Л. И. З. состоит из 2 частей - литургии оглашенных и литургии верных; перед началом литургии оглашенных в алтаре совершается чин проскомидии . В правленых русских печатных изданиях Служебника последование входных молитв , облачения и проскомидии озаглавлено как          . По своему смыслу такое заглавие должно относиться к Л. И. З. целиком, но после окончания проскомидии в Служебнике начинается статья с основным текстом Л. И. З., со своим собственным заголовком:                  . В действительности заглавие чина проскомидии является названием диатаксиса (διταξις - «чин по порядку», «устав») Божественной литургии, т. е. подробного описания всех ее священнодействий от начала до конца. В русских изданиях тексты формуляра Л. И. З. и ее диатаксиса объединены, но с сохранением заглавий; иными словами, первое заглавие можно отнести не только к чину проскомидии (как это выглядит в Служебнике), но ко всем рубрикам Л. И. З., второе - к ее молитвам и ектениям . Первоначально диатаксисы представляли собой внешний по отношению к литургии текст (см. издания ряда диатаксисов: Красносельцев. 1889; 1896; Дмитриевский. 1912), их развитие в XI-XIV вв. было связано с отсутствием подробных указаний о порядке совершения Л. И. З. в визант. рукописях Евхология. С XIV в. стандартным стал диатаксис, описывающий афонскую практику совершения литургии того времени и отредактированный буд. патриархом К-польским свт. Филофеем Коккином († 1377/78); он и вошел в состав Евхологиев и Служебников и во мн. изданиях слился с чином Л. И. З. в одно целое. Причащение прп. Марии Египетской прп. Зосимой. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 175 об.) Причащение прп. Марии Египетской прп. Зосимой. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 175 об.) Чин проскомидии, т. е. приготовления евхаристических Даров, завершается священнической молитвой (в печатных изданиях Л. И. З. и Литургия свт. Василия Великого имеют одну и ту же молитву: Ο Θες, Θες μν, τν ορνιον ρτον -          , но в южноиталийских рукописях Л. И. З. часто имеет свою особую молитву протесиса наряду с особыми молитвами малого входа и Трисвятого; в древнейших слав. рукописях эти же особые молитвы протесиса и Трисвятого входят, напротив, не в Л. И. З., а в Литургию свт. Василия (см.: Желтов. 2007. 279-280, 292-297), тогда как молитва малого входа встречается в обеих литургиях - либо среди входных молитв перед службой, либо среди молитвословий великого входа (Там же. С. 300-304); кроме нее древнерусский чин Л. И. З. имел целый ряд др. особенных текстов (Там же)). После молитвы о Дарах читается молитва над кадилом (Θυμαμ σοι προσθρομεν -      ), совершаются покровение Даров и каждение.

http://pravenc.ru/text/2110609.html

Наказание нечестивого. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 9) Наказание нечестивого. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 9) Согласно лат. философу и богослову Боэцию (V-VI вв.), тварные вещи произошли от Бога, в Котором бытие и благо тождественны, поэтому они не могут быть злыми, но также являются благими; более того, само бытие вещей - благо, хотя и не во всем подобно тому Благу, от Которого происходит ( Boetius. Quomodo substantiae bonae sint//PL. 64. Col. 1313). Однако из-за вторичности и сложности тварных вещей благо в них не тождественно их сущности, но является ее свойством, а потому может в них уменьшаться или возрастать (Ibid. Col. 1311-1312). Касаясь проблемы соотношения физического и нравственного З., Боэций указывал, что все люди одинаково стремятся к благу и блаженству, так что никто не делает З. специально ради З., ведь рассмотренное как таковое, оно есть ничто ( Idem. Consol. III 12; IV 2, 6). Любая судьба человека является благом; все бедствия, кажущиеся человеку З., или укрепляют его, или исправляют (Ibid. IV 7). Согласно Боэцию, З. и порок никогда не остаются без наказания - ни в этой жизни, ни в будущей (Ibid. IV 1-4), поскольку всем в мире управляет Божественный Промысел (providentia), к-рый использует в своих целях человеческую судьбу (fatum) и направляет все к благу (Ibid. IV 6). Свт. Григорий I Великий , папа Римский (VI в.), разъясняя слова из Книги Иова о том, что З. следует принимать от Бога так же, как и добро (Иов 2. 10), полагал, что здесь под З. (mala) понимаются наказания (flagella). З., к-рое не существует по своей природе, не творится Богом; поэтому когда Бог говорит, что Он «производит бедствия» (Ис 45. 7; ср. лат. текст: Ego Dominus... creans mala), Он тем самым показывает, что с помощью созданных во благо вещей наказывает людей за их дурные поступки ( Greg. Magn. Moral. III 9. 15). Исидор , еп. Гиспальский (Севильский) (VI-VII вв.), в 1-й кн. «Сентенций» рассматривал вопрос о происхождении и свойствах З.

