τρων - новобранец). Вопрос об авторстве стихов не ставился, однако в слав. традиции имеется еще одно стихотворное сочинение, приписываемое Н. А. 7. «О бесстрастии души и тела» («Св. отца нашего Нила о бесстрастии души и тела»). Сочинение, сохранившееся только в слав. переводе (нач.: «Братие, уготовимъ себе къ еже поработати Господеви...»; изд.: Прохоров. 1981. С. 68-70) в составе рукописей: РГБ. Троиц. 37, нач. XV в. Л. 158 об.- 160 об.; РНБ. Кир.-Бел. XV, XV в. Л. 150-157; РНБ. Кир.-Бел. 22/1099 (Сб. Ефросина, XV в.). Л. 288/2 - 299; РНБ. Соф. 1463, XVII в. Л. 258-262 об.; РНБ. Погод. 1560, XVII в. Л. 30-31; БАН. 21.8.10, XIX в. Л. 301 об. Представляет собой небольшую поэму, в которой содержится призыв к покаянию и стяжанию добродетелей, а также образно описывается состояние человека, достигшего бесстрастия. Греческий оригинал поэмы пока не обнаружен. Попытки найти в ней акростих с нечетко вычлененной структурой и рассматривать поэму как оригинальное древнерус. произведение ( Хрычёв Ю. Акростих: Новый взгляд на твердую стихотворную форму//Лит. известия: Газ. М., 2014. 11(115). С. 6) выглядят неубедительно. Отрывок из этого сочинения (от слов «Тело бо наше дом…» до слов «…помысли же служителе») находится в сборнике Германа Подольного, ученика и корреспондента прп. Нила Сорского (РНБ. Кир.-Бел. 101/1178, кон. XV в. Л. 259), а также в аскетическом сборнике-конволюте РНБ. Кир.-Бел. 45/1122, 1-я треть XV в. Л. 153-154. Поэма также вошла в состав печатного Пролога (в рукописном Прологе отсутствует): 1-я часть (до слов «...вмсто луны - божественная исправлениа») - под 19 авг. (Пролог. М., 1662. Л. 384-385) под названием «Слово святаго Нила о безстрастии души и тла»; 2-я часть (нач.: «Аще в монашеском жительстве поживем добре...») - под 20 авг. (Там же. Л. 386 об.- 388). Существует груз. перевод 2-й части проложного чтения, сделанный с печатного Пролога царем Арчилом II († 1713): НЦРГ. A 112, XVIII в. Л. 370; НЦРГ. A 861, XVIII в. Л. 518 об.- 520 об. ( Габидзашвили. Переводные памятники.

http://pravenc.ru/text/2577633.html

Список дефектный: между листами 22 и 23 отсутствует один лист. Характерно чтение – «вижь смиренаго варвара». 2) РНБ, Софийское собр., 1389 (л. 484–492). Сборник конца 80-х – начала 90-х годов XV в. Филиграни: Голова быка под стержнем с литерой Z – Брике, 15193 (1484–1487 гг.); Агнец под знаменем – Брике, 23, 24 (1481–1495 гг.); Голова быка под стержнем с короной, над которой цветок и трилистник – Брике, 14592 (1488–1498 гг.); Единорог – типа Брике, 10186 (1487 г.). Судя по почерку, писец – новгородской школы. По л. 1–4 запись: «Книга Кириллова монастыря». В списке первоначально читалось «вижь смиренаго варвара», но «смиренаго» переделано в «свирепаго». Текст списка публикуется в настоящем издании. 3) РНБ, Софийское собр., 1486 (л. 193 об. – 203 об.). Сборник начала XVI в. Одним почерком писаны л. 183–194 об., другим почерком – л. 195–203 об. На л. 183–197 знак Руки в рукавчике, на л. 198–203 Герб города Парижа ­­ Лихачев, 2944 (1504 г.). Список является копией с протографа Соф., 1389. Характерно чтение: «вижь свирепаго варвара» (так и во всех последующих списках). 4) ГИМ, Собр. Чудова монастыря, 333 (л. 72 об. – 77 об.). Сборник начала XVI в. Филигрань: Литера В – Лихачев, 1440, 1441 (1513 г.). Почерки писцов Московской митрополичьей кафедры. 