Публикуемый нами рассказ о жене Нира Софониме, матери Мелхиседека, встречается в древнерусских рукописях редко. Вся история приурочена ко времени накануне всемирного потопа; Нир назван братом Ноя, а Мелхиседек пока еще младенец, будущая роль которого известна из предсказаний Бога и архангела Гавриила. Если Ной – хорошо известный библейский персонаж, то ни брата его Нира, ни жены Нира Софонимы Библия не упоминает. С библейским Мелхиседеком младенец апокрифа связан только своей будущей миссией – быть главой иереям. Текст апокрифа известен в нескольких списках. Древнейший – в Барсовской Палее начала XV в. (ГИМ, собр. Барсова, 619, л. 2). Но в Барсовской Палее сохранилась только заключительная часть апокрифа, начиная со слов: «...глава еромъ людья единовластие служаща ти, Господи. И бысть егда сконча отрокъ 40 дний в кров Ниров...» Затем по времени идут списки – Библиотека РАН, 45.13.4, XVI в., л. 365–366 об.; РНБ, собр. Кирилло-Белозерское, 27/1104, XVII в., л. 232 об.–238 об. (К–Б); РГБ, собр. Троице-Сергиевой лавры, 793 (1639), XVI в., лл. 401–402 (ТСЛ). В рукописях ГИМ, Библиотеки РАН и РНБ представлена Пространная редакция памятника, в рукописи РГБ – Краткая. Текст списков РНБ и РГБ (К–Б и ТСЛ) опубликован: Тихонравов Н. С. Памятники отреченной русской литературы. СПб., 1863. Т. 1. С. 26–31. В настоящем издании текст публикуется по списку Библиотека РАН, 45.13.4. О ЖЕНЕ НИРА Была бесплодна жена Нира Софонима и не родила Ниру наследника. И вот состарилась Софонима, и близился день ее смерти, когда почувствовала она дитя в чреве своем, – а Нир не входил к ней со дня, как поставил его Господь иереем перед людьми. Испугалась Софонима и таилась все дни, и никто из людей и не узнал этого. И сталось же в день родов – вспомнил о жене своей Нир и призвал ее к себе в покои побеседовать с нею. И пошла Софонима к мужу, тая дитя в чреве, и тогда наступило время родин. И увидел ее Нир, и устыдился безмерно такого позора, и сказал ей: «Что же ты это сотворила, жена, и осрамила меня перед людьми? И теперь иди от меня, – иди туда, где зачала позор чрева твоего, да не оскверню рук моих о тебя и не согрешу перед Господом».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Со 2-й пол. XVI в. в братии З. было значительное число иноков западнорус. происхождения, о чем в сер. 40-х гг. XVIII в. сообщал Григорович-Барский ( Григорович-Барский. 2004. С. 254, 262-268). Наиболее известен среди них укр. писатель-полемист и борец с унией иером. Иоанн (Вишенский) , проживавший в З. с 1596 г. и с краткими перерывами до кончины между 1621 и 1633 гг. ( Мицько I. З. Острозька слов " яно-греко-лат. akaдeмiя. К., 1990. С. 85-86). Вероятно, с ним связано появление в монастырской б-ке каллиграфического Евангелия-тетр 1550 г., переписанного его земляком и, возможно, родственником Лукой, протопопом вишненским (см.: Кодов, Райков, Кожухаров. 1985. С. 78-80. 38; Турилов А. А. Критерии определения слав.-молдав. рукописей XV-XVI вв.//Хризограф. М., 2005. Вып. 2. С. 152, 165). Укр. и белорус. монахи в кон. XVI - нач. XVII в. переписывали в З. церковно-учительную лит-ру для отправки на родину. Известен укр. список Торжественника в 2 томах (РГБ. Егор., 1528; РГБ. Собр. Лукашевича и Маркевича, 88), присланный в 10-х гг. XVII в. с Афона тем же иером. Иоанном (см.: Щапов Я. Н. Собрание рукописных книг И. Я. Лукашевича и Н. А. Маркевича. М., 1959. С. 82-83; Сметанина С. И. Записи XVI-XVII вв. на рукописях собрания Е. Е. Егорова//АЕ за 1963. М., 1964. С. 371). Устойчивыми связями З. с Украиной и Белоруссией объясняется присутствие в помяннике монастыря имен западнорус. иерархов (напр., архиеп. Полоцкого Каллиста), укр. гетманов Ивана Самойловича (вложившего в мон-рь Евангелие, «зело много на себе сребра имущое, с позлащением и художеством удивителним» - см.: Григорович-Барский. 2004. С. 254-255) и Ивана Мазепы со сродниками. В XVIII-XIX вв. З. стал одним из центров болг. возрождения. В 60-х гг. XVIII в. здесь работали родоначальники болг. историографии: анонимный автор т. н. Зографской истории, мон. Спиридон из Габрова, автор «Истории во кратце о болгаро-словенском народе» (1792), и архим. Паисий Хиландарский , к-рый благодаря богатой монастырской б-ке завершил «Историю славяно-болгарскую». Позже здесь жили деятели болг. возрождения иером. Неофит (Бозвели) , Иларион , еп. Макариопольский, и др.

