса или И. К.) и 4-й плагальный (Мануила Газиса или И. К.) гласы, «Хвалите Его во утвержении силы Его» и «Хвалите Его во псалтири и гуслех» на 2-й плагальный глас (БАН. РАИК. 154. Л. 129 об.; 42. Л. 206; 52. Л. 212 об., сер. XVIII в.; Ath. Cutl. 399. Fol. 73v - 74v; 456. Vol. 177v - 178v, 1443 г.; 457. Fol. 70-72v; РНБ. Греч. 126. Л. 55, 148 об.; 237. Л. 345; 203. Л. 64 об.; 188. Л. 71, 74, сер. XVIII в.; 132. Л. 186, 192 об.-193; 711. Л. 118 об.; Ath. Xeropot. 273. Fol. 57; Lesb. Leim. 282. Fol. 143-144v, 2-я пол. XVI в.; 285. Fol. 70-72, 73v - 75; 245. Fol. 105v - 108; 238. Fol. 158-159v; 459. Fol. 144-145v; 8. Fol. 89-89v). Из песнопений литургии И. К. известны: «Приидите, поклонимся и припадем» (входное) на 4-й плагальный глас (РНБ. Греч. 132. Л. 44), Δναμις (Трисвятое) воскресное на 2-й глас (БАН. РАИК. 154. Л. 183 об.; Ath. Cutl. 457. Fol. 195v - 196; Lesb. Leim. 8. Fol. 143-143v); «Кресту Твоему покланяемся» на 2-й глас (с ремаркой «песненное трисвятое» - РНБ. Греч. 132. Л. 284 об.); аллилуиарии на 1-й плагальный глас (БАН. РАИК. 154. Л. 188 об.; 42. Л. 351; CPolit. Bibl. Patr. Coll. K. Ananiadou. 6. Fol. 40v; Lesb. Leim. 459. Fol. 209v; 8. Fol. 145-145v) и на 2-й плагальный глас (Ath.

http://pravenc.ru/text/471332.html

Согласно «Слову Афанасия Александрийского о Мелхиседеке» по Прологу XV–XV вв. (Рум. Мелхиседека, как приверженца единобожия, отец-язычник намеревался принести в жертву языческим богам. Но по молитве праведника Бог погубил отца и весь его нечестивый род, поэтому праведник остался безродным. «Слово Афанасия» читается в сборниках ГИМ. Син. РГБ. Унд. РНБ. Сол. Тот же вариант, но с дополнениями, повествует о том, как отец Мелхиседека по имени Седек (вариант Мелхил) вознамерился принести в жертву Крону одного из двух своих сыновей. Жребий пал на Мелхиседека, но мать посылает к нему с предупреждением брата, после чего участвующие в жертвоприношении родственники поглощены землёй, а Мелхиседек скрывается на горе, к которой Бог приводит для встречи Авраама (РНБ. Сол. А. И. Яцимирский выявил 52 апокрифических повествований такого рода (см.: Яцимирский–1921. С. 100–111). По другой версии, Мелхиседек родился чудесным образом от Софонимы – неплодной жены жреца Нира, брата Ноя. Мать Мелхиседека, будучи заподозренной в бесчестии, умирает от страданий, и будущий первосвященник рождается уже от мёртвой Софонимы. После появления на свет он сразу же начинает восхвалять Господа. Явившийся ангел Господень накануне потопа переносит Мелхиседека в рай. Этот вариант известен по спискам ГИМ. Барс. БАН. 45.13.4. Л. 365–366об.; РНБ. Кир.–Белоз. Л. 232об.–238об.; РНБ. Тр.–Серг. 3 793 (1639). Л. 401–402 (публикацию см.: Тихонравов–1863. 1. С. 26–31; БЛДР. Т. 3. С. 114–119). Апокрифические сведения о Мелхиседеке излагаются также в «Хождении Даниила игумена», в творчестве Максима Грека и в «Хронографе» 1599 г. (СККДР. Т. 1. С. 62–63). 673 При заключении завета Господь Бог переименовал Аврама в Авраама и Сару в Сарру, сказав: «Вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов» ( Быт. 17:4–5 ); «Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра; Я благословлю её и дам тебе от неё сына; благословлю её, и произойдут от неё народы, и цари народов произойдут от неё» ( Быт.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010