5) РНБ, Собр. Общества любителей древней письменности, F.451 (л. 565 об. – 577). Торжественник середины XVI в. Филиграни: Рука под 6-конечной звездой – Лихачев, 1750–1753 (1551 г.); Литеры RP в картуше – Лихачев, 4064 (1554 г.). 6) РНБ, Софийское собр., 1424 (л. 260 об. – 269 об.). Четья минея 50-х годов XVI в. Филигрань: Кораблик – Брике, 11972 (1540– 1553 гг.). По нижнему полю первых листов запись XVII в.: «Книга Елизарова монастыря». 7) РНБ, Софийское собр., 1469 (л. 177–188). Сборник 50–60-х годов XVI в. Филиграни: Сфера под звездой – Брике, 14007 (1559– 1562 гг.); Рука под звездой – Брике, 11365 (1557 г.). По нижнему полю первых листов запись XVII в.: «Книга Нилова скита Сорские пустыни». 8) ГИМ, Синодальное собр., 90 (л. 241–250).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1675 г. датируется 1-й самостоятельный перевод Е.- Творения Дионисия Ареопагита , переведенные с греч. языка (Там же. Син. 55). Далее последовали переводы с греческого: «Тайноводственных поучений» свт. Кирилла Иерусалимского (Там же. 133; РНБ. СПбДА 1. Л. 1-352); Бесед и Слов свт. Василия Великого (ГИМ. Син. III. Л. 157-180 об.; Син. 346. Л. 528-739 об.; 716. Л. 131-175); Толкований митр. Никиты Ираклийского на 16 Слов свт. Григория Богослова (Там же. 48, 49); Бесед свт. Григория Нисского (Там же. 716. Л. 88-120; 346. Л. 740-747 об., 763-815); Бесед свт. Григория Паламы (Там же. 49. Л. 556-623 об.; РГБ. Ф. 310. Унд. 475); Бесед свт. Иоанна Златоуста (ГИМ. Син. 346. Л. 828-855); «Божественного Катехизиса, или Толкования Божественной литургии» Н. Булгар(ис)а, изданного в Венеции в 1681 г. (Там же. 124; БАН Украины. КДА 325 (о.4.10); БАН. Арханг. 94 (461)); «Об исхождении Святого Духа» митр. Нила Кавасилы (ГИМ. Син. 198); «Православного исповедания веры» свт. Петра (Могилы) (Там же. 571, 473; Чуд. 287(85); 1-я публ.: М., 1696; это единственный перевод Е., изданный при его жизни); «Спасения грешных» мон. Агапия (Ланд(ос)а) (БАН. 31.6.38; ГИМ. Син. III); «Проскинитария» Арсения Каллудиса (ГИМ. Син. 543, 529. Л. 277-296 об.; РНБ. СПбДА. 1. Л. 355-455); «ΘΗΣΑΥΡΟΣ» (Сокровище) митр. Дамаскина Студита (ГИМ. Хлуд. 69); Толкования на Божественную литургию К-польского патриарха Германа (Там же. Син. 378; РНБ. Солов. 248(237); БАН. Арханг. 78-79(459-460)); Опровержения Флорентийско-Феррарского Собора Иоанна Евгеника (Там же. 57, 594. Л. 1-19); 19 стихотворений визант. поэта 1-й пол. XIV в. Мануила Филы на Беседы свт. Григория Богослова (БАН. 16.14.24. Л. 247-254 об.); Хроники (ΝΕΑ ΣΥΝΟΨΙΣ) Матфея Кигалы, изданной в Венеции в 1650 г. (РГАДА. Ф. 181. РО МГАМИД. Оп. 6. 579/1081; РГБ. Ф. 354. Волог. 172; БАН. 45.13.12; 33.10.12); Писем К-польского патриарха Фотия к Амфилохию (ГИМ. Син. 346. Л. 855 об.- 859 об.); Чина поставления на царство (РНБ. СПбДА. 27; БАН. 32.5.12. Л. 19-28; 32.4.19. Л. 66-71); Творений свт. Симеона Солунского (ГИМ. Син. 654, 283, 273, 282, 284; Хлуд. 68; РНБ. СПбДА. 24; Соф. 1193; Солов. 291(799); БАН. Арханг. 89; ЯМЗ. 919 (по кат. В. В. Лукьянова 1689 г.); БАН Украины. 163(40); КДА. 400); Житий свт. Епифания Кипрского и прп. Евфимия Великого (ГИМ. Син. 393. Л. 194-217 об.); Жития и Завещания прп. Ефрема Сирина (Там же. 346. Л. 815-827 об., 397). С латыни Е. перевел сочинения Ж. Гоара - Наблюдения над чином Божественной литургии свт. Иоанна Златоуста и над последованием литургии Преждеосвященных Даров (ГИМ. Син. 190, 526).