http://pravenc.ru/text/199949.html

23 . Распря раскольников с духовенством при Петре I. Литография. Типография А. Руднева в Москве. 1863. ГМИР. 24 . Максим Грек . Поморские письма, Конец XVII-haчaлo XIX века. 32х27. ГТГ, собрание П.А. Корина. 25 . Цирюльник хочет раскольнику бороду стричь. Лубок. Первая четверть XVIII века. Ровинский, 1881–1893. Атлас, 227. 26 . С бороды пошлина взята. 1725. Рисунок нагрудного знака. Из книги: Ровинский, 1900, илл. 226. 27 . Олонецкого купца сын ТЛ. Трифонов. от роду 28 лет. Литография. XIX век. ГМИР. 28 . Сошествие Святого Духа. Иосиф Владимиров. 1666. Икона из церкви Троицы в Никитниках в Москве. 29 . Митрополит Алексий. Москва. Конец XVII века. ГММК. 30 . Господь Вседержитель. «Суздальские» письма. Конец XVII – начало XVIII века, 30,5х25,5. Частное собрание, Москва. 31 . Никон беседует с дьяволом . Миниатюра из «Повести о ерархе нашем Никоне». Начало ХХ века. ОР БАН, ф. 67, ед. хр. 49, л. 73. 32 . Спас в силах. Конец XVIII века. 125х100. ГМИР. 33 . Адское чудовище. Рисованная религиозная картинка. Середина XIX века. ММ. 34 . Страшный суд. XIX век. ГМИР. 35 . Христианин, ангел-хранитель, дьявол и «мир». Рисованная религиозная картинка. Конец XIX века. ГИМ 36 . Смерть Феодоры и видение мытарств души. Рисованная религиозная картинка. Вторая половина XIX века. 69,7 х52,3. ГИМ 37 . Судьба праведника и грешника. Рисованная религиозная картинка. Конец XVIII-haчaлo XIX века. 41 х52,5. ГИМ. 38 . Слово Иоанна Златоуста как лице свое крестити. Литография. Типография А.В. Морозова в Москве. 1 875. Отдел ИЗО, РГБ. 39 . Слово Иоанна Златоуста о страхе Божии. Литография. Старообрядческая типография Г. Горбунова в Москве. Конец XIX века, пчел ИЗО, РГБ. 40 . Распятие. Рисованная религиозная картинка. Конец XIX века. 73х55,5. ГИМ. 41 . Петр подносит написанную им икону митрополиту Максиму. Клеймо иконы Петр с житием». 80-е годы XV века. ГММК. 42 . Адриан Пошехонский. 1 725. 37х29. Собрание Н и С. Воробьевых, Москва. 43 . Богоматерь Неопалимая купина. Палех. Конец XVIII века. 40х33. ГТГ, собрание П.Д. Корина.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Составление патриаршего свода 70–х годов XVII в. можно связывать с деятельностью сподвижника патриарха Иоакима, келаря московского Чудова монастыря Варлаама Палицына. В рукописи БАН, 16.8.16 содержатся исторические выписки и вкладная келаря Варлаа–ма Палицына 1686 г. о даче им «книги лтописной в дсть, своихъ трудов» в Успенский Тихвинский монастырь. Однако, сама рукопись БАН датируется временем около 1730 г.: бумага с филигранью Герб Амстердама и надписью F. MAROT — Клепиков С. А. Бумага с филигранью «Герб города Амстердама»//Записки Отдела рукописей ГБЛ. Вып. 20. М., 1958. 73 (1730 г.). Удалось установить, что в рукописи БАН, 16.8.16 скопировано Оглавление и сделаны выписки из патриаршего свода 70–х годов XVII в. по списку, близкому к Виф. 34. Летописец Палицына еще в 1720–х годах использовал в своем сочинении по русской истории С. Д. Голицын (сын знаменитого «верховника», см. РГБ, ф. 304/II, 21 и РГБ, ф. 205, 210, л. 40—43). Варлаама Палицына, таким образом, следует признать составителем грандиозной исторической компиляции XVII в., основанной на Никоновской летописи, Хронографе, новгородских и псковских летописях, Космографии, Новом летописце, Хронике Бельского и других источниках . Часть IV. Тексты I. Noxbaльhoe слово Сергию Радонежскому, написанное Епифанием Премудрым в 1412 году Текст печатается по списку из собрания Н. С. Тихонравова, 705. Слово похвално преподобному отцу нашему Сергию. Сътворено бысть учеником его священноинокомъ Епифаниемъ. Благослови, отче Тайну цареву добро есть хранити, а дла Божиа проповдати преславно есть; еже бо не хранити царевы тайны — пагубно есть и блазнено, а еже млъчати дла Божиа преславнаа — бду души наносить. Тм же и аз боюся млъчати дла Божиа, въспоминаа муку раба оного, приимшаго Господень талантъ, и в земли съкрывшаго, и прикупа имь не сътворшаго. Никто же бо достоинъ есть, неочищену има мысль вънутреняго человка; таковъ сый страстный азъ, пленицами многыми грховъ моихь стягнутъ, таковымь преславнымь вещемь нелпо б мн коснутися, нъ разв тъчию безакониа моа възвщевати и пещися о грсхь моихь. Нъ поне же желание привлачит мя и недостоиньство млъчати запрщает ми, и грси мои яко бремя тяшко отяготша на мн. И что сътворю? Дръзну ли недостойн к начинанию? Что убо, реку ли или запрщу в себ? Окаю ли свое окаанство? Внимаю ли въсходящимъ на сердце мое блаженствомь о преподобнмь?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