http://pravenc.ru/text/199913.html

Кома, куда ему изредка приносил пищу знакомый человек ( Athanas. Alex. Vita Antonii. 8). В этой гробнице преподобный прожил более 15 лет. В старости, будучи уже известным аввой, он избрал местом нового затвора «внутреннюю гору» близ побережья Суэцкого зал., хотя и продолжал периодически посещать своих учеников. Прп. Антоний Великий в затворе. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 25) Прп. Антоний Великий в затворе. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 25) Ранние примеры З. свидетельствуют о том, как затворники высоко ценили одиночество. Напр., упоминаемый блж. Феодоритом Симеон Древний жил, избегая любого общения с внешним миром: «Он непрерывно, в продолжение многих лет, проводил жизнь пустынную, поселившись в маленькой пещере; не видел ни одной человеческой души, потому что желал быть один, чтобы постоянно беседовать с Богом всяческих» ( Theodoret. Hist. rel. 6). Его случайно нашли заблудившиеся в пустыне торговцы. Живя в полном уединении, он стяжал такую чистоту, что его слушались звери. Др. живший в затворе подвижник, Ниламон, когда его хотели поставить епископом (на этом настаивал епископ Александрии), молился, чтобы Бог даровал ему смерть, и умер в день, назначенный для хиротонии ( Sozom. Hist. eccl. 8. 19). Требование одиночества для затворников далеко не всегда означало их фактическое удаление от людей. Так, по свидетельству блж. Феодорита, подвижник Апексим 60 лет провел в келье, к к-рой мог подойти любой человек, однако все это время он никого не видел и ни с кем не разговаривал, «углубляясь в самого себя и созерцая Бога». Пищу он принимал через специальное отверстие в стене кельи, к-рое было «просверлено не совершенно прямо, но сделано несколько извилистым, дабы любопытствующие не могли заглянуть внутрь» ( Theodoret. Hist. rel. 5). Известный затворник Иоанн Ликопольский был доступен всем приходящим, он не отказывал во внимании нуждающимся в наставлении и даже сам писал к имп. Феодосию I Великому (Ibid. 35). Он прожил в своей келье более 48 лет и все это время ни разу не выходил из нее.

http://pravenc.ru/text/182645.html

На девство, т. о., смотрели не как на заповедь, а как на обет, как на дело свободной воли, к-рое человек мог взять на себя и мог не брать, но взявши, непременно должен был хранить ради Царства Небесного. Как обет, избираемый добровольно, девство в силу этого считалось подвигом высшим, ему даже приписывалось 2-е место после мученичества. В первые века христианства состояние христ. общества вполне гармонировало с запросами духовной природы его членов. Живое предание о Христе, Его жизни и делах, живая проповедь апостолов, соединенная с воплощением ее в жизни, молитвенность апостолов, особенно молитвенность св. Иакова, брата Господня, девство возлюбленного ученика Христова Иоанна, девство ап. Павла, безбрачие учеников его Тимофея и Тита, нестяжательность апостолов, имеющих при себе лишь необходимое, и т. п.- все это вызывало воодушевление, к-рое имело результатом выбор аскетического подвига как господства духа над плотью ради единения со Христом. Аскетами назывались тогда великие молитвенники, постники, нестяжатели, девственники - лица, осуществляющие в своей жизни тот или иной подвиг. А. воспринимался как обет, а не как заповедь, соответственно и лица, следовавшие ему, назывались «избраннейшими из избранных» (Clem. Alex. Quis dives salvetur. 36). Характерно для А. этого времени, что следовавшие ему оставались жить в гражданском обществе: рим. законы против безбрачия и подозрительное отношение к уединенным обществам служили препятствием для подвига отшельнического, если девственники и девственницы и составляли при церквах нек-рого рода союзы, то это было тайной для рим. правительства. 2-я пол. III в. Прп. Павел Фивейский. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. ОЛДП F6. Л. 140 об. 1397 г.) Прп. Павел Фивейский. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. ОЛДП F6. Л. 140 об. 1397 г.) Со времени гонения Деция , характеризуется появлением А. в форме отшельничества, или анахоретства, еремитства. Христ. общество, испытавшее потрясения, не было столь сплоченным, как в предыдущий период.