http://pravenc.ru/text/187698.html

750 Там же. 14. Л. 125. Письмо от 21 окт. 1916 г. Когда в 1891 г. Глубоковский пришел в СПбДА, Харлампович был студентом II курса. Среди студентов Академии тогда были: Николай Чуков (I курс), будущий ректор Богословского института, впоследствии митрополит Ленинградский Григорий, будущие коллеги Глубоковского по СПбДА Петр Лепорский и Иван Евсеев (III курс), будущие иерархи Амвросий (Гудко) (III курс), Гермоген (Долганов) (III курс), Константин (Булычев) (II курс). 751 Полный список отзывов Глубоковского (всего 29) приведен у Д. Карпука: Карпук Д. История Санкт-Петербургской духовной академии (1889–1918 гг.): Дис. ... канд. богословия. СПб., 2008. 757 ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. 569. Л. 28. Письмо от 12 нояб. 1906 г. Лебедев просил Глубоковского рекомендовать в университет И. Д. Андреева . «Пишу по его просьбе, так как в Академии, с введением вожделенной автономии, житья не стало добрым людям» (ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. 569. Л. 26. Письмо от 2 нояб. 1906 г.). 759 ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. 903. Л. 27. Письмо В. В. Четыркина от 16/3 нояб. 1920 г. «Ваши отзывы способны сделать меня трудолюбивым и любознательным, если бы я таковым и не был» (Там же. Л. 8. Письмо от 15 июля 1913 г.). После открытия Ленинградской духовной академии в 1946 г. В. В. Четыркин был в числе ее профессоров. 761 После ухода из Академии А. В. Карташев и В. В. Успенский служили в Императорской Публичной библиотеке (см.: Сотрудники Российской национальной библиотеки – деятели науки и культуры: Биографический словарь. Т. 1. Императорская Публичная библиотека. 1795–1917. СПб., 1995. С. 248–252, 529–531. Очерки Л. А. Шилова). 774 Богданова Т. А. Из академических «историй»: замещение кафедры церковного нрава в Московской Духовной академии в 1910 году//Вестник церковной истории. М., 2007. 1 (5). С. 31–77. 779 Речь опубликована полностью (ХЧ. 1896. Вып. II. 3–4. С. 241–388) и в сборнике: Годичный акт в СПбДА в 1896 г. СПб., 1896. С. 1–150. Было также полное отдельное издание в обложках (150 экз.) с подзаголовком: «библейско-богословское исследование». С сокращениями речь опубликована в журнале «Вера и разум», 1896. 4–7 (откуда было 30 отдельных оттисков без обложек); еще более сокращенный вариант напечатан в журнале «Странник», 1896. 3. С. 351–386 (было 375 отдельных оттисков в обложках под названием «Обращение Савла и Благовестие св. апостола Павла в связи с вопросом об отношении веры и боговедения». СПб., 1896. Один из них 10 апреля 1896 г. Глубоковский подарил в Императорскую Публичную библиотеку).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

675 Там же. Л. 3. Письмо от 11 мая 1897 г. «В масорет[ском] тексте исчезли важнейшие мессианские места, и в русском переводе их теперь уже нет, – писал он. – Неужели мы должны подражать жидам, продавшим Христа?» (Там же). 677 В архиве Н. Н. Глубоковского сохраняется второе издание «Нового Завета Господа нашего Иисуса Христа на славянском и русском языках» (СПб., 1885) с его редакционной правкой и пометами (ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. 54). 24 декабря 1892 г. Николай Никанорович представил замечания на Евангелие Матфея, 13 февраля 1893 г. на Евангелие Марка, 1 сентября 1893 г. на Евангелие Луки и, наконец, 10 апреля 1897 г. замечания на Евангелие Иоанна. 