Лит.: Строев. Списки иерархов. Стб. 693-694; Свирелин А. И., прот. Надгробная надпись на могиле А. Ягужинской: Ист. экскурс по поводу ее. Владимир, 1901 (То же//Тр. Владимирской УАК. 1902. Т. 4. С. 29-55); он же. Переславский Федоровский жен. мон-рь. Владимир, 1903. М., 2005; Георгиевский Н. М. Игум. Евгения, настоятельница Феодоровского жен. мон-ря в г. Переславле-Залесском Владимирской губ.: (К 40-летию в сане игумении). Владимир, 1915; Малицкий Н. В. Игум. Евгения, настоятельница Феодоровского жен. мон-ря в г. Переславле-Залесском Владимирской губ.: (К 40-летию в сане игумении)//Владимирские ЕВ. 1915. Ч. неофиц. 29. С. 589-595; Пуришев И. [Б.] Переславль-Залесский. М., 1970. С. 15, 17; Левицкая Н. В. К истории переславского Федоровского мон-ря в кон. XVII - нач. XVIII в.//Тр. Всерос. науч. конф., посвящ. 300-летнему юбилею отечеств. флота. Переславль-Залесский, 1992. Вып. 1. С. 131-136; она же. Вкладная книга Переславль-Залесского Федорова мон-ря//ИКРЗ, 1993. Ростов, 1994. С. 122-129; Смирнов М. И. Переславль-Залесский: Ист. очерк 1934 г. Переславль-Залесский, 1995. С. 60, 96-97; Антонов А. В. Перечни актов Переславских, Ярославских, Костромских и Галичских мон-рей и церквей XIV - нач. XVII вв.//РД. 1997. Вып. 1. С. 43-44, 72-75; он же. Вкладчики Успенского Горицкого мон-ря XV-XVI вв.//Там же. 2003. Вып. 9. С. 3-37; Сукина Л. Б. Икона «Богоматерь Иерусалимская» круга Кирилла Уланова из собр. Переславского музея//ПКНО, 2002. М., 2003. С. 326-331; она же. Иконы местного ряда иконостаса собора Федора Стратилата переславского Федоровского мон-ря: (К истории создания и бытования произведений иконописи эпохи Ивана Грозного)//ИКРЗ, 2011. Ростов, 2012. С. 55-61; Евстолия (Афонина), игум. Отчет Св.-Никольского и Федоровского жен. мон-ря за 2000 г. М., 2004; Анхимюк Ю. В., Кузьмин А. В., Рыков Ю. Д. Опыт выявления регион. рукописей в фондах РГБ и создания «Перечневой описи рукописей ростово-ярославского происхождения в территориальных собраниях РГБ»//Рукописные памятники Ростово-Ярославской книжности: Методика взаимодействия столичного и регион. библиотеч. центров по выявлению и описанию рукописей регион. книжно-рукоп. традиции/Сост.: Ю. В. Анхимюк, А. В. Кузьмин, Д. Ф. Полознев, Ю. Д. Рыков, Г. П. Федюк. Ярославль, 2011. С. 23-102; Брумфилд У. [К.]. Переславль-Залесский: Архит. наследие в фотографиях= Brumfield W. [С.] Pereslavl-Zalesskii: Architectural heritage in photographs. М., 2018. (Открывая Россию=Discovering Russia; 16).