http://pravenc.ru/text/76618.html

(Арх. СПб ИИ РАН. Ф. 5. Оп. 2. Ед. хр. 37-62; Мальцева. 1991. С. 31). Предполагают, что эти материалы послужили основой для создания Лицевого Сийского иконописного подлинника (РНБ. ОЛДП. Ф. 536. Оп. 1. Ед. хр. F. 88; опубл.: Покровский. 1895-1898). На его листах сохранились даты - 1663, 1667, 1687 гг. (РНБ. ОЛДП. Ф. 536. Оп. 1. Ед. хр. F. 88. Л. 59, 180, 437). В предисловии к подлиннику (Л. 6) рассказано о плане издания: вначале размещаются гравюры «немецкие и русские», затем - «иконныя перевод» и «травчатое множество». Среди иконных переводов Н. С. называет чудотворные образы Пресв. Богородицы, иконы Господских праздников, «святых образы и подобия изящных изографов». Лицевой подлинник задумывался Н. С. по четкому плану; ряд материалов, упоминаемых им в предисловии, в частности рус. гравюры, сейчас отсутствует. В наст. время листы в Лицевом Сийском подлиннике имеют неск. нумераций, не соответствующих друг другу: наиболее ранняя, кириллическая (проставленная, видимо, Н. С.), арабская XIX в. и новая, современная. Наличие пробелов в кириллической нумерации указывает на то, что часть материалов Н. С. была изъята. Несоответствие арабской, кириллической и совр. нумерации свидетельствует о том, что при переплете была сделана попытка реконструкции состава подлинника, к-рая оказалась неудачной и не совпадала с первоначальным замыслом Н. С. Это доказывают 2 приплетенных в конце подлинника листа, к-рые, судя по подписи, были куплены в 1910 г. и присоединены к нему. В наст. время часть материалов Лицевого Сийского подлинника находится в ГМИИ в отделе гравюры и рисунка в собрании Д. А. Ровинского. На нек-рых гравюрах есть подпись: «васка мамонтов» - и кириллическая нумерация: напр., на обороте знаменитого офорта Симона Ушакова «Семь смертных грехов» читается «васка мамонтов» 30307), на ряде гравюр указаны кириллические номера и также подписи Н. С. («Осень» и «Зима» А. Трухменского, «Отечество» Симона Ушакова и др.). Совр. состояние Сийских иконописных подлинников связано с их бытованием.