27 июня 1897 г. Победоносцев писал: «Очень благодарен проф. Глубоковскому за труд его нелегкий, по Евангелию от Иоанна. Я получил его пред отъездом за границу и ныне читал с большим интересом и много нахожу для себя поучительного» (Цит. по: ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. 29. Л. 173). Впоследствии Победоносцев замечал в письме самому Глубоковскому от 26 окт. 1903 г.: «Премного благодарен Вам за указания в заметках Ваших, из коих многими я воспользовался» (Там же). В настоящее время эти замечания Глубоковского хранятся в его фонде в ОР РНБ (Ф. 194. Оп. 1. 53–59). Поскольку Синод не позволял печатать перевод Победоносцева для продажи, он был издан «не для публики» (т. е. на правах рукописи), в количестве 300 экземпляров. В 1906 г. Синод дал, наконец, «свое дозволение на печатание этого перевода для беспрепятственного обращения в домашнем чтении», как указывал Глубоковский в рецензии на издание, выражая по этому поводу «особое удовольствие», ибо находил сей перевод «неизмеримо лучше» синодального, замечая, что последний «несомненно неуклюже-грубоват во всем и стилистически тяжелообразен». (Н. Н. Г. [Глубоковский Н. Н.] Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа в новом русском переводе К. П. Победоносцева . СПб., 1906//ПрибЦВед. 1907. 7, 17 февр. С. 326. Об использовании К. П. Победоносцевым замечаний Глубоковского в процессе подготовки перевода см.: Новый Завет в переводе К. П. Победоносцева. СПб., 2000. С. 21. По мнению А. А. Алексеева , «большинство рекомендаций Глубоковского было отвергнуто» (ПЭ. Т. 5. М., 2002. С. 158).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

98 Там же. 2. Переписка, документы и печатные материалы о предках H. H. Глубоковского. 1797 г.–16 авг. 1918 г.; Письма Н. И. Озеркова Глубоковскому: ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. 656. 100 ГА РФ. Ф. 5881. Оп. 1. 276. Л. 2. Письмо Глубоковского представителю РЗИА в Болгарии А. В Арцишевскому от 16 февр. 1933 г. 101 Петр (Еремеев), иеромонах. Софийский архив H. H. Глубоковского//ЦиВр. 2003. 2 (23). С. 150. Самая большая из четырех, «Глубоковские», насчитывает, судя по описи, 626 листов. 104 ЦВ. 1894. 1, 6 янв. С. 7. Примечание Глубоковского к статье «К вопросу о церковно-приходских школах», подписанной «Сельский священник». 105 .Определением Синода от 2–11 июня 1893 г. за 1480 Глубоковскому было преподано благословение за пожертвование 100 руб. в Ильинскую Кобыльскую церковь (ЦГИА СПб. Ф. 2162. 6. Л. 13–14. Свидетельство, выданное Вологодской духовной консисторией 29 июня 1893 г.). 107 ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. 1104. Л. 1. Письмо Глубоковскому председателя Никольского отделения Великоустюжского Стефано-Прокопиевского братства протоиерея Иоанна Гвоздева от 20 марта 1904 г. В августе 1904 г. Ильинская церковно-приходская школа, руководствуясь постановлением Учебного комитета от 28 апреля 1900 г., ходатайствовала перед Никольским отделением Великоустюжского Стефано-Прокопиевского братства о разрешении поместить в школе портрет H. H. Глубоковского, но получила отказ (Там же. 1105. Письмо Никольского отделения Великоустюжского Стефано-Прокопиевского братства от 18 авг. 1904 г. на имя священника о. М. В. Попова). Тем не менее неофициально портрет повесить разрешили. 108 Согласно письму Глубоковского от 21 апр. 1905 г., 3/8 части ежегодной 4% ренты с этого капитала идут на нужды школ по усмотрению заведующего, 3/8 поступают законоучителю и помощнику поровну, а 2/8 расходуются на содержание церковного хора (ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. 1310. Л. 1–1 об. Отчет заведующего школами священника о. Иоанна Быстрова о расходовании средств с капитала, пожертвованного H. H. Глубоковским в пользу Кобыльских Ильинских церковноприходских школ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