http://pravenc.ru/text/2579998.html

61) ГИМ, собр. Е. В. Барсова , 1466. Сборник (л. 309 об. – 313), 2– я четв. XVII в. 62) Научная библиотека Московского университета, 5 ML 84. Сборник (л. 125–127 об.), 2-я четв. XVII в. Проложная статья, дополненная по Антониевской редакции. На л. 124 об. редчайшее изображение святого князя Федора Ростиславича с сыновьями Давидом и Константином. 63) РГБ, ф. 92 (Собр. С. О. Долгова), 52. Сборник (л. 143–146), последняя четверть XVII в. Филигрань: Голова шута с 7 бубенцами – Дианова и Костюхина, 440 (1670 г.). 64) ГИМ, Синодальное собр., 84. Сборник (л. 112–114 об.), 1719 г. Списан с «древния письменныя книги», находившейся в соборной церкви Ростова; рукопись принадлежала Ростовскому епископу Георгию и являлась его «келейной» собственностью. 65) РГБ, ф. 256 (Собр. Н. П. Румянцева), 160. Сборник (л. 40 об. – 41 об.), около 1814 г. (бумага с датами 1812, 1813 и 1814 гг.). Впереди на чистом листе заголовок: «Жития Российских святых по списку древней рукописи, обретающейся в соборной церкви города Ростова, с дополнениями из четьи миней, в Патриаршей библиотеке хранящимися под 47–59». На следующем листе написано: «Сия книга преосвященнаго Георгия епископа Ростовскаго и Ярославскаго келейная, 14 мая 719 написася з древния письменныя книги, которая обретается во святой первопрестольной соборной и апостольской церкви во граде Ростове». Таким образом, текст Проложной редакции скопирован с рукописи Син., 84. Пространный вид Проложного жития Федора Ярославского сформировался не сразу, а насчитывает несколько этапов в своем развитии. Древнейший вариант представлен списками 1–2–41–48–57. В этом варианте биографическая заметка – характеристика князя Федора более или менее механически присоединена к Краткому виду Проложного жития, причем был использован список Краткого вида с чтением «оже ли кто не соблюдет вас» (таким образом, сближающийся со списками Барс., 727 и Увар., 298). Лучшим списком данного варианта является Заб., 365. Самые же ранние списки отразили влияние уже Основного варианта Пространного вида (ошибочное осмысление 18 сентября как дня преставления Федора и исправление его на 19 сентября, а также другие чтения).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