http://pravenc.ru/text/2565604.html

Отличительными признаками редакций Сказания, позволяющими распределить выявленные списки памятника по группам, являются следующие: 1) наличие в Первоначальной редакции, созданной в 20-е гг. XVI в., предисловия «Присно убо человеколюбие Божие проповедати должны есми...», и эпизода об участии в освидетельствовании мощей преподобного Макария Чудовского архимандрита Ионы. 2) Минейная редакция Сказания, самый ранний список которой вошёл в Великие Минеи Четьи, имеет то же предисловие, но основная часть памятника начинается со слов «Велика и ветха сокровища, дивно и радостно откровение...». Из текста исключён эпизод с архимандритом Ионой, при этом в состав Сказания вошли 16 рассказов о посмертных чудесах святого. Третий вид Сказания представляет собой статью 20-х гг. XVI в. без предисловия, что позволяет говорить о варианте Первоначальной редакции или о Сокращённой редакции Сказания 240 . Всего выявлен 31 список Сказания данной редакции (нач.: «Царствующу тогда в Русской земли благоверному великому князю Василию Ивановичю...»). Списки этого вида памятника самостоятельно в рукописях не встречаются: с середины XVI в. до середины XIX в. они имели хождение только в составе сборников, включающих также Пространную редакцию Жития святого. Для исследователя, прежде всего, важны сведения Первоначальной редакции памятника, в данном случае, тексты Сказания об обретении мощей Калязинского чудотворца редакции 20-х годов XVI в. Всего в хранилищах выявлено и изучено 9 списков Сказания данной редакции: ГИМ, Епархиальное собр., 407; РГБ, ф. 310, 337; РГБ, ф. 209, 277; РНБ, собр. Погодина, 641; РНБ, собр. Погодина, 836; РНБ, Q. 1.173; РНБ, собр. ОЛДП, Q. 258; СПбИИ РАН, ф. 115, 155 Q; СПбИИ РАН, ф. 238, оп. 1, д. 275. Старший список памятника находится в сборной рукописи 20−40 гг. XVI в. из собрания Погодина, 836 241 . Судя по филиграням, бумага листов с текстом Сказания датируется 1521 г. (см. Тромонин, 1598), из чего следует, что памятник был создан в связи с установлением местного почитания святого на Соборе 1522/1523 г. Текстологических совпадений с биографической Запиской о преп. Макарии, составленной в 1524 г. со слов его родственницы, старицы Евфросинии 242 , Сказание не содержит, что косвенно может свидетельствовать о создании памятника до указанной даты.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Наиболее близкие к первоначальному тексту Основная и Минейная редакции, независимо друг от друга к нему восходящие, были составлены, по-видимому, в нач. XVI в. Один из наиболее древних списков Основной редакции - РНБ. Соф. 438 - датируется 20-ми гг. XVI в. Работа над наиболее ранним, Софийским экземпляром Великих Четьих-Миней, в к-ром содержится Житие Д., велась в 30-х гг. XVI в. Житие Д. включено также в Минею XVI в. домакариевского состава - ГИМ. Син. 89 ( Протасьева Т. Н. Описание рукописей Синодального собрания, не вошедших в описание А. В. Горского и К. И. Невоструева. М., 1970. Ч. 1. С. 170, 783). Основная и Минейная редакции во многом совпадают по содержанию, отличаясь друг от друга составом и композицией. Основная редакция включает похвальное слово, Минейная редакция - 2 похвальных слова (1-е, совпадающее с Похвальным словом Основной редакции, по-видимому, имелось уже в первоначальном тексте). В Основную редакцию входит предисловие, в Минейную добавлен развернутый заголовок, по сути представляющий собой 2-е предисловие. 3 списка Основной редакции содержат приписку с указанием на время и место создания Жития, в зашифрованном виде в приписке названо имя автора («Иринарх диакон»). В тексте Минейной редакции приписки нет, зашифрованные сведения об авторе перенесены в предисловие-заголовок. Кроме того, в Минейной редакции сообщается о том, что 2 главы Жития («Поучение архиепископа Ефрема братьи» и «О архимандрите Тарасии Пермьстем») написаны Макарием, учеником Д. (Эти главы, а также глава «Наказание архиепископа к преподобному» отсутствуют в особой разновидности Основной редакции, представленной 2 списками XVI в.: РНБ. Собр. ОЛДП. Q. 94 и РНБ. Погод. 652.) Основная и Минейная редакции отличаются порядком следования глав. Кроме того, между Минейной редакцией и 2 вариантами Основной редакции есть нек-рые хронологические разночтения. В XVI в. на материале Основной редакции была составлена Сокращенная редакция Жития Д., сохранившаяся в списке ГИМ. Увар. 67. 10. В Сокращенной редакции отсутствуют предисловие и похвальное слово. Также в единственном списке известна Краткая минейная редакция Жития Д. в составе июньской Минеи, переписанной в 1637 г. в Соловецком в честь Преображения Господня мон-ре (РНБ. Солов. 515/534). Данный извод Жития восходит к Минейной редакции, являясь результатом ее сокращения, в нем отсутствуют предисловие и похвала, а также нек-рые фрагменты основной части Жития. Возможно, Краткая минейная редакция была создана в Соловецком мон-ре Калинкой Наумовым Москвитином, писцом июньской Минеи.