447 ЦГИА СПб. Ф. 2162. Оп. 1. Д. 12. Л. 79–79 об. В архиве Глубоковского есть брошюра Карташева «Реформа, реформация и исполнение церкви» (Пг., 1916) с дарственной надписью автора Глубо­ковскому (ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. Д. 1319). 455 ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. Д. 70–126. «Ваш труд поверг меня, конечно, в благоговейное изумление пред массой действительно и серьезно проработанной литературы, и затем в некоторое уныние по поводу своей собственной затеи, которая не может претендовать и на десятую долю..., – писал ему в октябре 1912 г. А. И. Покровский . – Простите, H. Н., но Вы прямо подавляете нас этой колоссальной прямо сверхъестественной ученостью» (Там же. Д. 699. Л. 22 об.). 456 В архиве имеется второе издание «Нового Завета Господа нашего Иисуса Христа на славянском и русском языках» (СПб., 1885) с редакционной правкой и пометами Глубоковского (ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. Д. 54). 27 июня 1897 г. Победоносцев писал: «Очень благодарен проф. Глубоковскому за труд его, нелегкий, по Евангелию от Иоанна. Я получил его пред отъездом за границу и ныне читал с большим интересом и много нахожу для себя поучительного» (Там же. Д. 29. Л. 173). Посылая Глубо­ковскому экземпляр исправленного Евангелия от Луки, он замечал 26 октября 1903 г.: «Премного благодарен Вам за указания в заметках Ваших, из коих многими я воспользовался» (Там же). Приводя эти отзывы Победоносцева, Глубоковский тут же грустно замечает, что не все «так внимательно и благосклонно» отнеслись к этой его работе и впоследствии он узнал, что начальник Правильной пала­ты с.-петербургской Синодальной типографии П. А. Гильтебрандт , косвенно задетый замечаниями Глубоковского по поводу перевода Нового Завета на 4 языках под его редакцией, «много агитировал» против Глубоковского и старался дискредитировать его труды (Там же. Л. 173–173 об.). Об использовании Победоносцевым замечаний Глубоковского см.: Новый Завет в переводе К. П. Победоносцева СПб., 2000. С. 19 21. 464 Глубоковский H. Н. Преосвященный Иоанн (Кратиров), бывший епископ Саратовский, ректор Санкт-Петербургской Духовной академии (1895–1899)//ХЧ. 1909. 3. С. 421–440.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2167 ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. 699. Л. 17 об. Письмо от 29 июня 1909 г. Некоторое время Покровский выступал в качестве лектора (о Л. Н. Толстом и на другие темы) и писал Глубоковскому, что это занятие «довольно интересное и хорошо вознаграждаемое» (Там же. Л. 18. Письмо от 30 дек. 1911 г.). В 1914 г. Глубоковский поддержал его, имевшего репутацию «опального профессора», в деле с защитой докторской диссертации «Соборы древней Церкви первых трех веков» (Сергиев Посад, 1914), содействуя появлению печатных рецензий в «Церковном вестнике» и «Христианском чтении» и помогая другими дельными советами. 5 декабря 1914 г. Покровский писал ему: «...