2003. С. 30). В описании Успенского собора 40-х гг. XVII в. погребение М. Ю. («гробница благовернаго князя Михалка, брата князя Андрея Боголюбского») фиксировалось «на левой стране у сторонних дверей», «в головах» у гробницы кнг. Агафии - супруги кн. мч. Георгия Всеволодовича (цит. по: Тимофеева. 2013. С. 108, 112). Над гробницей была сделана надпись (в XIX в., вероятно, скопированная с более старой): «Мощи благоверного великого князя Михаила Георгиевича, преставися лета 6684-е месяца июня 20» (Там же. С. 133; материалы ремонтно-реставрационных работ 1951 г. под рук. А. Д. Варганова). О М. Ю. также упоминалось в надгробных листах (РГБ. Ф. 178. Музейное собр. 4288. Л. 615 об., 618 об.; Сиренов. 2003. С. 75, 81). Как установил А. В. Сиренов, этот источник «был составлен в Москве в окружении патр. Иосифа, возможно, книжниками Печатного двора, к церемонии перенесения мощей» вел. кн. Георгия Всеволодовича и во 2-й пол. XVII-XVIII в. неоднократно копировался (см., напр.: БАН. 34.4.27. Л. 1, 24), а также эти надгробные листы были включены, как установил все тот же исследователь, в список 1670 г. «Книги степенной царского родословия» старшего извода Пространной редакции (РГБ. Ф. 178. 4288), находившейся в кон. XVII в. в составе рукописной б-ки Успенского собора во Владимире ( Сиренов. 2003. С. 41). В 1882 г., во время реставрации во Владимире Успенского собора, были приведены в порядок княжеские гробницы. Белокаменная гробница М. Ю. находится в сев. галерее (аркосолии) собора. Канонизация М. Ю. совершилась включением его имени в Собор Владимирских святых, установленный в 1982 г. по инициативе архиеп. Владимирского и Суздальского Серапиона (Фадеева) и по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова) . Лит.: Барсуков. Источники агиографии. С. 363-365; Экземплярский А. В. Великие и удельные князья Сев. Руси в татарский период с 1238 по 1505 г.: Биогр. очерки по первоисточникам и главнейшим пособиям. СПб., 1891. Т. 2. С. 4, 14-15, 153, 271-272, 337-338, 381, 389, 563, 614; Сергий (Спасский).