http://pravenc.ru/text/178323.html

Это изображение послужило образцом для гравюры, помещенной в 1-м печатном издании сочинений М. Г. (Каз., 1859. Ч. 1). Прп. Максим Грек. Миниатюра из сборника сочинений Максима Грека. 1-я четв. XVII в. (РНБ. Погод. 1140. Л. 1 об.) В нач. XVII в. появились восходящие к иконографии евангелистов изображения М. Г., на к-рых он представлен ученым мужем - за работой. На выполненной пером (с минимальной тонировкой) листовой миниатюре из Азбуковника 1613 г. (РНБ. Q.XVI.21. Л. 21 об.; см.: Синицына. 2006. Ил. 6) М. Г. представлен на высоком сидении с подставкой для ног; он в рясе и мантии, с непокрытой склоненной головой, в левой руке он держит раскрытый свиток с разлиновкой, в правой - перо; позади него - стол с письменными принадлежностями и книгами. Композиция вытянута по вертикали, имеет высокую линию горизонта. Ритм в рисунке задан повторяющимися дугообразными формами многочисленных арок, окон, а также контуром фигуры, очерченной легкой линией. Миниатюра заключена в рамку с цветочным орнаментом и навершием в центре. Под рисунком помещена зашифрованная простой литореей надпись с именем М. Г.: «РАТЛИРЬ ЧМЕТЬ» ( Белоброва. 1973. С. 245). На миниатюре из сборника сочинений М. Г. 1-й четв. XVII в. (РНБ. Погод. 1140. Л. 1 об.) он представлен на золотом сидении с красно-коричневой подушкой, с подставкой для ног, облачен в коричневую мантию и зеленый подрясник, на голове - клобук, левой рукой поддерживает лежащий на колене лист бумаги, в правой - перо; позади - золотой стол с чернильницей, письменными принадлежностями и горящей свечой, на дальнем плане - архитектурные кулисы красного цвета в виде профилированных стен и башен с пирамидальными золотыми завершениями (центральная башня голубого цвета). На этой миниатюре М. Г. впервые изображен с нимбом, а в подписи назван преподобным («Прпдбн Максим Грекъ»). К той же иконографии относится рисунок в рукописи 2-й пол. XVII в. (БАН. Арханг. 1044 М. Б. 15. Л. 10 об.; см.: Белоброва. 1958. Рис. 1) - М. Г. с нимбом (вверху надпись: «преподобный Максим Грек») пишет, сидя, в лежащей на коленях книге, сидение с узорчатыми резными ножками и с подставкой для ног; преподобный в подряснике, длинной мантии, на голове клобук; неширокая борода в 2 пряди доходит до груди; на дальнем плане - стол с письменными принадлежностями. Это контурный рисунок (только клобук дан черной заливкой), где каждая линия подчеркивает отображенное в складках одежд движение формы, поворот плеча, наклон спины. Там, где линии сходятся, утолщаясь, напр. на бедре, создается ощущение поворота. Рисунок в данной рукописи близок к зеркальной прориси из Сийского иконописного подлинника (РНБ. ОЛДП. F.88. Л. 493 об.; см.: Покровский Н. В. Сийский иконописный подлинник. СПб., 1898. Вып. 4. Рис. 60), прорись, возможно, восходит к ранним рисункам-портретам, т. к. на подряснике изображены характерные застежки.

http://pravenc.ru/text/Максимом ...