все более достойное и человечное страшно обезличено и запугано. Говорю здесь о лучших академических профессорах, которые, хотя и откликнулись лестными письмами на мою книгу, но тут же и уклонились под разными благовидными предлогами от печатных отзывов о ней. Из всех академических профессоров я пока твердо верю лишь в одного Вас, дорогой Николай Никанорович, и крепко уверен, что, если не словом , то самим делом (еще более действительным), Вы, несомненно, уже оказали и впредь окажете всякую зависящую от Вас помощь» (Там же. Л. 35 об.). Осенью 1916 г. Покровский был избран профессором Новороссийского университета. История с утверждением его в степени доктора завершилась лишь в 1917 г. Принимал активное участие в обновленческом движении на Украине, в 1925 г. избран в «члены Пленума обновленческого Синода». Скончался после 1928 г. (Голубцов С. Московская духовная академия в начале XX века. Профессура и сотрудники. Основные биографические сведения. М., 1999. С. 71). Значительная часть его писем Глубоковскому посвящена истории с защитой докторской диссертации (ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. 699, 700). 2171 ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. 438. Л. 12 об.–13. Став редактором «Богословского вестника» (с 4 мая 1917 г.), M. M. Тареев в первом редактируемом им номере опубликовал отрывки из ревизорского отчета архиепископа Димитрия и записки М. А. Остроумова (под заглавием «Освободительное движение и борьба за автономию в Московской духовной академии»), относящиеся непосредственно к себе, снабдив их обширными, несколько язвительными примечаниями (Страничка из независимой истории богословской науки (ревизия академии в 1908 г.)//БВ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Чтение Евангелия не отнимало много времени, и ученикам оно приносило большую пользу» (Воспоминания Н. А. Ильинского. Л. 33–34). Ильинский также замечал, что в Никольске «о. протоиерей пользовался громадным авторитетом» (Там же. Л. 34). 153 «Он как-то особенно умел хвалить и поощрять тех учеников, которые хорошо писали . Мы любили о. Александра за его простоту в обращении с нами и отеческое к нам отношение» (Воспоминания Н. А. Ильинского. Л. 29 об.). 154 [Григоревский М. X.] Отчет о ревизии.... С. 37, 38. «Он обладал хорошим голосом, на уроках был строг и часто раздражителен, но по душе был добр, иногда любил и пошутить» (Воспоминания Н. А. Ильинского. Л. 29 об.). 158 ОР РНБ. Ф. 194. Он. 1. 29. Л. 49 об. Записная книжка H. H. Глубоковского. Впоследствии Кубасов был смотрителем и духовником училища, с 1889 г. настоятелем открытой при училище Александро-Невской домовой церкви и основателем земской библиотеки, скончался в земляной пещере на берегу реки Юг. (Никольская старина... С. 222–225). В архиве Глубоковского сохранились письма Кубасова к нему (ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. 554). 159 Доброумов Я. Д. История Никольского духовного училища...//Вологодские ЕВ. 1898. 13, 1 июля. С. 323. 163 Доброумов Я. Д. История Никольского духовного училища...//Вологодские ЕВ. 1898. 24. 15 дек. С. 605. 167 ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. 29. Л. 23 об. Впоследствии Сырнев состоял земским начальником в Вятской губернии (Воспоминания Η. А. Ильинского. Л. 37). 168 Глубоковский H. H. Учебный комитет при Святейшем Синоде и состояние духовной школы – в исторической перспективе//Глубоковский H. H. По вопросам духовной школы (средней и высшей) и об Учебном Комитете при Святейшем Синоде. СПб., 1907. С. 83. 