http://pravenc.ru/text/2563752.html

8-скатное покрытие с маленькой главкой и галерея восстановлены при реставрации в нач. 70-х гг. XX в. по проекту Б. В. Гнедовского. Др. памятник деревянного зодчества, Спасо-Никольская ц. (1667) Верхнемоломской пуст. (ныне в дер. Н. Починок Опаринского р-на), представляет собой бревенчатый четверик с повалом, на высоком подклете, увенчанный главой, с 3 сторон к нему прирублено крытое гульбище, на к-рое ведет высокое крыльцо с рундуком. 5-стенный алтарный прируб с востока покрыт «бочкой» с маленькой главкой. Многочисленные окна с решетками и резными наличниками, имитирующими формы каменного узорочья, относятся ко времени перестройки (1716). Спасский собор в Вятке. Сер. 60-х гг. XVIII в.— 1818 г. Фотография. 1917 г. (Архив ЦНЦ «Православная энциклопедия») Спасский собор в Вятке. Сер. 60-х гг. XVIII в.— 1818 г. Фотография. 1917 г. (Архив ЦНЦ «Православная энциклопедия») Первые каменные сооружения работы московских мастеров - Троицкий собор (1676-1683) и архиерейские палаты - появились в кон. XVII в. в Хлынове. Собор был типичным для кон. XVII в. столпным храмом, но его первоначальные формы неизвестны, поскольку он был разобран в 1759 г. Вторым был построен в камне собор Трифонова Успенского мон-ря (1684-1689) - 5-главый кубический объем, 3-апсидный, относящийся к типу 4-столпных храмов с иконостасом у вост. стены. Полуциркульные апсиды декорированы наличниками «дивного узорочья» в стиле рус. архитектуры 40-70-х гг. XVII в. На строительстве соборов в Хлынове сформировалась местная артель каменщиков под началом Ивана Никонова. Их постройки представляют собой тип небольшого бесстолпного храма с разделенными на 3 прясла фасадами и обильным кирпичным декором. Несмотря на присутствие отдельных т. н. нарышкинских (близких к североевроп. маньеризму) форм - разорванных фронтончиков (на Вятке - с «кистями»), раковин, завитков (на Вятке - в форме рогов),- декор вятских построек до кон. 20-х гг. XVIII в. сохранял архаичный, ковровый характер. Церковь во имя вмц. Параскевы Пятницы (Сретенская) в Вятке. 1705–1712 гг. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) Церковь во имя вмц. Параскевы Пятницы (Сретенская) в Вятке. 1705–1712 гг. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) Архитектурный процесс на Вятке в основном был таким же, как в Каргополе и Соликамске, где сохраняли верность типологии и формам узорочья. В Вел. Устюге и Тобольске в это время использовались нарышкинские, укр. формы и даже петровское барокко. Храмы были как 5-, так и 1-главыми, многие были перекрыты очень высокими деревянными 4- или 8-скатными кровлями-курмами, известными только на Вятке по описаниям и по формам поздних железных кровель (подлинные не сохр.). К указанному типу относится ряд церквей в Хлынове, в Слободском и в окрестных селах, среди них выделяются слободская Екатерининская (1699) и Знаменская в с. Пасегове Кирово-Чепецкого р-на (1726).

http://pravenc.ru/text/161163.html

Б. владел также собранием старинных книг кириллической печати и богатой коллекцией икон на досках и шитых икон. Большую ценность имеет принадлежавшая Б. шитая икона «воздух» с изображением Нерукотворного образа Спасителя, предстоящих, ангелов и избранных святых, изготовленная в 1389 г. Б. располагал также небольшим собранием книжных гравюр, к-рое он составил гл. обр. путем изъятия их из ветхих и дефектных экземпляров печатных книг, поступавших к нему в антикварную лавку. Это собрание Б. продал исследователю печатной графики Д. А. Ровинскому . Во 2-й пол. 40-х гг. Б. активно способствовал признанию рус. старообрядцами-поповцами новоучрежденной Белокриницкой иерархии , сам присоединился к белокриницкому согласию. Б. похоронен на Рогожском кладбище (могила не сохранилась). После Октябрьской революции 1917 г. антикварная фирма Большаковых закрылась, последним ее владельцем был Н. С. Большаков († после 1938), внук Б. С. Т. Большаков. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) С. Т. Большаков. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) После смерти Б. его сын Сергей Тихонович предложил отд-нию рукописей и старопечатных книг новообразованных Московского Публичного и Румянцевского музеев приобрести у него собрание рукописей отца, причем часть рукописей отдавалась бесплатно. Хранитель отд-ния А. Е. Викторов отобрал 435 номеров рукописей, к-рые и были приобретены музеями и получили первые номера Музейного собрания славяно-русских рукописей (1-435). В 1953 г. фонд Б. был выделен из Музейного собрания, в 1982 г. к фонду дополнительно были присоединены 3 рукописи, зарегистрированные ранее в Музейном собрании. Древнейшими рукописями фонда Б. являются 2 пергаменных списка Евангелия-апракос XIV в. 17, 434). Ок. 1/4 фонда составляют богослужебные книги XIV-XIX вв., свыше 1/3 богослужебных книг - нотированные, большинство имеет крюковую нотацию, древнейшая - Ирмологий XV в. 386). Наиболее замечательной рукописью житийного раздела и всей коллекции в целом является уникальное лицевое житие свт. Николая Мирликийского 15, XVI в.), к-рое в 1882 г. было издано ОИДР. В собрании Б. находится множество житий севернорус. святых. В составе фонда имеется большое количество оригинальных и переводных повестей, сказаний, ряд рус. летописей и хронографов, сочинения прп. Максима Грека, в т. ч. с его правкой 285), и др. церковных писателей. В фонде содержится немало апокрифических сочинений. Значительное место в собрании занимают архивные материалы XVII-XVIII вв.: документы вологодского архиерейского дома и вологодских мон-рей, земельно-имущественные материалы отдельных рус. помещиков XVII в. и др. Богато представлена богословско-учительная лит-ра (в списках XV-XIX вв.). К числу древнейших рукописей этой группы относятся «Лествица» Иоанна Синайского 289, 1412 г.) и Слова Исаака Сирина 424, XV в.). В собрании имеется множество старообрядческих рукописей, в основном XVIII в., рукописей учебного и научного характера, преимущественно XVII-XVIII вв., сборников смешанного содержания XV-XX вв.