был погребен в Кирилловом мон-ре, ссылаясь на монастырский братский синодик, в котором игум. К. назван среди «преставльшихся в дому Пречистыя Богородица, честнаго Ея Успениа, святаго и преподобнаго отца нашего Кирила» (АСЭИ. Т. 2. С. 282; [Братский синодик]. 1897. С. LIX). Однако списки братского синодика отличаются друг от друга. В рукописи РНБ. Кир.-Бел. 754/1011 отсутствует фраза с перечнем имен первых игуменов мон-ря; в списке РНБ. Кир.-Бел. 759/1016 Никольский считал эту фразу «позднейшей прибавкой». Кроме того, далеко не все лица, названные в братском синодике, в действительности скончались и были погребены в Кирилловом Белозерском мон-ре. В частности, в синодике упоминались Пермский и Вологодский еп. Филофей, умерший и погребенный в Ферапонтовом Белозерском в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ре , царь Симеон Бекбулатович, чье надгробие находится в Симоновом Новом московском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре , и др. В случае К. следует предпочесть свидетельство «Сказания о Спасо-Каменном монастыре», где говорится, что К. был погребен на Каменном о-ве «с полуденныа страны церкве» (Преображенского храма). Во 2-й пол. XIX в. мощи К. почивали под спудом около сев. стены в нижнем юж. приделе Спасо-Преображенского собора, над ними была устроена гробница, на которой стоял образ преподобного. Преображенский собор был взорван в кон. 30-х гг. XX в., погребение К. утрачено. О почитании К. свидетельствует описание его кончины в «Сказании о Спасо-Каменном монастыре». К. назван в «Повести о российских святых угодниках» (РНБ. Q.I.382. Л. 35, XVIII в.), в «Перечне святых города Вологды» (РНБ. Мих. Q.532. Л. 211 об., XVIII в.; СПбДА. AII/63. Л. 30, XIX в.), в Четьих-Минеях Константина Добронравина (РНБ. СПбДС. 25/12. Л. 109, XIX в.), в «Перечне святых угодников, коих время памяти неизвестно» (РНБ. Тит. 2727. Л. 69 об., XIX в.) (сведения о почитании святого содержатся в электронной базе «Источники русской агиографии» Отдела древнерус. литературы ИРЛИ). Несмотря на то что в агиографических изданиях XIX - нач.

http://pravenc.ru/text/1681245.html

При этом значительное количество списков, содержащих рассматриваемый нами итоговый славянский полный перевод «Вопросоответов», находятся в архивах России. Русские списки, расположенные по датам (Сначала идут рукописи преимущественно с белой датой и определенным писцом) РГБ 247.67, 1811 год. РНБ 717.8/8, 1815 год, Пахомий. РГБ 214.530, 1815-16 года, Маркиан. РГБ 178.1.4557, 1818 год. РНБ 1106.7, перв. четв. XIX в., до 1822 год. ГИМ, Сим. 25, 1826 год, Паисий. РГБ 214.528, 1827 год, Макарий/Алипий. РГБ 178.1.7644, 1829 год. РНБ, 717.9/9, 1833 год. РНБ, 905. F.612, перв. пол. XIX в., до 1842 года, Вонифатий. Мелхиседек. РГБ 178.1.8984, 1845 год. БАН, Алекс.-Свирск. 5, 1849 год. ГИМ, Сим. 26, втор. четв. XIX в. Иларион (Ремизов). РГБ 214.529, перв. пол. XIX в., Иоанн (Наголкин). РНБ, 905. F. 158, перв. пол. XIX в. РГБ 214. 531, перв. пол. XIX в. РГБ 214. 532, перв. пол. XIX в. РГБ 178.1.2238 перв. пол. XIX в. РГАДА 196.1.1670, перв. пол. XIX в. РГИА фонд 834 оп. 3. д. 3912, перв. пол. XIX в. РГБ 247.68, 19 в. перв. пол. XIX в. НАРМ 2119.2.18, 60-е годы XIX в. Список сокращений РГИА – Российский государственный исторический архив РГАДА – Российский государственный архив древних актов БМН – Библиотека монастыря Нямц РГБ – Российская государственная библиотека РНБ – Российская национальная библиотека БАН – Библиотека Российской академии наук ГИМ – Государственный исторический музей BAR – Библиотека Академии наук Румынии ИАБ – Исихазм. Аннотированная библиография   Приложение Предисловие к книге свв. Варсонуфия и Иоанна из рукописи РГБ 214.530 [л. I] К читателем. Похваление наше великому старцу преподобному Варсонуфию, и его ученику и спостнику авве святому, несть нужно: самая бо их писания, сиесть ответы их, вопрошающим, в душевное наставление поданныи, толико сладчайшии, духовно-жизненных вод источник имущии, довольно явствуют, колико отменное святаго Варсонуфия, душевное преуспеяние, и к Единому Богу присоединение бе. И святаго Иоанна его ученика и спостника, с сущею их друг ко другу о Христе любовию: всяк со вниманием благоусердно чтущий узрит, и со удивлением возчувствует в душе своей благожелательное духовное обучение; узрит душевными очесы духовноискусное наставление, каковыми способами, душе в треволнениях бедствующей проходить сквозе лукавствия духов, к зрению лучи Божественныя отрады, награждающия небесным наследием.

http://bogoslov.ru/article/6192185

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010