169 По отзыву историка духовной школы, профессора КазДА П. В. Знаменского , отчеты Керского «составляли целую библиотеку педагогических заметок и материалов для истории духовного образования в России» (Знаменский П. В. История Казанской духовной академии. Т. 3. Казань, 1892. С. 380). 171 [Глубоковский Н. Н. ] Об «учении чтению по-русски» в духовно-учебных заведениях//ЦВ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Ф. 206. Коробка 43. Д. 2. Л. 110 об.). Дольше других, вероятно, продолжала работать Епархиальная б-ка (по крайней мере до 26 сент. 1919; в этот день б-ку посещал последний записавшийся читатель, см.: Книга для записи книг, выдаваемых читателям 1916-1919//РГБ ОР. Ф. 206. Коробка 36. Д. 3. Л. 94). Лит.: Сборник, изд. ОЛДП, по случаю исполнившегося 25-летия его деятельности, 1863-1888 гг. М., 1888; Соловьёв И. ОЛДП за 25 лет своего существования (1863-1888)//ЖМНП. 1889. Ч. 261. 1. Отд. 4. С. 13-25; Мансветов И. Ф. Восстановление Отд. иконоведения при ОЛДП и задачи его. М., 1896; Извеков Н. Д., прот. Истор. очерк полувековой жизни и деятельности Моск. ОЛДП: (1863-1913 гг.). М., 1913; Козлов В. Ф. Главное церк. об-во Москвы: ОЛДП и памятники церк. старины (1863-1918)//Москва в нач. XX в. М., 1997. С. 132-141; он же. Из истории церк. краеведения нач. ХХ в.: (Моск. ОЛДП и его Церк.-археол. отд. как центр изучения памятников церк. старины)//Вестн. РГГУ. Сер.: Ист. науки. Регион. история. Краеведение. 2014. 17(139). С. 9-29; Филаткина А. И. ОЛДП и его деятельность по изучению церк. искусства//ИХМ. 1999. Вып. 3. С. 242-248; Зосима (Давыдов), игум. «Моск. церковная революция», или Деятельность Моск. ОЛДП в 1905-1908 гг.//ЕжБК. 2004. С. 398-409; Воронцова И. В. К истории «моск. церк. революции» (1905-1907) в ОЛДП: Три письма из арх. фонда архиеп. Никона (Рождественского)//ЦиВр. 2007. 2(39). С. 128-147; Копылова Е. А. Московская епарх. б-ка в период 1863-1919 гг.//Вестн. Волжского ун-та им. В. Н. Татищева. Сер.: Гуманит. науки и образование. Тольятти, 2011. Вып. 7. С. 209-225; она же. Участие С.-Петербургского отд. ОЛДП в переговорах представителей старокатоликов с Рус. Правосл. Церковью//Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2011. 3(40). С. 7-16; она же. Философские чтения в С.-Петербургском отд. ОЛДП и попытка создания филос. об-ва//Ист., филос., полит. и юрид. науки, культурология и искусствоведение: Вопр. теории и практики. Тамбов, 2012. 5(19). Ч. 2. С. 76-79; она же. «Дело Овербека» в жизни С.-Петербургского отд. ОЛДП//Вестн. Волжского ун-та им. В. Н. Татищева. Сер.: Гуманит. науки и образование. 2013. Вып. 4(14). Т. 2. С. 167-178; она же. Деятельность С.-Петербургского отд. Моск. ОЛДП по ознакомлению зап. христиан с Православием (1871-1880)//Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2013. 3(52). С. 7-16; она же. Моск. ОЛДП: становление и традиции духовного просвещения в России в период сер. XIX - нач. XX в.: Канд. дис. М., 2016; она же. Архив ОЛДП: История и состав док-тов//Отеч. арх. 2017. 4. С. 42-50; она же. К вопросу об издании журнала «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения»: Создание, становление, основные редакционные идеи//Прикосновение к вечности: Сб. ст. М., 2017. С. 207-219; Торопов Д. А. Роль С.-Петербургского отд. ОЛДП на первом этапе переговоров представителей Рус. Церкви со старокатоликами (1871-1875)//ЦиВр. 2012. 2(59). С. 176-191.

http://pravenc.ru/text/2578105.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010