http://pravenc.ru/text/149709.html

Согласно данным кон. XVII - XVIII в., М. «преставися в лето 6893 маиа в 6 день» (Описание о российских святых. С. 78; Голубинский. С. 440. Примеч. 98). Записи о кончине М. нет ни в Троицкой (свод 1408/09 г.), ни в Симеоновской летописи кон. XV в., ни в Рогожском летописце 40-х гг. XV в., в текстах к-рых отразился ранний летописный материал, связанный с Троице-Сергиевым мон-рем, ни в поздних троицких летописцах XVII в. Еще в сер. 50-х гг. XVII в. 1385 г. как год кончины М. не был известен Симону (Азарьину) , и он не отражен в его Месяцеслове (РГБ. МДА. Фунд. Ф. 173/I. 201. Л. 332 об.). Т. о., неизвестно, из каких источников появилась эта дата, поэтому строгих оснований для отнесения кончины М. к 1385 г. не имеется. Не исключено, что М. скончался уже после смерти прп. Сергия. Почитание Прп. Михей Радонежский. Фрагмент иконы на раке прп. Михея Радонежского. Ок. 1980 г. (ц. в честь Явления Богоматери прп. Сергию Радонежскому, ТСЛ) Прп. Михей Радонежский. Фрагмент иконы на раке прп. Михея Радонежского. Ок. 1980 г. (ц. в честь Явления Богоматери прп. Сергию Радонежскому, ТСЛ) Рака с мощами прп. Михея Радонежского и икона преподобных Сергия и Михея Радонежских в иконостасе ц. Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому (Михеевской) в Троице-Сергиевой лавре. Фотография. 2015 г. Рака с мощами прп. Михея Радонежского и икона преподобных Сергия и Михея Радонежских в иконостасе ц. Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому (Михеевской) в Троице-Сергиевой лавре. Фотография. 2015 г. Поскольку преподобный относился к числу младших современников св. игумена, его имя было хорошо известно троицким монахам кон. XIV - 1-й пол. XV в., к-рые могли рассказать о нем автору первоначального Жития прп. Сергия прп. Епифанию Премудрому и позднее Пахомию Логофету. Встречающиеся с нач. XVI в., в основном в произведениях, связанных с Троице-Сергиевым мон-рем, изображения М. с нимбом могут рассматриваться в качестве свидетельства о начале местного почитания преподобного в Троицкой обители. Имя М. встречается в пергаменном синодике киржачского Благовещенского мон-ря кон. XVI в. вместе с именами преподобных иноков Исаакия Молчальника и Романа . Вместе они характеризуются как «ученицы» прп. Сергия (РГБ. Ф. 304/I. 43. Л. 12; Кузьмин А. В. На пути в Москву: Очерки генеалогии военно-служилой знати Сев.-Вост. Руси в XIII - сер. XV в. М., 2014. Т. 1. С. 219. Примеч. 110).

http://pravenc.ru/text/2563830.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010